Велоклуб Орион

Кавказ-2-2008

Отчет

о велотуристском походе второй категории сложности по Северному Кавказу, совершенном с 28 апреля по 8 мая 2008 года

по маршруту:
Армавир - Советская - Отрадная – Удобная - пер. Удобно-Зеленчукский - Исправная - Зеленчукская - Кардоникская - пер. Кардоникский (1016 м) - Карачаевск - Худес - плато Бечасын (2244 м) - пер. Харбазский (2360 м) - Долина нарзанов - пер. Шит-Джатмас (1908 м) - Кичи-Балык - пер. Кичи-Балык (1500 м) - Кисловодск, 401 км

Руководитель похода и автор отчета – Павел Протопопов

Поход утвержден маршрутно-квалификационной комиссией
Велоклуба "Орион"

Идея похода

Этот поход продолжил серию майских двоечных походов по Северному Кавказу, начатую нами в 2005 году и включающую походы 2005, 2006 и 2007 гг. Главная идея - взять плато Бечасын, от подножия которого мы повернули назад в походе 2005 года, засыпанные снегом уже у подножия. Не повезло тогда с погодой. На этот раз мы подошли к плато с противоположной стороны, где край плато более низок (2000 м) с тем, чтобы уже на плато разобраться, проходимо ли оно. На случай полной или частичной непроходимости были заложены три запасных варианта маршрута. Но поскольку пройти по плато удалось по основному варианту, запасные я здесь не привожу. При этом, если при старте из Кисловодска приходилось чуть ли не от поезда сразу идти на серьезные подъемы, что неправильно с тактической точки зрения, то здесь мы несколько первых дней ехали по относительно равнинной местности, что облегчило "вкатывание" в походный режим.

Препятствия

Препятствия нужны, как же без них? Иначе поход бы показался пресноватым. И этими препятствиями были:

Как всегда в этой серии походов, осложняющим фактором явилось межсезонье, которое в северном Приэльбрусье очень существенно влияет на сложность маршрута.

Участники


Павел Протопопов
руководитель

Марина Гайшун
завхоз

Наталья Зименко
шеф-повар

Владимир Златогур
механик, медик, казначей

Иллюстрированное описание прохождения маршрута

Цифры в описании:

Время | Общий километраж | Дневной километраж  | Температура | Высота | Описание

28 апреля

7-27 |- | 0,0 |- | 196 | Собрали велосипеды на вокзале Армавира (фото 1)


1. Традиционный стартовый снимок, подтверждающий, что мы действительно приехали в Армавир

8-10 | 0,0 | 0,0 | | | Выезжаем с вокзала

8-50 | 8,32 | 8,32 | 14,6 | 216 | Выехали на трассу Ростов - Минводы

9-15 | 15,9 | 15,9 | 14,5 | 228 | Повернули с трассы Ростов - Минводы вверх по Урупу. Дорога - отличный асфальт, местность равнинная, справа лесополоса, постоянный небольшой подъем ( фото 2)


Фото 2-3. Приятное ненапрягающее катание по хорошей дороге при хорошей погоде. Традиционно в первый день погода еще хорошая...

10-00 | 26,8 | 26,8 | 19,7 | 288 | Конец затяжного подъема, который шел от самого поворота с трассы

10-09 | 28,8 | 28,8 | 19,5 | 276 | Развилка. Налево на Советскую, направо - объездная дорога. Поворачиваем налево

10-40 | 37,8 | 37,8 | 20,4 | 268 | Советская. У магазина "Мечта"

10-57 | 40,9 | 40,9 | 21,4 | 276 | Съезд налево с дороги, дорога на мост. Повернули в поисках места для обеда

11-15 | 41,6 | 41,6 | 22,6 | 252 | Спустились к мосту через Уруп. Справа от моста (не переезжая) на границе леса остановились на перекус (фото 4-5)


4-5. Чтобы попасть на место, перелезли через заградительный барьер и по лестнице спустились к реке


6. На обед была жареная колбаса, которую не успели съесть, и еще много остатков железнодорожного пиршества

12-53 | 41,7 | 41,7 | 21,3 | 260 | С места перекуса тронулись в сторону трассы

13-00 | 42,3 | 42,3 | 23,4 | 272 | Выехали на трассу, повернули налево

13-03 | 43,0 | 43,0 | 22,6 | 276 | Знак въезда в Родниковский, основная дорога сразу поворачивает направо. Поворачиваем вместе с ней

13-10 | 44,8 | 44,8 | 25,5 | 296 | Родниковский давно кончился, а дорога, которая шла поперек, вышла на трассу Армавир - Отрадная. Поворачиваем влево, до Отрадной по знаку 43 км

