о велотуристском походе пятой
категории сложности
по Северному Кавказу и Приэльбрусью:
Тихорецк - Краснодар - Кропоткин - Ставрополь -Черкесск - Карачаевск - пер. Гумбаши - плато Бичесын -пер. Каяэшик - Джилысу - пер. Сев. Каранайский -пер. Кыртыкауш - Верхний Баксан - пер. Азау -Хурзук - Учкулан - Царские ворота (р.Худес) -пер. Бурунташ - Джи лысу - пер. Каяэшик - Харбаз -Долина нарзанов - Кисловодск
совершенном с 5 п о 23 августа 1997 года.
Руководитель группы Валерий Комочков
Поход утвержден маршрутно-квалификационной комиссией Волгогра дского велоклуба "Орион" 10.07.1997 г.
Маршрутная книжка N 7-97
МКК Волгоградского велоклуба "Орион" рассмотрела отчет и считает, что пох од может быть зачтен всем участникам и руководителю. Маршрут имеет пятую категорию сложности.
Зам.Председателя МКК В.И.Белоусов
г. Волгоград 1997
Краснодарский, Ставропольский края и Северный Кавказ (Приэльбрусье с кольцом вокруг Эльбруса).
Тихорецк (160 м) - Кореновск - Краснодар (50 м) - Ладожская - Кропоткин - Донское (200 м) - Ставрополь (535 м) - Кочубеевская - Черкесск - Карачаевск (850 м) - пер. Гумбаши (а/д, 2004 м) - плато Бичесын (2200 м) - пер. Каяэшик (с севера, а/д, 2768 м) - Джилысу (2300 м) - пер. Северный Каранайский (н/к, 2889 м) - пер.Кыртыкауш (1А, 3232 м) - Верхний Баксан (1600 м) - Терскол (2100 м) - пер. Азау (1А, 3262 м ) - Хурзук (1450 м) - Учкулан (1350 м) - р. Худес (1100 м) - Царские ворота (1400 м) - пер. Бурунташ (н/к, 3086 м) - р.Кызылкол (2500 м) - пер. Каяэшик (с юга, а/д, 2768 м) - р.Харбаз (1650 м) - т/б Долина нарзанов (1264 м) - пер.Шит Джатмас (а/д, 1970 м) - Кичи Балык - Кисловодск (768 м).
На Рис. 1 показан общий вид профи ля пути пройденного маршрута. На рисунках 2-4 показан общий маршрут похода.
Рис. 1. (Суммарный набор высоты - 12 263 м)
Ф.И.О., адрес, телефон руководителя похода и участников
Фамилия, Имя, Отчество Домашний адрес Телефон
КОМОЧКОВ Валерий Анатольевич - руководитель, летописец, фотограф
ПРОТОПОПОВ Павел Александрович - завхоз
МАЛЯКИН Валерий Джанович - механик, фотограф, тел. (8442) 72-77-90 д
БОНДАРЕНКО Владлен Владимирович - участник
1.7. Поход рассмотрен МКК Волгоградского велоклуба "Орион". Код МКК 134-02-10005000.
Общая идея: Завершить серию велопутешествий по Северному Кавказу и Приэльбрусью, совершенных велотуристами в/к "Орион" в течение последнего десятилетия, велопоходом, маршрут которого содержал бы полное кольцо вокруг Эльбруса.
Варианты подъезда весьма разнообразны и определяются необходимостью накатки 1000-км дистанции в окрестностях Северного Кавказа и возможностями довольно развитой ж/д сети в данном районе. Выбранный вариант предусматривал выезд поездом из Волгограда до Тихорецкой. Выезд в 15-45, прибытие ут ром в 7-30.
Такой вариант дает возможность получить представление о Краснодарском и Ставропольском краях. Окончание маршрута традиционное для путешествий по Приэль-брусью - в Кисловодске. Отправление поезда из Кисловодска в Волгоград в 18-54.
