Велоклуб Орион

Кавказ-94

Отчет

о спортивном велотуристском походе пятой категории сложности

по югу Европейской части России и Северному Кавказу

совершенном с 3 по 23 августа 1994 года.

Нитка маршрута
Волгоград - Котельниково - Пролетарск - Сальск - Армавир -Лабинск - Зеленчукская - Архыз - Архызское седло (2150 м) -пер. Озерный (2500 м) - пер. Кызыл-Ауш (2900 м) - пер. Муху (2764 м) - Теберда - пер. Эпчик (2998 м) - Даут - Царские ворота - Бичесын (2100 м) - Долина нарзанов - Кисловодск,

Содержание

Руководитель группы Валерий Комочков

Поход утвержден маршрутно-квалификационной комиссией
Волгоградского велоклуба "Орион" 29/07/1994 г.

Маршрутная книжка N 4-94

МКК Волгоградского велоклуба "Орион" рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю.

Маршрут имеет __5__ категорию сложности.

Содержание

1. Район, подрайон похода.

Маршрут похода охватывает несколько областей и краев юга Евро-пейской части России: Волгогоградскую область, Ростовскую область, Краснодарский край, Ставропольский край и Карачаево-Черкесскую республику.

Южная часть Волгоградской и восточная часть Ростовской областей являются степным засушливым краем с редкими небольшими, часто пере-сыхающими речушками. Местность довольно однообразная: поля и посад-ки. Большинство населенных пунктов находятся в стороне от трассы. Из водных артерий наиболее значительной является р. Маныч, представля-ющая собой в данном районе систему полузаросших камышом водохрани-лищ, богатых различного рода живностью. Профиль местности - сравни-тельно ровный, перепады высот не превышают 20-30м, средняя высота над уровнем моря 20 м. Количество осадков в это время года незначи-тельное.

Северо-восточная часть Краснодарского края - заметно живопис-ней. Появляются фруктовые сады. Здесь больше осадков и чувствуется близость Кубани. Местность становится заметно холмистой с постепен-ным подъемом (западная окраина Ставропольской возвышенности); пере-пад высот достигает 60 м и более. К Лабинску высота над уровнем мо-ря достигает 300 м. Отсюда начинаются предгорья Кавказа. К Курджино-ву (начало Ставропольского края и Карачаево-Черкесской республики) высота доходит до 900 м, перепады высоты до 100 м и более с общей тенденцией роста высоты.

Карачаево-Черкессия - край туризма и альпинизма, может быть разделен на три зоны: северную - равнинно-холмистую, среднюю - пред-горную и южную - высокогорную. Территорию КЧР пересекают Сычевы го-ры, Пастбищный, Скалистый, Боковой и Главный Кавказский хребты, ко-торые тянутся параллельно друг другу с запада на восток. Горная часть маршрута проходит через боковые отроги Главного Кавказского хребта, пересекая долины рек Б.Зеленчук, Маруха, Аксаут, Теберда и Даут. Средняя высота отрогов в районе маршрута около 3000 м, пере-валов - около 2700 м. Есть ледники и в верховьях рек часто встреча-ются озера. Перевалы - каменисто-травянистые пастушьи тропы. Завер-шающий участок маршрута проходит через Приэльбрусье (плато Бичесын) и Скалистый хребет. Плато Бичесын (Бийчесын) представляет собой тра-вянистое плоскогорье на высоте около 2100 м с перепадами высот до 100 метров. Климат здесь умеренно-влажный. Лето теплое. Наибольшее число ясных дней и минимум осадков - осенью. В Приэльбрусье во вто-рой половине дня вероятность выпадения осадков возрастает.

Содержание

2. Общая идея похода.

Известно, что Кавказский пятерочный маршрут складывается из обязательной протяженности, набираемой на дорогах Краснодарского и Ставропольского края, и собственно горной части, включающей опреде-ленное число перевалов. И если горная часть маршрута может сравни-тельно легко видоизменяться, благодаря обилию препятствий любой сложности, предоставляемых Кавказом, то, накручивая километраж в третьей-четвертой пятерке или четверке, неминуемо приходится коле-сить по уже до боли знакомым дорогам. Оказывается, что почти поло-вина похода не дает ни новой информации,ни эстетического удовлетво-рения. Велотуристам из районов России, весьма удаленных от Кавказа, приходится мириться с таким положением вещей или чаще менять районы походов, что становится все сложней сделать в настоящее время из-за все возрастающей дороговизны переброски.

С другой стороны, за пределами своей области, как правило, су-ществует некая "мертвая зона" - белые пятна, не охватываемые ближ-ними единичками-двойками и не попадающие в маршруты походов высших категорий сложности. В частности, от Краснодарского края Волгоград-ская область отделена только Ростовской областью.

Таким образом сформулировалась первая идея - пройти маршрут
"от порога", поскольку географическое положение Волгограда, практи-чески на границе с Северным Кавказом, определяет некоторую логику такого радиального ( для многих стран по расстоянию диагонального ) маршрута.

Безусловно, у некоторых членов МКК возникали сомнения в "чистоте" такого маршрута, часть которого (километражная) пролегает по областям, не вошедшим в соответствующие эталоны.

Наши контрдоводы:

- наличие логической цельности маршрута;

- соответствующее увеличение общего километража с сохранением требуемой величины среднесуточного пробега (примерно 62 км);

- наличие определенных специфических трудностей на равнинном степном участке пути по Волгоградской и Ростовской области: жаркая безоблачная погода и засушливые, сравнительно малонаселенные места;

- прохождение первой части маршрута "марш-броском" со среднесуточным пробегом порядка 100 км. В реализации такого темпа сомнений не было, так как все участники в предпоходный период успешно участвовали в организованных велоклубом "Орион" веломарафонах (200, 300, 400 км).

