о велотуристском походе по маршруту 4-й категории сложности
по Кавказу
совершённом с 26.04 по 7.05 1985 года группой велотуристов
велоклуба "Орион"
Кисловодск - пер. Кичи-Балык (а/д, 1500м) - пер. Шит-Джатмас (а/д, 2000 м) - Долина Нарзанов - Хасаут - плато Бечасын (2300) - Карачаевск - Зеленчукская - Архыз - пер. Пхия (н/к, 2100) - Пхия - Курджиново - Майкоп - пер. Шаумянский - Туапсе - Новороссийск
Руководитель похода – Павел Протопопов
Автор дневниковых записей и большей части описания похода - Юля Черничкина
Добавления руководителя - этим цветом
Собрались мы в этот поход задолго. Идея была - попробовать сделать четверку в межсезонье, когда большие перевалы еще под снегом, т.е. найти маршрут, приемлемый для прохождения в период майских праздников - в это время у нас в политехе традиционно выходит в велопоходы уйма народу, договариваемся с деканатами, чтобы отпускали студентов. В этот год особенно - 40-летие Победы - хотелось отметить чем-то из ряда вон выходящим. В предыдущие годы мы проводили в апреле-мае и велоэстафету - 4 этапа 1 к.с. по местам боев Сталинградской битвы (почти месяц, с 12 апреля по 9 мая со стартом и финишем на Мамаевом кургане, и звездный поход - походы 1-3 к.с. с общим финишем у мемориала соединения фронтов у Пятиморска 9 мая. В этом году на май были запланированы 5 походов, начиная с 1 и кончая 4 к.с. В маршрутной книжке значилось 9 человек - все из Политеха, заявка рассмотрена и утверждена Ростовской зональной МКК. Но если в походах меньших к.с. все было нормально, то в нашем походе буквально за неделю до похода просто лавиной посыпались отказы. причины были самые разные, но в сухом остатке получилось, что из всей группы осталось трое. Я собрал собрание нашей троицы и спросил у народа, что будем делать. Мы уже не имели права на четверку из-за "недостаточного численного состава", но лично мне отказываться от так долго подготавливаемого похода не хотелось. Оказалось, и у других такое же мнение. Озвучил его Юра. Он сказал, что ему лично категории ни к чему, время у него есть и он не возражает ехать втроем. Юля тоже не возражала. Так и получилось, что мы вышли на "четверочный" маршрут втроем. Легче он от этого не стал, так что задача опробования нового межсезонного маршрута была по-прежнему актуальна. Естественно, зачтен участникам и руководителю в качестве четверки он не был.
Участник |
Туристская подготовка |
Обязанности в группе |
|
Павел Протопопов, |
Р-4 |
Руководитель |
|
Юрий Круглов, |
У-3 |
Фотограф |
|
Юлия Черничкина, |
У-2 |
Летописец |
01 17-10 850 Выехали с вокзала вниз по улице, потом влево и вверх по улице Гагарина.
Фото 1. Кисловодск
04 18-10 940 Выехали из города. За городом асфальтовая дорога кончилась, и в течение 3 км ехали по дороге без всякого покрытия, грязной после дождя. При выезде из деревни дорога стала извилистой и узкой с плавными подъемами. Вначале вдоль дороги с левой стороны росли деревья, но вскоре стали видны только голые склоны.
11 19-45 1360 сделали привал в 300 м слева от дороги у коша. Недалеко от коша - родник. Температура вечером +7, туман, моросящий дождик весь вечер и ночь.
Утром +1, пасмурно, ветер северный. Выехали с места стоянки в 8-35 и продолжили подъем на перевал Кичи-Балык. Дорога накатанная, склоны покрыты только травой.
14 9-40 1540 перевал Кичи-Балык. Уклон на спуске с перевала 10%, длина 3 км.
18 10-22 1510 Въезд в с. Кичи-Балык.
