Велоклуб Орион

Кавказ-88

Отчет

о велотуристском походе пятой категории сложности по Кавказу

по маршруту:
Туапсе - Майкоп - Армавир - Невинномысск - Черкесск - Пятигорск.- Баксан - Тырныауз - пер. Рудничный (а/д, 2830) - пер. Б. Джаурген (а/д, 2980) - пер. М. Джаурген (а/д, 2470) - ист. Джилысу - пер. Каяшик (а/д, 2750) - плато Бечасын (2370) - ущ. р. Худес - Карачаевск - Зеленчукская - Архыз - пер. Наур (1А, 2830) - пер. Штабной (н/к, 2480) - верховья р. Бзыбь - пер. Сев. Аданге (а/д, 2250) - ущ. р. Чхалта - Сухуми;

совершенном с 8 по 25 августа 1988 года.

Руководитель группы Павел Протопопов

Поход утвержден Российской республиканской маршрутно-квалификационной комиссией 27.07.88 г.

Маршрутная книжка 5811/5

Автор отчета Валерий Комочков

 

Участники

Андрей Бирюков

Олег Борисов

Валерий Комочков

Галина Лившиц

Станислав Радченко (сошел после первой трети маршрута)

Игорь Румянцев

Игорь Смирнов

 

Описание маршрута и движения группы

В описании маршрута указывается последовательность чисел, первое из которых указывает километраж от начала участка, второе - время начала действия группы (в случае остановки : начала и окончания остановки), третье - высоту над уровнем моря. Если третье число отсутствует, это значит, что высота близка к уровню моря или к предыдущему значению.

8.08 1-й день похода

0 км, 11-00. Выезд от вокзала Туапсе после сборки велосипедов (фото 1).


Фото 1. Туапсе, вокзал

По дороге к выезду из города обед в столовой и закупка продуктов в магазине.

10 км, 13-30, 40 м. Выезд из Туапсе. От Туапсе идет постоянный пологий подъем по живописной дороге, вьющейся по ущелью, склоны которого покрыты лесом (фото 2).


Фото 2. Подъем от Туапсе

40 км, 17-30 - 17.40, 332 м, Гойтхский перевал, пос. Гойтх, остановка у магазина.

46 км, 17-50, 230 м. Пос. Шаумян, от которого начинается подъем на Шаумянский перевал.

52 км, 18-40, 390 м. Перевал Шаумянский. Дорога грунтово-щебенчатая .

57 км, 19-00, 180 м. Бивак в 50 м от дороги на поляне у реки.

9.08 2-й день похода

9.10 - выезд.

67 км, 9-40, 160 м. За ж/д переездом начинается асфальт. Дорога почти равнинная, с пологими подъемами и спусками.

84 км, 11-30, 130 м. Хадыженск (фото 3). Отсюда идет плавный, почти незаметный набор высоты.

105 км, 13-00 - 14-10, 235 м. Апшеронск, обед, магазин.

115 км. Пос. Зозулино. Продолжается постепенный подъем.

126 км, 16-00, 450 м. Наивысшая точка, далее идет спуск на равнину

146 км 17-10, 200 м. Майкоп: 17-30 - 18-30. Хорошее молоко, Выезд на Армавирскую трассу.

158 км, 19-20. Слева от трассы фруктовый сад, за садом есть небольшой пруд. Здесь и остановились на ночевку.

10.08 3-й день похода

163 км, 11-00. Поворот с основной дороги вправо по отличному асфальту на указатель "Колхоз Ленина". Далее через Кужорское и опять на основную трассу.

184 км, 12-00, 300 м. Ярославская. Местность холмистая, но асфальт приличный. Столовая, купание в р. Фарс. Выезд в 13-00. Местность по-прежнему холмистая, степная, маловыразительная.

205 км, 14-30. Лабинск (фото 5). За Лабинском началась равнинная местность.

240 км, 17-40. Пос. Высокий. Далее до конца дня дорога на ремонте - щебенка. Ехать тяжело.

250 км, 19-10. Наконец-то за ст. Новоалексеевской ломается один из шатунов. Бивак у единственного источника воды на механизированном стане среди комбайнов в километре от дороги.

