Бухара - Карши - Шахрисабз - пер. Тахта-Карача (а/д,1700 м) - Самарканд - Пенджикент -Шинг - пер. Тавасанг (н/к,3230 м) - Рудаки - пер. Алаудинский (1А,3750 м) - Пиньон - пер. Комсомольский (а/д, 2370 м) -оз. Искандеркуль - пер. Анзоб (а/д,3372 м)-Душанбе,
Руководитель группы – Павел Протопопов
Поход утвержден Ростовской зональной маршрутно-квалификационной комиссией
Маршрутная книжка 50-84
Ростовская зональная маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю.
Маршрут протяженностью 860 км проходит по югу Узбекистана и северу Таджикистана, по автомобильным дорогам и горным тропам. В первой, равнинной, части маршрута туристы знакомятся с древними городами Узбекистана: Бухарой, Шахрисабзом и Самаркандом. Вторая часть маршрута - горная. Участники похода знакомятся с уникальным районом Средней Азии - Фанскими горам, посещают красивейшие озера Средней Азии: Маргузорские, Куликалонские, Алаудинские, Искандеркуль. Группа приобретает опыт движения по горным дорогам и тропам в условиях сильно пересеченной местности и прохождения перевалов выше 3000 м, в т.ч. - категорийного - 1А.
|
Протопопов П. С. (П.С. - это Пал
Саныч!) - руководитель
доцент ВолгПИ |
Бильдинов Игорь - по идее завснар,
а вообще-то человек без определенных
занятий. Известен тем, что при каждом
красивом виде восклицал: "Монтана!"
м.н.с. ВолгПИ |
|
|
Бондарев Евгений - баснописец,
человек, тяготеющий к востоку,
вызывающий чувство симпатии у местного
населения - Джон-афганец!
студент ВолгПИ |
|
Дудкина Лариса - медик, украшение
нашей группы, предмет наших
каждодневных забот. Иногда ей
приходилось нелегко, и от препятствий на
маршруте, и от чрезмерного внимания
местного населения, и от забот шестерых
рыцарей.
студентка ВолгПИ |
|
Румянцев Игорь - завхоз, и этим
все сказано, пусть никого не вводит в
заблуждение его добрая улыбка!
студент ВолгПИ |
|
Сыромятников Евгений - механик, в
свободное время - специалист по пролитию
бальзама на физические и душевные
болячки - бард, массажист, специалист по
акупунктуре - Джон-апизартрон!
студент ВолгПИ |
|
Филиппов Илья - фотограф, в душе -
дезорг, видно по выражению глаз...
аспирант ВолгПИ |
Велотуристский поход 4 категории сложности по Средней Азии совершен группой велотуристов Волгоградского политехнического института с 5 по 25 августа 1984 года.
Протяженность маршрута 916 км (с зачетом радиальных выходов в одну сторону 860 км), в том числе:
Продолжительность похода 20 дней, в том числе 17 ходовых дней и три дневки.
Бухара - Караул-Базар - Мубарек - Карши - Чиракчи - Шахрисабз - Китаб - пер. Тахта-Карача (автодорожный - а/д, 1700 м) - Самарканд - Пенджикент - Фильмондар - Шинг - т/б «Маргузорские озера» -оз. Маргузор - Киоглы - пер. Тавасанг (пешеходный, некатегорийный - н/к, 3230 м) - р. Сарымат -р. Арчамайдан - Газза - Зимтут - Кулоли - Рубаки - Артуч -а/л Артуч - оз. Куликалон - оз. Чимтаргинские - пер. Алаудинский (1А, 3750 м) - оз. Алаудинские - р. Чапдара - р. Пасруд - Пасруд - Пиньон - Айни - Зеравшан-1 - Зеравшан-2 –Джижик - пер. Комсомольский (а/д, 2370 м) - оз. Искандеркуль - Зеравшан-2 - Такфон - Анзоб - пер. Анзобский (а/д, 3372 м) - Хазора - Кушьери - Варзоб -Душанбе.
