Велоклуб Орион

Центральный Кавказ-85

Отчет

о велотуристском походе четвертой категории сложности по Кавказу:

Кисловодск - пер. Шит-Джатмас (а/д, 2000 м) – пер. Харбазский (а/д, 2200 м) – пер. Каяшик (а/д,2670 м) -пер. Бурунташ (н/к, 3000 м) - Худес - Учкулан - Хурзук –пер. Азау (1А, 3260 м) - Терскол – Баксан - Нальчик – Ардон – Цей – пер. Мамисонский (а/д, 2820 м) – Шови – Кутаиси -Зугдиди – Сухуми

14 августа – 1 сентября 1985 г.

Руководитель группы П. А. Протопопов bccl@mail.ru

Поход утвержден Ростовской зональной маршрутно-квалификационной комиссией 5 августа 1985 г.
Маршрутная книжка №100-85.

Ростовская зональная маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю.

Маршрут имеет четвертую категорию сложности

Аннотация

Маршрут велопохода протяженностью 951 км проходит по Центральному Кавказу и Закавказью по дорогам всесоюзного, республиканского и областного значения и горным тропам. Туристы знакомятся со своеобразным ландшафтом Северного Приэлъбрусья, где горные плато разделены глубоким каньонами со стремительными реками, посещают многочисленные минеральные источники, проходят по местам боев за Кавказ, знакомятся с богатой субтропической природой Колхидской низменности. Группа приобретает опыт движения по горным дорогам и тропам в условиях сильнопересеченной местности и прохождения перевалов высотой 2000-3000 м, в т.ч. категорийного перевала Азау (1А).

Содержание

Справочные сведения о походе

Общая характеристика района похода

Общая характеристика маршрута

Подготовка к походу

График движения и техническое описание маршрута

Выводы и рекомендации

Справочные сведения о походе

Протяженность маршрута 951 км ( с зачетом радиального выхода в одну сторону 937 км), в том числе: по асфальту - 713 км ; по каменистым и щебеночным дорогам - 196 км; по горным тропам - 42 км.

Продолжительность похода 19 дней, в том числе 1 дневка и 4 полудневки .

Чистое ходовое время 122 часа: в том числе: по асфальту - 52 часа; но каменистым дорогам - 43 часа; по тропам - 27 часов. Средняя скорость: по асфальту - 13,7 км/ч; по каменистым дорогам -4,6 км/ч; по тропам - 1,6 км/ч. Суммарный набор высоты - 10560 м.

Подробная нитка маршрута: Кисловодск - пер. Кичи-Балык (а/д, 1500м) - пер. Шит-Джатмас (а/д, 2000 м) - Долина Нарзанов - пер. Харбазский (а/д, 2200 м) - ущ. р. Харбаз - плато Бичесын – пер. Каяшик (а/д, 2670 м) - теплые нарзаны Джилысу - плато Ирахит-сырт –пер. Бурунташ (пешеходный - н/к, 3040 м) - ущ.  р. Чучхур - ущ.  р. Худес - Худес - Эльбрусский - Учкулан - Хурзук - «Ворошиловские коши» -долина р. Уллу-Озенъ - пер. Азау (1А, 3260 м) - «Песчаная гостиница» - поляна Азау - Терскол - Эльбрус - Верхний Баксан - Тырныауз - Баксан - Нальчик - Ардон - Алагир - Мизурский - Бурон - Цей - Бурон -Н. Зарамаг - пер. Мамисонский (а/д, 2820 м) -Шови - Они - Кутаиси -Самтредиа - Зугдиди - Очамчира - Сухуми.

 

Участники похода

Протопопов Павел Александрович, 1946 - руководитель
Борисов Олег Павлович, 1948 - завхоз по снаряжению
Закоренелый индивидуалист. Обладая большой физической силой и прекрасной тренированностью, принципиально против оказания помощи в походе более слабым членам группы. Кредо: идешь в сложный поход - будь готов самостоятельно бороться с трудностями.
Васильева Ольга Николаевна, 1962 - медик
Хрупкое и нежное создание, тем не менее стойко перенесшее все тяготы похода. Лишь изредка Оля прислонялась к надежному плечу Юры.
Молчанов Юрий Борисович, 1962 - механик
В отличие от Олега всегда готов помочь, благо силой и его природа не обидела. На его широких плечах "выезжали" в трудные моменты наши "слабые звенья" и особенно Эдичка.
Нейбург Эдуард Владимирович, 1941 - летописец
Инородное (воронежское) тело в наших стройных рядах. Изнеженный в тепличных условиях велопоходов в Центральной России, он и думать не гадал, что его ждет в суровых условиях походов велоклуба Орион. Самому не верилось, что живым добрался до конца похода
Феоктистова Тамара Николаевна, 1955 - завхоз по питанию
Исключительно волевая и властная женщина с прекрасной физподготовкой. В поисках продолжения острых ощущений, полученных в этом походе, Тамара вскоре после похода завербовалась в состав ограниченного контингента советских войск в Афганистане, где провела около пяти лет.
Шалашов Андрей Иванович, 1960 - фотограф
Мощный велосипедист, наш лучший фигурист и триалист, пришедший к нам из велоспорта с несколько завышенным самомнением, которое в этом походе слегка поубавилось.

Общая характеристика района

Кавказ делят на Северный Кавказ к Закавказье, граница между которыми проходит по Главному хребту Большого Кавказа. Горная система Большого Кавказа делится по длине на Западный (до Эльбруса), Центральный (от Эльбруса до Казбека) и Восточный Кавказ (восточнее Казбека). Поход проходил почти полностью по территории Центрального Кавказа и прилегающих районов Северного Кавказа и Закавказья. Этот район чрезвычайно популярен среди туристов всех видов туризма и альпинистов и очень подробно описан в географической и туристской литературе, а также в отчетах о самодеятельных туристских походах. Поэтому нет необходимости останавливаться подробно на особенностях рельефа, ландшафтов и климата района. Следует отметить лишь, что Центральный Кавказ характеризуется высотным горным рельефом и сильным оледенением, что делает сложными велотуристские походы. Через Главный хребет здесь проходит лишь одна автомобильная дорога - Военно-Осетинская - через Мамисонский перевал. Остальные перевалы - пешеходные, как правило, категорийные, Поэтому маршруты велопоходов почти неизбежно должны включать участки бездорожья, преодолеваемые по горным тропам.