Основной идеей, определившей формирование горной части маршру-та, явилось желание еще раз увидеть Эльбрус, желательно с различных направлений и, обязательно, с перевала Эпчик. Предполагалось, что с этого перевала, расположенного почти строго на запад от Эльбруса, будет фантастически смотреться восход солнца.

Считая пер. Эпчик центром горной части маршрута, было решено проложить его из Архыза параллельно Главному Кавказскому хребту, включив в него ряд перевалов, составляющих для волгоградских велотуристов первопрохождение (Архызское седло - 2150м, Озерный - 2500м, Кызыл-Ауш - 2900м, Эпчик - 2998м). Концовка маршрута - относительно стандартная: обход Эльбруса с запада на север с выходом на плато Бичесын и с финишем в Кисловодске.

Содержание

4. Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты.

Первая часть маршрута ( Волгограда - Армавир, Лабинск - Шедок) проходит в непосредственной близости от железной дороги.

В случае каких-либо происшествий на горной части маршрута,делающих невозможным продолжение похода или требующих эвакуации участника, всегда возможен выход на автотрассу Лабинск - Карачаевск. Вдоль главных притоков Кубани, которые пересекают маршрут, вниз ведут ав-томобильные дороги вполне приличного качества. В ущельях этих рек в районах спуска с перевалов расположены животноводческие производства, обслуживаемые автотранспортом. После перевалов Озерный вдоль реки Марухи, Кызыл-Ауш - вдоль Аксаута можно выйти на станицу Кар-доникскую. С перевала Муху дорога приводит в Теберду и далее в Карачаевск. После перевала Эпчик вдоль Даута можно спуститься в Карачаевск.

Запасной вариант маршрута не разрабатывался.

 Содержание

5. Рекомендуемые варианты подъезда и отъезда.

В случае необходимости переброски группы транспортом в район путешествия, наиболее подходящим вариантом является проезд поездом до городов: Краснодар, Тихорецкая, Кропоткин, Армавир. Наиболее подходящим по километражу и профилю местности можно считать Тихо-рецкую.

Наиболее удобными для отъезда остаются железнодорожные варианты из Кисловодска или Пятигорска.

Содержание

6. Изменения маршрута и их причины.

В фактический маршрут во время прохождения его горной части бы-ло введено одно изменение вследствие возникшей необходимости некото-рого упрощения маршрута.
Основные причины:
- несколько напряженный плановый график прохождения маршрута;
- нерасчетная потеря времени в Зеленчукской при поисках и закупке продуктов на предстоящие 5 дней "ненаселенки";

- неожиданно более сложный подъем на Архызское седло, упоминаемое в литературе /1/ вскользь, и общая сложность и "нестандартность" подходов к перевалу "Озерный";

- слишком большая доля пеших переходов на перевалах боковых отро-гов Кавказа.

- наличие на руках железнодорожных билетов из Кисловодска.

В результате было решено заменить переход "долина Даута - пере-вал Ыбчик (Карачай-Ауш) - Царские ворота" на спуск по долине Даута до впадения его в Кубань и подъем до Царских ворот по Худесу. Фактически исключены один перевал и незнакомый пеший участок, которые ма-ло что добавили бы к пройденным перевалам и, судя по ним, привели бы к опозданию на поезд.

Увеличился участок движения на велосипеде, включая подъем в седле к Царским воротам. Отказ от перевала Ыбчик (перепад высот поряд-ка 600 м) компенсируется технически гораздо более сложным подъемом на Архызское седло (перепад высот порядка 800 м ), которое в плановом графике считалось неким дополнением к перевалу "Озерный".

В остальном, поход проходил в соответствии с плановым маршрутом.

Содержание

7. Краткое техническое описание
и рекомендации по маршруту

Время         Километраж     Километраж     Высота     Пункт,местность     Примечания
                   локальный          общий м                                                                                

Первый день похода 3 Августа

9-00 0 0 20 Волгоград гл.почтамт

11-00 43 43 20 Чапурники асфальт

12-15 55 55 Червленое

13-00 68 68 обед в посадке

15-30 95 95 Привольный асфальт

16-10 105 105 20 Абганерово нормальный

17-10 116 116 30 водохранилище посадка у озера

Ходовое время 5 ч 20 м

Второй день похода 4 августа

9-00 0 116 30 водохранилище

9-30 16 132 Аксай

29 145 Ковалевка справа

12-00 58 174 Равнинный

14-00 93 209 30 р.Мышковка полувысохшая

15-10 95 211 Котельниково

103 219 поворот на Семичный (Путь Ильича)

18-00 109 225 х. Семичный пруд, турбаза

Ходовое время 5 ч ночью дождь

Третий день похода 5 августа

10-00 0 225 30 х. Семичный сырой грунт

10-50 5 230 граница области бездорожье
13-00 20 245 Ростовская обл. грейдер

13-30 22 247 ж.д.ст. Семичный асфальт,обед

15-40 44 269 Дубовское хорошие магазины

17-20 65 290 Дружба по карте Гашун?

