Велоклуб Орион

Алтай - 1985

Отчет

о велотуристском походе пятой категории сложности по Алтаю:

Бийск - Майма - Шебалино - пер. Семинский (1700 м) - Туэкта - пер. Ябоганский (1530 м) - Усть-Кан - пер. Кирлыкский (1550 м) - Усть-Кокса - Тюнгур - пер. Тюнгурский (1030 м) – пер. Казнахта (930 м) - Иня - Акташ - пер. Улаганский (2050 м) - Усть-Улаган - пер. Кадыр-меч (1640 м) - р. Чулышман - оз. Телецкое - Артыбаш - Турочак - Бийск, 5 к.с., 1230 км,
совершенном с 13июля по 2 августа 1985 г.

 

Руководитель группы Павел Протопопов

Поход утвержден Ростовской зональной маршрутно-квалификационной комиссией 12.06.85

Маршрутная книжка 43-85.

Ростовская зональная маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю.

Справочные сведения о походе.

Велотуристский поход 5 категории сложности по Алтаю совершен группой велотуристов Волгоградского велоклуба Орион с 13 июля по 2 августа 1985 г

Протяженность маршрута 1230 км, в том числе:

Продолжительность похода 21 день, в том числе 3 дневки и 1 день – переезд теплоходом.

Чистое ходовое время 117 часов: в том числе:

Средняя скорость:

Суммарный набор высоты - 10560 м.

Подробная нитка маршрута:

Бийск – Сростки – Быстрянка - Майма – Соузга – Манжерок – оз. Манжерокское – Усть-Сема – Камлак – Черга – Шебалино – Топучая – пер. Семинский (1700 м) – Туэкта – Теньга – Ело – пер. Ябоганский (1530 м) – Ябоган – Усть-Кан – Кирлык – пер. Кирлыкский (1550 м) – Сугай – Абай – Красноярка Тюгурюк – пер. Громотуха (1110 м) - Усть-Кокса – Катанда – Тюнгур – тропа по левому берегу Катуни – пер. Тюнгурский (1030 м) – пер. Казнахта (930 м) – Сок-Ярык – Инегень – Иня – Иодро – пер. Белый бом (970 м) – Чибит – Акташ – оз. Чибит-ту-Коль – пер. Улаганский (2050 м) – Усть-Улаган – Тужар – пер. Кадыр-меч (1640 м) – тропа по левому берегу Чулышмана – Коо – Балыкча – оз. Телецкое – Артыбаш – Кебезень –Турочак – Дмитриевка – Сайдып – Карабинка – Ненинка – Б. Угринево – Бийск.

Состав участников

 

Ф. И. О.

Год рождения

Туристская подготовка

Обязанности в группе

Протопопов Павел Александрович

1946

У-5, Р-4

Руководитель

Лившиц Галина Аркадьевна

1954

У-4

Летописец

Парамонов Сергей Николаевич

1961

У-4

Медик

Соколов Сергей Олегович

1957

У-4

Механик

Шестопалов Владимир Ильич

1961

У-4

Фотограф

Шмонова Наталья Александровна

1958

У-4

Завхоз

 

 

Общая характеристика маршрута

Малая освоенность Горного Алтая и, как следствие, бедная транспортная сеть, с одной стороны, делают этот район сложным для велотуристов, с другой – ограничивают возможности выбора маршрута. Не случайно Перечень классифицированных маршрутов содержит лишь несколько примеров "пятерок" по Алтаю, частично повторяющих друг друга. При выборе маршрута мы руководствовались следующими критериями: маршрут должен быть кольцевым, проходить, по возможности, близко к высокогорной части Алтая и обязательно включать Телецкое озеро. Кроме того, маршрут должен был соответствовать эталонным маршрутам 5 к.с. по количеству и качестве естественных препятствий. В итоге маршрут включает отрезки нескольких эталонных маршрутов 5 к.с. и представляется нам наиболее логичным и целесообразным при современном состоянии транспортной сети Горного Алтая.

Как следует из нитки маршрута, он включает все важнейшие автомобильные дороги Алтая, кроме дорог: Горно-Алтайск - Чоя - Кебезень и Усть-Сема - Куюс. Начинается и заканчивается он в Бийске, который часто называют "воротами Горного Алтая".

