о велотуристском походе второй категории сложности по Северному Кавказу, совершенном с 1 по 10 мая 2006 года
по маршруту:
Владикавказ - Гизель - Кобан - пер. Батайраг (1636) - Гусара - В. Фиагдон - пер.
Архонский (2234) - В. Унал - Мизур - Садон - Галон - Садон - Мизур - Алагир -
Ардон - Дигора - Чикола - Лескен - Ташлы-Тала - пер. Ташталинский (1200) - Верх.
Жемтала - вверх по р. Псыгансу - пер. Псыган (2180) - Верх. Балкария - Голубые
озера - Кашхатау - Урвань - Нальчик - Баксан - Минводы, 471 км
Руководитель похода – Павел Протопопов
Поход утвержден маршрутно-квалификационной комиссией
Велоклуба "Орион"
ОП:
Характеристику препятствий см. здесь
Осложняющими факторами явились межсезонье и отвратительная погода в течение большей части похода.
Павел Протопопов (Волгоград) руководитель, летописец |
Александр Бабушкин (Волгоград) механик |
Марина Гайшун (Волгоград) завхоз |
Валерий Вологжанин (Ижевск) медик |
Юрий Зяблов (Ижевск) фотограф |
Елена Сорокина (Волгоград) казначей |
16-02 Выехали из Волгограда поездом Самара-Кисловодск до станции Минводы. Четверо волгоградцев садились здесь, а двое ижевчан уже ехали в этом поезде от Самары.
11-32 Прибыли в Минводы строго по расписанию, которое было для нас неудачным. Электричка Минводы-Владикавказ ходит только раз в сутки и отправляется в три часа ночи. Но можно проехать с пересадкой в Прохладном. Вот как раз электричка до Прохладного отправляется за две минуты до прибытия нашего поезда. Подъезжая к перрону, мы имели удовольствие наблюдать эту электричку из окна вагона, но когда мы высадились, ее уже не было. Следующая электричка до Прохладного идет в 14-00.
14-00 Отправились на электричке в Прохладный, надеясь оттуда как-нибудь добраться до Владикавказа.
16-00 Прибыли в Прохладный и обнаружили, что ни электричек, ни автобусов во Владикавказ сегодня не будет. Нам предложили нанять Газель за 3000 р., что нас не соблазнило. Решили заночевать под Прохладным и сесть на ту самую электричку, которая идет в 3 часа из Минвод.
17-10 Собрали велосипеды, закупили продукты и выехали с вокзала Прохладного в сторону р. Малка.
18-00 переехав Малку, поехали по той же дамбе, что и в тройке 2001 года. Съехав с дамбы в сторону, противоположную от реки стали на ночлег в рощице.
2-40 подъем
3-50 выехали к вокзалу
4-20 прибыли на вокзал
5-00 Выехали электричкой во Владикавказ
Время | К-ж | Т-ра | Высота | Описание
8-00 | 0,0 | | 700 | Прибыли во Владикавказ, собрали велосипеды. Кто-то из местных осведомился, не знаем ли мы Алексея Струкова. Я сказал, что мы надеялись встретиться с ним здесь, на что он ответил, что Алексей уехал с какой-то группой. Мы уже совсем собрались уезжать, как Алексей появился со своими друзьями-байкерами. На фото 1 - обе группы, слева - Алексей, Андрей и Влад из Владикавказа.
Фото 1. Встреча на вокзале волгоградских и владикавказских велотуристов
После краткого знакомства двух групп и представления участников хозяева повезли нас на небольшую экскурсию по Владикавказу.
10-25 | 7,0 | 5,6° | 700 | круг с кольцевым движением на выезде из Владикавказа
10-40 | 12,3 | | 672 | знак въезда в Гизель
10-57 | 13,3 | 5,7° | 634 | в Гизели свернули налево и начали подниматься по ущелью Гизельдона
11-45 | 20,3 | 4,5° | 788 | куст святого Георгия, источник у дороги (фото2).
