Велоклуб Орион

По Северной Осетии и Кабардино-Балкарии-2-2006

Отчет

о велотуристском походе второй категории сложности по Северному Кавказу, совершенном с 1 по 10 мая 2006 года

по маршруту:
Владикавказ - Гизель - Кобан - пер. Батайраг (1636) - Гусара - В. Фиагдон - пер. Архонский (2234) - В. Унал - Мизур - Садон - Галон - Садон - Мизур - Алагир - Ардон - Дигора - Чикола - Лескен - Ташлы-Тала - пер. Ташталинский (1200) - Верх. Жемтала - вверх по р. Псыгансу - пер. Псыган (2180) - Верх. Балкария - Голубые озера - Кашхатау - Урвань - Нальчик - Баксан - Минводы, 471 км

Руководитель похода – Павел Протопопов

Поход утвержден маршрутно-квалификационной комиссией
Велоклуба "Орион"

Определяющие препятствия (ОП) и осложняющие факторы

ОП:

Перевал Батайраг (1636 м), 2 КТ
Перевал Архонский (2234 м), 3 КТ
Перевал Псыган (2180 м), 3 КТ
Перевал Ташталинский (1200 м), 1 КТ

Характеристику препятствий см. здесь

Осложняющими факторами явились межсезонье и отвратительная погода в течение большей части похода.

 

 

Участники


Павел Протопопов (Волгоград)
руководитель, летописец

Александр Бабушкин (Волгоград)
механик

Марина Гайшун (Волгоград)
завхоз

Валерий Вологжанин (Ижевск)
медик

Юрий Зяблов (Ижевск)
фотограф

Елена Сорокина (Волгоград)
казначей

 

Подъезды

29 апреля

16-02 Выехали из Волгограда поездом Самара-Кисловодск до станции Минводы. Четверо волгоградцев садились здесь, а двое ижевчан уже ехали в этом поезде от Самары.

30 апреля

11-32 Прибыли в Минводы строго по расписанию, которое было для нас неудачным. Электричка Минводы-Владикавказ ходит только раз в сутки и отправляется в три часа ночи. Но можно проехать с пересадкой в Прохладном. Вот как раз электричка до Прохладного отправляется за две минуты до прибытия нашего поезда. Подъезжая к перрону, мы имели удовольствие наблюдать эту электричку из окна вагона, но когда мы высадились, ее уже не было. Следующая электричка до Прохладного идет в 14-00.

14-00 Отправились на электричке в Прохладный, надеясь оттуда как-нибудь добраться до Владикавказа.

16-00 Прибыли в Прохладный и обнаружили, что ни электричек, ни автобусов во Владикавказ сегодня не будет. Нам предложили нанять Газель за 3000 р., что нас не соблазнило. Решили заночевать под Прохладным и сесть на ту самую электричку, которая идет в 3 часа из Минвод.

17-10 Собрали велосипеды, закупили продукты и выехали с вокзала Прохладного в сторону р. Малка.

18-00 переехав Малку, поехали по той же дамбе, что и в тройке 2001 года. Съехав с дамбы в сторону, противоположную от реки стали на ночлег в рощице.

1 мая

2-40 подъем

3-50 выехали к вокзалу

4-20 прибыли на вокзал

5-00 Выехали электричкой во Владикавказ

Иллюстрированное описание прохождения маршрута

Время | К-ж | Т-ра | Высота | Описание

1 мая

8-00 | 0,0 | | 700 | Прибыли во Владикавказ, собрали велосипеды. Кто-то из местных осведомился, не знаем ли мы Алексея Струкова. Я сказал, что мы надеялись встретиться с ним здесь, на что он ответил, что Алексей уехал с какой-то группой. Мы уже совсем собрались уезжать, как Алексей появился со своими друзьями-байкерами. На фото 1 - обе группы, слева - Алексей, Андрей и Влад из Владикавказа.


Фото 1. Встреча на вокзале волгоградских и владикавказских велотуристов

После краткого знакомства двух групп и представления участников хозяева повезли нас на небольшую экскурсию по Владикавказу.

