Велоклуб Орион

Веломарафон 200 км, или Как такое возможно?
31 мая 2008

Результаты

Ольга Шевченко

Марафон-200… Для меня, велотуристки с формальным стажем катания 8 месяцев, а фактическим (покатушки, ПВД, поход 1 к.с.) 3 месяца, максимальным суточным пробегом 90 км, это абсолютно безумная авантюра. Всего месяц назад предложение поучаствовать в марафоне воспринималось исключительно как сарказм. Однако дней за десять до даты марафона – 31 мая 2008 г – я регистрируюсь участницей.

Как происходит ломка стереотипов? Основную роль сыграл месячный сеанс гипноза со стороны моего велогуру Дениса Пеплина. Во-вторых, на фоне умственного перенапряжения предсессионных недель марафон предлагал коренную смену деятельности, что и есть активный отдых. А в третьих, то, что мы делаем добровольно, это удовольствие, каким бы непосильным оно ни казалось, если бы было по принуждению.

После заявки на участие появилось немного свободного времени. Оценив свое физическое состояние (больное после похода правое колено) и прочитав в Интернете, что как раз больные колени – типичное осложнение марафонов, я осознала, что решение об участии было явно ошибочным. Но о моем намерении ехать марафон знали уже все знакомые. Я понимаю, что это не аргумент, что как раз отказ от участия – вот что было бы правильно, по-взрослому, достойно уважения, особенно для меня – студентки меда. Но слаб человек, и я нахожу лазейку: буду воспринимать это как очередную покатушку, тренировку, приму меры (низкие передачи, разогревающая мазь, больше пить минеральной воды) и если что, сойду с дистанции без колебаний. Программа-минимум: не «посадить» колени. Программа-максимум: проехать 200 км. Сверхзадача: уложиться в график.

Против было все: некогда заняться проверкой и техническим обслуживанием байка, недосып вторую ночь, судорожные сборы вечером, утром и прямо на старте…

место сбора изменить нельзя

направо поедешь – вел потеряешь…

на старте

I`ll be back!

До места старта мне ехать 5 км, но на подъем. Еле успела. 8.00 – стартуем. Мы с Денисом сразу заняли место в самом хвосте. И хорошо, первыми нам не ехать по определению, а все время ускользающие спины на горизонте подавляют.

9.00 – едется тяжело. Пугает мысль о том, что так ехать еще в лучшем случае часов двенадцать, в голове мелькают строки из песни Высоцкого: «Если очень вы устали, сели-встали, сели-встали», «Если хилый – сразу в гроб» и т.п.

А потом ритм установился, и в первый раз я рискнула посмотреть на датчик расстояния, когда тот показал 40 км – как выяснилось, сожалению, от дома, а от старта 35 км.

Проехали Дубовку. До Дубовки мы доезжали пару недель назад в рамках тренировки перед марафоном, которая на практике оказалась просто покатушкой и ответа на вопрос, «что такое марафон и с чем его едят», не дала. Приятный спуск, но ведь на обратном пути это будет весьма противный затяжной подъем.

55 км - сделали остановку на перекус. Градус оптимизма резко поднялся – четверть пути позади, а это уже что-то! Это расстояние мы проехали вполне хорошо, вот только колено то и дело напоминало о себе. Пока мы отдыхали, нас обогнал последний участник марафона, а мы гадали: наш – не наш.

До поворота на Лозное без особенностей. Останавливались часто, наверное, каждые 10 км, чтобы попить, размяться, помассировать колени. Пыталась больше нагружать левую ногу, чтобы разгрузить правое колено. В результате правое перестало беспокоить, зато заболело левое. Обидно было, что из-за этого не могу крутить в полную силу. Хотя, возможно, именно этот факт не дал выложиться сразу и позволил сэкономить силы. Пришло понимание, что не зря придумана система для питья воды через трубочку (пить хочется чаще, чем отдыхать) и не зря придуманы контактные педали (при попытке держать низкие передачи ноги соскальзывают) – это бы реально увеличило эффективность движения. Но я же не собираюсь в дальнейшем участвовать в марафонах, а из-за одного раза все равно не стала бы заморачиваться с экипировкой.

