Велоклуб Орион

Отчеты о покатушках и ПВД

Эльтон. Велопутешествие выходного дня. Отчет.

Волгоград - Ленинск - Степной - Эльтон - Ленинск - Волгоград

22-24.09.07

Денис Пеплин

В путешествие отправилась группа из четырех человек:

Дмитрий Лисовец
Анатолий Михайлов
Денис Пеплин
Станислав Полунин

На все ушло три дня, с 22.09.07 по 24.09.07, общий пробег составил 460км (500км для двоих участников, живущих в Кировском районе), более половины (около 260 км) по грунту, и около 200 км ночью (ночной грунт/ асфальт почти поровну). На третий день местами уже перли прямо по степи напролом :)

Маршрут:

Дистанция по дням: 175/115/170.

Навигация - карта, компас, велокомпьютер, звезды.

Все живы, здоровы, падений и травм не было, ни одного прокола, и обошлось без серьезных поломок.

Примерный маршрут до Эльтона
Примерный маршрут до Эльтона


Участники


Лисовец Дмитрий

Михайлов Анатолий - фотограф

Пеплин Денис - общее руководство, отчет

Полунин Станислав

План на ПВД:

Прокатиться по пустынному, но от этого не менее интересному району нашей без преувеличения огромной области. В качестве основной цели путешествия - посещение Эльтона. На весь маршрут отводится три дня, т.е. темп довольно бодрый. Заодно выяснить возможность длительных покатушек с грузом с дистанцией под 200км в день.

Отчет по дням.

День первый:

Старт из Волгограда в 8:00, от проспекта Металлургов.

Закупка продуктами в Волжском. Из Волжского выехали уже ближе к полудню. Вывод: на будущее в таких серьезных покатушках будем закупаться заранее, так как закупка по пути - это потеря как минимум часа на саму закупку и на дополнительные маневры в поисках магазина.

От Волжского до Ленинска ехали со скоростью 18-20км/ч из-за сильного встречного ветра. Затем свернули на дорогу до Степного и поехали уже заметно быстрее и легче при встречно-боковом ветре.

К вечеру дозакупились в Степном, получили ценную информацию от местных жителей и на закате направились по грунтовой дороге в сторону Эльтона. На выезде из Степного отвалился с погнутыми и поломанными стойками один из свежекупленных багажников. Сняли с него почти весь груз, оставив только теплые вещи, а стойки примотали изолентой.

Дорога на Эльтон
Эльтон где-то за горизонтом, до него меньше 100 км

Двигались до 23:00, на ночевку остановились прямо в степи, чуть отъехав от дороги.

Костровые не брали, так как не рассчитывали на возможность развести костер в степи. Соответственно, ничего не готовили, а сухпаек дополняли большим количеством сока, который в общем заменял нам чай, благо температура была плюсовая.

Для проезда через степь мы взяли с собой по 4,5 литра воды и сока на человека. Этого оказалось вполне достаточно, хотя и почти в обрез. Но на обратном пути я не проследил за количеством запасенной воды, и пришлось перейти на режим жесткой экономии. В общем в этой местности к воде надо относиться внимательнее, особенно если предполагается ночевка в степи, и тем более летом. А в случае поломки проблема может стать особенно серьезной.

Ужин в палатке
Ужинали прямо в палатке, снаружи реально холодно

Отбой состоялся в 0:30.

День второй:

Подъем по факту в 8:30, но специально никто никого не будил, как выспались так и встали. Дальше поехали в 10:00. Ветер в этот день не сменился и не ослаб, как впрочем и в следующий, т.е. на этот момент для нас был встречным.

Место первой стоянки.
Вот прямо здесь мы и ночевали

Через несколько километров стали попадаться признаки цивилизации, и вскоре мы выехали к Отгонному (он же Молотов, он же Кочевой), где побеседовали с местными жителями и направились дальше. (Важно: В Отгонном есть скважина, можно запастись водой.) Пограничная зона начинается прямо перед Отгонным.

