Велоклуб Орион

Северный Кавказ-2001

Отчет

о велотуристском походе третьей категории сложности по Кавказу,

совершенном группой туристов велоклуба Орион

с 10 по 20 июня 2001 г.

по маршруту:
Минводы - Подгорная - Георгиевск - Новопавловск - Прохладный - Эльхотово - Ардон - Владикавказ - Кармадон - пер. Даргавский (Зеленый) (а/д, 1684 м, КТ2) - Даргавс - слияние рек Гизельдон и Генальдон - Гизель - Майрадамаг - Дзуарикау - Верх. Фиагдон - Харисджин - пер. Архонский (а/д, 2234 м, КТ3) - Ниж. Унал - Мизур - Садон - Ход - пер. Ходский (н/к, 2685 м, КТ4) - Урсдон - Дигора - Николаевская - Карджин

Поход утвержден маршрутно-квалификационной комиссией Волгоградского велоклуба Орион

Руководитель группы Павел Протопопов

Содержание

1. Справочные сведения о походе
Район похода
Нитка маршрута
Схема маршрута
Подъезд и отъезд
Изменения маршрута
Сведения об участниках похода
2. Техническое описание похода
Описание прохождения маршрута по дням
Характеристика препятствий на маршруте
Определяющие препятствия

 

1. Справочные сведения о походе

Район похода

Нитка маршрута

Планировавшаяся нитка маршрута

Минводы - Подгорная - Георгиевск - Новопавловск - Прохладный - Эльхотово - Ардон - Владикавказ - Чми - пер. Суаргомский - Кармадон - пер. Даргавский - Даргавс - слияние рек Гизельдон и Генальдон - Гизель - Майрадамаг - Дзуарикау - Верх. Фиагдон - Харисджин - пер. Архонский - Ниж. Унал - Мизур - Гусойта - Ход - пер. Ходский - Урсдон - Дигора - Чикола - Нов. Урух - Средн. Урух - Стар. Урух - Аргудан - Стар. Черек - Урвань - Нальчик - Минводы

Реально пройденный маршрут

Минводы - Подгорная - Георгиевск - Новопавловск - Прохладный - Эльхотово - Ардон - Владикавказ - Кармадон - пер. Даргавский (Зеленый) (а/д, 1684 м, КТ2) - Даргавс - слияние рек Гизельдон и Генальдон - Гизель - Майрадамаг - Дзуарикау - Верх. Фиагдон - Харисджин - пер. Архонский (а/д, 2234 м, КТ3) - Ниж. Унал - Мизур - Садон - Ход - пер. Ходский (н/к, 2685 м, КТ4) - Урсдон - Дигора - Николаевская - Карджин

Схема маршрута


Участок Минеральные Воды - Прохладный (110 км)


Остальной маршрут

Подъезд и отъезд

Подъезд и отъезд - одним поездом Новокузнецк - Кисловодск до (и от) ст. Минеральные Воды

Изменения маршрута

Планировавшийся перевал Суаргомский был исключен по рекомендации Северо-Осетинской ПСС, поскольку он находится в неспокойном районе.

Равнинный участок в конце маршрута: Чикола - Нов. Урух - Средн. Урух - Стар. Урух - Аргудан - Стар. Черек - Урвань - Нальчик - Минводы был исключен в связи с задержкой в горах после Ходского перевала в связи с неблагоприятными погодными условиями и заменен участком  Николаевская - Карджин с окончанием похода в п. Карджин.

 

Сведения об участниках похода

Протопопов Павел Александрович, 1946 г. р.
Туристский опыт: 5р - Кавказ, Алтай, Тянь-Шань
Обязанности в группе - руководитель, летописец
Адрес: 40078, Волгоград, а/я 2009, e-mail: bccl@mail.ru

Кравцов Александр Яковлевич 1959 г. р.
Туристский опыт: 1у - Волгоградская обл.
Обязанности в группе - механик
Адрес: 400081 Волгоград, ул. Калеганова, 9-63

Осипов Валерий Яковлевич 1942 г. р.
Туристский опыт: 5 у, 5р - Кавказ, Урал
Обязанности в группе - фотограф, завхоз
Адрес: 404127 Волжский, ул. Дружбы, 31-108

2. Техническое описание похода

Описание прохождения маршрута по дням

Время | Общий    |  Дневной | Высота | Описание
   
     кило-         кило-
             метраж     метраж

10 июня

11-10 | | | 260 | Прибыли в Минводы, сборка велосипедов на платформе

12-18 | 0,0 | 0,00 | | Дали телеграмму, от вокзала выезд. Выехав с вокзала, повернули направо, на север, поехали по ул. Пушкина

12-29 | 2,6 | 2,60 | | с ул. Пушкина повернули направо через железку

12-31 | 3,4 | 3,38 | | проехав мост повернули еще раз направо, на этот раз на юг по указателю стрелки на Георгиевск. Ехали на юг недолго, на втором светофоре повернули налево, поехали на восток.