Фото 2. Куст святого Георгия
14-01 | 21,0 | 4,8° | 796 | стали на перекус у дороги. Здесь уже побывал ледник, так что пейзаж весьма неопрятный: по сторонам дороги поваленные и изломанные деревья, камни и грязь.
14-30 | 25,3 | 3,3° | 868 | Развилка. Слияние Гизельдон и Геналдон. Весь путь после перекуса проходил по следам ледника, все поломано, везде кучи камней и грязи, мосты снесены и заменены наскоро бетонными плитами.
15-08 | 28,9 | 3,9° | 928 | древнейшее с. Кобан (1 век до н.э.). Начали спрашивать дорогу на перевал Батайраг. Нас еще по дороге из Владикавказа предупреждал провожавший нас Влад, что поворот на перевал находится прямо в селе и неочевиден. Нам объяснили, что надо поворачивать у разрушенного здания.
15-20 | 31,1 | 3,6° | 968 | Свернули на грунтовку у разрушенного здания и начали подниматься (фото3).
Фото 3. Начало подъема на пер. Батайраг
Поднялись немного вверх до развилки, здесь встретилась машина - уазик с пьяными в дупель чабанами. Мы спросили дорогу, оказалось, что мы свернули рано, надо было поворачивать не до, а после разрушенного здания. Уазик ехал как раз туда, куда нам надо было, не возвращаясь на трассу, мы за ним по параллельной улочке выехали на нужную дорогу. Погода: сплошной туман или низкая облачность, морось. Дорога мокрая, но в целом проезжая, так как имеет насыпное покрытие из щебенки. Местами, однако, покрытие разрушено на довольно длинных участках, и глина налипает на колеса (фото 4).
Фото 4. Дорога на подъеме оказалась довольно грязной
Упорно чистили колеса и поднимались медленно.
17-20 | 34,6 | 3,3° | 1228 | Это налипание глины нас сильно задержало, стало ясно, что перевал сегодня взять не удастся. Поэтому остановились на ночлег, когда до верха перевала оставалось примерно 400 м по высоте. В этом месте у дороги росло одинокое, но довольно большое дерево, под которым оказалось много мокрых дров. Рядом - относительно ровная травянистая площадка, пригодная для установки палаток. Единственной проблемой был дефицит воды, так как никаких источников или ручейков не было. С собой у нас оказалось около 6 литров воды, с ними мы и остановились на ночлег.
6-00 | | 0,3° | | подъем. На утро осталось примерно 2.5 л воды, сделали только кофе с бутербродами, больше ничего не готовили. Погода с утра такая же, как вчера, только мороси нет пока. Ночью шел дождь, к утру он перестал. Стоит сплошной туман.
7-45 | | 1,5° | | Выход
| 36,4 | -0,2° | 1344 | По сторонам дороги периодически встречаются заросли кустов и мелколесья, сейчас покрытых снегом (фото 5).
Фото 5. На подъеме на перевал
Есть дрова, в принципе можно найти площадку для ночлега, воды нет.
9-50 | 40,3 | -1,2° | 1620 | Поднялись по серпантину на участок, где намечается понижение. Слева склон, справа откос вниз. На перевал не очень похоже.
9-55 | 40,6 | -1,2° | 1632 | после еще одного небольшого подъема вышли на перевал Батайраг (фото 6).
Фото 6. Перевал Батайраг
Спуск с перевала включал неоднократные местные подъемы и шел сначала по травянистой местности с встречающимися кустарниками, потом через лес (фото 7).
Фото 7. Спуск с перевала Батайраг
На спуске выявились проблемы с тормозами-вибрейками, потратили некоторое время на регулировку. Чуть-чуть потеплело, но все равно температура оставалась близкой к нулевой. Облачность низкая, моросит, дорога мокрая, но на этой стороне перевала не грязная. Воды на спуске нет.
