Велоклуб Орион

Еще раз в Африку? С удовольствием

Отчет

о спортивном велотуристском походе первой категории сложности по Египту,

совершенном группой туристов велоклуба Орион

февраль 1998

Хургада - Сафага - Кусейр - Мерса Алам - Восточная пустыня - Идфу - Асуан - Западная пустыня - Абу-Симбел, 929 км, рук. Павел Протопопов

Рассказывают: Анна Крылова и Павел Протопопов:

О поездке в Африку я узнала случайно - из календаря мероприятий велоклуба “Орион” на 98-й год, опубликованном в клубном бюллетене. Меня заинтриговала эта строчка в плане: январь - Африка - 1 категория сложности - рук. Протопопов П. А. На первой полосе этой газетки я обнаружила телефон президента клуба Павла Протопопова. Набрав номер и убедившись, что на другом конце провода тот самый Павел, представилась и без лишних слов спросила: “Вы возьмете меня в Африку?”

Оказалось, что это уже не первое велопутешествие по Африке, но женщины на велосипедах туда еще не ездили. То ли их не брали, то ли они просто не просились. Поэтому одним из первых вопросов ко мне был - не боюсь ли я? Все-таки ехать женщине в мусульманскую страну всегда рискованно. Могут арабы украсть. На это я категорично ответила, что не боюсь. Однако к этой теме мы еще не раз возвращались, обсуждая ее в обширной массе других проблем: паспорта, снаряжение, подготовка велосипеда и, наконец, сама суть - в какую страну ехать: в Египет или в Тунис? Как туда подешевле добраться, где достать билеты и какой иностранный язык нужно учить в срочном порядке? Долго определялся состав группы.

У меня было такое чувство, что руководитель втайне надеялся на женское благоразумие, которое заставит отказаться от этой затеи и остаться дома. Но благоразумие промолчало и, в итоге, в Египет отправилось шесть человек, в т.ч. трое женщин, правда, одна не в счет - она поехала в качестве матрасного туриста, без велосипеда, и мы с ней расстались еще в Хургаде.

Итак состав группы:

Павел Протопопов - руководитель
Анна Крылова - завхоз
Светлана Парамонова - медик
Сергей Парамонов - механик
Кирилл Свешников - потребитель Пепси-колы

Для новичка, никогда не ездившего на велосипеде дальше турбазы на левом берегу Волги и никогда не выезжавшего за границу своей необъятной родины, многое представлялось весьма туманным. Реальность начала вырисовываться, когда пришлось тащить на себе до вокзала упакованный в чехол велик, потом странствия в метро и по лабиринтам московских переулков, пока мы не добрались до Шереметьево-2. Я подумала тогда: как хорошо, что большую часть маршрута (плановый минимум для женщин - 400 км) мне придется на нем ехать, а не носить на плече.

Но вот, вся эта суета осталась позади, и мы, после московского мороза и метели оказались в вечерней Хургаде. Это было похоже на сказку. Пальмы вдоль дорог, как у нас тополя; двух-трехэтажные домики с ярко освещенными витринами частных лавочек; улицы без тротуаров, где автотранспорт, пешеходы и велосипедисты движутся вперемешку и, наконец, в небе месяц лодочкой, как в арабских сказках. Переночевали в дешевом отеле "Alaska", который волгоградцы присмотрели еще в прошлых поездках. Спала я плохо. Возможно от обилия новых впечатлений - здесь все другое: воздух, луна, улицы, дома, люди, а возможно, потому что была неудобная жесткая подушка - в виде толстой колбасы. А утром выехали на маршрут.

1 февраля

Выехали, правда, не совсем утром - в 11-20. Попетляв по старой Хургаде, в полдень мы выехали на трассу, идущую на юг по берегу Красного моря.

Для новичка всегда хватает впечатлений в первом походе. Для меня же, ко всем радостям, трудностям и сюрпризам жизни на колесах добавился колорит африканского континента: чистейшее необычайно бирюзовое море, живописная линия горных хребтов, желтые и зеленые шары верблюжьей колючки, суровая красота пустыни и на удивление хорошие, для таких, казалось бы, глухих мест, дороги. За весь день нас обогнали всего 3-4 машины.

Погода в Египте в это время года благоприятна для велопутешествий. Как мне рассказали заранее, здесь зимой вдоль моря всегда дует попутный северный ветер. Правда, в этот раз он почему-то немного капризничал и оказался встречным, хорошо, хоть несильным (пару дней он пытался расстроить наши планы, но затем все пришло в норму).