10-25 | 7,0 | 5,6° | 700 | круг с кольцевым движением на выезде из Владикавказа

10-40 | 12,3 | | 672 | знак въезда в Гизель

10-57 | 13,3 | 5,7° | 634 | в Гизели свернули налево и начали подниматься по ущелью Гизельдона

11-45 | 20,3 | 4,5° | 788 | куст святого Георгия, источник у дороги (фото2).


Фото 2. Куст святого Георгия

14-01 | 21,0 | 4,8° | 796 | стали на перекус у дороги. Здесь уже побывал ледник, так что пейзаж весьма неопрятный: по сторонам дороги поваленные и изломанные деревья, камни и грязь.

14-30 | 25,3 | 3,3° | 868 | Развилка. Слияние Гизельдон и Геналдон. Весь путь после перекуса проходил по следам ледника, все поломано, везде кучи камней и грязи, мосты снесены и заменены наскоро бетонными плитами.

15-08 | 28,9 | 3,9° | 928 | древнейшее с. Кобан (1 век до н.э.). Начали спрашивать дорогу на перевал Батайраг. Нас еще по дороге из Владикавказа предупреждал провожавший нас Влад, что поворот на перевал находится прямо в селе и неочевиден. Нам объяснили, что надо поворачивать у разрушенного здания.

15-20 | 31,1 | 3,6° | 968 | Свернули на грунтовку у разрушенного здания и начали подниматься (фото3).


Фото 3. Начало подъема на пер. Батайраг

Поднялись немного вверх до развилки, здесь встретилась машина - уазик с пьяными в дупель чабанами. Мы спросили дорогу, оказалось, что мы свернули рано, надо было поворачивать не до, а после разрушенного здания. Уазик ехал как раз туда, куда нам надо было, не возвращаясь на трассу, мы за ним по параллельной улочке выехали на нужную дорогу. Погода: сплошной туман или низкая облачность, морось. Дорога мокрая, но в целом проезжая, так как имеет насыпное покрытие из щебенки. Местами, однако, покрытие разрушено на довольно длинных участках, и глина налипает на колеса (фото 4).


Фото 4. Дорога на подъеме оказалась довольно грязной

Упорно чистили колеса и поднимались медленно.

17-20 | 34,6 | 3,3° | 1228 | Это налипание глины нас сильно задержало, стало ясно, что перевал сегодня взять не удастся. Поэтому остановились на ночлег, когда до верха перевала оставалось примерно 400 м по высоте. В этом месте у дороги росло одинокое, но довольно большое дерево, под которым оказалось много мокрых дров. Рядом - относительно ровная травянистая площадка, пригодная для установки палаток. Единственной проблемой был дефицит воды, так как никаких источников или ручейков не было. С собой у нас оказалось около 6 литров воды, с ними мы и остановились на ночлег.

2 мая

6-00 | | 0,3° | | подъем. На утро осталось примерно 2.5 л воды, сделали только кофе с бутербродами, больше ничего не готовили. Погода с утра такая же, как вчера, только мороси нет пока. Ночью шел дождь, к утру он перестал. Стоит сплошной туман.

7-45 |  | 1,5° | | Выход

| 36,4 | -0,2° | 1344 | По сторонам дороги периодически встречаются заросли кустов и мелколесья, сейчас покрытых снегом (фото 5).


Фото 5. На подъеме на перевал

Есть дрова, в принципе можно найти площадку для ночлега, воды нет.

9-50 | 40,3 | -1,2° | 1620 | Поднялись по серпантину на участок, где намечается понижение. Слева склон, справа откос вниз. На перевал не очень похоже.

9-55 | 40,6 | -1,2° | 1632 | после еще одного небольшого подъема вышли на перевал Батайраг (фото 6).


Фото 6. Перевал Батайраг

Спуск с перевала включал неоднократные местные подъемы и шел сначала по травянистой местности с встречающимися кустарниками, потом через лес (фото 7).