Около плаката, обозначающего пограничную зону, я задал вопрос о паспортах. Оказалось, что ни у одного из моих попутчиков паспортов с собой нет. Паспорт был только у меня. По неопытности я этот вопрос пропустил, надо было задать его еще перед поездкой. А перед поездкой все в основном были заняты проблемами с недостающим снаряжением.

Пограничная зона у Отгонного.
А хотя бы паспорта то у вас есть?

А через десяток километров, в 205 километрах от старта и 30 от ночной стоянки, состоялось знаменательное событие - мы увидели Эльтон.

Эльтон
Эльтон

Ехать сразу к озеру было нельзя, так как продукты уже заканчивались и отметить наше прибытие на озеро было практически нечем. Да и закупиться перед обратной дорогой было необходимо.

В поисках магазина с продуктами мы заехали в Приозерный, но там магазинов нет. Так и доехали до поселка Эльтон. Там и магазинов полно, и даже кафе есть - "Лаура". Закупились в магазине, наелись в кафе щей с бараниной, напились чая, и поехали через дамбу на озеро.

Колея от машин и грязевые раскопки
В колее и выкопанной в прибрежной грязи яме рапы предостаточно

Само озеро - это много соли и совсем чуть воды (зависит от сезона). Где-то воды на миллиметр над поверхностью соли, где-то и того меньше, но немногочисленные ямки заполняются водой целиком. Вода там не просто соленая - это так называемая "рапа" - раствор соли максимальной концентрации. Больше соли в рапе растворить уже нельзя. Попадая на кожу, рапа быстро высыхает, оставляя белые следы, а на слизистой вызывает сильное жжение. На ощупь рапа как бы маслянистая.

Наша команда
Мы добрались до Эльтона

По берегам озера - многочисленные сооружения из бревен, оставшиеся еще со старых времен, на песчаном берегу - хорошо сохранившиеся ракушки.

Старые сооружения из бревен
Вот таких загадочных сооружений здесь полно

Мы ходили по поверхности озера и даже чуть прокатились по нему, но не решились пересечь его на велосипедах по пути обратно. Все-таки рапы на поверхности озера было вполне достаточно, и риск полностью убить технику на пути обратно слишком велик.

Соляное озеро
Поверхность полностью соляная, сверху немного рапы

Совместив приятное с полезным, мы отдохнули на озере четыре часа, полюбовались закатом и после захода солнца двинулись обратно. С этого момента и до конца пути ветер для нас стал попутным и скорость резко возросла - до 27-30км/ч.

Фото в радоннерских футболках
Сфотографировались в радоннерских футболках Ориона на фоне заката

На ночевку остановились так же как и раньше, в 23:00, и примерно в том же месте, но не просто в степи, а в примеченных нами ранее посадках, называемых местными "сады". Там мы развели костер - первый и единственный за всю поездку. Отбой как и раньше, в 0:30.

Ночевка с костром
На этот раз на нашей стоянке был даже костер

День третий:

Подъем, как и в первый раз, в 8:30, отправились в путь в 10:00. Успели рассмотреть место, в котором остановились. Больше всего в этих "садах" было птиц, в том числе и хищных. Были и какие-то мелкие зверьки.

Место второй ночевки
Условия на второй ночевке были гораздо лучше

В целом это настоящий оазис посреди степи, пусть и без воды.

Место второй ночевки, сады
Оазис посреди степи

С утра понедельника на полигоне, где мы в это время находились, начались учения, и прежде чем поехать дальше, мы вдоволь насмотрелись на пролетающие над нами самолеты. Как оказалось впоследствии, это была не последняя возможность.

В районе Житкура мы свернули с накатанной дороги чуть южнее, чтобы срезать путь и выехать не к Степному, а к Заре. Было нехорошее предчувствие, да и ветер мешал быстро сменить дорогу, но мы все-таки поперлись по "короткому пути". И попали прямо в центр расположения местных воинских частей.

