второй категории сложности по Кавказу,
совершенном с 18 июля по 1 августа 1998 г.
Руководитель группы О. В. Смирнова
Автор отчета П. А. Протопопов
Поход утвержден маршрутно-квалификационной комиссией
Волгоградского велоклуба "Орион"
Машрутная книжка № 4-98
Район похода: Кавказ
Подрайон: Северный Кавказ, территория Ставропольского края, республик Северная Осетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесской.
Изучение ранее не включавшегося в маршруты велопоходов района Центрального Кавказа и определение возможности совершения в этом районе категорийных велопоходов, в том числе высоких категорий сложности, а также получение ЧМР.
Мин. Воды - Пятигорск - Залукокоаже - Баксан - Нальчик - Аргудан - Лескен - Толдзгун - Хазнидон - Чикола - Ахсарисар - Мацута - Стур-Дигора - т/б Ростовская - т/б Таганрогская - пер. Кривосивцек, н/к, 3326 м - Верх. Балкария - Бабугент - Карасу - Безенги - пер. Думала, а/д, 2420 м - Верх. Чегем - пер. Голугарде, а/д, 1880 м - Былым - Тырныауз - пер. Рудничный, а/д, 2650 м - пер. Большой Джаурген (Жуарген-Баши), а/д, 2880 м - пер. Малый Джаурген, а/д, 2370 м - Джилысу - пер. Каяшик, а/д, 2700 м - р. Харбаз - пер. Харбазский, а/д, 2276 м - т/б "Долина нарзанов" - пер. Шит-Джатмас, а/д, 1890 м - Кичи-Балык - пер. Кичи-Балык, а/д, 1500 м - Кисловодск.
Подъезд и отъезд одним прямым поездом из Волгограда: Новокузнецк-Кисловодск.
Смирнова Ольга Васильевна - руководитель | |
Бондаренко Владлен Владимирович - механик, фотограф | |
Протопопов Павел Александрович - летописец, завхоз |
1. На участке Верхняя Балкария - Безенги было принято решение вместо пути через перевал Соухауз проехать вниз по р. Черек Балкарский до Бабугента и затем вверх по р. Черек Безенгийский до Безенги. Мотивы: в разговоре с начальником ПСС мы выяснили, что ущелье ниже В. Балкарии очень живописно и там же находятся знаменитые Голубые озера.
2. Перевал между Безенги и Верхним Чегемом носит название "Думбла", а не "Каракая".
3. Перевал между Верхним Чегемом и Былымом называется Голугарде.
4. От Долина Нарзанов до Хабаза по ущелью р. Хасаут не оказалось не только дороги, но и тропы, поэтому в Кисловодск отправились обычным путем через Кичи-Балык.
Наименование препятствия |
Протя- |
Набор |
К-т набора |
К-т абс. |
К-т дор. |
Рельеф |
К-т рель- |
Баллы |
Категория |
Пр, м |
Нв, м |
Кнв |
Кв |
Кпк |
|
Кр |
КТ |
||
Голугарде |
9700 |
720 |
1,2 |
1,1 |
1,1 |
7,4 |
1,2 |
1,7424 |
2 |
Кривосивцек |
8500 |
1150 |
1,4 |
1,5 |
1,5 |
13,5 |
1,8 |
5,67 |
4 |
Думала |
7300 |
1052 |
1,3 |
1,2 |
1,2 |
14,4 |
2 |
3,744 |
3 |
Б.Джаурген |
8000 |
700 |
1,2 |
1,3 |
1 |
8,8 |
1,3 |
2,028 |
2 |
Рудничный |
26500 |
1402 |
1,5 |
1,3 |
1 |
5,3 |
1,1 |
2,145 |
2 |
Каяшик (от Джилысу) |
6000 |
416 |
1,1 |
1,3 |
1,35 |
6,9 |
1,1 |
2,1235 |
2 |
Харбазский |
8500 |
628 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
7,4 |
1,2 |
2,0736 |
2 |
Шит-Джатмас (с юга) |
6900 |
640 |
1,2 |
1,1 |
1 |
9,3 |
1,4 |
1,848 |
2 |
Время к-ж
Расст,
Высота
Описание
по
комп
км
м
12-20 71,8 0 360 вокзал, старт
13-20 88,3 16,5 568 свернули по железке налево на перекус
88,6 16,8 вернулись на трассу
14-18 89,2 17,4 572 въезд в Пятигорск
90,9 19,1 632 конец подъема, начало спуска у поворота на место дуэли Лермонтова
95 23,2 524 Пятигорск - почта
99,8 28 560 выезд из Пятигорска
15-43 101 29,2 600 конец подъема, начала спуска, перекресток трассы Баку-Ростов
103,6 31,8 628 начало крутого спуска
