Велоклуб «Орион» / Походы

Пролетарск—Морозовск (aka Зяблик)-2009,

или Самый весёлый поход!

Отчёт

о велотуристском походе 2-й категории сложности по Ростовской области, совершённом в мае 2009 года группой велотуристов ВВК «Орион» по маршруту:

Пролетарск — Будённовское — Харьковский — Наумовский — Большая Орловка — Семикаракорск — Большемечётный — Константиновск — Нижнекундрюченская — Верхнекундрюченкская — Тереховская — Голубинка — Синегорский — Чапаев — Белая Калитва — Шолоховский — Маслов — Крюков — Углегорский — Морозовск

Руководитель похода — Валерий Анатольевич Комочков

Справочные сведения
Вид туризма Катего­рия слож­ности похода Протя­жён­ность актив­ной час­ти по­хо­да, км Продол­жи­тель­ность Сро­ки про­ве­дения
Общая Хо­до­вых дней
Вело 2 440 7 6 02-08.05.2009

Участники

В. А. Комочков - руководитель
Валерий Анатольевич
Комочков — руководитель
Н. Давыдова - гл. консультант
Наталья Давыдова —
главный консультант
Д. Лисовец - на все руки мастер
Дмитрий Лисовец —
на все руки мастер
П. Машанов - зам. механика (приколог)
Павел Машанов —
зам. механика (30%)
А. Михайлов - пом. механика
Анатолий Михайлов —
помощник (30%)
Д. Пеплин - завхоз
Денис Пеплин —
завхоз
А. Селиванов - летописец
Александр Селиванов —
летописец (30%)
Д. Сысков - фотограф
Денис Сысков —
фотограф
К. Фалалеев - механик (проколог)
Кирилл Фалалеев —
механик

В написании отчёта участвовали: Валерий Анатольевич Комочков, Анатолий Михайлов, Денис Пеплин, Александр Селиванов и Ольга Шевченко.

Район похода: Ростовская область, долины Маныча, Северского Донца, угольный бассейн Белой Калитвы–Шолоховского–Углегорского.

Нитка маршрута: Пролетарск — Мокрая Ельмута — Будённовское — Харьковский — Наумовский — Сухой — Большая Орловка — Шаминка — Страхов — Семикаракорск — Большемечётный — Константиновск — Нижнекундрюченская — Листопадов — Верхнекундрюченкская — Мостовой — Тереховская — Голубинка — Чернышёв — Синегорский — Чапаев — Богураев — Углекаменный — Краснодонецкая — Белая Калитва — Шолоховский — Маслов — Крюков — Углегорский — Морозовск.

Общая схема маршрута
Рисунок 1 — Общая схема маршрута. (Крупнее)

Определяющие препятствия маршрута: Участки пересечёнки с перепадами 50–100 и более метров (суммарный набор высоты около 1100 м).

Профиль пути
Рисунок 2 — Профиль пути.
(Altitude — высота, Distance — расстояние)

Общая смысловая идея: Совершение учебно-тренировочного похода по маршруту 2-ой категории сложности по Ростовской области. Разведка маршрута для будущего 1200-километрового марафона «Волга—Дон 2009».

Старт: Выезд из Волгограда поездом до станции «Пролетарск» Ростовской области.

Финиш: Окончание похода в Морозовске Ростовской области и отъезд поездом в Волгоград.

График движения

День пу­ти Да­та Учас­ток от и до Про­тя­жён­ность, км Ха­рак­те­рис­ти­ка участ­ка Хо­до­вое вре­мя
1 02.05.09Про­ле­тарск — Бу­дён­нов­ское — оз. Ма­ныч (Харь­ков­ский)49,4Ас­фальт, грунт03:03
2 03.05.09На­умов­ский — Ниж­не­дон­ской канал87,9Грунт, ас­фальт, грунт05:05
3 04.05.09Ниж­не­дон­ской ка­нал — Кон­стан­ти­новск — р. Сё­вер­ский До­нец75Грунт, ас­фальт, грунт03:51
4 05.05.09р. Сё­вер­ский До­нец — Бе­лая Ка­лит­ва107,2Грунт, ас­фальт06:01
5 06.05.09Бе­лая Ка­лит­ва — Крю­ков53,5Ас­фальт, грунт03:52
6 07.05.09Крю­ков — Мо­ро­зовск74,7Грунт, ас­фальт03:30
7 08.05.09Мо­ро­зовск6,55Ас­фальт

Ольга Шевченко: «Это же технический отчёт, поэтому он так лаконичен», — сказала я себе, получив по мейлу коротенький документ Miсrоsоft Wоrd. Однако, в тексте отчёта обнаружились и шутки, и прочие светлые воспоминания, выходящие за рамки технической или общественно-полезной информации. Но они упоминались так скупо, так отрывочно… «Это мужской отчёт», — сказала я себе, засучивая рукава майки и макая перо в чернильницу.

День первый — 02.05.2009 (Сб) — Поход начинается!!!

Поезд отходит в 05.20. Сбор в 04.40. «Мне уже нравится!», — заявил Сысков, узнав о бесчеловечно раннем времени сбора. Мол, всё авантюра. Хотя, если честно, ранний подъём имел все шансы пройти вполне штатно, т. к. это было 2 мая.

Как показали дальнейшие события, несмотря на праздничный день, сборы практически у всех продолжались заполночь. Как обычно бывает в нашем несправедливом мире, в выигрыше оказались те, кто подошёл к делу уж совсем халатно и собирался в самую что ни на есть последнюю минуту. В 02.50 Сысков решил отправиться на боковую и предварительно прикинул, во сколько же ему надо будет встать, чтобы успеть вовремя выйти. Оказалось, 10 минут назад… «Всё авантюра», довольно хмыкнул Сысков и продолжил сборы.

В 03.30 раздалась противная мелодия будильника на сотовом. «Щас! Пару минут поваляюсь, ведь резко вскакивать вредно», — честно подумала я, протягивая руку к кнопке «ОК». Через минуту раздалась другая мелодия, почему-то не менее противная.
— Оля, привет! Ты где?
— Дома, естественно! Встаю.
— А сколько времени?
Отнимаю телефон от уха, смотрю на экран и офигеваю: 04.30! Мозг пытается усвоить невероятное, телефон тоже не выдерживает и отключается. Повторный вызов. На этот раз я медленно, членораздельно и с глубокой убеждённостью говорю в трубку:
— П…ц. Я проспала. Звони другим, я буду собираться.

Выскакиваю в коридор и несколько секунд стою в ступоре, пока мозг лихорадочно соображает, какими составляющими сборов можно пожертвовать, а по венам струями разливается адреналин. Душ — это святое! Утром он, конечно, ещё холодный, но кто б это заметил. В коридоре стоит велосипед с полузаполненным велобаулом, а куча, просто натуральная куча пакетов усеивает пол вокруг. Намылиться в поход в ноябре. До мая прожить с уверенностью, что в мае я иду в поход. Накупить всякого разного, что нужно в поход. Досрочно сдать в универе всё, что можно, и отпроситься у всех, у кого можно. И не поехать, остаться дома ПОТОМУ, ЧТО Я ПРОСПАЛА И ОПОЗДАЛА НА ПОЕЗД???!!! Это бред, такого не может быть. Это происходит?!

Спасибо папе: он грузит все неупакованные пакеты в машину и едет на вокзал. Я закрываю полупустой баул и догоняю. Как хорошо, что накануне я догадалась сходить и точно выяснить, где сбор! Как хорошо, что Сысков пришёл раньше времени и позвонил! Поезд на месте, ребята грузят последние баулы. Я успела!!!

А Дима Лисовец — нет. Спасибо, Дима, благодаря тебе моё опоздание прошло практически незамеченным.

Билеты приобретались достаточно поздно, и мы оказались раскиданы по всему купе. Т. е. должны были оказаться. Своё законное место по билету я в глаза не видела. Одному плацкартному купе выпала честь служить штаб-квартирой нашей группы. Почему именно этому? Так у нас в нём была аж целая одна полка! Верхняя! На которую мы плотно утрамбовали наши рюкзаки. А нам же тоже нужно было где-то сидеть, правильно? Ну вот мы и подвинули двух милых обитательниц нижних полок, щедро выделив им по полметра у окошка. А сами сели рядом по трое. В тесноте да не в обиде.

Отошла помыть ручки, возвращаюсь — а все сидят чего-то вдруг такие притихшие и на мой немой вопрос тычут пальцами вверх… Конечно, нашим соседкам не пришлось долго скучать в тишине, здоровое общение приобрело естественную громкость, и тут у меня появилась возможность познакомиться с мизантропическими повадками Женщины С Верхней Полки. Ей, видимо, тоже не спалось, иначе она бы не вопросила зычным голосом: «Я не поняла, кто объявлял побудку?». Мы переглянулись, безуспешно пряча ухмылки.
— Что это тут за собрание? Где ваши места? — не унималась она. Как виноватые дети, мы уставились на свои ноги, частоколом перегородившие проход.
— Вы что, вопроса не слышали? Где ваши места?
— Да кто же их знает, — честно закатила глаза я. Все захихикали в стиле Масяни.