12-05 | 53,8 | 4,4° | 880 | спустились с перевала к р. Фиагдон. Дорога с перевала выходит прямо в село Гусара. Село маленькое, магазина нет, зато есть целых два придорожных кафе. После продолжительного спуска при почти нулевой температуре в мокром виде мы были близки к состоянию полного окоченения. Захотелось горячего чаю, пошли в одно из кафе, представлявшее небольшую хибарку. Хозяйка быстренько сделала нам пирог с сыром, это не хачапури, но тоже вкусно, особенно в горячем виде. Пирог (за 100 р.) съели, потом добили лавашом, тоже только что испеченным (40 р.). Потом хозяйка предложила нам еще пирогов, но уже холодных, видимо, лежавших уже какое-то время. На наш вопрос, сколько это будет стоить, махнула рукой, мол, за так. Правда, когда мы начали расплачиваться, итоговая сумма оказалась аж 340 р. Вот тебе и так.
Здесь, у кафе, нас нашел Алексей Струков, который, оказывается, искал нас по всему ущелью. Действительно, ведь мы непредвиденно задержались на перевале.
После обеда начали подъем вверх по Куртатинскому ущелью. Дорога - мокрый асфальт, идет дождь. Ущелье очень живописное, зеленое с эффектными скальными обрывами (фото 8).
Фото 8 Вверх по Фиагдонскому ущелью
В 5 км от Гусары дорога проходит под огромными скалами, зажавшими реку в узкой щели (фото 9). Это место называют Кадаргаван.
Фото 9. Теснина Кадаргаван
14-36 | 63,0 | 3,5° | 1072 | старинный аул Дзивгис. Ущелье заметно оголяется, склоны, в основном травянистые, лишь местами ютятся отдельные карликовые сосенки. На склонах - старинные крепостные сооружения для охраны ущелья. Рядом на поляне - небольшая церковь Святого Георгия (Дзивгисидзаура) 17 века, надгробные памятники - цырты и склепы возле нее.
За Дзивгисом Куртатинское ущелье заметно расширяется (фото 10). Это место называется Фиагдонской котловиной.
Фото 10. Фиагдонская котловина
В котловине расположено множество полузаброшенных селений. Здесь же большое количество фамильных башен (фото11).
Фото 11. Осетинские фамильные башни
Они строились каждой семьей или родом. В нижней части располагался скот, в верхней части находилось жилье. Выше не склонах попадаются сторожевые и оборонительные башни.
15-07 | 66,8 | 2,4° | 1184 | знак въезда в В. Фиагдон (фото 12).
Фото 12. Верхний Фиагдон
Закупив продукты, выехали дальше в поисках места для ночлега.
17-30 | 74,2 | 2,0° | 1312 | На всем протяжении до Харисджина подходящего места не находилось. То место за рекой, где мы ночевали в 2001 году, оказалось недоступным: подъехав к нему, мы обнаружили на берегу остатки моста, который смыло рекой. Доехав уже до Харисджина, я спросил проходящих мимо людей, не подскажут ли они, где бы можно было остановиться на ночлег. Они посоветовали подняться по склону, там было что-то вроде дачного поселка, и стать за участками ближе к склону и лесу. Мы поднялись вместе с ними и были встречены каким-то охранником, который без всякого дружелюбия посоветовал нам убираться отсюда подальше. Видимо, здесь обитали важные местные авторитеты, и эта шавка боялась вызвать их неудовольствие. Возмущенные таким некавказским негостеприимством, наши провожатые, Борис и Надя, предложили нам остановиться у них на даче. Там, кроме основного двухэтажного дома было отдельное строение, типа столовой с длинным столом, которое они называли "навес". Вот в этом навесе мы и остановились. Хозяева распростерли свою любезность до того, что предоставили нам возможность приготовить ужин на их газовой плите в кухне, а ужинали и завтракали мы в зале (фото 13).
Фото 13. В гостях у Бориса и Нади
8-30 | | 2,4° | | выезд
| 75,7 | | 1348 | пересекли мост и начали подъем на перевал Архонский (фото 14).
Фото 14. Подъем на Архонский перевал
Ночью выпал свежий снежок. Сейчас облачность низкая, но ни дождя, ни снега нет.
