Волгоград - Ленинск - Степной - Эльтон - Ленинск - Волгоград
22-24.09.07
Денис Пеплин
В путешествие отправилась группа из четырех человек:
Дмитрий Лисовец
Анатолий Михайлов
Денис Пеплин
Станислав Полунин
На все ушло три дня, с 22.09.07 по 24.09.07, общий пробег составил 460км (500км для двоих участников, живущих в Кировском районе), более половины (около 260 км) по грунту, и около 200 км ночью (ночной грунт/ асфальт почти поровну). На третий день местами уже перли прямо по степи напролом :)
Маршрут:
Дистанция по дням: 175/115/170.
Навигация - карта, компас, велокомпьютер, звезды.
Все живы, здоровы, падений и травм не было, ни одного прокола, и обошлось без серьезных поломок.
Примерный маршрут до Эльтона
Лисовец Дмитрий |
Михайлов Анатолий - фотограф |
Пеплин Денис - общее руководство, отчет |
Полунин Станислав |
Прокатиться по пустынному, но от этого не менее интересному району нашей без преувеличения огромной области. В качестве основной цели путешествия - посещение Эльтона. На весь маршрут отводится три дня, т.е. темп довольно бодрый. Заодно выяснить возможность длительных покатушек с грузом с дистанцией под 200км в день.
Старт из Волгограда в 8:00, от проспекта Металлургов.
Закупка продуктами в Волжском. Из Волжского выехали уже ближе к полудню. Вывод: на будущее в таких серьезных покатушках будем закупаться заранее, так как закупка по пути - это потеря как минимум часа на саму закупку и на дополнительные маневры в поисках магазина.
От Волжского до Ленинска ехали со скоростью 18-20км/ч из-за сильного встречного ветра. Затем свернули на дорогу до Степного и поехали уже заметно быстрее и легче при встречно-боковом ветре.
К вечеру дозакупились в Степном, получили ценную информацию от местных жителей и на закате направились по грунтовой дороге в сторону Эльтона. На выезде из Степного отвалился с погнутыми и поломанными стойками один из свежекупленных багажников. Сняли с него почти весь груз, оставив только теплые вещи, а стойки примотали изолентой.
Эльтон где-то за горизонтом, до него меньше 100 км
Двигались до 23:00, на ночевку остановились прямо в степи, чуть отъехав от дороги.
Костровые не брали, так как не рассчитывали на возможность развести костер в степи. Соответственно, ничего не готовили, а сухпаек дополняли большим количеством сока, который в общем заменял нам чай, благо температура была плюсовая.
Для проезда через степь мы взяли с собой по 4,5 литра воды и сока на человека. Этого оказалось вполне достаточно, хотя и почти в обрез. Но на обратном пути я не проследил за количеством запасенной воды, и пришлось перейти на режим жесткой экономии. В общем в этой местности к воде надо относиться внимательнее, особенно если предполагается ночевка в степи, и тем более летом. А в случае поломки проблема может стать особенно серьезной.
Ужинали прямо в палатке, снаружи реально холодно
Отбой состоялся в 0:30.
Подъем по факту в 8:30, но специально никто никого не будил, как выспались так и встали. Дальше поехали в 10:00. Ветер в этот день не сменился и не ослаб, как впрочем и в следующий, т.е. на этот момент для нас был встречным.
Вот прямо здесь мы и ночевали
Через несколько километров стали попадаться признаки цивилизации, и вскоре мы выехали к Отгонному (он же Молотов, он же Кочевой), где побеседовали с местными жителями и направились дальше. (Важно: В Отгонном есть скважина, можно запастись водой.) Пограничная зона начинается прямо перед Отгонным.
Около плаката, обозначающего пограничную зону, я задал вопрос о паспортах. Оказалось, что ни у одного из моих попутчиков паспортов с собой нет. Паспорт был только у меня. По неопытности я этот вопрос пропустил, надо было задать его еще перед поездкой. А перед поездкой все в основном были заняты проблемами с недостающим снаряжением.
А хотя бы паспорта то у вас есть?
А через десяток километров, в 205 километрах от старта и 30 от ночной стоянки, состоялось знаменательное событие - мы увидели Эльтон.
Эльтон
Ехать сразу к озеру было нельзя, так как продукты уже заканчивались и отметить наше прибытие на озеро было практически нечем. Да и закупиться перед обратной дорогой было необходимо.
В поисках магазина с продуктами мы заехали в Приозерный, но там магазинов нет. Так и доехали до поселка Эльтон. Там и магазинов полно, и даже кафе есть - "Лаура". Закупились в магазине, наелись в кафе щей с бараниной, напились чая, и поехали через дамбу на озеро.