106 34,2 568 дорога подошла к берегу озера. Граница Кабардино-Балкарии
17-35 121,5 49,7 652 стали на бивак, поднявшись на гору после Залукокоаже
8-45 121,5 49,7 604 выезд
121,8 50 трасса
9-13 132,4 60,6 632 пос. Прогресс
133,8 62 516 мост через р. Малка, сразу за мостом - табличка въезда в Малку
10-27 151 79,2 440 развилка: вправо - объездная дорога и в Баксансоке ущелье. Едем прямо - в Баксан
156,8 85 424 Баксан, перекус
12-30 158,2 86,4 476 мост через р. Баксан
13-00 169,6 97,8 440 р.Чегем, почти сразу после моста - знак въезда в Чегем 1-й
13-29 175,2 103,4 408 знак въезда в Нальчик,
поворот вправо на второстепенную дорогу, сразу после поворота - знак въезда в Шалушку. В поисках ночлега проехали Шалушку, местные нам порекомендовали поляну в конце села, там мол мы никому не помешаем. Проехали все село в гору, доехали до поляны, которая оказалась неприглядно выглядящим выгоном для скота без единого кустика вплотную к крайним домам села. Ночевать там нам не захотелось, повернули назад, в середине села повернули направо (т.е. в направлении Нальчика), выехали из села и, проехав около километра, приблизились к склонам невысоких холмов, поросших деревьями, в то время как окрестности села и дороги были совершенно безлесными. Деревья оказались садом, окаймленным живой изгородью. Вдоль склона гор течет небольшая речушка. Вернулись чуть назад и по грунтовой, мало накатанной дороге, отгороженной от асфальта кучей земли, насыпанной поперек, поехали вдоль реки по высокому берегу, высматривая место для бивака. Метров через 500 нашли, как нам показалось, уединенную полянку, спустились с крутого берега и разбили лагерь. Километраж 183.6. Полянка на поверку оказалась весьма посещаемым местом паломничества местных жителей: сначала пьяная женщина пришла и попросила хлеба, потом местные джигиты ездили вокруг на тракторах и просили водички попить, какие-то люди крали баранов, потом хозяева находили их привязанными в кустах и радостно нам об этом сообщали. Невзирая на помехи, мы стойко жарили шашлык (не из украденного барана, а из заблаговременно приобретенной говядины). Шашлык оказался неудобоваримым, весь его мы съесть за раз не смогли и несколько кусочков прихватили с собой (которые потом таинственным образом исчезли)
8-40 183,6 111,8 выезд. На основную трассу выезжать на стали, поехали по той же дороге, по которой выехали из Шалушки и которая привела к месту бивака, она по-видимому, шла параллельно трассе
195,6 123,8 412 Нальчик, погранчасть
13-03 199,5 127,7 448 переехали мост через речку и поехали на выезд из Нальчика
202,7 130,9 420 выезд из Нальчика
14-05 211 139,2 332 п. Урвань
14-28 219,4 147,6 264 ст. Черек
14-50 225,9 154,1 364 кафе ¦Родник¦
15-01 227,3 155,5 356 въезд в Аргудан
228 156,2 р. Аргудан
233,6 161,8 384 свернули с трассы на дорогу, ведущую в Верх. Лескен (арбуз)
236,4 164,6 432 знак въезда в Лескен 2-й
241,4 169,6 508 с.Ерокко
243,7 171,9 552 выезд из Ерокко, пост ГАИ (граница)
247,4 175,6 608 Лескен
250,9 179,1 свернули влево через перевальчик на с. Чикола
252,9 181,1 перевал
255 183,2 с. Толдзгун
259,6 187,8 с.Хазнидон
260,3 188,5 мост через р. Хазнидон
263,9 192,1 не доезжая до Чиколы, свернули на грунтовку с целью сократить путь, т.к. дорога на Ахсарисар из Чиколы идет под острым углом к дороге, по которой мы ехали. Проехали район строящихся коттеджей
265,4 193,6 снова выехали на асфальт и повернули вправо под прямым углом.