11.08 4-й день похода

9-00 - выезд.

258 км, 9-50, 290 м. Выезд на трассу Ростов-Баку. Очень загруженная трасса. Кругом степь, местность ровная.

283 км, 12-50. Перекресток "Успенское-Украинекое". Шашлычная.

305 км, 13-20. Пересекаем границу Ставропольского края (фото 6). Окрестности становятся зеленей и благообразней.

326 км, 14-35. Поворот на Черкесск. Дорога идет через станицу Кочубеевскую. Очень приятная станица. В магазинах все есть. За переездом хорошая столовая. Но начался дождь. 17-00 - выезд из станицы. Дождь все сильней.

346 км, 19-00. Ивановское. На въезде в поселок нашли пристанище на МТФ (душ, кухня, кресла, телевизор, аквариум, сауна по пятницам, коров не видно и не слышно). Ночью кончился дождь.

12.08 5-й день похода

8-00 - выезд

406 км, 11-30 - 12-30, 490 м. Черкесск. Перекус. Выезд из города в гору до высоты 565 м. Далее дорога вверх-вниз, подъемы не очень затяжные.

422 км, 14-00. Станица Кавказская. Справа Ставропольское водохранилище - местность можно использовать для стоянки.

430 км, 14-35. Мичуринская (фото 7). Через 14 км - Большой Ставропольский канал (вода желтая), высота 670 м. За Октябрьской 14-тикилометровый спуск до высоты 450 м.

460 км, 15-45 - 17-00, 435 м. Суворовская, обед в столовой у автостанции. За Суворовской начинается отличная трасса Пятигорск, Кисловодск, Минводы и т.д.

483 км - завиднелся Машук.

496 км:, 18-00 - въезд в Пятигорск (фото 8)

508 км , 20-00 - Выезд из города. Стоянка за рекой с видом на Бештау. Вода в реке очень грязная (может быть, после дождей?), но поблизости есть жилые строения с водой.

13.08 6-й день похода

Выезд - 10-00

516 км, 10-20 Начинается Кабардино-Балкарская АССР. Вдоль дороги много пасек и продавцов меда. Слева большие озеро, места довольно живописные. Затяжные подъемы и такие же спуски.

522 км 11-00. Залукокоаже, пасеки, пасеки. Целые пасечные базары.

538 км, 12-00 - 13-00. Пос. Прогресс (р. Малка): автосервис, рынок, магазины, кафе, мальчишки-воришки.

555 км. Развилка Нальчик-Баксан, р. Баксан. Наша дорога на Нальчик-Баку не идет - нам правее на Эльбрус. (Вначале по бакинской трассе, а затем вверх по р. Баксан на Кызбурун). Фото 9. Дорога начинает заметно подниматься вверх.

576 км. Заюково. Поселок мусульманского типа и по архитектуре, и по обычаям, длинный - около 13 км. Постепенно обозначается ущелье, горы сдвигаются и растут. Сразу за Заюковым - Гунделен

591 км. Жанхотеко - последний поселок перед ущельем. Поселок переходит в живописное ущелье р.Баксан (фото 11). На выезде знак: "Горная дорога IV-V категории. Высота 790 м.

601 км. 18-00. Маленький поселочек Бедык, слева внизу бушует Баксан.

603 км 18-30, 820 м. Отрог ущелья с лужайкой и ручьем (фото 12). Очень живописное местечко и достаточно удобное для стоянки.


Фото 12. Бивак в Баксанском ущелье

14.08 7-й день похода

8-30 - выезд.

Дорога ввepx-вниз, все время неплохой. асфальт. Горы немного расступаются.

611 км, 10-00, 1000 м, Былым - последний пункт перед Тырныаузом (фото 13). Вдалеке показались высокие горы с какими-то строениями наверху. Затем показался город, но внизу.

622, км, 11-10, 1130 м. Тырныауз (Долина ветров) - довольно приятный городок, расположенный в горной чаше. Справа возвышается гора с убегающим в облаке грунтовым серпантином. Наверху рудники (фото 15, 16). До 13-45 обед, прогулки, закупка продуктов.