19 10-43 1460 мост через р. Кичмалка. Начинается подъем на перевал Шит-Джатмас. Дорога на перевал песчано-каменистая, укатанная. В 13-40 мы поднялись на высоту 2000 м достигли вершины перевала. Температура воздуха +8. Далее идет спуск в Долину Нарзанов в течение 7 км по серпантину. Дорога в некоторых местах каменистая, еще не укатанная в этом году. В 14-15 приехали на турбазу, которая находится на высоте 1320 м. От турбазы поехали вверх по левому берегу р. Хасаут к подножию плато Бечасын. Правый берег зарос деревьями, а левый - скалистый. Дорога грунтовая.
Фото 2. В верховьях Хасаута
Через 16 км на высоте 1750 м находится с. Хасаут. Сразу за деревней - брод и потом в течение 4 км встречаются они 6 раз. Дороги практически нет и можно только вести велосипеды.
Фото 3. Брод через Хасаут
От реки вправо, если смотреть в сторону плато, уходила какая-то дорожка вверх. Подниматься на плато по "дороге в реанимацию" (описанной в отчете 1982 г.), которая должна была идти влево от реки, не хотелось, и мы решили найти другую дорогу, получше. Поэтому мы стали подниматься по этой новонайденной дороге. Дорога, однако, вывела на довольно просторную поляну и там кончилась
54 15-40 1890 Остановились на поляне и отправили Юру в разведку вверх в направлении продолжения дороги с велосипедом налегке. Через три часа он вернулся и сообщил, что дороги на плато он не нашел, зато побывал у горы Малый Бермамыт, которую и сфотографировал.
Фото 4. г. Малый Бермамыт
Возвращаться назад и топать по "дороге в реанимацию" совсем не хотелось, мы остались на этой поляне на ночлег, решив с утра брать плато "в лоб".
Температура с утра минусовая (-2). Вышли в 10-00 и начали подниматься по склону, по каким-то малозаметным тропкам. Склон внизу был заросшим мелкими деревьями и кустарниками, выше - травянистый
Фото 5. Последние метры подъема на плато Бечасын
57 12-55 На высоте 2080 м перешли еще один брод. Что за река, осталось неизвестно.
61 15-30 2370 Взобрались на край плато. В месте выхода дороги не оказалось, но поверхность плато была почти свободной от снега. Солнечно, температура +16.
Фото 6. Плато Бечасын
Мы бодро зашагали в направлении запад-юго-запад, где, по нашим представлениям должен был находиться маслосырзавод и скоро вышли на старую заброшенную дорогу, местами засыпанную снегом. Продолжили движение по ней.
69 16-28 2210 Выехали на более накатанную песчано-каменистую дорогу, но в этом году еще не использовавшуюся, судя по островкам нетронутого снега поперек дороги в некоторых местах.
77 17-30 2230 Приехали к маслосырзаводу. Сам завод и прилегающий поселок совершенно пусты - ни одного человека, нет даже сторожа. Водопровод тоже не работает, но есть ручеек талой воды. Мы расположились на ночлег в одном из домиков.
8-30 выезд. Дорога такая же как и вчера, идет вдоль линии столбов с чередующимися подъемами и спусками, но снега меньше, а дорога, в основном, сухая. Через три км мы поднялись до 2270 м, и начался постепенный спуск. Опять подъемы и спуски. Через 21 км от маслосырзавода подъехали к краю плато и оказались на высоте 2120 м. Здесь же течет родник. С края плато открывается отличная панорама, горы заснеженные гораздо сильнее, чем летом.
Фото 7. Вид с края плато
98 2120 Спуск в ущелье длиной 7 км - крутой, дорога покрыта слоем песка и камнями. Спуск приводит к реке Худес, здесь дорога раздваивается. Влево через мост идет дорога в боковое ущелье притока Худеса. Это место называют Царскими Воротами
Фото 8. Царские Ворота
Фото 9. С этой позиции сделан предыдущий снимок
Основная дорога идет вправо вниз по ущелью по правому берегу реки. Через 5 км переходит на левый берег. Дорога мало накатанная, с небольшим уклоном. Еще три раза пересекаем реку по мостам.
121 1170 с. Худес. Здесь выехали на основную трассу Хурзук - Карачаевск, переехав Кубань по мосту. Дорога покрыта мелкой щебенкой, песком и пылью.