266,3 194,5 на выезде из Чиколы заказали и съели по два беляша в придорожном кафе. От Чиколы дорога идет по слегка повышающейся равнине, постепенно приближаясь к реке и горам.
275,1 203,3 с. Ахсарисар, дорога входит в ущелье и идет вверх по берегу р. Урух, после села кончается асфальт
21-30 289,6 217,8 свернули с основной дороги, не доезжая тоннеля, пересекли реку по мосту Яхшинта и заночевали на обочине
9-03 выезд. Вернулись через мост на трассу. Мост Яхшинта пересекает реку Урух высоко над рекой в очень узком каньоне. С моста открывается отличный вид на каньон (Фото 1).
Фото 1. Мост Яхшинта через р. Урух
Снизу он тоже смотрится неплохо (фото 2).
Фото 2. Каньон, вид снизу
290,3 218,5 дорога обходит каньон по тоннелю (длина 90 м, ширина 12 м, высота 8 м) (Фото 3).
299,8 228 с. Мацута, развилка дорог: влево уходит дорога на Махческ, Дунту, вдоль реки по ущелью продолжает идти (уже по левому, орографически, берегу) дорога на Дзинагу и Стур-Дигору.
Фото 3. На въезде в тоннель на берегу р. Урух
311,3 239,5 Развилка: влево через реку идет дорога на Дзинагу, прямо - Стур-Дигора
317,1 245,3 с. Стур-Дигора, последний магазин
321,8 250 турбаза Ростовская
324,5 252,7 турбаза Таганрогская, альплагерь находятся на правом берегу реки, туда идет основная дорога, мы туда не поехали, т.к. дорога на перевал идет дальше по левому берегу вверх по ущелью, поднимаясь на склон высоко над рекой. После турбазы качество дороги резко ухудшилось. Ущелье р. Урух носит название Дигорийского (Дигорского) ущелья и идет вдоль Главного Кавказа. Стиснутое скально-ледниковыми массивами Главного Кавказского и не менее высокого в этом месте Скалистого хребтов, оно очень красиво. В непосредственной близости с севера - вершины-четырехтысячники Цухгартыком 4299.8 м, Нахашбита 4279 м, Доппах 4388.8 м, Суган 4486.8 м, ледники Хазны, Псыгансу, Рцывашки. С юга доминирует огромный массив, увенчанный горой Лабода 4313.8 м и ледниками Танацете и Мостоцете (Фото 4).
Фото 4. Вид на г. Лабода (4313,8 м)
Ущелье просто изобилует водопадами различной высоты и мощности.
В этой части Осетии живут дигорцы - часть осетин, говорящая на особом диалекте.
327,6 255,8 2076 бивак под очередным водопадом, грохот воды - всю ночь
8-55 выезд от водопада (Фото 5).
Фото 5. Один из водопадов Дигорского ущелья
9-14 328,1 256,3 2168 вышли на бугорок, справа вверху - кош. Дорога от коша превратилась в тропу (Фото 6).
Фото 6. Начало тропы в Дигорском ущелье
Тропа идет по левому склону ущелья высоко над рекой. Ехать в принципе можно, но нецелесообразно - слишком большие затраты энергии на езду по камням да еще с приличным подъемом. Но пока еще катим велосипеды с рюкзаками на багажниках.
0-15 330,6 258,8 2220 Пошла каменистая тропа с валунами и резкими перепадами высоты. Отвязали рюкзаки, а желающие и педали открутили (Фото 7).
Фото 7. Тропа в Дигорском ущелье
331,4 259,6 остановились у коша, в коше два осетина: Рафик и Славик, у Славика сломана нога после неудачного падения метров на 25 (как он говорит) во время охоты на туров (Фото 8).
Фото 8. Рафик (слева) и Славик: встреча с велотуристами
Хозяева устроили нам развлекательную программу, включавшую стрельбу из карабина (для Оли) (Фото 9), катание верхом на лошади под проливным дождем (тоже для нее), плов из полудикой свиньи (приготовленный Олей), экскурсию на т/б Таганрогская, обилие выпивки и долгие рассказы (Славик) об истории осетинского народа, аланах, абреках, конокрадстве и пр. Отдельный разговор о том, как на Кавказе чтут родителей и вообще старших. Дождь шел полдня. Мы так и остались ночевать у гостеприимных хозяев.
