Велоклуб Орион

Центральный Кавказ - 86

Отчет

о велотуристском походе четвертой категории сложности по Центральному Кавказу

С 27 апреля по 11 мая 1986 г.

 

по маршруту:
Орджоникидзе - пер. Крестовый (2395м) - Тбилиси – Манглиси - Цалка - Бурнашети - пер. Тавквентили - оз. Табацкури - пер. Цхрацкаро°(2454м) – Бакуриани - Боржоми – Зестафони – Кутаиси - Самтредиа - Зугдиди – Очамчира – Сухуми – Пицунда – Адлер

Руководитель группы Парамонов Сергей Николаевич bccl@mail.ru

Маршрутная книжка 74\86

Содержание

Справочные сведения о походе

Район похода

Идея похода

Нитка маршрута

Подъезд и отъезд

Сведения об участниках похода

Техническое описание похода:

График движения

Описание прохождения маршрута по дням

Характеристика снаряжения

Выводы и рекомендации

Справочные сведения о походе

Район похода

Центральный Кавказ. Район: Северная Осетия, Грузия, Абхазия.

Категорийная часть: Военно-Грузинская дорога – пер. Крестовый, Район Грузинской Сибири: пер. Танквентили, пер. Цхрацкаро

Идея похода

Побывать в Грузии, в не посещавшемся ранее районе Грузинской Сибири и закончить маршрут путешествием по побережью Черного моря.

Нитка маршрута

Орджоникидзе – пер Крестовый –Тбилиси – Цхнети – Манглиси – Цалка – Бурнашети - пер. Танквентили - оз. Табацкури - пер. Цхрацкаро – Бакуриани – Боржоми – Зестафони – Кутаиси – Самтредиа – Зугдиди - Гали – Очамчира – Сухуми – Гудаута – Пицунда – Гагра - Адлер

Подъезд и отъезд

Поезд Волгоград-Ростов с пересадкой на поезд в Баку.

Отъезд. Самолёт из Адлера

Изменения маршрута

Изменений маршрута не было.

Сведения об участниках похода.

Руководитель

Парамонов Сергей Николаевич, 1961 г. р.
Место работы ВГТЗ ст. инженер, Волгоград

 

фотограф

Круглов Юрий Яковлевич, 1960 г. р.
Волгоград
М.р.  ВЫПИ лаборант
 

 

Ведёрников Николай Васильевич
1963 г. р.
м.р.  ВСХИ лаборант
Волгоград
Должность-костровой
 

Душина Ирина Евгеньевна
1961 г. р.
м.р.  ВЗСТК техник-конструктор
Волжский
Должность-завхоз
Дундуков Сергей Иванович
1963 г.  р.
м.р.  ВСХИ лаборант
Волгоград
Суховский Владимир Николаевич
1961 г. р.
инженер
Калуга
Должность-Врач

Техническое описание маршрута

График движения

День число             место нахождения

1     27 апреля     Орджоникидзе - Казбеги.

2     28 апреля     Казбеги – пер. Крестовый - Пассанаури.

3     29 апреля     Пассанаури - Тбилиси

4     30 апреля     Тбилиси - Манглиси

5     1 мая             Манглиси - Бурнашети

6     2 мая             Бурнашети - пер. Танквентили - пер. Цхрацкаро - Боржоми

7     3 мая             Днёвка

8     4 мая             Баржоми – пер. Зестафони

9     5 мая             Зестафони - Кутаиси - Самтредиа

10     6 мая          Самтредиа - Зугдиди

11     7 мая          Зугдиди – Очамчира

12     8 мая          Очамчира - Сухуми

13     9 мая         Днёвка

14     10 мая       Сухуми – Амехадзе

15     11 мая       Амехадзе - Адлер

16     12 мая       Адлер – Волгоград

Описание прохождения по дням

Орджоникидзе - столица Северной Осетии, исходная точка маршрута (фото 1).

Фото 1. На старте

27 апреля.

0 км.

Начали движение от привокзальной площади.

