Велоклуб Орион

Когда едешь на Кавказ...

Отчет

о велотуристском походе 1 категории сложности по Волгоградской области, совершенном с 27 сентября по 7 октября 1994 г.

по маршруту:
Краснодар - Афипский - Горячий Ключ - Фанагорийское - Садовое - Шаумян - Терзиян - г. Лысая - Анастасиевка - Георгиевское - Туапсе - Джубга - Бжид - Голубая Бухта, 420 км

руководитель Влад Бондаренко
автор: Ирина Насыпаева

Состав группы

Влад Бондаренко - руководитель

Наталья Алентьева - завхоз

Ирина Насыпаева - летописец
Павел Протопопов - механик

И вообще никто с самого начала не собирался на этот Кавказ. Год назад мы с Натальей договорились о поездке в Крым в следующем сентябре. Но тут в Крыму разыгралась холера и пришлось срочно сворачивать на Кавказ. Как только мы потеряли из виду здание вокзала Волгоград-1, мне немедленно потребовалось узнать точку зрения моих спутников и, в частности, президента, на вопрос: зачем кататься на велосипеде там, где на нем невозможно кататься, и, следовательно, приходится таскать его за собой, так как бросить, в общем-то, жаль? В ответ я услышала следующее: ни один пешеходный турист даже за время самого длинного похода не преодолеет такое расстояние, как неутомимый велик, готовый крутить педали от зари до зари, ну а залезть, мол, мы можем вместе с техникой почти на такую же высоту, как и суровые горники со своими 40-килограммовыми рюкзаками. В голове промелькнула мысль: и оставшиеся в живых позавидуют мертвым.

Мы выехали из Краснодара 27 сентября в сторону Афипского, затем свернули на Новодмитриевскую и далее на Горячий Ключ. В первый день проехали 50 км из запланированных на полдня 60, это меня очень обрадовало. Вообще было приятно испытывать «чувство мышечной радости» по выражению Протопопова, которой впоследствии становилось все больше и больше. Мало мне не показалось, «мышечной радости» было в достатке, а каким желанным виделся отдых на ночевке - ну просто не идти и не тащить велосипед, делать все, что угодно, но только не идти и не тащить велосипед! Однако нагрузка была явно недостаточной для того, чтобы возненавидеть велотуризм и велосипед как средство передвижения. Да и команда у нас подобралась чрезвычайно душевная, и за весь поход не нашлось повода для хоть какого-нибудь конфликта.

Красоты Кавказа милы моему сердцу с давних пор альпинистской юности. Так далеко на западе Кавказа я была впервые, но разве могут оставить кого-нибудь равнодушным эти подъемы, которые иногда приходилось преодолевать пешком, эти бурные, но мелкие речки, которые мы переходили вброд, и как жаль, что на дворе стоял не май, а сентябрь! А неописуемый восторг при виде только что проложенной лесовозной дороги, поперек которой в самом подходящем месте течет речка, а вчера вечером прошел дождик - ну так, чуть побрызгал, грязь слегка на колеса налипает, зато на спуске тормозить не надо.  И вот что интересно - если в первые дня два мы старательно объезжали лужи, то после, уже на спуске все совершенно спокойно ехали по всем лужам подряд, не боясь забрызгать носки или уронить рюкзак.

Итак, мы перелезли через Главный Кавказ, правда, на очень незначительной высоте (1400 м), настало время любоваться красотами природы.

Как известно, осенью кавказские леса очень красивы. В природе наблюдается необузданное буйство красок в сочетании с гармоничностью форм. И если есть силы оторвать взгляд от замечательных кавказских дорог, троп, речных бродов и от лиц своих милых друзей по несчастью, которые всем своим видом и поведением стараются помочь тебе, - оторви же его! - твоим глазам предстанут фантастические, незабываемые картины рыже-зеленых горных склонов всех оттенков, встающих один из-за другого и подернутых белесой дымкой, а сверху все это обрамлено голубым или бледно-серым и абсолютно бескрайним небосводом.

