Велоклуб Орион

Черное море - январь 2008

Отчет

о велопутешествии по Черноморскому побережью, совершенном с 3 по 10 января 2008

по маршруту:
Лоо - р. Хобза - Лоо - Дагомыс - Сочи - Мацеста - Хоста - Адлер - р. Мзымта - Веселое - Гагра - Пицунда - Гагра - Адлер

Автор отчета Павел Протопопов

Участники

Александр Бабушкин

Наталья Зименко

Галина Лившиц

Владимир Медведев

Анатолий Михайлов

Вероника Пилипенко

Сергей Пилипенко

Павел Протопопов

Предисловие

Это были уже наши третьи сборы в рождественский велопоход. В прошлом году, как и в позапрошлом, тоже собирались в Абхазию, но вместо этого поехали по Дону. Виною тому была тогда отвратная погода на побережье, особенно в контрасте с позапрошлогодней идиллией. В этом году погода опять не обещала быть хорошей или хотя бы сносной. Gismeteo, как обычно, мрачно предрекал дождь и снег и температуру до -7 (это в субтропиках-то). Правда, другие метеоисточники рисовали немного более благоприятную картину, но все сходились на том, что будет довольно прохладно и местами мокро. Но мы в этот раз были тверды в своем решении ехать, тем более что донская альтернатива на этот раз отсутствовала: температура в наших краях в первые дни нового года опускалась до -22.

Поход

3 января

Без особых проблем погрузились в поезд Саратов-Адлер, который наполовину состоит из волгоградских вагонов. В этом году билеты стоили дешевле раза в полтора, чем в прошлом, статус фирменного поезда, неизвестно за какие заслуги ранее присвоенного этому поезду, был снят. Зато появилась проблема с новыми плацкартными вагонами, имеющими дурацкие перегородки по торцам третьих полок. В результате вместо четырех велосипедов, ранее без проблем помещавшихся в одном купе, помещаются только три. Так что пришлось проситься в другие купе. В новых вагонах есть электронное табло с указанием статуса туалета (занят/свободен) и температуры в вагоне. Когда мы садились, она была +24, и это были еще цветочки, потом она поднялась до +28. Жуть.

4 января

Выходить мы собирались в Якорной Щели. Сергей определил по расписанию в Интернете, что наш поезд там имеет остановку. Уже в поезде мы обнаружили, что эта остановка со звездочкой (которой в интернетовском расписании не было), то есть поезд может там остановиться, а может и нет. Пришлось корректировать наши планы, и вышли мы в Лоо в середине дня. Поскольку первая ночевка планировалась на реках Буу или Хобза, а это между Якорной Щелью и Лоо, и учитывая то, что после Лоо долго нет хороших мест для ночлега, мы от станции Лоо поехали назад к р. Хобза. Расстояние там небольшое, примерно через час мы были в с. Нижняя Хобза, преодолев небольшой перевальчик. Начали спрашивать, где лучше остановиться, нам посоветовали местечко рядом с дачным массивом на правом берегу реки недалеко от дороги. Мы с Сергеем пошли на разведку, место оказалось не фонтан: лужайки с почти полностью съеденной травой, усеянные кучами коровьего дерьма. Видимо, местные пасли здесь скот и зимой.