Из города, от пересечения улиц Ноя Буачидзе, Орджоникидзе и Тбилисской берёт начало Военно-Грузинская дорога , одна из кратчайших дорог, ведущих с Сев. Кавказа в Закавказье и по которой пойдёт наш маршрут.

Дорога хорошая, асфальт, идёт по долине.

12 км. –Дорога приближается к горам.

Большое кол-во родников, вытекающих из трещин, проходят мимо обрывистых склонов г. Фетхуз (1745 м.).

15 км. - Долина р.  Терек постепенно суживается и образуется узкий проход, так называемые <Балтийские Ворота> Терека.

17 км. – р.  Баста, 820 м. над уровнем моря, начало балтийского ущелья, прорезающего скалистый хребет. С запада к ущелью примыкает г. Араухох (2397 м.), с востока г. Столовая (2993 м.) , на склонах гор есть сталактитовые пещеры.

19 км. – Дорога вплотную подходит к реке Терек (фото 2).

Фото 2 Терек

26 км. – с.  Чми.

28 км. – Мост через приток р. Терек – р. Суаргом.

31 км. – с.  Нижний Ларс.

35 км. – с.  Верхний Ларс, неподалёку от которого в Тереке лежит огромный валун.

Его называют “ Ермолаевский камень ” – один из величайших ледниковых валунов. Ущелье становится уже.

36 км. - Начало Дарьяльского Ущелья, дорога всё время идёт на подьём, но пока ещё пологий.

41 км. - Мост через Терек, после которого начинается Грузия.

43 км. - на левом берегу Терека видим развалины старинного замка “ Замок Тамары ”.

48 км. - с. Гвелети, потом вновь мост через Терек. Дорога поднимается всё выше и выше, она проходит по извилистому карнизу, выработанному в крутых скалистых склонах горы, часто встречаются тоннели  (фото 3), длиной до 1 км.

Фото 3. Тоннель

52 км. - Причудливое скальное образование “ Часовой ”.

55 км. - с. Казбеки родина известного писателя Александра Кахбеки. Там же находится его

музей, усадьба. От сюда открывается вид на г. Казбек (5033 м.), одну из высочайших вершин Кавказа.

Из этого посёлка начинаются восхождения на Казбек. Кончается Дарьяльское Ущелье и дорога вступает в Хевское ущелье. Здесь наша первая ночёвка.

28 апреля 59 км .

Выехали из с. Казбеги.

59 км. – с.  Арша.

61 км. – с.  Сиони, дорога проходит у подножия г. Кабарджин (3135 м.), встречаются небольшие, до 1.5 км., но крутые подъёмы.

61-71км Каменные стены вдоль дороги. Они оберегают дорогу от разрушений, снежных обвалов и заносов.

74 км. – п. Коди, стык четырёх ущелий, дорога отклоняется влево от вытекающего из Трусоватого ущелья Терека, выступает источник вкусного Нарзана.

77 км. – Высота 1920 м; начало подьёма на пер. Крестовый.

Первый километр – очень круто, некоторые участники подымаются пешком. Дальше весь перевал на передачах 40х28, можно преодолеть не слезая с велосипеда. По сторонам снежные стены . По Байдарскому ущелью течёт приток Терека - р. Байдара.

В ущелье много минеральных источников, один из которых образует большой водопад. Очень красивая панорама гор  (фото 4).

Фото 4. Подъем на Крестовый перевал

85 км – Перевал крестовый  (фото 5).

Фото 5.Перевал Крестовый

Погода хорошая, солнечная, начинается спуск .

89 км – Смотровая площадка. В глубине пропасти видна р. Белая Арагви.

90 км – Самое высокогорное селение на Военно-Грузинской дороге.

95 км – с.  Кумлистихе.

97 км – смотровая площадка перед началом Земомлетского спуска, состоящего из шести ярусов, вырубленых в лавовых породах Гуд-горы. Спуск замечательный- образец инженерного искусства. Повороты крутые, до ста восьмидесяти градусов.

105 км – конец спуска, слева от дороги - хорошо оформленный родник, с. Земомлети.

Это конец горной части Военно-Грузинсокой дороги, дальше она вступает в свою равнинную часть, в Арагвийское ущелье.