126 1110 Начался асфальт.
Фото 10. Ущелье Кубани
134 16-30 1040 Остановились на ночевку на берегу Кубани. Температура вечером +10.
9-05 выезд
149 965 п. Каменномостский. За ним мы переехали Кубань и оказались в Карачаевске.
155 10-05 920 Карачаевск - центр. Из центра мы поехали вниз по Кубани на север, там вскоре предстояло свернуть влево на Зеленчукскую.
159 12-15 920 выезд из Карачаевска
174 13-07 820 поворот на Зеленчукскую. Тоннель и после него - довольно пологий подъем. Дорога асфальтированная, широкая, склоны по бокам покрыты травой. Через 9 км подъема поднялись на высоту 1070 м, отсюда начинается спуск в сторону Кардоникской.
189 930 Кардоникская.
191 940 р. Аксаут
193 р. Маруха
198 1030 Граница Зеленчукской.
203 1090 Перекресток. Повернули налево на Архыз. Дорога асфальтированная с постепенным подъемом, идет вдоль р. М. Зеленчук по широкой долине.
211 1100 долина сужается
Фото 11. По дороге на Архыз
Склоны с обеих сторон покрыты хвойным лесом, а в долине вдоль реки - еще лиственные
Фото 12. В ущелье Зеленчука
221 1150 Бивак на берегу Зеленчука в 50 м от дороги на поляне в небольшом леске. Температура вечером +10.
Утром мы продолжили подъем к Архызу, тем ущелье становилось все красивее и зеленее.
253 1480 Въезд в Архыз. Солнечно, температура +16.
259 14-30 центр Архыза. Из Архыза мы выехали на запад по грунтовой неплохой дороге
Фото 13. К перевалу Пхия
268 1750 брод
274 1910 дорога кончилась. Остановились на ночлег на широкой поляне перед началом подъема на перевал. К вечеру довольно сильно похолодало, температура +1, но небо было безоблачным, мы и не подозревали, что ждет нас утром.
Фото 14. Бивак под перевалом
Ночью пошел снег. Снег - не дождь, его не слышно, и мы обнаружили это только утром. Тент палатки и пленка на велосипедах с утра были покрыты не очень толстым, но слоем снега.
Фото 15-16. Тот же бивак утром под снегом
Снег продолжал идти и утром, стоял густой туман, особенно вверху, на подъеме, где видимость была почти нулевая. В таких условиях на перевал идти было опасно, и мы решили переждать непогоду. К 12 часам туман немного рассеялся, вместо снега пошел дождь и мы вышли. Тропа идет по правому берегу ручья и очень скоро исчезает под снегом. Поднимались по заснеженному косогору
Фото 17. Подъем на перевал Пхия
Примерно через 1 км от начала подъема тропа переходит на левый берег ручья и идет круто вверх. На этом участке особенно много снега и скользко. Когда мы поднялись до 2150 м по нашему высотомеру, стало видно одинокую сосну и памятник, обозначающие перевал Пхия. Мы спустились в ущелье и поднялись к этой сосне, достигнув вершины перевала на высоте 2180 м.
280 2180 перевал Пхия
Фото 18. Перевал Пхия
На подходе к перевалу опять пошел снег.
С перевала небольшой спуск в ущелье и вдоль реки по тропе. Мы пошли по правому склону в направлении поселка Пхия. Склоны в снегу, особенно правый. Тропы не видно под снегом, угадывается только общее направление
Фото 19. Начало спуска
282 2070 Пройдя 2 км от перевала, мы нашли клочок земли, свободный от снега, и остановились на ночлег. Воду добывали из снега - топили в котелках. Температура вечером 0, небольшой снег.
Фото 20. Бивак под перевалом
Ночью опять шел снег, и было довольно холодно. С утра температура была -4. Продолжили спуск по снегу. Ночью гибкий вал спидометра руководителя, по которому брали километраж, примерз к рубашке, и при начале движения "съело" шестеренку привода, далее отсчет велся по спидометру Юры.
