Велоклуб Орион

Западный Кавказ-2001

Отчет

о спортивном велотуристском походе пятой категории сложности по Кавказу,

совершенном группой туристов велоклуба Орион

с 4 по 23 июля 2001 г.

по маршруту:
Невинномысск - Черкесск - Хабез - с. Кардоникская - Теберда – Домбай – пер. Алибек (1А, 3165 м) - Домбай – р. Уллу-Муруджу - пер. Панорама (1А, 3000 м) - р. Гоначхир - пер. Киче-Муруджу (1А, 3150 м) – погранзастава – пер. Северный Джалпакол (1А, 3400 м) – р. Мырда - а/л Узункол - Учкулан - Карачаевск - Псемен - Апшеронск - Туапсе - Геленджик

 

Отчет утвержден МКК Волгоградского велоклуба Орион (134-02-10005000)

Маршрутная книжка № 8-01

Руководитель группы: Сергей Парамонов

Содержание

1. Справочные сведения о походе

Район похода см. http://rusveloclub.narod.ru/rcc/library/rus/reports/Caucasus/ccs00/ccs00f.htm#Район
Идея похода

Нитка маршрута

Аварийные выходы с маршрута

Изменения маршрута

Сведения об участниках похода

2. Техническое описание похода

Фактический график движения

Описание прохождения маршрута по дням

Характеристика препятствий на маршруте

Паспорта определяющих препятствий:

    Паспорт перевала Панорама

    Паспорт перевала Киче-Муруджу Центральный

    Паспорт перевала Северный Джалпакол

3. Перечень интересных объектов на маршруте

4. Характеристика снаряжения

5. Выводы и рекомендации

 

Справочные сведения о походе.

Идея похода

Прохождение ранее не включавшихся в маршруты велопоходов перевалов Западного Кавказа: Алибек (с востока), Киче-Муруджу Центральный (южная седловина), Панорама (Рыжее Седло) и Северный Джалпакол и оценка их категории трудности, определение возможности совершения в этом районе велопоходов высшей, шестой категории сложности.

Совершить комбинированное мероприятие: с одной стороны совершить спортивный поход пятой категории сложности, с другой стороны в целях привлечения новых людей и детей в туризм и как способ реализации семейного отдыха, обеспечить сопровождение группы начинающих велотуристов велоклуба в горы для показа всех красот горных районов с дальнейшим отъездом этой группы на побережье Черного моря. Конечно это накладывало дополнительные обязанности на членов спортивной группы и увеличивало интенсивность спортивного похода, но и увеличивало полезность похода. Для новичков и детей это давало возможность безопасно посмотреть красоты не досягаемые пока для них , что еще больше привлечет их в туризм, а для спортсменов это пример ,как можно решать семейную проблему т е участвовать в спортивных походах и в тоже время не бросать семью, что только положительно скажется на количестве спортивных походов. В то же время плавный вход в горы давал возможность более полной акклиматизации спортивной группе.

Нитка маршрута

Невинномысск - Черкесск - Хабез - с. Кардоникская - Теберда – Домбай – пер. Алибек (1А, 3165 м) - Домбай – р. Уллу-Муруджу - пер. Панорама (1А, 3000 м) - р. Гоначхир - пер. Киче-Муруджу (1А, 3180 м) – погранзастава – пер. Северный Джалпакол (1А, 3400 м) – р. Мырда - а/л Узункол - Учкулан - Карачаевск - Псемен - Апшеронск - Туапсе - Геленджик

 

Аварийные выходы с маршрута

Горная часть маршрута была построена таким образом, что преодоление высоких перевалов чередовалось со спуском в долины рек в цивилизацию, никаких связок перевалов не предусматривалось. Поэтому аварийным выходом с маршрута могла служить любая долина реки до или после перевала, так как по всем этим долинам проходят дороги.

Изменения маршрута

В связи с разбойным нападением в селении Зеюко и розыскными мероприятиями , проводимыми милицией Хабеза и опасностью для дальнейшего передвижения в тот момент, маршрут был изменен. Участок Хабез- Домбай был преодолен на милицейском автобусе в сопровождении милиции., что разрядило экстремальную ситуацию в связи с нападением. Деньги , которые мы были вынуждены отдать хулиганам, чтобы обеспечить безопасность членам нашего клуба вернула на следующий день администрация Хабеза. Хулиганы были в последствии пойманы.

Сведения об участниках похода

Парамонов Сергей Николаевич, 1961 г.р.

Туристский опыт: 5у - Кавказ, Памиро-Алай, Алтай, 4р - Кавказ
Обязанности в группе - руководитель
Адрес: Волгоград, просп. Ленина, 225-43

Осипов Валерий Яковлевич. Опыт:5-у, 5-р.. Завхоз Человек года! Ему 60 лет!

Малякин Валерий Джанович. Опыт:5-У, 3-Р. Механик.

Абрамов Константин Владимирович. 3-У остальное

 

 

Техническое описание похода

Фактический график движения:

4.07 Невинномысск -р. М. Зеленчук 36.36км. вело

5.07М.Зеленчук-г.Черкесск-с.Зеюко_Хабез-61.56км. вело

6.07 Хабез. Дневка.

7.07 Хабез-Домбай - а/л Алибек авто.

8.07 А/л Алибек - пер. Алибек - а/л Алибек 13 км пеш.

9.07А./л Алибек - Домбай -Муруджинские озера. 21.43 км. вело-пеш.

10.07 Муруджинские оз.- пер. Панорама(3000м)-пещера пеш

11.07 Пещера-р.Клухор 20 км.пеш

12.07Р. Клухор-ущелье р. Киче-Муруджу 7.7км

13.07 Перевал Киче-Муруджу (3150м) - Ледник Чауллучат (нижнее озеро) 3.2км.

14.07 Ледник Чауллучат - р.Махар-Су - Погран.застава-14км.

15.07Погран.застава-р.Джалпакол-начало пер Сев. Джалпакол-12км.

16.07 Пер. Сев. Джалпакол (3400м) - р. Мырда - а/л Узенкол-

- Учкулан - Карт-Джурт - 35км.

17.07 Карт-Джурт - Карачаевск - Зеленчукская - р.Теплая-117.84км

18.07 Р. Теплая - Преградное - Курджиново - Щедок - Мостовской -Ярославская 135км

19.07. Ярославская - Майкоп - Апшеронск - Ходыженск - Шаумян - Туапсе 175км

20.07 Полудневка в г. Туапсе - «Нефтяник Сибири» 16.2км.

21.07 «Нефтяник Сибири» - Архипо-Осиповка - Пшада - Геленджик 105км.

И Т О Г О 785 км

Описание прохождения маршрута по дням.

День
Время Высота Километраж В день всего Описание

4.07.01
368 0 0 Выгрузились с поезда №261 Волгоград - Невинномысск (Цена билета 181 руб). Собрали велосипеды, через 4 км искупались в реке на выезде из Невинномысска, сфотографировались (Фото 1).

Фото 1. На выезде из Невинномысска

15-00 458 15.4 р. Большой Зеленчук

19-00 448 36 36 Ночлег у моста через р. Мал. Зеленчук.

5.07 8-30 448 0 36 Подъем, мост через М. Зеленчук, асфальт, погода хорошая (Фото2).

Фото 2. мост через М. Зеленчук

10-30 564 20 56 Въезд в Черкесск Здесь необходимо получить пропуска в пограничную зону и стать на учет в КСС

В КСС сняли копии с нашей маршрутки, записали в журнал, и предупредили, что в Домбае надо будет отметиться в местной КСС, а в Карачаевске сняться со всего горного участка, дав телеграмму на их адрес. Для пограничников требуется три списка с полными паспортными данными, заявление на имя начальника,  все паспорта, маршрутную книжку показать. Обед у них с 12-00 до 14-00.

Работают крайне медленно бумаги нет, поэтому лучше все заготавливать еще дома. Оформление затянулось до 19-00

Получилась вынужденная дневка, группа находилась на берегу Кубани у моста через нее, отдыхали,  купались.

19-30 563 33 Переехали по мосту через Кубань, сразу начался крутой подъем

19-50 696 35.96 Вышли из долины Кубани (Фото3).

Фото 3.

20-10 736 37.12 Водораздел. Тенистая аллея,  хороший асфальт. Пора становиться, но нет воды

20-30 668? 44.21 Спустились в долину р. Аксаут, спуск отличный и позволил бы развить скорость до 60-ти км/час, но мы в соответствии с правилами спускались медленно на тормозах, и командира никто не обгоняет.

