о велотуристском походе пятой категории сложности по Северному и Центральному Тянь-Шаню, совершенном со 2 по 25 августа 1986 года
по маршруту:
Алма-Ата - пер. Алматы (Проходной) (н/к, 3609) - р. Чон-Кемин - пер. Кокайрык
(1А, 3931) - Чолпон-ата - Ананьево - Тюп - Пржевальск - пер. Чон-ашу (3834) -
Сары-Джаз - Энильчек - трансп. - Акшийрак - Карасай - пер. Суёк (4002) - плато
Арабель-су - пер. Арабель-су (3819) - пер. Сары-Мойнок (3600) - Барскаун -
Рыбачье - Фрунзе
Руководитель похода – Павел Протопопов
Участники
Эти фотографии получены сканированием старых слайдов, так что не взыщите. Качество пленок в те времена было невысоким, да и достать их нелегко, что было, то и использовали. Да еще и выцвели они изрядно.
1-2. Первый бивак под Алма-Атой перед выходом в горы |
|
3-4. Подъем до курорта Алмаарасан (до 1800 м) по асфальту |
|
5-6. А дальше нет не только асфальта, но и дороги, только тропа по ущ. р. Проходная |
|
7. Последний лесной участок |
8. Верхний участок долины, слева по ходу остается снежный хребет |
9. Бивак после перевала Алматы (Проходного) (хр. Заилийский Алатау). Сам перевал проходили в сплошном тумане с дождем без фото. Осталась только снятая контрольная записка (см. ниже) |
10. Долина р. Алматы на спуске с перевала |
11. До самого Чон-Кемина склоны долины Алматы совершенно безлесны |
12. Брод через приток Алматы |
13. Еще один брод |
14. По описаниям и по карте ближайший мост через Чон-Кемин должен был быть в 3 км ниже по течению. Выбор был бы идти вниз до моста и потом обратно вверх по другому берегу или подниматься вверх и переходить вброд, затем спускаясь вниз. На наше счастье практически в месте нашего спуска в долину Чон-Кемина обнаружился мост, который, видимо, был навешен сравнительно недавно |
15. Мост настолько хлипкий и узкий, что перебирались челноками |
16. Почти прямо напротив нашего спуска с Проходного начинается подъем на пер. Кокайрык (Кунгей Алатау) |
17-18. Подъем идет по ущ. р. Орто-Койсу (Средняя Баранья река). Этот небольшой еловый лесочек - ориентир, по которому можно определить правильное ущелье для подъема |
|
19-20. Малозаметная тропа идет по левому берегу реки с последующим переходом на правый |
|
21-22. Узкое место |
|
23. Вверх по склону |
24. Вышли к старой морене. Здесь мы заночевал перед взятием перевала. Ночью погода резко испортилась, утром начали подъем в условиях почти нулевой видимости, да еще тропу засыпало свежевыпавшим снегом. Мы, возможно, и не нашли бы перевал, но нам повезло. Навстречу нам проехал киргиз на коне (чего он там делал с утра, непонятно), и мы по следам копыт вышли на перевал. Опять сфоткать перевал не получилось, но контрольную записку сняли, оставив свою |
25. Спустились с перевала в районе поселка Чон-Сарыой. Интересно, что спуск шел по ущелью реки с тем же названием, что и с другой стороны перевала - Орто-Койсу. Иссык-Куль в этом месте особого впечатления не производит: плоский берег, ОЧЕНЬ мелко и очень мутная тепленькая водичка. Купаться совсем неохота |
26. Нам предстояло объехать вокруг Иссык-Куля примерно на половину периметра через Тюп до Пржевальска. Вдоль берега идет хороший асфальт по практически равнинной местности |
27. От Пржевальска до Теплоключенки асфальт, потом в сторону китайской границы идет грунтовая, но вполне приличная дорога |
28. Через хребет Терскей Алатау дорога идет через перевал Чон-Ашу |
29. На перевале Чон-Ашу (3819 м) |
30. Спуск с перевала по притоку Сары-джаза |
31-34. Ущелье р. Сары-джаз очень своеобразно и по-своему красиво. Здесь нет почти никакой растительности, только чахлая травка и лишайники и почти голые скалы. Бешеная река с мутной желтой водой. Шум в ущелье стоит такой, что при разговоре приходится не говорить, а кричать. Такое впечатление, особенно местами, что это какие-то инопланетные пейзажи |
|
35. На подъезде к Энильчеку. Здесь на встретили пограничники и проверили пропуска. Это был год Чернобыльской катастрофы, мы заикнулись о ней, нас на смех подняли. Здесь, говорят, такой естественный фон радиации, что Чернобылю и не снилось. В Энильчеке мы узнали, что дороги на Акшийрак, которая показана на всех картах жирной линией, на самом деле нет. Мост через Сары-джаз снесло сколько-то лет назад, и его так и не восстановили. Единственный способ сообщения - по воздуху. Полтора дня мы провели в Энильчеке, пытаясь улететь, наконец, пилот какого-то полукоммерческого рейса (кажется, его нанимали альпинисты) согласился подбросить нас, но не в Акшийрак, а в Кара-сай. Мы, конечно, согласились. |
36. В Кара-сае нас тут же взяли в оборот пограничники и потащили на заставу. Отношения с Китаем были неважные, и обстановка на границе - напряженная. Начальник заставы был крайне недоволен нашим появлением (мол, тут еще туристов не хватало!) и повелел нам немедленно зону его, так сказать юрисдикции. В итоге мы, не успев очухаться, были вынуждены уехать из Кара-сая. Заночевали вот на этом плоскогорье (это между Кара-саем и Караколкой) |
37. Плато Арабель-су. Небольшое плоскогорье между перевалами Суёк и Арабель-су (Барскаун), окаймленной невысокими (относительно плато) вершинами. Довольно безжизненное место, никакой растительности, постоянно дующий ветер, к вечеру превращающийся в ураган. Высота 3900 м с южного края (под пер. Суёк) с постепенным понижением в северном направлении |
38. С плато Арабель-су через перевалы Барскаун и Сары-Мойнок в ущелье р. Барскаун. Живописное ущелье - приятный контраст с мрачным плато |
39. Миновав погранпост, где нас ждали, предупрежденные с заставы, остановились в этом же ущелье на ночлег |
40. Отсюда уже рукой подать до побережья |
41-42. Южный берег Иссык-Куля - шикарное место для морского отдыха. Ласковое озеро-море со слегка соленой водой и роскошный песчаный пляж, тянущийся на многие десятки километров. И при этом - ни души. От дороги пляж отделен колючими зарослями барбариса и облепихи, через которые не так-то легко продраться. Здесь мы сделали дневку. |
|
43. Рыбачье. Здесь мы распрощались с Иссык-Кулем и, перебравшись через небольшой водораздел, скатились во Фрунзе. 170 км спуска. |
Контрольные записки мы сняли с двух пеших перевалов, Проходного и Кокайрыка. Характерно, что обе они были от литовских туристов. Другие здесь не ходят, что ли? Автомобильные же перевалы, Чон-ашу (3834), Суёк (4002), Арабель-су (3819) и Сары-Мойнок (3600), хотя и не менее высокие, никаких туров, естественно, не имели, соответственно, записок там не было.
|
Напишите ваше мнение об отчете (со ссылкой на эту страницу)
на первую страницу
клубная информация
| походы | ПВД |
фотоальбомы | публикации |
клубные события |
соревнования | форумы
| ссылки
Сайт
велоклуба ОРИОН открыт 29.08.99
© 1999-2009 Велоклуб ОРИОН