Первый участок маршрута, Бийск - Туэкта, проложен по знаменитому Чуйскому тракту, идущему по древнему караванному пути. Чуйский тракт на этом участке асфальтирован, местность, сначала равнинная, постепенно переходит в горную. Данный отрезок позволяет "вкатиться" в ритм похода, первое препятствие - перевал Семинский - через 230 км после начала похода. Чуйский тракт проходит по живописным долинам Катуни и Семы, характерным для природы Алтая.

Второй участок, Туэкта - Тюнгур, характеризуется каменистыми и грунтовыми дорогами, проходящими по пересеченной местности через ряд перевалов, и является более сложным, чем первый. Здесь также встречаются красивые места, особенно в районе Кирлыкского перевала и долин Коксы и Катуни.

Третий участок, Тюнгур - Иня, является одним из самых красивых и сложных. На значительной части его дорога отсутствует или находится в плохом состоянии, местность резко пересеченная, прохождение участка требует хорошей физической и технической подготовки. Включение этого участка обусловлено как сложностью, необходимой для похода 5 к.с., так и исключительно живописной природой долины Катуни в этом месте.

Четвертый участок, Иня - Акташ, снова идет по Чуйскому тракту и является необходимым соединительным звеном между двумя частями маршрута, проложенными в прямом (от Бийска) и обратном (к Бийску) направлениях.

Пятый участок, Акташ - Усть-Улаган - Телецкое озеро, также является сложным. Он включает два перевала, в том числе самый высокий перевал маршрута - Улаганский, труднопроходимые тропы, пересеченную местность. Основными достопримечательностями этого отрезка являются узкое и мрачное ущелье р. Чибитка с Красными Воротами, оз. Чибит-ту-Коль (Мертвое озеро), долина р. Чулышман.

Между пятым и шестым участками маршрута лежит Телецкое озеро - жемчужина Горного Алтая. О красоте озера и его окрестностей написано много. По плану на озере группа проводит два дня (дневка и переезд по озеру на теплоходе).

Последний участок, Артыбаш - Бийск, не представляет особых трудностей и позволяет группе несколько отдохнуть после основной части маршрута. Он проложен вдоль Бии, долина которой очень красива. На Бие планируется насколько ночлегов и дневка.

Подготовка к походу.

Поход проводился как часть велотуристской экспедиции Волгоградской областной комиссии велотуризма. Две группы должны были пройти навстречу друг другу по примерно одинаковым маршрутам. Второй группой руководил Александр Косоуров.

Разработка маршрутов проводилась руководителями групп. При этом были использованы путеводители 1-6. За основу были взяты эталонные маршруты из Перечня 7. Большую помощь оказали консультации горьковских и харьковских велотуристов, совершавших велопоходы по Алтаю, а также горных и пешеходных туристов Волгоградского городского клуба туристов.

Велосипеды были подготовлены для горного похода. Для испытания в условиях экспедиции было подготовлено новое самодельное снаряжение: дополнительные ведущие звездочки на 28 зубьев, устройство для ведения велосипеда на подъем, автоматический подтормаживатель для спуска с велосипедом по тропе, новая пропитка для палаточного тента. Руководителем в процессе подготовки проводились занятия, на которых участники получили знания и навыки, необходимые в походе 5 к.с. Все участники в мае 1985 года прошли маршруты 3-4 к.с. по Кавказу в рамках велотуриады "Память-85".

График движения и техническое описание маршрута.

Техническое описание маршрута приводится по участкам и дням похода. Первое число означает километраж, второе (если есть) - высоту в м.

Участок 1. Вокзал Бийска - Туэкта, 272 км.

0 - 270 Бийск - исходная точка маршрута. Гачали движение от привокзальной площади (фото 1).

0

Фото 1. Бийск

Бийск - крупный узловой пункт, от которого расходятся во все стороны автомагистрали. Основными являются направления: на Барнаул и Новосибирск на север, Чуйский тракт на юг, Турочакский тракт на восток и юго-восток. Наш маршрут идет по Чуйскому тракту.