Далее по подвесному мосту через Баксан на серпантин, ведущий к карьеру. Подъем местами довольно крутой.

634 км, 14-20, 1460 м. 33°С.

635 км 14-40 1550 м

63 7 км 15-05 1650 м. Родничок на склоне, перекус на фоне серпантина и с видом на Тырныауз (фото 17).


Фото 17. Вид на Тырныауз с серпантина

На некоторых поворотах (количество их счету не поддается) серпантин слишком разбит, приходится идти пешком.

640 км, 1850 м 21°С. Доехали до тех корпусов, которые виднелись в облаках на подъезде к городу. Серпантин по-прежнему уходит вверх. Облака совсем рядом, видимость становится хуже. Становится прохладней.

616 км, 16-30, 2120 м. Необходимо выехать на пер. Джаурген. Где-то здесь наверху должен быть знак ''Карьер-Высотный", тут надо свернуть на Высотный. Знака нет, но есть поворот направо под высоковольтной вышкой. Берем вправо.

648 км, 18-00, 2320 м. Жуткое место. Какие-то развалины, хаос из обломков скал и металлоконструкций, грязные лужи. И все это в тумане (фото 18). Где-то рядом справа обрыв.


Фото 18. Сюр на подъеме

649 км 2200м. Какие-то катакомбы, но дорогу пересекает чистый холодный ручеек. Внутри горы что-то гудит. Есть относительно ровняя площадка для палаток. Стоянка.

15.08 8-й день похода

Выезд - 8-00.

С утра ясно, открылась внушительная панорама. Витки серпантина по-прежнему ведут вверх. По различным признакам чувствуется, что карьер находится еще выше.

652 км, 9-10, 2400 м. Выехали к обвалу карьера. Снизу постоянно наплывают облака и поминутно закрывают дорогу.

653 км, 9-40, 2500 м. Развилка, берем вправо. Поднимаемся до 2630 м, затем немного на спуск. Дорога плохая. Фото 19, 20.

657 км, 2550 м. Дорога стала немного лучше, можно ехать (фото 21).

662 км, 12-00, 2490 м. Продолжается спуск (фото 22).


Фото 22. Спуск после рудника

666 км, 12-45 - 13-30. Обед. В стороне слева несколько кошар. Далее едем по долине небольшой речушки, периодически пересекая ее (фото 23).


Фото 23. Долина между перевалами

670 км. Пересекли последний раз речку, и дорога пошла вверх. Начинает моросить и холодать. Набор высоты довольно интенсивный.

676 км, перевал Жуарген-Баши (Большой Джаурген) - 2780 м. Дождь хлещет, ветер, 12°С. Вниз.

855 км, 18-20, 2240 м. Ущельице с речушкою и кошарами. Впереди живописные горы. Отличное место для стоянки (фото 24).


Фото 24. Бивак после Б. Джаургена

16.08 9-й день похода

Выезд - 8-20

Неплохие грунтовые дороги, общая тенденция вниз.

688 км, 2140 м. Брод, вода холодная. Пеший подъем.

691 км, 9-45, 2140 м. Перевал Малый Джаурген. Вдруг открылся неожиданно и довольно близко Эльбрус (фото 25-26).


Фото 25-26. Перевал Малый Джаурген

Вниз через долину (фото 27).


Фото 27. Спуск к Джилысу

Мостик с калиточкой через речку• Впереди каньончик, в нем Джилысу (Теплые нарзаны).

696 км, 11-20, 2320 м. Джилысу. Справа красная гора. Таблица: "Гoc. парк Приэльбрусье". В ущельице большое количество палаток - санаторий на воздухе", оборудованные" полиэтиленом купальни. Впереди живописный водопад (фото 28).


Фото 28. Водопад на р. Кызыл-су

По сторонам "зубы дракона" (фото 29-30).


Фото 29-30. Зубы дракона

Эльбрус слева вверху, но уже скрыт облаками. Первые ледники вроде бы в шести километрах.

Далее через мосток и круто вверх. Наверху палатки и неплохая дорога вниз.

