Велоклуб Орион

Карпаты-86

Отчет

о велотуристском походе четвертой категории сложности по Карпатам:

Ужгород - Перечин - Турьи Реметы - пер. Обавский Камень - Синяк - Свалява - пер. Керецкий - Долгое - пер. Липецкая Поляна - Липча - Нижнее Селище - пер. Богдан - Угля - пер. Водицкий - Водица - пер. Тевшак - Кобылецкая Поляна - Великий Бычков - Рахов - пер. Поп-Иван (Черногора) - Верховина - пер. Кривополье - Ворохта - Яремча - Надворная - Солотвин - Долина - пер. Вышковский - пер. Торунский - Торунь - Майдан - Подобовец - пер. Подобовецкий (Гукливский) - Воловец - пер. Воловецкий - Подполозье - Ростока - пер. Ростокский - Ужок - пер. Ужокский - Самбор - Львов

8 - 24 июля 1986 г.

Руководитель группы П. А. Протопопов

Поход утвержден Ростовской зональной маршрутно-квалификационной комиссией
Маршрутная книжка №97-86.

Отчет писали В. Комочков (этим цветом) и П. Протопопов (этим цветом)

Содержание

Справочные сведения о походе

Участники похода

Общая характеристика района похода

Общая характеристика маршрута

График движения

Техническое описание маршрута

Интересные объекты на маршруте

Выводы и рекомендации

Справочные сведения о походе

Протяженность маршрута 933 км, продолжительность похода 17 дней, в том числе 1 дневка.

Участники похода

Протопопов Павел - руководитель
Исаев Петр - медик
Кайуменова Светлана - фотограф
Комочков Валерий - завхоз
Ливенцева Татьяна - летописец
Парпалыгин Анатолий - механик

Общая характеристика района

Из Большой Советской Энциклопедии:

Украинские Карпаты, северная часть Восточных Карпат, протягивающихся на территорию Украины на 280 км в пределах Львовской, Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой областей. Высота до 2061 м (гора Говерла). Склоны гор покрыты смешанными и темнохвойными лесами, в нижнем поясе — буковые леса. Горные луга верхнего пояса (полонины) используются как летние пастбища. Месторождения нефти, газа, бурого угля, серы, озокерита, каменной и калийной соли и др.

Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. Средняя температура января  — 4-—5 °С, на самых высоких вершинах она понижается до —9, —10 °С, а местами и ниже. В некоторых внутригорных впадинах зимой отмечаются температурные инверсии. Средняя температура июля в предгорьях 17-18 °С; в верхнем поясе гор она снижается до 5-4 °С, а местами и ниже. Максимум осадков приходится на лето. Большая часть осадков выпадает в виде дождей. Продолжительность снежного покрова в предгорьях составляет 2-3 мес. (в некоторых районах он образуется лишь эпизодически), в горах до 5-7 мес., а местами и более. Современных ледников и вечных снегов в Карпатах нет.

Животный мир характеризуют в основном представители лесной фауны. Широко распространены белка, заяц, из хищных встречаются медведь, волк, рысь, куница, из копытных — олень, косуля, серна, кабан, из птиц - глухарь, сова, дятел, кукушка. Сохранности естественных ландшафтов способствует широкая сеть природных заповедников и парков.

В связи с относительно небольшой высотой Карпаты сравнительно легко проходимы, особенно в центральной части. Главные перевалы, через которые проведены ж. д. и шоссе, находятся преимущественно на высоте 500-1000 м.

Как район велопохода Карпаты представляют весьма умеренный интерес. Здесь нет никаких особых природных или созданных человеком достопримечательностей, ради которых стоило бы сюда ехать, потому что таких больше нет нигде. Невысокие, покрытые лесом горы весьма напоминают предгорья Кавказа, некоторые районы горного Крыма и Южный Урал. Пресловутое озеро Синевир знаменито в этой округе лишь потому, видимо, что оно здесь чуть ли не единственное, а на самом деле выглядит весьма бледно по сравнению с озерами Кавказа и тем более - Центральной Азии. А если еще добавить частые дожди, пик которых приходится именно на лето и из-за которых вода в реках постоянно мутная, а дороги грязные, то надо признать, что привлекательность региона не очень высока.