5 Мост через р. Бия. Далее дорога проходит по окраине города. Сразу за городом - сосновый бор. Покрытие дороги - хороший асфальт. От города идет плавный, почти незаметный подъем. Вскоре лес сменяется полями, отделенными от дороги лесополосой.

32 - 280 Дорога подходит к Катуни. На берегу - удобные места для ночлега. Здесь остановились на первую ночевку.

14 июля

Продолжается хороший асфальт.

36 Поселок Сростки - родина В. Шукшина.

40 Поворот направо - к дому-музею Шукшина. Он расположен в 3 км от трассы на небольшой возвышенности (фото 2)

Фото 2. Дом-музей В. Шукшина

43 Дорога взбирается на г. Пикет (высота 310 м) потом спускается по крутому склону вниз на прежнюю высоту.

52 с. Березовка, здесь же р. Березовка.

60 с. Быстрянка, начинается пологий подъем.

64 Подъем становится круче.

68 - 315 с. Суртайка, за ним дорога спускается вниз по крутому склону и идет по берегу р. Иша.

71 Мост через Ишу. У реки - удобные места для ночлега. За мостом дорога идет на подъем.

82 п. Долина Свободы. За ним начинается Горно-Алтайская АО. Дорога идет по живописной местности, местами через лес.

93 Въезд в п. Майма. Поселок вытянулся вдоль дороги, есть есть столовая, много магазинов. В центре поселка влево уходит дорога в горно-Алтайск. За Маймой равнинная местность сменяется гористой, на дороге все чаще встречаются подъемы. Проезжаем несколько сел (Карлушка, Дубравка, Рыбалка).

110 На выезде из села Рыбалка Дорога опять подходит к самой Катуни, хорошее место для ночлега. Проезжаем еще несколько сел.

125 Справа от дороги - памятник Василию Шишкову, возглавлявшему работы по постройке Чуйского тракта.

129 п. Манжерок. В районе поселка Катунь перегораживают пять огромных камней, образующих Манжерокские пороги.

131 Вторая гравийная дорога влево после поселка ведет на Манжерокское озеро. До озера - 2,5 км плохой дороги, примерно 1,5 км - крутые подъемы. Озеро находится на высоте 450 м и известно тем, что в нем растет водяной орех - чилим. Возвращаемся на Чуйский тракт той же дорогой.

137 Источник "Золотой ключ". На деревьях вокруг источника - культовые тряпки. Набрали золотой воды (фото 3)

Фото 3. Источник "Золотой ключ"

Дорога продолжает идти вдоль Катуни.

147 - 400 Невдалеке от дороги на Катуни - живописная бухточка, окаймленная сосновым лесом. Здесь стали биваком (фото 4)

Фото 4. Бивак на Катуни

15 июля

156 п. Усть-Сема. Чуйский тракт уходит вправо через Катунь. Прямо идет дорога на Чемал. Поворачиваем вправо и поднимаемся вдоль р. Сема.

162 - 490 х. Камлак. За хутором дорога снова идет вверх.

173 - 570 п. Черга. Долина реки сужается.

184 - 660 п. Барлак. На дороге - небольшие подъемы и спуски с общим постепенным набором высоты.

188 - 700 У дороги - ручей с чистой водой.

209 - 940 Райцентр Шебалино, есть столовая, можно закупить продукты. После Шебалина продолжается подъем, лиственные леса сменяются хвойными.

218 - 1080 Мост через Сему.

232 - 1250 Мост через Сему, д. Топучая, за ней опять мост. От моста начинается подъем на Семинский перевал. В 500 м от моста кончается асфальт, дальше идет каменистая дорога, покрытие - из мелких и крупных камней, местами приходится идти пешком (фото 5)

Фото 5. Подъем на Семинский перевал

Дорога поднимается вверх крутым серпантином. С середины подъема начался сильный дождь с ветром, ближе к перевале перешедший в ледяную крупу.

Перед перевалом подъем становится положе, лес сменяется лугом.

241 - 1700 Перевал Семинский. На перевале обелиск в честь 200-летия присоединения Горного Алтая к России. Подножие обелиска и трава вокруг засыпаны только что выпавшей крупой. Температура около 0, дует холодный ветер. Спуск с перевала крутой, но дорога более ровная, чем на подъеме.

