Велоклуб Орион

Открытие сезона 2009

4-5.04.2009

Ольга Шевченко

Когда нашему коту Фархаду исполнилось двенадцать месяцев,

мой брат изрек: «Умудренный годом кот»

Скидываю фотки на комп, нарекаю папку «4-5.04.2009 Открытие Велосезона-2009»… Круг замкнулся: где-то в самом-самом начале самой юной, но самой объемистой папки «Велосипеды» есть папка «5-6.04.2008 Открытие Велосезона-2008».

Ах, беззаботное велодетство! Все было в первый раз: первая поездка толпой и первые посиделки у костра до четырех утра, первая ночевка в спальнике и первая ночевка в палатке, первое ночное ориентирование (великое и ужасное) и первая поездка домой через ГЭС. Столько захватывающих дебютов за одни сутки – неудивительно, что домой я вернулась как после отпуска в другой стране. А ведь все это кто-то придумал и воплотил…

Прошло 11 месяцев. И еще 1 месяц, полный волнения на тему «только бы все получилось». Критиковать по ту сторону экрана легко, а как быть уверенной, что не допустили той пресловутой ошибки в легенде, про которую писала, что, мол, если б не она, да мы бы все нашли, мы бы уложились во время, мы бы… Найти время и съездить 4 раза подряд с заданием подготовить трассу (при этом не будучи в состоянии запомнить дорогу на Удобное), учесть, что если в данный момент светло, сухо и штиль, то в нужный момент может быть темно, грязно и ветрено. Но задание партии – такое дело… Такое интересное дело!!!

I. Постановка ориентирования: как это было

1. Разведка боем и подготовка кадров.

На первый раз было решено просто открыть для себя дорогу в Удобное, совместив с обычной покатушкой. Половина участников периодически застревали, т.к. колеса забивались грязью, и это при том, что нам повезло с погодой – подморозило. Так что перспективы мы оценили. Рядовая покатушка 15.03.2009

На следующие выходные собирались ехать уже конкретно «на дело», усилив команду постановщиков Андреем Смеловым. Но сильный дождь накануне дал понять, что на Удобном нас ждет сплошное свинство. И мы отправились на верный Ангарский тренировать технику постановки, перенимая опыт Дениса Пеплина, единственного из нас, имевшего опыт организации ночного ориентирования. Был бы повод – а покатушка всегда получается интересной. Хотя в седле мы провели не особенно много времени (а по мнению Андрея, так и вовсе бессовестно мало), на каждом повороте возобновляя дискуссию о том, как и что обозначать, и как будут выглядеть наши КП. Денис и Андрей почему-то никак не могли взять в толк, что правильно делать так, как я говорю. Иначе зачем бы я говорила, что надо делать так? По следам ноябрьского ориентирования 22.03.2009

2. Легенда обретает форму.

В выходные перед Открытием наш Учитель не выдержал напряженного графика и утонул в быту. Отмазавшись возможностью поставить трассу в пятницу вечером 03.04.09 и утром в субботу 04.04.09. Привычно потрясенные халатностью, пофигизмом, безответственностью и самоуверенностью нашего гуру, мы вооружились идеологией «свято место пусто не бывает», призвали в помощь Диму Лисовца и ринулись на очередной штурм Удобного. (Ну ладно, ладно, накануне в клубную среду, воспользовавшись любезностью администрации магазина «Байк» и новейшими достижениями современных технологий в виде программы Google Earth, Денис дал нам мастер-класс по тактике и стратегии, виртуально обозначив ТТХ района атаки и радиус поражения, что потом пригодилось для ориентировки на месте)

Отведя под сие архиважное мероприятие все воскресенье 29.03.2009, мы уже в час дня определились с местом старта. (Прикольная грунтовка ведет к месту Открытия, думалось мне не раз, почему же я вечно проезжаю по ней или уставши в шишки (как в первый приезд, когда весь путь от Краснослободска боролись с встречным ветром) или проголодавшись как волк (как на этот раз, время-то обеденное) – никак не удается просто насладиться рельефом без борьбы с базовыми потребностями)

А не так-то просто было начать то, зачем приехали! Погода стояла идиллическая! Не какая-то там переменная облачность, которой мы радуемся последние месяцы, а настоящий весенний солнечный день, теплый, абсолютно безветренный, зеленая травка, желтенькие цветочки – все за то, чтобы растянуться на траве и бездумно следить за облаками.