106 км – мост через Белую Арагви, с. Звемомлети.

109 км – с.  Арахвети.

111 км – с.  Квешети. Спуск вдоль реки проходит мимо нескольких ущелий.

125 км – с.  Пассанаурий. Здесь река Белая Арагви сливается с вытекающей из Гудамакарского ущелья – с р. Чёрной Арагви и дальше течёт как р.  Арагви. здесь и ночуем.

29 апреля.

Пассанаури-Тбилиси.

Подьём в 8-00 выход в 9-30, доехали до с. Анаури. Над селением возвышается Анаурская крепость. (16 век).

159 км – Водохранилище

168 км - п. Жинвали. Долина Арагви значительно расширяется, начинается зона виноградников.

178 км – поворот вправо на базальтовое озеро (6 км).

192 км – развязка дорог, вправо на Гори, Кутаиси, Чёрное море.

215 км – поворот вправо на Мцхети, едем прямо в Тбилиси. Дорога вступает в долину р. Куры,

выходит к подножию горных склонов – отрогов триолепского хребта.

221 км – вьезд в город Тбилиси  (фото 6). В Тбилиси ночуем на турбазе.

Фото 6. На въезде в Тбилиси

30 апреля.

Тбилиси-Манглиси

Турбаза Дигоми. Нашли дорогу на Манглиси доехали до родника. От родника большой набор высоты, который продолжался до Цхнети. Там есть монастырь, возле монастыря дорога пошла вниз, опять подъём.

Извилистый спуск, родник. Погода облачная, идёт дождь. После очередного подъёма, длинный спуск приводит в с.  Орбети. Из Орбети длинный подъем переходит в ровную дорогу. Грузины называют её Зимовник. Вся эта горная территория называется <Грузинская Сибирь>. По дороге есть родник, приводит она в с. Тоннети. За 3-4 км до Манглиси начинается крутой спуск. Дорога плохая, дождь. Спуск 2 км с шиком!

Далее 8 км подъема. Увидели животноводческую ферму. В надежде на молоко встали неподалеку на ночёвку. Общее расстояние за день 62 км.

1 мая.

Праздничный подъем, кофе в постель. После километрового подъема тридцатикилометровый спуск, заканчивающийся подъёмом к мосту, справа гора, впереди г.  Цалка. В 10:36 мы в Цалке. Это небольшой городок на высокогорье, на водохранилище. Благодаря ровной поверхности вокруг города, водохранилище получилось достаточно большим. Поехали в местный отдел милиции и посмотрели настоящую карту этого района. Карта во всю стену. Там же встретили велогруппу из Ленинграда, которая побоялась идти в горы на перевалы. Погода дождливая, в горах снег, они наняли машину и уехали в Тбилиси.

Мы объехали водохранилище вокруг (17 км)  (фото 7).

Фото 7. Вокруг Цалкинского водохранилища

В пекарне мы купили хлеб, потом проехали через деревушку Санта-Джениса, Куши, Олеанги. И уже в сумерках подъезжали к последней деревне Бурнашети с этой стороны хребта. От Цалки 30 км. Шёл дождь, мы промокли, и палатки пришлось бы ставить под дождём, сами мокрые, дров сухих нет. Но оказалось, пока мы ехали до этой деревни, местное население готовилось к нашему приёму. Выделили нам дом, накрыли столы и почти до утра длилось застолье. Нам пить было нельзя, потому что с утра нам на перевал, но зато хоть ночёвка была сухая. Дома в деревне большие, бетонные, мощные. “Автобус сюда не ходит, поэтому у каждого машина” - говорят они.

Всего за день прошли 64 км.

2 мая

Утром по раскисшей дороге мы уходим на перевал  (фото 8).

Фото 8. Начало подъема на перевал Тавквентили

За селом дорога каменная через полтора километра дорогу пересекает речка, переходим её вброд. Это была старая военная дорога. Высота деревни 1700 м. До перевала Тавквентили (2100 м.) пришлось подниматься с рюкзаками за спиной порядка десяти километров. Сначала по долине, слева речка, справа горы, расширение долины, слева долина, поля. Через два километра дорога - круто вверх, пришлось идти пешком. Между пер. Тавквентили и Цхрацкаро (2454м.) находится озеро Табацкури, там даже плавал мотобот для ловли рыбы. Здесь были в 16:30.