18-30 80 305 Зимовники перед селом вправо
19-00 84 309 питомник,речка отличная роща
Ходовое время 5 ч

Четвертый день похода 6 августа

9-30 0 309 20 Зимовники,речка от стоянки лу-
говой дорогой в З

10-10 6 315 Зимовники луговыми дорогами

11-00 20 329 10 ст. Грушевка был подъем до 70м

12-15 30 339 р. Куберле возможна стоянка

33 342 Красноармейский подъем до 70-80 м

13-20 54 363 20 Орловский элеватор, магазин

16-45 87 396 Пролетарск

18-15 97 406 р. Маныч мост

19-00 100 409 р. Маныч через ГАИ и ж.д.
Ходовое время 5 ч к водокачке

Пятый день похода 7 августа

9-10 0 409 20 р. Маныч вода не очень

10-15 18 427 0 Сальск перекресток на трассе

10-50 22 Сальск рынок, почта

12-20 28 432 трасса радиалка 5 км

12-30 32 436 перекресток Ростов - Сальск - Тихорецкая

13-30 46 450 озерцо справа обед

16-15 65 469 Развильное очень жарко

18-00 83 487 Песчаннокопское развилка Ростов - Тихорецкая

18-30 95 499 р. Рассыпная слева за мостом 

Ходовое время 4 ч 50 м

Шестой день похода 8 августа

7-45 0 499 0 р. Рассыпная вода не очень

3 502 перекресток Ставрополь-Тихорецкая

8-30 13 512 Краснодарский край граница, щебенка

15 514 стан, кран, вода, ужасная щебенка

9-50 25 524 30 Белая глина асфальт

11-50 48 547 10 Новопокровская райцентр

12-20 56 555 50 влево по грунтовке сад яблоневый

12-30 57 556 озеро обед

15-40 77 576 10 Ильинская подъемы до 60 м

16-50 88 587 30 ст. Дмитриевская 1801 г.

17-40 100 599 90 арык-канал течет из Кубани

18-00 101 600 80 канал, посадка стоянка
Ходовое время 5 ч

Седьмой день похода 9 августа

9-00 0 600 80 канал радиалка 1км

5 604 40 озеро возможна стоянка

7 606 80

10 609 100

9-45 14 613 перекресток, ГАИ б/знака
направо на Кропоткин

10-00 22 621 перекресток б/знака налево

10-15 28 627 50 Кропоткин почта, магазины

12-15 34 633 40 р. Кубань мост, возможны
стоянки

12-30 35 634 Новоукраинское рынок, дешевый

47 646 100

14-00 52 651 100 с. Машинцево обед, встречный
ветер

82 681 140 поселок вдоль дороги вода

83 682 перекресток поворот на
Новокубанск, не наш

90 689 180

18-40 98 697 195 Армавир жд переезд

102 701 поворот на Лабинск

115 714 240 дорога отличная

21-00 120 719 200 Новоалексеевская р.Синюха в де
ревне хиленькая

за селом,в полях есть пруд

22-00 132 731 220 стоянка ночью дождь

Ходовое время 6 ч 30 м

Восьмой день похода 10 августа

10-00 0 731 220 Новоалексеевская

10-55 11 742 260 Лабинский р-н знак

17 748 230 р. Чамлык дорога вверх-вниз
+-20,30 м

27 758 озерцо справа от дороги

11-50 30 761 230 ГАИ, канальчик впереди Лабинск

12-30 33 764 280 сады сливовые

35 766 перекресток

13-30 43 774 радиалка 8 км,слишком восточно

50 тот же перекресток по дороге правее

14-00 51 774 250 арык у дороги хорошая полянка

17-30 59 782 300 Владмимирский дождь

74 797 350 Зассовский

19-10 80 803 380 р. Лаба, мост перед мостом
Ходовое время 4 ч 10 м налево полянка

Девятый день похода 11 августа

8-30 0 804 380 р. Лаба перед Мостовским

8-35 1 805 340 Мостовской магазины, почта

11-15 27 831 450 Белые скалы

11-35 28 832 Шедок заметный подъем

11-45 33 837 520 Псебай

35 839 р. Малая Лаба

53 857 730 подъем приостановился

14-00 54 858 710 Карачаево-Черкесская Республика

57 861 690 заправка спуск прекраща-
ется; перед мостом (Б.Лаба)
слева родник,река в бетоне,
не подойти

