Велоклуб Орион

Тянь-Шань-5-86

Отчет (фото)

о велотуристском походе пятой категории сложности по Северному и Центральному Тянь-Шаню, совершенном со 2 по 25 августа 1986 года

по маршруту:
Алма-Ата - пер. Алматы (Проходной) (н/к, 3609) - р. Чон-Кемин - пер. Кокайрык (1А, 3931) - Чолпон-ата - Ананьево - Тюп - Пржевальск - пер. Чон-ашу (3834) - Сары-Джаз - Энильчек - трансп. - Акшийрак - Карасай - пер. Суёк (4002) - плато Арабель-су - пер. Арабель-су (3819) - пер. Сары-Мойнок (3600) - Барскаун - Рыбачье - Фрунзе

Руководитель похода – Павел Протопопов

Участники

Ольга Васильева (в/к Орион, Волгоград)
Юрий Молчанов (в/к Орион, Волгоград)
Алексей Левин (Капустин Яр)

Эти фотографии получены сканированием старых слайдов, так что не взыщите. Качество пленок в те времена было невысоким, да и достать их нелегко, что было, то и использовали. Да еще и выцвели они изрядно.


1-2. Первый бивак под Алма-Атой перед выходом в горы

3-4. Подъем до курорта Алмаарасан  (до 1800 м) по асфальту

5-6. А дальше нет не только асфальта, но и дороги, только тропа по ущ. р. Проходная

7. Последний лесной участок

8. Верхний участок долины, слева по ходу остается снежный хребет

9. Бивак после перевала Алматы (Проходного) (хр. Заилийский Алатау). Сам перевал проходили в сплошном тумане с дождем без фото. Осталась только снятая контрольная записка (см. ниже)

10. Долина р. Алматы на спуске с перевала

11. До самого Чон-Кемина склоны долины Алматы совершенно безлесны

12. Брод через приток Алматы

13. Еще один брод

14. По описаниям и по карте ближайший мост через Чон-Кемин должен был быть в 3 км ниже по течению. Выбор был бы идти вниз до моста и потом обратно вверх по другому берегу или подниматься вверх и переходить вброд, затем спускаясь вниз. На наше счастье практически в месте нашего спуска в долину Чон-Кемина обнаружился мост, который, видимо, был навешен сравнительно недавно

15. Мост настолько хлипкий и узкий, что перебирались челноками

16. Почти прямо напротив нашего спуска с Проходного начинается подъем на пер. Кокайрык (Кунгей Алатау)

17-18. Подъем идет по ущ. р. Орто-Койсу (Средняя Баранья река). Этот небольшой еловый лесочек - ориентир, по которому можно определить правильное ущелье для подъема

19-20. Малозаметная тропа идет по левому берегу реки с последующим переходом на правый

21-22. Узкое место

23. Вверх по склону

24. Вышли к старой морене. Здесь мы заночевал перед взятием перевала. Ночью погода резко испортилась, утром начали подъем в условиях почти нулевой видимости, да еще тропу засыпало свежевыпавшим снегом. Мы, возможно, и не нашли бы перевал, но нам повезло. Навстречу нам проехал киргиз на коне (чего он там делал с утра, непонятно), и мы по следам копыт вышли на перевал. Опять сфоткать перевал не получилось, но контрольную записку сняли, оставив свою

25. Спустились с перевала в районе поселка Чон-Сарыой. Интересно, что спуск шел по ущелью реки с тем же названием, что и с другой стороны перевала - Орто-Койсу. Иссык-Куль в этом месте особого впечатления не производит: плоский берег, ОЧЕНЬ мелко и очень мутная тепленькая водичка. Купаться совсем неохота

26. Нам предстояло объехать вокруг Иссык-Куля примерно на половину периметра через Тюп до Пржевальска. Вдоль берега идет хороший асфальт по практически равнинной местности

27. От Пржевальска до Теплоключенки асфальт, потом в сторону китайской границы идет грунтовая, но вполне приличная дорога