Фото 7. Спуск с перевала Батайраг

На спуске выявились проблемы с тормозами-вибрейками, потратили некоторое время на регулировку. Чуть-чуть потеплело, но все равно температура оставалась близкой к нулевой. Облачность низкая, моросит, дорога мокрая, но на этой стороне перевала не грязная. Воды на спуске нет.

12-05 | 53,8 | 4,4° | 880 | спустились с перевала к р. Фиагдон. Дорога с перевала выходит прямо в село Гусара. Село маленькое, магазина нет, зато есть целых два придорожных кафе. После продолжительного спуска при почти нулевой температуре в мокром виде мы были близки к состоянию полного окоченения. Захотелось горячего чаю, пошли в одно из кафе, представлявшее небольшую хибарку. Хозяйка быстренько сделала нам пирог с сыром, это не хачапури, но тоже вкусно, особенно в горячем виде. Пирог (за 100 р.) съели, потом добили лавашом, тоже только что испеченным (40 р.). Потом хозяйка предложила нам еще пирогов, но уже холодных, видимо, лежавших уже какое-то время. На наш вопрос, сколько это будет стоить, махнула рукой, мол, за так. Правда, когда мы начали расплачиваться, итоговая сумма оказалась аж 340 р. Вот тебе и так.

Здесь, у кафе, нас нашел Алексей Струков, который, оказывается, искал нас по всему ущелью. Действительно, ведь мы непредвиденно задержались на перевале.

После обеда начали подъем вверх по Куртатинскому ущелью. Дорога - мокрый асфальт, идет дождь. Ущелье очень живописное, зеленое с эффектными скальными обрывами (фото 8).


Фото 8 Вверх по Фиагдонскому ущелью

В 5 км от Гусары дорога проходит под огромными скалами, зажавшими реку в узкой щели (фото 9). Это место называют Кадаргаван.


Фото 9. Теснина Кадаргаван

14-36 | 63,0 | 3,5° | 1072 | старинный аул Дзивгис. Ущелье заметно оголяется, склоны, в основном травянистые, лишь местами ютятся отдельные карликовые сосенки. На склонах - старинные крепостные сооружения для охраны ущелья. Рядом на поляне - небольшая церковь Святого Георгия (Дзивгисидзаура) 17 века, надгробные памятники - цырты и склепы возле нее.

За Дзивгисом Куртатинское ущелье заметно расширяется (фото 10). Это место называется Фиагдонской котловиной.


Фото 10. Фиагдонская котловина

В котловине расположено множество полузаброшенных селений. Здесь же большое количество фамильных башен (фото11).


Фото 11. Осетинские фамильные башни

Они строились каждой семьей или родом. В нижней части располагался скот, в верхней части находилось жилье. Выше не склонах попадаются сторожевые и оборонительные башни.

15-07 | 66,8 | 2,4° | 1184 | знак въезда в В. Фиагдон (фото 12).


Фото 12. Верхний Фиагдон

Закупив продукты, выехали дальше в поисках места для ночлега.

17-30 | 74,2 | 2,0° | 1312 | На всем протяжении до Харисджина подходящего места не находилось. То место за рекой, где мы ночевали в 2001 году, оказалось недоступным: подъехав к нему, мы обнаружили на берегу остатки моста, который смыло рекой. Доехав уже до Харисджина, я спросил проходящих мимо людей, не подскажут ли они, где бы можно было остановиться на ночлег. Они посоветовали подняться по склону, там было что-то вроде дачного поселка, и стать за участками ближе к склону и лесу. Мы поднялись вместе с ними и были встречены каким-то охранником, который без всякого дружелюбия посоветовал нам убираться отсюда подальше. Видимо, здесь обитали важные местные авторитеты, и эта шавка боялась вызвать их неудовольствие. Возмущенные таким некавказским негостеприимством, наши провожатые, Борис и Надя, предложили нам остановиться у них на даче. Там, кроме основного двухэтажного дома было отдельное строение, типа столовой с длинным столом, которое они называли "навес". Вот в этом навесе мы и остановились. Хозяева распростерли свою любезность до того, что предоставили нам возможность приготовить ужин на их газовой плите в кухне, а ужинали и завтракали мы в зале (фото 13).


