Велоклуб Орион

Михайловка - Качалино 2010

Отчет

о велотуристском походе 1-й категории сложности по Волгоградской области, совершенном с 6 по 11 сентября 2010 года

по маршруту:

Михайловка – Арчединская – Глазуновская – Чиганаки 2-ое – Серафимович – Бобровский – Базки – Распопинская – Клетская – Мелоклетская – Перекопская – Кременская – Саушкин – Новогригорьевская – Качалино, 313 км

Руководитель похода – Сергей Савельев

Район похода :  Прибрежные районы рек Дона, Хопра, Бузулука.

Состав группы:

Сергей Савельев – руководитель, штурман.
Игорь Сторчевой – завхоз, механик
Елизавета Коваленко – летописец, медик.

Район похода: Волгоградская область. Нижнее течение Медведицы и правый берег Дона.

Подробный трек маршрута:

http://www.gpsies.com/map.do;jsessionid=D4029BEC48E35A835C65FB30E015D28A?fileId=dgifkffdwzkabynr

Определяющие препятствия маршрута: перепады высот, грунтовые, меловые и песчаные участки, брод через Медведицу.

Общая смысловая идея похода:

Совершение учебно-тренировочного похода по маршруту 1-ой категории сложности вдоль рек северо-запада Волгоградской области по маршруту Михайловка – Качалино. Ознакомление с местными ландшафтами, посещение Кременского и Усть-Медведицкого монастырей.

Старт: выезд из Волгограда поездом до ст. Себряково в Михайловке.

Финиш: Качалино, отъезд электричкой до Волгограда.

Аварийные выходы с маршрута: автобусом или попутным транспортом из населенных пунктов.

Отклонения от запланированного маршрута:

Во второй день похода пришлось немного отклониться от маршрута, который проходил вдоль течения Медведицы, так как дороги вдоль реки во многих местах не было. И нам приходилось ездить зигзагами. В итоге мы выехали на асфальт и по прямой добрались до переправы.

В третий день нашего путешествия начался затяжной дождь и резко упала температура. Экипировка была плохо приспособлена к сильному дождю, кроме того был риск застрять на размытых грунтовых дорогах. Поэтому мы решили переждать непогоду в монастыре.

В четвертый день из-за распутицы пришлось выбирать наиболее проходимые дороги, поэтому мы также немного отклонились от запланированного маршрута.

В последний день из-за большой нехватки времени пришлось изменить маршрут и, переправившись в Новогригорьевской, двинуться до Качалино по Московской трассе.

График движения :

День пути

Дата

Участок пути
от - до

Протяженность
км

Характеристика участка

Метеоусловия

Чистое ходовое время

1

6.09.10

Михайловка-Скуришенская

45(+радиалка 5 км)

Асфальт, грунт, песок, мел, перепады высот

Солнечно,

попутный ветер

3:45

2

7.09.10

Скуришенская-Серафимович

55 (+радиалка 6 км)

Асфальт, грунт, песок, перепады высот, лесные, луговые тропы, брод

Солнечно,

попутный ветер в первой половине дня

4:36

3

8.09.10

Серафимович

9(+ радиалка 3 км)

Мокрый грунт, асфальт, перепады высот

Дождь

1:25

4

9.09.10

Серафимович-Клетская

55 (+радиалка 3 км)

Асфальт, мокрый грунт, грязь, лесные тропы

Пасмурно, безветренно

4:50

5

10.09.10

Клетская-Кременская

64 (+радиалка 8 км)

Грунт, асфальт, мел, перепады высот

Солнечно, безветренно

6:05

6

11.09.10

Кременская-Качалино

85 (+радиалка 2 км)