9-53 | 77,8 | | 1528 | дорога пересекает ручеек. Вода не очень чистая, но для питья пригодная
10-02 | 78,6 | 1,5° | 1608 | дорога пересекает чистый ручеек, слева от дороги течет небольшая речушка
10-22 | 79,1 | 1,5° | 1656 | Справа от дороги развалины фамильной башни Лазаровых (фото 15).
Фото 15. Башня Лазаровых
12-30 | 83,1 | 4,4° | 2056 | поперек дороги - ручеек. На этой высоте снега побольше (фото 16)
Фото 16. Свежий снег на дороге на подходе к перевалу
13-08 | 84,3 | 5,4° | 2188 | перевал Архонский (фото 17).
Фото 17. Архонский перевал
Туман, но иногда проглядывает солнце, поэтому, как ни странно, теплее, чем на подъеме. На перевале - развилка, влево уходит дорога, которая по карте не ведет никуда и заканчивается ничем. Тем не менее, следы машин, попутных нам, сворачивают именно туда. Прямо же, в сторону Нижнего Унала, похоже, никто не ездит, судя по снежной целине, которая предстала перед нами (фото 18). После начала спуска все прояснения исчезли, опять едем в облаках.
Фото 18. По этой дороге, похоже, только велотуристы ездят
Спуск с перевала выводит на склон ущелья Уналдона - притока Ардона, откуда видно с. Нижний Унал и трасса Военно-Осетинской дороги (фото 19)
Фото 19. Спуск с перевала в ущелье Ардона
15-30 | 100,2 | 5,5° | 904 | мост через р. Ардон
16-22 | 105,5 | 6,2° | 952 | знак въезда в Мизур
17-43 | 111,4 | 5,7° | 1028 | повернули на дорогу, ведущую в Садон - Верхний Згид
18-38 | 113,6 | 3,5° | 1184 | въезд в Садон (фото 20)
Въезд в Садон
Поселок Садон известен со времен царствования грузинского царя Вахтанга Горгасала (5 век). До недавнего времени был вполне приличным поселком, но во время селя три года назад был сильно разрушен. В таком же плачевном состоянии он пребывает и сейчас (фото 21).
Фото 21. Садон после селя
19-27 | 115,7 | 3,2° | 1346 | с. Галон, тоже едва живое, разрушенное селем.
| 117,2 | | 1448 | Остановились на бивак в месте, где дорога уходит вверх по склону. Раньше дорога и дальше шла вдоль реки, но после селя сделали новую дорогу выше. Мы прошли чуть дальше вдоль реки по камням и нашли более или менее ровное место рядом с небольшим водопадом и небольшой же пещерой над ним (фото 22).
Фото 22. Бивак в ущелье Садонки на остатках селя
Дрова насобирали вдоль реки в виде плавника.
| | 4,4° | | С утра, убедившись, что горы скрыты в тумане, решили, что идти на перевал Саварафцаг бессмысленно, да и опасно, так как в условиях почти нулевой видимости и отсутствия дороги найти перевал и особенно спуск с него будет практически невозможно.
10-03 | 120,6 | 3,5° | 1228 | снова с. Садон
10-19 | 123,0 | 4,3° | 1048 | снова выехали на трассу
| 125,0 | | 1020 | знак въезда в Мизур
14-52 | 152,7 | 5,5° | 644 | знак въезда в Алагир (фото 23)
Фото 23. Алагир - четвертый по численности город Северной Осетии
15-28 | 164,9 | 5,2° | 500 | знак въезда в Рамоново
15-35 | 167,4 | 5,5° | 472 | Выезд из Рамонова
15-44 | 170,6 | 5,5° | 440 | знак въезда в Ардон
15-49 | 171,3 | 6,0° | 432 | сразу после въезда в Ардон повернули налево на Дигору
16-38 | 179,8 | 5,4° | 452 | въехали в Дигору (фото 24).