12-46 | 6,5 | 6,51 | 280 | на большой развилке (на кругу) поворачиваем направо на Зеленокумск - Георгиевск

13-26 | 22,6 | 22,55 | | знак въезда в Александрийскую

13-34 | 26,9 | 26,86 | 232 | знак выезда из Александрийской

13-45 | 31,7 | 31,68 | 228 | круг-развилка, прямо на Зеленокумск - Буденновск, направо на Георгиевск, повернули на Георгиевск. После поворота знак въезда в Подгорное

13-50 | 33,5 | 33,47 | 220 | знак выезда из Подгорного

| 33,8 | 33,79 | | р. Кума, сразу от моста подъем до высоты 244 м

13-56 | 34,6 | 34,64 | 280 | стела на въезде в Георгиевск

14-40 | 40,8 | 40,84 | 268 | Георгиевск, центр

15-34 | 56,5 | 56,45 | 292 | все время шел почти незаметный глазу, но ощутимый подъем. Теперь - то ли полого, то ли спуск

15-37 | 57,8 | 57,82 | 292 | госплемзавод Комсомольский

15-43 | 60,1 | 60,13 | 284 | знак крутой подъем

| 60,9 | 60,86 | 308 | конец подъема

15-55 | 64,4 | 64,43 | 300 | въезд в Новопавловск

16-44 | 71,1 | 71,10 | 260 | после Новопавловска был хороший спуск, речка и сразу крутой подъем (28х28)

16-48 | 71,6 | 71,60 | 288 | конец подъема

| 73,4 | 73,42 | 268 | р. Подкумок

17-02 | 76,9 | 76,93 | 280 | кончился асфальт, строительство дороги, щебень

17-57 | 83,4 | 83,39 | 264 | граница Кабардино-Балкарии

18-08 | 84,2 | 84,20 | 248 | переехали канал Малка - Кура

18-20 | 91,9 | 91,91 | 228 | канал им. Ленина

19-08 | 105,0 | 104,98 | 196 | знак въезда в Прохладный

19-33 | 113,1 | 113,07 | 160 | выехали из Прохладного в сторону моста через Малку

19-42 | 113,8 | 113,78 | 156 | мост через Малку, сразу после моста пытаемся повернуть направо на дамбу, ведущую вверх вдоль Малки

20-00 | 117,2 | 117,22 | 164 | проехали по дамбе, выехали на место, где на берегу реки небольшая такая отмель, заросшая травой уже, и здесь на песке стали на бивак

11 июня

8-40 | 117,2 | 0,00 | | выезд с бивака, подъем был в 6-30

8-57 | 120,6 | 3,34 | 168 | выехали снова на трассу, практически через 50 м после этого - знак выезда из Прохладного

9-24 | 128,6 | 11,35 | 176 | развилка и строящаяся развязка, направо - указатель на Нальчик

9-39 | 132,7 | 15,44 | 176 | выехали с объездной дороги на основную трассу

9-43 | 133,8 | 16,57 | 184 | мост через р. Терек

9-59 | 137,8 | 20,56 | 180 | развилка дорог: направо, через какой-то канал Владикавказ, Моздок написано. Видимо, там же и Эльхотово, туда и поворачиваем

10-16 | 142,3 | 25,06 | 200 | знак въезда в с. Арефино

11-10 | 152,7 | 35,49 | 224 | стела на въезде в Терек и развилка: прямо идет дорога в город, влево дорога с указателем Владикавказ 80 км

12-22 | 157,6 | 40,34 | 236 |

12-53 | 164,4 | 47,15 | 256 | свернули с дороги на грунтовочку к небольшому леску на перекус

| 164,8 | 47,54 | | доехали до леска. он оказался совершенно непригодным, повернули назад

| 165,4 | 48,17 | | вернулись снова на асфальт

13-49 | 172,1 | 54,90 | 268 | граница Кабардино-Балкарии и Северной Осетии

15-09 | | | 284 | въехали в Эльхотово

15-45 | 177,8 | 60,60 | 296 | развилка: прямо - Баку, направо - Ростов

15-49 | 178,7 | 61,52 | 300 | выехали на трассу Ростов - Баку

16-20 | 186,3 | 69,11 | 336 | отворот направо на Алагир (22 км)

16-42 | 191,9 | 74,70 | 336 | знак въезда в Дарг-Кох. Почти сразу после въезда в Дарг-Кох набрали воды и нам местная девица показала дорогу. которая якобы ведет на речку, где есть деревья и т.д. Поехали мы по этой дороге, приехали к речке, деревьев там нету, моста там тоже в этом месте не было, потом поехали по тропе вдоль речки к мосту, который был чуть повыше по течению. Переехали через мост и поехали дальше в расчете найти место для ночевки.