В колее и выкопанной в прибрежной грязи яме рапы предостаточно
Само озеро - это много соли и совсем чуть воды (зависит от сезона). Где-то воды на миллиметр над поверхностью соли, где-то и того меньше, но немногочисленные ямки заполняются водой целиком. Вода там не просто соленая - это так называемая "рапа" - раствор соли максимальной концентрации. Больше соли в рапе растворить уже нельзя. Попадая на кожу, рапа быстро высыхает, оставляя белые следы, а на слизистой вызывает сильное жжение. На ощупь рапа как бы маслянистая.
Мы добрались до Эльтона
По берегам озера - многочисленные сооружения из бревен, оставшиеся еще со старых времен, на песчаном берегу - хорошо сохранившиеся ракушки.
Вот таких загадочных сооружений здесь полно
Мы ходили по поверхности озера и даже чуть прокатились по нему, но не решились пересечь его на велосипедах по пути обратно. Все-таки рапы на поверхности озера было вполне достаточно, и риск полностью убить технику на пути обратно слишком велик.
Поверхность полностью соляная, сверху немного рапы
Совместив приятное с полезным, мы отдохнули на озере четыре часа, полюбовались закатом и после захода солнца двинулись обратно. С этого момента и до конца пути ветер для нас стал попутным и скорость резко возросла - до 27-30км/ч.
Сфотографировались в радоннерских футболках Ориона на фоне заката
На ночевку остановились так же как и раньше, в 23:00, и примерно в том же месте, но не просто в степи, а в примеченных нами ранее посадках, называемых местными "сады". Там мы развели костер - первый и единственный за всю поездку. Отбой как и раньше, в 0:30.
На этот раз на нашей стоянке был даже костер
Подъем, как и в первый раз, в 8:30, отправились в путь в 10:00. Успели рассмотреть место, в котором остановились. Больше всего в этих "садах" было птиц, в том числе и хищных. Были и какие-то мелкие зверьки.
Условия на второй ночевке были гораздо лучше
В целом это настоящий оазис посреди степи, пусть и без воды.
Оазис посреди степи
С утра понедельника на полигоне, где мы в это время находились, начались учения, и прежде чем поехать дальше, мы вдоволь насмотрелись на пролетающие над нами самолеты. Как оказалось впоследствии, это была не последняя возможность.
В районе Житкура мы свернули с накатанной дороги чуть южнее, чтобы срезать путь и выехать не к Степному, а к Заре. Было нехорошее предчувствие, да и ветер мешал быстро сменить дорогу, но мы все-таки поперлись по "короткому пути". И попали прямо в центр расположения местных воинских частей.
С точки зрения военных мы представляли собой сразу две проблемы: во-первых, нечего делать на полигоне во время учений, когда они все так заняты, а во-вторых... надо было брать с собой паспорта.
В итоге были потеряны ценные четыре часа, которые в основном ушли на ожидание приезда вызванных военными милиции и ФСБ. Зато нам устроили настоящее авиашоу: самолеты пролетали совсем рядом, иногда прямо над нашими головами на минимальной высоте. На полигоне, откуда мы только что приехали, запустили ракету. Ну и в целом отдохнули мы неплохо, расстелили коврики и вдоволь отлежались на них.
ФСБшник задал нам кучу вопросов, военные устроили капитальный шмон вещей и просмотр фоток. Было некоторое опасение насчет фотографий, но они от военных не пострадали, что в общем то и стало главным итогом этого небольшого приключения. После всей этой чехарды нас сопроводили до границы полигона и отпустили, указав дорогу до трассы.
Движемся к Ленинску
Военные снабдили нас только водой, собственно больше ничего мы и не просили. Но еда тоже кончилась, и когда мы доехали до Ленинска, то сразу кинулись в магазин и устроили ужин прямо на лавочке около входа. После ужина поехали дальше по ночной трассе - вынужденная мера, вызванная задержкой на полигоне.
В Средней Ахтубе попрощались с Анатолием - он поехал в Краснослободск напрямую.
На въезде в Волжский нас встретили настоящим салютом. И пусть наше возвращение и салют всего лишь случайно совпали по времени, все же было приятно.
Дома я был еще до полуночи, так что несмотря на потерянное время в три дня уложиться удалось. Дима и Стас поехали в Кировский, а поскольку ветер при движении по Волгограду при возвращении был встречным, это заняло у них еще полтора часа. Но и проехали они, как я уже упоминал, целых пятьсот километров за три дня.
До поселка Эльтон нельзя добраться из Волгограда по железной дороге. Можно добраться на маршрутке, но прямой асфальтовой дороги тоже нет, поэтому едет маршрутка через Быково и Палласовку, а время в пути около девяти часов. На машинах до поселка добираются тем же маршрутом, или по степным дорогам почти напрямую.
Проблемы с сотовой связью начинаются уже вскоре после Ленинска. Связь частично присутствует в Степном (хотя не во всех точках поселка, на выезде из Степного позвонить уже не удалось) а при движении к Эльтону ее уже нет и появляется она с нормальным качеством только за 20 км от поселка Эльтон.