Фото 24. Дигора - центр Дигорского района
17-33 | 182,2 | 6,3° | 456 | Выезд из Дигоры
| 186,6 | | 460 | после выезда из Дигоры дорога пересекает речку, перед речкой справа и слева от дороги - лесок и зеленые лужайки. Стали за леском справа от дороги.
8-30 | | | | выезд
9-19 | 198,0 | 4,3° | 656 | сразу от реки начался подъем, здесь он временно закончился, начался крутой спуск
| 200,2 | 5,5° | 680 | поднялись вверх к знаку въезда в Чиколу
| 203,0 | 5,5° | 660 | магазин в Чиколе
| 204,1 | 5,4° | 664 | выехали из Чиколы, повернули на Хазнидон
| 209,8 | 4,5° | 676 | Хазнидон
10-45 | 211,6 | 4,9° | 744 | от р Хазнидон подъем, выехали наверх
| 215,5 | 4,2° | 656 | с. Толдзгун
| 217,6 | | 788 | верх
11-28 | 220,1 | 3,7° | 704 | спустились к Лескену, знак въезда в Лескен (фото 25).
Фото 25. Лескен
11-47 | 220,8 | 5,5° | 684 | с. Лескен. Мы проехали через мост в Лескен, оказалось, что надо было сворачивать, не переезжая моста
| 223,3 | | 684 | снова переехали через речку, повернули направо, на с. Ташлы-Тала. Дорога - асфальт, постоянный равномерный подъем.
14-35 | 228,1 | 5,4° | 804 | развилка. Т-образный перекресток, поворачиваем налево
15-46 | 238,3 | 4,5° | 1052 | дорога пересекает небольшую речушку или канал, вода довольно чистая
15-52 | 239,1 | 4,3° | 1072 | с. Ташлы-Тала
16-10 | 241,1 | 4,6° | 1132 | в селе, не доезжая до конца его, повернули направо на грунтовую дорогу на Верхнюю Жемталу
| 241,3 | | 1140 | почти сразу после выезда из села начался короткий подъем
| 241,4 | | 1144 | после 100 м подъема перевал Ташталинский, начался спуск
16-44 | 246,8 | 5,3° | 1032 | спустились по лесной дороге к реке
17-05 | 248,8 | 4,5° | 1024 | пересекли еще один ручей, вода тоже чистая
17-26 | 251,8 | 4,4° | 980 | спустились в ущелье Псыгансу
Фото 26. Спуск с Ташталинского перевала приводит к р. Псыгансу
пересекаем реку по мосту, вода довольно чистая
17-40 | 253,1 | | 980 | стали на бивак в осиновой роще на берегу реки
9-20 | | | | выезд. Долина Псыгансу в районе В. Жемталы довольно широкая, травянистая, окаймлена невысокими склонами, за которыми были бы видны горы, если бы не низкая облачность (фото 27).
Фото 27. Долина р. Псыгансу
10-40 | 259,9 | 10,5° | 1184 | довольно широкая долина реки постепенно сузилась и перешла в ущелье с высокими склонами, поросшими лесом, местами со скальными обрывами (фото 28).
Фото 28. Долина превратилась в ущелье
| 262,0 | | 1300 | мост. Дорога на коротком участке перешла на правый берег реки (фото 29)
Фото 29. Дорога между двумя мостами
| 262,8 | | 1316 | 2-й мост, следующий почти сразу за первым. Этот участок дороги проходит в очень узком каньоне с отвесными стенами (фото 30). На фото 30а - увеличенный участок дороги перед мостом для демонстрации состояния дороги
Фото 30. Ущелье превратилось в каньон. Фото 30а. Состояние дороги
После мостов дорога стала постепенно уходить от реки вверх (фото 31).
