Велоклуб Орион

Двойка по Франции: 
МОН САН МИШЕЛЬ – РУАН - ПАРИЖ

 В. Комочков

Le Mont St-Michel - Fougeres - Florine - Goron - Mayenne - Alencon - Rouen - Elbeuf s/Andelle - Beauvais - Thiverny - St-Denis - Paris,   2 к.с.,   593 км,   рук. В. Комочков, сентябрь 99.

Главной целью нашего визита в Европу был, конечно же, Париж - Брест - Париж'99. Однако, добраться раз в 4 года до Европы и не прокатить по ней хотя бы немного в режиме классического велотуризма – это, по меньшей мере, не в наших традициях. Тем более, что белых пятен пока еще и в Европе достаточно. Небольшой (из-за серьезного ограничения временем возвращения на работу) поход, по окончанию Марафона РВР, планировался ещё загодя. Изюминкой должно было стать посещения поистине чуда света – острова Le Mont Saint Michel на северо-западе Франции. По задумке группа могла бы состоять из пяти человек. Но из-за размещения в разных кемпингах, не получилось стыковки с Николаем Панченко (инициатор и бывш.организатор Марафонов в Питере), а с Иваном Карповым (Астрахань) последний месяц перед выездом в Европу вообще была утеряна связь начисто. Поэтому Иван с Николаем Каменновым поехали колесить по Франции экспромтом, куда (и пока) глаза глядят. А мы (видимо, крепко въелись пережитки социализма – подавай нам хотя бы «двоечку») по намеченному плану. Так мы и путешествовали втроём, с Зиной и Наташей – уже ветераншами нашего российского рандоннёрства.

Собственно «двоечный» веломаршрут начался от Холма Святого Михаила. Сравнить это место можно разве что с пирамидой Хеопса, омываемой океаном. Небольшой (пара сотен метров в диаметре или чуть больше) каменистый холм на абсолютно ровном пространстве, среди зыбучих песков в приливной зоне Атлантического океана, приспособленный много веков назад под монастырь. Островок поднимается из океана каменными крепостными стенами. Собор монастыря, находящийся на самой вершине холма, увенчан золочёной фигуркой Св. Михаила. В настоящее время этот островок, находящийся из-за прилива два раза в сутки то на суше, то в океане, соединён с материком дамбой и асфальтовым шоссе длиной с километр. Когда-то монахи занимались спасением забредших в эти пески странников. Теперь это днём и ночью функционирующий центр паломничества туристов. Мы едва успели пробежаться по узким закоулочкам и каменным лестницам этого минигородка-крепости рано утром. Кстати, когда мы входили в его средневековые ворота, он был еще на суше. Когда мы, спустя часа два, его с сожалением покидали, он уже со всех сторон был окружён водой. Часам к десяти там было уже не протолкнуться от многочисленных туристов. Важно отметить, что судя по многочисленным продающимся там на каждом шагу фотографиям и рисункам, видеть это чудо на бегу и однократно – равносильно сохранению секундной копии вечности. Насколько неожидан сам по себе этот скалистый холм на песчаной равнине, настолько же - время суток, погодные, метео и прочие условия меняют общую картину, главным в которой остаются неожиданность и необычность.

Однако время наше пошло. Надо бы прокатить километров 600 и приехать в Париж хотя бы за день до автобуса. Далее маршрут определялся желательностью одной деловой встречи, встречи со старыми знакомыми и включением в маршрут одного из главных городов в истории Франции – Руана. Кроме историко-географического интереса всегда остаётся и чисто «технологический», т.е. с точки зрения накопления опыта безкемпингового путешествия по Европе с дефицитом франков в кармане. Лет десять назад для российских велотуристов особых проблем с ночёвками не было в Европе. Четыре года назад была своя специфика. Однако, всё меняется в мире, довольно быстро и не всегда однозначно.

1.09. 11-00.

Развернувшись спиной к лёгкому океанскому ветерку, (слава Богу, на марафоне он почти не ощущался) мы направили свой путь в сторону родной марафонской трассы, к славному городу Фужеру, полюбившемуся нам своим гостеприимством ещё во время «Париж-Бреста» 95-го года. Прибрежная равнина быстро кончилась. Пошёл постепенный подъём на некую холмистую возвышенность. Собственно, провинция Бретань состоит из одних холмов, что для многих, даже для уральских марафонцев, явилось коварной неожиданностью. Наша камышинская трасса не тянет по суммарному перепаду высот (на Париж-Бресте он превышает 12 000 м - «пятёрка» с плюсом по методике В.А.Соколова). В то же время, живописность окружающих пейзажей является явно компенсирующим фактором.