Дневные привалы и ночевки мы всегда старались по возможности делать подальше от дороги и людных мест, чтобы не привлекать незваных гостей. На перекус остановились на берегу моря, вблизи от какого-то отеля. Нам были хорошо видны тростниковые шалаши для отдыхающих на пляже. Желающие открыли купальный сезон. Проехав в этот день 46 км, мы заночевали "на старом" (для меня, конечно, новом) месте в горах справа от дороги, в том месте, где горы довольно близко подходят к дороге. Как выяснилось, это излюбленное место ночлега волгоградских велотуристов на подъезде к Хургаде или отъезде от нее. Место это оказалось довольно ровной площадкой из чистого песка, окруженной с трех сторон скалами и открытой в сторону моря. С дороги ее не видно. Первая ночь в пустыне была теплой и звездной.

2 февраля

Утром температура воздуха +11С. Выехали на трассу в 8-50 и после 18 км и пары часов комфортной езды оказались в Сафаге - еще одном курортном центре на побережье красного моря. Совсем недавно Сафага была маленькой, забытой всеми богами деревушкой, где и вода-то была привозная, а немногочисленные жители промышляли рыболовством. С началом кампании египетского правительства по развитию туризма на красноморском побережье все изменилось. Вслед за Хургадой Сафага превратилась в огромную стройплощадку, и вдоль берега моря появились десятки отелей и пансионатов. Сафага стоит на берегу большого залива, который зимой - идеальное место для любителей виндсерфинга: стабильный сильный ветер и небольшое волнение, поскольку залив со всех сторон защищен от остального моря. Когда мы проезжали по берегу мимо залива, он был весь усеян парусами серфингистов.

В Сафаге мы запаслись продуктами и водой и продолжили наш путь на юг. Еще 34 км вдоль берега моря, и мы приехали к "патентованному" месту волгоградцев для ночлега и дневок. Это одно из немногочисленных мест на египетском побережье красного моря, где есть довольно большой участок мангровых зарослей (фото 1). Их небольшие мясистые листья на вкус соленые.

Фото 1. Мангры на Красном море близ Кусейра

Здесь довольно обширное пространство покрыто то ли большими кустами, то ли мелкими деревьями мангров, которые, как известно, прекрасно себя чувствуют в морской воде, с множеством заливов и заливчиков, где густые заросли сменяются маленькими мелкими озерцами морской воды. Уровень воды в них меняется в течение суток с приливом и отливом примерно на полметра. В воде полно маленьких крабиков и другой морской живности, эти заросли, видимо, идеальное место для вывода молодняка.

Видели больших белых птиц, издалека очень похожих на цапель.

Вода в море теплая, необычайно прозрачная и соленая. У берега мелко, линия прибоя начинается в 40 метрах от кромки воды, дно - все в кораллах. А на берегу можно найти массу морской экзотики: обломки кораллов, разных форм и размеров ракушки и пр. Мы заночевали на обычном "волгоградском" месте - небольшой ложбинке между двумя песчаными буграми, упирающейся прямо в заросли. Место это не видно ниоткуда, ни с моря, ни с дороги.

По пути от трассы к морю мы "засветились". Обычно мы пробирались к морю по одной из ложбин, так чтобы нас меньше было видно, а нынче "в наглую" поехали поверху - и вот вам результат: уже когда мы расположились на месте, откуда ни возьмись появился араб (видимо пограничник) и сказал, что ночевать здесь нельзя - пограничная зона. Мы все таки уговорили его отвязаться от нас, сказав, что утром мы уедем. Он согласился, но в море купаться запретил.

За день пройдено 69 км.

Конечно же, мы купались в теплых мелких заводях, а я набрала коробку мелких ракушек и кораллов. Вечером жгли костер из сухого мангра. Когда мы уже разошлись по палаткам спать, в лагерь приходили "гости", их было 2-3 человека, они о чем-то говорили по-арабски и вскоре ушли.

3 февраля

Температура воздуха утром +13С. Подъем в 6 утра. Ночные гости ничего не украли в лагере, и это радовало. Из потайного укромного места достали закопанную в прошлом году бутылку с запиской, вложили новую записку и 1 египетский фунт на всякий случай.

Выбравшись с утра на дорогу, мы снова покатили на юг. Ветер встречный как назло. Все так же слева море, справа широкая, в несколько километров, полоса песчаной пустыни, а за ней - черные скалистые горы. Рельеф дороги напоминает дорогу Волгоград - Камышин вдоль Волгоградского моря: такие же частые подъемы и спуски, дорога пересекает сухие балки, спускающиеся от гор к морю, отходя немного от берега, потом снова возвращается к самому берегу (фото 2)

Фото 2. Дорога по берегу моря

В час дня мы были в центре Кусейра - следующего к югу населенного пункта после Сафаги. Это уже не деревушка, а городок, и тоже подвергшийся воздействию индустрии туризма, хотя и в меньшей еще степени, чем Сафага, а тем более Хургада. Отсюда на запад через Аравийскую пустыню идет еще одна дорога в долину Нила (одна дорога шла от Сафаги). Мы собирались по этой дороге добраться до знаменитого Луксора и свернули на эту дорогу, начинавшуюся прямо из города.