Фото 13. В гостях у Бориса и Нади

3 мая

8-30 | | 2,4° | | выезд

| 75,7 | | 1348 | пересекли мост и начали подъем на перевал Архонский (фото 14).


Фото 14. Подъем на Архонский перевал

Ночью выпал свежий снежок. Сейчас облачность низкая, но ни дождя, ни снега нет.

9-53 | 77,8 | | 1528 | дорога пересекает ручеек. Вода не очень чистая, но для питья пригодная

10-02 | 78,6 | 1,5° | 1608 | дорога пересекает чистый ручеек, слева от дороги течет небольшая речушка

10-22 | 79,1 | 1,5° | 1656 | Справа от дороги развалины фамильной башни Лазаровых (фото 15).


Фото 15. Башня Лазаровых

12-30 | 83,1 | 4,4° | 2056 | поперек дороги - ручеек. На этой высоте снега побольше (фото 16)


Фото 16. Свежий снег на дороге на подходе к перевалу

13-08 | 84,3 | 5,4° | 2188 | перевал Архонский (фото 17).


Фото 17. Архонский перевал

 Туман, но иногда проглядывает солнце, поэтому, как ни странно, теплее, чем на подъеме. На перевале - развилка, влево уходит дорога, которая по карте не ведет никуда и заканчивается ничем. Тем не менее, следы машин, попутных нам, сворачивают именно туда. Прямо же, в сторону Нижнего Унала, похоже, никто не ездит, судя по снежной целине, которая предстала перед нами (фото 18). После начала спуска все прояснения исчезли, опять едем в облаках.


Фото 18. По этой дороге, похоже, только велотуристы ездят

Спуск с перевала выводит на склон ущелья Уналдона - притока Ардона, откуда видно с. Нижний Унал и трасса Военно-Осетинской дороги (фото 19)


Фото 19. Спуск с перевала в ущелье Ардона

15-30 | 100,2 | 5,5° | 904 | мост через р. Ардон

16-22 | 105,5 | 6,2° | 952 | знак въезда в Мизур

17-43 | 111,4 | 5,7° | 1028 | повернули на дорогу, ведущую в Садон - Верхний Згид

18-38 | 113,6 | 3,5° | 1184 | въезд в Садон (фото 20)


Въезд в Садон

Поселок Садон известен со времен царствования грузинского царя Вахтанга Горгасала (5 век). До недавнего времени был вполне приличным поселком, но во время селя три года назад был сильно разрушен. В таком же плачевном состоянии он пребывает и сейчас (фото 21).


Фото 21. Садон после селя

19-27 | 115,7 | 3,2° | 1346 | с. Галон, тоже едва живое, разрушенное селем.

| 117,2 | | 1448 | Остановились на бивак в месте, где дорога уходит вверх по склону. Раньше дорога и дальше шла вдоль реки, но после селя сделали новую дорогу выше. Мы прошли чуть дальше вдоль реки по камням и нашли более или менее ровное место рядом с небольшим водопадом и небольшой же пещерой над ним (фото 22).


Фото 22. Бивак в ущелье Садонки на остатках селя

Дрова насобирали вдоль реки в виде плавника.

4 мая

| | 4,4° | | С утра, убедившись, что горы скрыты в тумане, решили, что идти на перевал Саварафцаг бессмысленно, да и опасно, так как в условиях почти нулевой видимости и отсутствия дороги найти перевал и особенно спуск с него будет практически невозможно.

10-03 | 120,6 | 3,5° | 1228 | снова с. Садон

10-19 | 123,0 | 4,3° | 1048 | снова выехали на трассу

| 125,0 | | 1020 | знак въезда в Мизур

14-52 | 152,7 | 5,5° | 644 | знак въезда в Алагир (фото 23)


Фото 23. Алагир - четвертый по численности город Северной Осетии

15-28 | 164,9 | 5,2° | 500 | знак въезда в Рамоново

15-35 | 167,4 | 5,5° | 472 | Выезд из Рамонова

15-44 | 170,6 | 5,5° | 440 | знак въезда в Ардон

15-49 | 171,3 | 6,0° | 432 | сразу после въезда в Ардон повернули налево на Дигору

16-38 | 179,8 | 5,4° | 452 | въехали в Дигору (фото 24).