Уже к 17-00 мы проделали более полусотни километров и сидели за столиком, потягивая светлое пивко (по европейским законам это позволительно в разумных пределах даже водителю автобуса) в компании знакомого по 95 году гида по Фужерским замкам и соборам. Посетив колокольню главного собора и выслушав историю происхождения Фужерского замка и его жилых поясов, лежавших перед нами как на ладони, мы вернулись из глубины веков в центр города, в небольшую двухэтажную квартирку Жана. Поговорив о перспективах велотуристского сотрудничества и уточнив отдельные детали, распрощались, отданные по эстафете Аллену - знакомому Натальи по тому же 95-му году. Часам к восьми мы уже заканчивали пробег первого дня в одной из деревушек, которые мы разглядывали недавно с колокольни. Вечер можно вполне охарактеризовать, как музыкальный. Кроме аккордеона, на котором виртуоз-хозяин потчевал нас «калинкой», в доме находилось даже sacrй piano (старенькое пианино). Отпустили нас только с одним условием, что через четыре года мы воспользуемся их помощью по сопровождению нас на очередном Париж-Бресте, в постоянном ожидании которого живёт уже сотню лет, от мала до велика, каждый бретанец. Принимаем, как вариант.

2.09.10-00.

И опять зелёные холмы, перелески, «деревни» со сказочными домиками, пастбища и коровы за проволочными изгородями – задумчиво-безразличные и любопытные, но все как одна тучные, гладкие, с 3-4-х ведёрным выменем. Становятся понятными проблемы бешенства среди европейского поголовья. Ну сколько можно есть и спать, хочется, наверное, испытать и чего-нибудь необычного. Хозяин хотя бы фильмы ужасов иногда смотрит. Не все же беды от нищеты – некоторые, должно быть, и с жиру …

Флорине, Горон… Огибаем Фужер с запада, спускаясь на юго-восток. Нет, холмы прямо как на Бичесыне. То есть как бы плато, но с перепадами плюс-минус 100 м. И жарко. Периодически делаем витаминные остановки. Вдоль дорог в изобилии растёт крупная ягода типа нашей ежевики, но не такая колючая и с менее ярким вкусом, а порой и шиповник, напоминающий некрупные помидоры. Продуктов у нас по расчёту должно хватить до самого Парижа и даже на автобус, поэтому в супермаркетах подкупаем самое главное: хлеб, масло, шоколадную пасту, ну и еще кое что из столь же необходимого. Всё это, кстати, (кроме хлеба) практически не дороже нашего и вполне по карману.

В 17-00 увидали у дороги большой пруд с рощицей. Понимая, что это хозяйство частное, решили рискнуть и поэкспериментировать с “дикими” стоянками. Жильё далеко – спрашивать некого. Оказалось, что пруд кишит карпами и вода не лучшего качества. На будущее решили явно искусственными прудами не интересоваться. Хотя по-светлу мы и не выставляли свою палатку, но наше присутствие, конечно, было явным. Хозяин подъехал вскоре.

- Это частное. - Понимаем. Нам на одну ночь. – Костёр не будете жечь? – Нет, что вы. – А рыбу ловить? –Какую рыбу? А-а… Да у нас и нечем. – Откуда? Англичане? – Из России. – Русские? Сразу сказали бы. Ну хорошо. Ночуйте. Англичан не пустил бы.

Ночи, кстати, очень тёплые, даже жаркие. Большая влажность с вечера и утром. Сочувствуем Зине, прихватившей зимний лыжный костюм вместо спальника.

3.09. 10-00.

Едем, в основном, по самым второстепенным дорогам, маркированным буквой D (департаментские) и трехзначным числом, качеством и тщательностью маркировки не отличающимися от основных. Техника, подготовленная к марафону и прошедшая уже почти полторы тысячи километров, ведёт себя отлично. Отдыхаем.