250 - 1450 Начинается асфальт. Через 500 м дорога пересекает ручей, на берегу которого стали на ночлег.

16 июля

Продолжается спуск с Семинского перевала. После начала асфальта он идет более полого.

272 - 980 Перекресток у с. Туэкта. Чуйский тракт идет прямо, мы сворачиваем вправо на грунтовую дорогу, ведущую в Усть-Кан.

Участок 2. Туэкта - Тюнгур, 281 км

0 От поворота начинается грунтово-каменистая дорога, поднимающаяся по долине р. Урсул. Вокруг - сухая степь.

6  - 990 с. Толда, есть магазин.

14 - 1040 с. Теньга, есть магазин, за селом степной пейзаж оживляется островками леса..

26 - 1120 п. Ело. За ним начинаются обширные лесные массивы. Подъем становится более крутым.

39 - 1200 Мост через реку. За мостом начинается пологий подъем на перевал Ябоганский. Набор высоты постепенный и только последние 2,5 км - серпантин.

59 - 1530 Перевал Ябоганский (Аяулу). Спуск с перевала - также серпантином.

63 - 1200 п. Ябоган, за ним лес снова кончается - начинается обширная Канская степь. На лугах местами стоят болота, но питьевой воды нет, т.к. ручей течет далеко от дороги. Дорога по-прежнему идет на спуск (почти незаметный).

77 - 1160 Дорога поднимается на боковой отрог хребта. Подъем на 40 м за 300 м пути.

95 - 1100 Райцентр Усть-Кан. Дорога поворачивает на юг и идет вверх вдоль р. Тарыш. Подъем очень пологий.

101 - 1130 Заночевали на берегу реки.

17 июля

115 - 1210 п. Кырлык. Дорога постепенно поднимается вверх.

132 - 1550 Перевал Кырлыкский. С перевала идет крутой спуск серпантином 3,5 км, затем становясь более пологим. Дорога очень грязная после дождя.

148 - 1210 п. Сугаш. В самом поселке и на дороге очень грязно.. За поселком дорога пересекает ручей.

164 - 1160 п. Абай.

173 Дорога пересекает чистый ручей, на берегу которого стали биваком.

18 июля

186 - 1110 п. Красноярка.

196 - 1060 п. Тюгурюк. Дорога идет по левому берегу р. Кокса.

206 с. Власьевка, за ним дорога идет по узкому ущелью. Крутые подъемы чередуются со спусками. Дорога грязная (фото 6).

Фото 6. Дорога в ущелье Коксы

211 - 1110 После серии подъемов дорога взбирается высоко над рекой. Отсюда начинается спуск со склона ущелья (фото 7)

Фото 7. Спуск к реке Громотуха.

Дорога пересекает приток Коксы - р. Громотоха, по имени которой это место называют в туристских путеводителях бом Громотуха или перевал Громотуха. Долина Коксы расширяется. При впадении ее в Катунь расположен райцентр Усть-Кокса.

215 - 1050 Усть-Кокса. От нее дорога выходит в Уймонскую степь - одну из самых больших в горном Алтае и идет вдали от Катуни. Дорога относительно ровная, высота постепенно снижается.

244 Дорога пересекает приток Катуни, моста нет, речка в месте брода широко разлилась, ширина ~50 м, максимальная глубина - до колен (фото 8-9).

Фото 8-9. Брод через приток Катуни.

250 Равнину пересекают два отрога хребта, идущего параллельно Катуни. Дорога круто взбирается на них т так же круто спускается.

254 Дорога выходит к Катуни и идет по левому берегу.

266 Остановились на берегу Катуни на ровной поляне у опушки леса.

19 июля

Дневка, отдых, ремонт велосипедов. Весь день дождь с небольшими перерывами.

20 июля

267 - 860 с. Катанда остается слева от дороги. Магазин расположен на дальнем от дороги конце села. Дорога по-прежнему вьется вдоль Катуни.

281 - 840 п. Тюнгур - последний населенный пункт на этой дороге. Есть мост через Катунь, от которого начинаются многие маршруты в сторону Белухи. В поселке есть магазин. На выезде из поселка - памятник бойцам отряда Сухова, павшим в боях с контрреволюцией (фото 10)

Фото 10. Памятник на выезде из Тюнгура

Участок 3. Тюнгур - Иня, 70 км

0 За поселком идет малонаезженная, ухабистая, грунтово-каменистая дорога, мягкая после дождей.