Дорога выходит из Кусейра и по почти плоской пустыне идет прямо к горам, которые в этом месте довольно далеко отстоят от моря. все время небольшой подъем. Однако проехать по этой дороге нам удалось недалеко, мы даже не доехали до гор. В 3 километрах от Кусейра (100 м подъема) дорогу преградил блок-пост, где нас остановила туристская полиция. К нашему удивлению и разочарованию дальше нас не пустили, объяснив, что на этой дороге слишком много боевиков. Никакие наши уговоры не помогли, и нам пришлось возвращаться в Кусейр, чтобы двигаться дальше по запасному варианту - через Мерса-Алам - деревушку, расположенную еще южнее на побережье, откуда в долину Нила идет еще одна дорога (через Восточную пустыню).

Мы спустились опять к развилке дорог и повернули на юг на Мерса-Алам. Я была даже рада этому, потому что не хотелось расставаться с морем.

Через 7 км мы остановились на перекус на берегу моря. Место оказалось неплохое: хорошее купание, есть, где спрятаться от дороги, живописная бухта. Это место нам настолько понравилось, что перекус плавно перетек в полудневку, а затем в бивак. Ориентир: первая долинка после Кусейра, ведущая к морю, надо пройти по ней и затем - вправо по берегу в ложбинку. Еще ориентир: если ехать от Кусейра, надо проехать белый шар с вышкой, а если к Кусейру, то сворачивать надо, не доезжая до него (но уже в виду). Пресной воды здесь, естественно, нет, как и на всем побережье от Кусейра до Мерса-Алама, но мы это предвидели и запаслись водой в Кусейре на два дня вперед. За день пройдено 55 км.

На самом деле в южном направлении ехалось тяжеловато из-за встречного ветра, и в группе возникли разногласия: одни заявили, что им надоели однообразные пейзажи и встречный ветер, что нужно возвращаться назад и наслаждаться в Хургаде дарами цивилизации, другие хотели ехать только вперед, третьим было вообще все равно куда ехать. Мы сели на перекус в надежде, что решение проблемы придет само собой. Но оно не приходило. Тогда решили никуда больше в этот день не ехать, а заночевать прямо здесь, на берегу. Место оказалось весьма удачным. Мы разбили лагерь и пошли купаться. В прибрежной полосе было много морских ежей, звезд, причудливых водорослей и кораллов. Мы гуляли и фотографировали их до темноты. Во время ужина психологическая атмосфера разрядилась, мы решили, что завтра с утра поедем обратно в Кусейр к начальнику тур. полиции с просьбой пропустить нас по заветной дороге, мотивируя тем, что если по ней никого не пускают, то и боевиков на ней нет. Мы были так уверены в успехе мероприятия, что даже не стали придумывать альтернативных решений.

4 февраля

Выехали с места ночлега в 9-30. Ветер, после прошлых капризов, наконец-то установился, какой нужно: сильный и попутный, так что даже постоянные подъемы не очень донимали. Поэтому решение пришло само собой - не возвращаться, а ехать в Мерса Алам. Дорога очень живописная, места на море замечательные и совершенно дикие. Сюда еще не дошла волна преобразований, уже поглотившая Хургаду и Сафагу и добравшаяся до Кусейра. По всей видимости, вскорости и здесь все эти прекрасные в своей первозданности места будут превращены в отстойники для иностранных туристов. Так мы и ехали весь день, наслаждаясь жизнью, периодически останавливаясь, чтобы искупаться на очередном диком пляже.

Бывалые отмечали, что в этом году февраль в Египте выдался довольно жарким. Днем температура доходила до 33 по Цельсию, а ночью плюс 11-13. К вечеру ветер стихал, что позволяло довольно комфортно ужинать и завтракать.

Остановились на бивак в 16-30, свернув с дороги в долинку к морю и разбили палатки прямо на берегу небольшой бухты. Неподалеку арабы ловили на мелководье рыбу и собирали ракушки на сувениры для туристов. Горы подступают в этом месте прямо к морю, они интересного розового цвета, со следами выветривания, а прибрежные скалы сильно подмыты морем, образуют навесы над водой. За день пройдено 106 км (суммарный набор высоты за день 300 м).