Поскольку времени у нас до темноты оставалось изрядно, по предложению Сергея отправились искать место по другую сторону трассы вверх по речке. Для этого проехали Нижнюю Хобзу, двигаясь по левому берегу реки. Нашей целью было место впадения в Хобзу притока с левой стороны. Однако, проехав, село, уперлись в забор и запертые ворота частная собственность. Вот оно, гнусное мурло капитализма, частная база отдыха или что-то в этом роде, уютно расположилась на берегу реки, и по берегу ни пройти, ни проехать. И по фигу им Водный кодекс, обязывающих таких вот землевладельцев обеспечивать свободный доступ к водоемам. Даже мостик через речку был на замке. Группа остановилась перед запертыми воротами, а мы с Сергеем перелезли через перила мостика, перешли на правый берег и отправились вверх по реке в поисках места. Дойдя до места впадения притока увидели на противоположном берегу ГАЗ-66 и каких-то людей, видимо отсюда вывозили лес. Чтобы выяснить, есть ли вдоль притока пригодные места, надо было перебираться через речку вброд, на этой стороне был поселок и мест точно не было. Вопроса, кому идти, не возникало, по прошлым походам было известно, Сергей очень не любит мокрые ноги (т.е., когда они у него мокрые). Я закатал штаны и, не снимая кроссовок, перебежал речку. Быстро перебежал, но вода, конечно, в кроссовки все же налилась. Кстати, не очень уж и холодная, учитывая время года. На той стороне вся поляна вдоль берега представляла ужасную грязь: обычные последствия лесозаготовок - размолотая колесам полужидкая грязь вперемешку с ветками, стружками, опилками. И обойти эту грязь, особенно с велосипедом, было невозможно. Я сразу представил, как мы поволокем груженые велосипеды, увязающие почти по оси в грязи, и что-то это меня не впечатлило. Зато за грязью вдоль притока оказались вполне нормальные полянки, покрытые опавшей листвой. Обратно я реку переходил уже не спеша.

Вернулись к группе. Народ с подозрением меня спросил, а чего это у меня ноги голые. Жарко, говорю. Похоже, мне не поверили. В общем, обрисовали мы ситуацию, место есть, но есть и два минуса: брод и грязь. Мнения разделились почти поровну за первое и второе места. Провели голосование: три на три при двух воздержавшихся. Потом кто-то переметнулся в лагерь противников брода, и большинство решило вернуться на первое место. Так и сделали.

От дороги к месту ночевки нам надо было (все-таки!) перебраться через речку, но здесь был пешеходный мостик, через который мы и перетащили велосипеды (фото 1-2).


Фото 1-2. Через р. Хобза

Поставили лагерь под дождем, который, кстати начался вскоре после нашего выезда из Лоо и не прекращался весь вечер и всю ночь. Наиболее защищенным оказался Володя, который предусмотрительно прихватил плащ (рыбацкий?), жутко тяжелый, зато абсолютно непромокаемый (фото 3).


Фото 3. Володя: хрен намочишь (это он дождю)

Непрекращающийся дождь привел к тому, что к утру жалкие остатки травяного покрова были нами вытоптаны и местами совсем исчезли, в результате образовались большие пространства грязи. Прогалины, заметные на утреннем фото 4 - это грязь. На заднем плане шикарная дачка, и там вечером горел свет и кто-то шевелился.


Фото 4. Наш первый лагерь утром. Я совершаю какие-то действия с котелком

5 января

По плану в этот день мы должны были проехать Сочи и заночевать в районе Мацесты (предположительно на р. Агура, где надо было подняться вверх по реке километров пять и заночевать выше ресторана Кавказский аул. Наверное, это был самый унылый и неинтересный день за все путешествие. Хотя дождь со временем перестал, погода оставалась пасмурной, ехали мы все время по трассе. Дорога, хотя и "кучерявая" (между Лоо и Сочи два крутеньких перевальчика), но совершенно неинтересная. Ранее обсуждавшийся вариант езды по берегу моря вдоль железки теперь уже и не рассматривался вовсе. В общем, день не запомнился совершенно. Ехали мы медленно, так что в Сочи приехали в середине дня. Мы заранее условились, что по пути туда "проскакиваем" Сочи, не отвлекаясь на достопримечательности, а на обратном пути приедем сюда с утра, и до поезда будет время на "разграбление" города. Первую часть плана мы реализовали точно, остановились только раз у магазина для докупки продуктов, а что получилось во второй частью, я скажу ниже.