699 км, 2400 м. Долина, река, кошара. Речка Кызыл-су - это она и выливается водопадом в долину Джилысу. Выше по течению в 100-200 м под горой с гребнем наверху - нарзановые лужи, кипят. Отличный нарзан. Обед 13-10 - 14-10.

Возвращаемся чуть назад и поднимаемся по склону горы с гребнем.

710 км, 2650 м. Оказывается, мы вышли на ту высоченную гору, которая виднелась справа от Эльбруса с Джаургеиа. По-видимому, это пер Каяшик. Виды необыкновенные, правда, уже в дымке (фото 31).


Фото 31. Перевал Каяшик

После обеда Эльбрус начинает конденсировать влагу собираемую в первой половине дня. На спуск. Обошли всю гору с севера на запад. Начался дождь.

710 км, 16-45, 2170 м. Спустилась к реке (1980 м) - так низко мы еще не падали. За рекой - плато Бечасын.

И еще два раза через эту же реку, затем круто вверх на плато.

714 км, 18-30, 2090 м. На окраине плато Бечасын, в районе кошар (здесь в балочке есть вода - на Бечасыне с водой плохо) - бивак.

17.08, 10-й день похода.

Проснувшись, обнаружили, что Эльбрус рядом (фото 32).


Фото 32. Утро на плато Бечасын

8-15 - продолжение пути.

717 км, 9-10, 2270 м. Где верхом, где пешком - дошли до верхнего коша. Завиднелись столбы и приличная дорога.

719 км, 2300 м. Вдали впереди справа завиднелся характерный силуэт Б. Бермамыта (рядом с ним находится Маслосырзавод). Продолжительный спуск вдоль столбов, дорога хорошая. Бермамыт приближается, Эльбрус закрывается облаками - дело к полудню.

727 км - табличка "Хасаутский заповедник". Таблица остается слева. Еще несколько небольших подъемов и спусков и в 11-00 почти от Бермамыта спуск влево.

736 км, 2130 м. Маслосырзавод: хороший магазинчик, на заводе молоко. После обеда в 12-55 отправляемся в сторону Худеса. От магазина влево на вершинку холма и далее по гребню. Слева и справа холмы и долины (Бечасын). Слева должен быть Эльбрус, но там все закрыто облаками, предвещающими традиционный послеобеденный дождь. (фото 33).


Фото 33. На плато Бечасын

758 км, 15-00, 2050 м. Перед самым спуском к р. Худес - маленький родничок, ручеек через дорогу. Впереди сосновый лесок (фото З2) и спуск, Место очень приятное, но начинается дождь.

765 км, 16-00, 1450 м. Спустились к Царским Воротам, дождь. Царские Ворота - бревенчатый мостик через речку и проем в каменной стене на противоположном берегу, образующий ворота (фото 34).


Фото 34. Царские Ворота

Далее вверх-вниз по течению Худеса, и все-таки - вниз.

774 км, 17-00, 1240 м. Стоянка - хорошая просторная полянка на берегу Худеса с отличным подходом к воде.

18.08, 11-й день похода.

Выезд - 9-00.

С утра моросит, но дорога грунтово-каменистая, ехать вполне можно.

781 км, 1100 м. Пос. Эльбрусский. Здесь Худес впадает в Кубань.

786 км Маленький поселок, за ним много хороших мест для стоянки.

790 км Каменномостский - длинный поселок с магазинами, школой, каким-то производством и симпатичными женщинами.

796 км, 11-30, 960 м. Карачаевск. На центральной площади почта, кафе, продмаг, спорттовары. У "Горянки" книжный магазин, на выезде магазин "Техника". На почте получили свои посылки с продуктами и снаряжением для горного участка (фото 35).


Фото 35. В Карачаевске у почты

15-50 - выезд из города. Опять начался дождь. Надолго

811 км, 17-00, 760 м. Кумыш, за ним перекресток. На Зеленчукскую налево через тоннель и подъем по ущелью (фото 38).