Грунтовая дорога Степной-Эльтон довольно среднего качества. Местами она используется в качестве скотогонной тропы, местами для движения военных грузовиков, от которых отваливаются здоровенные комья грязи, и в результате получаются застывшие булыжники до двадцати сантиметров в поперечнике, наезд на которые может быть опасен. Ехать расслабившись не получается, особенно ночью - надо внимательно высматривать препятствия на дороге перед собой и крепко держаться за руль. У меня была идея двигаться при свете луны, без фар. Но это оказалось абсолютно невозможно на такой дороге.
Участок пути от Степного до Отгонного представляет из себя пересечение множества степных дорог, а значит на этом пути встречается множество развилок. Поэтому вопрос навигации особенно важен. В поход сначала планировалось взять GPS приемник, но в итоге ограничились картой и компасом. Вместе с велокомпьютером карта и компас работают, как оказалось, удивительно хорошо, хотя никакой специальной подготовки по обращению с такой навигацией у нас не было и никаких расчетов по углам и дистанциям мы не проводили. Ночью вместо компаса по пути посматривали в сторону полярной звезды, чтобы не пропустить какое-нибудь достаточно существенное закругление дороги. По пути на Эльтон ставилась задача не промахнуться мимо озера. Задача была выполнена на 5+ - выехали точно в намеченный населенный пункт, а затем на дорогу чуть южнее озера. На пути обратно была задача не промахнуться мимо дороги Ленинск-Степной или трассы Капьяр-Ленинск, что гораздо проще.
Разница между дневной и ночной температурой ощутимо больше в этой пустынной степи, если сравнивать с городом или другой местностью, с бОльшим количеством растительности. Холодать начинает сразу с наступлением темноты. А часам к девяти вечера становилось настолько холодно, что при любой остановке мы замерзали за пару минут в летней одежде, и приходилось одеваться.
Из крупной живности, кроме домашних животных, в степи есть волки. Тоже довольно крупные, если верить рассказам местных жителей. Особую активность они проявляют с сентября по апрель включительно. В сентябре начинают подходить к жилью и нападают на домашних животных, а для человека в это время почти не опасны, тем более для группы.
Предполагалось, что нужно принять меры предосторожности от мелкой живности - ядовитых насекомых, змей - т.е. например не оставлять обувь в тамбуре. Меры предосторожности были приняты, но вообще то насекомых было крайне мало, можно сказать вообще не было. Змей тем более.
Вдоль степной дороги встречаются посадки, в которых нет фруктовых деревьев, хотя местные жители и называют их садами. Еще одна достопримечательность, как правило неподалеку от каждого более-менее заметного сада, - миниатюрная военная часть - КТС (Контрольная Телефонная Станция).
Если верить программе Google Earth, мы проезжали в считанных километрах от места, где в шестидесятых годах произвели четыре атмосферных ядерных взрыва мощностью по 300 килотонн. Житкур, неподалеку от которого мы ночевали, и от которого остались одни развалины, считается аномальной зоной.
Неподалеку от Житкура взрывали ядерные бомбы
Ну а самое удивительное, хотя и не совсем материальное, но то, что нам раньше не встречалось - это абсолютная ночная тишина. Ветер не шумит, ему практически не в чем шуметь, и совсем не слышно ни птиц, ни насекомых, ни другой живности.
Насколько можно судить, наше кратковременное, но не слишком короткое велопутешествие понравилось всем участникам. Во всяком случае, было высказано желание провести подобное мероприятие в следующем сезоне.
Задача максимум - добраться до Эльтона за один день, выполнена не была. Этому помешали сразу два обстоятельства - долгая закупка в Волжском и сильный встречный ветер. Ни одно из них по отдельности нам бы не помешало. Так что можно сделать вывод: доехать до Эльтона за один день реально, даже с грузом.
Основная задача - проехать до Эльтона и обратно за три дня, была выполнена. Этому способствовал выбор правильного времени для поездки - чтобы проходить такую дневную дистанцию по грунту, необходима сухая, а лучше и не слишком жаркая погода.
Группа подобралась примерно равная по силе. Единственное, чего не удалось достичь - это равномерность загрузки участников. Но это практически нереально при отсутствии правильного снаряжения у всех и каждого.
Ничего особо сложного в больших дневных дистанция с грузом нет, при правильном темпе усталость накапливается мало, но поскольку в отличии от профи мы не можем развивать высокую среднюю скорость, большие дистанции достигаются в основном за счет умения провести бОльшую часть дня в седле (как и на марафонах), т.е. некоторая предварительная подготовка участников необходима.
на первую страницу
клубная информация |
походы | ПВД |
фотоальбомы | публикации
| клубные события |
соревнования | форумы |
ссылки
Сайт велоклуба ОРИОН открыт 29.08.99
© 1999-2009 Велоклуб ОРИОН