Выехали из Сочи уже около 3 часов. Учитывая короткий зимний день и нашу скорость, можно было предположить, что до ресторана мы засветло доехать не успеем. Решили искать место для ночлега на р. Мацеста в районе знаменитого курорта. Проблема здесь только в том, что вода в реке непригодна для питья из-за высокого содержания сероводорода. Свернули вверх по ущелью Мацесты по правому берегу реки. Вскорости въехали в поселок, остановились у магазина, закупили продукты и набрали воды в бутылки. Остановились внаглую чуть ли не рядом с домами на берегу реки у теплотрассы (фото 5)


Фото 5. Наш бивак в Мацесте

Нельзя сказать, что окружение живописное, но хотя бы грязи нет. Местное население нас совсем не тревожило, хотя незамеченными мы, конечно, не остались. Единственным, даже не инцидентом, а маленьким событием стало, то, что я в очередной ходке за дровами, когда было уже почти темно, обнаружил человека. Он тихо сидел на трубе в почти полной темноте метрах в пятидесяти от нашего лагеря, причем за кустами, так что из лагеря его не было видно. Я вернулся в лагерь и порадовал народ, говорю, сидит там человек бомжового вида и чего-то ждет. Что бомжей зимой на побережье полно - это факт, они слетаются туда на зиму из холодных краев. Решили ничего не предпринимать, но ничего на ночь снаружи не оставлять. А потом я услышал звон колокольчика пасущейся коровы, и возникла новая версия: что этот чел вовсе не бомж, а, наоборот, скотовладелец, он просто пасет свою корову и ждет, когда она наестся. Как бы то ни было, никаких ночных происшествий и пропаж зафиксировано не было.

6 января

С вечера мы уже спланировали движение в этот день. Выяснилось, что пересекать границу в этот день нет смысла, поскольку между границей и Гагрой практически нет удобных мест для ночлега, а до Пицунды мы, при нашей-то скорости, вряд ли бы успели засветло, тем более, что переход границы, даже с Абхазией, дело всегда непредсказуемое (в смысле того, сколько это может занять времени). Таким образом, место для ночевки надо было искать в районе Адлера-Веселого. Выбор здесь небогатый, слишком много населенки. Оптимальным местом нам показалось ущелье р. Мзымта, по которому идет дорога в Красную Поляну. По карте и спутниковым снимкам левый берег казался не очень заселенным, да и на правом берегу можно было поискать место.

Выехали, не особо торопясь, проехать нам сегодня надо было порядка тридцати км. Доехали до трассы, которая как раз с этого места от Мацесты становилась автомобильной дорогой, о чем свидетельствовал соответствующий знак (фото 6). По идее, здесь разрешено только автомобильное движение (хотя мы потом видели велогонщиков, свободно шастающих по трассе). Имеются случаи репрессий по отношению к велотуристам, осмелившимся показаться на этой дороге. Поэтому мы, как и два года назад, поехали по старой сочинской дороге через Хосту. Как раз у знака вправо идет съезд, потом, пересекая две трассы под мостами, выезжаем на старую дорогу.


Фото 6. Съезд на старую сочинскую дорогу

Кстати говоря, мне эта дорога нравится гораздо больше трассы. Она довольно живописна и практически свободна от машин (фото 7). Даже когда у нас случился небольшой завал, мы с ним спокойно разобрались, так и не встретив машин при этом (фото 8).


Фото 7-8. Старая сочинская дорога. Завал на дороге.

Этот подъем, на котором случился завал, был чуть ли не единственным на всей дороге. А так она идет практически параллельно трассе, чуть выше ее, с видами на море (фото 9).


Фото 9. Вид со старой дороги на трассу и на море

К сожалению, от этой старой дороги остался только небольшой кусочек, в Хосте она кончается и сливается с трассой, после чего велосипедное движение на ней уже не запрещено (за отсутствием альтернативной дороги). Мы поднырнули под мост и совсем уже было вознамерились выехать на трассу, когда нас тормознул ДПС-ник (фото 10).


Фото 10. На трассу не пущают

Оказалось, что должна проследовать колонна, и мы каким-то образом ей можем помешать, хотя остальное движение не прекращалось. Пришлось ждать. Ждали минут двадцать, а то и больше. Наконец, по трассе промчалась пара членовозов в сопровождении машин с мигалками. И из-за этого нас тормозили! Не знаю, дурость ли это местных ГИБДДшников, или им такое ЦУ дает служба безопасности - тормозить велосипедистов, как наиболее опасных участников дорожного движения.