| 196,5 | 79,28 | | Приехали к каналу, где нам местные молодые (десятилетние) бизнесмены показали, где можно искупаться. Там нам чабан подсказал, что лучше ехать дальше, к деревьям, которые виднелись на горизонте, чтобы там найти место. Поехали по дамбе по проселочной каменистой дороге. Приехали к деревьям, там перед ними оказалась железная дорога, высокая такая насыпь. Перебрались через насыпь, втретили местных осетин, которые ловили форель в ручье. Они нас угостили форелью, зажаренной на костре, под водку. Не посоветовали там останавливаться, поскольку там какие-то бродяги бродят. Посоветовали ехать дальше к какому-то маленькому предприятию с черным дымом из трубы.

| 199,5 | 82,26 | | Приехали к этому предприятию и стали около него на пустыре, заросшем сорной травой. Около этой точки был родник с хорошей водой.

12 июня

9-40 | 199,5 | 0,00 | | выезд

| 199,9 | 0,42 | | с места ночевки выехали на дорогу вдоль железки, по которой ехали вечером, и поехали по ней в том же направлении, что ехали вчера, т.е. в сторону Беслана

11-08 | 210,1 | 10,63 | 432 | все это время ехали по каменистой дороге вдоль железки. Сейчас подъезжаем уже, видимо, к Беслану, пошла налево тропка через железку, перекопанная канавой, чтобы машины не ездили, попробовали перебраться через нее

11-17 | 210,5 | 10,95 | | перебрались через железку, вышли на окраину села Новый Ботокой-юрт, теперь едем по селу поперек, перпендикулярно трассе, которая должна быть впереди через 2 км.

| 211,7 | 12,23 | 428 | выехали на пересечение с основной дорогой, повернули направо

13-04 | 216,5 | 17,02 | 448 | дорога из этого самого Юрта привела к Беслану, здесь перекус, магазины

13-22 | 220,2 | 20,72 | | из Беслана выехали на основную трассу Ростов - Баку

14-57 | 231,2 | 31,69 | 548 | на подъезде к Владикавказу развилка дорог, направо идет объездная дорога, прямо идет дорога в центр. Мы здесь проехали чуть-чуть вперед, набрали воды, потом, с целью найти место для ночевки возвращаемся на развилку

15-05 | 233,0 | 33,48 | 564 | развилка. Направо дорога через мост, прямо - на Владикавказ - 5 км. Поворачиваем направо

15-18 | 236,1 | 36,57 | 576 | выехали на пересечение с дорогой Архонка - Владикавказ

| 236,9 | 37,44 | | отъехали по трассе Архонка - Владикавказ в направлении, обратном от Владикавказа и стали на бивак прямо у дороги в лесополосе

13 июня

7-42 | 236,9 | 0,00 | | выезд

8-00 | 240,4 | 3,53 | 612 | стела на въезде во Владикавказ

11-01 | 256,2 | 19,29 | 652 | последние дома на границе Владикавказа

11-12 | 259,0 | 22,07 | 624 | мост через р. Черная, вода довольно чистая

11-17 | 260,8 | 23,93 | 628 | Знак въезда в Гизель

11-30 | 262,0 | 25,05 | 648 | свернули с трассы в селе Гизель влево на Кармадон

14-23 | 273,6 | 36,74 | 836 | слияние рек Гизельдон и Геналдон. Развилка. Сворачивем налево на Кармадон

15-25 | 280,5 | 43,58 | 1068 | некоторое время ехали по каньону в Гизельдонском ущелье, на этом месте - выезд из самой узкой теснины каньона

| 281,1 | 44,24 | 1096 | въезд в тоннель

| 281,5 | 44,57 | 1116 | выезд из тоннеля

15-45 | 282,1 | 45,17 | 1176 | сразу за каньоном идет крутой подъем, дорога взбирается на склон, обходя прижим. Здесь самый крутой участок закончился, подъем продолжпется дальше, но более пологий

15-59 | 283,0 | 46,09 | 1248 | дорога продолжает круто подниматься, вышла из теснины прижима в обширную котловину на ее правый склон (не орографически). Речка далеко внизу, влево уходит какое-то широкое ущелье, туда пошла грунтовка, дорога же поворачивает направо от речки, продолжая подниматься

16-07 | 283,8 | 46,90 | 1284 | дорога взобралась почти на самый верх ущелья и продолжает уже более полого подниматься

| 284,1 | 47,17 | 1292 | Вправо от дороги круто в гору уходит асфальтовое ответвление, а наверху мы видели несколько многоэтажных домов, видимо, вахтовый поселок

| 284,4 | 47,50 | 1304 | начался спуск, впереди какая-то деревушка

16-27 | 285,0 | 48,08 | 1288 | Кармадон, шлагбаум

16-54 | 286,9 | 50,02 | 1408 | подъем ко вторым источникам закончился и пошел не спуск, но, в общем, ровный участок