28. Через хребет Терскей Алатау дорога идет через перевал Чон-Ашу

29. На перевале Чон-Ашу (3819 м)

30. Спуск с перевала по притоку Сары-джаза


31-34. Ущелье р. Сары-джаз очень своеобразно и по-своему красиво. Здесь нет почти никакой растительности, только чахлая травка и лишайники и почти голые скалы. Бешеная река с мутной желтой водой. Шум в ущелье стоит такой, что при разговоре приходится не говорить, а кричать. Такое впечатление, особенно местами, что это какие-то инопланетные пейзажи

35. На подъезде к Энильчеку. Здесь на встретили пограничники и проверили пропуска. Это был год Чернобыльской катастрофы, мы заикнулись о ней, нас на смех подняли. Здесь, говорят, такой естественный фон радиации, что Чернобылю и не снилось. В Энильчеке мы узнали, что дороги на Акшийрак, которая показана на всех картах жирной линией, на самом деле нет. Мост через Сары-джаз снесло сколько-то лет назад, и его так и не восстановили. Единственный способ сообщения - по воздуху. Полтора дня мы провели в Энильчеке, пытаясь улететь, наконец, пилот какого-то полукоммерческого рейса (кажется, его нанимали альпинисты) согласился подбросить нас, но не в Акшийрак, а в Кара-сай. Мы, конечно, согласились.

36.  В Кара-сае нас тут же взяли в оборот пограничники и потащили на заставу. Отношения с Китаем были неважные, и обстановка на границе - напряженная. Начальник заставы был крайне недоволен нашим появлением (мол, тут еще туристов не хватало!) и повелел нам немедленно зону его, так сказать юрисдикции. В итоге мы, не успев очухаться, были вынуждены уехать из Кара-сая. Заночевали вот на этом плоскогорье (это между Кара-саем и Караколкой)

37. Плато Арабель-су. Небольшое плоскогорье между перевалами Суёк и Арабель-су (Барскаун), окаймленной невысокими (относительно плато) вершинами. Довольно безжизненное место, никакой растительности, постоянно дующий ветер, к вечеру превращающийся в ураган. Высота 3900 м с южного края (под пер. Суёк) с постепенным понижением в северном направлении

38. С плато Арабель-су через перевалы Барскаун и Сары-Мойнок в ущелье р. Барскаун. Живописное ущелье - приятный контраст с мрачным плато

39. Миновав погранпост, где нас ждали, предупрежденные с заставы, остановились в этом же ущелье на ночлег

40. Отсюда уже рукой подать до побережья

41-42. Южный берег Иссык-Куля - шикарное место для морского отдыха. Ласковое озеро-море со слегка соленой водой и роскошный песчаный пляж, тянущийся на многие десятки километров. И при этом - ни души. От дороги пляж отделен колючими зарослями барбариса и облепихи, через которые не так-то легко продраться. Здесь мы сделали дневку.

43. Рыбачье. Здесь мы распрощались с Иссык-Кулем и, перебравшись через небольшой водораздел, скатились во Фрунзе. 170 км спуска.

Контрольные записки мы сняли с двух пеших перевалов, Проходного и Кокайрыка. Характерно, что обе они были от литовских туристов. Другие здесь не ходят, что ли? Автомобильные же перевалы, Чон-ашу (3834), Суёк (4002), Арабель-су (3819) и Сары-Мойнок (3600), хотя и не менее высокие, никаких туров, естественно, не имели, соответственно, записок там не было.


 

Напишите ваше мнение об отчете (со ссылкой на эту страницу)

на первую страницу
клубная информация | походы | ПВД | фотоальбомы | публикации | клубные события | соревнования | форумы | ссылки

 


Сайт велоклуба ОРИОН открыт 29.08.99
© 1999-2009 Велоклуб ОРИОН

Web design by Pavel Protopopov

Hosted by uCoz