Ночью самые смелые спали не в палатке, а на улице. "Смелые" - потому что здесь ползали огромные черные пауки, ядовитые или нет, не знаю. Один такой к моему ужасу залез в палатку, чем вызвал состояние легкого шока. Ну, черными и огромными они показались со страха, на самом деле они были совсем небольшие и белые в крапинку.

5 февраля

С утра, подгоняемые попутным ветром, мы быстро домчались до Мерса-Алама и в пол-одиннадцатого были уже там. Здесь пока еще совсем захолустье, даже вода привозная, но уже кое-какие признаки будущей цивилизации есть: мы заметили несколько строек. Основная дорога продолжает идти отсюда дальше вдоль моря в сторону суданской границы, а мы повернули на запад в пустыню, и сразу начался подъем. Ветер попутный, но от этого очень душно. Градусник, закрепленный под седлом руководителя, показал +30С в тени. Жара очень мешала. На дороге нам повстречались водовозы. Мы набрали у них воды и намочили одежду.

Поднимались мы почти весь оставшийся день и в четыре часа оказались на первом перевале. Высота его 536 м, расстояние от Мерса-Алама 36 км. Пятикилометровый спуск привел нас к развилке дорог: влево пошла второстепенная, но тоже асфальтированная дорога на Sleikh Salem. Отсюда снова начался подъем. Еще через 5 км, в 17 часов мы остановились на ночлег справа от дороги за невысокой грядой. В этом месте слева от дороги стоят два дерева, справа - одно. Велосипеды от дороги несли на руках, чтобы на проколоть колеса колючками, которых здесь полно в песке. За день пройдено 70 км, набор высоты 536 м.

6 февраля

Выехали рано, еще восьми не было. Встречный ветер приятно обдувает, поэтому ехать не так жарко. Опять пошел подъем и продолжался еще 10 км. Дорога здесь идет по неглубокому ущелью - вади-представляющему собой сухое русло древней реки (фото 3).

По дороге тормознули машину, шедшую в Мерса Алам на рынок. Купили у них помидоров. Апельсин, бананов и арбуз. Арбуз, чтобы далеко не везти, съели прямо на дороге (фото 3а).

Фото 3. Дорога через Восточную пустыню                                    Фото 3а. Арбуз в пустыне

Наконец, забрались на второй (и последний) перевал. Высота 552 м.

Большого спуска с перевала не получилось: как и на других дорогах, связывающих Красное море и долину Нила, посередине - что-то типа плато с постепенным понижением в сторону Нила. А со стороны моря эти плато ограничиваются горной грядой. Так что от моря подъем существенный, а спуска почти не заметно.

Весь день мы ехали по пустыне. Пустыня оказалась вовсе не безжизненной. По дороге нам встречались дикие верблюды, черные жуки-скарабеи - национальный символ Египта, частенько перебегавшие дорогу, не говоря уж о мухах, донимавших нас на стоянках. Иногда среди пустыни  встречались кажущиеся мертвыми деревья с длинными острыми колючками вместо листьев. А вокруг пустота и тишина, и чувствуешь себя маленькой песчинкой на краю Вселенной. Днем столбик термометра поднялся до +33°С

Ближе к вечеру (в 16-00) проехали Баррамийю (63 км от перевала, высота 292 м). Это не поселок, а просто точка посреди пустыни, где есть кадка с привозной водой под навесом и хилая хибара, где можно скрыться от солнца. Народу никого. Здесь мы сидели в тени скалы и ждали руководителя, проколовшего колесо. Очень много мух, приходилось все время отмахиваться. Для меня так и осталось загадкой - откуда они взялись в пустыне. Из бочки набрали воды, чтобы помыться вечером. Пить такую воду опасно. Под вечер дорога начала спускаться с плато, виляя между гор. Останавливаться на отдых неприятно из-за мух.

Проехав еще 15 км, остановились на ночлег, опять в пустыне, в очень живописном месте. С наступлением темноты мухи пропали. Ночь была на редкость теплой +13-15°С. Пройдено 88 км, набор высоты 284 м.

7 февраля

Последний день движения по заявленному маршруту, но не похода вообще. Продолжили движение через пустыню. Дорога виляла между невысоких выветренных гор. Ехать легко, ветра практически нет, продолжается почти незаметный глазу, но ощутимый для велосипедов спуск. Через 38 км - Канаис, примерно то же, что Баррамийя - точка (высота 228 м). Через пару десятков километров начали появляться некоторые признаки скорого конца пустыни. Вдруг у дороги не какой-нибудь там саксаул - настоящая живая зеленая пальма (фото 4).