6-07 22-00 632 61.5 6 Остановились на ночлег возле ельника, проезжали по деревне Зеюко уже в сумерках, ища место под ночлег и нам не понравилось отношение местного населения: выкрики, улюлюкания. А ночью пришла группа черкесов в масках и угрожая ножами, пытались забрать велосипеды, но они были состегнуты тросиками, тогда стребовав с нас три тысячи рублей, они победно удалились. Опасаясь вторичного нападения мы свернули лагерь и поехали дальше по маршруту,  но в ближайшем городке Хабезе увидели милицейский уазик и заявили о нападении. Начались активные розыскные мероприятия, работали четыре группы, нападавших вычислили, но захватить пока не удалось, так как они все сбежали. Но поимка их – это дело времени. В 16-00 глава администрации Хабеза (женщина) вернула нам отобранные у нас деньги. Входить в ущелье Аксаута в связи с криминогенной обстановкой в этом районе, с действиями бандформирований нам было запрещено. Дальнейшее движение в этом районе только в сопровождении милиции.

7-07 Дорога Хабез - Кардоникская - Теберда - Домбай - а/лАлибек. Везли на автобусе в сопровождении милиции (Фото 4), заглаживая вину за своих "паршивых овец", как они их называли (Через полгода следственная бригада приезжала к нам в Волгоград, что бы закончить следственные мероприятия, потом был суд).

Фото 4.

8-07 6-00

20-00 1756 0 В связи с разбойничьим нападением на группу и запретом подойти к перевалу со стороны ущелья р. Аксаут идем на перевал со стороны а/л Алибек.

Пошли на перевал Алибек со стороны а/л. Шел дождь..

От альплагеря в сторону Алибекского ледника идет хорошая тропа по лесу.

1940 2.8 Тропа,  ведущая к леднику и на озера проходит мимо канатной дороги ( зимнего бугеля), здесь надо повернуть в сторону лесистого склона(левого по течению).Тропа, мене заметная чем до этого начинает подниматься по склону иногда между корнями деревьев, что доставляет неудобство при подъеме с велосипедом

2140 3.5 Тропа выходит из леса и становится мене крутой и по над ущельем идет к перевалу. Открывается шикарный вид на Алибекский ледник (Фото 5).

Фото 5.

Такого не видел,

Как мозг всей планеты

Завис над ущельем

Ледник Алибек

Никто не поверит,

Что там ничего нету,

Что только вода там,

Лед и снег

5 Тропа выходит на каменную террасу, переходящую в моренный вал

6 Последний взлет, снег, погода испортилась пошел дождь. Пришлось немного спуститься, чтобы переждать наплыв непогоды (Фото 6).

Фото 6.

 Вторая попытка выйти на перевал тоже не увенчалась успехом После подъема на перевал выяснилось,  что дальше идти некуда, обрыв. Перевал Алибек видимо левее. Перевал не взят, записки нет. Уходим вниз

6.2 Перевал. Перекус и быстренько обратно. Дождь промочил до нитки, у некоторых от холода лязгают челюсти

20-00 1756 13 Вернулись в альплагерь.

9-07 9-40 1756 0 Альплагерь Алибек. Спускаемся в Домбай. Дождь.

10-15 1572 4.5 Въезд в Домбай. Сделали отметку в КСС. Отправили необходимые телеграммы, закупили продукты на горную часть

12-00 1548 7.38 Выехали из Домбая.  Команда двинулась брать перевал Панорама

1400 1336 21.43 Начало тропы на Муруджинские озера. От кафе Гоначхир надо проехать по асфальту вниз 5 км, тогда до шлагбаума, через который пускают в Домбай останется тоже 5 км, это будет 170-ый км от Невинномысска и 15-ый км от Домбая. Тропа уходит круто вверх сквозь заросли. Нам помог с отысканием тропы хозяин кафе Гоначхир,  бывший инструктор (Фото 7). Тропа у него за спиной.

Фото 7. Начало тропы на перевал Панорама

14-15 1336 0 Начало подъема по тропе, рюкзаки на плечах, левая педаль отвернута, велосипеды подвешены за пояс на резинках (ты ползешь, а велосипед катится рядом, нужно только рулить) Обнулили счетчик.

14-30 1376 200 Крутой первый влет закончен

1444 Кончился второй взлет, который перешел в ровную лощину

1512 800 Кончился третий взлет тропы

15-50 1672 1600 Внизу открылась река

1736 2000 Тропа идет хорошая,  внизу река, ветер прохладненький дует, а то жарко, пашем ведь, погода хорошая. Вокруг елочки идти стало еще легче

2180 Внизу водопад

16-35 1768 Подошли к реке, естественно, раз есть вода, сделали перекус (Фото 8).

Фото 8.

 Есть места для ночевок, народ доволен, лес,  камни оригинальные большие, поросшие мхом

16-45 1808 3000 Бревенчатые завалы

1948 5350 Вошли в долину, покрытую травой (Фото 9).

Фото 9.

Слева на склоне хижина, справа две горы, за ними озеро. Тут их два Муруджинских озера. Одно из них длиной с километр. У хижины «взяли» двух «языков», прятались от дождя, да кстати, я не доложил,  а ведь идет сильный дождь, хотя нам то почти все равно. Они сознались, что впереди недалеко будет большой камень и вот от него надо идти к озерам. До озер и обратно 5 часов ходу. Но на велосипеде наверное будет быстрей (Шутка!)

18-30 1988 6042 Идем по траве густой и мокрой

19-00 2060 Каменный завал

20-00 2150 9600 Подошли под озера. Разжигали целый час костер из мокрых берез, пытаясь согреться, так как надеялись, что березы горят даже мокрыми. Все же разожгли и все же согрелись, влажность 100%, трава набухла водой, одежда промокла насквозь еще три часа назад, но делалось все с огоньком без стонов и причитаний. В такой ситуации понимаешь разницу между матрасником и подготовленным туристом и в этом мне придется убедиться еще не раз.

10.07 9-30 0 Обнуляем счетчик

Уходим из под озер, так как моя идея залезть к озерам,  посмотреть их и траверсом пройти с нашей стороны мимо горы к перевалу не удалась. Склон горы вертикальный и полки мы никакой не высмотрели, а тратить 5 часов,  чтобы просто посмотреть нет возможности, так как много времени было потеряно в связи с нападением и разыскными мероприятиями в Хабезе

Поэтому уходим в верховья реки Улу- Муруджу, что бы там попытаться подняться на перевал. Тут никто из наших еще не ходил и в интернете ничего нет..

15 2245 630 Прошли каменный завал, обходить надо по реке. Встретили туриста, он посоветовал обойти лес, который был перед нами, слева по полке (Фото 10).

Фото 10.

11-00 2288 1012 Я пытался пройти по этой полке, пришлось слезать назад. Зря потерял силы и время. Наврал, скотина. Малякин Валера прошел по реке и был здесь раньше всех и не потрепанный. Идем без тропы. Впереди видим снежник, кулуар.

11-40 2296 1910 Перед нами каменный ригель, преодолевать будем справа. Река. Перебродили со страховкой на веревке. (Фото 11).

Фото 11.

Осипов говорит,  что так не перешел бы. Открылся цирк второго полукруга над озером. Слева подходит отрожек, с него течет последняя река. Внизу отличная большая поляна, но возможно это болото. Стоим в месте слияния двух рек: Уллу-Муруджу и реки с «Павлиньего глаза» (Фото 12).

Фото 12.

14-00 Пообедав, начали подъем. Можно было влево по отрожку Осипов ходил туда на разведку пока мы готовили, а можно прямо в лоб. Так и пошли сразу с велосипедами. Если станет трудно, бросим. Лезть приходилось в клеенках (Фото 13),  т.к. шел дождь, а снизу дул ветер, который накидывал их на голову, что слегка мешало, когда висишь на одной руке, а другой держишь велосипед. Вот и тут помогает резинка: бросил велосипед и он висит рядом поправил клеенку, взял его и пополз дальше.

Фото 13.

Поднялись на озеро, но это оказалось не оно, впереди виден взлет. Поднялись на него и увидели еще одно озеро. Вот это уже «Павлиний глаз». Вода сине-фиолетовая и по форме напоминает глаз, т.ч. название подходит.

2800 Стоим на отроге над «Павлиньим глазом» (Фото 14)

Фото 14.

Впереди острозубая гряда гор, справа сзади гряда гор, опоясывающая Муруджинские озера, слева сзади и далеко внизу цирк из которого мы вылезли, а перед нами в заборе гор провал. В надежде, что это наш перевал траверсируем снежный склон (Фото 15).

Фото 15.

3000

Все –это перевал «Панорама», достаточно глянуть вниз назад. Вперед же тропа ныряет в каньон с отвесными стенами. Перевал очень узкий,  стоять негде. Начался противный дождь, снизу вдруг попер густой туман. До него оставалось всего ничего, а нам надо успеть глянуть вниз, что бы осмотреться, что бы начать спуск. Ведь всегда важны первые десятки метров с перевала, чтобы попасть куда надо, попасть на тропу, и пройти самый крутой участок. К тому же это место опасно в случае непогоды, она то как раз и разыгрывалась. Минута на то,  что бы найти записку ростовчан-горников с подтверждением,  что это «Панорама 1-А»(«Рыжее седло») и написать свою. Рыжее, потому что рыжая грязь,  мокрая скользкая сыпуха градусов 45, по которой мы начали сползать челноками с рюкзаками, потом с велосипедами. Где-то в 17 часов Спускались по каньону реки (Фото 16).