12 Дорога пересекает приток Катуни с чистой водой. Катуни - далеко справа внизу.

17 Молочно-товарная ферма, за ней дорога еще ухудшается, ехать трудно. За фермой - подъем (фото 11)

Фото 11. Крутой подъем за Тюнгуром

21 - 800 Еще один приток Катуни пересекаем по новому, недавно построенному мосту.

25 Кош. У него кончается дорога, далее идет конная тропа по склону ущелья Катуни высоко над рекой (фото 12)

Фото 12. Тропа по ущелью Катуни

27 Тропа идет по осыпи, движение с гружеными велосипедами опасно. Сняли рюкзаки. Далее осыпной склон сменяется травянистым (фото 13)

Фото 13. Траверс склона ущелья Катуни

29 - 850 Кош. От него начинается подъем. Тропа уходит от Катуни и поднимается на бом.

31 - 1030 Перевал Тюнгурский (Барбыш). На спуск идет хорошая набитая тропа, местам можно ехать. Склоны поросли смешанным лесом, на полянах - высокая трава.

38 - 820 Тропа приводит в ущелье левого притока Катуни. Здесь - удобное место для ночлега. Стали биваком.

21 июля

По описанию, через реку должен быть мост, но мы обнаружили лишь его разрушенные остатки. Через реку переправились вброд (фото 14)

Фото 14. Брод через приток Катуни

За ней тропа идет на подъем. Подъем короткий, но крутой. Тропа усыпана камнями, приходится перетаскивать велосипеды через валуны.

39 - 930 Перевал Казнахта. Спуск с него приводит на большую травянистую поляну, на которой стоит грубо высеченное из камня подобие человек4а - "каменная баба". После поляны тропа прижимается к Катуни и идет по "полкам", вырубленным в отвесных скалах (фото 15)

Фото 15. Тропа по отвесному берегу Катуни

Местность очень живописная.

49 - 780 Тропа разветвляется. Одна тропа идет, как и раньше, по берегу Катуни, вторая поднимается по очень крутому склону влево и уходит от Катуни. Разведка показала, что левая тропа выводит на плато, откуда начинаются едва заметны колеи дороги. Приняли решение идти по левой тропе и выходить на дорогу.

50 - 930 Поднялись на плато и вышли на дорогу.

54 Дорога сливается с идущей более наезженной дорогой. Поверхность плато покрыта пышным травяным покровом и совершенно безлесна. Хотя колеи мало наезжены, но грунт ровный, и ехать можно со скоростью 20-25 км/ч.

56 - 885 Слева от дороги хутор Сок-Ярык - несколько домиков.

61 Пересекаем вброд приток Катуни. За ручьем расположено небольшое селение Инегень. Есть магазин, работающий утром и вечером, днем - большой перерыв. После селения - опять брод. В 700 м от брода дорога разветвляется. Обе дороги ведут на плато, но левая - крутая, а правая - более пологая. Пошли по левой дороге. Протяженность подъема 700 м, набор высоты 140 м (20%). С края плато открывается красивый вид на долину Катуни и окружающие горы. После подъема дорога идет по плато и затем выходит на берег Катуни, где опять идет по "полкам" на обрыве. На правом берегу Катуни видны машины, идущие по Чуйскому тракту.

70 - 740 Висячий мост через Катунь (фото 16)

Фото 16. Мост через Катунь

От моста короткий, но крутой подъем выводит вновь на Чуйский тракт. Чуть ниже по течению - райцентр Иня.

Участок 4. Иня - Акташ, 89 км

0 От Ини Чуйский тракт идет вверх по Катуни на протяжении 8 км, затем поднимается на гору Верблюжья Шейка и идет вдоль правого притока Катуни - р. Чуя, давшей название тракту. Ущелье Чуи узкое, река беснуется в узком каньоне с отвесными стенами. Дорога все время идет значительно выше реки.

12 - 800 На излучине реки образовалась большая отмель, здесь можно подойти к воде. Остановились на ночлег.