Фото 1. Солнечный денёк. Фото 2. Весна

Лед практически сошел, только ошметки плыли по центру ерика.

Фото 3. Лёд почти сошёл

К вечеру их снесло к дальнему берегу – и вдруг раздался странный треск и плеск. Это первый рыбак на резиновой лодке ледоколом плыл среди айсбергов.

Но задание партии, как вы понимаете, такое дело… И мы отправились исследовать дороги, дорожки, тропы и тропинки.

Дерево над водой рядом с лагерем. Тут будет КП 1. Есть приметное место, откуда можно взять азимут. Близко – пусть все найдут, чтоб мотивация появилась. Но не слишком просто – пусть лезут на дерево. Это ж прикольно – лазить по деревьям. Днем.

Так, дальше. Трубы – чем не КП 2? Есть, теперь едем вдоль труб. Валяется дохлый еж… «Азимут 66 градусов и 13 шагов от дохлого ежика». Интересно, там гуру не икалось?

На развилках глаза разбегаются: и туда хочется и сюда. Система рулит: сначала направо. Направо поедешь… ага, тупик, назад. Прямо поедешь… О! Развалины! Ура!! И дерево обгорелое! Ой, а вон еще одно, с дуплом! Покрышки валяются, надо использовать. Ух, а тут бункер целый! О-о-о, туалет!!! Открываем – давно не использовался… А если сюда пара-тройка команд одновременно прибудет? Нет, побережем одноклубников. Что же делать-то?! Столько тайничков перспективных на одном пятачке! Так и родился КП 3 со звездочкой. Я думала, в дырке стены найти будет трудно.. Недооценила волю к победе, признаю.

Едем дальше. Едем, едем. Дорога однообразна, не пойдет. Выезжаем на развилку множества дорог. Тут есть, где запутаться. Надо обязательно использовать. Ищем другой подъезд к этому же месту. Попали в деревню. Не вариант, собаки ночью, людей будить.

Долго ли, коротко ли, попали в район болот, который видели на карте Google Earth. А вот и роща. Эх, столько всего уже напланировали, а тут, наверное, интереснее. И не видно будет командам друг друга в лесу. Но перепланировать уже некогда. Да и по факту оказывается, что в лесу трудно найти приметные места, с которых брать азимут. Но все-таки захватить надо для разнообразия.

Овраг!!! Я думала, мало кто привезет бумажку с цифрой «6». Там же дороги-то толком нет! И опять по факту народ оказался на высоте! Нашли все, кто пытался. Интересно, почему? То ли правда так понятно нарисовали/обозначили, то ли я пока так слаба в ночном ориентировании, что мне все кажется сложным.

Вернулись на поляну часа через три. Перекусили – и на второй круг, рисовать легенду. Должно бы получиться быстрее – ненужные радиалки уже не наматывать. Ан нет. Казалось, рисовать нечего будет, дорога почти везде одна, так, несколько развилок. А они, развилки эти, на каждом шагу, оказывается! Везде использовали двойной метод: двое рисуют легенду (я и Андрей), двое определяют направление по компасу (Андрей и Дима), только шаги везде считала я, зато минимум по 2 раза. На проработку КП7 и КП8 времени уже не хватало, воткнули практически где попало. Будем считать, что так задумано: к концу народ подустанет, захочет в лагерь, пусть не мучаются.

Все! Снова быстрый перекус – и домой. Начинает темнеть. Едем – а кругом горит огонь, горят деревья, горят поля! И дым стелется. Впереди спуск – и видно, как поверх ложбины висит дым, как облака в горах. Ныряем вниз – и дым над нами. Снова вверх, сквозь пелену. Полумрак, огонь, мрачный лес! Спасаемся, как зайцы от лесного пожара. Возможно, полагается испугаться. Т.е. не сомневаюсь, что если буду рассказывать нетуристским подругам, скажут, какая жуть. Но почему-то не страшно. Вот если б я была одна…

Домой по трассе уже в полной темноте.