Фото 16.

Воды сначала не было,  потом она вырвалась из под камней. Спускались дотемна, то по сыпухе, то мокрой траве. Уклон до 45 градусов.

2500 Бросили велосипеды

Заночевали в пещере под большим валуном (Фото 17), потому что ровного места нет, идет дождь и уже темно.

Фото 17.

Спускаться просто опасно. Да и к своему убежищу спускаться пришлось с применением веревок (24-00)

7-00 После такой мокрой ночи палящее солнце воспринималось, как дар божий Еще вчера лязгали зубами,  а сейчас сидим на солнышке,  как в скворечнике (Фото 18).

Фото 18. Утро после "Куликовской" битвы

 

С утра сходили за велосипедами.

 Спуск пошел по каньону, заваленному огромными камнями (Фото 19).

Фото 19.

Конца спуска еще не видно, каньон поворачивает, но внизу еще снег. Провели эксперимент: один стержень от костровых воткнули перпендикулярно поверхности в снег, а другую повесили рядом. Измерили уклон и получилось примерно 45 градусов, что мы и предполагали вчера, очумев от этого дикого спуска. Так оно и должно было быть ведь долина поднималась порядка 15 км, а спуститься предстоит за несколько км.

У нас сложились мнение, что это перевал не для велосипедистов и не зря нет для него описания. А с этой стороны,  т. е. со стороны р. Клухор подниматься вообще очень плохо. Если кто то решится подниматься, то где то посередине будет разветвление двух каньонов идти надо по правому. По снегу поднимались с железками за которые держались, втыкая их в снег Подниматься по долине было проще, чем спускаться с этой стороны. Спускаться здесь с велосипедами - это вообще какая то дикость. Но так мы думаем сейчас, а вернемся домой отлежимся и глядишь как раз сюда и припремся в следующий раз. Ведь мы горные велотуристы и такой маршрут нам в кайф!

2220 7170?

Много несли Кончились огромные камни, с которых приходилось иногда спускаться с применением веревок и началась трава

2140 Идем по траве, трава по пояс (Фото 20), в траве камни, неудобно.

Фото 20.

14-10 8038 Спустились до кустарников, но они непроходимы. По реке пройти не удалось. Влево уходит каменный язык из камней см 50 в диаметре Я ходил по нему в разведку он мог бы вывести к асфальту, как потом выяснилось. Я бы рекомендовал следующим группам обратить на него внимание, но мы пошли через лес, делая многочасовые разведки и чуть не потеряли велосипед.

16-30 1948 8470 Сделали еще одну разведку После всех разведок решили поесть.

18-10 Начали спуск

20-30 1800 9740 Асфальт. Река Клухор. Тут прекрасные места для бивака,  но жечь костров не нужно

1507 9-15 1804 9910 Уходим с поляны и едем к мосту на реке Киче-Муруджу (Фото 21).

Фото 21.

Увидели реку, которая течет с «Панорамы». Что бы искать «Панораму» с этой стороны надо найти эту реку. От реки до озера Туманлы-Гель 1060м,  до километрового столба «12»-800 метров

1788 10080 Озеро Туманлы-Гель – форельное озеро

9-45 1804 12640 Мост через р. Киче-Муруджу. Начало тропы на перевал Киче-Муруджу.

Но пограничники нас не пустили, а заставили ехать 4 км наверх на заставу. Там записали в журнал наши паспортные данные, маршрут, номер пропуска, который нам дали в Черкеске Высота заставы 1920м

11-30 1800 19980

0 Начали подъем. Тропа круто уходит вверх (Фото 22).

Фото 22.

Прошлый раз мы поднимались челноками, а сейчас после «Панорамы» обнаглели и полезли сразу с велосипедами и нормально получилось и даже можно сказать « В кайф!» Немного поднявшись решил обнулить счетчик. Новый перевал - новый отсчет.

12-00 1924 300 Закончился первый взлет, здесь есть площадка где можно передохнуть

13-00 2020 Вышли из леса

13-30 2064 1720 Идем без тропы по долине реки. Трава высокая. В прошлом году одолевали слепни здесь, спастись удавалось только в снегах. В этом году нормально.

1400 2064 2030 Подошли к реке, а то она была внизу (Фото 23).

Фото 23.

Снова началась тропа

14-30 2108 2660 Посреди долины небольшая горка, вот начался подъем на нее (Фото 24).

Фото 24.

17-05 2336 5700 Первый каменный завал

17-50 2384 6029 Прошли второй ригель (каменный завал в виде плотины) (Фото 25).

Фото 25.

Начался снег (в смысле - не сверху падать, а под ногами и колесами).

Впереди видим третий ригель. Идем по снегу. Реку перешли по снежному мосту (Фото 26).

Фото 26.

 Народ песни поет: «… Это кайф, кайф, кайф проводница», причем правда тут проводница, может проводник? А вообще-то и правда кайф!

17-20 2480 7015 Залезли на третий ригель и тут увидели еще один. Значит их четыре.

19-00 2548 7770 Пришли под перевал. Все засыпано снегом. Стоим над нашей прошлогодней стоянкой,  но снегу над ней несколько метров. На склоне долины обнаружили расчищенную площадку, возле большого валуна. С одной стороны его зима: снег и зимний вид и тишина, а с другой –весна: ревет вырвавшаяся река, зеленеет трава. Ушли в весну .

8-00 2540 0 Идем по снежному полю (Фото 27).

Фото 27.

По снегу перешли реку,

8-40 2688 710 поднялись на полку, где лежит разбитый самолет, тут много снега

9-20 2896 1009 Преодолели первый взлет и вышли на плато, где озеро. Стоим перед ледником и перед перевалом (Фото 28).

Фото 28.

9-50 2816 1320+? Несли 100 м у ледника, впереди ледяной склон, покрытый снегом. На самом верху скала - «Киса» - напоминает голову кошки или голову лежащего индейца (Фото 29).

Фото 29.

Вдоль хребта снежные наддувы. Снег,  солнце, снежные карнизы, панорама гор - все очень красиво!

 Малякин придумал очень надежный способ подъема по крутому снежнику, и он и потом нам очень пригодился на пер. Сев.Джалпакол, когда мой способ с резинкой уже стал подводить (Фото 30).

Фото 30.

 

Абрамов Костя и Малякин Валера уже наверху (Фото 31). Мне оставалось 10 метров (Фото 32)...

Фото 32.

... и тут я сорвался, улететь можно до самого озера. В большой алюминиевый багажник у меня встроены два штыря из нержавеющей трубки длиной 15 см, чтобы зарубаться багажником в случае падения. Успел подумать только две мысли: «Зарубаться!» и - хрясь багажником… Но штыри согнулись скорость нарастала «Караул!» и выпустил все, что можно: и руками и ногами,  велосипед волочился и через резинку тоже придерживал меня. Да хоть не улетел от меня вниз, а то потом лезь за ним Снежная пыль улеглась и лежу балдею . Непередаваемые ощущения!

Перевал Кичу-Муруджу Центральный имеет две седловины на расстоянии 300 м друг от друга, разделенные двугорбой горкой, которая левее «Кисы» (см. Фото 34). Та седловина, что слева от горки (севернее) проще для спуска. На Фото 34 она помечена синей стрелкой. Так мы шли в 2000-м году. Сейчас мы пошли на вторую седловину (которая расположена к югу от этой горки), таким образом, совершая первопрохождение. Эта седловина выше на 30 м, и спуск с нее значительно сложнее (красная стрелка на Фото 34).

11-55 3150 1890 Мы на перевале! Снежный карниз толщиной 1,5 м, солнце,  шикарный вид, обедаем. Ледник «Чё-улучшат» впереди под нами. Красиво! Главный Кавказский Хребет. Красиво!

Такой красоты не видела ты!

Та для кого я пою.

Озер чистоты и гор высоты.

И я на вершине стою!

В такие моменты понимаешь,  зачем ты сюда лезешь. Наверное, что бы испытать этот восторг, чувство команды, Чувство Мышечной Радости!

Такие красоты

За что тебе? Кто ты?

Можешь чуть -чуть лишь дышать

Голос тут слабенький:» Может че улучшим?»

Ты чокнулся: ЧЕ УЛУЧШАТЬ

Так и назвали под тем перевалом

Люди до нас тот ледник

Радуйся счастью, судьбе

И участью друзей,

Что сюда ты проник.

14-45 Пообедали,  достали Осипова. Он пошел своим путем слева через скалы и малость там завис, пришлось с веревками его доставать.