Фото 9. Огневая подготовка в Дигорском ущелье
11-10 выход. От коша в принципе в направлении перевала, т.е. на запад, идут две тропы, одна хорошо заметная и натоптанная - вверх по склону, вторая менее заметная - низом по берегу реки (Урух). Хозяева коша ничего путного о тропе на перевал нам сказать не могли, по всей видимости туда и не ходили. Приехавшие к ним гости - двое верховых в поисках своего затерявшегося скота - о перевале говорили как-то неохотно, но подтвердили, что по верхней тропе можно выйти на перевал, хотя сами они идут по реке, переходят приток у большого камня и поднимаются в лоб на высокий травянистый бугор (хорошо видный от коша).
Фото 10. Подъем по склону от коша
Руководствуясь данными компьютерной карты, по которой нижняя тропа вела к еще одному кошу и заканчивалась там, а верхняя, т.е. более удаленная от реки, тропа вела прямиком на перевал. Пошли по верхней тропе. От коша идет множество мелких тропок, протоптанных животными, мы взяли немного ниже основной тропы, пришлось довольно круто взбираться по склону без тропы (Фото 10).
14-08 335 263,2 2704 перешли вброд речку, полагая, что это - река Ородон, после довольно крутого подъема. По пути встретили палатку альпинистов, которые от этого базового лагеря совершают восхождения на вершины Скалистого хребта. От реки тропа идет более полого, траверсируя боковые гребни, спускающиеся с хребта к следующей реке, падающей огромным и шумным водопадом из каменистого цирка, с противоположной стороны запертого ледником Нахашбита (Фото 11).
Фото 11. Водопад на р. Ородон
337,1 265,3 2720 остановились на бивак на узком гребне, с трудом найдя маленькую, относительно горизонтальную, но очень кочковатую площадку под палатку. Опять всю ночь - грохот водопада.
9-05 выход. Проанализировав еще раз карту и окрестности, мы пришли к выводу, что река, в виду водопада на которой мы ночевали, и есть Ородон и следовательно мы зря забирались так высоко на склон. Смущало только, что по карте водопад на р. Ородон 10 м, а на этой реке самый маленький уступ водопада был около 10 м, а общая высота никак не менее 80 м. Отнеся это несоответствие к очередным неточностям карты, начали спускаться без тропы по гребню к реке
9-41 338,1 266,3 2496 перешли вброд довольно бурную речку Ородон (Фото 12).
Фото 12. Брод через р. Ородон
Вышли на противоположный склон и без тропы круто полезли вверх
9-56 338,2 266,4 2524 забрались на крутую осыпь, заросшую рододендронами, дальше идет более пологий подъем
11-30 340 268,2 2872 забрались на пупырь, начался спуск, спустились на 36 м к овечьей тропе, перешли маленький ручеек между двумя снежниками, и тропа пошла траверсом, огибая очередной пупырь по левому склону. Поднялись наверх
12-19 341 269,2 2968 открылась панорама р. Харвез и перевала. Начали спускаться траверсом, опять без тропы, уходя вправо. Обогнули пупырь по траверсу, вышли на перешеек, который видели раньше снизу, от перешейка начали спускаться по травянисто-каменистому склону вниз в направлении речки.
Фото 13. Вверх по р. Харвез
13-17 342,1 270,3 2936 спустились к маленькому ручейку и от него стараемся верхом обойти овраги.
13-43 343,2 271,4 2756 спустились к реке (по-видимому, Харвез), вышли на тропу, которая идет вдоль реки
344,1 272,3 2860 пошли по речке вверх (фото 13).
Ущелье сузилось до размеров каньона, местами полностью перекрытого снежниками (Фото 14).
Фото 14. Снежник, закрывающий р. Харвез
Прошли один снежник, подошли ко второму (фото 15), дальше каньон непроходим.
Фото 15. Второй снежник на р. Харвез
Вернулись немного назад, чтобы выйти на склон.
344,4 272,6 2860 вышли из каньона на пологий травянистый склон, по которому идет тропа, по всей видимости на перевал, решили остановиться на бивак
15-28 345 273,2 3040 стали на бивак несколько дальше и выше (Фото 16).