Дело сделано. Трассой довольны: и покататься есть где, и поискать есть что, как и хотели. Слишком сложно или слишком просто - непонятно, это можно узнать только в процессе. Осталось все нарисовать и распечатать. Вспоминаю, что на ориентированиях, подготовленных Максимом Сушко и Олей Бердниковой, требовалось не просто найти и привезти карточки с номером КП, но и отгадать с их помощью загадку. У нас 8 КП – появляется идея с 7 цветами радуги (спектром) и «лишним» восьмым цветом. Лишний цвет должен явно отличаться от цветов спектра, но быть таким же выразительным. Останавливаюсь на розовом. В течение недели провожу тестирование, угадывают единицы. Некоторые догадываются о радуге, но либо не помнят точно, какие 7 цветов в радуге, либо просто не развивают мысль. Как вариант подумываю вместо розового использовать коричневый, что его нет в радуге наверняка догадаются, но, по-моему, слишком просто. Пробую на самих постановщиках: Денис не угадывает и естественно развивает бурную демагогию о том, что загадка составлена некорректно (розовый сложно отличить от фиолетового, и вообще это не розовый*); Дима тоже не угадывает; Андрей угадывает быстро и точно, предлагает остановиться на розовом и еще как-нибудь запутать.

Вот в таком вот аксепте…

- Абрам, почему ты отдал мне таз с дыркой? Я его тебе давал без дырки!

- Хаим, во-первых, я тебе отдал таз без дырки. Во-вторых, я его у тебя брал с дыркой. А в-третьих, никакого таза я у тебя не брал!

3. Погода имеет свойство меняться.

На выходные закономерно прогнозировалась мерзкая погода. Т.е. я прогноз не смотрела, но желающих ехидно сообщить про снег с дождем нашлось немало. Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, только бы не размыло дороги до того, как стартует ориентирование.

В субботу мы (постановщики) собираемся ехать 9-часовым паромом, чтобы успеть разложить КП до прибытия основной массы народа, чтоб не палиться. Выясняется, что паром идет через каждые 2 часа, решаем ехать в 10.00. Удивительное дело, но у парома я в 9.38! Там есть Дима Горохов, но нет парома. Есть еще объявление, что с 1 апреля паромы будут ходить чаще: через каждые 1,5 часа. Вот удружили! Дима предлагает попробовать мост. Въезжаем в ворота с огромной надписью: «Проезд и проход запрещены». Охранники ломаются, мол, проезд запрещен, а вдруг динамит везете – вон какие сумки (мимо вереницей проплывают машины на мост), но в результате разрешают. Подъезжает Денис, оставляем Диму ждать его компанию – и на мост.

Это мой первый проезд по мосту. Красота по сравнению с мостом через ГЭС: шире, без дырок в асфальте. Ветер подгоняет, местами разгоняемся до 28 км/ч. Сцепляемся рулями, но чудом удерживаемся в седле. На выезде с моста останавливаемся позвонить народу, сообщить об изменениях в расписании. Тут подъезжает Дима Лисовец. А Андрей Смелов, к большому сожалению, не приедет и не увидит плоды трудов своих.

До Удобного добираемся быстро и легко.

Фото 4. Страшный лес

Дима предлагает спрятать велорюкзаки в кустах и ехать налегке. Я за обеими ногами. Денис предпочитает свое добро возить с собой.

Фото 5. Заныкали рюкзаки

Вот и место для КП 1. А ветер кажется чуть не ураганным! Элегантно повесить бумажку «КП 1» на высокий сучок нереально. Дима брутально приматывает ее к стволу.

Фото 6. Дима крепит КП 1

И так везде: все бумаги приходится пришпиливать, придавливать так, что одни углы торчат. За уголок не прижмешь – улетит в момент. С этого момента все мои волнения сводятся к мысли «только бы не улетело». Все расстояния и азимуты Денис проверяет, пользуясь легендой.

На КП 2 нас встретило стадо удивительно коммуникабельных коз: козлята подбежали общаться, коза пыталась сожрать бумажку с надписью «КП 2». Планировалось положить карточки просто в устье трубы. Ветер их сдувал, пришлось пихать поглубже – а там такое прикольное эхо оказалось. Денис так заинтересовался антропогенным феноменом, что забурился аж по колени.