15-30 63 867 890

65 869 770

71.5 875.5 975 "перевальчик" открываются
виды

80 884 900 показались скалы Преградной

18-05 83 887 760 Преградная мост через речку,
справа поляна

19-00 90 894 770 р. Теплая 1-й мост,
Ходовое время 5 ч 10 м за ним налево

Десятый день похода 12 августа

8-45 0 894 770 р. Теплая за 1-м мостом

6 900 850 р. Теплая пятый раз пересе-
кает, воды мало

9-20 6.5 880 Кобу Баши указатель-Архыз 79

11 905 1000

13 907 1020 показался Эльбрус

20 914 850 Сторожевая

21 915 800 р. Кяфарь + - 20 м

28 922 830 р. Карабежгонка плавный спуск

12-00 30 924 840 Зеленчукская

34 928 860 центр

15-20 47 941 910 пос. Таусуз направо в Архыз,

49 943 980 Нижняя Ермоловка магазинчик

16-20 55 949 1020 р. Б.Зеленчук большая поляна,
от дороги далеко

Ходовое время 2 ч 30 м стоянка

Одиннадцатый день похода 13 августа

8-30 0 949 1020 р. Б.Зеленчук подъем довольно
плавный

9 958 1100 показалась обсерватория

12 961 1110 мост, науч.городок речка
довольно низко

13 962 1140 памятник защитникам отличная
полянка

17 966 1160 избушка, мостик

18.2 967.2 1170 хорошая полянка

10-30 21 970 1200 слева и справа полянки

11-00 21.8 970.8 1220 бревенчатый мостик полянка

24.6 973.6 1230 Архызский заказник знак:
все запрещено

11-40 33 982 1370 Архыз центр, магазин, за магазином налево через мостик

34 983 ворота,заповедник левая дорога, через 3 км два ручейка,
маленькая речушка

38.6 987.6 1390 речка с бревнышком полянка

13-30 38.9 987.9 1400 тропа вправо и вверх в лес

14-30 обед сняли рюкзаки, дальше пешком

39.1 988.2 1440 небольшой взлет, камни, корни

15-15 39.8 988.9 1580 круче и круче

40 989.1 1650 следы буксующих коней

42 991.1 2150 вершина седла конец зоны леса, впереди спуск и хребетик

19-00 44.1 993.2 2070 1-я речка за хребетиком
Ходовое время 3 ч на речке стоянка

Двенадцатый день похода 14 августа

9-15 0 993.2 2070 первая речка за Архызским седлом

9-40 0.7 993.9 2100 еще хребетик на карте
отсутствует

10-00 2050 низинка впереди хреб. от г.Морг-Сырты

2020 речушка тропа хорошая

2010 спуск к реке р. Рапочай

2.2 995.4 1990 брод через речку Рапочай

2070 лесистый хребетик

3.4 996.6 2150 последние сосны

11-40 4 997.2 2110 березки у речки Рапочай
оз.Рыбное 2350м 40мин от стоянки

полудневка форель пугливая

Перевал уже виден за еще одним
Ходовое время 2 ч последним седлом и впадиной

Тринадцатый день похода 15 августа

8-45 0 997.2 2110 р. Рапочай

9-35 1.5 998.7 2310 последнее седло перед перевалом,
внизу речушка, кош

11-15 2400 последний бугорок; перевал рядом
справа от "слона"

11-40 3.6 1000.8 2500 пер. Озерный верхушка трав.

С перевала видно все: Кызыл-Ауш, Маруху

маслосырбазу, назад Арх.хребты

Вниз тропа теряется, надо держаться
правей, крутые склоны (Кызыл Ауш -
правое двойное седло)

12-40 2150 зона леса типичная лесная тропа
с камнями и корягами

14-30 5.6 1002.8 1980 грибная полянка пристегнулись,
местами едем

14-55 6.8 1004 1830 в основном на одной ноге

15-15 8.5 1005.7 1670 р. Маруха,мост вверх по Марухе

15-30 9.6 1006.8 1680 стоянка почти против своего
ущелья на Кызыл-Ауш

Ходовое время 3 ч форель ловится на удочку

Четырнадцатый день похода 16 августа

9-15 0 1006.8 1660 р. Маруха тропа от дороги,от
речки, через лес
берет начало ближе к левой скале

10-00 1.2 1008 1800 хорошая тропа у левой скалы

1.6 1008.4 1930 река все дальше, круто

10-30 1.8 1008.6 1990 лес редеет немного сыпухи
11-15 2.5 1009.3 2190 зона леса кончилась перевал
виден, впереди безлесный холмик, за ним кош

2.8 1009.6 2170 кош заброшенный за этим лугом
крутые холмы

12-25 3.9 1010.7 2440 большой камень,ручей последняя
равнинка,обед,дождь

13-30 по левому холму широкими
галсами вперед, накрывает туман

14-00 2650 туман,видимость 20м

14-40 2740 немного сыпухи

15-00 5 1011.8 2900 пер.Кызыл-Ауш узкий как забор
и ничего не видно

вниз ведет глубокая,узкая
неудобная тропа

17-00 2400 моросит, скорость низкая,
дождь с градом

17-20 2350 кош,угощение

17-50 8 1014.8 2160 зона леса

18-15 8.8 1015.6 1940 сарайчик, от него вправо к реке
с 1800 м довольно круто вниз

19-15 10.6 1017.4 1630 стоянка на речке Кызыл-Ауш
Ходовое время 6 ч недалеко от фермы и Аксаута

Пятнадцатый день похода 17 августа

10-15 0 1017.4 1630 р.Кызыл-Ауш, дальше на вело

10-25 0.8 1018.2 1550 р.Аксаут,ферма дорога на
Красный Карачай

7.3 1024.7 1500 синий камень, скамейка у дороги
турбаза украинская

8.5 1025.9 Красный Карачай от моста через ферму средней дорогой, по правую руку речка

10.4 1027.8 1480 конец дороги камни, завалы бревен,заготовки

11-50 11.1 1028.5 1520 рюкзаки на плечи

11.8 1029.2 1580 через мостик камень и сосна с голубыми метками, каменистая тропа и еще мост, По осыпи на третий мост

13-35 12.4 1029.8 1670 Дальше лесные серпантины с крутыми ступенями и относительно ровными участками, иногда даже вниз

14-55 14.4 1031.8 1950 тропа спускается к реке

15-20 15.4 1032.8 1940 мостик,кош,за мостом большой луг

15-45 17 1034.4 1970 вверх по реке поляна туристов на
слияние Б.и Малой Марок; мостик.

Ходовое время 3 ч вечером пасмурно, ночью дождь

Шестнадцатый день похода 18 августа

9-00 0 1034.4 1970 р. Гитче Марка туман, тропа в лес, видимость ужасная;на соснах встречаются бледно-голубые марки

9-40 1.5 1035.9 2220 зона леса кончается

10-20 1.9 1036.3 2220 по склону к речке, заброшенный кош

10-40 2.6 1037 2300 брод за речкой в тумане возвышается взлет. Далее по траверзу; галсы очень широкие вначале ,местами можно срезать круче; выше тропа закручивается почти спиралью

12-15 4.2 1038.6 2764 пер. Муху туман, внизу почти сразу - кош

13-40 6.4 1040.8 2320 пристегнулись, пытаемся ехать;
несколько раз пересекается речушка