Расстояние Бурнашети -Табацкури -18 км - шесть часов пути. Возле озера деревня, магазин, почта. После озера дорога поднимается и начинается подъем на пер. Цхрацкаро. От озера порядка 13 км. Весь перевальный участок дорога накатанная, покрыта красной крошкой, между перевалами дул сильный ветер, погода изменилась в худшую сторону, пошёл снег, который заметал полянки с синими цветами. Сугробы. Видимость 15 метров. Горная дорога вывела на автомобильную дорогу к пограничному шлагбауму, где укутавшись от метели, стоял солдат . Увидев его, первый из нас, Дундуков Сергей , повернул влево , то есть в сторону границы, пришлось догонять его на пограничном Уазике. Нам надо было через шлагбаум выйти из погранзоны, так как мы её пересекли где-то в горах. Справа начинался спуск к Бакуриани. По бокам дороги - сугробы высотой метра три (фото 9).

Фото 9. Перевал Цхрацкаро

С перевала Цхрацкаро 15 километров до Бакуриани. По дороге в у Душиной прокололось колесо, пришлось ремонтировать под промозглым мокрым снегом, от которого промокшие куртки прилипали к спине .

Фото 10. Ремонт

Спускаться холодно, руки в бинтах или носках, варежек нет. В темноте в 22 часа спустились в Бакуриани. Город спит, о палатках не хочется и думать и костра не разжечь, всё под мокрым снегом. Ведерников с тоскливым воем «не хочу в палатку» бросился в первый же отель и мы славно разместились на сухих простынях. Высота в Бакуриани 1600 метров. Всего за день 48 км.

3 мая

Утром под палящим солнцем, задыхаясь от парящей влаги и запаха трав, забыв про снег и вчерашнюю метель, поехали вниз. С шиком спустились к Боржоми.

Бакуриане – Цагвери – Дба – Баржоми.

29 км - Пили стаканами местную минеральную воду в центре городка, эту самую «Боржоми». Круглов сказал: «Канализация», но сказал очень громко и окружающие обернулись – пришлось удалиться. Они-то пили из хрустальных бокалов, показывая друг другу, как это вкусно. Поэтому Круглов резко попал в оппозицию, да и мне могли лицо разбить. Смотрели соревнования водников на реке, в общем, была полудневка.

4 мая

28 км до развилки дорог. Вправо г. Хашури-3км, влево на Зестафони.

Мы поехали влево через 3 км с. Сурами с развалинами Сурамской крепости. Начало Сурамского перевала. Дорога грунтовая, местами щебень, через семь километров - Сурамский перевал. Перед самим перевалом и после – серпантин. Везде можно ехать, лес, хорошие места для стоянок.

Приток р. Квирила. По ущелью идёт железная дорога. Через 23 км с. Молити, через

15 км п. Орджоникидзе, Через 17 км с. Шорапани, развалины городища: средневековая живопись, через 5 км г. Зестафони.

5 мая

Мост через р. Буджа, через 18 км дорога к Навенохевской пещере (7 км подьёма до неё).

Мы туда не поехали. До Кутаиси от Зестафони 49 км слабо пересечённой дороги, асфальт. Кутаиси - крупный промышленный и культурный центр. Развалины старого дворца имеретинских князей, развалины храма Баграта (1003 г.) - шедевр древне- грузинского зодчества; часовня из зелёного камня. При выезде из города кемпинг, можно остановиться. Дорога ровная, асфальт. Через 20 км р. Тубицкали, а ещё через 5 км - Самтредиа - один из важнейших транспортных узлов Грузии, откуда одна дорога ведёт в Батуми, в самый южный курорт чёрноморского побережья, а другая в Сухуми.

Всего за день 65 км.

6 мая

Самтредиа – Зугдиди.

Дорога хорошая – асфальт. Гора Обаши (18 км), через 34 км г. Цхая, через 51 п. Хоби. Вдоль трассы постоянно встречаются селения переходящие друг в друга. Земли плодородные, поэтому почти все занятые. Дорогу пересекает приток р. Риони. Через 90 км - Зугдиди.