Фото 7. Денис нашёл эхо на КП 2

Ежик был на месте.

На КП 4 хотели положить карточки под верхний край трубы на сухую траву, чтоб они выглядывали в дырку трубы. Номер не прошел из-за ветра. Пришлось выкопать ямку. Ушли с сомнениями, но больше насчет улетят, чем насчет закопают.

То и дело в опасной близости от КП попадались аборигены. В прошлое воскресенье не было ни души.

КП 8 решили заложить когда стемнеет, а то много народу вокруг шарится.

Наконец, страшно голодные поехали в лагерь. Думалось, что если ни одно КП не унесет ветром и не разорят местные жители – это будет чудом. А если до начала ориентирования еще и дождь не пойдет… не, столько совпадений вряд ли.

II. Собственно Открытие

4. Лагерь с точки зрения команды «Лови момент!»

Фото 8. Лагерь 1. Фото 9. Лагерь 2

Фото 10. Палаток было больше 35 штук

Лагерь оказался дальше, чем мы рассчитывали при составлении легенды – придется домерить и дорисовать. Благо, ухитрилась не забыть ничего из подручных инструментов: ножницы, веревочка, дырокол, корректор, ручка.

Зеркальное отражение Закрытия–2008: навстречу выходит Александр Селиванов с приветствием: «Наши едут!». И тут и там в прогалинах среди деревьев горят костры, стоят группками палатки – и практически в каждой кучке есть знакомые, год прошел не зря! Через некоторое время, не веря своим глазам, обнаруживаю еще один знакомый силуэт: Денис Сысков тоже здесь! Вот уж точно Открытие сезона!

Фото 11. Народ кучкуется. Фото 12. Наша кучка

Фото 13. Еда! Фото 14. А вам слабо?

Фото 15. Приколы нашего городка

Только более-менее обжились, поставили палатки, угнездились возле костра – тревога! Пожар! Был ли это тим-билдинг, подготовленный организаторами, или стихия постаралась обеспечить Сыскову удачный кадр, пожертвовав изрядным куском поляны – в любом случае все с энтузиазмом сорвались с насиженных мест ради Общего Дела. Кто-то кинулся за каном и за водой, кто-то бил пламя палками, а беспринципные папарацци, которых было не меньше, чем увлеченных пожарных, самоотверженно лезли в эпицентр пепелища в поисках лучшего ракурса.

Фото 16. Пожар охватил изрядный кусок поляны. Фото 17. Тушим всем миром

Фото 18. Папарацци тоже в трудах. Фото 19. Верность выбору

Победили – и отправились дальше жечь костры. Только я, наконец, наелась – как поспела гречневая каша. Почему-то такая вкусная! А потом еще и суп Дима Лисовец состряпал! Перехватила пристальный взгляд Сыскова на мармелад в моем пакете. Открыть отказался: «Сама когда захочешь открыть, тогда угостишь». Для услаждения слуха трапезничающих давался концерт на флейте в исполнении Вероники Пилипенко.

Фото 20. Наслаждение искусством

Неоднократно разведка доносила, что едет В.А. Комочков, но оказывалось, что желаемое опять выдается за действительное.

Приближалось время развлекательной программы. Совершив подвиг гражданской ответственности, оторвались от теплой компании и поехали доизмерять расстояние. По пути своими глазами наблюдали прибытие Главного.

Фото 21. Отцы и дети

Потом, скрывшись от шпиёнов в палатке, замазывали, сушили и исправляли бесконечные копии легенды. Пропустили первый конкурс – на самый оригинальный лагерь.

5. Соревновательная часть

Конкурс мы пропустили, а там было на что посмотреть:

Фото 22. Палатка Лордов. Фото 23. Летающие велосипеды

Фото 24. Организаторы

Хоть мы и организаторы, поучаствовать в игровой части тоже хотелось. Есть желание – нашелся и способ: постановщики ориентирования будут участвовать в конкурсах, а постановщики конкурсов – в ориентировании, баллы сложим. Эта шизофрения нашла отражение в названии команды: «Carpe diem!/ Лови момент!».