Общая характеристика маршрута.

В 1933 году известный исследователь Центрального Кавказа С. П. Соловьев впервые опубликовал в своей книге (1) маршрут горного похода вокруг Эльбруса. Маршрут, получивший название «Эльбрусской кругосветки», быстро завоевал популярность и пройден уже сотнями групп, однако ни в литературе, ни в туристских отчетах нет упоминания о прохождении его велотуристами. Маршрут нашего похода является первой попыткой частичного использования нитки «Эльбрусской кругосветки» для велопохода. При этом участок вокруг Эльбруса является ключевым в этом маршруте и определяет, в основном, его сложность, познавательную и эстетическую ценность. Из полного круга вокруг Эльбруса маршрут включает примерно две трети: с севера, запада и юга.

Начальный пункт маршрута - Кисловодск - выбран вследствие удобного транспортного сообщения с этим курортным городом и близости его к Эльбрусу. Кроме того, очень интересен путь от Кисловодска до Эльбруса, знакомящий со своеобразным ландшафтом Северного Приэльбрусья. Здесь одно за другим с севера на юг расположены несколько горных плато высотой две и более тысячи метров с крутыми, часто обрывистыми краями, образующими глубокие ущелья и каньоны рек. Дорога, ведущая от Кисловодска к подножию Эльбруса, последовательно взбирается на эти плато, затем спускаясь к рекам. Небольшой по протяженности, этот отрезок весьма сложен для велотуристов. Заканчивается он у минеральных источников Джилысу. Джилысу - по балкарски «теплая вода», давно известны своими целебными качествами среди местного населения. В источниках постоянно держится температура 22°, кроме того, происходит сильное выделение углекислого газа, чем обусловлено кипение источника.

Дальнейшее движение вокруг Эльбруса идет частично по горным тропам через плато Ирахит-сырт, перевалы Бурунташ и Азау, частично по дорогам вдоль рек Чучхур, Худес, Кубань и Уллу-Кам.

Небольшая по протяженности, всего 196 км или 20% от общей протяженности, первая часть маршрута от Кисловодска до Терскола занимает 8 дней или 45% общей его продолжительности, а исключительно живописные виды дают основную массу впечатлений.

Вторая часть маршрута - традиционная и прохождение ее не представляет особых трудностей. Туристы спускаются от Эльбруса на равнину по Баксанскому ущелью, знакомятся со столицей Кабардино-Балкарии - Нальчиком и выходят на известную Военно-Осетинскую дорогу в районе г. Алагир. Преодолев Мамисонский перевал, туристы спускаются в субтропики Колхидской низменности и заканчивают поход на Черноморском побережье в столице Абхазии - Сухуми.

Расчетная протяженность маршрута - 908 км, он включает 7 перевалов, в том числе б - высотой 2000 м и выше, из них - 2 выше 3000 м.

Основные экскурсионные объекты.

Подготовка к походу

Подготовка снаряжения» продуктов, велосипедов проводилась по традиционной схеме, разработанной в Волгоградской комиссии по велотуризму для сложных велопоходов, которая описана в отчете о велопоходе IV к.с. по Средней Азии (1994 г.).

Соответствующая физическая и техническая подготовка участников была достигнута в результате совместных тренировок в течение сезона 1985 г. В процессе тренировок участники получили знания и навыки, необходимые в походе IV к.с.

Конкретная разработка маршрута проводилась в первой половине 1985 г. по справочникам и путеводителям (1-7). Особое внимание было уделено изучению района Северного Приэльбрусья, мало освоенного в туристском отношении. Ввиду карантина по чуме было получено разрешение Кабардино-Балкарской противочумной станции на поход.

График движения и техническое описание маршрута

График движения, условия похода и профиль пути приведены на диаграмме.

 Ниже приводится техническое описание маршрута по участкам и дням похода.

Участок 1. Кисловодск - Полина Нарзанов, 33 км.

14 августа.

0 км Кисловодск - исходная точка маршрута.. От вокзала на дорогу, ведущую в Долину Нарзанов, можно выехать через центр города, далее по улице Гагарина. От центра (высота 780м) дорога уже в пределах города круто поднимается.

5 км Высота 890 м, выезд из города, на границе города кончается асфальт и начинается грунто-гравийная дорога, идущая на перевал Кичи-Балык. Часть подъема преодолевается в седле, отдельные участки - пешком (фото 1).

Фото 1. Подъем на перевал Кичи-Балык.

По сторонам от дороги вначале невысокие лесополосы, затем безлесная местность..

12 км Слева от дороги - заброшенный домик пастухов с выбитыми окнами, рядом загон для скота. В 20 м к северо-западу от домика в овражке - родник, по овражку течет мутноватый ручеек. Здесь - удобное место для ночлега, так как дальше по дороге вода есть только в селении Кичи-Балык.

15 августа

15 км Высота 1500 м. Перевал Кичи-Балык (фото 2).

Фото 2. Перевал Кичи-Балык

 Этот невысокий перевал является водоразделом между реками Кумской и Терской водных систем, входя в состав Кабардинского хребта.

18 км Въезд в село Кичи-Балык. На границе села справа от дороги на витке серпантина  - оборудованный родник.

19 км Высота 1430 м. Село Кичи-Балык. Есть магазин, почта, рабочая столовая, село стоит на реке Кичмалка. Дорога пересекает реку по мосту и начинается крутой подъем серпантином на правый берег и склон ущелья Кичмалки (фото 3).

Фото 3. Подъем из ущелья Кичмалки.

24 км Высота 1740 м. Крутой подъем сменяется более пологим - дорога выходит на Кичмалкинское горное плато. Все плато покрыто субальпийскими лугами, которые используются, как пастбища для скота и основательно вытоптаны и съедены. На плато совершенно нет признаков древесной растительности.