17-10 | 288,2 | 51,30 | 1456 | подъехали, вернее, подошли ко второй ванне, сначала была первая ванна с горячими источниками, потом, выше, - вторая, так вот мы подошли ко второй ванне. Воды простой тут нет, места для стоянки тоже не видать. Вода пахнет сероводородом, горячая, дествительно, на вкус - противная

19-00 | | | | вернулись назад к шлагбауму (в Кармадоне), попытались там найти место, даже нам местный Эльбрус предложил перебраться на ту сторону реки, но решили не связываться и подняться наверх к заброшенному дому отдыха, пансионату или санаторию

| 292,0 | 55,13 | 1304 | здесь на лужайке стали на бивак

14 июня

8-05 | 292,0 | 0,00 | | выезд

| 292,3 | 0,29 | | выехали опять на дорогу с места бивака

8-14 | 292,9 | 0,91 | 1288 | поворот на ту самую дорогу, которую мы проехали вчера по пути в Кармадон. Она - на перевал Даргавс

8-20 | 293,4 | 1,41 | 1320 | развилка: прямо на санаторий «Кармадон», вправо - на Даргавс. Пока еще продолжается асфальт. Дорога пошла более полого

8-30 | 294,2 | 2,20 | 1390 | кончился асфальт, дальше пошла каменисто-щебенистая дорога

8-38 | 294,6 | 2,59 | 1416 | проехали деревушку Кани

9-27 | 297,7 | 5,71 | 1684 | перевал Даргавс

10-30 | 301,7 | 9,69 | 1352 | знак въезда в Даргавс

10-32 | 301,9 | 9,94 | | мост через р. Геналдон, переезжаем на левый (орографически) берег. После моста дорога пошла по левому берегу

| 307,1 | 15,06 | | дорога пришла неожиданно на турбазу, где и кончилась. От турбазы мы спустились вниз на фуникулере до высоты 1068 м

| 308,9 | 16,90 | 988 | начался асфальт. Сразу же, как начался асфальт, выехали к зданию Гизельдонской ГЭС и река Гизельдон, которая до этого куда-то пропала, вышла из-под этого здания, т.е. река идет через тоннель, потом по трубам на турбины и здесь выходит в русло

12-49 | 311,5 | 19,47 | 928 | с. Коба

13-03 | 317,2 | 25,18 | 820 | дорога шла по левому берегу Гизельдона, пересекла по мосту речку и вышла на ту дорогу Гизель - Кармадон, по которой мы ехали вчера

13-44 | 328,8 | 36,84 | 636 | вернулись по Гизельдонскому ущелью снова на основную трассу, откуда сворачивали вчера. Гтзель

14-39 | 336,1 | 44,11 | 552 | знак въезда в Майрадамаг

14-41 | 336,8 | 44,83 | 552 | мост через р. Майрадамаг

| 341,6 | 49,58 | 608 | перекресток и с. Дзуарикау, здесь поворачиваем в Фиагдонское ущелье

| 344,9 | 52,90 | 640 | проехали все село Дзуарикау до почты, дали телеграмму, по щебеночной дороге выехали на основную трассу, ведущую в Верхний Фиагдон

15-59 | 347,7 | 55,70 | 696 | знак выезда из Дзуарикау, села, впрочем, давно уже нет.

16-28 | 352,6 | 60,55 | 756 | въезд в с. Тагардон

16-47 | 356,0 | 63,99 | 812 | с. Гусара

16-53 | 357,1 | 65,09 | 828 | выезд из с. Гусара

17-52 | 364,9 | 72,87 | 1020 | маленькое село Дзивгис

18-21 | 368,7 | 76,74 | 1148 | знак въезда в В. Фиагдон, слева подходит грунтовая дорога, ведущая из Гизельдонского ущелья через Фиагдонский перевал

| 370,7 | 78,67 | 1148 | знак выезда из Фиагдона

18-59 | 371,0 | 79,00 | 1136 | пересекли реку Фиагдон, поехали по левому (орографически) берегу вверх, потом дорога вернулась обратно на правый берег

20-06 | 375,0 | 82,97 | 1236 | с большим трудом нашли место для бивака, перейдя по мостику на другую сторону реки, поскольку со стороны дороги - сплошные селения, строения и т. п. Воды хорошей нет, с дровами тоже туговато

15 июня

9-01 | 376,4 | 1,36 | 1320 | переехали по мосту на левый берег реки и здесь перекресток: уперлись в дорогу вдоль левого берега реки, влево вверх по течению идет дорога на Куртатинский перевал, вправо - дорога идет по склону вверх на Архонский перевал

9-18 | 377,2 | 2,20 | 1380 | дорога поднялась по склону над селом в направлении, почти обратном тому, в котором мы ехали, и по мостику пересекла приток Фиагдона. Вода мутноватая, но гораздо чище, чем в Фиагдоне

12-00 | 382,3 | 7,32 | 1860 | показалась вверху седловина, похоже, что это перевал