Фото 16. Бивак под перевалом Кривосивцек на высоте 3040 м
Вечером налегке сходили в разведку наверх. Перевал оказался совсем близко.
7-24 выход
7-59 345,8 274 3268 пер. Кривосивцек (Штулу). Перевал представляет собой очень узкий, почти острый гребень (Фото 17).
Фото 17. Перевал Кривосивцек, 3326 м
8-06 вышли с перевала
8-16 346,2 274,4 3084 спустились по крутой сыпухе, тропа идет по гребню
8-26 346,6 274,8 2972 тропа идет по правому склону ущелья, пересекая ручейки
8-52 347,3 275,5 2712 вышли к палатке чабанов, перешли на левую сторону речки, чуть выше перехода нарзанный источник
9-15 348,4 276,6 2556 тропа по левому берегу речки привела к месту слияния рек: той, по которой мы спускались, и вытекающей слева из-под мертвого ледника, почти вплотную подходящего к тропе
9-30 350,9 279,1 2352 перешли вброд довольно бурную и очень холодную речку (Фото 18).
Фото 18. Брод через р. Карасу
11-26 354 282,2 2224 тропа забралась на правый склон ущелья и стала широкой, видимо, это- старая заваленная дорога
11-34 354,2 282,4 2212 привязались
12-01 поехали привязанные
12-10 355,3 283,5 2100 спустились к кошу. От коша идет дорога уже получше
12-35 357,5 285,7 1960 погранпост. Встретили ПСС-ника Лаврова, прилетевшего на вертолете в поисках какой-то ростовской группы, терпящей бедствие (Фото 19).
Фото 19. Место встречи с патрулем пограничников и начальником ПСС
359,5 287,7 1808 красивое место, сосны, скалы - ХМД
361 289,2 ущелье сужается, дорога идет по каменистому склону, практически по сыпухе
370,9 299,1 1384 Оля говорит - ХМН
373 301,2 погранзастава, шлагбаум, с обратной стороны надпись "Въезд по пропускам", проверка документов
На подъезде к Верхней Балкарии слева на склоне - непонятные каменные строения (фото 20).
Фото 20. На подъезде к Верхней Балкарии
379,8 308 1180 Верхняя Балкария, начало асфальта
382,1 310,3 1124 Верхняя Балкария - центр, кафе, магазин. Из В.Балкарии поехали вниз по ущелью р. Черек Балкарский
387,8 316 ущелье сужается и становится каньоном с высокими обрывистыми скальными стенками (Фото 21-22)
Фото 21. Въезд в каньон р. Черек-Балкарский
Фото 22. В каньоне
390,8 319 тоннель общей протяженностью 900 м, перед въездом в тоннель, справа от дороги - родник, чуть дальше от дороги и выше - вход в пещеру.
18-23 397 325,2 852 справа от дороги турбаза ¦Голубые озера¦, чуть ниже, слева от дороги - Нижнее Голубое озеро, овальное около 100 м в поперечнике. Напротив озера вправо вверх идет дорога на верхние Голубые озера.
19-07 400 328,2 856 ХМН. Стали биваком на поляне на правом берегу левого притока Черека Балкарского - р. Карасу Балкарский, отъехав влево на 300 м от дороги и перейдя вброд реку.
9-20 400,3 328,5 выезд
9-25 401,4 329,6 848 знак въезда в Бабугент. Слева от дороги - гора Черек, у ее подножия - вход в пещеру
9-33 404,4 332,6 724 на выезде из Бабугента под острым углом повернули влево по дороге, уходящей в боковое ущелье - на Безенги
408,9 337,1 792 мост
10-38 417,5 345,7 920 с. Карасу, дорога переходит по мосту на левый (орографически) берег реки Черек Хуламский и уходит в ущелье
419,9 348,1 936 ущелье резко сужается и переходит в каньон
422,2 350,4 1048 дорога забралась по склону высоко над рекой и идет над каньоном
423,1 351,3 1128 крутой подъем над рекой закончился, каньон остается внизу
424,8 353 1144 начался спуск к реке, вернее река поднимается к дороге
427 355,2 1164 дорога почти вплотную подошла к реке
12-15 431,4 359,6 1228 въезд в Безенги, первые дома
432,5 360,7 1272 Безенги, центр, магазин, в котором практически ничего нет, радостные местные жители снабдили нас продовольствием (картошка, домашний сыр). Суммарный набор высоты с утра до Безенги 732 м.