Нитка маршрута большей частью совпадает с ниткой эталонного маршрута 4 к.с. По рельефу и ландшафту маршрут состоит из двух различающихся частей. Первая часть маршрута Бухара-Самарканд проходит по равнинной и предгорной зоне. Относительно прямой путь от Бухары до Самарканда через Навои и Каттакурган мы заменили путем через Карши и Шахрисабз. При этом мы руководствовались следующими соображениями: удлинить равнинную часть маршрута для лучшего вживания в режим похода, включить в маршрут интересный с экскурсионной точки зрения объект - Шахрисабз и включить относительно простой перевал Тахта-Карача для постепенного привыкания к условиям горной дороги.
Первый участок маршрута Бухара - Карши - Шахрисабз проходит по равнинной пустынной местности правобережья Амударьи. Справа остаются пески Кимиреккум и Сундукли, край которых пересекает дорога. На участке между Шахрнсабзом и Самаркандом дорога пересекает Зеравшанский хребет (пер. Тахта-Карача). после этого маршрут идет на умеренной высоте (800-1000 м) до г. Пенджикент Таджикской ССР. От Пенджикента начинается вторая - высокогорная часть маршрута, которая заканчивается, как и весь маршрут в Душанбе. Эта часть проложена по так называемым Фанским горам - части горного массива Гиссаро-Алая между Зеравшанским и Гиссарским хребтами.
Частично путь проходит по второстепенным проселочным дорогам и на двух отрезках - по тропам. Этот участок маршрута проложен таким образом, чтобы охватить наиболее интересные объекты Фанских гор и в тоже время пересечь хребты по “наиболее простым и доступным пешеходным перевалам. Путь от Пенджикента лежит по Магианскому ущелью, где имеется автомобильная дорога до кишлака Падрут. В верховьях р. Шинг, образующей Магиан-Дарью при слиянии с р. Карасу, цепочкой. расположены семь Маргузорских озер: Нежигон; Сая, Гушор, Нофин, Хурдак, Маргузор и Хазорчашма. Их еще часто называют просто по номерам, начиная снизу первое - Нежигон, второе - Сая и т.д. От третьего озера - Гушор - начинаются многочисленные плановые пешеходные и горные маршруты. От турбазы на этом озере наш маршрут некоторое время идет по нитке планового маршрута: вверх по ущелью до шестого озера - Маргузор, затем по левому склону ущелья вверх и на перевал Тавасанг. Перевал вьючный некатегорийный, высота по разным источникам от 3200 до 3450 м. Тропы плановых маршрутов после спуска с перевала разветвляются: вправо - на перевалы Мунора и Пушневат и влево - вниз по р. Сарымат. Наш маршрут идет по второй тропе, затем выходит на дорогу в районе приюта Арчамайдан, продолжается до кишлака Кулоли, затем резко поворачивает вправо по ответвляющейся дороге вверх по р. Артуч. От альплагеря Артуч - еще один пешеходный участок через перевалы Куликалон и Алаудинский (1А, 3750 м) к Алаудинским озерам и далее по р. Чапдара. Отсюда второстепенная дорога выводит на магистраль Самарканд - Душанбе, с которой маршрут сворачивает ранее у Пенджикента. С этой магистрали предусматривается радиальный выход на оз. Искандеркуль. Завершающий участок включает автомобильный перевал Анзоб (3372 м) через Гиссарский хребет, спуск с которого приводит в долину р. Варзоб к столице Таджикистана – Душанбе.
5 августа. Поезд прибыл в Бухару в середине дня и в 13 ч. местного времени мы уже выехали с вокзала в центр Бухары на велосипедную экскурсию. Бухара, знаменитая памятниками древнего зодчества, достаточно хорошо описана в литературе. Осмотр достопримечательностей и просто экскурсия по центру города (Фото 1) заняли 4 часа, поскольку оставалось еще несколько часов светлого. времени, мы решили выехать из Бухары и заночевать уже на маршруте.