Грунт, лесные тропы, асфальт

Солнечно, встречный ветер

6:30

Описание прохождения маршрута

Составлено Елизаветой Коваленко

Комментарии: Сергей Савельев, Игорь Сторчевой

6 сентября 2010, день 1

4:52 - В Михайловку мы приехали рано утром. Было еще темно и холодно. Поэтому решили подождать рассвета на вокзале. А там встретили Юлию Ивановну Михайлюк. Легендарная личность. Эй 69 лет. В этом году она инкогнито путешествует по городам героям и городам воинской славы. Это ее 15-ое мегапутешествие. На момент нашей встречи уже проехала почти 10000 км. Тверь - Архангельск - Мурманск - Петербург - Брест - Минск - Киев - Одесса - Севастополь - Керчь - Новороссийск - Волгоград ..... Впереди ее ждут Воронеж, Курск, Белгород, Смоленск, Тула и Москва.

6:20 Покинули Михайловку.

7:23, 16,4 км – Памятник трактору СТЗ-1, непременный пункт посещения, особенно для Игоря. Первым делом он на него залез, вторым – втащил туда меня.

8:00, 26,5 км – станица Арчединская. Первым делом нашли почту, но она была закрыта, поэтому печать получили в администрации. Затем в парке расположились на лавочке позавтракать.

9:33, 30 км - Сразу за Арчединской выехали на живописные грунты, и покатились вдоль Медведицы.

9:57 - Через пару километров отличная грунтовка сменяется отрезком мелового грунта, который идёт всё так же вдоль речки, но холмы уже подступают к самой дороге.

10:06 - Однако удовольствие было недолгим – вскоре появились достаточно глубокие пески, по которым пришлось спешиваться, а за ними бездорожье.

12:10, 45 км – Бессонная ночь, пережитые на вокзале волнения и полученные в первый день впечатления дали о себе знать уже к двенадцати часам – всех нас начало сильно клонить в сон. Остановились на дневной отдых на первой попавшейся хорошей поляне – в лесу у речки и с хорошим подходом к воде. Привал, полуднёвка.

Время в пути: 3 ч 45 мин

Пройденное расстояние: 45 км (учитывая все плутания вдоль Медведицы, будет 50 км)

грунт с песком: 20 км

асфальт: 30 км

Средняя скорость: 13.3 км/ч

 

7 сентября. День 2.

7:00 - Подъем

10:15 – Достаточно поздний выезд, из-за удачной рыбалки. Сергей выловил небольшую щуку, которую долго «жарил» в крышке от кана.

11:40, 10 км - позади Скуришенская, пасущиеся стада коров и усталые пастухи. Дали круга по пескам, и через свалку пробрались к асфальту.

12:10, 15,3 км – ст. Глазуновская оказалась закрыта на карантин по причине африканской чумы свиней.

13:10, 28 км – Чиганаки 2. Зашли в магазин, купили продуктов на обед и ужин. Перед магазином стоял столик с лавочками, так что решили устроить обед. Сергей от местных жителей получил 1,5 кг молодой картошки, а в администрации печать и информацию о том, что моста нет. Зато есть брод в х. Краснянском. А до него – горка…. Зато за ней длинный крутой спуск, восторг парней от него не передать словами.

15:20, 39 км - Добрались до брода. Медведица в этом месте широкая, но сильно обмелевшая и течение быстрое. К сожалению, по некоторым причинам переправа затянулась на целый час.

16:30 – наконец кончились песчаные грунты, после брода едем по обычному утоптанному грунту, слегка помятому деревенским СХ транспортом.

17:52, 47,3 км - на подъезде к х.Новоалександровская слышались народные песни, местные бабы наперебой и матом пытались направить нас к Серафимовичу через какое-то поле, а ветер вдруг стал встречным.

18:00, 49,4 км – Выехали на асфальт.

18:10, 52 км – Совсем близко Серафимович, но въезжать в него сейчас смысла нет. Поэтому с асфальта мы свернули вправо, чтобы найти удобное место у Дона.

18:20, 55 км – Тут и заночевали, будучи в полной уверенности, что местные нас чёрта с два найдут.

Итог: пройдено 55 км (+ радиалка 6 км)

грунт с песком: 29 км

асфальт: 25 км

средняя скорость: 13,2 км/ч

Время в пути: 4 ч 36 мин.