Фото 38. На Зеленчукскую

834 км, 18-40, 930 м. Зеленчукская. Дорога была неплохая подъемы не очень затяжные. Дождь продолжается, темнеет. Свернули влево к горам. На выезде справа от дороги присмотрели что-то вроде лесопилки или машдвора, напротив обсерватория "Ратан" Переночевали под навесом на верстаках.

19.08, 12-й день похода.

Выезд - 8-30.

Впереди Архыз, Псышское ущелье, перевал Наур.

Дорога - хороший асфальт с постепенным подъемом.

Горы приближаются и смыкаются по сторонам. Виды отличные.

885 км, 12-10, 1500 м. Архыз, по сторонам высокие заросшие лесом горы. За поселком пропускной пункт в заповедник. После продолжительных переговоров продолжаем путь по заповеднику. Дорога грунтово-каменистая, вначале приличная (фото 39), Дальше луж все больше (фото 40).


Фото 40. Дорога на подъем от Архыза

Где верхом, где пешком (фото 41) продолжаем движение, подъем не очень заметный.

900 км, 13-30, 1590 м. Начинается тропа. Дорога вправо, мы налево к реке (фото 42). Дальше тропа становится слишком заковыристой. Обед. Снимаем рюкзаки, надеваем ботинки. Облачность переменная, дождя кет. Начинается сугубо пеший участок (фото 43).

902 км - камень-памятник Прохорову, хорошая полянка с лагерем пешеходников. Развилка: Наур - Аманауз. Нам на Hayр.

903 км. Тропа подходит к р. Аманауз. Переправа левее выхода тропы. Дальше по лесу, местами неплохо. Впереди высокие горы со снежниками.

904 км, 16-00, 1650 м. Нижняя Псышская поляна. Пешеходники говорят, что до Верхней поляны 2 часа ходу (им легче). Далее неописуемо, но проходимо.

909 км, 19-30, 1800 м. Псышская поляна. Слева Псыш, вся в снегу, справа Пшиш, тоже впечатляет, впереди перевал. Моросит. На поляне множество палаток - это одно из немногих возможных мест для стоянки перед перевалом. Стали на бивак (фото 44), а вот какая гора впереди, Псыш и ли Пшиш, сказать трудно.


Фото 44. Бивак на Псышской поляне

20.08, 13-й день похода.

Ночью мороз. Утром ясно. Прохладно. Выход -8-30.

Километраж измерять невозможно. Велосипед, в основном, на себе. Сплошные камни (фото 45).


Фото 45. Подъем к первому цирку

Подошли к первому цирку со снегом (фото 46).


Фото 46. Первый цирк

911 км (примерно), 9-50, 2050 м. Перешли на левую сторону речушки.

912 км, 2260 м. Второй цирк со снежком и небольшим водопадиком с правой стены. Начинает появляться усталость.

913 км, 12-40, 2300 м. Небольшая площадка, пригодная для стоянки, и голубое-голубое Наурское озеро (фото 47).


Фото 47. У озера

Обед до 14-00.

Уже виден сам перевал (фото 48).


Фото 48. Перевал уже виден

Вперед по правому гребню в обход цирка (фото 49). Камень на камне.


Фото 49. Подобие тропы

Турики едва различимы, но присутствуют на всем пути (фото 50).


Фото 50. Уже совсем без тропы

Высота 1490 м - подошли к снежнику цирка. Очень хорошо просматривается характерная седловина перевала. Пошли по снежнику чуть наискосок влево, выходя на траверс цирка (фото 51-54).


Фото 51-54. По снегам на перевал Наур

Траверс крутоват, но спецстраховочных средств не требуется. Ботинки обязательно туристские и с хорошей рифленой подошвой

18-30, 2650 м. Гребень перевала Наур (фото 55).


Фото 55. Перевал Наур

Все камни вокруг в мемориальных табличках в память погибших солдат и офицеров. Чуть ниже за гребнем - мемориал защитникам перевала (фото 56).


Фото 56. Мемориал на пер. Наур

На самом перевале - землянка бывшего медсанбата. В ней и заночевали.

21-08, 14-й день похода.

Ночью мороз. Утром ясно. Выход - 9-30.