Фото 24. Дигора - центр Дигорского района

17-33 | 182,2 | 6,3° | 456 | Выезд из Дигоры

| 186,6 | | 460 | после выезда из Дигоры дорога пересекает речку, перед речкой справа и слева от дороги - лесок и зеленые лужайки. Стали за леском справа от дороги.

5 мая

8-30 | | | | выезд

9-19 | 198,0 | 4,3° | 656 | сразу от реки начался подъем, здесь он временно закончился, начался крутой спуск

| 200,2 | 5,5° | 680 | поднялись вверх к знаку въезда в Чиколу

| 203,0 | 5,5° | 660 | магазин в Чиколе

| 204,1 | 5,4° | 664 | выехали из Чиколы, повернули на Хазнидон

| 209,8 | 4,5° | 676 | Хазнидон

10-45 | 211,6 | 4,9° | 744 | от р Хазнидон подъем, выехали наверх

| 215,5 | 4,2° | 656 | с. Толдзгун

| 217,6 | | 788 | верх

11-28 | 220,1 | 3,7° | 704 | спустились к Лескену, знак въезда в Лескен (фото 25).


Фото 25. Лескен

11-47 | 220,8 | 5,5° | 684 | с. Лескен. Мы проехали через мост в Лескен, оказалось, что надо было сворачивать, не переезжая моста

| 223,3 | | 684 | снова переехали через речку, повернули направо, на с. Ташлы-Тала. Дорога - асфальт, постоянный равномерный подъем.

14-35 | 228,1 | 5,4° | 804 | развилка. Т-образный перекресток, поворачиваем налево

15-46 | 238,3 | 4,5° | 1052 | дорога пересекает небольшую речушку или канал, вода довольно чистая

15-52 | 239,1 | 4,3° | 1072 | с. Ташлы-Тала

16-10 | 241,1 | 4,6° | 1132 | в селе, не доезжая до конца его, повернули направо на грунтовую дорогу на Верхнюю Жемталу

| 241,3 | | 1140 | почти сразу после выезда из села начался короткий подъем

| 241,4 | | 1144 | после 100 м подъема перевал Ташталинский, начался спуск

16-44 | 246,8 | 5,3° | 1032 | спустились по лесной дороге к реке

17-05 | 248,8 | 4,5° | 1024 | пересекли еще один ручей, вода тоже чистая

17-26 | 251,8 | 4,4° | 980 | спустились в ущелье Псыгансу

Фото 26.  Спуск с Ташталинского перевала приводит к р. Псыгансу

 пересекаем реку по мосту, вода довольно чистая

17-40 | 253,1 | | 980 | стали на бивак в осиновой роще на берегу реки

6 мая

9-20 | | | | выезд. Долина Псыгансу в районе В. Жемталы довольно широкая, травянистая, окаймлена невысокими склонами, за которыми были бы видны горы, если бы не низкая облачность (фото 27).


Фото 27. Долина р. Псыгансу

10-40 | 259,9 | 10,5° | 1184 | довольно широкая долина реки постепенно сузилась и перешла в ущелье с высокими склонами, поросшими лесом, местами со скальными обрывами (фото 28).


Фото 28. Долина превратилась в ущелье

| 262,0 | | 1300 | мост. Дорога на коротком участке перешла на правый берег реки (фото 29)

Фото 29. Дорога между двумя мостами

| 262,8 | | 1316 | 2-й мост, следующий почти сразу за первым. Этот участок дороги проходит в очень узком каньоне с отвесными стенами (фото 30). На фото 30а - увеличенный участок дороги перед мостом для демонстрации состояния дороги


Фото 30. Ущелье превратилось в каньон. Фото 30а. Состояние дороги

После мостов дорога стала постепенно уходить от реки вверх (фото 31).