8 сентября. День 3.

6:00 – Начался дождь, из-за которого пришлось вставать на час раньше обычного.

10:15 - Дождь успел основательно размыть почву. Хотели выехать раньше, но долго возились, надевая мешки на наши с Сергеем баулы и приматывая их верёвками. Из нас троих только Игорь позаботился о дождевике для баула.

Выехать из леса было трудно, почва была совершенно мокрая и скользкая, грязь сразу забилась под крыло и тормозные колодки. Предусмотрительные жители Серафимовича посыпали грунтовку камнями, так что хоть до асфальта мы смогли относительно нормально доехать.

11:00, 4 км – Целый час понадобился, чтобы добраться до трассы. Чиститься пристроились на остановке. Дождевик Сергея успел порваться в нескольких местах и перестал выполнять функции дождевика.

12:00, 13 км – Серафимович.

Сразу по въезду в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь, я надела на себя длинную юбку и платок. Первым делом зашли погреться в монастырскую лавку, потом осмотрели монастырь. Сейчас там идёт ремонт, и церковь с 33-мя куполами отведена под продуктовый склад. Зашли в собор Казанской Божией Матери. «Особенностью собора является наличие пещер, вырытых в 19 веке матушкой Арсенией и еще несколькими монахинями. С тех далеких времен до настоящего времени сохранился чудотворный камень, на котором подвижнически молилась матушка Арсения. Камень хранит чудесные отпечатки двух узких ладоней и коленей». Всё это рассказала нам монахиня, проводящая экскурсии.

Сердобольные монахини и обитательницы монастыря пригласили нас на общую трапезу и приготовили нам спальные места. Мы хотели дождаться утра и сразу после завтрака уехать, однако планы менялись на ходу.

Итог: пройдено 9 км (плюс радиалка – выезд из леса, 3 км)

Средняя скорость: 12,1 км/ч

Время в пути: 1 ч 25 мин

9 сентября. День 4.

Дождь продолжался до обеда, то превращаясь в противную морось, то снова усиливаясь, барабанной дробью колотя по куполам и крышам.

13:20 – Прояснилось только к обеду. Прощай, монастырь, и Спаси Господи за приют и доброе отношение!

14:10, 1,7 км – очередной объект нашего посещения – пушка на выезде из Серафимовича. Пушка как пушка, направленная на автозаправку. Интересная, однако, идея.

14:50, 4,3 км – на развилке перед указателем «← х.Бобры, ↑ Суровикино» мы остановились в нерешительности, но всё же решили не отступать от маршрута.

15:10, 12 км – В Бобрах получили печать на почте, и решили перекусить, раз уж отказались от обеда в монастыре. Как раз рядом стояла закрытая от ветра остановка с чистенькой лавочкой.

15:53, 14 км –Где-то посередине пути между Бобрами и Базками асфальт резко кончился, и дальнейшая дорога представляла собой смесь глины с песком. К нашему счастью, там успело проехать несколько машин, и по их колеям можно было даже нормально ехать, даже в горку, даже 5 километров.

16:30, 19,7 км – х. Базки. Кончилась глиняная дорога, начались меловые грунты, которые практически не размыло дождём.

17:35, 28 км – Задавшись целью набрать километраж и засветло приехать в Клетскую, мы лихо пронеслись мимо ст. Распопинской, даже не сфотографировав указатель.

19:11, 45 км – ст. Клетская. Сфотографировавшись у указателя, узнали у местного жителя, как лучше проехать к Дону. Солнце почти скрылось за горизонтом, и времени оставалось всё меньше.

По лесу плутало множество дорог, дорожек, тропинок, щедро обгаженных коровами и лошадьми. Уже стемнело и похолодало, и пар валил изо рта, а до Дона всё ещё было далеко. Поскольку я лишилась даже налобного фонаря, ехать в тёмном дремучем лесу было крайне неудобно. GPS Сергея вывел нас к луже, которая на карте гордо именовалась озером. Воняло от лужи как от болота, да ещё свалка вокруг, так что даже самые отчаянные крики души «Надоело!» не смогли пересилить отвращения.