Поехали дальше, до Адлера было уже рукой подать. Только въехали в город, как опять тормоз. Такой же, в фуражке. Не просто тормознул, но и заставил удалиться в сторону, чтобы нас с дороги не было видно. Заодно с нами "отдыхал" и местный велогонщик, которого тоже согнали с дороги. На наш вопрос, всегда ли здесь так, он сказал, что вот уже третий день, Путин приехал, и по этой дороге он ездит в Красную Поляну, на горных лыжах кататься. Интересно, чем это г-ну президенту так велосипедисты не угодили? Только лыжники, дзюдоисты или каратисты в фаворе? Жаль, что у него уже не будет сеанса общения с народом, а то надо было бы спросить.

На этот раз ждали подольше, бедняга гонщик в своей веломайке уже замерз. Хорошо, что мы не планировали пересечение границы в этот день. Возможность задержек на границе еще можно было предусмотреть но такие задержки нам планы бы точно поломали. Дальше поехали по объездной дороге, она же ведет к ущелью Мзымты. Доехали до развилки Красная Поляна - Веселое (фото 11).


Фото 11. Развилка на Красную Поляну

На развилке стоит огромный рекламный щит какого-то Мега-центра, на котором народ усмотрел волшебную надпись "Магнит". Предстоял праздничный вечер, и люди, уже подсевшие на сетевых магазинах, решили, что закупать продукты надо именно там. Стали озираться по сторонам, ища, а где же этот самый мегацентр. Не видно. Тогда Наташа пошла спрашивать ДПС-ника (на снимке она как раз возвращается с задания). Мы несколько волновались, не засунут ли нас труженики свистка и полосатой палочки еще куда-нибудь. Но обошлось. Наташа принесла весть, что реклама-то здесь, а магазин - в центре. Что ж, поехали в центр, хотя это совсем не по пути было. Благо, времени у нас еще хватало. Не сразу, но нашли пресловутый Мегацентр (здание, как водится, из стекла и бетона, на фото 12 справа), а в нем Магнит.


Фото 12. У Магнита

Пока тарились продуктами, я расспросил нескольких аборигенов о дороге по левому берегу Мзымты. Два независимых источника авторитетно заявили, что дороги там нет. Один сказал, что там тропа, а второй, что вообще ничего нет (как позже выяснилось, злостная дезинформация).

Выехали снова на развилку и поехали в сторону Красной Поляны по основной дороге, идущей по правому берегу Мзымты. Кончился Адлер, сразу началась Молдовка. Кругом населенка и какие-то стройки. Но через пять километров от поворота обнаружился странный мост через Мзымту, то ли разрушенный, то ли недостроенный, но функционировал только узкий пешеходный переход, остальная ширина моста была нерабочей (фото 13). На мост обратил внимание Сергей и предложил перебраться на ту сторону, что мы и сделали.


Фото 13. Мост через Мзымту

Перебрались на левый берег. Еще с противоположного берега мы видели, что вверх по реке от моста находится какой-то маленький поселок, а за ним, похоже сплошная ненаселенка. Так что от моста повернули влево и поехали по грунтово-булыжной дороге в поисках подходящего места. Такое место нашлось через два километра: полянка в лесу не на самом берегу, а чуть выше (фото 14).


Фото 14. Наш лагерь на Мзымте

Ниже, на самом берегу тоже было обширная поляна (фото 15), мы даже подумали, не поставить ли лагерь здесь, потом отказались от этой идеи, зима все-таки, на берегу ветер дул холодный. Вода в реке, по крайней мере, на вид казалась вполне чистой (фото 16).


Фото 15-16. На берегу Мзымты

7 января

От лагеря обратно к дороге надо было взбираться довольно круто (фото 17). Вчера спускаться было легче, а теперь понадобились коллективные усилия (фото18).


Фото 17-18. Подъем на дорогу

Здесь, видимо, был "дикий" съезд к реке, который потом порушили бульдозером, чтобы машины не съезжали.

Снова вернулись (в третий раз) на знакомую развилку и повернули на Веселое. До границы доехали без происшествий, сунулись было на автомобильный переход, но, в отличие от прошлого раза два года назад, когда нас без возражений пропустили по дороге, на этот раз толстый пограничник завернул нас и отправил на пешеходный переход. Мы начали искать проход туда, найти который весьма нелегко. Но тут нам помог кто-то из местных, который провел нас через какой-то частный склад. Получилось быстро и коротко. Границу прошли без проблем, в эту сторону очереди не было, никакого досмотра тоже, только проверили паспорта (фото 19). От нашего поста в Абхазию ведет пешеходный мост (фото 20).