13-48 | 53,7 | 53,7 | 22,5 | 356 | Перекресток, поворот налево на Бесскорбную, 2 км. Поворачиваем

14-00 | 56,7 | 56,7 | 23,4 | 328 | Бесскорбная

14-32 | 63,0 | 63,0 | 26,4 | 344 | В конце Бесскорбной асфальт поворачивает направо, а прямо идет щебенчатая дорога, та, которая вдоль речки. После недолгого размышления повернули направо по асфальту, по щебенке ехать не захотели. Проехали 200 м, асфальт как-то сошел на нет. Решили, что по щебенке надежнее. Повернули обратно

15-20 | 69,1 | 69,1 | 25,3 | 344 | На выезде из какого-то хутора справа подошла основная дорога, снова хороший асфальт. Почти сразу знак выезда из п. Трактовый

15-31 | 71,7 | 71,7 | 23,3 | 364 | Дорога идет довольно далеко от реки, в этом месте влево к реке отходит грунтовая дорога. Свернули на нее

16-00 | 74,9 | 74,9 | 24,2 | 344 | Грунтовка привела нас к какому-то хутору, за хутором повернули направо и некоторое время ехали по грунтовке вдоль леса. Лес сплошной, никаких следов въезда или троп не наблюдалось. Лес кончился, и оказалось, что он расположен на берегу заросшего озера, напоминающего наши ерики. Никакого намека на основную реку. Ехали вдоль берега в надежде, что когда-нибудь выедем к реке. Дорога привела на большую поляну, бОльшая часть которой была заболочена, и здесь кончилась. С трудом нашли переход, где не увязнуть (фото 7).


7. Эта безобидная на первый взгляд луговина на деле оказалась заболоченной.
Можно, конечно, было бы идти напролом, не утонули бы, но вымазались бы в грязи основательно

За заболоченным участком - сухая травянистая часть поляны, рядом какое-то разрушенное строение. Тут же обнаружили два родника с отличной вкусной водой. Они и были источником той грязи, через которую мы перебирались. Решили, а зачем нам речка, в которой вода мутновата и явно уступает родниковой. Остановились на бивак рядом со строением (фото 8).


8. Наш первый бивак. Слева - спуск к озеру, в котором, при известной ловкости, можно было и помыться

При установке палаток выяснилось, что у палатки Марины не хватает одного колена в дуге, палатку никто не проверил после открытия, видимо, там оно и потерялось. Но голь на выдумки хитра, вырубили дрын, который с успехом заменил недостающее колено (фото 9-10). Этот дрын потом проехал с нами до конца похода.


9-10. Модификация палатки подручными средствами

Вскоре подошли пастух с подпаском, которых мы проехали раньше. Они сказали, что к реке тут и не выехать, сначала надо подняться обратно в гору и только тогда можно было выехать к реке. Но нам она уже была и не нужна. Ближе к вечеру небо заволокло тучками, и пошел дождь. А мы уж думали, что Гисметео ошибся!. Весь вечер и всю ночь громко орали лягушки, которых здесь видимо-невидимо

29 апреля

8-50 | | | | | выезд

8-59 | 74,9 | | 14,4 | 352 | От места бивака еще немного прошли по травянистой поляне, потом по глинистой, истоптанной коровами, но к счастью сухой дороге круто поднялись вверх на гору (фото 11-12).


11-12. Крутой подъем к реке

Дальше дорога пошла почти горизонтально по травянистой прогалине, обрамленной с обеих сторон деревьями.

9-12 | 77,0 | 2,1 | 14,5 | 368 | Дорога подошла вплотную к берегу реки, который в этом месте очень высок и обрывист (фото 13).


13. Да, удобных мест для ночлега здесь не найти. Нам повезло, что вчера мы наткнулись на родники и не продолжили искать реку

Тут же дорога вышла на трассу, на асфальт, повернули на нее, знак въезда в Попутную (фото 14).


14. Попутная

9-36 | 84,0 | 9,1 | 14,9 | 384 | выезд из Попутной

10-00 | 91,1 | 16,2 | 14,5 | 404 | Знак въезда в Отрадную

10-21 | 92,8 | 17,9 | 15,6 | 416 | Центр Отрадной, рынок (фото 15)


15. В Отрадной

Здесь на рынке мы получили очень ценную информацию о новой дороге, ведущей из долины Урупа в долину Бол. Зеленчука. Дорога, по словам местных, была построена два-три года назад, ни на одной из наших карт ее нет. Решили ехать по этой новой дороге.

11-33 | 102,2 | 27,3 | 16,0 | 462 | Знак выезда из Отрадной

11-50 | 105,9 | 31,0 | 15,5 | 444 | Въезд в х. Ленинский. Набрали воды в бутылки, вскоре после хутора остановились на обед в перелеске недалеко от дороги. Пошел дождь.