Одним из самых запоминающихся событий было преодоление препятствия в виде упавшего поперёк дороги большого дерева. Его можно было обойти слева через лес, или прямо по нему. Я выбрала первый путь для переправы велосипеда, ребята второй. И неизвестно что было проще – переть через кусты без дороги, прорубая проход собственным телом, или нести велик, балансируя на хрупких веточках без опоры на руки. Все справились по-своему, без травм и жертв. Баулы переносили строго наоборот: я по дереву, ребята через лес.

21:00, 55 км –Вышли к Дону, и место было шикарное. Кроме того, вокруг клубился густой туман, моментально делающий всё мокрым. Тут, к своей досаде, обнаружила, что пропал мой бортовик.

Итог: пройдено 55 км

Асфальт: 32 км

Грунт: 23 км

Средняя скорость: 11,4 км/ч

Время в пути: 4 ч 50 мин

10 сентября. День 5.

12:00, 8 км –ст. Клетская, подъехали к Пятёрочке, затем набрали в колонке воды. Впереди виднеется длительный подъём к Мелоклетскому.

13:10, 15,5 км – Полумёртвый хутор Мелоклетский остался позади, а впереди – меловая гора.

14:06, 25 км – Долгие, как мне показалось, километры мелового грунта тянулись мучительно однообразно, но вот наконец мы добрались до Утёса Шукшина. С вершины его открылся непередаваемо шикарный вид на Дон, на лес на другом берегу, на широкие степные просторы. На лавочке, на которой «во время съёмок фильма «они сражались за Родину» любил обдумывать свои замыслы великий русский актёр, режиссёр и писатель Василий Макарович Шукшин», мы пообедали, обсуждая качество русских фильмов. За беседой, а затем за ремонтом колеса у Игоря и меня, пролетел целый час.

15:30, 40 км – х.Перекопка.

16:50, 44 км – Въехали в ст. Перекопскую, остановились около церкви. Старое здание с давно облупившейся краской было огорожено новеньким кирпичным забором, резными воротами, и украшено позолоченными куполами.

17:30 – Не успели отъехать от Перекопской, у меня обнаружился прокол заднего колеса. Того самого, в котором герметик. Таким образом, было эмпирически установлено, что против дырок диаметром в миллиметр герметик бессилен.

19:00, 58 км – по невообразимо кочковатому спуску мы наконец добрались до Кременской.

20:10, 63 км – не доехав 3 км до хутора, решили остановиться в симпатичном месте возле самого Дона. Подход к воде шикарный, сухих дров вокруг навалом.

Итого: пройдено 71 км

Асфальт: 9 км

Меловой грунт: 36 км

Грунт с камнями: 17 км

Средняя скорость 11,8 км/ч

Время в пути 6:05

11 сентября. День 6.

Когда путешествуешь, главное - не забывать, что смысл - в самом путешествии, а не в его конце.( Ф. Ламенне)

7:00 – как всегда, подъем по расписанию.

10:30, 3 км – Кременской монастырь представлял собой существенный контраст с Усть-Медведицким. Тоже ремонт, только на территории видно 4 мужчины и чёрный кот Ёжик. Сами здания и монастырь выглядят уныло как внутри, так и снаружи. Ощущение абсолютной бедности и разрухи. Из монастыря мы слышали пение – шла служба. Сергей единственный из нас заходил внутрь, пока мы созванивались с родными и отчитывались, что «всё в порядке, завтра будем дома».

11:00, 3,5 км – Свернули в лес.

11:15, 7 км - Когда выехали на асфальт, первый же поворот налево оказался «не туда», из-за чего мы снова заблудились и полчаса потратили на поиски выезда. Зато прокатились по очень живописным местам.