22 июля

Характер дороги и окружающих гор остается прежним, такое же узкое ущелье, крутые, иногда отвесные склоны (фото 17)

Фото 17. Чуйское ущелье.

29 - 870 п. Иодро.

36 - 920 п. Белый бом. За поселком начинается кроткий крутой подъем.

38 - 970 Перевал Белый бом - высшая точка подъема на большую скалу на берегу Чуи. На обрыве прорублена дорога. После спуска со скалы дорога продолжает идти по берегу Чуи с постепенным набором высоты.

68 - 1060 На обрыве слева у дороги виден водопад (фото 18). Чтобы подойти к подножию, надо подняться по склону (фото 19).

Фото 18-19. Водопад в Чуйском ущелье.

69 Кончился асфальт. Дальше идет грунтово-каменистая дорога.

81 - 1190 п. Чибит, есть магазины, почта - далеко от дороги в колхозе.

89 - 1360 п. Акташ - крупный населенный пункт при руднике. Есть магазины, почта, ресторан, вертолетное сообщение.

Участок 5. Акташ - Усть-Улаган - Телецкое озеро, 196 км

0 Влево от Чуйского тракта в п. Акташ уходит второстепенная дорога к Усть-Улагану. Уже в поселке начинается крутой подъем.

5 - 1500 Развилка дорог. Вправо идет дорога на рудник. Влево через мост - дорога на Усть-Улаган. За мостом дорога входит в ущелье р. Чибитка. Ущелье очень узкое, река, стиснутая скалами, вся в пене (фото 20).

Фото 20. В ущелье Чибитки

10 Ущелье совсем сужается, красные скалы нависают над дорогой. Это - "Красные ворота", еще недавно непроходимое место, где для того, чтобы проложить дорогу, вырубили в скале искусственный карниз. Дорога продолжает петлять по ущелью, круто поднимаясь вверх.

13 - 1800 Дорога вырывается из узкого ущелья в чашу красивого горного озера Чибит-ту-Коль ("Озеро с елями"). Вода в озере совершенно неподвижна и кажется черным зеркалом, в котором отражаются заросшие лесом крутые берега.

15 Разбили бивак на небольшом мысу на озере Чибит-ту-Коль (фото 21).

Фото 21. Озеро Чибит-ту-Коль

23 июля

Длина озера - около 5 км, дорога идет по берегу озера, пересекает питающий его ручей и поднимается по берегу ручья. Горы расступаются, лес сменяется ковром из трав.

23 - 1950 Дорога выходит на широкое безлесное заболоченное горное плато, по которому разбросаны небольшие озера с плоскими топкими берегами. С плато на юге и юго-востоке видны снежные вершины Северо-Чуйского и Курайского хребтов. Дорога идет по плато, постепенно поднимаясь, и снова входит в лес.

30 - 2050 Перевал Улаганский. Деревья на перевале густо увешаны белыми тряпочками (фото 22)

Фото 22. Перевал Улаганский

Спуск с перевала идет по лесной дороге, местами очень неровной. Крутой спуск продолжается 5 км, затем дорога выходит к ручью и дальше идет более полого.

48 - 1380 Спуск с перевала заканчивается у р. Кубадра. Дорога переходит по мосту через Кубадру и дальше идет почти по равнине.

58 - 1250 Дорога пересекает по мосту р. Башкаус и сворачивает направо. От моста уже видно большое село.

59 Райцентр Усть-Улаган. Есть магазины, почта, столовая. В Усть-Улагане кончается дорога с автобусным сообщением, и дальше идут местные дороги в близлежащие хутора и на фермы. Чтобы попасть в долину Чулышмана, надо из Усть-Улагана двигаться на северо-восток. В этом направлении расположены поселки Балыктуюль и Тужар. Проезжаем весь Усть-Улаган.

64 - 1270 За селом идет грунтовая дорога, местами с песчаными участками. Вдоль дороги идут столбы телефонной связи. Это - ориентир, столбы ведут до самого Телецкого озера.

72 Развилка дорог: влево - на Балыктуюль, вправо - на Тужар. Повернули вправо. Дорога малонаезженная, грунт мягкий, иногда на дороге - песок. Местность холмистая, чередуются непродолжительные, но крутые подъемы и спуски.