14-30 9.6 1044 2000 приличная дорога местами можно
разогнаться, приличная

14-35 1820 домик,сарай,туалет виды открыва-
ются и закрываются

15-15 16.4 1050.8 1280 Теберда

21 1055.4 1260 центр,почта,магазины,телеграмма

мимо магазинов на Джамагат
25.4 1059.8 конец асфальта

26.5 1060.9 шлагбаум-Джамагат щебень,
грунт-кам. дорога

18-00 28.4 1062.8 1480 пустой кордон, моросит, дорога
довольно крутая, часто пешком

19-00 32.1 1066.5 1690 заброшенный альплагерь "Джамагат"

Ходовое время 6 ч нарзаны в 10 минутах

Семнадцатый день похода 19 августа

9-30 0 1066.5 1690 хижина "Джамагат" альплагерь,

0.6 1067.1 1720 развилка, знак через мостик
налево - указатель "Эпчик"

10-00 0.9 1067.4 1830 Пытались толкать, но приходится разгружаться

10-15 1.6 1068.1 1900 искореж. лесовоз. дорога ,сырая спускается к речке

1.7 1068.2 1890 тропа дорога кончилась

10-22 2 1068.5 1900 круто на склон

10-30 1970 легкий спуск к реке по склону

10-40 2.6 1069.1 2000 мостик, тупик, дорога уходит через речку (по карте рановато) и гребешок вверх по кам.склону

11-30 3 1069.5 2080 бродик, опять к речке и на свою сторону,каменистая тропа

11-53 3.4 1069.9 2130 зона леса, последний лесочек

12-00 3.5 1070 2180 тремя бросками на вершинку

12-20 4 1070.5 последняя сосна обед

13-40 4.3 1070.8 2270 пустая кошарка

5 1071.5 2390 выходим на альпийские луга

назад отличный вид со снежниками

14-25 5.3 1071.8 2460 впереди видна перемычка хребтов

2550 озерцо

тропа уходит влево за р.Эпчик

слева появляется еще речушка, за

ней кош; все это остается слева.

15-45 6.9 1073.4 2670 последнее седло, перевал впереди

16-20 7.1 1073.6 2660 последняя низина, жалкий ручеек

16-30 7.6 1074.1 2730 последняя вода в ручейке

17-35 9.1 1075.6 2998 перевал Эпчик немного сыпухи
Впереди совершенно чистый Эльбрус
Вниз чуть сыпухи и травян. склон

18-30 9.8 1076.3 2750 сухая речка,привал,вода в 10 мин
Ходовое время 5 ч 30 м

Восемнадцатый день похода 20 августа

5-30 подъем. Утренний Эльбрус

9-00 0 1076.3 2700 под пер. Эпчик травянисто-
кочковатый спуск

9-15 1.1 1077.4 2570 Эльбрус скрывается за горами

9-35 2360 перешли на левую сторону

10-00 3.9 1080.2 2200 кош, дорога пристегиваемся

едется, но есть сложные участки

11-40 5.7 1082 1770 Даут несколько пустых
домиков

дорога грунтово-каменистая,
не разгонишься

12-00 11.4 1087.7 1560 турбаза заброшенная

13-05 14.1 1090.4 1470 мост со шлагб,кош р. Даут
остается справа, дорога лучше

13-20 15.9 1092.2 1390 красные скалы,кош

14-00 18.8 1095.1 1350 мост через Даут через 0.5 км
мост назад, направо

14-20 23.2 1095.5 1240 Даутский молокопровод

15-20 31.5 1103.8 1050 мост через Даут

15-30 32 1104.3 1020 мост через Кубань красный же-
лезный мост,ворота асфальт на
замке - Даутский заповедник

15-50 36.5 1108.8 1080 мост через Худес асфальт
кончился

16-15 40.5 1112.8 1150 1-й мостик приходится немного
толкать до 1200 м

16-30 42.5 1114.8 1190 2-й мостик, шлагбаум, хозяйство

45.5 1117.8 1200 3-й мостик

17-10 47.5 1119.8 1270 4-й мостик

17-45 53.4 1125.7 1350 Царские ворота поляна на бере
Ходовое время 6 ч 40 м гу Худеса у подъема на Бичесын

Девятнадцатый день похода 21 августа

Полудневка

12-15 0 1125.7 1350 Царские ворота резкий подъем

12-30 0.4 1126.1 1390 затолкали вело на дорогу
где верхом,где пешком

13-35 4.3 1130 1730 обзорная площадка

14-50 7.1 1132.8 2000 последние сосны обед

15-55 7.8 1133.5 2050 плато Бичесын
Эльбрус приоткрылся,
совсем рядом

16-20 12 1137.7 2120 вверх-вниз +- 30 м

18-20 30 1155.7 2150 маслосырзавод ночевка в штабе
Ходовое время 3 ч 50 м горных пастбищ

Двадцатый день похода 22 августа

9-00 0 1155.7 2150 Маслосырзавод Утром Эльбрус
великолепен

9-50 2.2 1157.9 2220 Бермамыт,Эльбрус все рядом,
видимость отличная

3 1158.7 2200 развилка вправо- дорога
через магазин,на турбазу
"Долина нарзанов";

влево на Хасаут, мы влево

10-30 10.9 1166.6 2190 на левой дороге больше серпанти-
нов с пешими подъемами

11-00 13.5 1169.2 2090 вид на Скалистый хребет и долину

Хасаута (нарзанов)

21.9 1177.6 развилка влево - Хасаут
направо - в тупик (радиалка 2км)

14-00 26 1179.6 1960 та же развилка теперь влево

14-10 27 1180.6 1900 начинается крутой спуск по каме-
нистой дороге к Хасауту

14-45 29.6 1183.2 1590 иногда жалко велосипед, пеше

30.3 1183.9 1530 р. Хасаут, дорога

Направо турбаза (2км), налево
Хасаут (2км), налево вверх через
Скалистый хребет новый серпантин