Спустились с бастионов, прошли два озера, вышли к ущелью, 2160 м, далее по траверсу левого склона. Местами круто и сыпуха (фото 56а).


Фото 56а. Спуск с перевала Наур

12-00 - 12-30, перекус у ручья на траверсе. Тропа ведет на Штабной перевал.

13-00, 2400 м. Перевал Штабной (фото 57).


Фото 57. Перевал Штабной

Позади четкие очертания Наура. Внизу плато Шинхир и угадывается Бзыбское ущелье. Слева вдали, по чти на горизонте наша цель - перевал Аданге, за которым начинается спуск к Сухуми. Спуск со Штабного крут (фото 58-59). Местами требуется крепко подумать, прежде чем сделать шаг вниз.


Фото 58-59. Спуск с перевала Штабной

Спустились со Штабного (14-30, 2170 м), долина сухая, воды нет. Нормальной тропы тоже нет. Вышли на левый край плато. Снова ущелье. Подобие тропы ведет влево вниз, но не получилось. Спустились по веревке на всю ее длину по крутому травянистому склону гребня. Первые спускались отдельно с рюкзаком, второй раз с велосипедом, а Галя, так вообще налегке (фото 60), потом наладили спуск одновременно человека с рюкзаком и над ним - велосипеда (фото 61).


Фото 60-61. Спуск с плато

Зацепившись за склон перекусили. Разведчики нашли внизу в ущелье воду. По левому склону ущелья, уходящего в сторону шумящей где-то вдали Бзыби, перебрались к лесистому гребню, обнаружили подобие тропы. Здесь и стали на ночевку (17-30, 2000 м).

22.08, 15-й день похода.

Выход 8-00. Общее направление - вниз и влево к Аданге.

Спустились по гребню к лесу и через лес (фото 62) влево вниз в ущелье с речушкой.


Фото 62. На спуске в ущелье

По левой стороне речушки тропа идет вниз по лесу.

15-30, 1400 м. Вышли на тропу, ведущую вверх по Бзыби. Сама Бзыбь шумит где-то справа за деревьями.

16-30, 1440 м. Перекус на притоке Бзыби. Тропа сложная: завалы, камни, иногда выходит на самый берег Бзыби. Перешли две речки (фото 63-63а)


Фото 63-63а. По берегу Бзыби

Вышли на большую поляну (17-45). Поляна понравилась, решили остановиться. Все эти дни проходим по 6-7 км.

23.08, 16-й день похода.

9-00 - выход. Пасмурно, но тепло.

Начинается день хорошей тропой по лесу, затем развилка. Идем через косогор в сторону реки и… тропа исчезает (11-30). По "исчезающей" тропе вверх по Бзыби. Много завалов. Тропа отходит от реки, проходит через большую поляну, затем брод через приток Бзыби.

13-30 - вышли на подобие дороги, которая спустилась откуда-то слева сверху (фото 64).


Фото 64. Наконец-то дорога, после стольких дней

Попался ржавый ручей с нарзаном (не газированный) Дорога становится все лучше. Перевал уже виден.

15-30 - собрали велосипеды, пристегнули рюкзаки (не верится).

18-00, 2000 м. Источники "Черная вода" - много палаток и исцеляющегося народа. Вкус воды напоминает 15% р-р железа и каких-то других незнакомых металлов в соляной кислоте. За источниками начинается решающий подъем на Аданге. То ли подъем суров, то ли все настолько устали, но спешились и даже вернули рюкзаки на разбитые плечи.

19-30, 2200 м. Перевал Северный Аданге (фото 65).


Фото 65. Перевал Северный Аданге

Спуск отвратительный - круто и камни, но почти дорога. Километра через три можно стало" понемногу ехать.

20-30, 1700 м. Кош, ручей, стоянка.

24.08, 17-й день похода.

Ранний подъем, тепло, ясно. Ремонт отвыкших от движения велосипедов, фотографирование (фото 66).


Фото 66. Бивак после последнего перевала

Выезд 9-30.

Места приятные (фото 67), но тропа ужасная.


