Велоклуб Орион

Сорок дней по Европе

Отчет
о велопутешествии по Европе
с участием в веломарафоне Париж - Брест - Париж'95

август-сентябрь 95

Нитка маршрута:
Ужгород - Михайловце - Пльзень - Нюрнберг - Страсбург - Нанси - Париж - Орлеан - Пуатье - Лимож - Клермон-Ферран - Виши - Оксер - Реймс - Валансьен - Брюссель - Маахстрит - Аахен - Кёльн - Брауншвейг - Магдебург - Бранденбург - Потсдам - Франкфурт на Одере - Рзепин   н/к   2800 км   рук. Комочков В.   Волгоград   

Газетный вариант (Вестник "Российский рандоннер" N3 (6), 1999)

Сложно изложить в небольшой газетной заметке все впечатления от сорокадневного путешествия по Европе. Еще сложней - выразить медленными тяжелыми словами все то, что чудом вместилось в трое с небольшим суток на 1200-километровой дистанции супервеломарафона "Париж-Брест-Париж", лишившего сна десятки и десятки тысяч людей. Поэтому я опишу здесь только несколько из наиболее памятных дней, стараясь, насколько это возможно, сохранить хронологию и общую нить.

11 августа.

Наш 1000-километровый бросок до Парижа начинается из чешского города Пльзень, куда мы добрались за два дня из Ужгорода, используя железнодорожное и автобусное сообщение. Стоимость проезда вполне терпимая. Особых проблем с велосипедами тоже не было. Немного расстроили цены в магазинах. Зачем мы из дома по 30 кг продуктов везем, когда все это можно было купить здесь и дешевле. Зато запаслись в веломагазине электронными спидометрами и, главное, передним и задним освещением на батарейках, без которого нечего было и думать появляться на стартовом контроле марафона.

Хотя Татры позади, но местность гористая и слегка напоминает Крым. Темп движения невысокий, иногда приходится даже спешиваться. Не так высоки горки - сколь велик груз на багажниках. Девчата (Зина с Наташей), отличившиеся на квалификационных (отборочных) веломарафонах, еще не бывали в серьезных походах и потому пока побаиваются серпантинов. Да и сверхнормативная загрузка требует особых навыков управления велосипедом. Поэтому на спусках особого выигрыша пока тоже нет. А в Сан-Кантене - пригороде Парижа и традиционном месте общего сбора и старта-финиша, необходимо быть 19 августа (20-го регистрация участников и контроль машин, а ведь надо еще и технику подготовить, и самим отдохнуть).

Обедаем прямо у супермаркета. Молоко, сыр, колбаса - дешевле чем у нас. После обеда, естественно, опять в гору. Жарко. Но граница приближается, вызывая к жизни некое смутное беспокойство. С бумагами у нас все в порядке. Однако, уже 8-й час вечера, а на украинско-словацкой границе, совершенно бестолково, было потеряно около трех часов времени.

20-00 - граница. Ее, по счастью, чехи доверяют "охранять" немцам. Пятиминутная задержка - и паспорта проштампованы. Улыбающийся офицер желает нам счастливого путешествия. Непривычно, но приятно. Автомобильные очереди, однако, довольно длинные.

На выезде из первого же немецкого городка сворачиваем с дороги на лужайку у крайних коттеджей. Заручаемся разрешением на устройство палаточного лагеря у местных жителей. Отношение очень благожелательное. Водят к нам детей на экскурсию. Порадовало, что даже 3-х месячное самостоятельное изучение немецкого уже позволяет немного общаться (4 года назад было гораздо сложней - я знал только одно слово "васер"). С водой и даже бензином для примуса проблем не оказалось, а девчатам, насколько мне помнится, предложили еще и горячий душ.

Новенький велокомпьютер показывает 76 км суточных и среднюю скорость 15 км/час. Дневной план не выполнен. По карте дальше опять горы. Не исключено, что придется экспериментировать с автостопом, но 5 человек с велосипедами и таким грузом - это, все-таки, многовато.