Со спортивной точки зрения особых сложностей и серьезных препятствий здесь тоже нет. В связи с этим, Карпаты могут представлять интерес, прежде всего,  для несложных велопоходов в прогулочном темпе и некатегорийных велопутешествий, если все остальное уже объезжено и больше некуда податься.

Общая характеристика маршрута.

Конечно, по правде говоря, никакой "четверки" в Карпатах нет. Низкие перевалы трудно заметить невооруженным глазом, а "равнинных" препятствий также нет, поскольку все Карпаты покрыты развитой сетью автомобильных дорог. Тем не менее, Перечень классифицированных маршрутов, создававшийся еще во "времена оно" и не обновлявшийся десятилетиями, числил Карпаты среди "четверочных" регионов и содержал несколько совершенно абсурдных эталонных четверок по ним. Таким образом, мы имели полное формальное право заложить маршрут как бы 4 к.с., что мы и сделали, "напихав" кучу мелких перевалов в 900-километровый маршрут. Мне в августе предстояла "трудовая" пятерка по Северному и Центральному Тянь-Шаню, поэтому я не прочь был прогуляться и размяться перед серьезным походом, а народ возжаждал Карпат. Таким образом и получился маршрут с чертовой дюжиной перевалов, включающий основные истоптанные цивильными туристами здешние места (урочище Синяк, Обавский Камень, озеро Синевир, Черногорский массив, водопад Шипот, липовый центр Европы и т.д.). Дорожные условия - самые разнообразные: от отличного асфальта до горных троп, местами исчезающих. Погодные условия удовлетворительные, но с повышенным, даже для лета в Карпатах, количеством осадков.

График движения

День похода/
дата
Участок пути Протяжен-
ность,
км
Чистое ходовое время,
час-мин
Набор высоты,
м
Характер пути

1/8.07

2/9.07

3/10.07

4/11.07

5/12.07

6/13.07

7/14.07

8/15.07

9/16.07

10/17.07

11/18.07

12/19.07

13/20.07

14/21.07

15/22.07

16/23.07

17/24.07

Ужгород - Турья Быстрая

Турья Быстрая - Обавский Камень

Обавский Камень - Драгово

Драгово - Водица

Водица - Луги

Луги - ущелье

ущелье - Верх. Дземброня

Верх. Дземброня - Делятин

Делятин - Ровня

Ровня - Вышков

Вышков - Торунь

Торунь - Нижние Ворота

Нижние Ворота - дневка

Нижние Ворота - Ужок

Ужок - Старый Самбор

Старый Самбор - Великий Любень

Великий Любень - Львов

55

9

108

57

91

13

15

87

80

78

36

81

-

51

78

80

14

4-30

5-40

8-30

7-00

6-20

2-50

8-10

6-25

5-25

7-25

8-10

6-20

-

6-00

5-40

5-30

0-50

380

440

520

370

790

430

600

300

220

670

800

455

-

530

390

-

-

асфальт, грунтовка

грунтовка, горная тропа

асфальт, грунтовка

асфальт, грунтовка

грунтово-щебеночный перевал

грунтовка, переходящая в тропу

тропа с исчезающими участками

грунтовка, асфальт, щебенка

асфальт, грунтовка с щебнем

асфальт, щебенка

лесные тропы, грунт

асфальт, грунтовка

 

асфальт

асфальт

асфальт

асфальт

 

Техническое описание маршрута

Для удобства рассмотрения маршрута, состоящего из семи характерных участков, по каждому из них ведется отдельно сквозной километраж.

1 участок: Ужгород - Турья Быстрая

0 км    Начало маршрута - ужгородский ж/д вокзал. Выезжаем на львовскую трассу (8.5 км - граница города). Проезжаем населенные пункты Оноковцы (12.5 км), Нерицкое (13 км), Каменица (16.8 км)

27.5 км    Не доезжая до Перечина - поворот направо, на Турьи Реметы. Дорога идет с небольшим подъемом, увеличивающимся после поворота.

55 км     поворот направо на Турью Пасеку.

58.5 км    деревня Турья Быстрая. Дальше идет крутой подъем по грунтово-каменистой дороге, само собой, весьма грязной (фото 1).

Фото 1. Подъем от Турьи Быстрой

61 км     справа от дороги на опушке букового леса есть удобное место для стоянки. Ниже площадки в овражке есть ручей.