28 км Высота 2000 м. Перевал Шит-Джатмас. На перевале дорога разветвляется: влево спускается дорога в Сармаково и Малку, вправо - в Долину Нарзанов. спуск в Долину Нарзанов проходит сначала серпантином по склону горы Джатмас.

30 км Урочище Аурсентх. Здесь расположен Кабардино-Балкарский республиканский штаб отгонных пастбищ. Есть магазин - последний на значительном протяжении маршрута (3-4 дня), почта, столовая. Дорога продолжает опускаться по ущелью, переходя с берега на берег. Вода в реке чистая.

33 км Долина Нарзанов, высота 1280 м. Долиной Нарзанов называют нижнее течение реки Хасаут (3 км до впадения его в Малку). Долина очень живописна, склоны ее поросли лесом. Вдоль реки имеются выходы около двадцати углекислых источников, которые и дали долине ее название. Температура нарзана 11°С. Со всех сторон долина окружена горами: с севера - г. Шит-Джатмас, с юга - Харбазский хребет, с востока - гора Аяч-Дзе. По количеству солнечных дней Долина Нарзанов превосходит Кисловодск. В долине расположена одноименная турбаза.

Участок 2. Долина Нарзанов - Джилысу («Теплые нарзаны») - 48 км

О км Развилка дорог. Вправо идет основная дорога с автобусным сообщением вверх по р. Хасаут до пос. Хасаут. По мосту через Хасаут влево сворачивает дорога на турбазу и от турбазы вверх уходит дорога на Харбаз. Дорога серпантином поднимается по крутому склону ущелья Хасаута, местами скалистому, в основном заросшему лесом.

5 км После крутого подъема дорога выходит на Харбазское плато (высота 1820 м) и далее плавно поднимается по плато. Плато совершенно безлесное.

6 км Справа от дороги слабый родник. На всем предыдущем подъеме от Хасаута воды нет. Дорога идет по холмистому плато, постепенно поднимаясь.

14 км Высота 2150 м. Справа от дороги в 100 м – кош. Немного не доезжая коша, справа от дороги в 100 м от нее внизу на склоне родник. Здесь остановились на ночлег.

16 августа.

С места ночевки при малой облачности хорошо виден Эльбрус.

15 км Высота 2280 м. Высшая точка дороги на Харбазском плато - Харбазский перевал. С перевала начинается пологий спуск.

17 км Высота 2110 м. Дорога приводит к неработающему придорожному магазину, где разветвляется. Правая дорога идет по плато, а левая, ведущая к Джилысу, после короткого крутого подъема спускается с плато в Харбазское ущелье. Спуск идет по крутому, заросшему лесом склону. Дорога усыпана мелкими и крупными камнями, спуск по ней труден и опасен, местами приходится идти пешком.

На спуске все время справа от дороги уходящий вверх крутой склон, слева - такой же склон, уходящий вниз на сотню метров к реке. На значительном протяжении спуска от магазина до реки на дорога нет ровных площадок и источников воды.

21 км В последней трети спуска ущелье становится еще более крутым и обрывается к реке живописными уступами. Справа от дороги крутой склон тоже становится обрывистым. На повороте дороги, огибающем разрушенную скалу, слева открывается великолепный вид на каньон р. Харбаз (фото 4). С дороги скалы не видны, чтобы их увидеть, надо взобраться на уступ в 50 м от дороги.

Фото 4. Каньон р. Харбаз

22 км Дорога приближается к реке Харбаз, уже виден подъем дороги на противоположный склон ущелья (фото 17).

Перед самым концом спуска дорога резко ухудшается, последние 500 метров преодолеваются пешком.

24 км Высота 1670 м. Дорога переходит на правый берег р. Харбаэ, река преодолевается вброд (фото 19).

Фото 5. Брод через р. Харбаз.

За рекой начинается крутой подъем по склону ущелья. Дорога плохая, местами размытая, приходится перетаскивать велосипеды через опасные участки вдвоем (фото 6).

Фото 6. Размытая дорога в Харбазском ущелье

28 км Крутой подъем заканчивается, дорога выходит на плато Бичесын и еще 2 км полого поднимается по нему.

30 км Высота 2240 м. Дорога идет по плато. На протяжении 5-6 км чередуются подъемы и спуски протяженностью около километра каждый и перепадом высот по 50-60 м с постепенным небольшим набором высоты.

35 км Слева на склоне у дороги очень слабый родник. Дорога траверсирует несколько холмов и идет на подъем.

41 км Высота 2410 м. Дорога пересекает ручей.

42 км Высота ,2450 м. На подъеме слева от дороги каменный обелиск - наиболее приметное место на перевале Каяшик. От него до верха перевала еще 3 км.

45 км Высота 2670 м. Перевал Каяшик. Перевал проходили в сплошном тумане, поэтому характерных ориентиров заметить не удалось. С перевала дорога проложена на спуск по крупной осыпи вперемешку с грунтовыми участками. Местами спуск крутой и очень скользкий, можно только идти.

48 км Высота 2400 м. Спуск приводит к левому берегу р. Кызылсу. Долина реки в этом месте имеет ширину 150-200 м, ровная, поросшая травой. Из долины хорошо виден Эльбрус (фото 7). Прямо напротив спуска на берегу реки - источник с великолепным холодным нарзаном. Недалеко от источника - кош.

Фото 7. Вид на Эльбрус из долины р. Кызылсу

Здесь - удобное место для ночлега, дальше практически до самого перевала Бурунташ подходящих мест нет.

Выше по течению долина реки резко сужается, вскоре переходя в узкий непроходимый каньон с почти вертикальными скалистыми стенами.

Вниз по реке от коша идет тропа к Джилысу. Долина продолжается еще 1,5 км, затем тропа взбирается на завал и спускается к теплым нарзанам - Джилысу. Здесь на берегу реки имеется несколько выходов холодных и теплых (до 22°С) нарзанов. В нескольких местах источники оборудованы для купания, в других - для питья.