16 августа.

Пройдена половина пути. Вскоре мы должны пересечь границу Франции и выехать на долгожданную равнину. Я уже давно обещаю, что вот-вот. Хочется погреться на солнышке. Все эти дни в заросших сосновым лесом горах было пасмурно, дождливо и прохладно. К тому же, начали надоедать знаменитые немецкие велодорожки, которыми сплошь покрыта вся страна. При их наличии запрещено ехать по автотрассе, и замечание сделает первый же водитель. Велодорожка же частенько уводит в сторону, к близлежащему поселку и, хотя потом возвращается к дороге, заставляет накручивать лишние километры и терять время. А вариант с автостопом оказывается исключенным совершенно. Мы просто не видим тех автомобилей, которые бы нам подошли. Отставание от графика неуклонно накапливается.

В полдень переезжаем Рейн и оказываемся в солнечной Франции, о чем свидетельствует дорожный указатель. Паспорта предъявлять некому. Ну, и слава Богу! Настроение резко поднимается. Тепло, горки временно кончились, велодорожек и в помине нет - мы на тихой второстепенной трассе. И главное, мы здесь уже с языком, а это - почти как дома. На первую же просьбу воды во двор высыпают все: большие и малые обитатели дома. Радостное удивление - русские велосипедисты!? На Париж-Брест ?!! Наполняют наши фляжки водой с кусочками льда.

- Удачи и мужества на марафоне! (Дю кураж а Пари-Брес!)

- Мерси боку!

И в Германии, вроде бы, было все хорошо. Но здесь, уже с первых километров, нас обволакивает каким-то домашне-умиротворенным настроением.

Во время обеденного привала по соседству с чем-то вроде автопарка или мастерских пытаюсь выяснить, не будет ли чего попутного? Несколько обескуражен суровым видом собеседника, даже недослушавшего мой вопрос.

- Вот он знает по-немецки,- машет он куда-то рукой и отворачивается. Надо было видеть ту метаморфозу, которая произошла с рабочими, когда они поняли, что мы из России, а не из соседней Германии. Собрался целый консилиум. Но результат - неутешительный. В нашу сторону машин сегодня больше не будет.

Тем не менее, настроение хорошее, средняя скорость тоже. Крутим педали. Еще один занимательный случай на дороге. Наш, по-видимому, не совсем европейский вид (во всяком случае, велосипеды выдавали с головой) привлекает внимание молодой женщины. Она останавливает автомобиль, интересуется нашими проблемами и предлагает свою помощь. Сейчас она быстренько съездит домой (в городок, из которого мы только что выехали) и вернется на маленьком грузовичке, чтобы подвезти нас, хотя бы, 100-150 км. Сраженные ее миловидностью, азартом и столь приветливым отношением, мы вежливо отказываемся. Но она, уже на ходу, машет нам рукой: "Ждите!". Все же, мы решаем ехать дальше. Может, действительно, догонит? К сожалению, наша встреча осталась только приятным воспоминанием. Мы не могли себе позволить терять ходовое время.

В этот день мы проехали 100 км. Ночевали опять в горах, на высоте около 500 м. Но было сухо, тепло и очень комфортно. Широкий съезд в лес, деревянный стол со скамейками, а на другой стороне дороги - отделанный камнем родничок. Всю ночь в лесу возились какие-то мелкие зверюшки.

19 августа.

Вчера нам немного повезло. Нас подвез на сотню километров водитель громадного порожнего Рено. Водитель оказался югославом, то есть почти земляком, выбравшим себе в качестве места жительства Францию, как самую спокойную страну в Европе. Мы поняли также, что если бы нас было трое, то с автостопом было бы проще. В фургоне людей возить нельзя, а в кабине только три свободных места. Причем, не каждый водитель имеет разрешение на перевозку пассажиров. С соблюдением же Правил у них настолько налажено, что полицейских на дорогах практически и не видно. За 30 дней путешествия по Западной Германии, Франции и Бельгии мы видали их всего лишь 2-3 раза. Вчера я даже обрадовался, увидав двух молодых полицейских на заправке. А вдруг помогут договориться с каким-нибудь водителем своим авторитетом? Ответ нас развеселил. Они огорчены, сочувствуют, но помочь не могут. Что вы? Разве они могут просто так остановить машину и о чем-то попросить водителя? Это невозможно. Но автостоп реален, ищите.