2 участок: Турья Быстрая - Обавский камень - санаторий "Синяк"

Продолжается крутой подъем по грязной грунтово-каменистой дороге. Идем пешком. На первом километре движения набор высоты 90 м. Развилка трех дорог - идем по средней.

3.5 км    конец подъема. Через 500 м - развилка, ручей и деревянный нежилой дом (фото 2).

Фото 2. Заброшенный дом в урочище Синяк

Идем по левой дороге. Дорога идет снова на подъем с отдельными очень крутыми участками. Дорога постепенно сходит на нет. Сохраняя общее направление движения на юг, выходим на маркированную тропу. Подъем кончается. перепад высот от места стоянки на 6-м км составил 310 м. Идем по тропе налево. Примерно через 2 км - развилка: одна тропа идет на Обавский Камень, другая - на санаторий "Синяк". Обавский Камень расположен в западной части котловины, которая окружает урочище Синяк. Издали он представляет собой горбатый хребет с двуглавой вершиной. Название гора получила от села Обавы, расположенного у ее подножия на западной стороне. Поднимаемся по отрогу Обавского Камня, перед самой вершиной тропа сворачивает вправо и выходит на седловину между двумя наивысшими точками. Седловина травянистая, представляет собой горную лужайку полонинного типа. С левой стороны седловина обрывается отвесной стеной высотой около 80 м. От этого обнажения вулканических пород и получила название вся гора. На северном конце седловины находится более высокая часть вершины высотой 1007 м, но она покрыта сплошным лесом и не имеет скальных обнажений, поэтому вида оттуда никакого. Мы поднялись на южную вершину, которая пониже, 982 м, но открыта со всех сторон. Это и есть, собственно, Обавский Камень. С него открываются живописные виды, которые мы и запечатлели (фото 3, 4).

Фото 3-4. Обавский Камень
   

К востоку от Обавского Камня лежит вторая достопримечательность урочища Синяк - сернистое болото, которое здесь называют Синее озеро (zic!). Оно расположено на высоте 600 м, питает его сернистый источник у подножия горы Бус. Болото мертвое: вода насыщена сероводородом, не выживают ни рыбы, ни земноводные, ни насекомые (не знаю только, как водяные?). К болоту ведет тропа, туда, говорят, ходят туристы, зачем, правда, непонятно - не купаться же? Впрочем, почему нет? Во всяком случае, оттуда они, по слухам, уже не возвращаются. Мы туда не пошли.

Спускаемся по широкой набитой тропе в направлении санатория. Тропа идет по густому, местами даже сумрачному буковому лесу (фото 5).

Фото 5. Спуск с Обавского Камня

В 2-х км от вершины - горизонтальная площадка, удобная для стоянки, есть ручей (Подобавский Поток - правый приток р. Синявки). На площадке есть постоянное кострище. Еще через 2 км вниз по тропе - санаторий "Синяк". Сброс высоты от вершины до санатория 610 м.

3 участок: Санаторий "Синяк" - Черногорский массив

Санаторий "Синяк" работает на базе сероводородного источника, вода которого отливает голубым оттенком. Отсюда и название урочища, села и санатория.

0 км    От санатория начинается асфальт - садимся на велосипеды.

10 км    Чинадиево. Поселок стоит на трассе Мукачево - Свалява. Едем налево на Сваляву.

14.8 км    развилка: Свалява - Львов. Едем по правой дороге на Сваляву.

22 км    Свалява. Отсюда дорога идет на подъем.

40 км.    перевал Керецкий.

47 км     Керецки.

62 км    Долгое. За селом развилка: поворачиваем налево на подъем на перевал Липецкая Поляна. К концу подъема кончается асфальт (фото 5).

Фото 6. Подъем на пер. Липецкая Поляна

Грунтовка продолжается примерно 1.5 км. С перевала идет спуск по асфальту на Липчу. В окрестностях Липчи на северо-восточном склоне горного массива в боковом кратере древнего вулкана расположено очень маленькое (45 м диаметром), но довольно известное озеро - Морское Око. Существует легенда, что озеро чуть ли не бездонно и соединяется с морем - отсюда и название. Причиной этому, видимо, послужило то, что в озеро не впадает ни одного ручейка, а из него вытекает довольно солидный ручей. Учитывая высоту, на которой находится озеро - 500 м над уровнем моря, странно, что такая легенда вообще возникла.