Фото 4. Дерево в пустыне

Постепенно плоская пустыня стала переходить в вади - широкую долину, сначала пустынную, затем стало появляться все больше зелени, следов человеческой деятельности, потом появились строения, а потом и полностью окультуренная, засаженная и засеянная земля. По обеим сторонам дороги пошли плантации, дома, народу полно. В воздухе стоял густой пряный запах от растений по бокам дороги.

Мне показалось, что долина Нила началась очень резко: мы перевалили через небольшой холм и сразу оказались словно в другом мире - пальмы, плантации сахарного тростника, какие-то зеленые посадки, мулы, запряженные в тележки, мухи, люди. Подобрали на дороге упавший с повозки тростник, остругали и попробовали - приторно сладкий на вкус.

В пол-четвертого мы выехали к Нилу в районе города Идфу (на противоположной стороне реки). Перед мостом мы остановились и объявили велопоход 1 к.с. законченным. Маршрут пройден полностью. В последний день пройдено 94 км. Высота над уровнем моря в районе моста через Нил 80 м.

Но это не означало конца путешествия. После окончания похода мы разделились на две группы по интересам:

первая - женщины, А. Крылова и С. Парамонова в сопровождении юного К. Свешникова решили отправиться осматривать достопримечательности на север, сначала в Луксор, потом в Гизу к пирамидам и в Каир, причем уже не на велосипедах, а на механическом транспорте.

вторая - С. Парамонов и П. Протопопов поставили целью добраться до Абу-Симбела на крайнем юге Египта, т.е., практически сделать еще одну единичку.

Первая группа погрузилась в микроавтобус и отбыла на север, а вторая, оседлав велосипеды, двинулась на юг. Далее следуют рассказы об их дальнейших приключениях.

 

К храму Рамзеса II

Идфу - Асуан - Западная пустыня - Абу-Симбел

П. Протопопов

7 февраля

Усадив женщин в автобус, мы вернулись к мосту и выехали на трассу, ведущую в Асуан. Дорога идет по правому берегу Нила который на этом участке довольно гористый. До вечера мы проехали еще 24 км и заночевали прямо на берегу Нила, для чего спустились с трассы, которая идет в этом месте довольно высоко над рекой и на удалении нескольких километров, по второстепенной грунтовой дороге и выехали к железной дороге, которая идет очень близко к берегу (в 50 м). Мы перебрались через рельсы и нашли на берегу ровную площадку под невысокими деревьями (фото5).

Фото 5. Вечер на Ниле

Поезда здесь ходят очень редко, ночью вообще никакого движения замечено не было, так что железная дорога нас не беспокоила.

Всего за день пройдено 116 км.

8 февраля

В восемь утра выехали на трассу. Избавившись от балласта в виде женской части группы, мы поехали значительно быстрее. В 11-30 мы уже въезжали в Асуан, проехав с утра 85 км. Асуан известен в России прежде всего тем, что рядом с ним нашими строителями была возведена высотная Асуанская плотина, в остальном он особого интереса не представляет. Но именно здесь Парамонов вознамерился приобрести некий экзотический сувенир, без которого он из Африки уезжать не хотел. Как мы вскоре выяснили, эти сувениры в Асуане продавались всего в одном магазине. А это было воскресенье. Найдя магазин, мы обнаружили, что он, естественно, закрыт. Но это Сергея не смутило. Мы узнали у местных мальчишек, где живет хозяин, поехали к нему домой, вытащили из дома и заставили открыть магазин. Парамонов приобрел свой сувенир, хозяин закрыл магазин, и мы поехали на набережную любоваться сувениром. Изучив его, Сергей решил, что ему нужна пара и что надо возвращаться снова в тот же магазин. Я был несколько обескуражен таким развитием событий: мы и так уже проторчали в Асуане три часа, но Парамонов был непреклонен. И весь цикл повторился: домой к хозяину - магазин - сувенир. Только в 16-30 мы выехали из Асуана в сторону Западной пустыни, загрузившись водой и продуктами на трое суток.

Через Нил мы переехали по старой плотине, поскольку этот путь был короче, а чтобы попасть на новую плотину с этой стороны, надо было делать большой крюк. После старой плотины дорога вскоре соединяется с той, которая идет с новой плотины. Здесь мы повернули налево на эту дорогу, собираясь заехать на высотную плотину, чтобы посмотреть на море Насера. Проехали 2.5 км и уперлись в шлагбаум. Оказалось, что за проезд по этой плотине берут, в том числе и с велосипедистов (с них по пять фунтов с рыла). Такая наглость нас возмутила: мы, можно сказать, им эту плотину выстроили за бесплатно, а они с нас же дерут! Из принципа мы платить не стали и повернули обратно. Вернулись на развилку и поехали в направлении Абу-Симбела.