Аварийные выходы с горного участка маршрута возможны из Джилысу (ходит грузовой транспорт, прихватывает туристов); из Верхнего Бак сана, из Хурзука или Учкулана. Запасных вариантов маршрута не предусматрив алось
Маршрут можно условно разбить на 4 этапа.
1 этап "Тихорецкая - граница КЧР" Тихорецк - Челбас - Кореновск - р.Кирпили - Краснодар - Воронежская - Ладожская - Кропоткин - Темижбекская - Виноградный - Изобильное - Донское - Шпаковское - Ставрополь - Кочубеевская - граница КЧР
2 этап " Граница КЧР - Джилысу" граница КЧР - Черкесск - Усть Джегута - Карачаевск - Нижняя Мара - пер.Гумбаши - Бичесын - пер. Каяэшик - р. Кызылкол
3 этап "Кольцо вокруг Эльбруса" р. Кызылкол - Джилысу - пер.Сев.Каранайский - Исламчат - пер. Кыртыкауш - В.Баксан - п. Эльбрус - т/б Азау - "Песчаная гостиница" - пер.Азау - р.Уллу-Езень - Ак-Тюбе - Хурзук - Учкулан - Карт-Джурт - р.Ху дес - Царские ворота - лесопилка - р.Чучкур - пер.Бурунташ - Ирахит Сырт - р.Кызылкол
4 этап "Джилысу - Кисловодск" р. Кызылкол - пер. Каяэшик - р.Харбаз 18 25 р.Харбаз - т/б "Долина нарзанов" - Шит Джатмас - Кисловодск
Всего1025 км
Начальный этап похода представляет собой движение по равнинам Краснодарского края (336 км, 2.5 дня) с перепадами высот порядка 50-100 м и по холмисто-пересеченной Ставропольщине (234 км, 2.5 дня) с перепадами высот до 300-500 м и суточным набором высот, сравнимым с горными участками маршрута. Маршрут пролегает исключительно по дорогам с асфальтовым покрытием, за исключением небольших радиальных выходов к местам ночевок и 10-километровой пограничной полосы между Краснодарским и Ставропольским краями в виде традиционно разбитой грунтово-щебеночной дороги. Особенностью местности является сложность выбора хороших мест для ночевок. Маленькие речки и озера с лесными берегами крайне редки. Берега каналов слишком бедны растительностью. Кубань либо заселена, либо труднодоступна. Приходится использовать лесопосадки вдоль боковых дорог с предварительным запасом воды в ближайшем поселке. Местность достаточно населенная. В поселках есть почты, рынки, магазины. На заправках есть бензин. Практически не возникает никаких проблем.
Этот этап маршрута пролегает по среднегорьям Кавказа. Его протяженность 190 км. Он пройден за двое с половиной суток с полудневкой на берегу реки Кызылкол вблизи нарзановых источников Джилысу. Этап включает автомобильный пер. Гумбаши (2050м ), подъем по грунтовым дорогам на плато Бичесын (2350 м), спуск с плато (пр имерно на 300 м), взятие перевала Каяэшик (2768 м)* и спуск к реке Кызылкол (2470 м) немного выше Джилысу (2380 м). По дороге на Гумбаши есть полянка с нарзановым источником, но там довольно людно. Еще выше, но до поселка Н. Мара (см. табл) есть грунтовый сворот к речушке с полянкой под 2-3 палатки. На вершине перевала Гумбаши, от горы Гумбаши (слева у дороги) вправо, в сторону Эльбруса уходит грунтовая дорога. У ее начала стоит строение со шлагбаумом. Для проезда велотуристов препятствий нет. За домом в лощине есть родник, которым необходимо воспользоваться, т.