Приехали в Майен. Большой городок с отличным Декатлоном – спортивным супермаркетом. Ходим как по музею современной велотехники. Что-то по мелочам присматриваем для себя, сувениры для друзей. Чуть по-свободней бы чувствовать себя финансово или попасть бы сюда до злополучного августа – можно бы и по-настоящему развлечься, велосипеды переобуть, например. Из Майена выезжаем по национальной N12. Она слегка сглаживает горки. Период колебаний высот увеличивается. Километра три спуска, затем подъем на гряду – 24-й не хватает, приходится спешиться. Второй день встречный свежий ветерок. На исходе восьмого десятка километров проезжаем городок Алансон. В пригороде ищем подходящий зелёный дворик для ночёвки. После двух-трёх обращений к местным жителям получаем приглашение молодой семьи работника налоговой инспекции. Скованность и насторожённость хозяина быстро сменяется радушием, все же не переходящем границы. Затем семейный ужин за садовым пластиковым столиком, приятная беседа. Вечер крайне влажный. Ночь очень тёплая. Утром всё покрыто крупными каплями воды. Палатка просыхать не успевает. Даже в Краснодарском крае не такая влажность. Вот откуда у них столько зелени. От французского завтрака отказываемся. Готовим свою кашу. Горки требуют серьёзной работы.

4.09. 9-30.

От Алансона разворачиваемся на север, к Руану. По департаментским дорогам, через холмы и деревни. Заезжаем по стрелке “Cidre” на ферму и обмениваем на пару значков бутылку знаменитого традиционного напитка Бретани – сидра, изготавливаемого из специального сорта яблок. Великолепный, с очень характерным вкусом, игристый напиток порядка 4-6 градусов. Ветер встречный и становится всё крепче. Куртомер – то ли городок, то ли деревня. Иногда их можно отличить только по запаху. Деревня – она и в Европе деревня. Холмы и холмы, много садов. Деревня Мулен ля Марш. За деревней на уже убранном поле толпа – стрельба по тарелочкам. Оказывается, суббота. На очередной горке въезжаем в настоящий лес. Старый, высокий - дуб и осина. Внизу темно – ни травы, ни грибов. Но на обочине стоит машина, и люди что-то высматривают. оленя, будто-бы.

За десяток км до Эгля становится как бы ровней, затем хороший спуск к Эглю. На заправке, у молодого диковато-бестолкового мотоциклиста фламандского типа на комсомольский значок вымениваем 0,5 л горючего для примуса. Здесь же, впервые и последний раз видим на дороге полицейских. Купить топливо на заправке (1л около 6 FF) не так просто: одни по литру не продают, другим запрещено в пластиковые бутылки отпускать, а то и патрубок заправочного пистолета к горлышку не подходит. Поэтому чаще мы пользуемся автомастерскими или другой оказией. Во всяком случае, проблем не ощущаем и к газовому резервному примусу еще не прибегали.

Суточный километраж уже под 90 км, пора искать местечко. Места деревенские.На этот раз, похоже, это будет ферма. Сворачиваем к большому саду, виден свинарничек и усадебка. К нам решительно бежит пара собак. Соображаю, как это будет по-французски. Понимают. Идём уже втроем навстречу хозяину. Тот видит, что вопрос уже решён. Не поинтересовавшись, будем ли мы в саду рвать яблоки, просит закрывать воротца выделенного нам участка лужайки, чтобы не побеспокоили овцы. Хозяин вечером больше не появился. Собаки же были менее скромны и провели весь вечер и утро с нами. Утром хозяин предложил горячей воды, кофе, но мы уже были готовы к выезду.

5.09. 9-30.

Все-таки ощущается, что мы не на равнине. С утра слегка облачно. Солнышко слегка подсушивает нас только к 9-00. Плато становится всё ровней. Можно периодически переходить на 51х14. Скоро мы выйдем на национальную N318, ведущую на Руан.