Фото 67. Спуск с Аданге

Одних бродов насчитали 11-12 и бросили считать.

13-00, 1400 м. Мост (большое бревно) через довольно речку, берущую начало на Марухском перевале (фото 68).


Фото 68. "Мост" через Маруху

Дальше начинается более или менее приличная дорога (все спидометры вышли из строя). Левый склон ущелья живописен: величественные горы. Там же красавец Эрцог.

17-20. 1080 м. Нарзаны. Как и в других местах палатки, палатки и... ларек - сюрприз для изголодавшихся. На левом склоне виден водопад.

Ущелье Аданге переходит в ущелье Чхалты. Постоянный спуск, становится утомительным (немного проехали на КАМАЗе, груженом туристами, в основном горниками).

22-30, 400 м. Окраина пос. Цебельда - стоянка

25.08, 18-й день похода.

9-30 - выезд.

Дальше проще: хороший асфальт, в основном вниз. Октомбери, Мерхеуди, р. Мачара.

11-30 Черниговка, Мехреуди, р. Мачара, Тухуба.

13-00 Сухуми, море, обед.

Дальше- пошли знакомые, объезженные места: Новый Афон, Гудаута. Асфальт отличный, отдыхаем после гор.

18-30 Стоянка у р. Бзыбь (слева от моста).

26.08, 19-й день похода.

Бзыбь - Колхида - Гагры - Адлер (13-20). Поезд в 21-00.

Итоги похода

Выводы и рекомендации

В целом путешествие прошло успешно. К сожалению в процессе накрутки километража на равнинном участке маршрута из-за непогоды не удалось сэкономить дополнительного времени на горные участки.

Горные участки оказались несколько сложней, чем предполагалось. В результате при движении по Приэльбрусью времени на дневку не оказалось - переход через Рудничный перевал от Тырныауза к Джаургену оказался затяжным и высотным (порядка 2700 м).

Наиболее существенные временные отклонения от графика движения проявились при переходе через Кавказский хребет. Причина - отсутствие подробных карт этого района и недостаточная описательная информация. В результате на движение ушли и резервный день и дневка. Если по перевалу Наур еще можно получить информацию у горников, то по ущельям Бзыби и Аданге информации практически не было. А тропы оказались весьма заковыристые. По ущелью Бзыби удавалось проходить всего лишь по 6-7 км/день.

При движении по Приэльбрусью необходимо учитывать специфику климатических условий в летнее время. После обеда, как правило, идет дождь, а это приводит к снижению темпа движения по горным дорогам. Дневку на нарзанах стоит делать не в долине Джилысу (слишком много народа), а чуть выше по реке Кызыл-су, истекающей в Джилысу водопадом.

Магазин на маслосырзаводе (Бечасын) работает круглосуточно.

С водой на Бечасыне плохо, поэтому стоянки возможны лишь в районе кошей, на маслосырзаводе или уже на реке Худес.

Причем на Худесе в районе Царских ворот неплохо сделать дневку или полудневку.

Для прохождения участка Архыз-Цебельда можно рекомендовать фактический график, изложенный в отчете. Можно добавить еще один день на спуск с Аданге до Цебельды. Но следует учитывать, что весь этот участок ненаселен и лишний суточный запас продуктов заметно затруднит подъем по Псышскому ущелью на Наур.

Весьма вероятно, что при спуске со Штабного надо было брать не влево в сторону Аданге, а вправо и вниз к Бзыби и там выходить на тропу. Это может сэкономить немного времени.

По километражу маршрут вполне можно заканчивать в Сухуми.

Пройдено всего 1335 км

в т.ч. пешком 46 км

Средняя скорость (вело) 16 км/час

Средняя скорость (пешая) 1,2 км/час

 

 

Напишите ваше мнение об отчете (со ссылкой на эту страницу)

на первую страницу
клубная информация | походы | ПВД | фотоальбомы | публикации | клубные события | соревнования | форумы | ссылки

 


Сайт велоклуба ОРИОН открыт 29.08.99
© 1999-2009 Велоклуб ОРИОН
Web design by Pavel Protopopov

Hosted by uCoz