Мы были честны, как английские джентльмены, даже намеком не облегчив второй половине путь к победе. Доказательство этому тот факт, что один из конкурсов поймал нашу половину команды врасплох. Пригласили по 1 мальчику и 1 девочке от команды, а потом потребовали залезть в палатку и там обменяться пятью (!) основными деталями одежды. Хоть бы намекнули предварительно, например, «оденьтесь потеплее!». Под давлением высоконравственной общественности аморальные организаторы сократили бартер до четырех вещей. Приз зрительских симпатий единогласно достался мужчине в красной кофточке.

Фото 25. Мужчина в красной кофточке. Фото 26. Переодевалки

В конкурсе на самую большую улыбку размах составил от 8 до 10 сантиметров:

Фото 27. Измерение улыбок

Конкурс на реакцию не раз вызывал бурную реакцию болельшиков:

Фото 28. Скорость реакции молниеносна и синхронна. Фото 29. Carpe diem! напряжённо болеет за своего

Потом «Пойми меня». Мы с Денисом всех сделали как младенцев. За положенные 3 минуты ни одна команда не смогла транслировать друг другу 10 слов. Мы уложились в 83 секунды.

Фото 30. В горы на велосипеде – это… Фото 31. Ну не фантазия же!

На ориентирование команды отправлялись с интервалом в 10 минут.

Фото 32. Ночные рейнджеры

После объяснения условий всей тусовке скопом, мы еще полтора часа разжевывали каждой стартующей команде принцип прорисовки легенды и что именно от них требуется сделать. По-моему, перестарались. Помню, нам год назад вручили легенду и скомандовали «Время пошло!», и мы еще долго соображали, что за цифирки, какие единицы измерения подразумеваются, откуда и докуда указано расстояние, и только через полчаса после старта убедились, что без налобного фонаря никак.

Появился Сысков с коробочкой: «Не устали объяснять? Хочешь мармелад?».

Последних отправили, когда сами окончательно замерзли. И какой же кайф наконец стряхнуть с себя груз ответственности и не торопясь проследовать к костру, развалиться на коврике и начать лениво доедать то, что не успели ранее!

Хотя наиболее шустрых мы ожидали часа через полтора после старта. Так оно примерно и получилось. На удивление, народ очень успешно справился: многие собрали все КП (кое-кто посеял часть бумажек по пути, за что был безжалостно лишен баллов), уложившись примерно в 2 часа. Лажа была одна: закопали 4-й КП. Но наша совесть почти чиста: предвидя нечто подобное, мы сто раз просили участников возвращать КП в исходный вид после посещения. Тем более, препятствие не оказалось непреодолимым: некоторые все-таки откопали и 4-й КП.

Пока ждали, начался-таки обещанный дождь. Но не настолько сильный, чтоб потушить костер и разогнать собрание по палаткам. У Сыскова нашелся зонтик. Это спасало от воды сверху, но не все коту масленица – скапливаясь на коврике, она подбиралась к нам с тыла. Зонтик обеспечил сюрреалистическую картину: ночь, костер и частокол безымянных ног вокруг.

«Несмотря на все ужасы, нарисованные учеными gismeteo, погода порадовала. Лишь ночью шел мелкий дождик» – это цитата из отчета об Открытии-2006. Се ля ви.

Сделав свое дело (хорошенько всё намочив), дождь закончился, и к этому времени все команды уже вернулись с ориентирования. Вскоре из задних (относительно меня) палаток стал раздаваться богатырский храп. Одна компания за другой отправлялись спать. Долгое время мы соревновались по усидчивости с «Палаткой Лордов», но все-таки победили. Обитатели палаток прямо по курсу сравнительно быстро угомонились, их костер практически погас, но время шло, и, похоже, холод выгнал их из дому, и их костер запылал пуще прежнего. Часа в четыре и на нашем фронте раздалась команда: «Пошлите спать!». Капли дождя замерзли в прикольные круглые льдинки, облепившие всю красную крышу нашей палатки. Не меньше получаса понадобилось нам, чтобы договорить то, о чем не успели у костра…

6. Утро и утренний кросс

Утро залило палатку ярким оранжевым светом. Можно было еще зарыться в спальник и продолжить спать во все более комфортных условиях (температура-то поднималась!), но как же можно? Вовсю слышны разговоры, жизнь бьет ключом, какой тут сон?