Брион. Подъезжаем к супермаркету Intermarche пообедать. Но забываем, что в воскресенье эти заведения работают только до 12-00. Вообще, в воскресенье с магазинами есть определённые сложности. Можно остаться и без хлеба. Не говоря о том, что в магазине хлеб в два раза дороже, чем в супермаркете, а это значит – 20-25 руб за бестелесный французский батон. Отсутствие хлеба пришлось компенсировать салом, которым мы затарились с запасом на отсутствующих членов группы. Тем временем загромыхало и заморосило. И начался долгий (километра на 4) спуск с гор к реке Сене. Спускаемся в приятный городок Эльбёф на Сене. И Сена здесь тоже хороша, похожа немного на Дон в самом узком месте. Едем вдоль Сены. Похоже на бесконечный пригород Руана шириной в одну улицу. Дождь кончается, а мы уходим от Сены с её слишком людной набережной и въезжаем в компактный посёлочек в поисках очередного пристанища. Однако, мы, кажется, уже опоздали. Место надо искать до 18-00, когда французы еще не за столом, тем более, что сегодня воскресенье. Колесим по посёлку, но он уже безлюден. Но вот группа мужчин на улице. Выслушивают нас и предлагают обратиться по соседству, в католическую комунну, которая должна обязательно приютить. Въезжаем во двор с церквами и строениями типа профилакториев, необычайно чинно гуляющими неграми и массой привлекательных лужаек. И правда, молоденькая монашка нам показывает лужайку и обещает дать воды. Смущают только оскорблённо косящиеся негры-католики. Но мы уже готовим благодарственные сувениры, как тут появляется пожилая настоятельница и объявляет нам, что это не кемпинг. И никаких разговоров быть не может, потому как туалеты у них только для католиков, а в таком случае, сами понимаете… Мы не стали спорить. Чужой монастырь, понятно. Короче, с кем только мы не беседовали в этот вечер, даже с француженкой, больше похожей на дородную немку, которая неоднократно бывала и в России, и в Таджикистане с мужем химиком-строителем, и посему, видимо, относившаяся к нам без особого трепета. Вернее, она даже и не против была, но муж, оказавшийся одним из вышеупомянутой группы, сказал, что у них двор полон животных.

Пристанище мы всё-таки нашли, накатав в этот день 90 км, в другом конце посёлка, на небольшом крайне неудобном пустырьке, рядом с кукурузным полем. Воды набрали у соседей. Впредь наука – не опаздывай к ужину.

6.09. 9-00.

Зато выехали пораньше. Отличное шоссе и через 7 км начинается Руан. Настоящий большой красивый город, разбросанный на холмах. Весь город не осмотреть, но старому центру мы внимание уделяем. Площадь Де Голля, Собор Св. Марка, крепость с церковью. Центр тесноват, но торжественно-праздничен. Чувствуется порода – когда-то давно этот город был столицей. Решили закрепить впечатления, выпив по чашечке настоящего кофе (7 FF) с видом на величественный собор. Погрешу против истины, если не признаюсь также хотя бы в одной сигарете.

Из города спускаемся к пригородам и потом опять вверх и вверх, на плато с которого мы вчера спустились. Дорожные щиты возвещают о целой серии из десятка древних герцогских замков, разбросанных вдоль дороги Руан – Париж. Один из них (Замок Мартенвиль, XIV в.) находится в непосредственной близости от нашей трассы национальная N1, и мы решаем пообедать на его лужайке под яблоней. Наш вид ничуть не оскорбляет редких посетителей, хотя они тоже наверняка урождённые католики. Нам даже желают с улыбкой приятного аппетита. Но это уже лишнее.

Спуск к речушке и опять подъем, даже пешком. Уф! Жарко!

В гараже прошу 1 л бензина у работника, предлагаю значок. Он несёт значок хозяину, объясняет насчёт бензина. Следуют обычные в таких случаях сомнения – точно ли бензин нам нужен, ведь это очень опасно. Рассмотрев значок (не помню уже, что там было, возможно, 600 лет Казани), велит налить 2 литра.

Приближающаяся гроза заставила ускорить поиски места ночевки. Выбрали заросший травой двор строящегося дома, с разрешения соседа. К вечеру, после грозы приехал брат хозяина этого дома, выяснить, что за нарушители прав собственника здесь объявились. Я тоже представил себе, как во дворе моей строящейся, скажем, дачи останавливается небольшой табор с неизвестными намерениями. Наступательный тон, однако, вскоре сменился извинительным. Его кузен тоже участвовал в Париж-Бресте. Прощаясь он предложил перебраться в недостроенный дом в случае усиления грозы. Но было уже так сыро, что не хотелось даже шевелиться.

Утром туман. Из тумана приходят лошади. Мы угощаем их яблоками из герцогского сада. От сочной травы их уже воротит.