Фото 31. Дорога поднялась по склону высоко над рекой

15-23 | 266,9 | 11,4° | 1736 | развилка дорог на склоне ущелья: влево вниз через реку идет дорога к кошу, вторая дорога идет вправо вверх по склону. Повернули направо

16-02 | 268,7 | 11,7° | 1780 | дорога поднялась на склон ущелья и начала поворачивать от реки

16-12 | 269,2 | 10,3° | 1916 | развилка дорог: одна дорога идет прямо, вторая резко под острым углом поворачивает направо, куда мы и повернули

16-40 | 270,2 | 12,6° | 2036 | поднялись на первый гребень перевала, спуска после него нет, просто более пологий подъем

17-17 | 271,3 | 11,3° | 2124 | перевал Псыган. Представляет собой узкую травянистую перемычку. Слева скальные и снежные вершины, открывается панорама на широкую котловину р. Псыгансу (фото 32), справа травянистый склон, увенчанный скалами-останцами причудливой формы (фото 33).


Фото 32-33. Виды с перевала Псыган

19-17 | 280,8 | 8,6° | 1168 | спустились к первым домам Верхней Балкарии

19-37 | 281,5 | 8,9° | 1112 | по узкой немощеной улочке спустились к асфальту

20-12 | 287,1 | | 1132 | остановились на ночлег на склоне ущелья чуть ниже дороги

7 мая

7-00 | | 6,8° | | подъем

9-10 | | 11,4° | 1144 | выезд, вылезли обратно на дорогу

11-42 | 291,8 | 11,7° | 1100 | проехали тоннель, на выезде - родник

14-30 | 295,3 | 15,8° | 936 | выезд с места перекуса, который был на приятной зеленой поляне справа над дорогой

14-45 | 298,0 | 15,2° | 900 | Нижнее Голубое озеро (фото 34).


Фото 34. Нижнее Голубое озеро

15-16 | 298,5 | 14,5° | 900 | поворачиваем с трассы по указателю направо на Верхние Голубые озера

16-00 | 302,0 | 10,2° | 988 | поднялись к Верхним озерам и стали на ночлег неподалеку от них на берегу чистой речки в осиновом лесу

8 мая

8-30 | | 10,4° | | выезд

| 302,3 | | | выехали с места бивака к броду через речку

| 302,7 | | | подъехали к мостику, разделяющему два озера, большое и малое. Непонятно, почему они называются Голубыми - вода мутноватая, зеленоватая, на дне тина, лягушек, правда, не слышно (фото 35)


Фото 35. На Верхних Голубых озерах

9-13 | 305,4 | 10,7° | 916 | снова спустились к трассе

9-45 | 311,3 | 11,0° | 848 | мост через Черек после Бабугента. Развилка, влево уходит дорога на Дзинагу

10-21 | 314,5 | 15,6° | 816 | знак въезда в Кашхатау

10-31 | 318,7 | 15,3° | 768 | выезд из Кашхатау

| 320,8 | 15,6° | 744 | блокпост на дороге и знак развилки на Герпегеж и Урвань. Обе дороги ведут в Нальчик, по первой до него 22 км, по второй - 31 км. Едем по второй

10-43 | 302,0 | | 752 | вот здесь, на бугре, уходит влево дорога на Герпегеж

| 328,6 | | 672 | въезд в с. Аушигер

11-06 | 332,2 | 14,5° | 624 | выезд из с. Аушигер. Сразу за селом начался подъем

11-15 | 333,3 | 14,4° | 676 | конец подъема

11-42 | 341,1 | 14,5° | 532 | знак въезда в Урвань

11-55 | 343,7 | 15,6° | 484 | выехали на ростовскую трассу, повернули налево на Нальчик

11-58 | 345,1 | 15,3° | 476 | выезд из Урвани

12-30 | 354,0 | 14,6° | 564 | въезд в Нальчик (фото 36)