Время шло, и когда неудачливые обитатели соседних купе, у которых не случилось в жизни такого яркого события, как вселение группы велотуристов, начали выползать из объятий Морфея, часть нашей компании решила, что самый смак общения исчерпан, и пошла по своим местам досыпать. Хотя часть стойких так и не захотела тратить первый походный день столь бездарным способом.

3 часа ночи где-то. Я встал, поспав пару часиков. Кажется попил чаю, поздравил тёщу с днём рождения и сел на пепелац свой. Прошедшим вечером я ездил на мост предупредить — можно ли ночью поехать? — Езжай. — оК.

Так вот, приехав на мост, встретил только большого плюшевого зайца (а можт медведа…), сидящего в кабине асфальтоукладчика в форме дорожного строителя. Никто ничего не сказал, еду дальше.

Пост № 3. Калитка закрыта… Но есть пешеходная дорожка. Перетащил байк через забор, еду. Какая-то фигня на дороге. Трап. Проезжаю под ним. Еду. На мосту ветер, да ещё снизу. Ощущение, если бы не баул — унесло бы.

Пост возле Европы. Калитка закрыта. Глухой забор. Варианты: лезть со всем хозяйством через забор (ужас), ломиться через Волжский за 2 часа (о, ужас!), ехать домой и ложиться спать (Катастрофа!). На моё счастье пешеходная калитка завязана на верёвочку. Развязал, перешёл, завязал. Навстречу на мосту видел человека. Наверно сторож. Наверно поэтому по приезду узнал — на мост на велике не пускают.

Как классно ехать по ночному городу. Дороги пустые, тишина… Благодать! Приехал на вокзал где-то за час до поезда, а может раньше. Помню, что никого не нашёл. В общем, кому веселее добираться — первый приезжает. Вот приехал поезд, я на перроне. Один. И тут подваливает наш народ и давай разбирать лошадов! Проводники наверно в ужасе. 9 человек… 9 байков… 9 баулов… Смена не задалась. Почему 9? Ольга, как самый близлежащий на кровати к вокзалу участник похода, приехала перед самой отправкой. Контрольный выстрел проводникам. Успели! Сели! Ржач. Вагоны неудобные (те самые, что с термометрами, «оптимистичной» надписью «туалет занят» и долбанными перегородками). Распихали хозяйство. Кто-то пытается спать, кто просто сидит. Это мне напомнило поезд из Андижана году в 1997-м или 1995-м. (Вагоны были забиты мешками с фруктами, сидели по трое на каждом сиденьи, перешагивали через мешки, в соседнем купе разворачивали персики в ящиках, каждый был завёрнут в газетку, газетки за борт).

12:16 — Высадка (десанта) в Пролетарске. Собираем велосипеды. Переходим ж/д пути на противоположную от вокзала сторону и едем в сторону элеватора.

12:50 — В путь (эта фраза будет часто попадаться в отчёте).

13:03, 1,35 км — От вокзала до «нулевого» километра (перекрёсток у элеватора). Нам на север, вдоль канала.

Обещал в Гагры
Фото 1 — «Валер, ну ты же обещал в Гагры!»
Самый лучший день похода — первый!
Фото 2 — Самый лучший день похода — первый!

На этой фотке (№ 2) запечатлён момент осознания: поход начинается! Сейчас! Мой ВТОРОЙ поход. Чуть больше года назад мне казалось, что если в жизни был поход — она уже прожита не зря:) Человек, ходивший в поход, это качественно иное состояние, чем просто человек. Это как построил дом, посадил дерево, родил сына. Вопрос о том, что бывает после посадки/постройки/рождения, меня не занимал. А оказалось, после первого похода ты думаешь не так: «Вот, теперь я знаю, что это такое поход. Теперь попробую что-нибудь другое», а страшно хочется пойти в поход ещё раз. И вот, спустя год — начинается мой второй поход. Теперь, что бы ни произошло, я буду не воспринимать это как данность, как в прошлом году, а сравнивать: бывает так, а бывает и этак. Вот, например, бывает, что первый день — не самый сложный!

Вы не с нами?
Фото 3 — Вы не с нами? Сочувствую!

В этот раз колонна у нас ещё более жёсткая, чем в прошлом году. Руководитель ведёт, я еду третьей, а хвост составляют самые шустрые. Но воля им даётся только на подъёмах и спусках. На спусках меня обгоняют все без исключения. Ну вот не идёт у меня из головы, что ямы и волны на наших дорогах — обычнейшее дело, и если влететь в такую на скорости (или просто что-нибудь от велосипеда отвалится на ходу), то прямо вижу, как летит мой любимый велик в одну сторону и как с хрустом костей шмякаюсь я с другой стороны. Да ну нафиг! И скриплю я непрерывно передним тормозом (тормозят-то эти прозрачные колодки хорошо, но звуковое сопровождение — мама, не горюй; а на заднем колесе бесшумные, только вот не тормозят). Догоняю группу только на подъёмах — вот ведь ирония судьбы! Появилось ранее не знакомое чудесное ощущение: если мне надо остановиться, то я не жду, когда вся группа сделает остановку, я останавливаюсь, машу рукой «Езжайте, я догоню», поправляю, что надо — и ведь догоняю без особых усилий! Хотя, конечно, дело тут не столько в моей непомерно возросшей мощи, сколько в том, что В. А. ведёт группу походным темпом, не спеша.

Кстати, имея закреплённое место в начале колонны, пропускаешь много интересного, которое происходит в конце. В хвосте у нас едут два главных юмориста: Павел Машанов и Кирилл Фалалеев. Чего там только не происходит, ведь парням надо куда-то девать энергию: и езда стоя на раме, и ухватившись за плечи друг друга, и держась за руль друг друга, и мало ли что я ещё пропустила!

Буйные, но добрые
Фото 4 — Они буйные, но добрые:)
Воздушное охлаждение
Фото 5 — Срочно требуется воздушное охлаждение!
Водяное охлаждение
Фото 6 — Водяное эффективнее!

13:26, 5,36 км — Привал (45 минут). Первый «стол» похода. Рельеф плоский, справа канал, слева, где-то км в 3-4-х, — Маныч.

Обеденный стол
Фото 7 — Горе тому, кто замешкался на пути к обеденному столу…

15:04, 19 км — Река Мокрая Ельмута. Мокроельмутянское — народ читает как «мокроель—мутянское». Дорога все 19-ть километров нормальная, даже хорошая.

Мокроельмутянское
Фото 8 — Не дай Бог иностранцам искать село в российской глубинке! Ведь не выговорят, болезные;)

Перед Буденновским остановились возле указателя. Мимо такого проехать, ну, никак нельзя. Началась фотосессия. Лошады выставили в ряд, аж на дорогу вышли.

Мы фоткаемся НА!
Фото 9 — Фоткаться «С» памятниками не для такой компании. Мы фоткаемся «НА»!!!
Велосипеды прислонять НИЗЗЯ!
Фото 10 — К велосипеду руководителя (его велосипед крайний справа в шеренге) велосипеды прислонять «НИЗЗЯ»!

16:10, 31 км — Остановка в Будённовском. Здесь родился Семён Михайлович. Есть дом-музей. Есть магазины. Закупаемся в магазине: вода, хлеб, мороженое.

16:49, 37,4 км — Ориентир «36 км». Харьковский виден. Погода — хорошая, но небо затянуто тучами. Ветерок прохладный. Дорога, как и прежде, хорошая. В районе Харьковского нам сворачивать в пойму Маныча.

Съехали с асфальта, некоторое время покрутившись на местности, с помощью местного жителя поехали по направлению к Манычу. В некоторых местах встречались полчища ворон.

17:05, 39,17 км — Переехали канал. Выбираем место для стоянки.

Перешли выжженную низину камыша. Велосипеды перетаскивали через ручей. Проколоться в таком месте теоретически — как два байта переслать. Но вроде обошлось.

Лагерь ставим на берегу озера Маныч, рядом с рощей, в которой живут вороны. Дров — немерено.

Озеро Маныч
Фото 11 — Озеро Маныч.
Место для первого бивака
Фото 12 — Вот такое место для первого бивака.

Первая стоянка в очень колоритном месте. Поначалу даже сомневались, стоит ли останавливаться в таких мрачных декорациях: голые тёмные стволы, облепленные пятнами гнёзд, зловещие стаи чёрных птиц и неумолчное громкое карканье. Зато озеро великолепно. Оно огромно, дальнего берега и не видно, так и хочется присесть на берегу и глядеть вдаль, и смотреть на воду. Но на стоянке мало времени на бездумное времяпровождение. Палатки, дрова, костёр, обед. Дежурные выбираются по такому принципу: каждая палатка говорит, кто в ней главный, и по фамилии главного палатки дежурят в алфавитном порядке.

Пока одни обустраивали стоянку, другие сгоняли на трассу встретить Диму Лисовца, который приехал следующим поездом. К ужину группа уже в полном составе. 10 человек — как и в прошлом году, из них четверо из прошлогоднего состава.

Тихое счастье
Фото 13 — Тихое счастье Димы Лисовца: для него поход тоже состоится!

Казалось бы, от Волгограда и в прошлом, и в этом году мы не так уж далеко. Но на ночёвках разница очевидна: в этом походе мёрзнуть не пришлось ни разу. В первую ночь спалось плохо: жёстко, всё затекает. Почему-то раньше такого не замечала. Но с каждой последующей ночёвкой просыпалась всё реже. Видимо, дело привычки.