Рядом с источниками разбит самодеятельный палаточный городок: сюда приезжают со всей Кабардино-Балкарии, да и из других республик для лечения.

В окрестностях источников есть несколько водопадов, наиболее близкий и красивый из которых - Султан - виден прямо от источников (фото 8).

Фото 8. Водопад Султан

Участок 3. Джилысу - пос. Худес.

17 августа.

0 км Высота 2400 м. Отсчет километража удобнее вести не от самих источников Джилысу, а от коша, упомянутого ранее, где кончается дорога, ведущая с перевала Каяшик. Отсюда мы стартовали после радиалки к источникам в 12 часов дня (фото 9).

Фото 9. Полдень. Старт подъема на Ирахит-сырт и пер. Бурунташ. Эльбрус уже почти не виден

В месте, где кончается дорога, переходим через реку вброд. На правом берегу сразу от реки начинается крутой подъем по тропе на плато Ирахит-сырт (фото 10).

Фото 10. Подъем на Ирахит-сырт

Местами видны остатки старой тракторной дороги.

2 км Высота 2680 м. Крутой подъем заканчивается, тропа выводит на плато Ирахит-сырт. Плато сравнительно небольшое, с юга ограничено отрогами Эльбруса, с севера обрывается каньоном к р. Кызылсу. Поверхность плато ровная, травянистая (фото 11) с плавным подъемом на запад. В этом направлении идут колеи старой дороги, превратившиеся местами в глубокие канавы.

Фото 11. На плато Ирахит-сырт. Заслуженный отдых после крутого подъема

6 км Подходим к краю плато. Отсюда хорошо видна седловина, это - перевал Бурунташ. Тропа ведет с плато вниз к той же р. Кызылсу, но в верхнем ее течении.

7 км Высота 2740 м. После спуска по тропе выходим к реке. Слева в 300-400 м виден ледник, дающий ей начало. Вновь переправляемся, на этот раз, на левый берег (фото 12, 13). Вода в реке значительно холоднее (температура близка к 0°) и течение стремительнее. Вообще-то говоря, такие реки рекомендуется форсировать поутру, когда вода низкая, а было уже четыре часа, поэтому переправа была не то что небезопасная, но неприятная, больно уж поток бешеный, да и камешки он нес немаленькие. К тому же погода, по обычаю этих мест, после полудня всегда портится, вот и сейчас небо уже затянули тучи и резко похолодало.

Фото12. Переход Тамары через р. Кызылсу

Фото 13. Брод был холодный

От реки идет крутой подъем по слабо выраженной, часто разветвляющейся, иногда исчезающей тропе. Сбиться, однако, трудно - некуда.

9 км Высота 3040 м. перевал Бурунташ (по некоторым источникам - Брын-таш - «жертвенный камень»), в летнее время некатегорийный, в зимнее время - 1А, представляет собой широкую травянистую седловину с торчащими кое-где валунами, прямо на перевале - большой камень, видимо и давший название перевалу.

Фото 14. "Таш" на перевале Бурунташ

На камне - тур, в котором мы оставили контрольную записку. Сняли записку туристов Краснодарского техникума электронного приборостроения под руководством А. П. Бондаревой. Весь подъем от коша через плато до верха перевала занял 6 часов. Спуск с перевала - по травянисто-каменистому склону вдоль ручья.

11 км Высота 2610 м. Спуск вдоль ручья приводит к месту слияния двух истоков р. Чучхур. Тропа переходит на левый берег и идет по каменной россыпи.

12 км Высота 2560 м. На берегу реки небольшая ровная лужайка -удобное место для ночлега.

10 августа.

13 км Тропа переходит на правый берег реки, а через 100-150 м - обратно на левый берег. Избежать бродов нельзя из-за скальных прижимов. Затем тропа траверсирует склон, обходя скальные ворота (фото 15).

Фото 15. Траверс склона ущелья р. Чучхур

При этом река остается далеко внизу (фото 16).

Фото 16. Панорама ущелья р. Чучхур

17 км Высота 2070 м. Тропа снова спускается к реке, переходит на правый берег, т.е. мы переходим (фото 17)  и дальше идет по правому берегу. В ущелье появляется древесная растительность, которую мы не видели, начиная с Харбазского ущелья.

Фото 17. Оля храбро переходит реку по совсем не велосипедному мостику

19 км Высота 1950 и. На берегу реки - кош. От него начинается малонаезженная дорога, ведущая вниз по ущелью. В этом же месте на реке - маленький, всего 2,5 м, водопад, но все равно приятно, тем более, что вода в реке чистая (фото 18).

Фото 18. Маленький водопадик, знаменующий начало дороги

 Дорога неровная, усеянная камнями. Ехать надо очень осторожно.

21 км Дорога идет через брод на левый берег реки, а по правому берегу идет хорошая тропа. Надо ехать по тропе, которая вскоре соединяется с дорогой, вновь переходящей на правый берег.

24 км Брод через реку, через 500 м еще один брод.

20 км Высота 1500 м. Порога проходит мимо лесопилки, после которой качество дороги заметно улучшается. Дорога идет уже по сплошному лесу, долина реки расширяется.

29 км Высота 1430 м, Впадение р. Чучхур в р. Худес. Дорога от лесопилки соединяется с дорогой, ведущей с плато Бичесын, движение дальше вниз продолжается по ущелью Худеса. Дорога становится шире и ровнее, можно ехать со скоростью 20-25 км/ч. Дорога несколько раз переходит по мосту через реку, иногда взбирается по склону ущелья вверх, затем снова спускается к реке. Ущелье Худеса узкое, с крутыми склонами, сплошь поросшими лесом, очень живописное.

45 км Высота 1120 м. Впадение р. Худес в Кубань. В устье Худеса стоит маленький поселок с одноименным названием. Дорога по мосту переходит через Кубань и выходит на трассу Карачаевск - Учкулан - Хурзук.

Участок 4. Худес - Учкулан - Хурзук - Ворошиловские коши, 46 км.