И уж, конечно, в лесной чаще и непролазной грязи, тебя согревает мысль, что впереди тебя ждет ласковое море. И вот оно, наконец! Мы провели в нашей щели рядом с Голубой Бухтой три полных дня в полнейшем уединении. Финиш, достойный этого на редкость удачного похода

Комментарии к фотографиям Павла Протопопова

Мы действительно не планировали этот поход загодя. Мы с Натальей только что вернулись из похода с детьми туда же, на море. Но, видно, не догуляли. И хотелось после забот и хлопот детского похода покататься для себя, расслабиться. Не помню уж, по какому поводу мы собрались вечером у Алентьевых на "огороде", тут и родилась идея "быстрой" единички. Особо заморачиваться изобретением маршрута не стали: несколько дней по горам - и на море. Некоторая изюминка все же была, наши через Лысую Гору еще не ходили.

Первый кусок маршрута, Краснодар - Горячий Ключ не представлял особого труда, да и интереса тоже. Просто необходимое предисловие к горной части. Но и здесь участок от Афипской до Калужской и после нее хорош для разминки - постоянные подъемы и спуски.

Фото 1. Мы - перед началом веселой дороги после Горячего Ключа. Пересекли трассу, ведущую к морю в Джубгу. Хорошая дорога, асфальт, но нам на море еще рано. Едва выехав из Горячего Ключа, сворачиваем влево на Фанагорийское. Проселочная дорога идет вдоль железки, и качество ее оставляет желать лучшего

Фото 2. Незадолго до нашего похода прошли хорошие дожди, и почти вся дорога через Фанагорийское была невообразимо грязной. Здесь кончилась грязь, отмываемся сами и отмываем велики

Фото 3. Проехали Садовое и Шаумян, пересекая еще одну трассу, ведущую к морю: Хадыженск-Туапсе. И опять гордо проигнорировали позывы катить к морю. Проехали еще на восток до с. Терзиян, там кончился асфальт. Началась категорийная часть маршрута. Сначала шла проселочная дорога, которая постепенно поворачивала на юг

Фото 4. Потом дорогу проселочной уже язык не поворачивался называть. Скорее уж подходил термин "лесовозная", хотя лес тут возить вроде неоткуда.

Фото 5. Потом кончилось вообще какое бы то ни было подобие дороги, пошла тропа, а потом мы и ее потеряли. Да и пусть. Нам по фигу, теперь мы идем на юг, мимо моря не проскочим!

Фото 6. Так и вышло. Спустились к морю, наша первая стоянка а районе скалы Киселева. Место неплохое, есть ручеек с чистой водой, хороший пляж, но уж больно посещаемое место, даже в октябре. Мы планировали провести дня четыре на море после окончания категорийной части маршрута. Но здесь нам не понравилось именно по причине многолюдности. Мы провели выборы нового руководителя на отдыхательную часть похода и выбрали Наталью. А она решила, что отдыхать мы будем но том же месте, где мы меньше месяца назад были с детьми. Напомню, что это район Голубой Бухты около Бжида. Поэтому поутру мы собрались и переехали в Голубую Бухту.

Фото 7. Место это действительно уникально по своей уединенности, узкое ущелье, где можно поставить лишь одну-две палатки, есть пресная вода. Фотки ущелья есть в отчете о детском походе. Мы сразу решили, что наш лагерь будет натуристским, т.е. одежду следовало надевать только по физиологическим или температурным соображениям. Поэтому обычным был вид, приведенный на фото. Это, правда, мы не у себя в лагере, а на пляже пансионата "Голубая Бухта", куда мы периодически хаживали в гости (15 мин. ходьбы по берегу от нашего места).

Фото 8-9. Эти фотки сделаны там же, на границе общественного пляжа. За мысом вдали уже недалеко и до нашего места.

Фото 10-11. А это наш пляж, где никого, кроме нас. Вдали виден тот же мыс, что был на предыдущих снимках

Фото 12. За несколько дней загар заметно подровнялся

Фото 13. Наедине с природой

Фото 14. Только обитатель моря разбавляет наше уединение

Выводы

Как Ира написала выше, команда у нас подобралась очень душевная, отлично провели время, и в грязи на горных дорогах и в еще теплом море.

Напишите ваше мнение об отчете (со ссылкой на эту страницу)

на первую страницу
клубная информация | походы | ПВД | фотоальбомы | публикации | клубные события | соревнования | форумы | ссылки