Ровно через 10 км от этой развилки в шесть часов вечера мы остановились на бивак, отъехав в сторону от дороги километра на два за песчаные бугры. Недалеко была вышка с радаром. За день пройден 121 км, суммарный набор высоты 308 м. Вечером, ночью и утром над нами барражировали боевые самолеты. Мы уж подумали, не нас ли они, часом, высматривают? Но или они нас не обнаружили, или искали не нас, или вообще никого не искали, а просто резвились, во всяком случае, никто наземный нас не потревожил.

9 февраля

Выехали в 7-40. Почти сразу же на дороге - блок-пост. Именно завидев его, мы давеча и остановились ночевать раньше, чем могли бы, чтобы не проезжать его, на ночь глядя, и чтобы на посту не возникало нездоровых вопросов насчет того, а где же мы собираемся ночевать? Проехали его без проблем.

Через 15 км - заправка, можно попросить воды (немного). Еще через 70 км (12-50) база строителей, дома, есть водонапорная вышка (знак: Абу-Симбел 160 км). Все это время пейзаж "за окном" оставался практически неизменным. Западная пустыня, которая уже является практически частью Сахары, резко отличается по виду от уже известных нам Аравийской и Восточной. Здесь ландшафт совершенно плоский, как стол, поверхность состоит из плотного песка, и на этом столе торчат то тут, то там темные, почти черные холмы правильной конической формы.

Еще через 50 км, не доезжая до знака Абу-Симбел 110 км, снова строительная точка, есть бар, где продают безалкогольное пиво, есть бак с водой. Вообще похоже было, что в этой Западной пустыне разворачивается грандиозное строительство, очень много согнано строительной техники почти по всему пути.

Еще через 24 км остановились на ночлег (17-45). Пройдено за день 173 км, суммарный набор высоты 336 м.

10 февраля

Выехали в 7-40. Через час и 31 км - развилка дорог, повернули налево на Абу-Симбел. В 11-30, проехав 86 км от бивака, мы въехали в Абу-Симбел. Всего от отеля "Аляска" - стартовой точки маршрута пройдено 929 км, от Асуана 290 км за один день и еще 7 часов. Городок стоит на высоком берегу моря Насера. Главной достопримечательностью является храм Рамзеса II, который, по некоторым данным, после строительства Асуанской плотины оказался в зоне затопления и был аккуратно перенесен повыше (фото 6).

Фото 6. Храм Рамзеса II

В храм пускают экскурсии, Парамонов купил билет и отправился на экскурсию, я же, как обычно, остался снаружи. Не перевариваю я все эти храмы, пирамиды и прочие пыльные древности. Часа полтора длилась экскурсия, потом мы быстренько поели и взяли такси за 30 фунтов ($9) до Асуана (велосипеды погрузили на крышу). В Асуане пересели на рейсовый автобус, идущий в Каир через Хургаду (50 фунтов). Без десяти час ночи мы были уже в родном отеле Аляска, где встретили вторую часть группы.

 

 

 

 

К пирамидам

Идфу - Луксор - Гиза - Каир

7-10 февраля

А. Крылова

Мужская часть группы наняла для нас микроавтобус, погрузила велосипеды, вещи, нас и отправила в Луксор. Дорога, по которой мы ехали вдоль Нила, очень живописная – много зелени, посадки тростника, пальмовые рощи. Проезжали небольшие городки и деревушки. По дороге встречались настоящие трущобы – выдолбленные в песчаных скалах ниши, напоминающие норы, окна и двери без рам и стекол, просто завешены куском ткани.

На блок-посту в 45 км от Луксора дорожная полиция проверила паспорта, записала нас в какой-то журнал, потом они звонили в Луксорскую полицию и только после этого пропустили дальше.

В город мы приехали уже по темноте. Водитель автобуса отвез нас в гостиницу «Гранд Отель» - вполне приличную и не очень дорогую, где мы сняли одну комнату на троих.

Когда я увидела себя в большом зеркале, то ужаснулась – на меня смотрел кто-то черно-серый от загара, пыли и велосипедного мазута. После косметических процедур хозяин гостиницы – Саид - отвел нас в ресторан. После ужина Саид показывал нам город: покатал на кабриолете, запряженном осликом. Показал древний полуразрушенный город-храм Карнак. Экскурсия мне понравилась, после нее я пришла в номер и моментально заснула мертвым сном. Арабская подушка уже не казалась такой неудобной, как в первый раз в Хургаде. А наш юный спутник пошел с Саидом в мужской ночной клуб, куда женщин не пускают.