Встали на стоянку в 18:05.

Итоги дня:
Ср. скорость — 16,2 км/ч
Дистанция — 49,4 км
Время движения — 03:03

День второй — 03.05.2009 (Вс) — Сало и тент

07:00 — Подъём. Воду надо возить с собой (прим. завхоза). Потому что мутная вода из озера не только слабит, но и бодрит, заставляя пулей вылететь из палатки на рассвете еще до 6:00. Проверено двумя участниками похода.

Утром провалялись долго, слышала, как завхоз прогуливался по лагерю и брякал железякой о железяку — побудка для прибалдевших. Пока встала, туда-сюда, каши мне не хватило. Не больно-то хотелось.

Народ в очередной раз толпой рассматривает карты, хотя по большому счёту большинству по барабану наверно, знают конечные точки, и ладно. Но когда Пеплин вытащил электробритву и начал бриться… Народ выпал.

07:50 — Завтрак окончен.

Сборы
Фото 14 — Начинаются сборы.
Далеко ли до Нижнекундрючинской?
Фото 15 — Далеко ли до Нижнекундрючинской?

09:15 — Сборы окончены. Прощальный взгляд на Маныч. Погода прохладная.

09:57, 9 км — Выезжаем из Наумовского с грунта на асфальт. Остановка на переодевание. Погода налаживается.

Дорога для наших мест — чисто автострада. Оказывается, даже ямы в асфальте можно заделать гладко, так, что момент въезда на заплатку незаметен. Темп В. А. задал очень хороший. Ветер сначала был попутный, потом стал боковой, а там и встречно-боковой. Несмотря на это, ехалось очень здорово. Но со временем всей группе начинало непреодолимо хотеться есть…

10:50, 27,6 км — Второй завтрак. Нас обогнал спортбайк.
С отметок «48 км» по «52 км» асфальт плохой. На байке ехать можно, на шоссейнике — комфорта будет мало.

11:05 — Второй завтрак окончен. «Трудно найти человека без фотоаппарата».
Обнаружили двух клещей (периодически это будет происходить!).

Занять оборону!
Фото 16 — Занять оборону от клещей!

После второго завтрака Кирилл почувствовал себя Энерджайзером:

Привет, Дима!
Фото 17 — Привет, Дима! Пока, Дима!
Привет, Денис!
Фото 18 — Привет, Денис! Пока, Денис!
Привет, Оля!
Фото 19 — Привет, Оля! Пока, Оля!
Здрасьте, Валерий Анатольевич!
Фото 20 — Здрасьте, Валерий Анатольевич!

30,2 км — Посёлок Сухой. Дорога по-прежнему сравнительно спокойная. Участок равнинный.

11:54, 43,17 км — Отметка «70 км». Заброшенная АЗС. «Даже чаю негде попить. Краткая остановка.»

12:04 — Снова в путь. Началась дорога с густопосаженными деревьями вдоль трассы.

12:41, 54,45 км — Въехали в Комарово. Зелёный населённый пункт. Перед Комаровым был небольшой спуск, на котором нужно было выдерживать дистанцию. Закупились бананами и минеральной водой.

13:15, 56,84 км — Обед по одной консерве на двух человек, съедаем 2,5 буханки хлеба. По два кусочка сала каждому, по одному печенью на человека и Оле бонусное.

Сало… Я не ем сало. Но припасённое В. А. красивое белое сало с нежной шкуркой почему-то выглядит так аппетитно! Да и вообще к середине походного дня многие условно-съедобные в обычной жизни продукты прогрессивно улучшают свои органолептические свойства. Остатки домашних гастрономических привычек («Я не могу есть нарезанное такими толстыми ломтями!») рушатся при виде гротескного в своей вопиющей антигигиеничности зрелища, которое представляет собой пикник на обочине.

Солнца всё ещё нет. А вот сотовая связь есть. Получаем и отсылаем СМС.

14:15 — Пятиминутная готовность.

14:20 — В путь. В. А.: — Ни у кого клещ камеру не прокусил?

Пока командор не решит — ни с места
Фото 21 — Пока командор не решит — ни с места. © Машанов.
Дороги хватит на всех!
Фото 22 — Дороги хватит на всех!

14:37, 61,00 км — Въезжаем в Большую Орловку.

Асфальтовый поход
Фото 23 — В асфальтовом походе.

14:48, 61,85 км — Останавливаемся для закупки хлеба и перерыва.
В. А. у «языков» выясняет маршрут.

Денис Пеплин открывает бутылку с минералкой. Вода под действием газов вырывается наружу, орошая руки, одежду и землю.
Кирилл: — Ты пить хочешь? Или ты руки собрался помыть?

14:57 — Вроде поехали, но тут «встретился» магазин.
Недалеко от магазина — дом-кубик: крыша плоская, окна огромные, городские.
Из проезжающих автомашин спрашивают, откуда мы. Когда отвечаем — восторгаются.
В основном люди относятся уважительно.
Местный (пьяный) спросил: «Откуда и куда?». Эмоциям его не было границ.

15:10 — На выезде из посёлка.
Анатолий Михайлов: Большая Орловка запомнилась широкими прямыми заасфальтированными улицами. Деревья старые, побелённые. Посёлок старый — основан в 1787 году.

15:20 — Определяем дальнейший маршрут. Пришлось останавливать машину местных, чтобы однозначно прояснить ситуацию.

15:24 — В путь.

15:41 — Останавливаемся перед (!) знаком «Примыкание второстепенной дороги», т. к. прокол у механика.
Спустились на обочину. Красота! Велосипеды стоят и лежат. «Папарацци» работают.
Пеплин, я, Оля, Толик сидим на пригорке, даём отдохнуть ногам. Я уже накатался.
Опять споры о цвете: фиолетовый, розовый, пурпурный.

На майской траве
Фото 24 — На майской траве.

15:51 — «Опять куда-то едем?» Отдых окончился.

В пути мимо нас по классной широкой трассе проносятся два байкера. Ассоциации: Дон Кихот и Санчо Панса. Один на спорт-байке в защите и шлеме (вобщем, первый парень на деревне), за ним дружок на моцике попроще, и прикид попроще. Первый гарцует туда сюда, второй катается.
В общем остановились возле нас, пообщались.
Глядя на него, Кирилл сказал: Кажется мы его видим в последний раз.

16:36, 81,73 км — Пора искать канал для стоянки. Уходим с основной дороги направо. Едем вдоль поля.

83,10 км — На нашем пути водоснабжающий, но пустой канал. Нам не сюда. 4 км радиалки, мы возвращаемся снова на трассу. Но канал должен быть.

17:13, 88,63 км — Очередной поворот направо. С неба что-то срывается. «Может заслать разведчика?» Так и делаем.

17:24 — Начинается дождь. Разведка ещё не вернулась. Денис Пеплин надел ПИКовский жёлтый дождевик, Оля — белый дождевик, выглядит как невеста. На трёх велосипедах на баулах чехлы: два ярко-зелёных и один стального цвета.

Дождь начинается
Фото 25 — Кажется, дождь начинается…
Команда «Дождь» дана для всех!
Фото 26 — Команда «Дождь» дана для всех!

17:49 — Разведчик вернулся, но вернулся он к нам по асфальту, там дальше есть ещё один поворот. Снова на трассу, чтобы проехать небольшое расстояние до поворота.

89,76 км — Поворот с трассы направо на грунт.

По пути к месту стоянки проезжали лесопосадку, в которой культурно (но с виду не очень) отдыхала группа местной молодёжи. Кирилл (насколько помню из рассказанного) у них спрашивал про дорогу. Они же на свою голову спросили у него: — А вам кто-то платит за вот это ваше катание?
Кирилл: Не, мы — альтруисты.
Дальше, говорят, молодёжь впала в ступор, думая наверное что это за новое прогрессивное движение такое.

18:08, 92,04 км — Часть грунта преодолели.

18:17, 93,78 км — Встреча с разведгруппой непосредственно на месте лагеря в яблоневом саду.

18:24 — Встаём на ночёвку, разбиваем лагерь. Дождь.

Бивак в посадке
Фото 27 — Бивак в посадке.

Дождь — это когда вода льётся прямо с неба. Вода — это универсальный растворитель, поэтому ей мы всё моем. Так почему же в дождь абсолютно всё становится грязным? Ничто нельзя положить, не подстелив что-нибудь чистое, ничто нельзя поднять, не вытерев от незнамо откуда налипшей грязи. Но  кое-что всё-таки вечно под луной: белые носки Машанова не поддаются энтропии:) А ПИКовские бахилы ещё как поддаются — на глинистой почве в них спереди забивается столько всего, что носы бахил задираются, обувь вымазывается, всё становится грязное и мокрое. Ходить по грунтам лучше без них.

Какое счастье, что у нас опять есть тент! Иногда кажется, что, может, ну его, таскаться ради (скорее всего) какого-нибудь одного вечера, перебьёмся. А когда прижучит, понимаешь, что тент просто спасает этот вечер.