78 км     Липча. Пересекаем дорогу Хуст - Межгорье на Дубовое. Проезжаем Нижнее Селище. Перед ним - небольшой перевал с перепадом высот около 150 м. За Селищем - подъем на перевал Богдан с набором высоты 180 м.

101 км.     перевал Богдан.

102.5 км    выход на трассу, поворачиваем налево на Драгово.

104 км    Драгово. В 2 км ниже Драгова - удобное место для стоянки на р. Теребля.

108 км    Чумалево

111.6 км    Угля. В окрестностях этого села, в верховьях рек Большая и Малая Уголька располагается небольшой по площади Угольский заповедник - часть Карпатского заповедника. Основной достопримечательностью его является утес Молочный Камень, который находится в верховьях Большой Угольки. Под ним находится сталактитовая пещера, о которой русские послы, посетившие ее на пути из Царьграда в Москву в 1558 г., писали царю:

"Да блиско тогоже монастыря есть камень велик, как дуга и подход к нему как под городовые врата, а другим концом на другом месте, а висят из него человеческия титьки, и всякого скота, а из них каплет как млеко, и дают тогда всякому скоту, ино млека много воздоят, а ис которые титьки каплет, ино тому скоту и дают..."

От Угли примерно 3 км вверх по ущелью Малой Угольки до первого кордона заповедника. Егерь сначала никак не хотел нас пускать, ссылаясь на строгий режим заповедника, потом помягчел и не только пропустил, но и сказал, чтобы на втором кордоне мы сослались на него, что мы и сделали. Правда, лесник на втором кордоне совсем был не против нашего посещения, но сказал, что пещеру мы сами ни в жисть не найдем и предложил свою младшую дочь в качестве проводника. Понимая, что это как бы плата за посещение, мы согласились и не пожалели, так как путь к пещере оказался нелегким и очень запутанным. Сама пещера оказалась небольшой (всего около 10-15 м в глубину). С потолка действительно свисали сталактиты в форме, отдаленно напоминающей женские груди (типа тех, которые можно завязать узлом на спине), коровье вымя и еще каких-то неизвестных животных, и с сосков капало известковое молоко. Вода, фильтруясь через толщу известняка, приобретала белесый цвет, отсюда и название скалы и пещеры. Пить мы это молоко не стали, фотографировать тоже, так в пещере не было никакой подсветки, она находилась в совершенно диком первобытном состоянии, видимо, в том же, что и в 1558 году, только "титьки" подросли, и освещалась слабым рассеянным светом от входа. Высота, на которой расположена пещера, примерно 700 м. Проводница взяла по 3 р. с рыла, что нам показалось вполне божеской платой за 3-хчасовую экскурсию.

128.5 км    пересечение с дорогой Нересница - Тячев. Сворачиваем налево на Нересницу и едем вверх по ущелью Тересвы (фото 7).

Фото 7. В ущелье Тересвы

В Нереснице  второстепенная дорога, по которой мы ехали, выводит на трассу Усть-Чорна - Тересва, тоже идущую по ущелью Тересвы, но по левому (орографически) берегу реки.

144 км     после села Калины, не доезжая примерно 1 км до села Дубовое, поворачиваем направо на второстепенную дорогу, ведущую в с. Водица. Практически сразу от поворота начинается подъем на Водицкий перевал, находящийся на водоразделе между реками Тересва и Апшица. За 5.5 км набор высоты 320 м. Дорога грунтово-каменистая (фото 8).

Фото 8. Подъем на Водицкий перевал

Не доехав около 2 км до села, нашли покатый скошенный луг с ручьем и видом на с. Водица - стоянка (фото 9).

Фото 9. Над селом Водица

После села дорога уходит от реки на подъем и идет по склону ущелья. Затем влево вверх уходит второстепенная дорога на Кобылецкую Поляну. Поворачиваем на эту дорогу и поднимаемся на безымянный перевал.

166 км    вершина перевала. Спуск по каменистой дороге (2.5 км) к мосту через бурную речку Тевшак. Сразу за мостом начинается подъем на следующий перевал - Тевшак.

172 км    на подъеме у дороги - оборудованный родник с беседкой (фото 10).

Фото 10. Эта беседка обозначает родник у дороги

173 км    перевал Тевшак. Набор высоты 230 м.