Самое жестокое в холодной ночевке – это утреннее умывание.

Небольшое число самых деловых колбас слиняли спозаранку. Когда я решила сделать рейд по лагерю и посчитать количество палаток, их оказалось 35. Можно сделать вывод, что человек 80 на Открытии точно было.

Сходила в гости к «Палатке Лордов». Причины раннего подъема, оказывается, бывают разными. Роман эмоционально рассказывал про «Кря-кря!! А потом карр-карр!! А потом дятлы эти ду-ду-ду!! Ду-ду-ду!!! Кря-кря-то быстро прекратилось, а эти ду-ду-ду! Ду-ду-ду!! Ду-ду-ду!!! Чтоб им!!»

Последним пунктом программы соревнований был утренний кросс. В качестве трассы послужила грунтовая часть той же дороги, по которой днем ранее все добирались до Удобного. Чтобы поставить КП в том месте, где начинается асфальт, нужно было туда съездить. Наконец-то появился повод прокатиться по этой веселой дорожке налегке и в бодром состоянии! С утра, правда, всё задеревенело, и начало 5,3-километрового пути пошло с трудом. Потом все раскатились, лихо залетая на горки и ныряя со спусков. Самое приятное, когда можно разогнаться и взлететь вверх по инерции, без натужного заползания на низкой передаче! Все внимание на колею, а поднимешь взгляд – ветки уже нацелились тебе в глаза, только и успеваешь пригнуться! Спасибо, шлем, спасибо, очки! Только ноги не выдерживают темпа и прыжков на ухабах, слетают с педалей. Наверное, в контактах что-то есть…

Обратный путь к лагерю доставил не меньше удовольствия благодаря попутному ветру, хоть и пришлось шарахаться от несущихся навстречу первых участников кросса.

Пока мы занимались общественно-полезным трудом, народ решил, что настал самый подходящий момент для общего фото:

Фото 33. Общее фото утром

Официальная часть закончилась объявлением результатов соревнований, награждением победителей и обращением Валерия Анатольевича, призвавшего почтенную публику к восстановлению славы клуба путем спортивных достижений.

Фото 34. Обсуждаем цели и перспективы. Фото 35. А в-четвёртых…

7. Неофициальная часть

Кто-то начал неспешно собираться в обратный путь в цивилизацию, а кто-то продолжал наслаждаться солнечным деньком.

Фото 36. Дело сделано – сезон открыт!

После обеда, когда и мы подумывали разворачивать лыжи, поступил звонок от Лили Арсаевой с подругой, которые ждали Алину с Сергеем на асфальте и пытались отмазаться от поездки по джунглям. Да разве отмажешься, когда в бой пошла тяжелая артиллерия – мы выслали на переговоры опытного агитатора Дениса. С прибытием подкрепления пикник обрел второе дыхание. И опять мы пересидели «Палатку Лордов», которые отчалили третьими с конца.

И только в половине пятого, собрав все покинутые шарики и спасши с ветки симпатичную голубую курточку, мы бросили прощальный взгляд на последнюю палатку, где продолжало распевать радио, и поехали через поля и леса (я лично по этой дороге восьмой раз за последний месяц) домой.

Фото 37. С шарами веселей!

В какой-то момент запасы энергии у части группы упали до нуля, и она медленно расползлась по трассе, в то время как у меньшей части случился подрыв, и они умотали за пределы поля зрения. Остановка у магазина, бананы и колбаса сотворили чудо, группа обрела способность к самоорганизации и получению удовольствия от процесса езды.

При подъезде к мосту нас пропустили без вопросов, на следующем КП выяснилось почему: «Когда вы уже кончитесь? Наверное, пятидесятые за сегодня едете!» Рабочие на мосту были более приветливы:

(они, сочувствующе) - Замучились, наверное?

(я, искренне) - Нет, совершенно!

- А мы замучились!!

Чудесный асфальт на мосту никак не давал ехать спокойно и размеренно, так и хотелось разогнаться. Однако максимум удалось выжать всего 33 км/ч, усталость и рюкзак не способствуют рекордам. А виды-то, виды! Панорама города в закатном свете! И только тихий гул покрышек, и только наши голоса…