16-10 32.2 1185.8 1560 перекресток поворот на
серпантин через Скалистый хребет

каменистый,ровный,но очень крутой

17-40 37.2 1190.8 2020 вершина хребта

38 1191.6 развилка прямо - на К.Балык

и хороший спуск по грунтовке
18-00 42 1195.6 1550 мостик через р. Кич-Малка

18-15 43 1196.6 1560 стоянка через мостик и вверх
Ходовое время 5 ч 20 м

 

Двадцать первый день похода 23 августа

8-10 0 1196.6 1560 р. Кич-Малка

8-35 6.4 1203 1390 Кичи-Балык

9.5 1206.1 1470 из Кичи немного вверх

10 1206.6 асфальт

9-30 11 1207.6 "Горный баран "Малокарачаевский
район кончился

начинается непрерывный спуск

к Кисловодску

10-30 21.5 1218.1 750 Кисловодск пр. Мира отличный
гастроном, рынок

24.4 1221 730 Главпочтамт телеграмма о
Ходовое время 1 ч 30 м благополучном окончании похода

Среднесуточный пробег 61.05 км

Среднесуточная скорость 13.2 км/час

Таблица расчета сложности маршрута.

N Участок маршрута Длина Тип К-во баллов
п/п однородной сложности км препятствия КТ


1 Волгоград - ст. Дмитриевская 600 ПП 4.5

2 ст. Дмитриевская -
- Новоалексеевская 212 ПП 2.5

3 Новоалексеевская - Архыз 185 ПП 2.7

N Участок маршрута Длина Тип К-во баллов
п/п однородной сложности км препятствия КТ

4 подъем на Архызское седло 3 ПП 7.8
5 пер. Озерный 5 ПП 4.4

6 п.Озерный - река Маруха 6 ПП 3.0

7 пер. Кызыл Ауш 5 ПП 11.2

8 п.К. Ауш - р.р. Б. и М. марки 22 ПП 4.3

9 пер. Муху 10 ПП 6.7

10 п.Муху - Джамагат 27 ПП 2.1

11 пер. Эпчик 9 ПП 11.2

12 п.Эпчик - Даут 6 ПП 2.5

13 Даут - р.Худес 44 ПП 1.7

14 подъем на плато Бичесын 8 ПП 2.8

15 плато Бичесын 48 ПП 1.8

16 Скалистый хребет 7 ПП 2.1

17 Ск. хребет - Кисловодск 30 ПП 1.0

Итого 1221 72

Рекомендации по маршруту

 Подъем на Архызское седло следует начинать с утра, чтобы вечер-нюю стоянку сделать уже на реке Рапочай. Местность от вершины седла и почти до верховьев реки не очень удобна для стоянок. Неплохо за-планировать дневку на оз. Рабное, хотя оно немного в стороне от тропы, ведущей на перевал Озерный (около 2-х км). Если иметь доста-точно длинную удочку (телескопическую), можно наловить форели.

В районе перевала Эпчик стоянку необходимо устраивать таким об-разом, чтобы можно было налегке и с минимальной потерей времени под-няться на него на рассвете. Динамика рассвета с видом на Эльбрус не-забываема. Но надо иметь в виду, что в непосредственной близости от перевала воды нет. Лучше всего перевалить на другую сторону. Тонкий ручеек начинается с левой стороны ущелья. Отсюда около получаса пе-шего подъема на перевал.

В ущелье реки Даут довольно много живописных мест для стоянок. От полузаброшенного "поселка" Даут лучше отъехать подальше.

На пастбищах плато Бичесын появилось много случайных чабанов из молодежи, которые, по словам старых чабанов и личным наблюдениям, много воруют и очень много пьют. Желательно по возможности тактично избегать близких контактов с"гостеприимной" молодежью. (Старые чаба-ны дружелюбны и гостеприимны по-прежнему). Единственно подходящим местом для ночевки остается маслосырзавод с работающим магазином, возможностью добыть молока и милицией.

Содержание

8. Определяющие препятствия маршрута (перевалы).

Вид пре- Категория Длина пре- Характеристика Путь прохожде-
пятствия трудности пятствия препятствия ния

1 2 3 4 5


Перевал 5 3 км высота 2150 м, Из центра Архы
Архызское набор высоты 710 м, за влево, че-
седло маx.уклон до 35%, рез мостик к
сред.уклон 24,5%, шлагбауму за-
лесная каменис- казника и по
тая,с завалами левой дороге
леса тропа. на тропу


Перевал 4 5 км высота 2500 м, Боковые отро-
Озерный набор высоты 510 м, ги обходятся
сброс высоты 830 м, слева вдоль
max.уклон до 25%, речки Рапочай
сред.уклон 9,5%, (на карте ука
травянистый склон заны не все
с местами исчеза- отроги)
ющей тропой.


Перевал 5 5 км высота 2900 м, Из трех пере-
Кызыл-Ауш набор высоты 1230 м, валов,видных
сброс высоты 960 м, с Озерного,
max.уклон до 50 %, К.Ауш - сред
сред.уклон 24,6%, ний. От Мару
лесная, каменистая, хи вверх по
травянистая, навер- течению в пе
ху с осыпью тропа. рвое ущелье


Перевал 5 4 км высота 2764 м, Брод через
Муху набор высоты 1244 м, речку за ее
сброс высоты 1500 м, последним по
max.уклон до 30 %, воротом впра
сред.уклон 12.3%, во. В верхо-
лесная, каменистая, вьях виднеют
травянистая, навер- ся последние
ху с осыпью тропа, коши. За бро
на спуске гр.дорога. дом взлет.