14-10 | 108,0 | 33,1 | 14,4 | 444 | Выезжаем с места перекуса

14-30 | 111,7 | 36,8 | 14,7 | 460 | Хлопонин

14-45 | 115,7 | 40,8 | 14,6 | 476 | Знак въезда в Удобную.

15-07 | 120,9 | 46,0 | 15,3 | 500 | Развилка. Прямо идет дорога на Передовую и Ильич, влево - новая дорога на Зеленчук-Мостовой (21 км) (фото 16).


16. Развилка в Удобной, поворот на новую дорогу

 Поворачиваем влево

15-25 | 122,1 | 47,2 | 14,5 | 504 | Начало подъема

15-29 | 122,6 | 47,7 | 14,6 | 520 | Дорога выполаживается

15-31 | 123,0 | 48,1 | | 528 | Знак выезда из Удобной. Идет пологий подъем

16-00 | 127,0 | 52,1 | 13,7 | 628 | Конец подъема, начало довольно крутого спуска

| 127,7 | 52,8 | 13,5 | 628 | Опять идет пологий подъем

16-43 | 129,7 | 54,8 | 12,6 | 728 | Перевал Удобно-Зеленчукский. Начало спуска

17-02 | 137,1 | 62,2 | 13,3 | 568 | Въезд в пос. Удобно-Зеленчукский. После спуска с перевала дорога поворачивает в направлении, обратном нужному нам, т.е. вниз по течению Бол. Зеленчука и несколько километров идет вдоль реки. Затем, за 100 м от моста, пост ГИБДД (граница Краснодарского края и КЧР). После поста дорога подходит к мосту по высокой дамбе. Слева от дамбы - широкая полоса ровного берега между рекой и крутым склоном, часть ее травянистая, часть заросла лесом. Сюда мы и спустились в поисках места для ночлега.

17-40 | 150,0 | 75,1 | 12,0 | 500 | Стали на бивак прямо на берегу Большого Зеленчука (фото 17)


17. Первая ночевка на Большом Зеленчуке

30 апреля

9-41 | 150,0 | | 10,8 | 500 | Выезд. С самого утра небо пасмурное, но дождя пока нет. Поднялись на мост через Зеленчук и поехали по правому берегу вверх по течению. Асфальт здесь несколько похуже, чем был по ту сторону реки, дорога все-таки второстепенная.

10-11 | 152,7 | 2,7 | 10,6 | 524 | Знак въезда в Инжичишхо

10-22 | 155,4 | 5,4 | 10,5 | 536 | Знак выезда из Инжичишхо

10-32 | 157,6 | 7,6 | 10,9 | 552 | Знак въезда во Фроловский

11-15 | 167,8 | 17,8 | 10,4 | 616 | Знак въезда в Исправную

11-51 | 171,6 | 21,6 | 11,7 | 632 | Исправная, центр. Здесь спросили, где бы можно было остановиться у чистой воды, нам подсказали, что сразу после выезда из станицы будет водопад с чистой водой и вообще красивое место

12-23 | 176,9 | 26,9 | 11,3 | 656 | Выезд из Исправной. Погода совсем испортилась, пошел дождь. Сразу после выезда стали искать указанное место и вскоре его нашли. Место действительно необычное и живописное. Зеленчук здесь стиснут обрывистыми каменными берегами (фото 18). Слева, если смотреть вверх по течению Зеленчука, в него впадает приток, ниспадающий несколькими уступами водопада (фото 19). Вода чистая.


18-19. Интересное место на Бол. Зеленчуке

Остановились здесь на обед

15-14 | 177,5 | 27,5 | 9,3 | 648 | Выезд с перекуса у водопада. Снова едем вверх по долине. Дождь и не думает прекращаться. Склоны стали выше, в основном, безлесные (фото 20)


20. Вверх по Бол. Зеленчуку

16-30 | 190,8 | 40,8 | | 696 | Остановились на бивак, переехав мост через Зеленчук. Это единственное место, пригодное для ночлега с лесом и чистой водой на большом протяжении долины. Справа под крутым склоном, где в самом низу склона бьют три родника, образуя ручеек, впадающий в Зеленчук. Между склоном и рекой ровные травянистые поляны и лесок, хорошее место для бивака. Для прохода на облюбованную поляну пришлось несколько раз перебираться через грязь, образованную ручейками, растекшимися по низине. Дождь к вечеру перестал.