Но нам уже не до поисков. Мы и так потеряли уже несколько часов на стоянках и заправках. К вечеру надо быть на месте, а у нас впереди 180 км. Надо еще иметь в виду, что в Париж довольно легко въехать. Но обогнуть его оптимальным образом по разросшимся пригородам, слившимся в сплошное сатурново кольцо, задача непростая даже при наличии хороших карт.

Тем временем за Nancy, куда нас завез наш друг-югослав, началась настоящая равнина. Трасса, широкая и прямая как стрела, упирается прямо в горизонт. Населенных пунктов почти нет - поля и поля. Немного напоминает, с одной стороны, трассу Волгоград-Москва, с другой стороны, вспомнилось плато Кок-Пек в южном Казахстане (мы его еще прозвали чертовой сковородкой). Вот так припекает! Говорят, что такого жаркого лета во Франции лет сто не было. Едется хорошо - крейсерская скорость 33 км/час. Вот и знак промелькнул: "Париж - 100 км". Однако, солнце уже перевалило зенит и быстрее нас неуклонно движется к западу.

Степь - до горизонта. Глазу остановиться не на чем. Сегодня суббота, поэтому движение не очень интенсивное. И ни одного автофургона. Поглядываю на спидометр, часы и занимаюсь вычислениями. По всему получается, что засветло не успеваем. Созревает запасной вариант. Дело в том, что Сан-Кантен находится на юго-западе от Парижа. Нам объезжать его с юга, а на пути лежит городок Maison Alfort, в котором живет один знакомый еще по моему путешествию 1991 года. Можно заехать к нему, а рано утром он нас проводит до места. Сбросив в его машину свой багаж, налегке, мы за час добрались бы до Сан-Кантена. Лишь бы он оказался не в отпуске.

Между тем, голая равнина и солнышко заметно притомили ребят. Да и на счетчике уже 130 км с утра. По запасному варианту еще километров двадцать пять. К вечеру успеваем. Вспомнив опыт предыдущего путешествия, решаю устроить небольшую релаксацию с сюрпризом. У первого же скопления коттеджей сворачиваем с трассы и останавливаемся. Таких одноэтажных поселков очень много развелось в окрестностях любого большого города. Люди стремятся жить в собственном домике за городом, что достаточно реально для большинства населения..

Объявляю получасовой отдых с распитием горячего кофе. На лицах появляется облегчение и недоуменное оживление: "Как кофе?". Берем банку из-под примуса "Шмель", служащую нам посудой для приготовления чая, и идем по улице, окаймленной высокими изгородями из живой зелени. Сворачиваем в переулок. Ну, например, здесь. У ворот Машина, во дворе голоса. Шумлю: "Есть ли живая душа?". Подходит приятной наружности средних лет мужчина. Объясняю ситуацию и спрашиваю, нельзя ли у них разогреть воды для кофе? Прием этот почти безотказен и, главное, доставляет обоюдное удовольствие. Я называю это дипломатической стороной велотуризма. В считанные минуты достигается результат, непосильный сотням передач радио и телевидения.

Уже через пять минут, бросив велосипеды на обочине (кому они здесь могут понадобиться? Разве что для музея техники.) наши ребята удобно расположились в белых садовых пластмассовых креслах, с бокалами освежающих напитков в руках, окруженные вниманием и живым интересом хозяев и их друзей. Для большинства встречных это оказывается первой встречей с человеком из самой России, которая из всех стран Европы по духу им ближе всего. Окончательно осчастливив новых друзей значками Сталинграда (Волгоград они, как правило, либо не знают, либо путают с Ленинградом, а улица Stalingrad есть чуть ли не в каждом городе), с новыми силами рвемся к финишу.