По пути представляю, как приедем на контрольный пункт, зайдем в магазин, а потом, ну пусть не целый час, времени у нас в обрез, но полчаса точно посидим, пообедаем, напишу СМСки знакомым. Это уже будет рекорд – 95 км в день я еще не проезжала.

После поворота до Лозного нужно было проехать 36 км по пустынной и большей частью хорошей дороге. Удовольствие от езды без гудящих и чадящих грузовиков было испорчено довольно сильным встречным ветром. Ехали в сцепке, чтобы максимально облегчить жизнь слабому звену – мне. Денис ставил свои рекорды: вез велорюкзак с грузом, палатку, спальник и заплечный рюкзак с целью доказать, что вполне реально проехать 200 км с грузом за день. Оба едем на байках. Скорость около 14 км/ч. Мало! А прибавить не могу.

65 км – навстречу едут двое лидеров марафона. Опережают нас почти в два раза. У них своя игра – там все серьезно: шоссейники, экипировка, чемпионские амбиции. Прикидываем, когда они финишируют. Наверное, часа в 3 дня.

Постепенно парами и поштучно мимо проносятся все участники марафона, приветственно машем друг другу. Искренне машем! Когда на следующий день рассказывала знакомым о марафоне и дошла до этого момента, кто-то спросил: «Ну вы им в спину плюнули?!». Мы ищем «своих»: Стаса и Кирилла, которые были с нами в майском походе и известны как любители «вломить». Вот и они, оба довольные.

Вдоль дороги указатели расстояния от поворота на Лозное. Они показывают такое, что не хочется верить. Еще много километров до КП, а они не дают отвлечься, каждый километр напоминают, что еще далеко. А другие-то уже едут обратно…

На подъезде к Лозному провожаем и Свету с Сашей. Мы со Светой – единственные участницы марафона. И ведь вся эта счастливая компания несется с попутным ветром! Очень хочется надеяться, что к тому моменту, когда и мы повернем в обратный путь, ветер не сменится. Но против законов подлости не попрешь.

У меня отложилось в памяти, что последний контрольный срок для отметки на почте в Лозном 14.50. Вроде нормально укладываемся.

Вот-вот Лозное. А все не вот и не вот. Последние километры нудно тянутся. Спуск не радует – скоро это будет подъем, правда, зато с попутным ветром.

Лозное! Но ехать-то до почты. Хорошо, что Денис едет этой дорогой второй раз, нам не приходится ничего искать. Вот и почта. Что надо сказать? Ах да, они там уже знают, вон сколько до нас тут проехало! Иду ставить печать: «К вам, наверное, уже заходили люди с желтыми бумажечками?». Наше время 14.15. Но что это? Я перепутала, последний срок 14.20! Мы уложились за 5 минут до истечения срока!

Радужные перспективы сиесты рассеялись как дым. Решили выехать из Лозного, сделать ровно 100 км и тогда быстренько пообедать.

Эйфория от того, что хоть половину, но мы точно проехали в срок, прогнала все неприятные ощущения из коленок, прибавила сил и драйва. Ну, еще, конечно, попутный ветер. Незаметно пролетаем нудные километры перед Лозным. По прямой скорость 27-30 км/ч. Восторг!

100 км. Остановка? Нет! Едем, пока едется! Наконец-то лимитирующий фактор становится привычным: нехватка воздуха, а не боль в коленях.

105 км. Денис командует остановку, и мы обедаем. Больше половины проехали! Состояние в норме. А мой МТС не ловит. Не судьба похвастаться.

Пора ехать. Замечаем, что на расстоянии от нас явно идет дождь, да и над нами небо хмурится. Важные вещи изолируем, надеваем куртки, вперед!

Немного проехали, а дождя нет, в куртках душно. Скидываем.

36 км до поворота – сплошное удовольствие! Ветер попутный, хоть и не сильный, не жарко, не холодно – как по заказу. А ведь еще в прошлые выходные стояла вполне летняя жара, буквально вынудившая открыть купальный сезон. Машин практически нет, едем рядом, разговариваем, время пролетает незаметно. Так мы точно успеем, если ЧП не случится! Появился запас в полчаса.