Фото 19-20. На границе

После границы дорога вначале идет вдали от моря, обходя населенку, потом горы подходят вплотную к морю, и дорога идет по берегу. Живописные картинки: слева горы, справа море (фото 21).


Фото 21. Приморская дорога

Вот по такой дороге мы и приехали в Гагру. Традиционно остановились у павильона. Все очень симпатично: пальмы, море и никакого столпотворения, которое здесь бывает летом (фото 22-23).


Фото 22-23. Гагра

Еще несколько километров после Гагры мы ехали по сухумской трассе, потом свернули вправо на Пицунду. От этого поворота дорога идет по практически равнинной местности до самой оконечности полуострова. Дорога зеленая и живописная (фото 24).


Фото 24. По дороге в Пицунду

Въехали в Пицунду и сразу направились на берег моря. Здесь, на самом краю сосновой рощи, метрах в тридцати от моря мы разбили наш лагерь (фото 25).


Фото 25. Наш лагерь в Пицунде

Дело уже шло к вечеру, и мы имели удовольствие любоваться отличным морским закатом (фото 26).


Фото 26. Закат в Пицунде

8 января

А это снимок примерно с того же места, что и предыдущий, только на следующий день (фото 27).


Фото 27. Вид на море из нашего лагеря.

В этот день у нас была плановая дневка, так что народ катался по окрестностям, занимался своими делами и наслаждался природой. Знаменитая сосновая роща в Пицунде, хотя нынче и несколько неухоженная и заросшая колючками, тем не менее очень красива (фото 28).


Фото 28. Сосновая роща

А то, что она практически вплотную подходит к морю (фото 29), делает ее вообще уникальной.


Фото 29. Уникальное место для зимнего отдыха

В отсутствие большей части группы Сергей и Володя якобы купались в море. В качестве доказательства они приводят вот этот снимок (фото 30).


Фото 30. Рождественское морское купание

Весьма сомнительное доказательство, учитывая, что не разберешь кто это здесь снят :)

В процессе экскурсий посетили рынок и магазины, затарились мандаринами (весьма дорого в этом году: 10 р/кг), свежевыловленной кефалью и местной достопримечательностью - вином "Букет Абхазии" (фото 31).


Фото 31. "Букет Абхазии"

Весьма неплохое вино и недешевое, по здешним меркам (150 р/бутылка). В дополнение к нему мы купили вина у местного винодела (100 р/1,5 л).

К вечеру похолодало, небо затянуло тучами (фото 32), пошел дождик, перешедший в снежную крупу.


Фото 32. Второй вечер в Пицунде

9 января

Утро, тем не менее, встретило нас солнцем и морозом (фото 33).


Фото 33. Второе утро в Пицунде

В этот день нам предстояло вернуться в Россию. Мы не рискнули откладывать возвращение на последний день, учитывая непредсказуемость прохождения границы, поэтому решили ночевать на том же месте на Мзымте, что и по пути сюда, а в последний день с утречка приехать в Сочи и покататься там до поезда.

Возвращение до границы прошло гладко, чему способствовал попутный ветер, который за эти дни не изменился и был встречным два дня назад по пути сюда. Остановились только сфотографироваться на мосту через Бзыбь (фото34-35).


Фото 34-35. На р. Бзыбь

Бзыбь в этом месте очень красива, и каждый раз, когда я здесь проезжаю, возникает желание проехаться вдоль реки, а не поперек, заночевать, и может быть, не раз на берегу. Как-нибудь в одной из следующих поездок надо будет это сделать.