Постепенно, одноэтажные пригороды сливаются в сплошной многоэтажный город, меняются только названия. Это еще не Париж, но, чувствуется, он уже где-то недалеко. Главное, вовремя свернуть на Maison Alfort, что мы и делаем довольно удачно, воспользовавшись лишь одной-двумя консультациями у благожелательных водителей, прямо на ходу, в ожидании зеленого сигнала светофора.

Тихий, уютный городок на берегу реки Марна. Находим нужную улочку, дом. Время 20-00, на счетчике 152 км. Неплохо. Но дом явно закрыт, на окнах жалюзи. Может быть они еще отдыхают в Сансере, где мы и встретились с Жаном 4 года назад. Поглядываю по сторонам в поисках возможного места ночевки. В конце улочки, ближе к реке просматривается садик. Это радует.

Но в это время к нам подходит пожилая дама (извиняюсь за неудачный термин: француженку в любом возрасте трудно назвать пожилой) и спрашивает, кого мы ищем? Объясняю ей положение вещей и степень нашего огорчения. Она принимает очень большое участие в наших проблемах, советует обратиться к соседям напротив и тут же начинает этим заниматься. Выходит довольно молодая пара (здесь удачней), выслушивает объяснения нашей помощницы и мои комментарии. Мужчина, извиняясь, говорит, что живут они здесь всего лишь пять лет, поэтому близко не знакомы с моим другом, но здороваются и знают, что из отпуска соседи уже вернулись, но наверное, уехали на уикенд и будут, видимо, только завтра. И не давая нам задуматься над ситуацией, тут же приглашает к себе немного отдохнуть, искупаться, поесть, пока он по телефону созвонится с оргкомитетом веломарафона, чтобы узнать, как нам лучше поступить. Взглянув на девчат, узнавших, что здесь есть ванная, я понял, что вариантов нет и надо сдаваться. Ребята тоже выглядели довольными.

И вот, мы закатываем свою перегруженную технику в аккуратный, музейного вида дворик с какими-то неизвестными нам растениями и маленьким водоемчиком, населенным двумя черепахами. Девчата отправились знакомиться с устройством французской ванной, остальные начали свое первое знакомство с традиционным французским искусством - другого определения для обеда (или, скорее, ужина) во Франции подобрать трудно.

Пока хозяин пытается дозвониться до Месье Лепертеля, организатора PBP, хозяйка мелькает из дома в сад и обратно.

Стол начинает заполняться различными деликатесами. Конечно же, все начинается с аперитива. Наш 18-летний рекордсмен Руслан смотрит на меня умоляюще: можно ли попробовать из этого обилия напитков чего-нибудь чуть крепче пива? Периодически подходит хозяин, спрашивает у меня все новые телефоны. Суббота, вечер - трудно найти кого-либо на месте будущего старта. В конце концов, ночной сторож Гимназии Прав Человека, штаб-квартиры марафона, отвечает, что "русских ждут, что один уже приехал из Екатеринбурга. Пусть приезжают, вечером что-нибудь придумаем, а утром появится Месье Лепертель и разрешит все проблемы".

Наш хозяин Даниэль присоединяется к нам и предлагает полностью расслабиться, принять ванну, как следует поужинать, а затем загрузить его автоприцеп нашим грузом и добраться до Сан-Кантена на их автомобилях. Я пытаюсь возражать - слишком много хлопот. Но моих возражений даже не хотят слушать. Им, оказывается, здорово повезло и для них это - удовольствие: хоть чем-то помочь русским велотуристам. Праздничный вечер за столом, в уютном освещенном садике, под теплым, почти Парижским небом затянулся до полуночи.

А около двух часов ночи мы были уже у Гимназии Прав Человека - места регистрации и старта 3-х тысяч участников из 20-ти с лишним стран, заслуживших право участия в 13-м Международном супервелома-рафоне PАRIS-BREST-PARIS (1200 км за время, не превышающее 90 часов).