После поворота ситуация ухудшается. Ветер уже боковой, меня иногда сносит. Но до Дубовки доезжаем нормально. Денис идет в магазин, закупаться минералкой, зеленым чаем и шоколадками (причем в два захода – куда нам спешить :) ?). Я охраняю велосипеды. Бабульки-торговки глазеют на меня. Гадаю, смогут ли воздержаться от вопросов? Нет, не смогли. Рассказываю, кто мы, куда едем.

На выезде из Дубовки ветер окончательно становится бескомпромиссно встречным. Преодолеваем «пешеходную» горку. На затяжном, хоть и пологом подъеме скорость 10-12 км/ч. Стремительно теряем запас времени.

Спуск – но даже если крутить педали скорость не превышает 21 км/ч! Это и близко не компенсирует потерю времени и скорости на подъеме. Это катастрофа. Всегда уверенный в успехе Денис признает, что у нас мало шансов. К чему упираться, если все равно не успеем? И все-таки что зависит от нас, мы сделаем.

Во время очередной остановки мне звонят. Нет, дождь нас обошел. К сожалению, мы не успеваем. Да время еще есть, но погодные условия против нас.

Отключаюсь – и моментально начинается дождь. Уже не важно. До финиша 40 км. Всего 40 км! Одна пятая всего пути! И тут ветер прекращается, и на спуске мы разгоняемся свыше 30 км/ч! И снова график оптимизма принимает положительные значения. Можем и успеть!

Я представляла себе, что к концу марафона мое физическое состояние будет очень плохим, ведь по опыту тех трех раз, что я проезжала около 90 км в день, к концу пути начинала болеть шея, руки, больно было сидеть. А тут все в относительном порядке, так, общая усталость. Практика опять не оправдывает прогнозы, не стоит им доверять!

Остается 30 км! 170 позади! Ситуация по-прежнему благоприятная. И тут меня накрывает: впервые с начала марафона мне начинает страшно хотеться успеть! Много всяких неполадок могло произойти: и в техническом плане, и в плане самочувствия. Но теперь, когда очевидно, что физически мы можем успеть, но времени впритык, становится страшно: а вдруг не уложимся чуть-чуть, а вдруг прокол, разрыв цепи или еще что? Чиниться нам некогда.

Замечаем радугу. Это хороший знак. А вот двойная радуга! Значит, мы успеем. Денис останавливается что-то поправить, отстает; я еду впереди. Оборачиваюсь: догоняет, а прямо за ним радуга. Какой редкий кадр! Жалко, что ситуация не позволяет фотографировать.

Около восьми вечера опять остановка и опять телефонный звонок. Подруга звонит с КП и интересуется, когда мы приедем, а то они ждут нас аж с пяти часов и скучно. Ну просто нет слов, как я вам, беднягам, сочувствую!

Поворот на Орловский разъезд, указатель 10 км. Что такое 10 км? А они никак не кончаются. Приходится делать еще остановку на перекус. Что дальше? Тут уже рядом до Городища, немного спусков-подъемов по Городищу, а там рукой подать до Волгограда, а там по третьей продольной – и мы на месте. Звучит длинновато.

Водстрой. Успеем – не успеем?

Городище. Если бы сейчас предложили альтернативу: проехать еще не 10 км, а, скажем, 30, но зато с гарантией, что уложимся в срок, я бы согласилась. То есть к финишу главная проблема не в усталости, как ожидалось, а… в нетерпении сердца, знаете, есть такой роман Стефана Цвейга («Ungeduld des Herzens»)?

Купим воды? Нет, поехали! Мне не терпится. Приехать и всем позвонить: мы сделали это! Нет, не будем загадывать. А вдруг что с велосипедом? Дорогу я представляю плохо, а вдруг затяжной подъем? И ветер? Скоро Волгоград. Надеюсь, не со стороны Спартановки?

Третья продольная. А ведь я могу быстрей. Прибавляю. Спуск, летим, КаМАЗы брызгаются водой. Реальный драйв!

Впереди спуск и подъем. Где же долгожданная заправка? Сразу на спуске! Ура! Впереди две огромные лужи, пролетаем их, и ноги окатывает водой.

Мокрые, грязные по самый шлем - Мы на месте!! Мы успели!!! Наше время 13 часов 13 минут!