Фото 36. Стела на въезде в Нальчик

16-42 | 363,1 | 14,4° | 556 | выехали из Нальчика, пересекаем по мосту речку

| 374,6 | | 572 | бивак

9 мая

9-30 | | | | выезд

9-33 | 376,2 | 12,2° | 576 | выехали с места бивака на трассу

9-53 | 379,9 | 11,5° | 568 | развилка, влево идет объездная дорога, прямо в г. Баксан. Едем прямо

10-16 | 387,4 | 11,3° | 556 | выехали из Баксана

11-00 | 395,7 | 11,4° | 564 | с. Куба-Таба

11-18 | 400,9 | 12,1° | 588 | знак выезда из Куба-Табы

12-43 | 407,6 | 14,5° | 656 | Малка

16-16 | 422,3 | 14,7° | 724 | знак въезда в Залукокоаже (фото 37)


Фото 37. Залукокоаже

В селе, увидев открытые ворота, подъехали, чтобы попросить воды. В итоге это превратилось в празднование Дня победы и, похоже, дня рождения хозяина. Тут же образовался импровизированный столик на капоте машины с закуской и выпивкой (фото 38).


Фото 38. Празднество в Залукокоаже

С трудом удалось снова выбраться на дорогу.

16-57 | 424,3 | 14,6° | 716 | знак выезда из Залукокоаже

| 429,0 | | 672 | когда впереди показалось озеро, слева от дороги на бугре была рощица, мы зашли за нее и остановились на ночлег на лужайке, скрытой от дороги

10 мая

7-00 | | 10,9° | | подъем. Ночью шел дождь, но утром только мелкая морось

8-40 | | 10,2° | | выезд

8-55 | 432,6 | 9,6° | 608 | граница Кабардино-Балкарии и Ставропольского края. От границы начался подъем

9-08 | 434,8 | 10,0° | 656 | конец подъема

9-15 | 437,2 | 10,2° | 628 | круг: направо на Минводы, налево на Пятигорск. Поворачиваем налево

9-18 | 437,7 | 9,3° | 636 | стела на въезде в Пятигорск

14-51 | 452,3 | 13,5° | 652 | по крутому подъему выехали из Пятигорска

14-57 | 454,9 | 13,9° | 600 | выехали на ростовскую трассу

15-30 | 466,4 | 16,4° | 376 | знак въезда в Минводы

17-05 | 471,5 | 15,2° | 376 | вокзал

Характеристика препятствий на маршруте

Вид ПП Название Границы препятствия

Протяженность, Lпп

Кпк Абс. высота (начало)
м
Абс. высота, макс.
 м
Кв Общий (суммарный) набор высоты (НВ)
м
Кнв Крутизна (уклон) на подъеме (средн.)
%
Ккр Балльная оценка по МКВМ КТ
Lпп, общая, км в т.ч. асф.,км в т.ч. проселок в т.ч. щебень, горная дорога, км
перевал Батайраг с. Кобан -
с. Гусара
9,5 - - 9,5 1,40 968 1632 1,23 664 1,15 6,99 1,17 2,31 2
перевал Ташталинский с. Лескен -
с. В. Жемтала
18 17,70 0,3 - 0,905 684 1144 1,13 460 1,09 2,56 1 1,11 1
подъем по ущелью ущ. р. Псыгансу с. В. Жемтала - каньон Псыгансу 11 - 11 - 1,2 980 1316 1,16 336 1,05 3,05 1 1,46 1
перевал Псыган р. Псыгансу - В. Балкария 8,6 - - 8,6 1,4 1316 2124 1,32 808 1,21 9,40 1,33 2,97 3

Характеристику перевала Архонского см. здесь

 

 

Выводы

С погодой опять не повезло. Открытием похода можно считать первопрохождение (вело) участка ущ. Псыгансу - пер. Псыган. Очень красивое ущелье и красивый перевал. Можно рекомендовать этот участок для включения в маршруты 2 и 3 к.с.

 

Автор отчета Павел Протопопов

 

Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)

на первую страницу
клубная информация | походы | ПВД | фотоальбомы | публикации | клубные события | соревнования | форумы | ссылки

free counters

 

Hosted by uCoz