На границе мы в этот раз и не пытались проехать по дороге, сразу пошли на пешеходный переход. Здесь я хочу высказать свое фи в адрес ФПС России. Переход, по крайней мере для велосипедистов, а вообще-то и только для них организован ОТВРАТИТЕЛЬНО. Возникает даже подозрение в намеренном издевательстве над гражданами как Абхазии, так и России. Имеется штук пять постов контроля, но сделано это так (и сделано намеренно), что пройти может только человек, а даже маленькую тележку здесь провезти он не в состоянии, не говоря уж о велосипеде. Для этого есть всего один, более широкий проход, в который выстроилась длиннющая очередь челноков с тележками. Какими соображениями руководствовались организаторы этого поста неизвестно, но очевидно, что здравого смысла там и близко не было. Добавилась к этому откровенная грубость пограничников.

Ладно, прошли со скандалом. Но дальше опять интересно. Выход после всяческих контролей (санитарный, карантинный, таможенный) не в город и не на трассу, а... на рынок. И выйти напрямую на трассу, с которой нас согнали на пешеходный переход, невозможно, все проходы частные (!). И надо обходить довольно далеко, притом через торговые ряды, на что уходит уйма времени. Какой из этого следует вывод? Первое: нашим доблестным пограничникам, видимо, невдомек, что по дорогам передвигаются не только автомобилисты, но и велосипедисты, и последние являются равноправными участниками дорожного движения. Второе: даже если не принимать во внимание велосипедистов, и отношение к пешеходам выглядит не чем иным, как издевательством. Я понимаю, что по сравнению с американским погранконтролем это выглядит очень даже прилично, но в данном случае девиз "догнать Америку" вряд ли уместен.

Приехали на Мзымту и стали ровно на том же месте, что и два дня назад. На ужин были куриные, нет не окорочка, а грудки (фото 36).


Фото 36. Последний походный ужин

10 января

По плану мы должны были с утра ехать в Сочи и гулять там до поезда. Но тут в группе наметились разброд и шатание. Часть группы решила, а на хрена нам этот Сочи, чего мы, Сочи не видели, что ли? Надо ехать в Адлер, считали они. Другая твердо стояла на прежних позициях. Долго спорили, даже голосовать хотели, но решение, когда оно сформировалось, было простым: каждый едет, куда хочет. Действительно, походная часть завершена, билеты у всех на руках, что в Адлере что в Сочи можно спокойно сесть в поезд. Адлерцев и сочинцев оказалось поровну. Но тут произошло неожиданное. Потенциальные сочинцы, помявшись и поколебавшись, в конце концов заявили, что ну его, этот Сочи, в другой раз. Видно лень стало лишние двадцать км ехать. В итоге поехали все в Адлер.

Приехали в Адлер на вокзал, оттуда, перейдя железку, кратчайшим путем отправились к морю. Остановились у какого-то яхт-клуба (фото 37-38)


Фото 37-38. Последняя остановка у моря

Здесь группа все-таки разделилась. Несостоявшиеся сочинцы, желая реабилитироваться, отправились кататься хоть по Адлеру, остальные просто провели время у моря, благо погода была солнечной и тихой. Перед поездом все собрались снова.

Выводы

Выскажу только свое личное мнение: мне маршрут не понравился. Получается, что три дня ехали по трассе, совсем не такой уж привлекательной, а местами даже противной, только для того, чтобы приехать в Пицунду и провести там день. Этакий ПВД получился, с удлиненным подъездом. Повторять такой маршрут уже не захочется, на будущее надо искать другие варианты.

Отзыв на отчет из гостевой книги:

Молодцы ребята! Так держать! Живу в Белгороде, практикую ПВД с выездом на электричке и возвращением своим ходом (80-130 км). Зимние прогулки обычно по льду или накатанным грунтовым догогам (40-60 км). Собираюсь покатать по Абхазии на майских праздниках. Из Вашего отчета узнал много интересного. Спасибо. КЕНДЕР <kender_dubovoe---mail---ru> 27 февраля 2008 г. 8:59

 

Напишите ваше мнение об отчете (со ссылкой на эту страницу)

на первую страницу
клубная информация | походы | ПВД | фотоальбомы | публикации | клубные события | соревнования | форумы | ссылки

 


Сайт велоклуба ОРИОН открыт 29.08.99
© 1999-2009 Велоклуб ОРИОН

Web design by Pavel Protopopov

Hosted by uCoz