80 - 1280 Линия связи пересекает ручей. Переходим ручей вброд. У ручья остановились на ночлег.

24 июля

Продолжаем движение вдоль линии связи. Дорога часто разветвляется, уходит от столбов, в этом случае идем по тропе, потом снова выходим на дорогу. В общей сложности, на участке от ручья до перевала половину составляла тропа. Местность становится более пересеченной, подъемы - более крутыми.

98 - 1640 Перевал Кадыр-Меч. С перевала открывается красивая панорама на лесистые горы (фото 23).

Фото 23. Перевал Кадыр-Меч

Спуск с перевала идет по лесной, очень грязной дороге. Причина грязи - многочисленные родники и ручейки, текущие по склону. На дороге огромные глубокие колеи, заполненные водой и жидкой грязью. Обходим грязь через лес по бурелому.

104 Спуск становится круче, дорога сухая, но неровная, крупные камни. Вокруг свежие следы дорожных работ. Видимо, этот участок дороги построен совсем недавно.

109 - 1280 Дорога выходит к грандиозному обрыву, с которого открывается вид на долину р. Чулышман. Дорога уходит вправо. Ниже на краю обрыва - деревянный сарай. Спускаемся к нему по травянистому склону.

110 - 1200 Подошли к краю обрыва (фото 24)

Фото 24. Вид с обрыва на долину Чулышмана

У начала тропы, идущей на спуск, торчат прутья, густо увешанные белыми тряпками. Тропа сначала круто спускается серпантином, затем более пологим траверсом идет по травянистому склону и сворачивает к боковому ущелью. Травянистый покров сменяется камнями, и спуск снова становится крутым, тропа идет серпантином (фото 25)

Фото 25. Спуск по тропе к Чулышману

Спуск приводит в сухое ущелье, верхняя часть которого завалена огромными скалами, видимо, в результате грандиозного обвала. Протяженность спуска с обрыва 1200 м, перепад высот 400 м. Далее тропа по ровному дну ущелья выводит к реке.

113 Вышли на берег р. Чулышман. На берегу вдоль реки - полоса деревьев, остальная часть долины каменистая. Это место местные жители называют Кату-Ярык ("крепкая щель"). Дальше тропа идет по берегу реки.

118 - 760 Стали биваком на лужайке на берегу реки.

25 июля

Дневка. Весь день - дождь.

26 июля

Идем вниз по левому берегу реки. Тропа сложная, то прижимается к берегу, проходя через заросли (фото 26), то взбирается на каменистый склон (фото 27)

Фото 26-27. По тропе в долине Чулышмана

Изредка долина расширяется, образуя ровные травянистые поляны, где можно ехать, но с предельной осторожностью, т.к. в траве много крупных камней. За поляной, как правило, следует завал, где приходится перетаскивать велосипеды через валуны (фото 28)

Фото 28. Завал на тропе

124 На правом берегу реки - водопад Тудан (фото 29)

Фото 29. Водопад Тудан

Здесь произошла встреча со второй волгоградской группой нашей экспедиции - группой Косоурова (фото 30)

Фото 30. Встреча двух групп волгоградских велотуристов на Горном Алтае

Продолжаем движение по тропе. В нескольких местах скалы подступают вплотную к реке, и тропа идет под обрывом (фото 31)

Фото 31 Прижим на тропе

127 Пересекаем приток Чулышмана. Тропа улучшается, на многих участках можно ехать.

137 Начинается дорога, пока малонаезженная, но все-таки - дорога.

148 - 570 п. Коо, есть магазин. Долина расширяется.

162 Развилка дорог. Прямо - на п. Кок-Паш, влево на Балыкчу и Телецкое озеро. Поворачиваем по левой дороге. Через 2 км - мост через р. Башкаус. У моста остановились на ночлег.

27 июля

После впадения Башкауса Чулышман становится еще многоводнее, появляется пойма - широкая низина, иссеченная протоками, ручьями и болотцами. Часто приходится идти вброд.

182 с. Балыкча. Дальше дорога идет по лесу, занимающему всю низменную часть долины.