Фото 21. Заснеженный спуск продолжается
499 1840 Спустились по склону, перешли вброд речку и пошли по тропе. Она то поднималась, то спускалась. Снега уже не было
505 1700 вышли на грязную лесовозную дорогу.
509 1630 привязали рюкзаки. Уже можно местами ехать, но дорога очень грязная
Фото 22. Начало дороги
513 1330 Пхия. Из села мы поехали по накатанной дороге с локальными подъемами и спусками.
522 1200 переехали на левый берег р. Лабы
Фото 23. Дорога пошла получше
529 1160 остановились на бивак на берегу р. Закан. Температура вечером +2.
Фото 24. Очередной бивак на реке
8-45 Утром переехали на левый берег реки. Дорога, грунтово-каменистая с часто встречающимися выбоинами, идет вдоль реки по ущелью. Оба склона покрыты деревьями.
547 980 с. Рожки. Пересекли реку. Дорога пошла вверх на склон, потом спустилась снова к реке.
559 910 переехали на левый берег
567 860 Курджиново. Начался асфальт. Температура +21, солнечно
579 800 граница Краснодарского края. Начался спуск длиной 3 км, затем дорога идет ровная, без подъемов и спусков, постепенно понижаясь.
591 поворот на Псебай
599 610 р. М. Лаба
629 р/п Мостовский
662 300 поворот на Майкоп. После поворота начался подъем по дороге, засыпанной щебнем, длиной 3 км до высоты 380 м. Затем снова пошел асфальт, мы спустились и разбили бивак в 100 м от дороги у родника.
670 330 19-45 бивак. Вечером температура +9.
Выехали в 9-00. Характер дороги тот же, но уже с подъемами.
678 370 поворот на Майкоп
682 250 с. Ярославское
714 250 Майкоп
722 270 выехали из Майкопа и пересекли р. Белая. Сразу на выезде из города начинается подъем и продолжается в течение 19 км.
741 460 конец подъема. Температура +28.
748 430 спуск 8%
760 230 16-40 р. Пшеха. Апшеронск
787 150 18-40 Хадыженск
808 195 Асфальт кончился за ж/д переездом. Остановились на ночлег. Температура вечером +19.
Самое теплое утро за весь поход, т-ра +12.
Дорога каменистая, пыльная.
818 190 начало подъема на Шаумянский перевал. 5 км подъема по грунтово-щебенчатой дороге
825 430 11-54 перевал Шаумянский. На перевале памятник погибшим воинам
Фото 25. Шаумянский перевал
827 250 12-13 конец спуска с перевала, начало асфальта. Температура +30. Ломается последний спидометр.
Дорога идет параллельно ж/д полотну.
330 м Гойтхский перевал. Отсюда спуск до самого Туапсе.
В Туапсе заезжать не стали, повернули на дорогу в сторону Новороссийска. Сразу за городом начинается подъем по серпантину
Фото 26. Приморская дорога
За спуском такой же крутой подъем. В п. Новомихайловский спустились вниз. Дорога выходит к морю. После Лермонтова 2-километровый подъем, спуск с которого приводит к Джубге. После поселка дорога более ровная и уходит дальше от моря. Бивак разбили у ручья на поляне недалеко от дороги.
Через 2 км развилка дорог Краснодар-Новороссийск. Поехали налево на подъем и через 2 км поднялись на 100 м над уровнем моря. Затем подъем постепенно продолжается до 140 м, после чего мы спустились в Архипо-Осиповку. Через 12 км преодолели Пшадский перевал, а еще через 20 км - Михайловский высотой 240 м. После Кабардинки дорога идет вдоль моря, поднимаясь на склоны и огибая боковые ущельица. Сверху открывается вид на море. Такая дорога продолжается до самого Новороссийска.
Фото 27. Новороссийск уже близко
Приехали в Новороссийск
Фото 28. Новороссийск
Юра пожелал сфотографироваться на фоне простреленного вагона и цемзавода
Фото 29. Знаменитый вагон-памятник
Завершили наш поход на Малой Земле.
Фото 30. Малая Земля
Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)
на первую страницу
клубная информация
| походы | ПВД |
фотоальбомы | публикации |
клубные события |
соревнования | форумы
| ссылки