Ночью у костра пытаюсь уложить в голове невероятную мысль: я проехала марафон-200. Мы это сделали! «Если сомневаешься, значит, стоит ехать» – сделать эту фразу девизом?

финиш

полный финиш!

бодряк поутру

вот и закончилась готичная адвентура

Комментарии Дениса Пеплина:

1. Проехать марафон двухсотку может каждый, было бы желание. А вот проехать его в первый раз с удовольствием от самого процесса езды – это редкость. Но похоже у Оли это получилось. От меня требовалось лишь задать правильный темп. И пусть в майском походе наша палатка была самая раздолбайская – собирались мы дольше всех и выезжали последними, марафон еще раз доказал, что главное – не быстро, а вовремя. Из наших более чем тринадцати часов марафона ходовых было только десять. Остальное время мы потратили на остановки. На ходу даже не пили. Всю дистанцию прошли на пределе времени. Зато сэкономили силы, и на финиш приехали в отличном настроении и физическом состоянии.
Мой небольшой эксперимент – марафон с грузом (которого кстати было около 20 килограмм) – позволил уравнять силы и мне не пришлось слишком уж расслабляться на дистанции. Всего в этот день с грузом было пройдено 220км. И есть уверенность, что если бы эта дистанция была пройдена на пару часов быстрее, на следующий день я был бы “никакой”. А так – усталости почти нет. Вот что значит правильный темп. Эксперименты с экстремально длинными грузовыми покатушками можно продолжать.

2. Марафон 200 получился опять боевой - спасибо сильному ветру.
И если в прошлом году ветер хотя бы хорошо подгонял в спину на пути в Дубовку, то в этом больше мешал на обратном пути из нее. Правда, к вечеру стих, что позволило нормально завершить марафон. Впечатлений так много, что все и не рассказать... Но кажется, что все было давным-давно, как будто каждая только что пройденная минута марафона - уже далекое прошлое. Как всегда не верится, что мы это сделали, ведь иногда было по-настоящему сложно.
Что особенно понравилось - полноценные посиделки у костра после марафона. Как будто это и не марафон вовсе, а обычный походный день - приехали, палатки поставили и впечатлениями обмениваемся. Тем более здорово, что не было комаров. Для меня после нашего майского похода это до сих пор каждый раз сюрприз - если комаров нет.
Спасибо организаторам, и как всегда отдельное спасибо тем, кто готовил ужин - что может быть лучше правильной еды на финише :)

Результаты

Порядок
финиширования
Фамилия Клуб (город) Время Место Примечание
1 Елфимов Денис Волгоград 6-59 1-2  
2 Певнев Валерий Орион-рандоннер 7-01 1-2  
3 Воробьев Олег Волгоград 7-24 3-4  
4 Кузнецов Андрей Волгоград 7-25 3-4  
5 Винокуров Леонид Орион-рандоннер 8-18 5  
6 Осинцев Дмитрий Орион-рандоннер 9-02 6  
7 Медведев Владимир Орион-рандоннер 9-12 7-8  
8 Чечеткин Анатолий Городище 9-12 7-8  
9 Фалалеев Кирилл Орион-рандоннер 9-30 9-10  
10 Полунин Станислав Орион-рандоннер 9-30 9-10  
11 Лисовец Дмитрий Орион-рандоннер 11-42 11-14  
12 Ляпунов Александр Орион-рандоннер 11-42 11-14  
13 Ляпунова Светлана Волгоград 11-42 11-14  
14 Михайлов Анатолий Орион-рандоннер 11-42 11-14  
15 Крыжановский Дм Орион-рандоннер 13-10 15  
16 Пеплин Денис Орион-рандоннер 13-13 16-17  
17 Шевченко Ольга Орион-рандоннер 13-13 16-17  
18 Комочков Валерий Орион-рандоннер сошел - 190 км
19 Парамонов Сергей Орион-Волгоград сошел - 180 км

 

на первую страницу
клубная информация | походы | ПВД | фотоальбомы | публикации | клубные события | соревнования | форумы | ссылки

 


Сайт велоклуба ОРИОН открыт 29.08.99
© 1999-2009 Велоклуб ОРИОН

Web design by Pavel Protopopov

Hosted by uCoz