Пиршество закончилось, начинается работа. Начинаем спуск Спуск плохой Посмотрим,  чем дело кончится. Без веревок спуститься не получилось. Организовали веревочную переправу для рюкзаков и велосипедов (Фото 33).

Фото 33.

Один рюкзак уронили, так летел очень долго. Мы провожали его взглядом и думали: «Эх ничего себе!» У меня на поясе висел диктофон и переправу я записал. Могу предоставить запись.

16-20 3000 Переправа идет. Наползает непогода, начинается дождь, холодно. Надо уходить вниз, но и ошибиться нельзя. Рюкзак мы уже проводили. Я стою на промежуточном пункте страховки и пропускаю через себя велосипеды, которые спускаются по основной веревке на карабинах, двигаемые вспомогательной веревкой (челноком) Внизу Костян снимает велосипеды, а два Валеры наверху. Вешать надо на два карабина, задним колесом вперед. Последнего участника страховали через трещину в скале. Все прошло хорошо., помог опыт переправ на Российских соревнованиях по велотуристскому многоборью.

13-30 2876 Спустились с перевала, идет дождь, бежим по леднику Чаууллучат в надежде поставить палатку у озера

18-00 2748 1890 Стоим у озера над прошлогодней стоянкой (Фото 34). Снег несколько метров. Отсюда хорошо видны обе седловины перевала: северная (синяя стрелка), пройденная в 2000 году, и южная (красная стрелка), пройденная теперь.

Фото 34.

Попытались найти место под палатку - безуспешно. Внизу видно нижнее озеро (Фото 35).

Фото 35.

18-45 2608 Продолжаем спуск по снежнику над рекой. Прошли каменную осыпь. По снегу идем к озеру. Вода в нем зеленая. Место красивое. Здесь и ночуем (Фото 36).

Фото 36.

9-20 2420 Уходим с нижнего озера. Рядом заброшенный кош. Пойдем по тропе на полке левого склона реки Махар-су, которая подойдет к реке км через пять. Можно пойти сразу вниз до реки и перебрести ее. Осипов сделал разведку в этом направлении. Так тоже можно пройти. Всю ночь дрожал. Холодно было почему-то Через 14 км должна быть застава.

Можно спустится сразу к реке и перебрести ее, как разведал Осипов, а можно идти по тропе по левому склону ущелья, повернуть в ущелье Махар-Су, дойти до бараньего лба и там спуститься к реке. Так мы шли в 2000-году. Так и пошли.

2240 Тропа по левой полке повернула из долины реки с перевала Киче-Муруджу в долину р. Махар-су и привела на «Бараний лоб». Отрог по которому мы шли закончился крутым спуском, как лоб барана. Ошибочно будет пытаться спуститься с него по ходу движения. Назад и влево между двумя скалами вниз ныряет тропа и приведет к реке. Надо обязательно ее найти. Для начала ее можно увидеть со лба (внизу слева)

13-15 1948 3007 Подошли к реке. Сходу перебрели ее. В этом месте она позволяет это сделать. На той стороне дорога. Хотели поехать. Но это была не дорога,  а козья тропа.

13-30 1900 3092 Идем по козьей тропе. Просмотрев дорогу на той стороне мы решили, что мы все-таки сделали правильно, что перешли реку. Там дорога, то вверх, то вниз, каменные завалы И реку перейти уже трудно.

15-30 1772 7170 Перекус. Поехали на велосипедах.

1764 7610 Мост через реку Махар СУ. Переходим на левую сторону.

После крутого спуска выехали на поляну где располагается застава

17-15 1568 13580 Стали у заставы. Отметились у них. Тут располагаются турбазы, но магазинов нет и на заставе особенно не разживешься. Палатки расположили у дороги

Чтобы попасть на перевал Джалпакол, надо при подъезде к заставе с пер. Киче-Муруджу. Прямо возле заставы, не доезжая метров 200 до шлагбаума, повернуть направо за лесополосу. Ехать обратно за лесом до моста через р. Махар-су (1,5 км), слева пойдет р. Гондарай. Ехать вверх до коша на другом берегу и пешеходный деревянный мостик. От мостика влево вверх пошла тропа на Джалпакол.

0 Старт от шлагбаума возле заставы. Едем до развилки дорог: направо на Киче-Муруджу, налево на Джалпакол, слева турбаза, справа высоковольтная опора. После второй опоры дорога раздваивается. Нам влево, через мост через Махар Су.Мост бревенчатый.

Справа синяя железная не рабочая турбаза, едем дальше в лес,

Слева еще одна турбаза. Спереди уперлись в р. Гондарай, поворачиваем направо и едем в верховъя р. Гондорай. Автомобильная дорога вверх по Гондораю привела к мосту (Фото 37).

Фото 37.

10-40 1604 2910 Кош. Начало тропы на перевал Джалпакол (Фото 38).

Фото 38.

11-25 1908 422 Закончился первый взлет крутой серпантинной скотопрогонной тропы в густом темном лесу

11-45 1924 4680 Мост на правую (по течению) сторону реки

12-00 2028 6019 Вышли на прекрасные альпийские луга, речка течет равнинная, коровы пасутся. Чудесное место, лучше чем в Новой Зеландии.

2052 6740 Кош . Купили молоко. Упились.

13-15 2144 8160 .Идем вдоль реки Джалпакол: спокойная,  глубокая, прямо выше берегов течет, есть песчаные пляжи. Коровы балдеют с томными глазами, а нам некогда

13-30 2160 8950 Начался подъем на Северный Джалпакол- в конце долины влево (Фото 39), а вправо виден Южный Джалпакол.

Фото 39.

15-30 2524 10050 Залезли в следующую «висячую долину» Она тоже достаточно ровная, но заполнена камнями примерно метр в диаметре. Прямо каменное поле

16-15 2580 11570 Подошли под перевал. Закончилась эта долина. Отличная поляна, равнинная глубокая река. Разбили лагерь.

7-10 2632 11590 Утром начинаем подъем на перевал.

7-40 2724 Есть тропа

8-00 2832 Закончен первый взлет, небольшой осыпной участок, долинка и начинается следующий взлет. Обернувшись назад видим вторую "висячую долину" (Фото 40).

Фото 40.

9-20 3,120 Еще один взлет, но до снега еще не дошли. Тропа начинается прямо по центру, потом переходит правее на гребень, но все время по камням., см 50 в диаметре, по сыпухе (Фото 41).

Фото 41.

3888 13810? По снегу идем, проваливаемся в общем вам по пояс будет, но если идти аккуратно то снежная корка выдерживает. Подошли прямо к перевальному участку. Крутизна снежного подъема здесь достигла градусов сорока. Стараемся держаться левой стороны снежника, хотя здесь и покруче, зато справа в случае срыва улетишь со скального сброса. Подняться трудно. Мой способ- велосипед на резинке стал подводить: скатываемся вместе с велосипедом. Снег покрыт ледяной коркой, которую надо пробивать. Малякин Валера изобрел очень надежный способ подъема. Он к шатуну,  зафиксированному в нижнем положении привязал нержавеющую трубку длиной см 30.Поднимал велосипед и с размаху втыкал трубкой в снег. Подходил к велосипеду. Стоя на двух ногах опять переносил велосипед. В любой момент у него всегда две опоры. Абрамов в это время, ушел наверх вперед с трубкой в руке. Но этот способ его подвел и он завис на этой трубке как на гвозде. Мы уже ждали, что скатится и уже ловили велосипедами. Ускребся!

 

11-00 3284 1400?много несли Поднялись на перевал Сев. Джалпакол (Фото 42)

Фото 42.

Полтора часа ловили кайф! Оказалось, что он тут живет. На карте написано, что высота перевала 3400м. Наверное, кто-то врет. Солнце. Вид прекрасный. Особенно назад. Там видна высокогорная висячая долина, с суровыми горами, залитая ледником. Картина очень колоритная. А впереди внизу большое озеро и свет уходит в глубокую долину. Там где-то река Мырда. На перевал кто-то запер тяжелую стальную плиту с особенно ничего не значащим содержанием. Наверное, какая-нибудь «экспедиция» с кого-нибудь за это содрала деньги на билеты.

11-45 3164 Спустились к озеру. Обходим его справа (Фото 43).

Фото 43.

По нему не рискнули - льдины плавают. После снега по земле. Влево отрог пошел

2812 По отрогу. По траве. Уклон нормальный

14-30 2520 16550? Подошли к крутому травяному склону. Вид как с самолета (Фото 44).

Фото 44.

Внизу р. Мырда. Вниз влево по отрогу пошла извилистая тропа и очень крутая. На пределе. Справа виден ледник с, которого течет р. Мырда (Фото 45).

Фото 45.

Внизу ровная долина, поэтому много рукавов у этой реки, слева видно, что долина наклоняется и рукава сливаются в одну горную речку. Травяной спуск оказался действительно не простой .Тропа выбита в склоне и только поэтому можно стоять. Я пробовал стоять вне тропы- не удалось.