12-40 | 383,9 | 8,90 | 2024 | дорога пересекает небольшой ручеек, единственный, пожалуй, за всю дорогу

13-00 | 385,0 | 10,02 | 2132 | (по карте 2234) перевал Архонский

16-00 | 399,1 | 24,06 | 1020 | Спустились с перевала в ущелье, пересекаем приток Ардона - речку Уналдон, выше которой мы ехали

16-04 | 399,5 | 24,50 | 980 | начался асфальт, но до низа, до Военно-Осетинской дороги мы еще не спустились

16-31 | 401,0 | 26,01 | 876 | пересекли по мосту р. Ардон, выехали на трассу Военно-Осетинской дороги в районе Нижнего Унала, повернули вверх по течению на Мизур

16-36 | 402,2 | 27,24 | 892 | въехали в тоннель

| 403,1 | 28,11 | 904 | конец тоннеля

17-04 | 404,4 | 29,39 | 916 | короткий тоннель (метров 100)

17-40 | 407,9 | 32,85 | | примерно в этом месте, чуть раньше, была дорога направо на Гусойту и Ход, но нам посоветовали ехать через Садон, откуда в тот же Ход ведет тоже дорога

17-49 | 409,1 | 34,06 | 984 | тоннель на выезде из Мизура с гордым названием «Тоннель Мизурский» длиной 140 м

18-00 | 411,5 | 36,45 | 1020 | развилка: вправо идет дорога на Садон, туда и поворачиваем. Дорога пошла сразу от поворота круто, но асфальт, правда побитый

| 411,7 | 36,71 | 1036 | короткий тоннель имени 50 лет Октября (весь провонял овечьим говном)

| 411,8 | 36,83 | | выезд из тоннеля

18-35 | 414,0 | 38,96 | 1196 | с. Садон

| 414,4 | 39,38 | 1216 | в Садоне за мостиком направо идет каменистая дорога вверх, слабо накатанная такая, туда и повернули, это на Ход

18-52 | 414,8 | 39,80 | 1264 | от села пошла очень сильно каменистая дорога, камни от 10 до 30 см, многие «живые», крутой подъем

19-22 | 415,2 | 40,19 | 1324 | дорога подошла к маленькому мостику через грязный ручей, вдоль которого мы поднимались, на противоположной стороне - отверстия какие-то, тоннели вроде, в гору уходят, маленький загороженный огородик и небольшая площадка, на которой мы и решили остановиться. За водой спустились с бутылками к окраине села, где тек небольшой, относительно чистый ручеек

16 июня

7-52 | 415,2 | 0,00 | 1360 | выход

8-11 | 418,0 | 2,75 | 1688 | все это время поднимались по дороге, которая шла все время вдоль той же самой мутной грязной речушки, потом ушла на склон серпантином, стала подниматься по склону, речка осталась глубоко внизу. На этом месте впервые за весь подъем родник, причем оборудованный - резиновая трубка выходит из камней

10-48 | 419,4 | 4,19 | 1852 | дорога, поднимавшаяся по склону ущелья, вышла в обширную котловину, на одном из склонов которой - маленькое село Ход, четыре жилых дома. Сходили в разведку в село, расспросили дорогу. От этого перекрестка, который называется «Три дороги» вправо - дорога на Мизур, влево - Ход, и еще одна дорога, чуть влево, это - дорога, которая якобы идет на «святое место», по ней мы и отправились, как тут же выяснилось, не туда, в конце концов нас женщина из села вывела, почти по целине, на дорогу, по которой нам надо было ехать.

12-21 | 421,1 | 5,85 | 1976 | пошли по дороге к «святому месту». Дорога пересекает небольшой ручеек с чистой водой, дольше по слухам воды быть не должно. Здесь сделали перекус.

13-48 | 422,8 | 7,55 | 2300 | подошли к домику с иконой Георгия-Победоносца и крестом, местные называют это «святое место». Домик окружен оградой из камней, несколько лавок, столы, огромная куча бутылок из-под водки, казан литров на 40 и т.д.

14-55 | 423,6 | 8,40 | 2492 | тропинка, которая долго-долго шла от «святого места» по травянистому склону серпантином, вышла к скалам, повернула влево вдоль скал. От скал, которые мы перевалили, пошла травянистая долинка, с двух сторон окаймленная скалами, сухая. Тропа вьется по ней серпантином.

15-48 | 424,3 | 9,12 | 2684 | перевал Ходский, представляет собой травянистую седловину, ограниченную с двух сторон травянистыми же округлыми вершинами. Вниз тропа идет по левому склону ущелья

18-30 | 427,8 | 12,56 | 1954 | тропа шла по травянистым увалам некоторое время, потом сошла на нет и потерялась в траве. К этому времени спустился густой туман и начал накрапывать дождик. Спускались по увалам без тропы в условиях практически нулевой видимости и в этом месте вышли к полуразрушенному заброшенному кошу, в котором и остановились на ночлег. Ужин готовили на примусе из дождевой воды, собранной с крыши.