12:00, 12 км – Приехали в Новогригорьевку. Первое, что необходимо – поставить печать. Пока Сергей был на почте, мы прикинули оставшееся расстояние по маршруту, рельеф и сложность, и с ужасом поняли, что сегодня мы до Качалино не доедем. Позвонили Валерию Анатольевичу, с надеждой в голосе спросили «А что, сегодня точно обязательно быть в Качалино?». Ответ был прост и суров – да. Опять смотрим в карту в поисках более оптимальных путей. Перспектива не радует – больше полпути придётся проделать по асфальту, в том числе М-6.

12:45, 14,5 км –С переправой нам повезло. Не пришлось ни ждать отправления, ни платить за «проплыв».

13:36, 17 км - Едем по хорошему асфальту, рельеф – почти равнинный. Когда проезжали мимо огромной арбузной бахчи, у первой же продавщицы на обочине мы по общему согласию купили небольшой арбуз и дыню. Отъехали от места покупки метров на 150, и обнаружили неплохо оборудованное для перекуса место. В тени деревьев лежал матрас от дивана, стояли две коробки для мусора, и вокруг лежали шкурки арбузов.

13:50, 28,7 км – выехали на М-6

16:00, 50 км – мучительные 20 км до Иловли наконец-то закончились. На стоянке для дальнобойщиков мы купили консервов и шоколадок на обед, отъехали 100 метров до сосен, и в их тени устроили обед и получасовой отдых. Впереди ещё 20 км до Качалино, и всё, поход будет завершён.

Этот отрезок пути запомнился мне опасным падением на трассу. К счастью, никто не пострадал, я лишь свезла себе коленку. Но во избежание дальнейших опасностей, решили на развилке в Краснодонском свернуть на параллельный М-6 асфальт.

17:20, 66 км – Асфальт кончился почти там же, где и начался. Когда мы спросили у местного жителя, где же эта дорога, он удивился и показал на М-6. «Либо езжайте по грунтам в сторону элеватора». Элеватор уже виднелся совсем недалеко. Последние грунты были в радость, тем более что пришлось переходить ещё один, совсем небольшой брод.

18:40, 78 км - У Игоря лопнула задняя покрышка. К счастью, он захватил с собой запасную покрышку, и к счастью, что это случилось не на трассе. Пока Игорь чинился, Сергей уехал искать дорогу до Качалино, я открыла карту. Смотрю и недоумеваю. Судя по ней, мы сейчас находимся на асфальте. Ошибку пометила, чтобы больше не попадаться, если буду в этих местах.

19:30, 85 км – Вот он, наконец – вокзал. Поход закончен. Осталось только зайти в магазин, получить чек как подтверждение, и дождаться утренней электрички.

21:00 - В темноте было достаточно трудно отыскать дорогу к Дону. Той дороги, по которой я ехала тут в первый свой ПВД, найти не удалось. Ехали буквально на ощупь, и остановились у первого попавшегося сухого дерева. Все хорошие места были заняты рыбаками, а тут свободно. Вскоре Игорь выяснил, почему. «Я понял, почему здесь рыбаков нет. Здесь нет Дона!»

Переночевали без палатки, удалось даже поспать пару часиков в спальниках.

Итог: Пройдено 85 км, если не учитывать поиски места ночёвки.

Асфальта: 67 км

Грунт: 18 км

Средняя скорость: 14, 2 км/ч

Время в пути: 6 ч 30 мин

 

Выводы.

Поход получился интересным и насыщенным на события, даже несмотря на то что маршрут был пройден с изменениями. В будущем хотелось бы еще побывать в тех местах. Особенно хочется поподробнее изучить нижнее течение Медведицы и ее устье.

 

 

Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)

на первую страницу
клубная информация | походы | ПВД | фотоальбомы | публикации | клубные события | соревнования | форумы | ссылки

 


Сайт велоклуба ОРИОН открыт 29.08.99
© 1999-2010 Велоклуб ОРИОН

 

 

Hosted by uCoz