к. до самого Штаба высокогорных пастбищ на плато воды практически нет. Дорога до самого Штаба довольно накатанная, хотя на первой половине пути достаточно много крутых и разбитых подъемов-спусков. В окрестностях Штаба довольно грязно из-за обилия скота. Сам штаб пустует, находится в запущенном состоянии. Но рядом есть вода. И его можно при необходимости использовать для ночевки. Магазин в этом году не работал вообще. Дорога за Штабом поднимается на север, в сторону горы М. Бермамыт, затем поворачивает на восток и на первом же перекрестке надо свернуть на юг в сторону Эльбруса (северная дорога уходит в сторону Хасаута и Долины нарзанов). Далее (см. таблицу) следует держаться в направлении Эльбруса, стараясь не пропустить поворот вле-во (17-й км от Штаба). Начальный участок этой дороги пролегает по травянистому покрытию, не слишком ярко выр ажен, но заметен. Если его пропустить, дорога уйдет вниз и далее к истокам Худеса. Наша тропа-дорога пересекает травянистый пригорок, спускается вниз , становится отчетливым грунтово-каменистым серпантиновым спуском к речке с тремя бродами. Далее имеется лишь один большой перекресток за горой Тузлук, примечательной своим конусообразным взлетом. От перекрестка на север ид ет дорога к Долине нарзанов через Харбазское ущелье, на юг, мимо коша к перевалу Каяэшик. С перевала хорошо виден палаточный городок Джилысу, водопад Султан. За перевалом одна дорога уходит влево к кошу и к Джилысу, вторая, слегка размытая в одном месте (проходимая), спускается к берегу реки Кызылкол в районе двух нарзановых источников (удобное место стоянки). На противо положном берегу тоже кош с загоном для скота и подъем на плато Ирахит Сырт.
Третий этап похода представляет собой полное кольцо вокруг Эльбруса, с минимальным (8-10 км) удалением с севера и юга, удалением на восток до 25 км и на запад до 40 км. Длина кольца - 183 км, из них 56 км пеше Кольцевой маршрут, начинающийся из-под перевала Каяэшик, по часовой стрелке, т.е. в сторону Джилысу и Баксанского ущелья, включает в себя перевалы Северный Каранайский (2889 м), Кыртыкауш (1А, 3232 м), подъем по Баксанскому ущелью, перевл Азау (1А, 3262 м), спуск по рекам Уллу-Езень и Кубань до впадения в нее Худеса, подъем по ущельям рек Худес и Чемарткол (Чучхур), перевал Бурунташ (Буруктыш, 3086 м), плато Ирахит Сырт и, наконец, подножье перевала Каяэшик. Из палаточного поселения Джилысу дорога спускается вправо к мостику через р. Каракая-су и по правой стороне ущелья спускается вниз до ручья и коша. Здесь надо сворачивать с дороги в правое ущелье по тропе, которая ведет к перевалу Северный Каранайский. В верховьях ущелья впереди появляются две перевальных седловины. Сев.Каранайский - правая. С перевала тропа по крутому склону спускается в ущелье реки Исламчат и поднимается в верх по ней до коша. За кошем русло разбивается на большое число ручьев. На восточной стороне появляется боковое ущелье. Здесь Исламчат можно перейти, почти не замочив ноги. Далее тропа идет вдоль бокового ущелья. Гора Исламчат остается справа сзади. В верховьях перед перевалом - несколько довольно крутых каменистых взлетов. Тропа практически не теряется. С перевала снята к онтрольная записка группы туристов Ставропольского клуба "Стрижамент" от 11 августа 97 г., совершавшей горный поход 1 к.с. На спуске довольно быстро появляется терпимая дорога, по которой можно ехать. Чем ниже, тем она становится хуже, превращаясь в конце в крутой крупнокаменистый серпантин. Левая сторона ущелья обрывистая, безлесная, правая - поросшая соснами. Места для стоянок редки. Здесь очень уверенно ведут себя маунтенбайки. В Верхнем Баксане магазинчики оказались закрытыми. Жители не гарантировали, что будет хлеб. В поселке Эльбрус проблем с закупкой продуктов не было. Осталась проблема с хлебом, который был куплен на следующее утро в Терсколе. Между п. Эльбрус и Терсколом можно найти места ночевок, в т.ч. на берегу Баксана.