17 июня

8-40 | | | | выход. Дождь шел всю ночь

9-11 | 428,9 | 1,10 | 1764 | по тропе начинаем спускаться в ущелье, началось мелколесье

10-06 | 430,6 | 2,78 | 1368 | тропа долгое время шла по лесу вдоль сухого ущелья, в этом месте вышла к ручью, который вытекает прямо из горы. Довольно-таки приличный ручей

10-12 | 430,8 | 2,99 | | тот ручей, который вышел их горы, ушел опять под камни

10-20 | 431,4 | 3,60 | 1264 | тропа, к этому времени и так малозаметная, вышла на большую ровную поляну, сплошь заросшую огромными лопухами, где исчезла окончательно. За поляной начинался лес. Справа снова появилась речка - безымянный левый приток р. Савердон. Долгая разведка в поисках тропы результатов не принесла, поэтому продолжили движение вниз по ущелью по лесу. К этому времени начался дождь

11-40 | 431,9 | 4,12 | | Хорошо известно, что практически ни по одной кавказской реке нельзя пройти сверху донизу - обязательно попадешь в прижимы. Наша река исключением не стала: ущелье резко сузилось, дальше прохода по берегу реки нет, начали карабкаться на крутой правый склон, обходя прижим. И в нормальных условиях, может быть, и можно было бы идти по реке, переходя с берега на берег, обходя прижимы, но в условиях непрекращавшегося дождя река вздулась и стала непереходимой. Оставалось карабкаться по скользким крутым склонам, обходя скальные выступы поверху.

| | | | В дальнейшем нашем движении полностью потеряли смысл замеры километража и высоты, поскольку движение практически свелось к постоянным подъемам на склоны для обхода скальных выступов. Идти все время поверху тоже было невозможно из-за боковых ущелий глубоко прорезавших склоны. Скорость продвижения вперед была очень малой. Однако за все труды мы попали в «мокрый мешок»: уперлись в место впадения притока в Савердон, который оказался еще мощнее и тоже был непереходим. Здесь и заночевали. Дождь опять шел всю ночь

18 июня

7-40 | | | | выход. Из «мокрого мешка» пошли обратно вверх по тому притоку, по которому спускались вчера в поисках места для переправы. Река за ночь стала еще полноводнее, пришлось вернуться довольно далеко до места, где стала возможна переправа. Характер движения не изменился: снова вверх и вниз по склонам. Нашли безопасное место для переправы, переправились на левый берег, поднялись высоко на гребень, отделяющий наше ущелье от соседнего слева и заночевали на гребне. Стали на бивак в 20-30. Дождь шел весь день и всю ночь

19 июня

8-00 | | | | выход. Вновь, как и в предыдущие два дня пошли по склону ущелья, на этот раз левому, то поднимаясь наверх, то спускаясь к реке И, наконец, во время одного из спусков к реке вышли на малозаметную и почти ненакатанную дорогу, скорее - тракторный след, ехать по которому было невозможно, но уже, по крайней мере можно было идти, не отвлекаясь больше на лазание по склонам

| 444,9 | 13,00 | | вновь начали отсчет километража. Пройденный путь за эти два дня без учета зигзагов вверх-вниз и возвратов по карте можно оценить в 13 км. Тракторная дорога вышла к левому притоку того левого притока Савердона, вдоль которого мы шли. Из-за дождя даже этот второстепенный приток предстал серьезной преградой. Переправились с подстраховкой

| 448,4 | 16,53 | | дорога вышла к какой-то точке, где стояли тракторы и несколько машин, людей не было. От этого места пошла вполне приличная (в смысле покрытия) мелкогравийная дорога. Однако оказалась во многих местах оказалась разрушенной вследствие этого двухдневного дождя: то поперек дороги лежали свежевывороченные с корнем огромные деревья, то на дороге зиял огромный провал с вертикальными краями, как будто роторный экскаватор прорыл траншею поперек, то оползень вообще снес участок дороги, оставив вязкую жижу, в которой велосипеды тонули по седла, не говоря уж об обвалившихся мостах и осыпях. Ехать практически было невозможно, постоянно преодолевали новообразованные препятствия

| 451,0 | 19,10 | | дорога пошла получше, можно ехать. Привязались

13-10 | 454,5 | 22,60 | | гравийная дорога вышла на асфальт, справа пансионат Урсдон

13-23 | 456,9 | 25,00 | | пересекли по мосту р. Савердон в месте ее соединения с р. Скуммидон. Слияние Савердона и Скуммидона образует реку Астаудон. Пос. Урсдон

15-05 | 471,8 | 39,90 | | Дигора. Здесь закупили продукты и выехали в направлении Николаевского. В связи со значительной задержкой на участке Ходский перевал - Урсдон, связанной с погодными условиями, и учитывая, что определяющие препятствия маршрута пройдены, приняли решение о сокращении оставшейся части маршрута и окончании маршрута в пос. Карджин. В связи с этим выехали из Дигоры в направлении Николаевской

15-55 | 477,5 | 45,60 | | с. Мостиздах

16-15 | 484,4 | 52,50 | | Николаевская, здесь повернули на дорогу, ведущую в сторону Ардона, пересекли по мосту р. Урсдон и практически сразу за мостом свернули влево на дорогу, ведущую в пос. Красногор

16-30 | 486,5 | 54,60 | | Красногор. После поселка некоторое время искали место для бивака. Вся широкая (3-4 км шириной) травянистая долина р. Урсдон была покрыта жидкой грязью - результат вчерашнего наводнения.