176 км    конец спуска, мост через р. Среднюю. Село Кобылецкая Поляна. От него поворачиваем резко на юг в сторону румынской границы по дороге, идущей по ущелью Средней.

186 км    Великий Бычков. Стоит уже прямо на самой границе, то есть, конечно, не совсем уж на границе, а на правом берегу Тиссы, а граница проходит то ли по фарватеру, то ли по левому берегу реки. Выезжаем на трассу, идущую вдоль границы, и сворачиваем налево в направлении Рахова. Некоторое время дорога идет вдоль границы, потом вместе с рекой поворачивает на север. Вскоре после поворота - село Деловое.

212 км    Вскоре после села, прямо у дороги (какое удачное совпадение!) стоит обелиск (фото 11). Он якобы обозначает географический центр Европы. Надо сказать, что в соседних Румынии, Чехословакии и Венгрии есть свои такие знаки, каждый из них - тоже в центре Европы. Доверчивые туристы такое любят и с удовольствием фотографируются в подобных местах.

Фото 11. Один из "центров" Европы, т.е., конечно, не этот, хотя и уважаемый, велотурист, а обелиск за ним

На обелиске вырезана надпись на латыни (фото 12), удостоверяющая, что с предельной точностью прецизионными инструментами установлено, что именно в этом месте находится географический центр Европы. Интересно, что при перемещении обелиска, видимо, перемещается и тяготеющий к нему центр Европы. Известно, что этот обелиск был установлен где-то в горах, но потом местные власти выдернули его оттуда и перетащили на то место, где он сейчас находится в качестве приманки для туристов.

Фото 12. Каменное свидетельство на обелиске

223 км    Въезд в Рахов

231 км    выезд из Рахова. Мы выехали из Рахова в сторону Ясиней и почти сразу же свернули направо на второстепенную дорогу, по которой проехали села Богдан и Луги.

253 км    пешеходный деревянный мост через Белую Тиссу, протекающую справа от дороги. На другом берегу под склоном горы - лужайка, немного сыроватая и заросшая, но пригодная для стоянки (фото 13)

Фото 13. Стоянка на Белой Тиссе

От стоянки продолжаем подниматься по Белой Тиссе. Типичное карпатское ущелье с лесистыми склонами. Дорога грунтовая, мягкая после дождей (фото 14).

Фото 14. Подъем по ущелью Белой Тиссы

258 км    развилка и приток Белой Тиссы - Бальзатул. Поворачиваем на левую дорогу вдоль притока, продолжающую идти на подъем (набор высоты от Рахова 290 м). Качество дороги стало значительно хуже.

260 км    слева появляется безымянный приток Бальзатула, справа возвышается лесистый склон горы. Позади справа виднеется вершина горы Поп Иван.

266 км    пригодное место для стоянки, на котором мы и остановились на ночлег.

4 участок: через Черногору

Черногора - самый высокогорный район Восточных Карпат, все двухтысячники Украины расположены именно здесь. Он тянется на протяжении 60 км от Яблоницкого перевала до горы Поп Иван, разделяя Горганы и Мармарошские Карпаты.

За местом стоянки дорога кончается и начинается крутая и каменистая горно-лесная тропа. Левые педали откручиваем и поворачиваем внутрь, рюкзаки - за спину, и вперед и вверх (фото 15)!

Фото 15. Начало тропы на Черногору

Тропа идет через лес, поднимаясь круто вверх, и то и дело упирается в завалы деревьев, через которые переваливаем велосипеды сообща. Постепенно тропа становится все менее натоптанной, а потом и теряется в густой и высокой траве вовсе (фото 16).

Фото 16. Тропа кончилась

Продолжаем подъем, ориентируясь на виднеющуюся впереди двугорбую вершину (ее хорошо видно на фото 18). Получается это медленно, трава цепляет велосипеды, сильно тормозя их. Особенно досаждают подрост и низкорослый можжевельник, через которые приходится буквально продираться. На одном из таких участков мы и "упали" для отдыха (фото 17).

Фото 17. Шли-шли - и упали...

Постепенно лес редеет и сменяется кустарником (фото 18), что, в общем-то, ничуть не облегчает нам жизнь, кроме, разве что, более легкого ориентирования.