0 км От моста через Кубань поворачиваем налево по трассе вверх по Кубани. Шоссе широкое, ровное, покрытое мелкой гравийной крошкой, очень пыльное. Идет пологий подъем. 5 км Высота 1180 м, пос. Эльбрусский, есть магазин, почта, столовая - только студенческого отряда Московского горного института, находящегося здесь на практике. При въезде в поселок начинается асфальт, 3а поселком почти непрерывно одно за другим следуют селения.

12 км Высота 1250 м. Дорога идет по правому берегу Кубани и отходит от берега на 150-200 м. На берегу - ровная поляна, поросшая кустарником - место для ночлега.

19 августа.

17 км. Высота 1370 м. При впадении р. Учкулан на левом берегу реки через мост - большой поселок Учкулан. Здесь расположен пост Карачаево-Черкесской КСС, противочумный отряд. Есть универсам, почта, столовая.

От Учкулана асфальт кончается. Дорога продолжает идти вверх по правому берегу реки, которая теперь называется Уллу-Кам. Вода в реке мутная.

22 км Высота 1450 м. Пос. Хурзук - последний на этой дороге. Есть магазин, почта. Дорога продолжает подниматься вверх по ущелью Уллу-Кам.

34 км Развилка дорог(фото 20). Вправе уходит дорога вверх по ущелью р. Узункол в альплагерь Узункол. Влево продолжается дорога по ущелью Уллу-Кам. У развилки - каменный карьер.

Фото 20. Развилка Уллу-Кам - Узункол

39 км Высота 1800 м. Вправо уходит дорога по ущелью р. Восточный Кичкинекол. Продолжаем движение прямо. После развилки дорога круто взбирается на склон ущелья Уллу-Кам, подъем преодолевается пешком. Дорога идет через лес. Река шумит далеко внизу в глубоком скальном каньоне, Кое-где встречаются земляничные поляны.

41 км Дорога снова выходит к реке и пересекает чистый ручей. Ни берегу - кош. Сосновый лес сменяется лугами.

45 км Высота 2050 м. Дорога пересекает чистый ручей. Слева от дороги ровная площадка, рядом рощица, в которой тоже есть поляна - удобное место для ночлега.

20 августа.

46 км Высота 2130 м. Ущелье расширяется в ровную долину, в которой расположено около десяти домиков. Это - так называемые Ворошиловские коши, где летом живут пастухи с семьями. Дорога здесь кончается.

Участок 5. Ворошиловские коши - перевал Азау - турбаза Азау, 24 км.

0 км От кошей широкая долина продолжается еще около трех километров вверх по реке. С бокового склона стекает несколько ручейков, которые, растекаясь по долине, образуют заболоченные участки.

По долине от кошей идут многочисленные тропы, которые затем сходятся в одну.

4 км Высота 2260 м. Ущелье раздваивается (Фото 21).

Фото 21. Развилка Уллу-Кам - Уллу-Озень

Фото 22. Тропа по берегу Уллу-Озени

Левое ущелье ведет к верховьям р. Уллу-Кам и далее на перевал Хотютау. Продолжаем движение по правому ущелью, вверх по р. Уллу-Озень, переходя по мосту Уллу-Кам. Через 700 м после моста через Уллу-Кам - мост через Уллу-Озень. Далее тропы идут как по правому, так и по левому берегу Уллу-Озени. Продолжаем движение по правому берегу, так как иначе пришлось бы переходить Уллу-Озень в верховьях при выходе в перевальный цирк. Тропы как таковой, практически уже нет, просто идем по берегу реки (фото 22).

б км Высота 2260 м. «Висячая долинка», частое явление в ущельях рек Кавказа – относительно ровная и широкая площадка на берегу реки, покрытая травой – удобное место для ночлега. Это - первая такая долина на этой тропе после Ворошиловских кошей. Долина сменяется завалом из крупных камней и валунов, где велосипеды не только "не катят", но и перетаскивать их через камни не так-то просто (фото 23-24).

Фото 23, 24. Перемычка между висячими долинками

Далее следуют еще несколько таких долинок, отделенных друг от друга грудами камней.

9 км Высота 2420 м. Последняя долинка в ущелье Уллу-Озени. После нее тропа практически совершенно исчезает в нагромождении камней, а мы круто взбираемся вверх по каменистому склону (фото 25).

Фото 25. Подъем по склону ущелья Уллу-Озень

10 км Высота 2560 м. На склоне есть небольшая (3 х 5 м) относительно ровная, с небольшим уклоном (10-15%) площадка, рядом чистый ручеек. Здесь остановились на ночлег.

21 августа.

Продолжаем подниматься вдоль правого истока Уллу-Озени и выходим в обширный цирк, дно которого покрыто крупной осыпью (фото 26).

Фото 26. Обширная котловина, усеянная камнями. Справа ледник Уллу-Озень

О тропе здесь нет и речи. Помогают маленькие туры, сложенные из камней. По ходу подъема справа остаются ледники Уллу-Озень  и Хасан-Кой-Сюрульген (фото 27).

Фото 27. Подъем в верхний цирк мимо ледника Хасан-Кой-Сюрульген

Крутой взлет приводит на площадку, с которой уже виден перевал Азау.

13 км Высота 3000 м. Минометные позиции. В годы войны здесь находилась одна из баз фашистских горных егерей из дивизии «Эдельвейс», видны остатки блиндажей, ящики, мины (фото 28). От минометных позиций вдоль края ледника поднимаемся по снегу и крутой осыпи в верхний перевальный цирк (фото 29).

Фото 28. У минометных позиций                                                                                                                        Фото 29. В верхнем цирке

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсюда открывается великолепная панорама ледников Главного Кавказа (фото 30)

Фото 30. Ледники ГКХ, под которыми мы только что прошли

Последний взлет по разрушенным скалам приводит на перевал Азау (Фото 31).

Фото 31. На перевале Азау

15 км Высота 3260 м. Перевал Азау (1А) - узкая (3-4 м ширины) каменистая перемычка. На перевале установлены мемориальные доски. Из камней сложен тур. С перевала сняли записку группы туристов Киевского политехнического института, руководитель О. Н. Слюсарчук.