15-30 2128 17077? Спустились в долину р. Мырды. Р ядом слева стоит заброшенный кош, возле него и начинается тропа на перевал, если идти с этой стороны. Это для следующих групп. Здесь же сливается река с перевала Сев. Джалпакол. Место заболоченное. Пройдя через долину поперек, через несколько рукавов, последний через мост к другому кошу. Он действующий. Здесь сидит женщина чего-то вяжет и говорит: « Вы герои! Давно здесь сижу, за вами смотрю Купите носки» Мать. Теперь они нам не нужны, теперь мы к морю. Правда мы заложили на всякий случай еще пару перевалов 1-а, но что-то надоело, да и на море нас ждут. Все вино попьют!

Тропа пошла по правому берегу ( по течению). Река набирала обороты. Впереди мост, по нему перешли на левую сторону. Здесь кош. От коша началась пробитая дорога. Ехать пока нельзя, но полно строительной техники. Видимо на следующий год они пробьются в долину. Чуть спустились пешком и поехали. До альпинистского лагеря Узункол (Фото 46).

Фото 46.

Здесь «слегка» удивились нашим велосипедам, но от лагеря пошла проезжая для машин дорога. По лесу,  вдоль реки. Проехали мимо турбазы Уллу-кам Доехали до пограничников. Все, вышли из погранзоны. Шлагбаум,  пограничники проверили документы, позвонили «своим» и пропустили. Последнее горное фото на горной дороге (Фото 47).

Фото 47.

Через несколько км село Хурзук. Перед въездом в село начался асфальт. А для велосипедиста это что? Это совсем другая жизнь! Километры уже не имеют такого значения. Под гору вниз влетели в Учкулан. Встретились с главой администрации этого города трех долин. Я показал ему горные ботинки,  которые он мне подарил год назад по причине полного выхода из строя моих. Он нас благословил по мусульмански и мы рванули дальше и заночевали перед Карт-Джуртом. У реки км за пять перед деревней есть хорошая поляна.

18 1200 Карт-Джурт Утром вдоль реки Кубани, которая образовалась от слияния рек Учкулан и Уллу-Кам вниз по солнечному асфальту, пересекши железный мост перед поселком Эльбрусским, дали с почты телеграмму о завершении горной части похода. Поэтому дальнейшее описание будет скромней.

14.30 896 44 Карачаевск

15.00 824 61.84 Сары-Тюз поворот на Зеленчукскую Пошел подъем – тягун 12% Судя по табличке возле дороги

15.35 1008 68.600 Конец подъема Преодолели еще один подъем 12%. Въехали в Кардоникскую (Фото 48).

Фото 48.

17.15 964 79.370 Зеленчукская

18.00 956 98.150 Спуск 12% перед Сторожевой. Ура! Пресекли реку Кяфар, за ней последовал подъем

920 101.60 Начало подъема. Равнины большие,  горы далеко, мест много. Сенокос у них тут,  а в речке детвора купается,  а мы пашем на подъем.

936 Пошла тополиная аллея.

19.10 1156 109.55 Подъезжаем к водоразделу между Б. Зеленчуком и р. Уруп

20.00 956 117.84

0 Остановились на ночлег на р. Теплая слева от моста. Здесь есть родничок, а в нем самая вкусная вода, из тех,  которые я пил. Правда утром пока спускались в Преградное встретили еще четыре речки и все назывались р. Теплая

19 9.30 564 10.5 Преградное. Уютная деревушка, много зелени. По мосту переезжаем р. Уруп. Начинается подъем несколько км. Табличка: Курджиново - 25км, Псебай - 50км, Лабинск - 115км.

12.45 880 39.5 Доехали до Курджиново. От Псемена влево уходило Ущелье на первал Квато. До Курджиново спуск после начался подъем

1400 59.120 Псебай. Кафе.Слева однопутевая неэлектрифицированная дорога. Электричек, значит, нет. Справа деревня «Свободный Мир»- вот он оказывается где! Хороший асфальт с медленным понижением. Средняя скорость 25км/час, хотя ветер встречный. Погода хорошая,  долина широкая. Слева зерно растет справа речка.

16.30 Мостовской

17.15 404 103.73 Лодзь Долина широкая, есть лес, места для ночевок

18.15 348 118.56 Поворот на Майкоп возле Лабинска. Квас. Начался подъем,  аллея между высоких деревьев

18.40 420 123.29 Вылезли на холм

436 131.75 Х. Новотроцкий

19.30 336 135 Ночевка на въезде в деревню Ярославская. Перед первым домом на спуске родник слева. Как раз возле таблички Ярославская. Место нормальное на две палатки. В самой деревне места нет.

9.30 336 0 Старт от стоянки.. Р. Заповедная. с. Ярославская Майкопский полигон

380 17.48 Кужорская. Начинается подъем

10.15 30.950 Въезд в Майкоп. Спуск 5%

0 Туапсе

156 4.74

256 Перевал Агойский, начинается спуск

116 13.24 Выехали из Агоя

19 124 16.220 Небуг, пошли на подъем,  видели аквапарк, полно отелей, настроенных западной сибирью. Нефтянник сибири

9.00 104 0 Идем по побережью пытаясь выйти на дорогу Находимся на уровне воды Альтиметр показывает 104 м Значит слегка врет показывает на сто метров больше,  а на вершине перевала, заведомо известного, он показывал на сто метров меньше. Пансионат «Югра» Вот возле него на берегу есть родничок с пресной водой и полно дров. Отличная ночевка у воды.

104 4.15 Ольгинка

10 232 11.39 Михайловский перевал

140 14.58 Новомихайловка Спуск продлжается

17 Подъем начался

18.7 Детский лагерь «Орленок»

Нефтянник»,  а слева в долине реки полно палаток видимо кемпинг какой-то, вдоль дороги за забором палатки самодельщики,море близко .Если на машине,то сюда можно ездить

Пансионат «Жемчужина» Возле него тоже можно стоять в полатках и на автомобиле

11.30 120 37.97 Развилка от Горячего ключа

132 Подъем 7%

164 730 Перевал

144 40.90

216 45.55 Перевал Агносский?

56.00 Архипо-Осиповка

220 67.7 Первал, спуск с него приводит в Пшаду

168 70.12 Пшада,  встретили нашу группу из клуба «Орион»,  выполняющую «детский» маршрут, в смысле, что скорость, задачи и все остальное определяют в такой группе дети. Это уже вторая такая группа,  встреченная нами за поход. Одна уже лежит» в нашем «Орионовском» ущелье за Геленжиком, к ним мы и стремимся и вот эта группа приедет туда же и еще подойдут «Орионовские» группы. Как сказали велотуристы с урала, встреченные нами километров тридцать назад: «Вас тут как Донов Педро в Испании». Они тоже видели эту группу.

136 С. Михайловский перевал.

208 86.2 Начало Михайловского перевала

16 312 88.73 Михайловский перевал

136 105.57 Геленджик.  И вот оно - Черное море (Фото 49)!

Фото 49.

Характеристика препятствий на маршруте

Препятствие

Балльная оценка по МКВМ

Категория трудности

Максим. высота, м 

Набор высоты, м

характеристика по горной классификации

Определяющие препятствия

Пер. Панорама

17,01

6

3000

1664

1А сн-ос

пер. Киче-
Муруджу

13,15

5

3150

1350

1А, сн.-ос

Пер. Киче-Муруджу правый

 

 

3000

 

 

Пер.Сев. Джалпакол

18,48

6

3400

1796

1А, сн-ос.

Сумма баллов за определяющие препятствия равна 48.64 ,что даже без учета интенсивности и автономности уже дает право классифицировать маршрут как маршрут пятой категории сложности.

Наличие трех определяющих препятствий пятой-шестой категории сложности при необходимых 5-5-4 уже достаточно для классификации маршрута ,как маршрута пятой категории сложности.

Расчет интенсивности маршрута:

В соответствии с приложением №5 « Методика категорирования велосипедных маршрутов»

I=(Lф+ЛП)хТн/Тф х Lн Где ЛП-расстояние эквивалентное прохождению локальных препятствий.

Расчет интенсивности маршрута:

В соответствии с приложением №5 « Методика категорирования велосипедных маршрутов»

I=(Lф+ЛП)хТн/Тф х Lн Где ЛП-расстояние эквивалентное прохождению локальных препятствий.

Использовать данные Табл.№1

Пер. «Панорама»:

Движение по лесу: 5.3 км х 10 х 0.5 = 26 км

Движение по густой траве без тропы: (4.3+2)*10*1 = 63 км.

Каменный завал - 2 км

Брод 2 км

Перевальный взлет, каньон 1А, крутые осыпи до 45 град, снег до 45 град 5кмх10х2=100км.