Спасибо тебе, тент!
Фото 28 — Спасибо тебе, тент!
Итоги дня:
Ср. скорость — 18,1 км/ч
Дистанция — 87,9 км (с вычетом «радиалки» 6 км)
Время движения — 05:05

День третий — 04.05.2009 (Пн) — ДР завхоза

Шоколадные конфеты рекомендуется есть помногу, жадно, горстями выгребая их из вазочки и стараясь набить себе полный рот. Глаза при этом следует придерживать пальцами (прим. завхоза).

07:00 — Подъём. Дождя нет. Пасмурно. Птицы поют. Туман.

09:05 — Объявлена пятиминутная готовность, но две палатки всё ещё стоят. Упаковать рюкзак не могу, т. к. палатку ещё не сложил. Начинает выглядывать солнце, теплеет.
Есть предложение подождать до 15-ти часов, но мы поедем.
Завтрак был хорошим. Кукурузная каша сварена правильно. Зефир в шоколаде. Многое, как у горников — по 1 шт. на человека.
А чай с сахаром пьётся легче и он сытнее, чем без сахара.

Кукурузная каша реально вкусная! Оказывается, я люблю не только гречку! А чай то, чай! С сахаром и лимоном! Дома не всегда лимон к чаю бывает! В первый день и в начале второго, по ощущениям, еды было как-то маловато. В дальнейшем мы так усердно принялись компенсировать этот момент, что постепенно наш поход превратился в праздник живота. Назрела другая беда, которую в своё время метко охарактеризовал Макс Сушко: «Не доедаем! Много выкидываем» ©.

09:44 — Взорвали в костре баллон от геля Жиллетт. «Ба-бах» получился.

10:00 — Старт.

10:18, 3,41 км — Вышли на асфальт.

11:05, 15,15 км — Кратковременная остановка на переодевание, чистку тормозов и поедание конфет.

11:24, 17,98 км — Проехали Т-образный перекрёсток: до Волгограда 160 км, до  Ростова-на-Дону — 110 км.

11:57, 27,83 км — Затяжной подъём. Денис фотографирует. Механик выдвигает теорию о ненарушении правил.

12:27, 37,07 км — Остановились на мосту для фотосессии. Машанов никак не найдёт общий язык с ногами (колени его «Капсикамом» намазаны).

Ох да, было дело. Машанов пожаловался на боль в коленях. Я предложила проверенный на себе «Капсикам» (разогревающая мазь, используется для подготовки мышц к нагрузке, в том числе на марафонах). Но потом Машанов принялся с пугающей периодичностью вопрошать, нормально ли, что так жжёт. Вообще-то нормально, так и должна, марафон-200 я с ней проехала. Но Пашка с таким страдальческим видом на каждой остановке принимал излюбленную неприличную позу (со снятыми штанами), что у меня крепло чувство, что я издеваюсь над пациентом.

Оля: «проехали классно, долго, по широченному асфальту!» Сысков бегает, фотографирует. Под колёсами фур мост трясётся.

Отметка — 116 км.
Местность — совсем иная. Здесь другой воздух, цветами пахнет.
Мост ухожен, поручни красного, орионовского, цвета.

Фотосессия на мосту
Фото 29 — Фотосессия на мосту.

Не успели съехать с моста, как я прокололся. Прокол аж двойной. Еду, чувствую, как-то не так заднее колесо катится, «плавает». Смотрю вниз на заднее колесо, а оно полуспущенное. Остановился у ограждения, группа вперёд уехала. С механиком шустро заменили камеру и помчались догонять.

13:00, 44,11 км — Дон. Все восхищаются, а вроде и ничего особенного. Вот цветы — красивые.

Дон
Фото 30 — Дон.
Поход — это стильно!
Фото 31 — Поход — это стильно!
Поход — это безмятежность…
Фото 32 — См. предыдущую подпись.

13:30, 46 км — Въехали в Константиновск — «город, где нельзя».

13:49, 46,66 км — Закупка в магазине. Магазинов много. Одного магазинчика показалось мало. Есть даже «Магниты». Выяснили, где «Магнит», помчались туда, оставив Сыскова в первом магазине подзаряжать фотик. Так необычно встречать в далёких от дома местах также оформленные магазины.

14:20 — Закупка продуктов в «Магните» закончилась. Набрали шоколада, козинаков, воды, завхоз закупил хлеба и харчей на обед. Помчались назад к первому магазину, возле которого нас ожидает часть группы вместе с руководителем. Паша по пути потерялся, оказывается, возникли проблемы с багажником. Три девицы обсуждают нашу группу, интересуются, откуда-куда едем. Я авторитетно заявляю, что едем из Волгограда, точнее, из Пролетарска. А куда — не знаю (честно!), на то мы руководителя с собой везём.

14:26, 48,27 км — В путь. Мы покидаем Константиновск. Город, как город, ничего особенного в глаза не бросилось. Хотя нет, дороги с односторонним движением есть.

14:49, 52,74 км — После небольшого подъёма остановились на обед, съехав за виноградник с дороги. Съезд закрыт шлагбаумом и ещё не заасфальтирован, а только укатан щебень. Некоторые показывали мастерство, объезжая заграждение и рискуя слететь в кювет. Кто-то просто обошёл на своих двоих, ведя рядом велосипед.

Обед. Фотографии типа «Тупо „репортажка“».

Открыли четыре банки консервов из расчёта одна банка на двоих. Завхоз обнаружил, что ему не хватило, и пошёл за пятой банкой. Копается в рюкзаке и комментирует:
Пеплин: — О! А у меня тут ещё хлеб есть!
Сысков: — Странно такое слышать от завхоза.
Пеплин: — Хм, а я думал у меня ещё банка консервов есть…
Сысков: — А вот это ещё страннее слышать!

Отметили день рождения нашего завхоза, Дениса Пеплина, которому выдаётся счастье встречать ДР в походе. Съели праздничный торт, который всем понравился. Запивалось всё водой, яблочным и апельсиновым соками.

Отмечаем ДР завхоза
Фото 33 — Отмечаем ДР завхоза: версия обеденная.

Отметили, что опять прозвучали слова „забанить“ (интересно, хоть один день пройдёт без упоминания этого слова?), „модератор“, „саботаж“. «И „механик“, часто звучит слово „механик“!», — обиженным тоном заметил Кирилл.

После еды опять сиеста. Солнце вышло, ветер исчез, цветочки цветут, птички поют, аж жарко стало! Народ развалился в причудливых позах (таковые позы были просто фирменным знаком похода).

За виноградником видны проносящиеся автомобили.
Кирилл: — Такое ощущение, что меня фотографируют.
Оля: — Это паранойя. (Она медик, ей виднее) (Оба старательно не замечаем огромного сысковского объектива в полуметре, ну чисто Бред Питт и Анджелина Джоли на пикнике.)

16:00 — Проезжал мужик на  Шеви-Ниве, сказал сначала, что, типа, «карантин», а потом — частная собственность. Кирилл, удалявшийся в направлении биотуалета, заявил, что «кругом всё оттархуненное», и сразу заинтересовался происходящим:
— Кто это был? Хозяин виноградника?
Мы: — Да вот спрашивал всех, где Кирилл?

Пришлось потихоньку собираться. То ли в честь своего ДР, то ли в честь клуба, то ли в целях гигиены и чистоты, но Пеплин надел белую орионовскую футболку.

Только мы собрались, как откуда ни возьмись появились тракторы «Беларусь». Один за другим с небольшим интервалом проехали. А потом ещё и ПАЗик проехал.

16:09 — Ну, всё, в путь. А тут, блин, и пятый трактор

16:58, 69,74 км — Перекрёсток на Михайлов. ½ на подъём, ½ — спуск. Анатолию Михайлову одно из главных мест похода — поселение носит «его» фамилию.

Какой хороший посёлок придумали
Фото 34 — Какой хороший посёлок придумали:)

Виды — хорошие, достойный асфальт, зелень вокруг.
Нам ещё 1,5 км вперёд и направо. Эти полтора километра, забыв об усталости, промчались, обгоняя друг друга и показывая факи. Только механик был не в теме, но задавал темп, маяча где-то впереди. Это был последний асфальт на сегодня.

Съехали на грунт, а там такой спуск!

17:25, 73,63 км — Из лесу разведка доносит, что летающих насекомых много и поэтому «рот не рекомендуется раскрывать».

Пока грунты у нас идут только от трассы до стоянки и обратно. Зато какие зачётные пробеги по асфальту! За все мои аж 1,5 года велоопыта не припомню таких протяжённых участков отличного (для нас, небалованных) асфальта, да чаще длинные пологие спуски, да попутный ветер — ну где вы такое видали? Вот она где, аномальная зона! И группа идёт, не растягиваясь, со скоростью 22–28 км/ч.

17:32, 74,52 км — На распутье. Ждём разведку, унёсшуюся в обе стороны. Есть время отдохнуть, развалившись на свежей зелёной траве, и сделать постановочные фотографии в мягком предвечернем свете. Ждём. Не вытерпел, улёгся на траву. Классно, можно отдохнуть.

Денисы активно рекламируют клуб
Фото 35 — Денисы активно рекламируют клуб.

По предварительным прикидкам, Пеплин остался без пива, т. к. в Константиновске пива не закупили, надеясь купить в Нижнекундрюченской.

17:43 — Лазутчики, они же разведчики, вернулись, как оказалось, из красивейших мест.

Встали на стоянку в 18:03.