Спуск с перевала по описанию идет по леднику (левой его стороне) и затем по осыпи. Однако левая сторона ледника, по которой надо было бы спускаться, как выяснилось, изобиловала трещинами. Обойти ледник слева было невозможно без горного снаряжения. После разведки пошли по пологой части ледника вправо и вверх (фото 32), чтобы обойти трещины, с последующим выходом на его левый край (фото 33) и далее спуск по наиболее крутой части ледника ближе к левой кромке (фото 34). Ледник покрыт слоем снега, в том числе и свежего, выпавшего предыдущей ночью.

 

Фото 32. Начало спуска с перевала Азау

Фото 33. Выход на левый край ледника

Фото 34. Спуск по левой кромке ледника

По осыпи проходим под крутой частью ледника (фото 35).

Фото 35. Спуск по осыпи под ледником

Перейдя снежники, спускаемся по крутой (35°) осыпи вдоль ручья (фото 36).

Фото 36. Спуск по осыпи к "Песчаной Гостинице"

17 км Высота 2920 м. Крутой спуск по осыпи заканчивается, далее идет более пологая тропа по левому берегу ручья. На правом берегу ручья сразу после окончания крутого спуска есть ровные площадки, пригодные для ночлега. Вода в ручье мутная.

19 км Высота 2660 м. «Песчаная Гостиница» - большая ровная песчано-галечниковая площадка со следами биваков (фото 37). Популярное место, где останавливаются многочисленные группы, идущие на перевалы Азау, Чипер-Азау, Эхо Войны и др. или спустившиеся с них. Есть чистая вода. Вот и сейчас, когда мы спустились в "Гостинице", здесь уже обитало несколько групп (пеших, естественно). Как всегда в таких местах, которые горные и пешие туристы считают исконно своими, появление группы велотуристов произвело небольшой фурор. Нам отвели лучшие места под палатки. Остановились на ночлег с чувством глубокого удовлетворения.

Фото 37. "Песчаная Гостиница"

22 августа.

Получилась полудневка. С утра, еще до подъема зарядил дождь. Вылезать из палаток под этот дождь совсем не хотелось, тем более после ударного вчерашнего дня с перевалом, ледниками, снежниками и пр. Выпустили (вернее, выгнали) только дежурных, и они (в отместку, наверное) начали варить на завтрак фасоль (!). Сколько варится фасоль в походе мало кто, видимо, знает, но вот сколько она варится на высоте почти 3000 м! В общем, дождь не прекращался, мы лежали в палатках, фасоль варилась, бензина для примусов было предостаточно, и так мы весело провели полудневку. Часам к 12-ти дождь стих, мы резко поднялись, собрались, позавтракали недоваренной фасолью и начали спуск. Что характерно, через 15 минут после начала спуска дождь пошел снова и не переставал уже до вечера.

От «Песчаной Гостиницы» по очень крутой осыпи спустились к леднику Большой Азау. При этом надо сначала взять вправо, ближе к ручью, затем перед самым ледником повернуть круто влево и выйти на ледник чуть ниже ледопада. Язык мертвого льда ниже ледопада покрыт тонким слоем песка и гальки, очень скользко, двигаться надо очень осторожно.

После крутого спуска с ледника по камням вышли на торную тропу, которая идет по левому берегу р. Азау.

23 км Высота 2150 м. Тропа выводит на поляну Азау, поросшую сосновым лесом. Здесь - удобное место для ночлега и останавливаются многие группы, идущие на перевалы Азау и Чиперазау и не успевшие выйти к «Песчаной гостинице», а также спускающиеся с перевалов. Тропа продолжает идти по берегу реки и выводит впоследствии на дорогу в районе Терскола. Ей пользуются пешие туристы, однако для велотуристов это нецелесообразно, так как в верхней части поляны Азау уже можно выйти на дорогу. Для этого надо подняться от реки по крутой тропе к нижней станции Эльбрусской канатной дороги, откуда начинается асфальтированная дорога, короткий спуск по этой дороге приводит к турбазе Азау.

24 км Высота 2100 м. Турбаза Азау - многоэтажное здание, живописно расположенное в сосновом лесу, - конечный пункт дороги Баксан - Эльбрус.  Здесь мы, насквозь мокрые и совершенно синие от холода, попросились на ночлег и сострадательная тетенька-администратор пустила нас в бойлерную, которая работала вовсю, несмотря на лето. Мы тут же обвешали все котлы своим мокрым снаряжением, а между котлами разложили спальники. В довершение счастья одна сердобольная постоялица гостиницы разрешила нам воспользоваться душем в ее номере.

Участок 6. Турбаза Азау - поворот на Алагир, 205 км.

23 августа.

О км Турбаза Азау. Отсюда идет хорошая асфальтированная дорога вниз по Баксанскому ущелью.

4 км Высота 2000 м. Пос. Терскол. Пост ней, почта, магазин - первые после Хурзука. Дорога идет по красивому лесистому ущелью.

1о км Высота 1620 м. Пос. Эльбрус.

26 км Высота 1430 м. По обе стороны от дороги установлены скульптуры кабардинца Килляра Хаширова и балкарца Ахия Соттаева - первовосходителей на западную, и восточную вершины Эльбруса (фото 38).

Фото 38. Первовосходители на Эльбрус

48 км Высота 1140 м. Город Тырныауз, горно-обогатительный комбинат. После Тырныауза по дороге часто встречаются селения.

61 км Селение Былым. Здесь влево уходит дорога, по которой можно добраться до Джилысу. 67 км На берегу Баксана - родник, который очень трудно отыскать, если не покажут местные жители. Недалеко от дороги остановились на ночлег.

24 августа.

Ниже Тырныауза на значительном протяжении ущелье Баксана совершенно безлесно (фото 39).

Фото 39. В Баксанском ущелье

Дорога ровная, почти нет подъемов, можно ехать почти все время со скоростью 25-30 км/ч.

92 км Большое село Заюково. На окраине села, на повороте на Гунделен слева от дороги монумент «Скорбящий горец» (фото 40), установленный в память о погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн.