В Терсколе много туристов. Работает КСО, регистрирует группу, пускает на перевал Азау, но рекомендует воспользоваться перевалом Хо тю-Тау, который находится дальше от границы со Сваннетией. Прошлые годы было много случаев ограблений туристов, но в этом году, с усилением пограничного контроля, такие случаи не зафиксированы. По плану в этот день надо было добраться до "Песчаной гостиницы". Группа шла традиционной тропой до мертвого ледника пешим ходом от поляны Азау и в 15-00, перейдя через ледник на другую сторону ущелья, была уже у подножья "Песчаной гостиницы". Подъем по морене осуществлялся непосредственно от ледника, по наметкам тропы. Но складывалось ощущение, что средняя часть тропы по траверзу морены осыпалась. Челночным способом (с рюкзаками, затем с велосипедами) была проложена и маркирована турами новая тропа, которая в верхней левой части морены пересеклась с остатками прежней. В 18-15 группа была наверху, где не оказалось ни туристов, ни пограничников , ни сванов, но холод - собачий. С обеда погода начала портиться, и часов до 20 шел дождь. На следующее утро, как обычно, погода для взятия перевала отличная. Час хода до каменистого цирка, три часа до начала основного ледника и два часа на челночные по правой стороне ледника броски к перевалу. В 15-00 группа на перевале. Снята записка группы туристов г. Киева (турклуб Университет), совершившей подъем на Азау 13 августа 97 г. в горном походе 1 к.с. Спуск с перевала довольно сложен: много крутых каменистых сбросов высоты и очень много снега. Группа спускалась по правой стороне ущелья. Возможно, по левой стороне могло оказаться несколько легче. Места возможных стоянок появляются через 3.5 км от перевала. Отличное место в 8-ми километрах от перевала, но до этой террасы не менее 4-х часов хода по весьма сложной, местами исчезающей тропе. На Ворошиловских кошах (пос. Ак-Тюбе) (здесь началась сносная дорога) - пограничный контроль. Пограничники проверили пропуска, оформленные в ОВД по месту жительства, просили на будущее иметь разрешение от в/ч в Черкесске (хотя горники говорили, что им бывало достаточно простого письма их организации). Предупредили, что на перевал Азау они туристов не пускают - 5-километровая пограничная зона. (Т.е., если бы мы шли с этой стороны, они бы нас не пустили). Весной этого года, на наш запрос Штаб особого Кавказского пограничного округа ответил, что эта часть маршрута действительно входит в пограничную зону , но достаточно иметь пропуска, оформленные в ОВД. Видимо, пограничный контроль был ужесточен уже позднее. Хорошо, что со стороны Терскола еще не успели поставить заставу. Не доезжая до Хурзука, остановил еще один пограничный контроль. Переночевав на берегу Кубани сразу за Хурзуком, группа заправилась продуктами в Учкулане, отправила необходимые телеграммы в КСО Терскола и МКК ВВК "Орион", спустилась по Кубани до слияния с Худесом и поднялась по Худесу до Царских (Волчьих) ворот. Здесь одна дорога налево поднимается на Бичесын, а группа переправилась по мостику через Худес и по его притоку Чучхуру (Чемартколу) начала подъем к перевалу Бурунташ (Буруктыш). Погода дождливая, поэтому дорога сыровата и (с учетом подъема) сложновата для езды на "туристе", но вполне хороша для байков. В 10 километрах от Царских ворот - жилой кош, внизу у реки нежилой кош и переправа на другую сторону реки. Разгружаем велосипеды. Отсюда начинается пеший участок до самого плато Ирахит-Сырт. Ущелье довольно узкое, правая (по ходу) сторона лесистая. Тропа, несколько раз спускаясь к реке и потом круто поднимаясь на склон, постепенно