Состоялось вечернее купание. Я окунулся, туда метра три-четыре и обратно. Оля плавает же, чувствует себя в этой прохладной воде комфортно.
Река называется Северский Донец.

Северский Донец
Фото 36 — Северский Донец.

Не, ну никак нельзя сопроводить сие историческое событие столь скромным комментарием.

Предыстория такова: завтра была обещана баня. Т. е. оказывается, баня в походе планировалась заранее. Но меня эта информация обошла стороной, и я, во-первых, не взяла с собой кондиционер для волос, думая, что в ледяной воде не до комфорта, а  во-вторых, морально готовилась к совершению подвига во благо гигиены: купанию в реке в начале мая. А тут получается завтра прекрасно можно будет помыться в цивильных условиях. А как же подвиг? Я ж уже намылилась по возвращении хвастаться каждому встречному и поперечному, что я в начале мая купалась!

К тому же вечер как по заказу удивительно тёплый, солнечный и безветренный, что особенно контрастно воспринимается по сравнению со вчерашней унылой серостью и всегрязностью. И буквально все вокруг собираются купаться. Обошла пол-лагеря: все будут купаться. Значит, решено, я тоже купаюсь! Голову, так и быть, помою завтра, а гель для душа из рюкзака достаю. Фалалеев и Пеплин уже «искупались». Т. е. залезли и вылезли. ИМХО, ради этого заморачиваться с раздеванием, вытиранием, одеванием, обуванием совершенно не стоит.

Итак, я, Саша, Паша и Денис Сысков идём к воде. Прочие тоже подтягиваются посмотреть, услышав громкое псевдоудивленное заявление Пеплина: «И Оля будет купаться?!».

Откроем купальный сезон 4 мая!
Фото 37 — Я иду купаться!!! Откроем купальный сезон 4 мая!!!
Буль-буль карасики
Фото 38 — Буль-буль карасики:)

Быстро захожу в воду, плыву. Дыхание немного перехватывает от холода и, наверное, эмоций (Ура, вода, можно плавать! В первый раз в году в открытом водоёме — плавать!!!).

Остальные тоже быстро бултыхаются в воду, но, сделав пару-тройку гребков, поворачивают назад и выскакивают из воды.

Я же от восторга делаю кружок вдоль камышей. Противоположный берег в камышах, переплывать некуда. Вдалеке был какой-то белый буёк, хотелось доплыть, но в одиночку не стала рисковать. Кто его знает, вдруг судорога. Народ стоит на берегу и глазеет, фотографирует, но моему примеру последовать, похоже, слабо. Мда-а, не ожидала. Купатели, блин. Сколько раз слышала, как о купании весной говорят, как о  чём-то совершенно не примечательном, всегда удивлялась, надо же, какие моржи! И вот это и всё купание?

Зову Сыскова поплавать. Ответ:
— Щас, носки постираю.
— Что? Я тут замёрзну нафиг! Давай быстро!

Хотя честно — не мёрзла! То ли на эмоциях, то ли потому что в движении, но ощущала только бодрящий эффект. Зимой ходили с подругой в открытый бассейн, она плавала в своё удовольствие, а я тряслась, как собачий хвост, стоило повиснуть у бортика на минутку.
Сысков залез в воду, проплыли ещё кружок. Здорово же!

Потом выбралась на берег, принялась намыливаться. Чтобы смыть пришлось снова лезть в воду. И не удержалась, сделала третий кружок.
Пеплин потом пытался сделать вид, что ему не слабо, предлагал позже ещё раз пойти купаться и доплыть до буйка. С наступлением более позднего вечера идея потеряла свою привлекательность, но я была готова сдержать обещание. А вот Пеплину оказалось слабо.

Что-то сказал Машанов, выдав «на-гора»: «Есть идея, как всегда гениальная».

Мы с Олей сегодня дежурные, но нам помогают. Как-то даже странно мыть и резать овощи при ярком солнечном свете. В прошлом году этот таинственный обряд всегда происходил впотьмах, и качество твоих трудов общественность могла оценить только в краткий миг погружения овощей в проект супа. Фотосессия не прекращается никогда. Делаем вид, что не смотрим, не смотрим на фотографа, напуская на себя неестественно естественный вид. Хотя надо отдать ему должное: при просмотре отснятых кадров большая их часть оказалось сюрпризом, когда только успел?!
Бывшие лазутчики умчались за пивом.

Обалденный вечер
Фото 39 — Обалденный вечер.
Кто-кто на полянке живёт?
Фото 40 — Кто-кто на полянке живёт?
Изпалаточный выползень
Фото 41 — Велотуристы относятся к отряду изпалаточных выползней. © Пеплин.

Празднуем уже второй раз ДР Пеплина. Теперь с пивом (1-й раз — торт).

ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!
Фото 42 — ПО-ЗДРА-ВЛЯ-ЕМ!!!

«День французской культуры», т. к. идёт обсуждение французских вин и спиртных напитков.
На второе была гречка. Много гречки. Очень много. А ещё оказалось, что гречку забыли посолить. Не всю гречку съели.
Для Наташи прямо-таки восторг (удивление, а может восхищение), что туристы наконец-то наелись!
Чай пили с лимоном, печеньем, пряниками и, главное, с мармеладом!

Не знаю. Я с гречкой ничего особенного не заметила. В отношении гречки Кирилл совершил просто гражданский подвиг. А на первое был суп со щедрой порцией картошки, так как Саша почистил всю, что была в пределах досягаемости. Эх, такую б штуку в пешем горном походе отмочить!!! На самом деле, в первый раз еды было больше, чем могли поглотить. В первые дни мы вставали из-за стола с нетипичным для велотуриста желанием добавки, а вот сегодня покончили с такими желаниями раз и навсегда.

Опять впервые: вечером группа разделилась, одни ушли на боковую раньше, другие остались до 23 часов (вот это В. А. нас построил, такое детское время кажется глубокой ночью). Самые стойкие в последний раз взглянули на часы в 23.55. А потом ещё немного постояли вокруг костра. А потом обнаружили кан с горячей водой, которую Паша с Кириллом грели для грелки в палатку. И — о, роскошь! — почистили зубы (и я даже умылась) горячей водой!

Накупанные, умытые, с начищенными зубами наконец отправились спать. Я было отправилась. Но обнаружила, что коврик оставила на улице и он в росе, надо сушить. Есть время — вспомним об отчёте. Попросила пару листов у завхоза, который регулярно проводил письменную инвентаризацию наличных припасов. Он дал пять штук. Вот все пять и исписала. Правда, дома обнаружила, что фигня какая-то получилась:)

Завтра надо как-то встать первыми. Плохо представляю, как этот фокус получится. Разве что одними из первых. Т. к. спать я пошла в час.

Итоги дня:
Ср. скорость — 19 км/ч
Дистанция — 75 км (это с заездом в «Магнит»)
Время движения — 03:51

День четвёртый — 05.05.2009 (Вт) — Нижнекундрюченская!

Походная одежда
Фото 43 — Походная одежда. Вчера вечером пригодилось и то, и другое.

Уже 06:18. Встаю. Надо варить кашу и заваривать чай.
На завтрак каша («Артек» вместе с полтавкой) получилась по заявлению В. А. грамотная. Ещё ели брынзу — вкусно.

Каша была практически единогласно объявлена приготовленной отменно. Поэтому есть её я не смогла, хотя пыталась. То, чем славится эталонная каша, и есть то, что мне в ней не нравится.

От каши отказалась не только я. Картина маслом: завхоз сидит в окружении пакетов с едой (пересчитывает добро и делегирует пакеты тем, кто вызывает доверие) и восклицает: «Как же мне тяжко! Вот это я вчера переел!». На самом деле мне категорически нельзя масляный торт с чем то, что не является горячим чаем. Так что вчерашний риск не оправдался. Хотя официальная версия другая — пострадал от булимии, или попросту говоря обожрался гречкой. Потому что завхозу положено хорошо кушать, ну, а я вот переборщил чуток.

Солидарность завхоза
Фото 44 — Завхоз больше есть не может, но от группы ни на шаг: то ли из солидарности, то ли боится, чтоб не сожрали лишнего без его участия…

10:19 — Вот и время пролетело, а столько всего произошло, одно отмывание кана чего стоило. Долго сушили вещи после вчерашнего дождя. Лагерь свёрнут. Только Пеплин не собрался, у него болит живот и спазмы.

10:42 — Денис, Кирилл, Оля и я покидаем последними лагерь.

Я тогда сначала даже испугалась. Все упаковались, отъезжают. А Пеплин лежит на коврике, строчит СМС-ки. Я, говорит, не поеду. Почему-то подумала, что произошла какая-то ссора. Что в группе идеологический раскол. А оказалось, завхоз переел. Гречка (читай, овсяная печенька) оказалась лишней, и у него болит живот. А пищеварительных ферментов в аптечке нет. Не приходило как-то в голову, что турист может страдать от переедания. Опять мне стало неудобно перед пациентом. Век живи — век учись. А почему я не подумала про, но-шпу, раз спазмы, сейчас не понимаю.

Не по асфальту
Фото 45 — Не всё, не всё по асфальту!!!
Саночки возить?
Фото 46 — Саночки возить? Люблю!

Крутой подъём на две трети преодолён пешком.