13-28 433,8 362 1368 выбрались на окраину села по кривым и крутым глинистым улочкам с помощью местных мальчишек, которые вывели нас на дорогу и толкали при этом велосипеды. От села круто вверх пошла очень плохая глинистая дорога, вся в жутких кочках от следов животных, видимо, в дождь эта дорога сильно раскисает, раз копыта оставили такие ямы. Нам повезло, что мы прошли по сухому. Практически невозможно ехать и даже катить груженый велосипед затруднительно. Отвязались
437,1 365,3 1896 перекресток дорог, нашу дорогу пересекает дорога, идущая влево в соседнее ущелье, а вправо взбирающаяся на склон
441,1 369,3 2420 перевал Думала. С перевала идет крутой спуск по склону, потом по ущелью по очень плохой дороге.
18-40 443,4 371,6 2072 остановились на бивак прямо у дороги на условно ровной травянистой площадке на небольшом гребешке, усеянном фиолетовыми цветами. За все время подъема на перевал, ночевки и спуска по дороге не проехало ни одно транспортное средство, и мы не встретили ни единого человека.
450,1 378,3 1460 конец спуска с перевала, выехали на трассу в ущелье, чуть ниже - село Верхний Чегем, выше - с Булунгу
450,8 379 1424 мост через реку, переезжаем на левый берег
451,3 379,5 1444 въезд в село, асфальт
10-22 451,7 379,9 1458 выезд от магазина в В.Чегеме
451,8 380 выезд из В.Чегема. Как нам сказали в селе, дорога на Былым уходит влево от трассы у пятого моста (без перил)
454,4 382,6 1-й мост
458,2 386,4 1276 2-й мост
459,8 388 3-й мост
464,2 392,4 4-й мост
465,2 393,4 1152 повернули с трассы налево, чуть-чуть не доезжая пятого моста. Дорога (проселочная, слегка каменистая) пошла на подъем
467,4 395,6 1324 дорога идет по правому склону ущелья (не орографически). По ущелью течет грязноватая речушка. На левой стороне - кош, пасека, с основной дороги, которая далее идет на подъем, влево к кошу отходит дорога. В месте, где эта дорога пересекает речку, по правому берегу вверх идет тропинка, где в 10-15 метрах от дороги - родник.
471 399,2 1628 дорога вышла в широкую долину, справа скальные обрывы. Грунтовая дорога идет вдоль телефонной линии, вправо к кошу уходит дорога с каменистым покрытием. Поехали по грунтовке, которая потом соединилась с каменистой дорогой, продолжая идти вдоль телефонной линии.
474,9 403,1 1872 перевал Голугарде - неширокая травянистая перемычка. Справа возвышаются почти отвесные скалы горы Голугарде (Фото 23).
Фото 23. Перевал Голугарде, 1880 м
С перевала спускаемся по узкому ущелью с невысокими склонами вдоль мутноватой теплой речушки, попытки найти место для бивака неудачны.
17-00 483 411,2 1200 спустились в более широкое ущелье с холодной и чистой речкой, дорога повернула вниз вдоль правого берега новой реки (как выяснилось потом - р. Гескенты), а мы перешли реку по мостику (слева - пустующий кош) на левый берег, проехали метров 200 вниз и стали биваком на поляне, скрытой от дороги полосой деревьев вдоль реки, с противоположной стороны поляна ограничена травянистыми склонами ущелья. ХМН.
8-55 выезд с бивака.
9-05 485,9 414,1 1112 первые дома Былыма
486,6 414,8 1088 дорога перешла на левый берег р. Гескенты
488,7 416,9 1024 выехали на асфальт - трассу по Баксанскому ущелью - и повернули налево, вверх по ущелью
495,7 423,9 1138 знак въезда в Тырныауз
500 428,2 1248 Тырныауз - центр
501,8 430 1244 вернулись на развилку
502,5 430,7 1248 начинается подъем от реки. Дорога ровная, мелкогравийная.
16-46 517 445,2 2145 развилка дорог: налево - на рудник, направо - указатель ¦На источник¦. Проехали вентиляционный ствол шахты. Качество дороги ухудшилось, она стала неровной, с каменистыми уступами, на поворотах серпантина размыта и усеяна крупными камнями.