Фото 18. Вышли из зоны леса

Ну и вот он, наконец, перевал! Это - широкая седловина, фактически лишь небольшое понижение в Восточно-Карпатском хребте (фото 19). На Кавказе я в таких случаях говорю: травянистый, но здесь это не совсем так. Трава, конечно, есть, но она сильно разбавлена замшелыми кочками. Мокро тут, наверное, всегда, не просыхает... Набор высоты от начала тропы 600 м, абсолютная высота 1600 м.

Фото 19. Перевал Черногора (Поп Иван)

С перевала открывается вид на полонину.

Никакой тропы через перевал замечено не было, и некоторые сомневающиеся, считавшие, что мы просто потеряли, были посрамлены. Похоже, туристы через перевал ходят не часто, если вообще, а больше тут ходить и некому, поскольку перевал лежит на границе Закарпатской и Ивано-Франковской областей. Это - рубеж между относительно умеренным Закарпатьем и вотчиной ярых националистов - Ивано-Франковской областью. В этом смысле они даже львовян переплюнули.

Начали спуск с перевала без тропы (фото 20). Общее направление понятно, можно и без тропы обойтись.

Фото 20. Начало спуска с перевала

Прошли безлесный участок, углубились в лес, и самым удобным путем оказался спуск по валунам русла горного ручья (видимо, истоки ручья Шибеного или реки Дземброни, притоков Черного Черемоша) (фото 21), так как лес был практически полностью перегорожен завалами из упавших деревьев.

Фото 21. Спуск по руслу ручья

Постепенно лес приобретал какие-то более более благообразные очертания, уже не казался таким диким

9 км    спустились до высоты 1270 м, встретили пастухов, огороженный загон для скота, отсюда пошли по тропе. Тропа пошла хорошая, набитая, одно удовольствие по такой спускаться (фото 22).

Фото 22. Спуск по тропе

10 км    высота 1080 м. Удовольствие длилось, однако недолго - началась дорога, тоже удовольствие, но другого рода (фото 23).

Фото 23. Началась дорога

18 км    стоянка над речкой, в виду деревни Верхняя Дземброня.

5 участок: Верхняя Дземброня - с. Лопушное

3 км    небольшой брод, после него - Верхняя Дземброня.

6 км    выезжаем на асфальт. Справа река Черный Черемош (фото 24.)

Фото 24. Спуск по ущелью Черного Черемоша

Проехали Нижнюю Дземброню ( высота 360 м), деревню Зеленая и село Красное.

16 км    выехали на трассу Верховина - Яремча, повернули налево. Дорога идет на подъем к перевалу.

25 км     село Кривополье

30 км    перевал Кривополье. Набор высоты от Нижней Дземброни 440 м.

43 км     Ворохта. Дорога идет на спуск.

52 км    Кременцы

68 км    Яремча. Дорога идет вдоль реки Прут.

87 км    за Делятином - стоянка на берегу реки недалеко от железной дороги.

89 км    развилка: Черновцы - Ивано-Франковск. Едем налево. От развилки идет крутой подъем на Лоевую (91 км).

94 км    конец подъема, набор высоты 140 м.

104 км    Надворная - большой населенный пункт. Далее проехали Молодков (121 км), Солотвин (130 км), Росильну (142 км). В Солотвине есть соляная шахта, куда, в принципе ходят туристы. Мы ее проигнорировали. За Росильной сворачиваем влево. По-прежнему асфальт с щебнем. Проехали поселки Красное, Вербовка и на 163 км повернули на развилке налево на Рожнятов.

178 км    въезд в Рожнятов. Из Рожнятова выезжаем по дороге на Долину.

195 км     въезд в Долину.

206 км     п. Выгода. Дорога пошла на подъем. Впереди видны горы.

220 км    Дорога пересекает ручей с чистой водой.

230 км    минеральный источник (фото 25). Вода припахивает сероводородом.

Фото 25. Минеральный источник

237 км    асфальт кончается, начинается плохая щебеночно-каменистая дорога.

240 км    Вышковский перевал. Набор высоты 630 м. Спуск.

244 км    Вышков, р. Мизунка. Дорога опять пошла на подъем.

247 км     Торуньский перевал, набор высоты 140 м. Опять пересекли границу Закарпатской области, начался отличный асфальт. Спуск идет по серпантину (фото 26).