1 мая

9-35 | | | | | Выезд

9-52 | 191,2 | 0,4 | 12,2 | 716 | Выбрались с места бивака на асфальт. Отсюда видна панорама реки в месте ночлега. Наш бивак был в леске на левом берегу как раз за Мариной (фото 21)


21. Утро после второй ночевки на Бол. Зеленчуке

10-10 | 196,0 | 5,2 | 12,4 | 760 | Выехали на трассу Сторожевая - Карачаевск, повернули налево. Сразу от поворота начался подъем

10-20 | 197,9 | 7,1 | 11,5 | 800 | Начало спуска

10-30 | 201,2 | 10,4 | 11,4 | 792 | Пересекли речку Карабельгонка. Небольшая речушка с чистой водой. Справа и слева от дороги вдоль речки - кусты. Вполне приемлемое место для ночлега в мае. Летом вода может быть уже не такой чистой, или ее вообще не будет

10-33 | 202,8 | 12,0 | 12,7 | 792 | Знак въезда в Зеленчукскую

10-55 | 208,8 | 18,0 | 12,7 | 816 | Река Куса и выезд из Зеленчукской. Сразу от моста начался подъем

11-02 | 209,9 | 19,1 | 13,3 | 844 | Кончился подъем

11-11 | 211,1 | 20,3 | 12,5 | 688 | Проехали поворот на Маруху

11-25 | 215,4 | 24,6 | 13,6 | 768 | Знак въезда в Кардоникскую

11-36 | 219,0 | 28,2 | 13,2 | 768 | Река Кардоник и выезд из Кардоникской. Начало подъема

12-22 | 228,3 | 37,5 | 15,8 | 764 | Уже на спуске к Кубани - ручеек пересекает дорогу. Древесной растительности нет. Ущелье живописное

12-29 | 230,3 | 39,5 | 14,5 | 724 | Ручей все это время шел вдоль дороги, здесь дорога его пересекает, большой капитальный мост, и называется этот ручей рекой Андрикот

12-40 | 232,9 | 42,1 | 15,3 | 684 | Проехав тоннель, выехали на трассу Черкесск - Карачаевск

13-10 | 237,9 | 47,1 | 13,1 | 696 | Мемориал защитникам Кавказа - музей не работает. Зато есть рыночек с безумными ценами на айран и хычыны. Дальше одно селение сменяет другое, вся долина Кубани здесь густо заселена. На въезде в Карачаевск (фото 22) зашли в магазин.


22. Въезд в Карачаевск, магазин

В магазине хычыны были в четыре раза дешевле, чем у Мемориала. И еще там было пиво "Медовое", как потом выяснилось, продукт эксклюзивный. Тем не менее, нам предстояла серьезная закупка продуктов на шесть дней ненаселенки, поэтому решено было ехать в Магнит.

15-24 | 248,3 | 57,5 | 13,5 | 736 | Для того, чтобы заехать в Магнит, пришлось ехать в центр Карачаевска. Пошел дождь, сначала. небольшой, потом ливень. Теперь, основательно загрузившись продуктами, выезжаем в сторону моста.

15-36 | 249,8 | 59,0 | 14,3 | 736 | Дождь кончился. Вернулись к повороту на мост. Вован поехал за медовым пивом, которое было только в магазинчике у знака въезда в Карачаевск. Ждем на повороте (фото 23)


23. В ожидании пива

16-02 | 253,2 | 62,4 | 15,5 | 756 | Развилка после моста, прямо идет дорога в Кисловодск через перевал Гумбаши, вправо - на Каменномостский. Повернули направо. Проехали Каменномостский, сразу за ним Верхнекаменномостский, дальше пошла ненаселенка. Первое приемлемое место для бивака могло быть у полуразрушенного моста через Кубань в 16 км от моста в Карачаевске (фото 24)


24. Мост еще держится

Для этого надо было перебраться по мосту на левый берег, там можно было найти ровное место. Если бы мы знали, как выглядит ущелье Кубани дальше, мы бы, наверное, остановились здесь. А так решили проехать дальше, я-то помнил, что там должны быть места гораздо лучше. Поехали. И обнаружили варварски порубленный лес везде, где он рос на берегу. Проехали одно место, где мы ночевали в одном из прошлых походов - все срублено начисто. Проехали второе - то же самое. И именно там, где можно было бы разбить лагерь. Там, где дорога уходила от реки, все оставалось нетронутым и живописным (фото25)


25. Ущелье Кубани

Потом дорога возвращалась к реке и снова завалы срубленных деревьев. В одном месте мы проехали лагерь водников, которые, тоже не найдя более подходящего места, расположились среди пней и наваленных стволов и веток. Они нам сказали, что это прокладывали ЛЭП, и что дальше будет все так же. Так мы и ехали километр за километром, пока, наконец, не обнаружили случайно уцелевший кусочек нетронутой природы: ровный берег, лесок, хороший подход к воде.