Фото 40. "Скорбящий горец"

112 км Высота 330 м. Дорога выходит на трассу Москва - Баку. Поворачиваем направо на Нальчик. Трасса широкая, ровная, с плавными невысокими подъемами и такими же спусками. 132 км Въезд в г. Нальчик (фото 56).

135 км Нальчик. Главный почтамт.

140 км Выезд из Нальчика.

161 км Село Аргудан.

184 км Высота 260 м. Граница Кабардино-Балкарии и Северной Осетии (фото 57). Вдоль дороги идут почти сплошь сады и овощные плантации.

197 км Слева от дороги на краю оврага оборудована беседка. Под ней на дне оврага - родник. Напротив, через дорогу, на краю поля мы остановились на ночлег.

25 августа.

198 км Мост через р. Терек. Вскоре за мостом - мемориал в честь защитников «Эльхотовских Ворот» (фото 41).

Фото 41. Мемориал защитникам «Эльхотовских Ворот»

205 км Поворот с трассы на второстепенную дорогу на Ардон, Алагир и далее на Мамисонский перевал.

Участок 7. Поворот с трассы Москва-Баку - перевал Мамисонский - Кутаиси, 285 км.

0 км. Высота 210 м. Сразу после поворота с трассы дорога снова пересекает Терек и выходит на обширную равнину. Рядом с дорогой - канал с чистой водой, на берегу которого удобные места для ночлега. Дорога ровная, покрытие - хороший асфальт, движение машин редкое. Все время - плавный, почти незаметный подъем.

24 км Развилка дорог. Влево уходит основная дорога на Орджоникидзе. На Алагир – прямо.

2В км Высота 430 м. Город Алагир - районный центр Северной Осетии, начальный пункт многих туристских маршрутов.

31 км На выезде из Алагира - площадь с кольцевым движением и от нее расходятся три дороги, направления которых показаны на дорожной схеме. Здесь маршрут выходит на Военно-Осетинскую дорогу, которая ведет из Орджоникидзе через Мамисонский перевал в Кутаиси. Направление по схеме - на Тамиск. От Алагира дорога идет вблизи левого берега р. Ардон, долина которого постепенно сужается.

40 км Справа от дороги - санаторий «Тамиск» на базе минеральных вод. За ним ущелье сужается. Дорога пересекает скалистый хребет.

:?8 км Поселок Мизурский - центр горнорудного района. Есть почта, несколько столовых, хорошее продовольственное снабжение. Дорога переходит на правый берег реки.

62 км село Нузал - бывшее родовое имение знаменитого осетинского богатыря и военачальника, мужа грузинской царицы Тамары сослана . Дорога продолжает подниматься по ушелью Ардона.

67 км Высота 1010 м. Поселок Бурон. Здесь вправо уходит дорога на Цей. Мы устроили бивак прямо у дороги напротив ответвления дороги на Цей.

26 августа.

Радиальный в Цейское ущелье.

Цейское ущелье очень живописно и издавна популярно среди туристов, альпинистов и горнолыжников. От развилки дорога но мосту пересекает Ардон и круто серпантином поднимается на склон бокового ущелья (фото 61). Первые 3 км покрытие дороги гравийное, потом асфальт, местами разбитый. Подъем продолжается 8 км, затем небольшой спуск (70 м по высоте) и снова подъем. Общий перепад высот от Бурона до Верхнего Цея 700 м, протяженность от моста 12 км, от центра поселка Бурон - 14 км. Общая протяженность радиального выхода (туда и обратно) составила 28 км.

Фото 42-44. Цейское ущелье

   

После завершения радиального выхода продолжили из поселка Бурон подъем по Военно-Осетинской дороге.

71 км Конец асфальтированной дороги, далее - неровная каменистая дорога.

73 и 74 км Дорога проходит через тоннели.

78 км Высота 1500 м. Ущелье расширяется и переходит в обширную Зарамагскую котловину. Дорога здесь разветвляется: влево по склону высоко над котловиной идет новая асфальтированная магистраль - Транскам - на Тбилиси, вправо спускается со склона в котловину старая Военно-Осетинская дорога, идущая на Мамисонский перевал. В котловине от слияния рек Адайкомдон, Мамисондон, Нардон, Цмиакомдон образуется Ардон.

80 км Горное селение Нижний Зарамаг. Сразу за ним турбаза Зарамаг. Далее дорога идет по ущелью Мамисондона по левому склону высоко (200-300 м) над рекой. Внизу слева от дороги остаются несколько аулов. На дороге воды нет на значительном протяжении.

92 км Селение Тиб, расположенное прямо на дороге.

94 км Высота 1850 м. Дорога пересекает балку, по дну которой течет ручеек. Немного выше по ручью справа от дороги - кош. Рядом с дорогой в балке - относительно ровная площадка, пригодная для ночлега.

27 августа.

Дорога продолжает подниматься по склону ущелья. Большую часть времени можно ехать. Местами встречаются боковые ущелья. Все чаще дорогу пересекают ручьи, иногда текущие прямо по дороге (фото 45).

Фото 45. Подъем по ущелью Мамисондона

108 км Высота 2650 м. Дорога выходит в котловину, где река Мамисондон образуется из слияния рек Зимагондона и Бубидона. Котловина с юга и юго-запада ограничена Главным Кавказским хребтом, понижение которого и образует Мамисонский перевал.

Последний участок подъема проложен по склону хребта серпантином. Крутизна подъема по серпантину небольшая, примерно такая же, как на предыдущем участке по ущелью Мамисондона. Подъем преодолевается легко в седле и не представляет особых сложностей. Вообще говоря, Мамисонский перевал, входящий в несколько известных маршрутов 4 и 5 к.с., вряд ли может считаться определяющим для походов этих категорий сложности.

Слева по ходу от перевала, немного выше его на хребте расположена метеостанция.

111 км Высота 2820 м. Перевал Мамисонский (фото 46).

Фото 46. На Мамисонском перевале

С перевала на юг открывается вид на ущелье р. Чанчахи. Спуск с перевала вначале идет круто серпантином, затем дорога пересекает реку и идет по правому склону ущелья.