519 447,2 2200 вправо вниз уходит дорога
522 450,2 2400 выехали к обрыву карьера
526 2500
18-45 529 2650 верх перевала, начало спуска
532 460,2 обогнули хребет, справа осталось ущелье
533 461,2 2490 идет спуск с перевала
19-25 537 2250 проезжавшие балкарцы уговорили нас заночевать у них в коше, на что мы нехотя согласились. Кош оказался даже не один а два, а компания пьяных чабанов выросла в итоге человек до десяти. Жарили барашка, запивали огромным количеством айрана и почти таким же количеством водки (наверное левой). Провели очень неспокойную ночь.
8-30 выезд
539 2180 спустились мимо кошей вниз, поехали по долине речки, периодически пересекая ее.
По правой стороне - вверх пешком, круто, камни
544 472,2 2460 идет крутой подъем по каменистой дороге
11-50 547 475,2 2880 пер. Большой Джаурген (Жуарген-Баши)
556 484,2 2240 спустились с перевала в долину
559 487,2 2140 переход через реку. Начало подъема
13-45 562 490,2 2370 Пер.Малый Джаурген. Показался Эльбрус
14-05 565 467,2 2180 Спустились вниз к речке. Моста не оказалось - снесен из-за подъема воды в реке. Река довольно-таки страшная и на вид непроходимая. Местный мужик сказал, что переходят ее теперь только рано утром. Попытки найти проходимое место успеха не принесли. Дождались большой машины (легковые точно не проходят) - Урала, на котором переехали на другую сторону.
567 495,2 2260 ущельице с остроконечными камнями. Минеральный источник Джилысу (Теплая вода). Дорога здесь кончается. Вокруг источника - целый палаточный город. К ванне с теплым нарзаном (22 градуса) - очередь. Мы в эту очередь становиться не стали.
15-35 567,7 495,9 2284 переходим пешеходный мостик от источника на ту сторону реки и круто поднимаемся по хорошо натоптанной тропе.
569 497,2 2464 преодолели хребтик между Джилысу и нашим местом. Сверху открывается хороший вид на ущелье с камнями (Фото 24). Отсюда начинается малонаезженная дорога (две колеи), которая поворачивает вправо на перевал Каяшик. Прямо вверх по реке по травянистой долине отходит еще менее наезженная дорожка к нарзанному источнику
Фото 24. Вид с перемычки между Джилысу и долиной р. Кызылкол
16-30 570,4 498,6 2436 бивак на своем месте в долине р. Кызылкол (Фото 25).
Фото 25. Бивак в долине р. Кызылкол
Своим местом мы называем его потому, что в разных походах разные группы волгоградских велотуристов останавливались здесь биваком не менее шести раз. Длина долины около 5 км, ширина 200-300 м. Вода в реке мутная, но в нескольких метрах от берега есть источник с очень вкусным и холодным нарзаном, вполне пригодным и для варки. К источнику ходят за нарзаном за три километра через перевал от Джилысу. ХМД. Эльбрус - прямо на юг, весь как на ладони. До границы ледников - менее 3 км. На рассвете можно наблюдать великолепную картину: над еще темной долиной вспыхивают в первых лучах солнца белоснежные вершины Эльбруса, сначала они - красные, потом быстро становятся ослепительно белыми. Граница ночи медленно опускается по ледникам на склонах, пока, наконец, не показывается весь сияющий Эльбрус, возвышающийся над все еще черными нижележащими горами.
8-44 выезд. От источника выходим на дорогу, ведущую на перевал. Дорога давно не используется и местами сильно разрушена. Ее то и дело пересекают глубокие промоины.
9-36 573,7 501,9 2700 пер. Каяшик. В хорошую погоду с перевала открывается отличный вид на Эльбрус. В момент фотографирования Эльбрус как раз скрылся за облаками (Фото 26).
Фото 26. Перевал Каяшик, 2700 м
Почти сразу после перевала на спуске у дороги - каменный столб - древнее символическое изображение фаллоса (Фото 27). Дорога на спуске также разрушена, засыпана камнями размером 10-20 см, с огромными промоинами как вдоль, так и поперек дороги
Фото 27. Каменный фаллос у перевала Каяшик
10,08 578,3 506,5 2304 конец крутого спуска с перевала, кош. Отсюда пошла более ровная проселочная грунтовая дорога.