Перевал 5 9 км высота 2998 м,
Эпчик набор высоты 1278 м,
сброс высоты 1228 м,
max.уклон до 50%,
сред.уклон 15%,
лесная, каменистая,
травянистая тропа,
на спуске каменистая
дорога.

1 2 3 4 5

Плато 3 8 км высота 2200 м, Подъем на
Бичесын набор высоты 700 м, плато из
сброс высоты 790 м, ущелья реки
max.уклон до 15%, Худес,
средний уклон 9%, от Царских
грунтово-каменистые ворот.
горные дороги.

Перевал 2 5 км высота 2020 м, Новая до-
Скалистый набор высоты 450 м, рога через
хребет сброс высоты 460 м, Ск.хребет
max.уклон 14%, от Хасаута
средний уклон 9%, на Кичи-
грунтово-каменистый, Балык.
серпантин.

Примечание: В графе "Длина препятствия" указан километраж наиболее сложного участка подъема.

Содержание

9. Потенциально опасные участки на маршруте

Участки, представляющие опасность с технической точки зрения, практически отсутствуют, если не считать сравнительно крутых пеших начальных участков спуска с перевалов по скользкому травянистому склону, требующих некоторой осторожности.

Конфликтных ситуаций с местным населением не возникало. Правда, на Бичесыне, в районе маслосырзывода столкнулись с излишне навязчи-вым гостеприимством подвыпившей молодежи. На маслосырзаводе всегда есть возможность переночевать в помещении штаба горных пастбищ, ох-раняемом милицией.

10. Перечень наиболее интересных объектов
(занятий) на маршруте

На стоянках в районах х.Семичный, Зимовников, р. Маныч, р. Рас-сыпная - неплохая рыбалка.

На выезде из станицы Зеленчукской расположен крупнейший в Евро-пе радиотелескоп РАТАН-600. При подъезде к Архызу, на горе Пастухова видны купола обсерватории Российской Академии наук.

За Архызским седлом, под перевалом Озерный расположено озеро Рыбное. Озеро ледниковое, но уникальное - кишит форелью. Форель ос-торожна и пуглива, можно поймать только имея длинную удочку. В полу-часе ходьбы от озера - снежник.

В лесах под перевалами Кызыл Ауш, Муху много грибов (маслята).

В р. Маруха ловится на удочку форель.

За Тебердой , перед подъемом на перевал Эпчик находятся нарза-новые источники Джамагат.

С перевала Эпчик (2998 м) открывается великолепный вид на Эль-брус и общая панорама Кавказа.

Царские ворота - большая поляна на берегу реки Худес, последний мост с вырубленными в каменной стене "воротами", начало взлета на Бичесын. Живописное место. Много хороших грибов.

Плато Бичесын - холмистое (+- 100м) плато. Эльбрус почти рядом, объезжается на 90 градусов. В северной части, в районе Скалистого хребта - характерные очертания горы Большой Бермамыт.

Долина реки Хасаут - долина нарзанов. Самые лучшие нарзаны в районе села Хасаут.

Содержание

11. Дополнительные сведения о походе.

 Особенности снаряжения.

Необходимости в как таковом специальном снаряжении не было, ес-ли не считать поясных ремней и стяжек для облегчения транспортировки груженого или пустого велосипеда при пешем движении в гору (стяжка крепится к багажнику и цепляется сзади за поясной ремень).

Общественное снаряжение включало 2 примуса "Огонек" и пластико-вую бутылку с бензином для приготовления пищи в заповедных и высоко-горных безлесых местах.

Для подробного технического описания маршрута использовались такие технические средства как спидометр, высотомер и диктофон.

Туристские горные ботинки на пройденных перевалах не обяза-тельны.

 Погодные условия.

Погода, в основном, стояла сухая и жаркая. Но при приближении к Эльбрусу погода, как обычно, в течение дня стала переменчивой. На перевалах Кызыл-Ауш и Муху стоял туман. В этом же районе три раза шли не очень сильные дожди.

Содержание

13. Ф.И.О., адрес, телефон руководителя похода и участников

Комочков Валерий Анатольевич, 400123 Волгоград,  ул. Еременко, 35-37 

Лившиц Галина Аркадьевна, Волгоград,  ул. Восточно-Казахстанская, 16-76,  35-32-18 д

Городович Валерий Владимирович, Волгоград,  ул. Н.Отрады, 15-133 78-98-43 д

Малякин Валерий Джанович, 400105 Волгоград,  ул. Таращанцев, 21-37

Содержание

15. Источники информации.

 1. Теберда. Домбай. Архыз: Природа. Исторический очерк. Турист-
ско-экскурсионные маршруты. Сост.С.А.Хапаев. - М.:Профиздат,
1989. - 256 с.

2. Методика категорирования велосипедного маршрута. "Вольный
ветер", N16, 1995.

Содержание

Приложение 1. Подробный расчет категории сложности похода.