Трава по пояс без тропы с камнями до 50см 1кмх10х1=10км.

Непроходимые кустарники, буреломы 1.7х10х2=34.

И Т О Г О: 237 км.

Перевал Киче- Муруджу:

Тропа с большой крутизной по лесу по тропе,трава по пояс без тропы 9.6кмх10х1=96км

Брод-0.5км

Каменные завалы 3шт 3х4=12км

Снежно-ледовые участки 2кмх10х2=40км.

Перевальный влет 1А:2кмх10х2=40км.

Движение по леднику 3.5кмх10х2=70км.

Брод 0 0.5км.

И Т О Г О : 259 км.

Перевал Сев. Джалпакол.:

Движение по лесу по тропе с большой крутизной: 6кмх10х0.5=30км

Перевальный взлет 2кмх10х1.5=30км

Каменный завал: 1.5кмх10х2=30км.

Перевальный взле по снегу, по осыпи 1А 2.5кмх10х2=50км.

Осыпи снег: 2.5кмх10х2=50км.

Травянистый спуск с большым уклоном по тропе: 1.5кмх10х0.5=7.5км.

И Т О Г О : 197.5км.

ЛП=237+259+197=693 км.

Общий километраж, как сумма участков из тех описания составляет 780 км.

Маршрут пройден за 18 дней вместо положенных 19+20%=21 день

Типовой маршрут должен составлять 700 км.

I=(780км+693км)х21день/18днейх700км=2.46

Интенсивность маршрута в 2.46 раза выше типового маршрута!

Расчет автономности движения:

Использована методика расчета автономности предусмотренного «методикой категорирования велосипедных маршрутов»

Расчет по участкам: А=1/18+0,6/18+1/18+0,5/18+1/18+1,4х7/18+5х0,6/18=0,94.

Итоговая категория сложности маршрута:

КС=П х I х А= 48.64 балла х2.46 х 0.94 = 112,5 балла. , что достаточно, что бы квалифицировать данный маршрут как маршрут пятой категории сложности

 

Паспорт перевала Киче-Муруджу Центральный (южная седловина)

1. Общая информация о препятствии

Район: Кавказ
Подрайон: Западный Кавказ
Расположение: Даутский хребет
Границы: р. Клухор - слияние рек Махар-су и Гондорай с образованием р. Учкулан (поляна корт-Малы)
Первопрохождение вело: 2000, велопоход 5 к.с. группы велоклуба Орион, рук. П. Протопопов

2. Характеристика трудности препятствия

Общая протяженность подъема (прохождение с северо-запада) - 9.96 км
в том числе:
туристская тропа - 2.03 км
бездорожье, локальные препятствия - 7.63 км
Коэффициент дорожного покрытия Кпк=2030/9960*2,4+7630/9960*3,0=2,78
Абсолютная высота
начала подъема (р. Клухор) - 1800 м
седловины перевала - 3150 м
конца спуска (Погранзастава ) - 1358 м
Коэффициент абсолютной высоты Кв=1.599
Общий набор высоты - 1350м
Коэффициент набора высоты Кнв=0,2/100*50+1,6=1.7
Крутизна (уклон) на подъеме (средн.) 1350/9960*100%=- 13.6%
Коэффициент крутизны Ккр=0,3/2%*1,6+1,5=1,74
Балльная оценка трудности препятствия
КТ = Кпк*Кв*Кнв*Ккр=2,78*1,599*1,7*1,74=13,15
Категория трудности по МКВМ - 5
Общее время прохождения
подъем - 11ч. 3 м.
спуск – 9ч(в том числе 1час обед на перевале+2часа поиск товарища)

4. Описание прохождения

При движении из Теберды или Домбая с основной трассы в месте слияния рек Аманауз и Гоначхир вверх по ущелью р. Гоначхир идет асфальтированная дорога (остатки Военно-Сухумской дороги). Эта дорога кончается у Северного приюта (погранзастава), дальше идет тропа на Клухорский перевал. Для подъема на перевал Киче-Муруджу надо свернуть с этой дороги, не доезжая примерно 3 км до погранзаставы (13.5 км от поворота). Ориентир: слева, прямо у дороги - оз. Туманлыгель. Через 1.1 км дорога по мосту пересекает р. Киче-Муруджу. Прямо перед мостом от дороги влево на склон, поросший лесом, круто взбирается тропа.
9-45 1804 12640 Мост чере р. Киче-Муруджу. Начало тропы на перевал Киче-Муруджу.
11-30 1800 1998
 
0 Тропа круто уходит вверх. Можно челноками
Насередине первого взлета обнулил счетчик, забыв это сделать внизу. Я думаю потеряно где-то метров 300 из показаний счетчика надо будет потом прибавить
12-00 1924 300 Закончился первый взлет, здесь есть площадка где можно передохнуть
13-00 2020 Вышли из леса
13-30 2064 1720 Идем без тропы по долине реки. Трава высокая..
1400 2064 2030 Тропа подошла к реке, а то река была внизу.
Просторная, покрытая травой долина. Много цветов
14-30 2108 2660 Посреди долины небольшая горка, придется ее преодолеть.
17-05 2336 5700 Первый каменный завал
17-50 2384 6029 Второй ригель( каменный завал в виде плотины).начался снег.
Впереди виден третий ригель. Снег. Реку можно перейти по снежному мосту.!
17-20 2480 7015 Третий ригель .
19-00 2548 7770 Под перевалом. Все засыпано снегом..
Ночевка в цирке
8-00 2540 0 Идем по снежному полю в направлении каменной полки, где лежит разбитый самолет Он является подтверждением правильности движения. Можно справа на горе, стоя лицом к перевалу, найти обелиск. Его можно увидеть. По снегу перешли реку,
8-40 2688 710 поднялись на полку, где лежит разбитый самолет, тут много снега
9-20 2896 1009 После первого взлета плато, где озеро. перед ледником и перед перевалом
9-50 2816 1320+? Несли Стоя у ледника, впереди ледяной склон, покрытый снегом. На самом верху скала-«Киса»-напоминает голову кошки или голову лежащего индейца. Вдоль хребта снежные наддувы. Снег,  солнце, снежные карнизы, панорама гор- все очень красиво!.!
Что бы выйти на КИЧЕ-Муруджу центральный-правый надо подняться слева от «Кисы». «Кису» видно из далека еще когда идешь по долине реки Киче-Муруджу уже после того как долина повернет почти на 90 градусов. Потом по мере вхождения в цирк ее не видно. Она хороший ориентир.
А что бы попасть на перевал Киче-Муруджу Центральный надо взять еще левее и пройти левее Кисочки. По виду такая же двурогая горка, похожая на Кису, но в несколько раз меньше, но спуск там будет проще без применения веревок. На перевале уже перейти на это седло не получится.
Но нам вправо! Нам на веревки.
11-55 3150 1890 Перевал! Снежный карниз толщиной 1,5 м, Солнце,  шикарный вид. Ледник «Чау-улучшат» впереди ..Красиво! Главный Кавказский Хребет. Красиво!
14-45 . Начинаем спуск Спуск плохой Без веревок действительно спуститься не получилось. Организовали веревочную переправу для рюкзаков и велосипедов. . Могу предоставить аудиозапись.
16-20 3000 Переправа
13-30 2876 по леднику Чау-улучшат
18-00 2748 1890 Озеро у подножья ледника. Снег несколько метров. Места под палатку нет.
18-45 2608 Спуск по снежнику над рекой. Прошли каменную осыпь. По снегу идем к озеру Вода в нем зеленая. Место красивое.
9-20 2420 Нижнее озеро. Рядом заброшенный кош. Тропа на полке левого склона реки Махар СУ, которая подойдет к реке км через пять. Можно пойти сразу вниз до реки и перебрести ее Так тоже можно пройти Через 14 км должна быть застава.

5.Дополнительные сведения

По горной классификации перевал имеет категорию 1А имеются локальные препятствия: снежные поля, каменные завалы типа плотин высотою с трехэтажный дом, на леднике Чауллучат могут быть открытые трещины глубиной в десятки метров, в долине Киче_Муруджу могут быть слепни в большом количестве

Источники информации.

С Парамонов Отчет о велопоходе 5 к.с. по Кавказу 2001г.

 

Паспорт перевала Панорама

1. Общая информация о препятствии.

Район: Кавказ
Подрайон: Западный Кавказ
Расположение: Хребет Озерный
Границы: Река Теберда в районе впадения реки Уллу-Муруджу - река Клухор (в районе озера Туманлы-Гель)
Первопрохождение вело: 2001, велопоход 5 к.с. группы велоклуба Орион, г. Волгоград, рук. Парамонов С.Н.

2. Характеристика трудности препятствия.