11:00, 3,14 км — Вышли на асфальт, поворачиваем направо. Берега у Северского Донца, как и у Дона, гористые и холмистые.

11:11, 7,04 км — Фото на повороте.

11:24, 8,57 км — Пост ДПС. Поворот на Нижнекундрюченскую. Пеплин добрался до музыки и понёсся вперёд, как угорелый.

Пеплин на каждой остановке выглядел так, что впору скорую вызывать. Но когда все трогались, ехал и он. Потом Сысков дал ему свой плейер с чем-то убойным, и только мы недавнего мученика и видели. Музыка творит чудеса? (Children of Bodom. Рекомендую ВМЕСТО аптечки.)

Только-только, высунув язык, в очередной раз догнала группу. А тут смотрю — на дороге два маленьких чёрных котёнка. Нельзя же их бросить на проезжей части! Хватаю, несу и переправляю за ближайший забор. Возвращаюсь — а не тут-то было, бегут за мной. Снова хватаю, опять за забор подальше и бегом с глаз, чтоб следом не побежали. И опять вдогонку за группой…

Муси!
Фото 47 — Романтика похода: муси!

12:00 — Фотографируемся у указателя «Нижнекундрюченская». В том числе и постановочные фото.

Нижнекундрюченская — добрались
Фото 48 — Добрались…
Нижнекундрюченская — это главная цель поездки
Фото 49 — …это главная цель поездки!!!

Сюда, сюда мы стремились, покоряя горки! А ты был в Нижнекундрюченской, о читатель?

12:09, 16,71 км — Фотографируемся у храма в станице. «Храм рождества Христова. Работает ежедневно с 08:00 до 12:00. Понедельник — выходной день. На памятной плите написано: храм заложен 03.06.1902, построен в 1906 году.

Храм рождества Христова
Фото 50 — Храм.

12:47, 21,85 км — Проехали Черни. В деревне В. А. обратился к двум идущим девушкам «Бонжур, мадемуазель». Девушки же: «Иди ты…» Вывод: французов сюда отправлять нежелательно.

12:57, 24,25 км — Фотографируемся у указателя «Верхнекундрюченская». Рельеф подровнялся. Фото со штатива. Обед можно отменить, т. к. наелись с вечера.

Указатель «Верхнекундрюченская»
Фото 51 — И ещё один главный пункт похода.

13:08, 25,81 км — Заехали в аптеку купить лекарств.
Возле аптеки местная жительница звонит по мобильнику своей знакомой, которая, как оказывается, из Волгограда. Вдали от родных мест приятно встретить земляков. Комочков поговорил с той женщиной по телефону. (Значит, не только увидеть, но и услышать.)

Неугомонные Толик, Паша и Кирилл ездили в школу, вернулись, рассказывают, что она круче Политеха. Ремонт сделан очень хорошо, а близлежащая территория облагорожена.

Я не знаю кто сказал насчёт политеха, и причём тут он вообще, но школа действительно можно сказать образцовая. Всё новое, большая столовая, высокий спортзал, ухоженный двор, с искусственным бассейном, декорациями. Лепота. Не хочется, но признаю — моя гимназия в Слободе покуривает в сторонке.

Крест на въезде, крест на выезде — настоящая казачья станица.

13:50, 32,43 км — Съехали с асфальта направо на грунт, хотя это песок сплошной. Немного вглубь забурились и встали на обед-перекус. Жара стояла совершенно летняя.

14:12 — Перекус окончен.

14:24 — В путь. На стоянке сняли с рюкзаков несколько клещей.

14:70 — Заехали в хутор Евсеевский. Закупаемся в магазине. Сильно захотелось сока. Однолитровых бутылок нет, пакет на 1,5 литра некуда укладывать, поэтому взял пол-литровую бутылочку, думая, что, если не допью, то будет легко прибрать. Какой там! Выпил за один раз. Также прикупил три полуторалитровых бутылки с водой. Жарко, надо запас иметь.

35,78 км — Выехали обратно из Евсеевского на Т-образный перекрёсток.

Шахтное управление.
1-й спуск: разогнался, вынесло немножко на обочину. Потом снова подъём.
2-й спуск: разогнался до 47,2 км/ч. Асфальт неровный, а то было бы гораздо безопаснее. Создавалось впечатление, что иногда оба колеса в воздухе.

А. Михайлов — Сегодня разнообразие, а то всё степи и степи.

Легко и красиво
Фото 52 — Легко и красиво.
Горки! Ой, мамочка, горки!!!
Фото 53 — Горки! Ой, мамочка, горки!!!
Романтика похода: дороги…
Фото 54 — Романтика похода: дороги…

16:35, 58,39 км — Преодолели подъём против ветра.

Бесплатно в этом мире только сыр в мышеловке: пришла расплата за спуски и попутный ветер. И тут тактика остаётся нашей сильной стороной: группа выстраивается попарно, более сильные экранируют слабых, вперёд выходит тяжёлая артиллерия и, не размыкая рядов, мы единой колонной медленно, но уверенно атакуем подъём. Подключаем эмоциональную сферу. Что воодушевляет наших людей на свершения? Конечно, гимн РФ! В старой редакции. К сожалению, свидетельств таких моментов не остаётся, но это было одно из самых сильных впечатлений похода.

17:05, 63,84 км — Указатель «Синегорский 1 (км)» налево. Против бокового ветра идём. Хоть последний участок был и под уклон, всё равно тяжело ехалось.
Боковой ветер выворачивает руль налево, велосипед приходится кренить.

17:15 — Сворачиваем налево. Ветер в спину!

17:25, 68,25 км — Заехали в Ясногорский.

Чапаев — офигительный спуск и такой же подъём (выехали из посёлка в 17:49, 71,96 км.) В посёлке обнаружился магазин «Орион». Мелочь, а приятно:)

18:49, 87,17 км — Это нечто, это Крым! Километраж пошёл в «плюс».

19:00 — Выехали на ростовскую трассу в сторону Белой Калитвы. До неё 5 км.

19:16, 92,44 км — Скульптура лошади и православный крест.

Русский молодец
Фото 55 — Русский молодец.
В казачьем краю
Фото 56 — В казачьем краю.

19:29 — Проехали мост через Северский Донец. Въезд в город и направо, на выезд из города.

Скоро, говорят, приедем. Убийственная фраза! Когда тебе говорят, что ещё пилить и пилить, то катишь и катишь и вроде так и надо, хоть все разумные пределы для дневного пробега давно пройдены. А стоит только ляпнуть что-то вроде «почти приехали», как в мозгу включается обратный отсчёт: «2 км — и всё», «10 минут — и на месте». Они истекают, и ты начинаешь выдыхаться.

Сказали, что стоянка в районе Белой Калитвы. Вот и Белая Калитва. Вот по ней едем. Едем и едем. Вот уже кончилась Калитва, а всё едем. Уже и сил нет, и коленки заболели, а мы всё никак не приедем. У меня всякое терпение закончилось пока, наконец, нарисовались ворота детского лагеря, на базе которого мы сегодня вечером матрасничаем.

20:15, 107,2 км — приехали на базу отдыха.

База отдыха «Ласточка». Лужайка под палатки. Водопровод и туалеты. Основным плюсом является наличие душа и бани.

Встали палатками на площадке, понравилась деревянная отделка домиков, беседки, всё в стиле «Чтоб я так жил». Внизу река Северский Донец, на другом берегу две примечательные горки, с выступающими пластами породы.

Есть крытая терраса, куда можно навалить кучу барахла, розетка, где можно зарядить технику, есть домик-туалет. На территории лагеря утром заметили гуляющее стадо баранины.

Вечером В. А. обеспечил нам баню.

Туда сначала идём мы с Наташей. Пока вернулись, мужчины успели ужин не только сварить, но и съесть, спасибо, хоть нам оставили. Потом пошли мыться они. А дальше… не мне рассказывать. Поэтому, так сказать, опустим стыдливую завесу тайны. P. S. Хотя я ничего и не видела.
…но свидетели пожалели, что под рукой не было фотоаппарата.
…но это был гвоздь программы, определённо. Хорошо, что в лагере ещё не было детей.

В. А. — сегодня апогей (по километражу).

Итоги дня:
Ср. скорость — 17,5 км/ч
Дистанция — 107,2 км
Время движения — 06:01

День пятый — 06.05.2009 (Ср) — Мокнем

07:40 — Все прелести жизни. Где-то это страсти я уже слышал, что утром может идти дождь. И вот, это утро наступило.
Ещё ночью начался дождь. Первая мысль — палатка на всех растяжках, не промокнем! Потом снова в сон провалился.

«Они всё-таки встали». Из палатки слышно, что народ на улице переговаривается.
Оля с вечера сказала, что «это самая тёплая ночёвка».

В. А.: Вот и велосипеды помыты.

Да, вот оно, очередное посвящение. Да этого только слышала рассказы о том, как туристы утром просыпаются, выглядывают из палатки — а на улице дождь идёт. Они спят дальше в надежде, что дождь скоро кончится. Промаявшись до обеда, они всё-таки выползают в дождь, садятся на мокрые велы и уныло начинают перебирать педалями, ибо график. Брр, бывает же.

И вот моя очередь. У нас дождь был не то чтобы очень, и мы расписание не меняли. Тем более, при наличии крыши-то.