Временный лагерь разбили в скверике, неподалеку от Гимназии. Полночи мои соседи по палатке, Руслан Осипов и Дима Пустовалов, пытались найти ответ на не дававший спать вопрос: «Почему? Зачем они это сделали?» И хотя, именно нам всю жизнь пытались внушить, что человек человеку брат, выходит нам есть еще чему учиться, учиться и учиться. И это не теоретически-идеологические проблемы воспитания - так живут! Вам не надо снимать обуви при входе в дом, потому что на том тротуаре, по которому вы прошли, можно присесть, не боясь запачкать светлых джинсов или шорт. Продавщица вам улыбнется и скажет "орвуар" (до свидания), даже если вы ничего не купили. А знакомый не долее получаса хозяин, на лужайке которого вы разбили свои палатки, приносит ключи от квартиры и извиняется, что должен отлучиться часа на три. Кухня, ванная в вашем распряжении. Наутро не отпустит без совместного завтрака, и не затарив вас до предела вином и продовольствием. И как отказаться от бургундского, если его пьют здесь как ключевую воду.

Однако, пора спать. Завтра с утра большая работа по подготовке техники к контролю. А слабых мест у нас - с лихвой, особенно, у девчат.

20 августа.

С утра иду в Гимназию сообщить о приезде, узнать порядок регистрации и контроля, расписание стартов и т.д. Роберт Лепертель, именующий себя Бобом в международных посланиях, уже на месте. Крупный, энергичный, лет 60-ти с виду (а скорее всего, лет на 10 старше), он закручивает пружину гигантского механизма, охватывающего своим маршрутом и контрольными пунктами весь Запад Франции. Он успешно занимается этим последние 20 лет. Помогает ему в организационных делах его супруга Сюзанна, сама по себе занимающая не последнее место в активе "Парижского Клуба отчаянных" (Audax Club Parisien), под эгидой которого все это и происходит уже около ста лет. Боб выражает удовлетворение, что трехлетняя переписка и подготовка все же завершилась успехом - Россия будет-таки представлена, причем несколькими городами. Но москвичей еще нет, и нет никаких известий. Боб сообщает, что Петр Мисник из Екатеринбурга приехал вчера и устроен в кемпинге; что после обеда он нас познакомит со своим другом, тоже из "отчаянных", в семье которого мы сможем отдохнуть перед стартом, и чья жена предлагает волгоградским велотуристам свою помощь по автосопровождению и поддержке на контрольных пунктах; возвращает по 200 франков на участника - обещанное льготное снижение регистрационного взноса для велосипедистов из России; выдает талончики на несколько бесплатных комплексных обедов и перепоручает техническому секретарю, ответственному за нашу регистрацию.

Зал гудит от тысяч голосов. Перед Гимназией большое зеленое спортивное поле с искусственным бархатным покрытием. Глаза разбегаются от обилия и разнообразия велосипедов и форм участников. Попытался найти Президента Австралийской Ассоциации "отчаянных", теплое дружеское письмо которого получил незадолго до отъезда из Волгограда. Но отчаявшись, вернулся в лагерь.

Ребята пьют чай, а Петр рассказывает о своих приключениях в городе Париже, куда он прилетел на самолете. Без "языка" это происходит совсем по-другому, но тоже интересно. Весьма символичным оказался результат его звонка в наше посольство, чтобы получить хоть какую-то консультацию. Чудак: нашел с чем беспокоить людей в субботу. Звонил бы в понедельник. Так что, выручил какой-то уличный велосипедист.

Полдня готовили технику. Основное, на что обращал внимание контроль - это тормоза и ночное освещение, включая дублированное. Те, кто приобрел в Чехии фонарики на руль и красные диоды на подседельную трубу, забот уже не знали. Но с девчатами пришлось повозиться. Их велосипеды оснащены самодельными аккумуляторами, да еще с двухпроводной системой. Но вот, все переключатели заработали, и, хотя и не здорово, но все светит. Теперь инструктаж: какие провода куда переключать, если сядут аккумуляторы и - можно на контроль.