193 Туристский приют "Чулышман". Здесь дорога кончается. На берег озера идем по лесной тропе. Тропа дважды пересекает протоки, один раз по мосту, один раз по наваленным в беспорядке деревьям.

196 - 510 Вышли на берег Телецкого озера. Слева - крутой склон, от которого идет длинная песчаная коса Кырсай - удобное место для отдыха. Здесь мы остановились биваком. Ширина косы около 50 м. В одну сторону открывается Телецкое озеро (фото 32), в другую - залив озера (фото 33) с относительно теплой водой. На косе мы провели полдня 27 июля и полдня 28 июля.

Фото 32-33. Наш лагерь на косе Кырсай

28 июля

По Телецкому озеру курсирует теплоход "Пионер Алтая" (фото 34)

Фото 34. "Пионер Алтая" на Телецком озере

Ежедневно он делает один рейс от п. Артыбаш до причала Кырсай и обратно. От причала Кырсай теплоход отправляется в 15-00. Причал представляет собой каменистый берег, где на валунах и выступах, как куры на насесте, сидят ожидающие. Теплоход подходит прямо к берегу. Погрузка и выгрузка проводится по лестнице, спускаемой с носа. Теплоход идет по озеру 4 часа. Высадились у турбазы "Золотое озеро".

Участок 6. Артыбаш - Бийск, 273 км

0 От турбазы сразу начинается п. Артыбаш.

4 Проехав поселок, остановились на ночлег на берегу Бии.

29 июля

Дорога идет, в основном, по берегу Бии (фото 35)

Фото 35. Дорога идет по берегу Бии

Покрытие грунтово-гравийное, относительно ровное.

20 с. Кебезень.

36 Дорога пересекает р. Тулой, небольшие подъемы и спуски крутизной 10-12%.

52 Начался асфальт.

59 Кончился асфальт.

66 - 400 с. Турочак.

83 р. Лебедь.

92 Справа от дороги - скала с барельефом Ленина. Недалеко от этого места заночевали на берегу Бии (фото 36)

Фото 36. Бивак на берегу Бии

30 июля

Характер дороги остается прежним.

102 р. Ульмень.

108 с. Дмитриевка, сразу за селом дорога круто по серпантину поднимается на бом, набор высоты 150 м, и снова спускается к реке.

121 - 330 заночевали на берегу Бии.

31 июля

124 с. Озеро-Куреево.

143 с. Сайдып. По плану здесь предполагалась дневка, но, имея в запасе полдня, мы решили проехать дальше, чтобы меньше оставить на последний день.

145 Начался асфальт. Вскоре, один за другим, два подъема длиной 1-1,5 км.

170 р. Неня. Здесь влево уходит старый тракт, который идет вдоль реки, прямо же идет асфальтированный новый тракт. По информации местных жителей, старая дорога красивее, и мы решили ехать по ней. Повернули налево. Началась грунтовая дорога.

174 с. Карабинка. Село очень длинное и переходит в с. Ненинку.

184 Выезд из с. Ненинка.

209 с. Новиково.

219 Проехав деревню, повернули влево к реке и разбили бивак на берегу.

1 августа

Дневка

2 августа

Продолжаем движение по старой трассе. Дорога грунтовая, местами неровная.

225 с. Б. Угринево.

233 Вышли на основную трассу. Асфальт.

273 - 260 Въезд в Бийск (фото 37)

Фото 37. Въезд в Бийск

 

 

Литература

1. Н. А. Камбалов, Путеводитель по Алтаю, Барнаул, 1963.

2. М. Жарков, Туристские маршруты по Горному Алтаю, Горно-Алтайск, 1957.

3. Туристские маршруты по Алтаю, Барнаул, 1970.

4. Т. Дулькей, Телецкое озеро в легендах и былях, Барнаул, 1979.

5. Н. Коломин, В тисках Катуни, Барнаул, 1983.

6. М. Маркин, Туристские тропы Алтая, Барнаул, 1984.

7. Перечень классифицированных туристских маршрутов на 1985-1988 гг., М., 1985.

 

 

Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)

на первую страницу
клубная информация | походы | ПВД | фотоальбомы | публикации | клубные события | соревнования | форумы | ссылки

free counters

 

Hosted by uCoz