Укрытие, оно же столовая
Фото 57 — Укрытие, оно же столовая.

Позавтракали на крытой террасе, за столами и на скамьях, рюкзаки навьючили на велы тоже в укрытии. Натянули свои разнокалиберные защитные противодождевые приспособления. Интересно, что одним важнее ноги защитить, и они в велобахилах, а для других главное — баул, и у них чехлы. Ну, а там пришлось-таки выползать. Ничего, прикольно. Главное, забить и не париться:)

Поехали!
Фото 58 — 11:10 — Поехали! (Прямо по Гагарину:)). Возвращаемся в центр Белой Калитвы.

11:42, 8,44 км — Кратковременная остановка (Вспомнить бы для чего. Скорее всего остановились на широченном перекрёстке, который преодолевали, спешившись.)

11:54, 9,81 км — Остановка у Веденского храма. (Оля: Мы — волгоградские, едем из Пролетарска в Морозовск)

Временные отрезки вроде небольшие, а между ними столько впечатлений! Вот только мы пересекаем широченный перекрёсток, а через 12-ть минут уже возле храма, до этого поднявшись по дороге и немного покрутившись в кварталах.

Веденский храм
Фото 59 — Веденский храм.

12:15 — Пеплин: Как только все соберутся, стартуем.

12:53 — Старт от магазина. От Белой Калитвы 6% подъём.

14:00 — Указатель «Горняцкий, Литвиновка, Ильинка, Марьевка» налево. Преодолели затяжной подъём. Съели на остановке два пакета пряников. Начинается дождь.

Под горку в солнечный денёк…
Фото 60 — Под горку в солнечный денёк…
Катить с улыбкой всякий б смог
Фото 61 — …Катить с улыбкой всякий б смог:)
Переться в горку в день ненастный!
Фото 62 — …Почувствуй кайф, о друг матрасный,
Переться в горку в день ненастный!

14:52 — Дождик идёт мелкий и справа. Преодолеваем подъёмы, отдыхаем (относительно) на спусках. «Cникерсы» «достали», ем шоколад.

Cникерснём?
Фото 63 — Тормознули. Cникерснём?

15:20 — Встали на обед на остановке на стороне дороги, противоположной нашему продвижению.

Откуда именно в обеденное время именно в самый дождливый день на нашем пути явилась эта яркая огороженная с трёх сторон остановка, да ещё и кирпичный М/Ж?! Чудо свершилось в самый что ни на есть подходящий момент! Закон антиподлости тоже существует?

Правда, хоть и закрытые от дождя, мы уже были местами промокшие, а потому за время обеда продрогли значительно. Особенно у меня замёрзли ноги. Поменяла толстые, но хлопчатобумажные носки на шерстяные. И хоть и надела потом влажные кроссовки, ногам стало блаженно тепло! Мне рассказывали про это чудесное свойство шерстяных носков, но окончательно поверилось только после испытания на своём опыте.

Обед в походно-райских условиях
Фото 64 — Обед в походно-райских условиях.

16:15 — Обед закончился. Осталось примерно 12–15 км.

16:30, 47,73 км — Маслов. Техническая остановка.

17:15, 57,02 км — Фотографируемся все у памятника солдату в Крюкове.

Памятник солдату в Крюкове
Фото 65 — Солдату не нужен дождевик — он же памятник!

17:34, 61,38 км — Поворот на грунт. Обсуждаем, сворачивать или нет. Свернули. Проехали в одну сторону — встать негде, вернулись назад. Переехали по бетонному мостику, объехали реку с другой стороны, нашли замечательное место.

Дождь шёл весь день. Он так и не перешёл в сильный, время от времени прекращался, небезуспешно соблазняя нас расслабиться и освободиться от дождевой защиты, через полчаса приходилось натягивать снова. Обед прошёл под общий стук зубов и дрожь в коленях. Не один человек выступал за движение без остановки на обед, но от обеда никто не отказался.

17:45, 62,48 км — Встаём на стоянку.

Хорошее место. Есть крапива и чистотел. Река — рыболовная.

Место, выбранное для бивака, меня поначалу ужасно раздражало: под деревьями, кругом пышная растительность, а ведь она вся, вся увешана крупными мокрыми каплями! Невозможно шагу ступить, чтобы на тебя не вылилась холодная струйка. Никак не верилось, что тут мы и останемся.

Прямо на мокрую траву!
Фото 66 — Прямо на мокрую траву!
Порог температурной чувствительности
Фото 67 — Порог температурной чувствительности у разных гомо сапиенсов разный.

Но остальных всё устраивало, мальчики принялись собирать дрова, разводить костёр, натягивать тент, ставить палатки. Постепенно погода стала улучшаться, моросящий дождь стих, потом вообще перестал, даже выглянуло солнце! И, к моему удивлению, получился зачётный вечер.

Центром культурной жизни, как обычно, стала площадка у костра. Паша принял излюбленную позу, Сысков всех угощал ухочистками и шоколадным сырком. Саша добыл бревно, сидя на котором я смогла с комфортом писать записки о походе. Паша достал последнюю пару фирменных ослепительно белых носков. Машанов — средоточие фирменных знаков: типичная поза со снятыми штанами, знаковые белые носки, характерный вечерний прикид, а-ля м-р Смерть, ну и неизменное чувство юмора. Диалог:
Саша: — Вот скажите, у творческих мужчин есть муза. А у творческих женщин?
Паша: — Музык!

Выкопала купленные ещё вчера две морковки, которые всё лень было почистить. Договорились с Кириллом, что он их обе моет и за это одну забирает. Потом они с Пашей показывали такое шоу поедания морковки, что я от смеха подавилась второй морковкой.

Пусть другие боятся!!!
Фото 68 — Меня часто спрашивают: «А ты не боишься, что на вас кто-нибудь нападет?» Пусть другие боятся!!!
Прикологи дают шоу
Фото 69 — Прикологи дают шоу.

К сегодняшнему вечеру каждая палатка по разу уже отдежурила. Сегодня дежурными назначены те недальновидные товарищи, которые имели неосторожность проявить себя хорошими и ответственными поварами: В. А., Дима и Паша.

После ужина и шоу-программы большая часть народа расползлась по палаткам. А меньшая часть продолжала развлекаться.

После полуночи
Фото 70 — После полуночи, когда все спят, происходит странное…
Неспящие в лесу
Фото 71 — Неспящие в лесу.

…если кто-то проснулся в мокром спальнике, то это мы не виноваты. Это просто вода, переливаясь тонкой струйкой из одной металлической тарелки в другую, создает такой характерный звук.

Итоги дня:
Дистанция — 53,5 км (с вычетом «радиалки» 10 км)
Время движения — 03:52

День шестой — 07.05.2009 (Чт) — «Зяблик»

08:00 — Подъём. Хорошо, что вечером дождь закончился. Ночью птицы не давали спать.

Утром о вчерашнем дожде забыли и думать, солнце светило как летом. Вот это правильная походная погода! Однако, как трудно собираться, когда хочется загорать!

Непоседливый зверёк
Фото 72 — Утром в объектив можно поймать разных непоседливых зверьков. Таких как фотограф.
Утренние действа
Фото 73 — А вечером-то будем в ГОРОДЕ!
Преимущество
Фото 74 — Преимущество у быстрособирающихся.

10:53 — Минутная готовность.

10:59, 0,72 км — Выехали на асфальт.

Поехали!
Фото 75 — Поехали!

11:40, 14,48 км — Остановка. Ждём трёх отставших участников.
Немножко покружили по деревням. Перед нами затяжной, но с небольшим набором высоты подъём. Подкрепляемся уже шоколадными батончиками.

12:14 — Вот он, момент рождения слова! Наташа сказала, что Кирилл — проколог!

Безоблачное настроение
Фото 76 — Безоблачное настроение.
Образцовый порядок
Фото 77 — Образцовый порядок!

12:39, 25,58 км — Техническая остановка и перекус.
Пеплин: Турист — изпалаточный выползень, альпинист — тупиковая ветвь. Как нам объяснили вечером, альпинисты — это почти синоним эгоистов. Фраза вечера — «ну ты и альпинииист…» (альпинистам просьба не обижаться, отнестись с юмором, и придумать что-нибудь эдакое про велосипедистов).

Техническая остановка
Фото 78 — Техническая остановка.

13:10, 34,15 км — Встали на обед у кафе «У Камина» (Камин — с большой буквы. Вы знаете такого человека?)

14:04 — Обед завершён: борщ, макароны с поджаркой, чай с лимоном (раз), просто чай (два) — всего за 156 рублей.
Адрес закусочной: станица Тацинская, автодорога Волгоград — Каменск-Шахтинский, 261-й км.

14:20 — Поехали. Ветер — попутный. Народ опять про тормоза: тормоза придумали трусы.

16:33, 74,7 км — Въехали в Морозовск. По левую руку кемпинг.
Ветер всё время был попутный.

Зяблик
Фото 79 — Зяблик!!!

Приехали в кемпинг, нас встречали Виктор Петрович и Татьяна Алексеевна.