С точки зрения военных мы представляли собой сразу две проблемы: во-первых, нечего делать на полигоне во время учений, когда они все так заняты, а во-вторых... надо было брать с собой паспорта.

В итоге были потеряны ценные четыре часа, которые в основном ушли на ожидание приезда вызванных военными милиции и ФСБ. Зато нам устроили настоящее авиашоу: самолеты пролетали совсем рядом, иногда прямо над нашими головами на минимальной высоте. На полигоне, откуда мы только что приехали, запустили ракету. Ну и в целом отдохнули мы неплохо, расстелили коврики и вдоволь отлежались на них.

ФСБшник задал нам кучу вопросов, военные устроили капитальный шмон вещей и просмотр фоток. Было некоторое опасение насчет фотографий, но они от военных не пострадали, что в общем то и стало главным итогом этого небольшого приключения. После всей этой чехарды нас сопроводили до границы полигона и отпустили, указав дорогу до трассы.

Ночная дорога
Движемся к Ленинску

Военные снабдили нас только водой, собственно больше ничего мы и не просили. Но еда тоже кончилась, и когда мы доехали до Ленинска, то сразу кинулись в магазин и устроили ужин прямо на лавочке около входа. После ужина поехали дальше по ночной трассе - вынужденная мера, вызванная задержкой на полигоне.

В Средней Ахтубе попрощались с Анатолием - он поехал в Краснослободск напрямую.

На въезде в Волжский нас встретили настоящим салютом. И пусть наше возвращение и салют всего лишь случайно совпали по времени, все же было приятно.

Дома я был еще до полуночи, так что несмотря на потерянное время в три дня уложиться удалось. Дима и Стас поехали в Кировский, а поскольку ветер при движении по Волгограду при возвращении был встречным, это заняло у них еще полтора часа. Но и проехали они, как я уже упоминал, целых пятьсот километров за три дня.

Дополнительные сведения о маршруте:

Транспорт:

До поселка Эльтон нельзя добраться из Волгограда по железной дороге. Можно добраться на маршрутке, но прямой асфальтовой дороги тоже нет, поэтому едет маршрутка через Быково и Палласовку, а время в пути около девяти часов. На машинах до поселка добираются тем же маршрутом, или по степным дорогам почти напрямую.

Связь:

Проблемы с сотовой связью начинаются уже вскоре после Ленинска. Связь частично присутствует в Степном (хотя не во всех точках поселка, на выезде из Степного позвонить уже не удалось) а при движении к Эльтону ее уже нет и появляется она с нормальным качеством только за 20 км от поселка Эльтон.

Дорога:

Грунтовая дорога Степной-Эльтон довольно среднего качества. Местами она используется в качестве скотогонной тропы, местами для движения военных грузовиков, от которых отваливаются здоровенные комья грязи, и в результате получаются застывшие булыжники до двадцати сантиметров в поперечнике, наезд на которые может быть опасен. Ехать расслабившись не получается, особенно ночью - надо внимательно высматривать препятствия на дороге перед собой и крепко держаться за руль. У меня была идея двигаться при свете луны, без фар. Но это оказалось абсолютно невозможно на такой дороге.

Навигация:

Участок пути от Степного до Отгонного представляет из себя пересечение множества степных дорог, а значит на этом пути встречается множество развилок. Поэтому вопрос навигации особенно важен. В поход сначала планировалось взять GPS приемник, но в итоге ограничились картой и компасом. Вместе с велокомпьютером карта и компас работают, как оказалось, удивительно хорошо, хотя никакой специальной подготовки по обращению с такой навигацией у нас не было и никаких расчетов по углам и дистанциям мы не проводили. Ночью вместо компаса по пути посматривали в сторону полярной звезды, чтобы не пропустить какое-нибудь достаточно существенное закругление дороги. По пути на Эльтон ставилась задача не промахнуться мимо озера. Задача была выполнена на 5+ - выехали точно в намеченный населенный пункт, а затем на дорогу чуть южнее озера. На пути обратно была задача не промахнуться мимо дороги Ленинск-Степной или трассы Капьяр-Ленинск, что гораздо проще.