17-25 | 490,5 | 58,56 | | стали биваком в 1 км справа от дороги в зарослях кустарников

20 июня

8-20 | | | | выезд

9-00 | 496,1 | 5,56 | | с. Бекан, за селом свернули на озеро искупаться. Озеро оказалось огорожено, вход - платный, но сторож нас пустил так. От озера выехали на трассу Ардон - Карджин, повернули налево, пересекли по мосту Терек и сразу за мостом свернули направо на станцию электрички

12-10 | 500,8 | 10,30 | | вокзал, конец похода

 

Характеристика препятствий на маршруте

 

Вид ПП Название Границы препятствия Протяженность, Lпп Кпк Абс. высота (начало), м Абс. высота, макс., м Кв Общий (суммарный) набор высоты (НВ), м Кнв Крутизна (уклон) на подъеме (средн.), % Ккр Балльная оценка по МКВМ КТ
общая, км в т.ч. асф., км в т.ч. просе-лок в т.ч. щебень, горная дорога, км в т.ч. тракторн. путь (конная тропа), км
подъем по ущелью ущ. р. Гизельдон - Генальдон п. Гизель - п. Кармадон 23 23,00       0,9 648 1288 1,16 640 1,15 2,78 1 1,19 1
перевал Даргавс (Зеленый) с. Кармадон - с. Даргавс 4,8 1,29 3,51     1,12 1288 1684 1,24 396 1,07 8,25 1,25 1,84 2
подъем по ущелью Фиагдонское ущелье п. Дзуарикау - п. Харисджин 34,8 34,80       0,9 608 1320 1,16 712 1,17 2,05 1 1,23 1
перевал Архонский п. Харисджин - п. Архон 8,66   8,66     1,20 1420 2234 1,35 814 1,21 9,40 1,33 2,59 3
подъем по ущелью Ходское ущелье п. Садон - п. Ход 4,58     4,58   1,40 1264 1852 1,27 588 1,13 12,84 1,63 3,27 3
перевал Ходский п. Ход - р. Савердон 3,27     1,7 1,57 1,59 1976 2684 1,44 708 1,17 21,65 2,00 5,35 4

 

Категорирование препятствий и расчет балльной оценки их трудности проводилось с использованием алгоритма, основанного на методике категорирования велосипедных маршрутов (МКВМ), что позволило избежать ручных вычислений.

В соответствии с Единой Всероссийской спортивной классификацией туристских маршрутов (ЕВСКТМ) и МКВМ маршрут велопохода 3 к.с. должен включать не менее 2 протяженных препятствий (ПП) 3 категории трудности (к.т.) и 1 препятствия 2 к.т. На маршруте было пройдено 1 ПП 4 к.т., 2 ПП 3 к.т. и одно 2 к.т. Таким образом, требования ЕВСКТМ выполнены.

 

Определяющие препятствия

Архонский перевал

1. Общая информация о препятствии
Район: Кавказ
Подрайон: Северный Кавказ
Расположение: Хребет Чехациртит
Границы: р. Фиагдон (п. Харисджин) - р. Ардон (п. Нижний Унал)

Первопрохождение вело: нет данных

2. Характеристика трудности препятствия

Общая протяженность подъема (прохождение с востока) - 8.7 км

в том числе:
грунтово-каменистая горная дорога - 8.7 км

Коэффициент дорожного покрытия Кпк=1.2

Абсолютная высота:

начала подъема (п. Харисджин) - 1420 м
седловины перевала - 2234 м
конца спуска (п. Красный Карачай) - 876 м