«Цыганский табор»
Фото 80 — «Цыганский табор»:)
Цивилизованный туалет
Фото 81 — Так вот ты какой, цивилизованный туалет!
Проколог, медик и приколог
Фото 82 — Проколог, медик (?) и приколог:)

После разбиения лагеря помчались кататься по Морозовску, а также прикупить продуктов в магазине. Освобождённые от поклажи, велосипеды неслись как лани по улицам города. «Лежачие полицейские» преодолевались в мгновенье, а один, достаточно внушительный, был использован в качестве трамплина для прыжка на скорости 36 км/ч! Чудное мгновенье. Приближение, подскок, полёт, мягкое приземление на заднее колесо, опускание переднего колеса.

Пресловутого трамплина даже не заметила. А народ в отсутствие руководителя (который с Наташей остался в кемпинге) явно сбросил с себя оковы групповой езды, и ломил, как наскипидаренный. Знала бы, тоже бы осталась в лагере. Пришлось всё время догонять исчезающую из поля зрения группу. Было неприятно. Спасибо, Саша меня не бросил. Кирилл навёл фурор в местном «Магните», все продавщицы заглядывались на его жёлтые обтягивающие велотрусы.

18:15 — Фотографируемся у Свято-Покровского храма в Морозовске.

Свято-Покровский храм
Фото 83 — Свято-Покровский храм.

А когда на нашем пути попалась булочная… О эти одуряющие запахи! Дрожа от вожделения, все нахватали булок, напитков и вывалились на улицу поглощать эти восхитительные деликатесы, которых были лишены уже целых несколько дней!

22:10 — Чай выпит. Ужин съеден.
В кемпинг приехали машины с итальянцами, а когда мы только устраивались, то обещали, что будут французы.
Поход уже заканчивается.

23:00 — Смотрим фотографии на экране фотоаппарата. Кто-то спит прямо у костра, кто-то засыпает.

Каюсь, это я отключилась прямо во время просмотра фоток. Фотки были замечательные, но когда лежишь неподвижно в темноте, то мозг переходит в нормальный ночной режим и фотки перетекают в кадры из сна. Но это была последняя ночь и совершенно не время для сна. Ещё чайку, ещё ля-ля

Постепенно большинство всё же разошлось по палаткам, остались традиционные полуночники. Невероятно, но факт: когда костёр стал затухать, мои компаньоны вместо того, чтоб тоже отправиться на боковую или сидеть и мёрзнуть, сподобились подкинуть дров!

Итоги дня:
Ср. скорость — 20,9 км/ч
Дистанция — 74,7 км
Время движения — 03:30

День седьмой — 08.05.2009 (Пт) — До дому, до хаты

07:00 — Подъём. Небо немного в облаках. Сходил умыться-побриться в домик № 4. А вода-то из-под крана — тёплая!
Народ просыпается и встаёт более организованно, чем в предыдущие дни.
Кирилл переставил свою палатку на асфальт и спросил: Что подумают итальянцы, когда увидят палатку на дороге?
Пеплин: Палатка, подумает итальянец. Итальянец, подумает палатка.

Умылись под струёй из крана, почистили зубы и каны тёплой водой. Лишения и ограничения в походе? Вы о чём?

08:20 — Оля: Вот такой вот у нас поход: главное недомогание — переели.

08:45 — Завтрак в кафе в кафе в кемпинге. Чаю снова мало, надо по две чашки.

Заказали по чашке чая. Выпили. Чувствую: мало. Вроде никто ещё не встаёт, время есть. Думаю, а пойду я ещё чашку возьму. «И мне! И мне! И мне!» — весь наш столик, оказывается, тоже хотел ещё, но стеснялся спросить.

09:20 — Завтрак окончен. Обошлось по 50 рублей на человека.
Солнце пригревает. Хорошо! Только обгоревшим рукам не очень хорошо. «Детским» кремом и спасся.

09:50 — Выезжаем из кемпинга.

10:00, 2 км — Толик окончательно доломал велосипед. Едет, отталкиваясь ногами от земли.

10:12 — Новый способ «дотащить» человека, на велосипеде которого сломан «петух» и оторван переключатель: с обоих боков, вдавливая локти в рёбра, два человека «тащат» третьего. Скорость на ровных участках достигает 30 км/ч. Медленно катящиеся средства передвижения безсомненно обгоняются. Слава тренировкам, длившимся на протяжении всего похода!

Комочкова узнают местные, спрашивают, почему не сказал, что приедет, а то бы встретили.

10:20 — Закупка в магазине.

Да здравствуют булки душистые!
Фото 84 — Да здравствуют булки душистые!

10:40 — Прибыли на вокзал. Проехали от места ночёвки в кемпинге 6,55 км.

11:15 — Загрузились в поезд «Морозовск—Волгоград», заняли два купе.

11:41 — Поехали!

Закончился поход
Фото 85 — Закончился поход. Но не аппетит!

Для низведения и курощения пассажиров время было неподходящее, но скучать не пришлось. Отнюдь. На это раз мы захватили себе несколько купе в последнем вагоне, вольготно разместившись:

Чья же это была идея?
Фото 86 — Чья же это была идея?

Кирилл активно осваивал купе в формате 3D.

Человек-паук
Фото 87 — Человек-паук.
Трёхэтажные апартаменты
Фото 88 — Трёхэтажные апартаменты.

Когда пришли контролёры, они никак не могли понять, почему мы не можем внятно сказать, сколько нас человек. Сдавленным смехом прорывалась наружу идущая в наших смятенных душах борьба совести с детским желанием нарушать правила: Кирилл и Паша ныкались на третьих полках.

Вдруг разговор замер. Мы ехали в последнем вагоне поезда. И сейчас последняя дверь последнего вагона распахнулась…

Вид
Фото 89 — Вид из распахнутой двери последнего вагона.

Неужели сегодня сбудется мечта детства? О нет, не моя. С детства в них жил животный мужской инстинкт…
P. S. И снова я правда ничего не видела. Только следы.

А чё это вы там делаете?
Фото 90 — А чё это вы там делаете?
Свобода!
Фото 91 — Я свободе-е-ен!
Смириться нелегко
Фото 92 — С окончанием похода смириться нелегко… Просто невозможно!

С форума после похода: «а поезд… ТАК в поезде мы ещё не веселились. Странно, что вообще не высадили. Или сами не вывалились»
Завершение похода отметили бутылкой шампанского, В. А. сказал речь.

Поход закончился. К сожалению.

Поход закончился, а с ним закончились и обязанности. Экс-механик экс-завхозу (по-отечески участливо, на лице написана искренняя озабоченность): — У тебя покрышка спускает, да? И в следующую секунду с сердцем добавляет: — Да мне пофигу! Пусть спускает! Сам мучайся!
(В восстановлении исторической точности данного высказывания я выношу благодарность г-ну Машанову, а то сам никак не мог вспомнить, с какого перепугу Кирилл про спущенное колесо вдруг.)

Выводы и расчёт категории сложности похода

Выводы и расчёты к.с. подготовлены В. А. Комочковым.

Маршрут довольно интересен в плане общегеографическом и пересечённости рельефа от Большой Орловки до Крюкова. На начальном и конечном участках маршрут довольно однообразен.

На первой части маршрута от Пролетарска практически до Белой Калитвы загрузка дорог транспортом минимальна.

Можно рекомендовать стоянку на берегу Северского Донца в районе моста (221-й км маршрута) км за 10 перед Нижнекундрюченской.

Расчёты показывают, что сложность похода (СП) находится на нижнем пределе 2-й категории сложности. Сложность определяется протяжёнными препятствиями ПП2 и ПП3 (КТ больше 1,5), а также коэффициентом интенсивности, за счёт дневных пробегов свыше 70—80 км.

Интенсивность: I = Lф × 1,2 × Тн / Тф×Lн = 440 × 1,2 × 8 / 400 × 6,5 = 1,62

Коэффициенты трудности протяженных равнинных препятствий: КТ = Кпк × Кпр × Кпер × Кв × СГ

ПП1: Большая Орловка—Константиновск
Асфальт Кпк = 0,8
Плоская равнина с перепадами высот до 30 м Кпер= 0,8;
80 км Кпр = 1 + 80 / 100 = 1,8
Кв = 1, СГ = 1.
КТ1 = 1,296 (1 к.т.)

ПП2: Нижнекундрюченская—Белая Калитва
Асфальт Кпк = 0,8;
Среднепересечённая местность: перепад высот свыше 50-70 м, несколько подъемов свыше 100 м; средний уклон на подъёме 4-5% порой до 6%; Кпер=1,1
80 км Кпр = 1 + 80 / 100 = 1,8
Кв = 1, СГ = 1.
КТ2 = 1,584 > 1,5 (2 к.т.)

ПП3: Белая Калитва—Углегорский
Асфальт Кпк = 0,8;
Среднепересечённая местность: перепад высот свыше 50-70 м; средний уклон на подъёме 4-5%; Кпер = 1,1
80 км Кпр = 1 + 80 / 100 = 1,8
Кв = 1, СГ = 1.
КТ2 = 1,584 > 1,5 (2 к.т.)

Категория сложности СП: КС = П × I × А
KC = (1,296 + 1,584 + 1,584) × 1,62 = 7,2

В соответствии с МКВМ от 11.12.2004 г. категория сложности СП 2 к.с. в баллах составляет 7—14.

На первую страницу | Клубная информация | Походы | ПВД | Публикации | Клубные события | Форумы | Ссылки

Hosted by uCoz