завела в каньон, который становился все более тркднопроходимым и в конце концов стал вообще непроходим. Пришлось карабкаться по склонам крутизной в 40 градусов вверх до пересечения с очередной тропой, уводившей снова вниз и в тупик. По-видимому, стоило свернутть на обходную тропу у брошенного коша, на 3-м километре от места разгрузки велосипедов. В 5-ти километрах от этого места в 6-м часу вечера была обнаружена тропа, которая в конце концов пошла вдоль ущелья. Вновь найденная тропа опять спустилась к реке. Здесь и была устроена на редкость холодная ночевка. На следующий день, после глубокой разведки, с постоянными бродами и периодически просматривающейся тропой, к 13-30 добрались до перевала Бурунташ. Несмотря на солидную высоту (3080 м) сам перевал оказался довольно простым, без крутого взлета. На перевале снята записка группы туристов Ставропольского ВВИУС, совершавшего горный поход 2-й к.с. 9 августа 97 г. С перевала (от тура влево) по крутому склону с глубоко пробитыми тропами серпантинный спуск к реке Кызылкол. Спуск занял около получаса. От места переправы до истока реки из ледника всего около 500 м. Несмотря на частые дожди русло реки не очень широкое. Но глубина - выше осей колес, устрашающая скорость потока и ледяная вода. Брод оказался наиболее сложным из всех предыдущих, но был преодолен без специальных средств (именно для этого брода группа везла 20 м основной веревки), с помощью простой подстраховки. Помогла холодная погода, уменьшившая таяние ледника. Но если бы русло оказалось несколько шире, могла бы появиться потребность в наведении переправы. Поднявшись на плато Ирахит-Сырт и спустившись по нему (где пешком, где на велосипеде), через 2 часа группа замкнула кольцо вокруг Эльбруса.
Финишный участок протяженностью 82 км пройден с одной полудневкой за 3 дня (прибытие в Кисловодск до полудня можно считать последней полудневкой). После преодоления в обратном направлении перевала Каяэшик, на перекрестке за кошем, перед г.Тузлук, оставшейся слева, группа свернула по правой дороге. Дорога без вариантов, типичная для Бичесына, грунтовая с ощутимыми подъемами-спусками. Около полудня раза два прошел дождь. Из-за достаточного резерва времени было решено сделать остановку в ущелье реки Харбаз (Харбас) с последующей полудневкой. Харбазское ущелье , глубоко прорезая плато Бичесын, неожиданно приятно удивляет своей живописностью. Сброс высоты по заросшему смешанным лесом ущелью составляет боле е 600 м. Дорога грунтово-каменистая, в достаточно приличном состоянии. Ущелье реки Харбаз - сравнительно узкое с заросшими лесом скалистыми склонами . Много ягод и грибов. Через Харбаз проложен пешеходный мостик, а дорога пересекает русло и поднимается по крутому серпантину. Подъем такой же, т.е. около 600 м. Временами приходится спешиваться. Далее дорога идет по холмистому Харбазскому плато, похожему на Бичесын, и спускается в ущелье реки Хасаут к т/б "Долина нарзанов" (сброс высоты более 1000 м). Спуск был испорчен послеобеденной погодой: дождь, временами с градом, понижение температуры и густой туман. Из Долины нарзанов идет хорошо накатанная дорога, тоже довольно крутым серпантином на возвышенность Шит-Джатмас (подъем более 700 м). Наверху - перекресток. Правая дорога ведет в Кичмалку. Левая дорога, с ухудшением качества к поселку, ведет через Кичи-Балык в Кисловодск. Вскоре после Кичи-Балыка начинается асфальт.
Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)
на первую страницу
клубная информация
| походы | ПВД |
фотоальбомы | публикации |
клубные события |
соревнования | форумы
| ссылки