Утром после завтрака в отеле собрали вещи и отправились смотреть Долину Королей. Она находится на другом берегу Нила. Мы наняли фелуку - небольшую лодку, хозяин перевез нас вместе с велосипедами за 3 фунта с человека.

Долина Королей располагается от берега Нила примерно в 7-10 км. Дорога к ней идет мимо двух огромных каменных Колоссов – сидящих великанов. Их я помню с обложки школьного учебника по истории древнего мира. На подъезде к долине горы очень выветрены. Дорога забита туристическими автобусами. У входа на территорию долины – толпы туристов. Вход в любую гробницу стоит 20 фунтов. Это достаточно дорого. Посетитель может выбирать – какую гробницу посетить. Я спускалась в гробницу Тутанхамона. Особого впечатления это на меня не произвело – лежит в каменном мешке другой мешок камня, а стены рядом расписаны всякими значками и картинками, значения которых ты не понимаешь, а можешь только догадываться о нем.

Больше я никуда не спускалась, а наоборот, по узкой тропинке поднялась на гору и сфотографировала долину сверху.

В некоторых нишах стоят указатели, что здесь ведутся археологические раскопки, и вход запрещен. Уже на спуске ко мне подошел полицейский и проводил меня вниз. Видимо он подумал, что я заблудилась.

Когда мы уезжали, туристов стало еще больше, мы еле протолкнулись между автобусами с велосипедами. На обратном пути подъехали к дворцу царицы Хатшепсут. В сам дворец я не пошла. Эти пыльные древние камни, как я ни старалась, не вызывали у меня ни интереса, ни восторга, ни желания платить за их просмотр немалые деньги. Гораздо интереснее были люди – веселые, немного наивные, хитрые, жадные, любопытные египтяне. Надо сказать, что встречали нас весьма радушно, помогали, чем могли, и очень удивлялись, когда мы на ломаном и исковерканном английском объясняли, что мы из России (Москва, Горбачев) и путешествуем на велосипедах. На сами велосипеды смотрели как на 8-ое чудо света.

Обратно через Нил перебрались на общественном пароме за 1 фунт с человека. Вода в Ниле мутная, много рыбацких и туристических лодок под парусами. Немного покружили по городу, пока не нашли вокзал. Мы сидели на перроне с вещами, нас пригласили к себе в будку железнодорожники. У них мы готовили на примусе ужин, а они все время удивлялись этой конструкции.

Наш путь лежал на север, в Гизу и Каир, чтобы увидеть пирамиды. Но поезда шли переполненные или очень дорогие – спальные. Мы пропустили три поезда и уже подумывали о том, чтобы вернуться в гостиницу, а утром ехать автобусом, но мне удалось узнать, что около 12 ночи будет идти еще один неспальный поезд. Он опоздал на час. Мы быстро запрыгнули в него с велосипедами, не смотря на протест проводника, уселись в удобные широкие кресла и заснули.

Чтобы посмотреть пирамиды, нужно выходить в Гизе – это город-спутник Каира, но мы ее прозевали, вернее проводник, точивший на нас зуб за нестандартный и объемный багаж, заваливший пол тамбура в вагоне, не предупредил нас вовремя. Доехали до Каира. Поразили кучи мусора, который, похоже, выбрасываются прямо из окон жилых домов на железнодорожные пути. На перроне сразу запрыгнули в другой поезд, идущий в сторону Гизы. В суматохе потеряли пару стяжек. До Гизы доехали зайцем, узнали у прохожих направление движения на пирамиды и покатили.

Уличное движение там совершенно беспредельное, за все время я видела всего два светофора, да и те не работали. Движение интенсивное, одно направление в 4 ряда, но все движутся вперемешку, как бараны в стаде, перестраиваются, тормозят, высаживают и сажают пассажиров кому где удобно, можно и в самой гуще машин. Сейчас мне кажется, что наши маршруточники учились ездить в Каире и Гизе. Пешеходы переходят улицы, где попало, ныряя между машинами на свой страх и риск. Машинные сигналы не запрещены. Поэтому каждый гудит в свое удовольствие и столько, сколько захочет. Все вместе это сливается в жуткую какофонию.

В первое время я все время ожидала, что вот сейчас в меня кто-нибудь врежется или я в кого-нибудь. Но Бог миловал. Правда один раз я все же зацепила краем рюкзака чью-то легковушку, и к моему великому ужасу, от машины отлетела часть внешней отделки в виде полосы на борту. Я ждала скандала и разборок с хозяином. Но кроме меня никто этого даже не заметил.