Дворец князей Дадиами ( XIX в.) , батонический сад. Всего за день 90 км.

7 мая

Зугдиди – Очамчира.

Выехали из Зугдиди в направлении г. Сухуми р. Ингури, которая течёт из Сванетии, по ней проходит граница с Абхазией. Через 21 км с. Гали.

Кругом растёт чай . Через 25 км Очамчира.

Вот оно море. В каждом нашем походе маршрут построен так, что море это награда за труды.

8 мая

Очамчира – Сухуми.

Дорога хорошая, вдоль моря ограждена посадками деревьев, но всё равно ветер мешает ехать. Постепенно дорога отходит от моря идет по населённым пунктам. На въезде в Сухуми на правой стороне две турбазы. Одна называется “15 лет ВЛКСМ”, вторая ,находящаяся через 2 км “Челюскинец ”. Вот в ней и остановились, тем более, что на следующий день - днёвка.

9 мая

Днёвка.

С утра группа отправилась на экскурсию в ботанический сад и обезьяний питомник. Дальше каждый располагал временем по своему усмотрению.

10 мая

Сухуми - Пицунда

Утром шёл дождь. Праздник и вчерашнее солнце кончились. Вышли в 11:00.

По табличкам проехали через весь город. Из Сухуми до Эшеры шёл подъём и в районе Эшеры достигший максимальной крутизны. Ехали в густом тумане видимо в облаках. Один километр ровного участка и крутой спуск с поворотами на 180 градусов. Скорость могла достигать 50 км, приходилось сдерживать группу. Через 20 км Новый Афон. Шёл дождь. В 20-ти метрах море, пальмы и всё такое. .Справа знаменитая Новоафонская пещера. При подъзде к ней есть почта. Пещера хорошо оборудована. Она открыта в 60-х годах. У местного населения ходили легенды о страшном, в то время, земном провале. Когда туда залезли спелеологи, они обнаружили что до дна 140 метров. В 1975 пещеру оборудовали для экскурсий. Заезжали в неё на поезде. Залы подсвечены. Сталактиты и сталагмиты – красивое зрелище. Всего восемь залов высотой 70 метров и 35 км длинной.

Следующий подьём в районе поворота на Мюсеру. Поворот на Пицунду после р. Бзыбь километрах в пяти, где невысокие горы слева от дороги переходят в ровнину. Проехали Гудауту .

Проехали поворот на озеро Рица.

Заехали в Пицунду. Заночевали в Пицундских соснах на море.

Проехали за день около ста километров.

11 мая

Пицунда – Адлер.

С Пицунды до поворота на Гагры дорога ровная, так как равнина. Сплошной сад. После поворота небольшие подьёмы. Сам город прямо у моря, подпёрт горами. Растёт инжир вдоль дороги. Дорога теперь вдоль моря. Поворот на Салхино, где делают моё любимое вино.

От проклятой водки портится походка

Как трудно с ней идти и как легко ползти

Она же хуже чаю, страшнее я не знаю

Так пейте Салхино – прекрасное вино

КоньЯки -та же глупость и возбуждают скупость

Так что в ходе драки лучше не пить коньЯки

А те, кто пьёт Эрети, у тех дурные дети

Вот и всё, что нам дано

Так пейте Салхино!

Кончилась Абхазия, въехали в Россию.

Город Адлер, самолёт,

Вот и кончился поход!

Всего за день 60 км.

Снаряжение:

Велосипеды: «Турист», три ведущие звездочки: установлены дополнительно звезды 28 зубьев.

Большие (50х30 см) багажники под рюкзак

Выводы и рекомендации:

Маршрут хороший, колоритный с праздничным выходом на Черное море. Впервые побывали в районе Грузинской Сибири. Сейчас туда не попасть и возможно еще не скоро.

 

Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)

на первую страницу
клубная информация | походы | ПВД | фотоальбомы | публикации | клубные события | соревнования | форумы | ссылки

free counters

 

Hosted by uCoz