19-10| 276,3 | 85,5 |11,1 | 908 | Здесь и стали на бивак на берегу Кубани (фото 26-27)


26-27. Наш бивак на Кубани (снимки сделаны утром)

2 мая

11-12 | | | 12,4 | 888 | Выезд. В 6 утра температура была 2,4. Погода с утра отличная, солнечно и почти безветренно. На сегодня наша задача - доехать только до Царских Ворот на р. Худес, поскольку дальше на подъеме найти место для ночлега проблематично. Поэтому с выездом не торопились.

Вновь едем по правому берегу Кубани (фото 28-29). На снимках видны провода злополучной ЛЭП.


28-29. Едем вверх по ущелью Кубани

11-25 | 278,5 | 2,2 | 14,5 | 940 | Справа на берегу поляна с несрубленным лесом, и съезд туда есть. Возможное место ночлега

11-31 | 279,2 | 2,9 | 14,7 | 944 | Индыш. Народу никого не видно, но все чистенько и окультурено, явно здесь живут. Сразу за Индышом налево грунтовка и стрелка с надписью "Нарзан" (фото 30)


30. Вот эта грунтовка, которая должна вести к нарзану.
Мы было свернули на нее, однако в непосредственной близости от трассы нарзана не обнаружили, а дальше забираться не захотели.
Эка невидаль - нарзан, что мы, нарзана не видали?

11-51 | 283,4 | 7,1 | 13,6 | 984 | мост через Кубань, дорога переходит на левый берег. Здесь стояла машина, сопровождавшая сплавляющихся водников, которую мы встречали и вчера. Водитель как раз устанавливал штатив для видеокамеры, так как должна была проплыть очередная группа. Мы задержались и тоже сделали несколько снимков (фото 31-32). Странные люди, вообще-то. И охота им день за днем в холодной воде дрызгаться?


31-32. Тоже вариант передвижения

12-15 | 285,8 | 9,5 | 13,7 | 1008 | Влево от трассы идет второстепенная дорога через мост на Худес. Мост раньше был капитальным, но от него остались только поваленные быки в воде, а сам мост теперь деревянный (фото 33).


33. Мост к Худесу стал деревянным

Перед мостом - скопище водников, которые, похоже, сегодня никуда не плывут (фото 34).


34. Это все водники

Прямо-таки паломничество водников на Кубань. Что характерно, велотуристов замечено не было. Небось, в Крыму в мае наоборот, велотуристов море, а водникам там ловить нечего. Вчера мы, правда, ехали в одном направлении с тремя местными начинающими байкерами на Стелсах, которые представились работниками базы отдыха Даут. Они возвращались к себе из Карачаевска.

Поворачиваем через мост в ущелье реки Худес. В самом начале ущелья маленькое одноименное селение (фото 35). Магазина и других атрибутов цивилизации нет. И вообще там, похоже, живут только летом, большинство домов нежилые.


35. Худес

Ущелье Худеса значительно уже ущелья Кубани. Асфальта здесь уже нет, вдоль реки идет грунтово-каменистая горная дорога (фото 36)


36. Дорога в ущелье Худеса

Ущелье красиво. Крутые склоны, иногда зеленые (фото 37), иногда отвесные скалы (фото 38) вплотную подступают к дороге


37-38. В ущелье Худеса

13-25 | 295,2 | 18,9 | 10,6 | 1200 | Поперек дороги небольшой ручеек - приток Худеса (фото 39), немного не доезжая до него, слева от дороги - здоровенный камень (фото 40). Между камнем и ручейком устроили обед.


39-40. Обеденный перерыв

15-04 Теперь уже выезжаем дальше. Погода уже испортилась, как и положено для северного Приэльбрусья, здесь во второй половине дня, как правило, осадки. Начал накрапывать дождь, сначала потихоньку, потом сильнее.

16-10 | 301,0 | 24,7 | 10,6 | 1368 | Развилка. Влево круто вверх идет подъем на плато Бечасын, вправо круто вниз - дорога к Царским Воротам, и мосту через Худес (фото 41)


41. На развилке

Здесь наше плановое место ночлега.

16-21 | 301,4 | 25,1 | 10,7 | 1316 | Спустились вниз к Царским Воротам. Так называют здесь узкую щель в скалах на берегу Худеса, как будто специально прорубленную, чтобы проложить дорогу (фото 42-43). Тем не менее, на самом деле она имеет естественное происхождение.