КС = ПП * I * А * СГ

А) Расчет категории трудности протяженных препятствий КТ:

 Волгоград - ст. Дмитриевская (600 км)

КТ = Кпк * Кпр * Кпер = 0.8*7*0.8 = 4.5

Кпк= 0.8 (асфальт)

Кпр= 1 + 600/100 = 7

Кпер= 0.8 (равнина)

Ст. Дмитриевская - ст. Новоалексеевская (212 км)

КТ = Кпк * Кпр * Кпер = 0.8*3.1*1.0 = 2.5

Кпк= 0.8 (асфальт)

Кпр= 1 + 212/100 = 3.1

Кпер= 1.0 (перепады до 50 м)

Новоалексеевская - Архыз (185 км)

КТ = Кпк * Кпр * Кпер = 0.8*2.85*1.2 = 2.7

Кпк= 0.8 (асфальт)

Кпр= 1 + 185/100 = 2.85

Кпер= 1.2 (перепады до 100 м)

Подъем на Архызское седло

КТ = Кнв * Кв * Кпк * Ккр = 1.2*1.3*2.5*2 = 7.8

Кнв= 1.2 (набор высоты 710 м)

Кв= 1.3 (высота 2150 м)

Кпк= 2.5 (туристская тропа)

Ккр= 2.0 (НВ/ПР= 710/3000= 0.24)

Перевал Озерный

КТ = Кнв * Кв * Кпк * Ккр = 1.2*1.3*2.0*1.4 = 4.4

Кнв= 1.2 (набор высоты 510 м)

Кв= 1.3 (высота 2500 м)

Кпк= 2.0 (скотогонная тропа)

Ккр= 1.4 (НВ/ПР= 510/5400= 0.094)

Спуск к р.Марухе

КТ = Кпк * Кпр * Кпер = 2.0*1.06*1.4 = 3.0

Кпк= 2.0 (скотогонная тропа)

Кпр= 1 + 6/100 = 1.06

Кпер= 1.4 (перепады до 200 м)

Перевал Кызыл-Ауш

КТ = Кнв * Кв * Кпк * Ккр = 1.6*1.4*2.5*2.0 = 11.2

Кнв= 1.6 (набор высоты 1230 м)

Кв= 1.4 (высота 2900 м)

Кпк= 2.5 (туристская тропа)

Ккр= 2.0 (НВ/ПР= 1230/5000= 0.24)

Переход к слиянию рек Б. и М. Марки (22 км)

КТ = Кпк * Кпр * Кпер = 2.5*1.22*1.4 = 4.3

Кпк= 2.5 (туристская тропа)

Кпр= 1 + 22/100 = 1.22

Кпер= 1.4 (перепады до 200 м)

Перевал Муху

КТ = Кнв * Кв * Кпк * Ккр = 1.6*1.4*2.0*1.5 = 6.7

Кнв= 1.6 (набор высоты 1244 м)

Кв= 1.4 (высота 2900 м)

Кпк= 2.5 (туристская тропа)

Ккр= 1.5 (НВ/ПР= 1244/10000= 0.12)

Муху - Теберда - "Джамагат" (27 км)

КТ = Кпк * Кпр * Кпер = 1.4*1.27*1.2 = 2.1

Кпк= 1.4 (грунтово-каменистая дорога)

Кпр= 1 + 27/100 = 1.27

Кпер= 1.2 (перепады до 200 м)

Перевал Эпчик

КТ = Кнв * Кв * Кпк * Ккр = 1.6*1.4*2.5*2.0 = 11.2

Кнв= 1.6 (набор высоты 1308 м)

Кв= 1.4 (высота 2998 м)

Кпк= 2.5 (туристская тропа)

Ккр= 2.0 (НВ/ПР= 1308/9000= 0.145)

Спуск к реке Даут (6 км)

КТ = Кпк * Кпр * Кпер = 2.0*1.06*1.2 = 2.5

Кпк= 2.0 (скотогонная тропа)

Кпр= 1 + 6/100 = 1.06

Кпер= 1.2 (перепады до 100 м)

Даут - Худес ("Царские ворота", 44 км)

КТ = Кпк * Кпр * Кпер = 1.0*1.44*1.2 = 1.73

Кпк= 1.0 (хорошая грунтово-каменистая дорога)

Кпр= 1 + 44/100 = 1.44

Кпер= 1.2 (перепады до 100 м)

Подъем на плато Бичесын

КТ = Кнв * Кв * Кпк * Ккр = 1.2*1.3*1.4*1.3 = 2.8

Кнв= 1.2 (набор высоты 700 м)

Кв= 1.3 (высота 2050 м)

Кпк= 1.4 (грунтовая дорога)

Ккр= 1.3 (НВ/ПР= 700/7800= 0.09)

По плато Бичесын (48 км)

КТ = Кпк * Кпр * Кпер = 1.0*1.48*1.2 = 1.8

Кпк= 1.0 (грунтово-каменистая дорога)

Кпр= 1 + 48/100 = 1.48

Кпер= 1.2 (перепады до 100 м)

Скалистый хребет

КТ = Кнв * Кв * Кпк * Ккр = 1.2*1.3*1.0*1.3 = 2.1

Кнв= 1.2 (набор высоты 590 м)

Кв= 1.3 (высота 2020 м)

Кпк= 1.0 (грунтово-каменистая дорога)

Ккр= 1.3 (НВ/ПР= 590/7800= 0.084)

Скалистый хребет - Кисловодск (30 км)

КТ = Кпк * Кпр * Кпер = 0.8*1.3*1.0 = 1.0

Кпк= 0.8 (хороший грунт, асфальт)

Кпр= 1 + 30/100 = 1.3

Кпер= 1.0 (уклоны до 4%)

Сумма балов за протяженные препятствия

ПП = Сумма КТ = 72.3

Б) Интенсивность:

I= (lф + ЛП)*Тн/(Тф*lн) = (1221*16)/(21*1000) = 0.93

В) Коэффициент автономности:

А = 1 (1 поселок на 25 км).

Г) Сезонно-географический показатель:

СГ = 1

Д) Категория сложности похода:

КС = 72.3*0.93*1*1 = 67.2

(В соответствии с методикой /2/

КС=40-59 соответствует походу 5 к.с.;
60 и более -"- -"- 6 к.с. )

Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)

на первую страницу
клубная информация | походы | ПВД | фотоальбомы | публикации | клубные события | соревнования | форумы | ссылки

free counters

 

Hosted by uCoz