Коэффициент абсолютной высоты Кв=1.35

Общий набор высоты - 814 м

Коэффициент набора высоты Кнв=1.21

Крутизна (уклон) на подъеме (средн.) - 9.4%

Коэффициент крутизны Ккр=1.33

Балльная оценка трудности препятствия

КТ = Кпк*Кв*Кнв*Ккр=2.59

Категория трудности по МКВМ - 3

Общее время прохождения

подъем - 4 ч. 00 м.
спуск - 3 ч. 31 м.
3.  Схема препятствия

4. Описание прохождения

Подъем начинается от моста через р. Ардон в пос. Харисджин. Дорога на всем подъеме - каменисто-щебеночная горная. Вначале идет подъем по склону ущелья, крутизна на этом участке 7.1%. Затем, через 900 м от начала подъема, дорога пересекает приток Фиагдона и начинает подниматься по правому (орографически) склону ущелья, находясь высоко над рекой. Такой подъем продолжается на протяжении 6.6 км, крутизна этого участка 9.5%. В конце этого подъема дорога пересекает исток реки и на протяжении еще 1.1 км с крутизной 9.6% взбирается на перевал. Спуск с перевала более пологий (7.9%) через 14 км приводит в ущелье Уналдона - притока Ардона к селу Верхний Унал. Отсюда начинается асфальт. 1.5 км спуска по асфальту с крутизной 6.9% приводят к мосту через р. Ардон, на противоположном берегу которой проходит трасса Военно-Осетинской дороги

5. Дополнительные сведения

На все протяжении перевал - автодорожный, при восхождении и спуске локальных препятствий нет. Автономность низкая, при прохождении с востока - пос. Харисджин, с противоположной стороны - пос. Нижний Унал.

6. Источники информации

П. Протопопов. Отчет о велопоходе 3 к.с. по Кавказу, 2001.

Б. М. Бероев. По Северной Осетии, М., ФИС, 1984, с. 80-81

7. Автор паспорта

Павел Протопопов, 400078, Волгоград, а/я 2009

8. Время прохождения препятствия автором паспорта

15 июня 2001 г.

Ходский перевал

1. Общая информация о препятствии
Район: Кавказ
Подрайон: Северный Кавказ
Расположение: Хребет Скалистый
Границы: п. Ход - р. Савердон (пансионат Урсдон)

Первопрохождение вело: 2001, велопоход 3 к.с. группы велоклуба Орион, рук. П. Протопопов

2. Характеристика трудности препятствия

Общая протяженность подъема (прохождение с юга) - 3.27 км

в том числе:
каменисто-щебеночная горная дорога - 1.7 км
конная тропа - 1.6 км

Коэффициент дорожного покрытия Кпк=1.59

Абсолютная высота:

начала подъема (п. Ход) - 1976 м
седловины перевала - 2684 м
конца спуска (пансионат Урсдон) - 910 м

Коэффициент абсолютной высоты Кв=1.44

Общий набор высоты - 780 м

Коэффициент набора высоты Кнв=1.17

Крутизна (уклон) на подъеме (средн.) - 21,65%

Коэффициент крутизны Ккр=2.00

Балльная оценка трудности препятствия

КТ = Кпк*Кв*Кнв*Ккр=5.35

Категория трудности по МКВМ - 4

Общее время прохождения

подъем - 5 ч. 00 м.
3.  Схема препятствия

4. Описание прохождения

Подъем на перевал начинается от маленького селения Ход. Добраться до Хода можно двумя путями: из Садона по Ходскому ущелью и из Мизура через Гусойту. Подъем их Мизура более длинный и пологий, из Садона - короткий и крутой. От селения в северном направлении идет слабо накатанная горная дорога, поднимающаяся по травянистому склону обширной котловины, в которой находится Ход. Протяженность дороги 1.5 км, крутизна 19.1%, заканчивается она у "святого места" - маленькой хижины с образом Георгия-Победоносца у входа. От хижины к перевалу идет узкая тропа, которая серпантином вьется по травянистому склону и через 850 м подходит к скальным выходам (крутизна этого участка 22.6%). Перевалив через скалы тропа на протяжении еще 750 м круто (26.7%) взбирается по травянистой долинке на перевал. Перевал представляет собой травянистую седловину между двумя вершинами: Кионхох (3420 м) на западе и Касанраг (Ходвцек) (3048 м) на востоке. Тура нет. Спуск с перевала идет по тропе, спускающейся по левому склону сухого ущелья, затем по ущелью левого притока р. Савердон.

5. Дополнительные сведения

По классификации горных туристов перевал - н/к, скотопрогонный, при восхождении локальных препятствий нет, на спуске несколько переправ с берега на берег притока р. Савердон, сложность которых может зависеть от времени года и погодных условий.

6. Источники информации

П. Протопопов. Отчет о велопоходе 3 к.с. по Кавказу, 2001.

Б. М. Бероев. По Северной Осетии, М., ФИС, 1984, с. 81-82

7. Автор паспорта

Павел Протопопов, 400078, Волгоград, а/я 2009

8. Время прохождения препятствия автором паспорта

16 июня 2001 г.

5. Выводы и рекомендации

Опробован новый маршрут 3 к.с. по Северной Осетии, который может быть положен в основу эталонного маршрута 3 к.с. Однако в этом случае Ходский перевал, как более сложный, чем требуется для походов 3 к. с. должен быть заменен на препятствие 3 категории трудности.

 

Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)

на первую страницу
клубная информация | походы | ПВД | фотоальбомы | публикации | клубные события | соревнования | форумы | ссылки

free counters

 

Hosted by uCoz