Общая протяженность подъема (прохождение с северо-запада) –19,34 км
в том числе:
туристская тропа – 9,6 км
бездорожье, локальные препятствия – 9,74 км
Коэффициент дорожного покрытия Кпк=9,6/19,34х2,4+9,74/19,34х3,0=2,7
Абсолютная высота
начала подъема (р. Теберда)1336м
седловины перевала - 3000 м
конца спуска (Клухор ) - 1800 м
Коэффициент абсолютной высоты Кв=1,5
Общий набор высоты – 1664м
Коэффициент набора высоты Кнв=2,1
Крутизна (уклон) на подъеме (средн.) 1664/9600*100%=- 17,3%
Коэффициент крутизны Ккр=2,0
Балльная оценка трудности препятствия
КТ = Кпк*Кв*Кнв*Ккр=2,7*1,5 * 2,1 *2,0=17,01
Категория трудности по МКВМ - 6
Общее время прохождения
подъем – 13,5 ч
спуск – 20,5часов

4.Описание прохождения.

1400 1336 21.43 Начало тропы на Муруджинские озера. От кафе Гоначхир надо проехать по асфальту вниз 5 км, тогда до шлагбаума, через который пускают в Домбай останется тоже 5км, это будет 170-ый км от г. Невинномысска и 15-ый км от Домбая. Тропа уходит круто вверх сквозь заросли..
14-15 1336 0 Начало подъема по тропе,  рюкзаки на плечах, левая педаль отвернута, велосипеды подвешены за пояс на резинках(ты ползешь, а велосипед катится рядом, нужно только рулить)Обнулили счетчик.
14-30 1376 200 Крутой первый взлет закончен
1444 Кончился второй взлет, который перешел в ровную лощину
1512 800 Кончился третий взлет тропы
15-50 1672 1600 Внизу открылась река
1736 2000 Тропа идет хорошая,  внизу река ветер прохладненький дуэт, а то жарко, пашем ведь, погода хорошая. Вокруг елочки идти стало еще легче
2180 Внизу водопад
16-35 1768 Подошли к реке, естественно раз есть вода сделали перекус. Есть места для ночевок, народ доволен, лес,  камни оригинальные большие, поросшие мохом
16-45 1808 3000 Бревенчатые завалы
1948 5350 Вошли в долину, покрытую травой, слева на склоне хижина, справа две горы, за ними озеро. Тут их два Муруджинских озера. Одно из них длиной с километр. У хижины «взяли» двух «языков», прятались от дождя, да кстати, я не доложил,  а ведь идет сильный дождь, хотя нам то почти все равно. Они сознались, что впереди недалеко будет большой камень и вот от него надо идти к озерам. До озер и обратно 5 часов ходу. Но на велосипеде наверное будет быстрей (Шутка!)
18-30 1988 6042 Идем по траве густой и мокрой
19-00 2060 Каменный завал
20-00 2150 9600 Подошли под озера.
Ночевка
10.07 9-30 0 Обнуляем счетчик
Уходим из под озер,
15 2245 630 Прошли каменный завал, обходить надо по реке.
11-00 2288 1012 Идем без тропы. Впереди видим снежник, кулуар.
11-40 2296 1910 Перед нами каменный ригель, преодолевать будем справа. Река. Перебродили со страховкой на веревке. Осипов говорит,  что так не перешел бы. Открылся цирк второго полукруга над озером. Слева подходит отрожек, с него течет последняя река. Внизу отличная большая поляна, но возможно это болото. Стоим в месте слияния двух рек : Уллу-Муруджу и реки с «Павлиньего глаза»
14-00 Пообедав, начали подъем. Можно было влево по отрожку Осипов ходил туда на разведку пока мы готовили, а можно прямо в лоб. Так и пошли сразу с велосипедами. Если станет трудно, бросим. Лезть приходилось в клеенках,  т.к. шел дождь, а снизу дул ветер, который накидывал их на голову, что слегка мешало, когда висишь на одной руке, а другой держишь велосипед. Вот и тут помогает резинка: бросил велосипед и он висит рядом поправил клеенку, взял его и пополз дальше.
Поднялись на озеро, но это оказалось не оно, впереди виден взлет. Поднялись на него и увидели еще одно озеро. Вот это уже «Павлиний глаз». Вода сине-фиолетовая и по форме напоминает глаз, т.ч. название подходит.
Стоим на отроге над «Павлиньим глазом», впереди острозубая гряда гор, справа сзади гряда гор опоясывающая Муруджинские озера, слева сзади и далеко внизу цирк из которого мы вылезли, а перед нами в заборе гор провал. Траверсируя снежный склон можно выйти на перевал
Все –это перевал «Панорама», достаточно глянуть вниз назад. Вперед же тропа ныряет в каньон с отвесными стенами. Перевал очень узкий,  стоять негде.. «Рыжее Седло», потому что рыжая грязь,  мокрая скользкая сыпуха градусов 45, по которой мы начали сползать челноками с рюкзаками, потом с велосипедами. Где то в 17 часов Спускались по каньону реки . Воды сначала не было,  потом она вырвалась из под камней. Спускались,  то по сыпухе то мокрой траве. Уклон до 45 градусов.
2500 Бросили велосипеды
Заночевали в пещере под большим валуном, потому что ровного места нет, идет дождь и уже темно . Спускаться просто опасно. Да и к своему убежищу спускаться пришлось с применением веревок (24-00)
7-00 Пошли за велосипедами. После такой мокрой палящее солнце воспринималось, как дар божий Еще вчера лязгали зубами,  а сейчас сидим на солнышке,  как в скворечнике. Конца спуска еще не видно, каньон поворачивает, но внизу еще снег. Провели эксперимент: один стержень от костровых воткнули перпендикулярно поверхности в снег, а другую повесили рядом. Измерили уклон и получилось примерно 45 градусов, что мы и предполагали вчера очумев от этого дикого спуска. Так оно и должно было быть ведь долина поднималась порядка 15 км, а спуститься предстоит за несколько км.
У нас сложились мнение, что это перевал не для велосипедистов и не зря нет для него описания. А с этой стороны,  т.е со стороны р. Клухор подниматься вообще очень плохо. Если кто то решится подниматься, то где то по середине будет разветвление двух каньонов идти надо по правому По снегу поднимались с железками за которые держались, втыкая их в снег Подниматься по долине было проще, чем спускаться с этой стороны. Спускаться здесь с велосипедами - это вообще какая то дикость. Но так мы думаем сейчас, а вернемся домой отлежимся и глядишь как раз сюда и попремся в следующий раз.
Много несли Кончились огромные камни, с которых приходилось иногда спускаться с применением веревок и началась трава
2140 Идем по траве трава по пояс, в траве камни, неудобно.
14-10 8038 Спустились до кустарников, но они непроходимы. По реке пройти не далось. Влево уходит каменный язык из камней см 50 в диаметре ходил по нему в разведку он мог бы вывести к асфальту, как потом выяснилось. Я бы рекомендовал следующим группам обратить на него внимание, но мы пошли через лес, делая многочасовые разведки и чуть не потеряли велосипед.
16-30 1948 8470 Сделали еще одну разведку После всех разведок решили поесть.
18-10 Начали спуск
20-30 1800 9740 Асфальт. Река Клухор . Тут прекрасные места для бивака,  но жечь костров не нужно

5.Дополнительные сведения

По классификации горных туристов перевал имеет категорию 1А

6.Источники информации

Отчет о велопоходе 5 к.с. по Кавказу Орион Волгоград рук Парамонов С

Паспорт перевала Северный Джалпакол

 

1.Общая информация о препятствии.

Район:Кавказ
Подрайон:Центральный Кавказ
Расположение:Хребет Гватва ?
Границы: Река Гондарай районе впадения реки Джалпакол ——река Мырда
Первопрохождение вело: 2001,велопоход 5 к.с группы велоклуба Орион, г. Волгоград, рук. Парамонов С.Н.

2.Характеристика трудности препятствия.

Общая протяженность подъема (прохождение с северо-запада) –11100м
в том числе:
туристская тропа – 8660м
бездорожье, локальные препятствия – 2440м
Коэффициент дорожного покрытия Кпк=8660/11100х2,4+2440/11100х3=2,53
Абсолютная высота
начала подъема (р.Гондарай)1604м
седловины перевала - 3400 м
конца спуска (р.Морде ) - 2128 м
Коэффициент абсолютной высоты Кв=0,3/500х400+1,5=1,74
Общий набор высоты – 1796м
Коэффициент набора высоты Кнв=2,1
Крутизна (уклон) на подъеме (средн.) 1796/11100х100%=- 16,2%
Коэффициент крутизны Ккр=2,0
Балльная оценка трудности препятствия
КТ = Кпк*Кв*Кнв*Ккр=2,53х1,74х2,1х2,0 =18,48
Категория трудности по МКВМ - 6
Общее время прохождения
подъем – 9 ч
спуск – 3часа

Описание прохождения.