Периодически к нам подходят другие велосипедисты. Удивленно качают головами: неужели мы на этом поедем на марафон? Улыбаются. Девчата смущаются и постоянно отгоняют желающих сфотографировать их велосипеды. Один американец посочувствовал, назвав нашу технику сильно изношенной, и был крайне удивлен, узнав, что мы на ней уже тысячу километров проехали, да еще с грузом. Позже оказалось, что это Джонни Бертран (один из руководителей американских рандоннеров, вебмастер страниц BRM в Интернете), именующий себя в письмах по-русски Ванюшей.

Но вот и контроль. Волнуемся. Ребята проходят уверенно - все в порядке. До опутанных проводами велосипедов девчат контролеры даже боятся дотрагиваться. Один из них пытается разобраться: "Покажите это, включите то. А это как работает?" Как назло, на одном из велосипедов отказывает один из режимов освещения. Отводим велосипед в сторону, исправляем, показываем. Контролер с облегчением вздыхает и пропускает. Он волновался еще больше нас, потому что получил указание: чтобы у русских было все в порядке.

Возвращаемся в лагерь. Там известие от Лепертеля: нас ждут со всеми пожитками у главного входа. Быстро сворачиваемся и едем к Гимназии. Наша, необычная для Европы, загрузка, естественно, привлекает всеобщее внимание. Да и маечки на нас Российские. Подъезжаем к парадному под всеобщие приветствия. Кто-то фотографирует, кто-то на видео снимает. Вся эта суета несколько смущает. Слегка растерявшись, отвечаем на приветствия. И вдруг...

Приходится тормозить, потому что человек с видеокамерой не уходит с дороги. Наконец он опускает камеру - и кого я вижу?! Да это же Антуан - бельгийский велопутешественник, года три собиравшийся попутешествовать по России и проехавший по ней этим летом 5500 км. И это в свои 66 лет. Занимательная, но отдельная история. А факт - налицо. Будучи у нас в Волгограде, Антуан обещал чем-нибудь помочь в нашем будущем путешествии. И вот он приехал и привез с собой прицепной караван (раскладной 4-х местный шатер с кухней), чтобы сопровождать нас на марафоне. Оказывается он созвонился с Месье Лепертелем. Тот дал ему телефон своего друга Яника Бурно, предложившего свою помощь по приему волгоградских велотуристов. И вот они все здесь, и нам надо быстренько грузить рюкзаки и велосипеды на автомашины и ехать в небольшой городок, что в 60-ти километрах отсюда, к родителям Яника.

Еще одно событие этого дня. Пока мы загружали автомобили пожитками, появилось трое долгожданных москвичей из велоклуба "Караван". Они только что приехали в Сан-Кантен своим ходом из Германии. Месье Лепертель был несказанно рад. "Москва с нами!",- объявил он во всеуслышание и под общие рукоплескания. Ребята как раз успели к завершению контроля. Под общую опеку и на отдых их тут же поручил Боб ответственному за контроль.

День закончился праздничным ужином под веселую застольную франко-бельгийскую перепалку. У меня даже сложилось впечатление, что они знакомы лет 10-15. Но нет, до вчерашнего звонка Антуана они и не подозревали о существовании друг друга. Невозможно забыть великолепный сидр дедушки Жана (отца Яника), признавшего в нашем свердловчанине Петре знаменитого футболиста Блохина, а также необычайно теплую, дружескую атмосферу, содержавшую, тем не менее, некое скрытое напряжение - общую мысль: вот-вот Боб отпустит свою пружину, и начнется Париж-Брест. И это будет очень непросто.

      В.Комочков (ВВК «Орион», 1995)

 

Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)

на первую страницу
клубная информация | походы | ПВД | фотоальбомы | публикации | клубные события | соревнования | форумы | ссылки

free counters

 

Hosted by uCoz