Сели закусить аппетитными пончиками в небольшом придорожном кафе. Именно здесь и познакомились с Ахмедом. Он показал нам дорогу к пирамидам и пригласил к себе в гости. У него в доме мы и остановились. Одна большая семья занимает весь дом с общим входом. Наш хозяин занимал первый этаж. Места у него полно – 7 комнат и минимум мебели. Так что мы его сильно не стеснили. После чашки чая Ахмед повел нас на экскурсию к пирамидам. Мы наняли верблюдов и лошадь и пирамиды осматривали верхом. Пока лазили по ним и фотографировали, стемнело. Вернулись в город и вечер провели в компании хозяина и его родственника. Хозяин водил нас на крышу дома. С нее видно и слышно ежедневное вечернее шоу.

Спать легли все в донной комнате. Хозяин – на единственной в доме кровати, а мы на полу на своих ковриках и спальниках.

Утром после завтрака опять вернулись к погонщикам верблюдов. Теперь я ехала с проводником. Осмотрели Сфинкса с отбитым носом, пирамиду Хеопса, древнее кладбище крестоносцев. Даже скакали галопом на верблюде.

После экскурсии хозяин дома завел нас в парфюмерную лавку, похожую на музей. Из вежливости мы что-то купили.

На прощание подарили Ахмеду сувенир – русскую матрешку, и поехали назад на вокзал.

Сегодня ехать по улице было не так страшно, или машин стало меньше, или я начала привыкать. В конце концов мы обнаглели и поехали по встречной полосе, чтобы не пропустить кафе, где вчера ели пончики. Немного потолкались по торговым рядам – настоящий восточный колоритный базар.

Неожиданно хлынул сильный грозовой дождь. Мы переждали его под большим мостом. Стоявшие рядом снами горожане сказали, что такое явление – редкость для Гизы.

До Каира доехали зайцем в тамбуре вагона, там всего 15-20 минут езды.

В Каире на улицах великое столпотворение. Здесь тоже прошел дождь, было очень грязно. Грязь липкая, как пластилин, облепляла колеса. Мы хотели попасть в музей, но у Светланы и у Кирилла спустили колеса, ехать невозможно, опять пошел дождь, музей закрылся, т.к. был уже вечер. Нужно было или искать гостиницу, или ехать в Хургаду. Гостиницы в Каире очень дорогие. Мы решили ехать. Тем более, что автостанция была рядом. Из окна автобуса я увидела ночной, освещенный огнями Каир. В автобусе так работал кондиционер, что мне пришлось закутаться в спальник. И дремать всю дорогу.

В Хургаду приехали около двух ночи. Кое-как нашли отель «Аляска». Я мечтала о нем как о родном доме. На пороге отеля нас встретила мужская часть группы, они вернулись минут на 30 раньше нас.

Вот теперь поход окончательно завершен.

11-14 февраля

Три дня на "разграбление" Хургады. Традиционная морская прогулка на коралловые острова (diving), экскурсии, магазины. По вечерам и ночам женщины "отрывались" в барах и ресторанах, у них образовались поклонники из местной шпаны - милые люди, так что в гостинице им ночевать не пришлось. Улетали из Африки мы как обычно: с чувством глубокого удовлетворения.

Оставшиеся 2-3 дня до самолета мы осматривали Хургаду: ее рынки, торговые лавочки, отели, ночные дискотеки, пляжи. Ездили на яхте на коралловый остров, ныряли с маской в рифах. Поразительно красивый подводный мир Красного моря, разнообразие рыбок, медуз, водорослей.

И, конечно, нельзя не сказать о людях, населяющих эту землю. Они очень приветливы и гостеприимны. В первые дни меня даже слегка пугало их навязчивое внимание (это напоминало мне предупреждение о воровстве женщин). Однако египетское гостеприимство отличается от русского - бескорыстного. Здесь гости - источник дохода. Поэтому хозяева не упустят возможности вытрясти из вас побольше фунтов. Торг в этом случае дело не просто обычное, но и необходимое.

А в остальном, арабы - довольно милые люди, готовые прийти на помощь туристу с велосипедом. На протяжении всего путешествия нас встречали улыбки, приветствия, рукопожатия. Даже малыши знают по-английски хотя бы два слова: Hello и Welcome.

Две недели пролетели очень быстро. Наряду с увиденными пирамидами, долиной Королей, древними дворцами и храмами, пальмами на берегу Нила и кораллами Красного моря, осталось еще столько интересного и непознанного, что, покидая эту страну, увозишь с собой надежду вернуться сюда снова.

 

Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)

на первую страницу
клубная информация | походы | ПВД | фотоальбомы | публикации | клубные события | соревнования | форумы | ссылки

free counters

 

 

 

Hosted by uCoz