7.09. 9-30.

С утра сплошной туман. Чуть было не проскочили очередной Dekathlon в Бове. Великолепный выбор насосов по цене от 30 до 60 FF и отличные шоссейные велосипеды стоимостью от 1840 до 9000 FF. Однако, специалисты говорят, что супермаркет есть супермаркет, и техника высшего качества продаётся в специализированных веломагазинах. Но мы бывали в них – скучновато там. Заниматься валютными перерасчётами даже мысли не возникает.

Однако, пора сворачивать с национальной, ведущей нас прямиком к Парижу. Надо бы заехать к старому знакомому ещё по 91-му году. К Александру Рогожину, сыну кубанского казака, родившемуся уже во Франции, а ныне уже пенсионеру. Вся его многочисленная семья гордится своей русской кровью и с удовольствием поддерживает эту единственную с Родиной связь. К сожалению я забыл прихватить двухкилометровку районов, прилегающих к Парижу и потому сворачивем по интуиции, подкреплённой консультацией у случайного негра-водителя. Хотя я и был насторожён его неожиданной осведомлённостью. Надо было бы сделать это чуть дальше. В результате опять попадаем в горы и накручиваем по ним лишних 30 км. Глядя на эти живописные, без следов тропинок, зелёные пригорки с шапками леса, приходит мысль о том, как это украсило бы наши степи и насколько было бы доступней. Правда, с одной стороны, наша общедоступность, которой мы безусловно дорожим, имеет свои национальные особенности. А с другой стороны, мы и едем-то по этим же пригоркам. Но вот, наличие асфальта на нас действует примерно так же, как на европейца его отсутствие.

Ещё три-четыре консультации и мы на месте. Встреча настолько тёплая, что приходится делать днёвку, сэкономленную для Парижа. Здесь мы впервые узнали и попробовали пирожное «Париж-Брест-Париж». Это изделие типа нашего заварного, но черезвычайно воздушное.

9.09. 10-00.

Солнечным утром отправляемся в Париж. До него каких-то полсотни километров. В 16-00 въезжаем в этот город вечной мечты каждого россиянина Проезжаем через Сен Дени, мимо Северного вокзала и Монмартра, мимо Мулен Руж, к Триумфальной арке. Наша цель исследование возможности ночёвки в Булонском лесу. Запасной вариант – кемпинг в конце Булонского леса на берегу Сены. Но хотелось бы остановиться поближе из-за тайной мысли совершить прогулку по ночному Парижу. Подходящее местечко обнаружили, не доезжая трёх километров до кемпинга. Лес, во всяком случае в этом районе, рассечён дорогами и довольно прозрачен. Очень много стоящих автомобилей, очень много гуляющих, которые исчезли только с наступлением темноты. Мы остановились, заприметив ручеёк с резвящимися окунями, который оказался идеально чист, но требовал крайне осторожного обращения. При резком приближении, в этом, глубиной по колено, водоёмчике начиналось бурное движение и поднмалась муть. Виной тому оказались две довольно крупные щуки. Какова же зима в Париже, если не замерзает даже такая лужица? За ручейком большая открытая поляна, часть которой занимали редкие собачники, другую – отдыхающая на траве студенческая молодёжь с книжками.

Никуда мы уже, конечно, не поехали. Палатку решили не ставить. Никто нас ночью, по счастью или к сожалению, не беспокоил. Кроме падающих с большой высоты жолудей и комаров, что было для нас неожиданным, но не слишком неприятным открытием. Но все же пришлось нарушить экологическое равновесие Булонского леса и убить пару десятков кузенов (фр.,комар).

10.09

Париж. Что такое один день в Париже? И слишком мало, и слишком много, если использовать его в таком темпе, постоянно вспоминая при этом, что еще свой автобус в районе Монпарнаса отыскать надо. Световое панно на Эйфелевой башне “J-113 AVANT l’AN 2000” напоминает о приближении 2000 года. А у нас мысли уже в 2003-м. Мы расстаёмся с Парижем на 4 года.

Прим.автора: курс франка на начало сентября 99 г, - 1FF = 4 руб.

Hosted by uCoz

 

Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)

на первую страницу
клубная информация | походы | ПВД | фотоальбомы | публикации | клубные события | соревнования | форумы | ссылки

free counters