42-43. Царские Ворота

.Остановились на берегу Худеса на травянистой лужайке в соснах (фото 44)


44. Бивак на берегу Худеса

3 мая

9-56 | | | 9,6 | | Выход. Рюкзаки не привязывали. Утром температура была 1,4

10-06 | 301,8 | 0,4 | 9,7 | 1368 | Поднялись снова на развилку. Отсюда начинается собственно подъем на Бечасын. Подъем происходит по крутой неровной каменистой дороге (фото 45-46)


45-46. Подъем на плато Бечасын

Примерно на трети подъема крутой склон ненадолго становится более пологим и превращается в травянистую поляну (фото 47)


47. Луг на подъеме на Бечасын

Раньше мы даже делали здесь дневку. Теперь же тут поселились чабаны, воздвигли кош, и, как потом выяснилось, уже успели нанести значительный вред природе. На протяжении почти всего подъема мы наблюдали вот такую картину: пожелтевшие сосны, черная земля (фото 48)


48. Гибнущий лес на склоне

А вместо чудесного аромата распускающихся сосновых почек мы вдыхали запах гари. Местами от леса вообще практически ничего не осталось (фото 49)


49. Сожгли такой хороший лес

Как потом выяснилось, именно вот эти чабаны устроили лесной пожар, желая вывести клещей, которые досаждали их любимым коровкам. Все остальное их интересовало, как видно, мало.

Как обычно, к полудню испортилась погода. К этому времени мы уже вышли на последнюю четверть подъема, здесь он становится более пологим, чувствуется близость плато. Местами даже можно ехать, но осторожно, все-таки рюкзаки на плечах, а то вот могут быть и такие случайности (фото 50)


50. Изображение мучительных страданий

Начал накрапывать дождик, который очень скоро перешел в мокрый снег, а затем в снежную крупу (фото 51-52)


51-52. Первый снег в этом походе

Пора уже было искать место для бивака (как и планировалось), поскольку еще до выхода на плато кончается лес.

14-30| 308,0 | 6,6 | 2,4| 1900 | Остановились на бивак в соснах (фото 53), там где от дороги влево отходит второстепенная дорожка, которая спускается к речке (фото 54)


53-54. Бивак перед Бечасыном

С неба сыпалось что-то среднее между градом и снежной крупой, только что поставленные палатки были окружены белой каймой этого осадка (фото 55)


55. Град

Температура упала до нуля, зато жаркий костер при изобилии сосновых дров спасал нас от холода (фото 56)


56. Вся жизнь - вокруг костра

4 мая

Утро выдалось морозным и солнечным. Температура с утра -1,4, небо практически безоблачное, ветра нет.

9-00 Выезд

Практически сразу после выезда лес отступает в ложбины, впереди безлесное и еще покрытое вчерашним снегом плато (фото 57)


57. Впереди - плато Бечасын

10-15 | 309,6 | 1,6 | 4,4 | 1996 | Выехали на край плато (фото 58)


58. Поднялись на край плато

На юг с края плато открывается великолепная панорама заснеженных гор (фото 59)


59. Вид на горы с края плато

Летом Бечасын довольно легко проходится. Однако сейчас, после недавно сошедшего снега и после вчерашнего дождя со снегом, дорога местами очень мягкая, что затрудняет езду, так что даже на небольших подъемах приходится спешиваться (фото 60)


60. По раскисшей дороге не едется

11-15 | 311,6 | 3,6 | 6,6 | 2096 | Авария. Стяжка на байке Марины отцепилась и затянула переключатель в спицы (фото 61)


61. Переключатель в спицах

К счастью, скорость была низкой, так что спицы уцелели, но петух погнуло и вырвало. В ремнаборе у Вована был запасной петух. Хотя и от другого байка, он все-таки со скрипом подошел. Заменили прямо на дороге (фото 62)


62. Ремонт на дороге

Еще во время ремонта погода начала портиться, похолодало, Эльбрус начал закрываться облаками (фото 63)


63. Эльбрус почти не виден

Поверхность Бечасына отнюдь не плоская, хотя это и плато, и дорога по нему идет через травянистые увалы с чередующимися подъемами и спусками (фото 64).


64. Дорога по Бечасыну

При этом, средняя высота после выхода на плато не меняется до самого маслосырзавода, оставаясь в пределах 2000-2100 м.

Погода еще больше ухудшилась, небо заволокли мрачные тучи (фото 65)


65. Погода портится

Температура упала до +2, поднялся ветер, пошел мелкий снег. И это только середина дня! Ночевать в такую погоду без костра и без укрытия можно, конечно, но не очень приятно. К тому же началась гроза, и торчать громоотводами здесь нам совсем не улыбалось. Теперь мы уже мечтали найти какое-нибудь укрытие на бывшем маслосырзаводе. По прошлым походам я знал, что в это время здесь никого нет, не было даже в советское время, когда завод работал. Но строения должны были остаться, пусть даже без окон и дверей.