Климат:

Разница между дневной и ночной температурой ощутимо больше в этой пустынной степи, если сравнивать с городом или другой местностью, с бОльшим количеством растительности. Холодать начинает сразу с наступлением темноты. А часам к девяти вечера становилось настолько холодно, что при любой остановке мы замерзали за пару минут в летней одежде, и приходилось одеваться.

Фауна:

Из крупной живности, кроме домашних животных, в степи есть волки. Тоже довольно крупные, если верить рассказам местных жителей. Особую активность они проявляют с сентября по апрель включительно. В сентябре начинают подходить к жилью и нападают на домашних животных, а для человека в это время почти не опасны, тем более для группы.

Предполагалось, что нужно принять меры предосторожности от мелкой живности - ядовитых насекомых, змей - т.е. например не оставлять обувь в тамбуре. Меры предосторожности были приняты, но вообще то насекомых было крайне мало, можно сказать вообще не было. Змей тем более.

Основные достопримечательности по дороге:

Вдоль степной дороги встречаются посадки, в которых нет фруктовых деревьев, хотя местные жители и называют их садами. Еще одна достопримечательность, как правило неподалеку от каждого более-менее заметного сада, - миниатюрная военная часть - КТС (Контрольная Телефонная Станция).

Если верить программе Google Earth, мы проезжали в считанных километрах от места, где в шестидесятых годах произвели четыре атмосферных ядерных взрыва мощностью по 300 килотонн. Житкур, неподалеку от которого мы ночевали, и от которого остались одни развалины, считается аномальной зоной.

Ядерные взрывы
Неподалеку от Житкура взрывали ядерные бомбы

Ну а самое удивительное, хотя и не совсем материальное, но то, что нам раньше не встречалось - это абсолютная ночная тишина. Ветер не шумит, ему практически не в чем шуметь, и совсем не слышно ни птиц, ни насекомых, ни другой живности.

Выводы:

Насколько можно судить, наше кратковременное, но не слишком короткое велопутешествие понравилось всем участникам. Во всяком случае, было высказано желание провести подобное мероприятие в следующем сезоне.

Задача максимум - добраться до Эльтона за один день, выполнена не была. Этому помешали сразу два обстоятельства - долгая закупка в Волжском и сильный встречный ветер. Ни одно из них по отдельности нам бы не помешало. Так что можно сделать вывод: доехать до Эльтона за один день реально, даже с грузом.

Основная задача - проехать до Эльтона и обратно за три дня, была выполнена. Этому способствовал выбор правильного времени для поездки - чтобы проходить такую дневную дистанцию по грунту, необходима сухая, а лучше и не слишком жаркая погода.

Группа подобралась примерно равная по силе. Единственное, чего не удалось достичь - это равномерность загрузки участников. Но это практически нереально при отсутствии правильного снаряжения у всех и каждого.

Ничего особо сложного в больших дневных дистанция с грузом нет, при правильном темпе усталость накапливается мало, но поскольку в отличии от профи мы не можем развивать высокую среднюю скорость, большие дистанции достигаются в основном за счет умения провести бОльшую часть дня в седле (как и на марафонах), т.е. некоторая предварительная подготовка участников необходима.

Гостевая книга

 

на первую страницу
клубная информация | походы | ПВД | фотоальбомы | публикации | клубные события | соревнования | форумы | ссылки

 


Сайт велоклуба ОРИОН открыт 29.08.99
© 1999-2009 Велоклуб ОРИОН

Web design by Pavel Protopopov

Hosted by uCoz