Фото 31. Дорога поднялась по склону высоко над рекой
15-23 | 266,9 | 11,4° | 1736 | развилка дорог на склоне ущелья: влево вниз через реку идет дорога к кошу, вторая дорога идет вправо вверх по склону. Повернули направо
16-02 | 268,7 | 11,7° | 1780 | дорога поднялась на склон ущелья и начала поворачивать от реки
16-12 | 269,2 | 10,3° | 1916 | развилка дорог: одна дорога идет прямо, вторая резко под острым углом поворачивает направо, куда мы и повернули
16-40 | 270,2 | 12,6° | 2036 | поднялись на первый гребень перевала, спуска после него нет, просто более пологий подъем
17-17 | 271,3 | 11,3° | 2124 | перевал Псыган. Представляет собой узкую травянистую перемычку. Слева скальные и снежные вершины, открывается панорама на широкую котловину р. Псыгансу (фото 32), справа травянистый склон, увенчанный скалами-останцами причудливой формы (фото 33).
Фото 32-33. Виды с перевала Псыган
19-17 | 280,8 | 8,6° | 1168 | спустились к первым домам Верхней Балкарии
19-37 | 281,5 | 8,9° | 1112 | по узкой немощеной улочке спустились к асфальту
20-12 | 287,1 | | 1132 | остановились на ночлег на склоне ущелья чуть ниже дороги
7-00 | | 6,8° | | подъем
9-10 | | 11,4° | 1144 | выезд, вылезли обратно на дорогу
11-42 | 291,8 | 11,7° | 1100 | проехали тоннель, на выезде - родник
14-30 | 295,3 | 15,8° | 936 | выезд с места перекуса, который был на приятной зеленой поляне справа над дорогой
14-45 | 298,0 | 15,2° | 900 | Нижнее Голубое озеро (фото 34).
Фото 34. Нижнее Голубое озеро
15-16 | 298,5 | 14,5° | 900 | поворачиваем с трассы по указателю направо на Верхние Голубые озера
16-00 | 302,0 | 10,2° | 988 | поднялись к Верхним озерам и стали на ночлег неподалеку от них на берегу чистой речки в осиновом лесу
8-30 | | 10,4° | | выезд
| 302,3 | | | выехали с места бивака к броду через речку
| 302,7 | | | подъехали к мостику, разделяющему два озера, большое и малое. Непонятно, почему они называются Голубыми - вода мутноватая, зеленоватая, на дне тина, лягушек, правда, не слышно (фото 35)
Фото 35. На Верхних Голубых озерах
9-13 | 305,4 | 10,7° | 916 | снова спустились к трассе
9-45 | 311,3 | 11,0° | 848 | мост через Черек после Бабугента. Развилка, влево уходит дорога на Дзинагу
10-21 | 314,5 | 15,6° | 816 | знак въезда в Кашхатау
10-31 | 318,7 | 15,3° | 768 | выезд из Кашхатау
| 320,8 | 15,6° | 744 | блокпост на дороге и знак развилки на Герпегеж и Урвань. Обе дороги ведут в Нальчик, по первой до него 22 км, по второй - 31 км. Едем по второй
10-43 | 302,0 | | 752 | вот здесь, на бугре, уходит влево дорога на Герпегеж
| 328,6 | | 672 | въезд в с. Аушигер
11-06 | 332,2 | 14,5° | 624 | выезд из с. Аушигер. Сразу за селом начался подъем
11-15 | 333,3 | 14,4° | 676 | конец подъема
11-42 | 341,1 | 14,5° | 532 | знак въезда в Урвань
11-55 | 343,7 | 15,6° | 484 | выехали на ростовскую трассу, повернули налево на Нальчик
11-58 | 345,1 | 15,3° | 476 | выезд из Урвани
12-30 | 354,0 | 14,6° | 564 | въезд в Нальчик (фото 36)
Фото 36. Стела на въезде в Нальчик
16-42 | 363,1 | 14,4° | 556 | выехали из Нальчика, пересекаем по мосту речку
| 374,6 | | 572 | бивак
9-30 | | | | выезд
9-33 | 376,2 | 12,2° | 576 | выехали с места бивака на трассу
9-53 | 379,9 | 11,5° | 568 | развилка, влево идет объездная дорога, прямо в г. Баксан. Едем прямо
10-16 | 387,4 | 11,3° | 556 | выехали из Баксана
11-00 | 395,7 | 11,4° | 564 | с. Куба-Таба
11-18 | 400,9 | 12,1° | 588 | знак выезда из Куба-Табы
12-43 | 407,6 | 14,5° | 656 | Малка
16-16 | 422,3 | 14,7° | 724 | знак въезда в Залукокоаже (фото 37)
Фото 37. Залукокоаже
В селе, увидев открытые ворота, подъехали, чтобы попросить воды. В итоге это превратилось в празднование Дня победы и, похоже, дня рождения хозяина. Тут же образовался импровизированный столик на капоте машины с закуской и выпивкой (фото 38).