14-35 | 329,6 | 21,6 | 1,8 | 2088 | Доехали до МСЗ. Издалека все выглядело, как и раньше. Над всеми другими строениями возвышалось двухэтажное здание бывшего областного штаба отгонных пастбищ. В основном, оно выглядело нежилым, но несколько окон на первом этаже выглядели чуть ли не как после евроремонта. Мы направились было к нему, но тут из стоящего в стороне одноэтажного домика вышли люди и начали махать нам руками, зовя к себе. Мы свернули туда и так мы познакомились с нынешними обитателями этого городка. Это были Алий и Салис (фото 66-67), оба карачаевцы, а точка эта, как оказалось, теперь обитаема круглогодично.


66-67. Алий и Салис

Они пригласили нас переночевать у них, на что мы с радостью согласились. Мы осели в теплой кухне, мужики, как водится, за столом (фото 68), девушки - у плиты (фото 69)


68-69. В кухне

Не менее приятным сюрпризом явилась баня, которую хозяева любезно истопили для нас.

5 мая

Дневка. Вообще-то, мы собирались с утра ехать дальше, хотя по запланированному графику маршрута у нас был заложен резервный день в районе плато Бечасын. Ожидалось, что как обычно, с утра будет солнечно и тихо. Однако на этот раз непредсказуемая кавказская погода выкинула очередной фортель. В 7 утра было не очень холодно для этой высоты, всего -1,7, но при этом дул омерзительный северо-восточный ветер, который здесь кличут "астраханец", со снежной крупой. В таких условиях и минус полтора градуса казались чем-то больше зимним. Хозяева настойчиво уговаривали нас остаться еще на денек-другой, и это в сочетании с погодой склонило чашу весов в пользу дневки. Дневка оказалась насыщена событиями: тут и экскурсия по маслосырзаводу, оборудование которого Салису (а он - мастер-сыродел) удалось сохранить от разграбления и уничтожения в период перестройки и разрухи, и разные экзотические туристские прибамбасы. Например, фотографирование в восточном колорите - типичное занятие туристов-матрасников (фото 70-71)


70-71. Ну, что тут скажешь...

Или верховая езда (фото 72-73)


72-73. Кавалерист-девицы

Или дойка (не машинная) (фото 74)


74. Дойка

А вечером хозяева собственноручно изготовили национальное блюдо под названием "локум" (фото 75-76)


75-76. Приготовление прощального ужина

6 мая

Утро опять солнечным не было, температура -2, пасмурно, но хотя бы ветра нет, и облака высоко, даже Эльбрус виден (фото 77)


77. Утро на Бечасыне

Так что, препятствий для выезда нет

9-30| 329,6 | 328,9 | | | Выезд. Мой велокомпьютер вдруг отказал, вроде работает, но сигнал с датчика не поступает. Далее отсечки берутся по компьютеру Вована. Суммарный километраж, подсчитанный до этого по моему компьютеру и его почти точно совпадают.

Сразу от МСЗ дорога идет на подъем, восточная половина плато заметно выше западной. Дорога здесь еще мягче и грязнее, так что на подъем пошли пешком. Алий пошел нас провожать. Расстались мы на высшей точке плато (2244 м) (фото 78). Погода уже начала основательно портиться.


78. На высшей точке плато (2244 м)

После этого дорога идет в среднем примерно на одной высоте с постоянными подъемами и спусками. Довольно много развилок, но у нас была карта и схема, нарисованная Алием, так что ориентирование труда не составило. На одной из развилок даже стоял указатель на Джилысу (фото 79)


79. Поворот на Джилысу

12-50 | 349,7 | 349,0 | 3,5 | 2128 | Развилка. Вышли на дорогу Джилысу - Долина Нарзанов. Это место условно можно считать краем плато Бечасын. Если повернуть направо, то через несколько километров можно оказаться в красивейшем ущелье р. Харбаз, а оттуда через перевал Каяшик можно перебраться в долину р. Кызылсу и к теплым нарзанам Джилысу. Нам же предстоял поворот налево и подъем на Харбазский перевал, отделяющий нас от Долины Нарзанов.

Дорога здесь еще мягче, местами грязь (фото 80).


80. Подъем на Харбазский перевал

14-30 | 351,7 | 351,0 | 2,1 | 2360 | Харбазский перевал. Идет небольшой снег. Начинается спуск в ущелье Хасаута, сначала по безлесному гребню, потом серпантину по лесистому склону ущелья.