Дорога, на серпантине довольно ровная, с гравийно-грунтовым покрытием, далее в ущелье ухудшается, покрытие - из крупного булыжника, ехать очень трудно, местами приходится спешиваться.

135 км Высота 1400 м. Горный курорт Шови. От него идет асфальт, сначала не очень хороший, затем ровный. Дорога идет с заметным уклоном, можно ехать со скоростью 40 км/ч. Ущелье узкое, в местах расширения расположены селения, трудно найти место для ночлега. Вода в реке грязная.

154 км На берегу Риони - лужайка и небольшая рощица, есть родник с чистой водой - хорошее место для ночлега.

28 августа.

167 км Город Они, развилка дорог, влево идет дорога на Тбилиси, прямо по ущелью Риони - на Кутаиси. От Они на протяжении 120 км до самого Кутаиси дорога спускается по этому ущелью. Ущелье красивое, склоны поросли лесом (фото 47), иногда скалистые (фото 48).

Фото 47-48. В ущелье Риони
   

Дорога все время идет правым берегом. Покрытие – хороший асфальт. По дороге встречаются многочисленные селения, придорожные закусочные. При общем постепенном спуске иногда дорога поднимается на склон, затем снова спускается к реке. Непосредственно перед Кутаиси дорога поднимается на 130 м вверх, обходя водохранилище на реке Риони.

285 км Высота 110 м. Город Кутаиси - второй по величине индустриальный и культурный центр Грузии. На въезде в город со стороны Риони расположена турбаза Хвамли, где есть возможность для ночлега в палатках. На выезде из Кутаиси в сторону Самтредиа справа от дороги - Кутаисский кемпинг. Здесь остановились на ночлег.

Участок 8. Кутаиси - Сухуми, 227 км.

29 августа.

0 км Выезд из Кутаиси. Дорога из Кутаиси до Очамчиры идет по Колхидской низменности. Местность почти равнинная, высота над уровнем моря от 100 м близ Кутаиси до 0 на побережье.

30 км Город Самтредиа. Развилка дорог; влево на Батуми, вправо на Сухуми. Дорога после Самтредиа пересекает несколько речек с относительно чистой водой - притоков Риони,

64 км Город Хоби. Перед городом дорога пересекает одноименную реку. Мы остановились на ночлег на левом берегу в 2 км от шоссе.

30 августа.

114 км. Город Зугдиди. Есть ботанический сад и краеведческий музей - один из лучших на Кавказе.

127 км Дорога пересекает р. Ингури и проходящую по ней границу Абхазии.

165 км Дорога подходит вплотную к морю.

167 км Въезд в г. Очамчиру.

172 км На выезде из Очамчиры остановились на ночлег прямо на берегу и сделали дневку 31 августа (фото 49-50).

Фото 49-50. Дневка у моря
   

I сентября.

От Очамчиры дорога идет по побережью, но на некотором удалении (2-3 км) от моря. К морю можно проехать по многочисленным ответвлениям дорог, ведущих на турбазы и в поселки, расположенные на берегу.

227 км Сухуми - конечный пункт нашего маршрута (фото 51).

Фото 51. Сухуми - конечный пункт маршрута

 Традиционное посещение наших старших товарищей в обезьяньем питомнике прошло штатно. Нас запустили в питомник прямо с велосипедами, но использовать их для перемещения по питомнику мы не стали (обезьяны бы этого не поняли), а оставили их при входе с внутренней стороны. Насладившись общением с приматами мы приступили к реализации нашего заключительного мероприятия - посещения Новоафонской пещеры, которая сравнительно недавно была оборудована и открыта для посетителей. Поэтому, выйдя из питомника, отправились в Новый Афон.

Добравшись туда в 16 часов, мы обнаружили, что осуществить задуманное будет крайне трудно: неорганизованных посетителей ( не говоря уже о велосипедах) в пещеру не пускают вовсе, только плановые группы, график которых расписан на все летние и осенние месяцы. "Дикие" же туристы могут надеяться только на то, что в составе плановых групп случаются "недостачи" и тогда можно к таким группам присоединиться. В ожидании такого счастливого случая у касс стояла длинная очередь таких желающих. До вечера очередь подвинулась совсем незначительно. Тогда, учитывая, что очередь была "живая" и каждый день формировалась сызнова, мы решили воспользоваться нашими преимуществами самодеятельных туристов перед "матрасниками", составлявшими очередь. После закрытия касс, мы раскинули наши спальники прямо перед входной дверью, обеспечив таким образом наше первенство в очереди на следующий день. В результате уже в 9 часов следующего дня мы побывали в пещере. Оттуда несколько снимков (фото 52-54).

Фото 52-54. Пещера в Новом Афоне
   

Выводы и рекомендации.

Маршрут пройден успешно, в срок и без отклонений от нитки. При этом не было значительных отклонений от графика, запланированного в маршрутных документах. Включение в график резервного дня перед перевалом Азау оказалось целесообразным и этот день был использован в связи с непогодой на перевале. Сложность маршрута на наш взгляд соответствует категории маршрута, в то время как эталонная нитка по Кавказу требует пересмотра. Маршрут представляет ценность как в спортивном, так и в познавательном отношениях.

Сроки проведения похода ограничены проходимостью перевалов, оптимальными сроками являются июль - сентябрь.

Литература.

1. С. П. Соловьев. По долинам и перевалам Центральной части Северного Кавказа. М.-Л., Новосибирск, 1933.

2. Кавказские Минеральные воды. Ставрополь, 1960.

3. Приэльбрусье, Лекзыр, Адырсу. М., 1982.

4. Вопросы географии Северного Кавказа. Ставрополь, 1971.

5. Б. М. Бероев. Приэльбрусье, М., 1984.

6. Б. М. Бероев. По Северной Осетии. М., 1984.

7. Кавказ, М., 1979.

Волгоград, 1986

 

Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)

на первую страницу
клубная информация | походы | ПВД | фотоальбомы | публикации | клубные события | соревнования | форумы | ссылки

free counters

 

Hosted by uCoz