Фото 26. Спуск с Торуньского перевала

254 км    п. Торунь. Через 3 км в п. Лопушное поворачиваем налево с целью достичь озера Синевир

6 участок: поиски озера Синевир

Проехали немного по каменистой дороге, затем по грязной грунтовке въехали в лес. Дорога все время идет на подъем. Небо - сплошная облачность. В лесу - развилка, свернули вправо, идем пешком. Дорога поднимается вверх и выходит на поляну с несколькими маркированными тропами. Далее - долгий день блуждания по этим маркированным тропам. Солнца не было, сориентироваться было трудно. В результате, к концу дня мы вышли опять к Торуньскому перевалу.

7 участок: Лопушное - Львов

7 км    место, специально отведенное для туристов - очень удобное для привала и стоянки.

14 км    за Майданом поворот направо на Воловец. Дорога сравнительно ровная, хороший асфальт.

24 км    источник отличной минеральной воды (Джерелла N...).

38 км    Подобовец. Отсюда делаем влево радиальный выезд на водопад Шипот на Боржаве. Расстояние в одну сторону 3.6 км, набор высоты 130 м. Этот якобы водопад на самом деле представляет небольшой ручей, сбегающий каскадом по нескольким скальным уступам. Общая высота 14 м. На Кавказе таких каскадов в некоторых ущельях - по 5 штук на километр, не говоря уже о водопадах. Тут же, за неимением лучшего, Шипот проходит в различных местных путеводителях и рекламных буклетах, как "один из красивейших в Закарпатье", сюда организуют специальные автобусные экскурсии из санаториев и пансионатов Закарпатья и Прикарпатья. Тем не менее, мы "отметились" здесь по туристской привычке (фото 27, 28).

Фото 27-28. Водопад Шипот
   

41 км    перевал Подобовецкий, набор высоты еще 100м.

51 км    Воловец.

53 км    перевал Воловецкий, набор высоты 120 м. Выходим на перекресток больших трасс: Свалява - Стрый и Львов - Ужгород. С трассы Львов - Ужгород свернули вправо на Подполозье.

72 км    Подполозье.

94 км    Ростока. Асфальт кончается. Начинается подъем на перевал Ростокский по жутко грязной грунтовой дороге.

99 км    перевал Ростокский, набор высоты 480 м. Спуск крутой, каменистый, развороченный, ехать невозможно.

103 км    пос. Тихий. Выезжаем на асфальт, по которому выезжаем на трассу Ужгород - Львов. Поворачиваем направо, проезжаем Ужок, начинается подъем на Ужокский перевал.

123км    Ужокский перевал, набор высоты 500 м.

148 км    Турка. Далее идет сравнительно ровное асфальтированное шоссе.

190 км    Старый Самбор.

211 км    Самбор.

232 км    Луки

260 км    Великий Любень

290 км    Львов, конец похода (фото 29).

Фото 29. Конец похода

Интересные объекты на маршруте

Обавский Камень
Синее озеро (сернистое болото)
озеро Морское Око
пещера Молочный камень
"центр Европы"
горный массив Черногора
водопад Шипот

Выводы и рекомендации

Поход прошел успешно. Маршрут интересный и формально соответствовал требованиям, предъявляемым к походам 4 к.с. Несмотря на сложные погодные условия, выбранное время является наиболее подходящим, т.к. по свидетельству местных жителей июль наименее дождлив из летних месяцев. Однако при подготовке к походу необходимо учитывать возможность достаточно длинных дождливых периодов. На всем протяжении проблем с местами для ночевок и дровами для костра не было.

Маршрут охватил, в основном, все стоящие внимания районы Украинских Карпат и достопримечательности. В целом следует отметить, что ничего особенного, ради чего стоило бы специально сюда ехать, мы не обнаружили. То есть, один раз, конечно, стоит съездить, но и довольно. Для жителей Центрально России, возможно, Карпаты могут служить "полигоном" для учебно-тренировочных и прогулочных походов, но для нас, жителей юга России, этот район, ввиду своей удаленности и отсутствия каких-либо уникальных черт, не представился особо привлекательным. Данный поход был одним из серии из четырех походов нашего сообщества по Карпатам, и тему Карпат мы закрыли в надежде больше к ней не возвращаться.

 

 

Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)

на первую страницу
клубная информация | походы | ПВД | фотоальбомы | публикации | клубные события | соревнования | форумы | ссылки

free counters

 

Hosted by uCoz