579,7 507,9 2304 развилка дорог: налево - на Бечасын, едем вправо на Харбаз, дорога на Харбаз менее накатана, местами грунт влажный и мягкий.
586,5 514,7 2278 начало спуска
587,3 515,5 2224 спустились в маленькую ложбинку и снова небольшой подъем
588,1 516,3 2258 спуск в ущелье по травянистому гребню
590,4 518,6 2064 начало леса. Дорога становится каменистой и неровной.
594,7 522,9 1648 бивак на р. Харбаз (Фото 28).
Фото 28. Бивак на р.Харбаз
10-30 выезд с бивака и подъем по склону ущелья по каменистой дороге
11-46 601,3 529,5 2112 развилка дорог
603,2 531,4 2276 конец затяжного подъема. Вышли на травянистый сырт. Справа хорошо виден Эльбрус, чуть дальше - Главный Кавказский хребет (Фото 29).
Фото 29. Перевал Харбазский, 2276 м
Впереди - большой скалистый массив. Дорога пошла вниз.
604,7 532,9 2140 дорога спустилась на небольшой перешеек. Справа внизу живописный каньон. После небольшого подъема снова - затяжной крутой спуск по каменистой, местами очень неровной, с уступами около 30 см, дороге.
14-00 619 547,2 1264 т/б Долина Нарзанов. Свернули вверх по р. Хасаут в поисках места для ночлега. Вскоре после поворота у дороги знак: ¦Хасаутский высокогорный заказник¦. И что-то еще про запрет на организацию отдыха и разбивку палаток. Проехали 2 км.
621,3 549,5 1296 Слева от дороги, чуть ниже ее - обширная поляна, со следами дикого отдыха (на ней и сейчас - две машины), полностью открытая с дороги, с противоположной стороны ограниченная речкой, а на противоположном берегу речки - полоса деревьев и кустарников. Пересекли поляну, перешли вброд речку и, пройдя сквозь прибрежные заросли, поднялись еще на одну поляну, полностью скрытую от дороги. ХМН. Разбили бивак и отправили Влада "попросить соли" в расчете на какую-нибудь "халяву". Кроме соли Влад принес еще куски арбуза, а следом за ним притащилась нетрезвая девица и начала уговаривать нас присоединиться к ним. Немного поломавшись для приличия, мы отправились с ней на другой берег и провели остаток дня и вечер в обществе упомянутой девицы, ее еще более пьяной подруги и двух кавказцев (видимо, кабардинцев), лысых, седых и пузатых, а потому весьма важных. Жарили и ели шашлык, ели овощи и фрукты, запивали водкой "Ни шагу назад!" (кстати, очень неплохой) с портретом Сталина на этикетке. Почти весь вечер звучала Натали с ее "Ветром с моря". Изрядно "нагрузившись", но памятуя о перевале на следующий день, мы неоднократно порывалиь уйти, и, в конце концов, нам это удалось. С трудом форсировав речку, мы вернулись к нашему лагерю с чувством глубокого удовлетворения.
623,4 551,6 1248 вернулись к т/б Долина Нарзанов. Отсюда начинается подъем по относительно ровной каменисто-гравийной дороге
630,3 558,5 1888 пер. Шит-Джатмас. Развилка дорог: влево на Кисловодск, вправо - через Малку в Залукокоаже на трассе Питигорск - Нальчик. Наш путь - по левой дороге.
638,7 566,9 1396 с. Кичи-Балык
12-48 641,7 569,9 1476 пер. Кичи-Балык
12-54 643 571,2 1468 граница Карачаево-Черкесии. Начало спуска. Дорога - неплохой асфальт. Компьютер зафиксировал максимальную скорость на спуске - 67 км/ч.
13-05 654 582,2 768 за одиннадцать минут сбросили 700 м, проехав 11 км. Кисловодск - центр.
Примечание.
Употребляемые сокращения:
ЧМР - чувство мышечной радости
ХМД - хорошее место для дневки
ХМН - хорошее место для ночлега
Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)
на первую страницу
клубная информация
| походы | ПВД |
фотоальбомы | публикации |
клубные события |
соревнования | форумы
| ссылки