Фото 38. Празднество в Залукокоаже
С трудом удалось снова выбраться на дорогу.
16-57 | 424,3 | 14,6° | 716 | знак выезда из Залукокоаже
| 429,0 | | 672 | когда впереди показалось озеро, слева от дороги на бугре была рощица, мы зашли за нее и остановились на ночлег на лужайке, скрытой от дороги
7-00 | | 10,9° | | подъем. Ночью шел дождь, но утром только мелкая морось
8-40 | | 10,2° | | выезд
8-55 | 432,6 | 9,6° | 608 | граница Кабардино-Балкарии и Ставропольского края. От границы начался подъем
9-08 | 434,8 | 10,0° | 656 | конец подъема
9-15 | 437,2 | 10,2° | 628 | круг: направо на Минводы, налево на Пятигорск. Поворачиваем налево
9-18 | 437,7 | 9,3° | 636 | стела на въезде в Пятигорск
14-51 | 452,3 | 13,5° | 652 | по крутому подъему выехали из Пятигорска
14-57 | 454,9 | 13,9° | 600 | выехали на ростовскую трассу
15-30 | 466,4 | 16,4° | 376 | знак въезда в Минводы
17-05 | 471,5 | 15,2° | 376 | вокзал
Вид ПП | Название | Границы препятствия |
Протяженность, Lпп |
Кпк |
Абс. высота (начало) м |
Абс. высота, макс. м |
Кв |
Общий (суммарный) набор
высоты (НВ) м |
Кнв |
Крутизна (уклон) на подъеме
(средн.) % |
Ккр | Балльная оценка по МКВМ | КТ | |||
Lпп, общая, км | в т.ч. асф.,км | в т.ч. проселок | в т.ч. щебень, горная дорога, км | |||||||||||||
перевал | Батайраг | с. Кобан - с. Гусара |
9,5 | - | - | 9,5 | 1,40 | 968 | 1632 | 1,23 | 664 | 1,15 | 6,99 | 1,17 | 2,31 | 2 |
перевал | Ташталинский | с. Лескен - с. В. Жемтала |
18 | 17,70 | 0,3 | - | 0,905 | 684 | 1144 | 1,13 | 460 | 1,09 | 2,56 | 1 | 1,11 | 1 |
подъем по ущелью | ущ. р. Псыгансу | с. В. Жемтала - каньон Псыгансу | 11 | - | 11 | - | 1,2 | 980 | 1316 | 1,16 | 336 | 1,05 | 3,05 | 1 | 1,46 | 1 |
перевал | Псыган | р. Псыгансу - В. Балкария | 8,6 | - | - | 8,6 | 1,4 | 1316 | 2124 | 1,32 | 808 | 1,21 | 9,40 | 1,33 | 2,97 | 3 |
Характеристику перевала Архонского см. здесь
С погодой опять не повезло. Открытием похода можно считать первопрохождение (вело) участка ущ. Псыгансу - пер. Псыган. Очень красивое ущелье и красивый перевал. Можно рекомендовать этот участок для включения в маршруты 2 и 3 к.с.
Автор отчета Павел Протопопов
Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)
на первую страницу
клубная информация
| походы | ПВД |
фотоальбомы | публикации |
клубные события |
соревнования | форумы
| ссылки