15-45| 364,7 | 364,0 | 3,4| 1462| Почти уже спустились к Долине Нарзанов. В этом месте дорогу пересекает ручеек, рядом с дорогой есть относительно ровная площадка (фото 81). Остановились на ночлег


81. Бивак в ущелье Хасаута

К вечеру пошел снег, сначала с дождем, потом уже самый обыкновенный. Палатки и велосипеды уже с вечера припорошило (фото 82-83)


82-83. Снежный вечер

7 мая

Утром была зафиксирована самая низкая температура за весь наш поход, -3 градуса. Снег шел всю ночь, на мою палатку навалило столько, что под тяжестью снега вырвало колышек, державший основную веревку, пришлось стряхивать снег и заново забивать колышек. Как всегда, сфотографировали велосипеды под снегом (фото 84)


84. Это уже стандартный снимок для наших майских походов

Окружающий пейзаж потерял все краски, такое впечатление, что снималось на черно-белую пленку (фото 85)


85. Наши палатки слева выглядят как естественная деталь ландшафта

10-20 Выезд

10-50 | 367,7 | 367,0 | 3,6 | 1252 | Спустились к шлагбауму Долины Нарзанов. Начинается подъем на перевал Шит-Джатмас (фото 86)


86. Подъем на перевал Шит-Джатмас

13-28 | 374,6 | 373,9 | 2,5 | 1916 | Перевал Шит-Джатмас. Здесь развилка, направо идет спуск к Кичмалке, прямо - наш спуск к с. Кичи-Балык

14-37 | 383,0 | 382,3 | 4,4 | 1408 | с. Кичи-Балык. Первый магазин с 1 мая. Запаслись продуктами на наш последний бивак. Отсюда опять подъем - на перевал Кичи-Балык на границе КЧР и Ставропольского края (фото 87).


87. На подъеме на перевал Кичи-Балык. Внизу - р. Кичмалка и с. Кичи-Балык.
На заднем плане был бы виден Эльбрус, если бы облака позволили

Мы планировали ночевать в сосновом лесу наверху, поэтому в конце села набрали в бутылки воды из родника для ночлега.

15-20 | 388,4 | 387,7 | 6,7 | 1500 | Бивак на опушке соснового леса на перевале Кичи-Балык (фото 88)


88. Последний ночлег на природе

8 мая

Утро получилось соответствующим достойному завершению похода: солнечно, тихо, хотя и прохладно (температура -1,2)

Прямо с нашего бивака открывался отличный вид на травянистые просторы, украшенные вершинами Эльбруса на заднем плане (фото 89)


89. Вид из нашего лагеря на Эльбрус

Нам оставался только 13-километровый спуск по асфальту до Кисловодска, поэтому с выездом не торопились. Постарались, насколько это возможно, подсушить палатки и другие вещи

12-24 Выезд

14-40 | 401,2 | Кисловодск, вокзал (фото 90)


90. На вокзале Кисловодска

Выводы

С погодой повезло, т.е. она была обычной для Кавказа, тем более для мая. Без дождя был только последний день, вернее полдня, когда мы спустились в Кисловодск. В северном Приэльбрусье, как правило, погода хорошая в первую половину дня, во второй половине она портится и обычно случаются осадки. Поэтому при планировании графика движения следует это учитывать, выходить с бивака пораньше и проходить основную часть дневного пути в первой половине дня, с тем чтобы ставить лагерь до наступления основных погодных катаклизмов. Повезло и в том, что в результате ранней весны снег на Бечасыне успел растаять почти полностью.

Компоновку маршрута следует признать удачной в том плане, что первые дни пришлись на более легкую равнинную часть пути, что позволило "вкатиться" в режим похода с меньшим напряжением для организма.

Как и планировалось, вся готовка велась на кострах. На Кавказе на высоте ниже 1900 м, как правило, всегда можно найти лес, а значит и дрова, применение газовых горелок нецелесообразно. Исключением в нашем маршруте являлось безлесное плато Бечасын, которое трудно, особенно в мае, пройти без ночевок. Для него мы брали с собой примус, который, однако, не понадобился, ввиду специфики нашего пребывания на плато, где пользовались электроплитой.

 

Отзывы на отчет из гостевой книги:

Как будто сама обскакала эти дивные места: ура  участникам и слагателю дневника виват!!
tati, 18.06.08

Очень впечатляет. Хотел бы участвовать в велопоходе Северный Кавказ, 2 к.с. в мае 2009. Опыт многодневных походов имею
Власов Сергей vlas...@mail.ru, 01.01.09

Отчет получился информативным, увлекательным. Вот только пишется правильно не "Джилысу", а "Джылысуу". Сомнительный сарказм про коровушек и клещей был лишним.)) Артур inten...@bk.ru, 02.04.09

Для сведения: при поиске в Гугле слово Джилысу встречается 1870 раз, а Джылысуу - 4 раза. А насчет коровушек и клещей - это, увы, не сарказм, а медицинский факт. Павел Протопопов

 

Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)

на первую страницу
клубная информация | походы | ПВД | фотоальбомы | публикации | клубные события | соревнования | форумы | ссылки

free counters

 

Hosted by uCoz