Чтобы попасть на перевал Джалпакол, надо при подъезде к заставе с пер. Киче-Муруджу. Прямо возле заставы, не доезжая метров 200 до шлагбаума повернуть направо за лесополосу. Ехать обратно за лесом до моста через р. Махар Су( 1,5 км), слева пойдет р. Гондарай. Ехать вверх до коша на другом берегу и пешеходный деревянный мостик. От мостика влево вверх пошла тропа на Джалпакол.
0 Старт от шлагбаума возле заставы. Едем до развилки дорог: направо на Киче-Муруджу, налево на Джалпакол, слева турбаза, справа высоковольтная опора. После второй опоры дорога раздваивается. Нам влево ,через мост через Махар Су.Мост бревенчатый.
Справа синяя железная не рабочая турбаза, едем дальше в лес,
Слева еще одна турбаза. Спереди уперлись в р. Гондарай, поворачиваем направо и едем в верховъя р. Гондорай. Автомобильная дорога вверх по Гондораю привела к мосту ф57 На фото виден мост, справа кош. Между ложбинкой и кошем вверх пошла тропа.
10-40 1604 2910 Кош. Начало тропы на перевал Джалпакол ф58
11-25 1908 422 Закончился первый взлет крутой серпантинной скотопрогонной тропы в густом темном лесу
11-45 1924 4680 Мост на правую (по течению) сторону реки
12-00 2028 6019 Вышли на прекрасные альпийские луга, речка течет равнинная, коровы пасутся. Чудесное место, лучше чем в Новой Зеландии.
2052 6740 Кош . Купили молоко. Упились.
13-15 2144 8160 .Идем вдоль реки Джалпакол: спокойная , глубокая, прямо выше берегов течет, есть песчаные пляжи. Коровы балдеют с томными глазами, а нам некогда
13-30 2160 8950 Начался подъем на Северный Джалпакол- в конце долины влево ф59, а вправо виден Южный Джалпакол.
15-30 2524 10050 Залезли в следующую «висячую долину» Она тоже достаточно ровная, но заполнена камнями примерно метр в диаметре. Прямо каменное поле
16-15 2580 11570 Подошли под перевал. Закончилась эта долина. Отличная поляна, равнинная глубокая река. Разбили лагерь.
7-10 2632 11590 Утром начинаем подъем на перевал.
7-40 2724 Есть тропа
8-00 2832 Закончен первый взлет, небольшой осыпной участок, долинка и начинается следующий взлет
Обернувшись назад видим вторую «висячую долину»
9-20 3,120 Еще один взлет, но до снега еще не дошли. Тропа начинается прямо по центру, потом переходит правее на гребень, но все время по камням., см 50 в диаметре, по сыпухе
3888 13810? По снегу идем, проваливаемся в общем вам по пояс будет, но если идти аккуратно то снежная корка выдерживает. Подошли прямо к перевальному участку. Крутизна снежного подъема здесь достигла градусов сорока. Стараемся держаться левой стороны снежника, хотя здесь и покруче, зато справа в случае срыва улетишь со скального сброса. Подняться трудно. Мой способ- велосипед на резинке стал подводить: скатываемся вместе с велосипедом. Снег покрыт ледяной коркой, которую надо пробивать. Малякин Валера изобрел очень надежный способ подъема. Он к шатуну , зафиксированному в нижнем положении привязал нержавеющую трубку длиной см 30. Поднимал велосипед и с размаху втыкал трубкой в снег. Подходил к велосипеду. Стоя на двух ногах опять переносил велосипед. В любой момент у него всегда две опоры. Абрамов в это время ,ушел наверх вперед с трубкой в руке. Но этот способ его подвел и он завис на этой трубке как на гвозде. Мы уже ждали, что скатится, и уже ловили велосипедами. Ускребся!
11-00 3284 1400?много несли Поднялись на перевал Сев. Джалпакол ф63, полтора часа ловили Кайф! Оказалоь, что он тут живет. На карте написано, что высота перевала 3400м. Наверное кто-то врет. Солнце. Вид прекрасный Особенно назад ф63. Там видна высокогорная висячая долина, с суровыми горами, залитая ледником. Картина очень колоритная. А впереди внизу большое озеро и свет уходит в глубокую долину. Там где-то река Мырда. На перевал кто-то запер тяжелую стальную плиту с особенно ничего не значащим содержанием. Наверное какая-нибудь «экспедиция» с кого-нибудь за это содрала деньги на билеты.
11-45 3164 Спустились к озеру. Обходим его справаф64. По нему не рискнули - льдины плавают. После снега по земле. Влево отрог пошел
2812 По отрогу. По траве. Уклон нормальный
14-30 2520 16550? Подошли к крутому травяному склону. Вид как с самолета ф66 Внизу р. Мырда. Вниз влево по отрогу пошла извилистая тропа и очень крутая. На пределе. Справа виден ледник с ,которого течет р. Мырда ф65, ровная долина внизу, поэтому много рукавов у этой реки слева видно , что долина наклоняется и рукава сливаются в одну горную речку. Травяной спуск оказался действительно не простой .Тропа выбита в склоне и только поэтому можно стоять ф67. Я пробовал стоять вне тропы- не удалось.
15-30 2128 17077? Спустились в долину р. Мырды. Рядом слева стоит заброшенный кош, возле него и начинается тропа на перевал, если идти с этой стороны. Это для следующих групп. Здесь же сливается река с перевала Сев. Джалпакол. Место заболоченное. Пройдя через долину поперек, через несколько рукавов, последний через мост к другому кошу. Он действующий. Здесь сидит женщина чего-то вяжет и говорит: « Вы герои! Давно здесь сижу, за вами смотрю Купите носки» Мать. Теперь они нам не нужны, теперь мы к морю. Правда мы заложили на всякий случай еще пару перевалов 1-а, но что-то надоело, да и на море нас ждут. Все вино попьют!
Тропа пошла по правому берегу ( по течению). Река набирала обороты. Впереди мост, по нему перешли на левую сторону. Здесь кош. От коша началась пробитая дорога. Ехать пока нельзя, но полно строительной техники. Видимо на следующий год они пробьются в долину. Чуть спустились пешком и поехали. До альпинистского лагеря Узункол ф81. Там «слегка» удивились нашим велосипедам, но от лагеря пошла проезжая для машин дорога По лесу , вдоль реки. Проехали мимо турбазы Уллу-кам Доехали до пограничников. Все, вышли из погранзоны. Шлагбаум , пограничники проверили документы, позвонили «своим» и пропустили. Последнее горное фото на горной дороге ф80 .Через несколько км село Хурзук.

Источник информации: Отчет 2001 по Кавказу Велоклуб Орион, руководитель Парамонов С.Н.

Интересные объекты на маршруте:

Курорт Домбай, ледник Алибек, Муруджинские озера (высокогорное озеро длиной 1 км), длина р. Уллу Муруджу, горы из долины р. Гоначхир., цветы Муруджу, горы в районе перевала Киче-Муруджу – жемчужина двух последних высококатегорийных походов, ледник Чау-Улучшат с его обширными снежными полями, глубокими трещинами. Вертикальные его стены заканчиваются синим озером.

Висячие долины С. Джалпакола со спокойными реками, колоритен и сам перевал . Очень впечатляет вид висячей долины, просматриваемой с перевала С. Джалпакол на противоположной стороне ущелья.

Долина р. Мырда, особенно вид сверху

Снаряжение:

Велосипеды- туристы, один правда байк, рюкзаки, туристские ботинки, веревка, одна обвязка, несколько карабинов, резинки для пристегивания рюкзака и транспортировки велосипедов при движении вверх, пристегнув его к поясу, примуса, костровые принадлежности, коврики, спальники. Кусок веревки для зажима правого тормоза при сваливании вниз на крутых спусках, медаптечка, ремнабор ,велоаптечка

Выводы:

Прекрасный маршрут. Все поставленные цели достигнуты. Детям показали горы, сами получили удовольствие от красоты гор , испытали «чувство мышечной радости» , «чувство команды». Совместили категорийный поход с семейным отдыхом. Нужно меньше ездить по деревням в в густонаселенных долинах народ дикий могут и напасть, а вот в горах население приветливое, но все равно при выборе места ночевки соблюдать меры безопасности.
Удачный подбор спортивной команды и полная акклиматизация оправдала себя впоследствии при движении в сложных условиях спортивного похода. Маршрут был составлен так, что бы кроме удобной доставки к месту ,после выхода из горного района сопровождаемая группа могла попасть на побережье Черного моря, а спортивная группа могла набрать необходимый километраж и количество перевалов и тоже оказаться на побережье можно сказать в « кругу семьи» При выборе района учитывалась привлекательность мест, удобство с транспортом( прямые поезда), высокая категорийность района.

 

Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)

на первую страницу
клубная информация | походы | ПВД | фотоальбомы | публикации | клубные события | соревнования | форумы | ссылки

free counters

 

Hosted by uCoz