Фото 1. В старой Бухаре
Выезд из Бухары в 17-00 местного времени от главпочтамта. Дорога из Бухары в направлении Карши идет через г. Каган - крупный железнодорожный узел. на вокзал которого прибывает большинство поездов, следующих через Бухару. В 12 км от почтамта Бухары трехсторонний перекресток: прямо - на ж/д станцию, влево - на Карши. Повернули влево. Покрытие дороги - асфальт, ширина полотна 8 м. На 17 км - пост ГАИ, затем мост через ж/д полотно. По обеим сторонам дороги вначале поливные поля, а, начиная с 30 км, песчаная пустыня. Дорога мало извилистая с чередующимися подъемами около 10% и спусками. Источников воды нет. На 39 км - мост через Аму-Бухарский канал, у дороги можно набрать воды. От канала начинается длинный пологий подъем протяженностью 6 км с набором высоты с 320 до 420 м. На 46 км начинается спуск к Караул-Базару, въезд в который - на 49 км. В километре от въезда слева от дороги столовая. На выезде из Караул-Базара, справа от дороги, рядом с АЗС и станцией автосервиса стали на первый ночлег. Здесь можно набрать воды на станции.
6 августа. На первые дни похода, при переходе равнины, мы приняли следующий -режим: подъем в 5-00, движение до 13-14 часов, пока температура ниже 40°. При превышении этого значения, что обычно происходило после 14 часов, - отдых в тени, обед. Начало движения после этого - в 17-18 часов, когда температура опять падала ниже 40°.
Характер дороги не изменился, справа и слева пустынная местность с редкой колючей растительностью (фото 2).
Фото 2. Через пески Сегенекли
Полотно дороги шириной 8 м, асфальт потрескавшийся, с выбоинами. На 7 км от места бивака –арык с мутной водой, на 10 км широкое полотно дороги кончается, далее ширина проезжей части - б м. На 16 км канал, на 19 км - арык и чайхана. Здесь можно попросить питьевой воды. Равнинная местность сменяется слегка холмистой, дорога еще несколько .раз пересекает арыки и каналы: на 21, 26 и 29 км’.
На 35 км справа - кишлак Бунорстан, на 37 км - ответвление вправо - в г. Мубарек. В город заезжать не стали, спеша проехать наибольшее расстояние до жары. На 49 км - мост через арык. Дальше справа и слева виднеются небольшие рощицы деревьев, но поодаль от дороги, ближайшие - в 400 м. На 64 км справа от дороги дом и деревья. Здесь мы сделали длительный привал, пережидая зной.
Снова начали движение в 17-00. Почти сразу после выезда, на 65 км дневного пути справа от дороги - бетонный колодец с мутноватой, но прохладной водой. Место для привала здесь, однако, неподходящее, т.к. нет ни малейшей тени. На 67 км - арык «Каракум». Через 5 км от него дорога расширяется до 4 полос, а еще через 3 м вдоль дороги начинается двухрядная лесополоса, расширяющаяся затем до 5 рядов. На 79 км - кишлак Госадак, на 8З км - указатель влево на пос. Ак-Тепе (5 км). Через 1 км после этого указателя стали биваком у арыка.
7 августа. Дорога после моста через арык обходит слева по окраине г. Касан. Слева и справа от дороги сады и поливные земли. На 8 км от бивака у дороги чайхана. Дважды дорогу пересекают арыки: на 15 и 17 км. Покрытие дороги почти все время хорошее. На 24 км справа виднеется пруд или озеро. Через 3 км - въезд в г. Карши. Карши - центр Кашкадарьинской области Узбекистана. Через 1 км после въезда - мост через р. Кашкадарья, справа от моста - оборудованный пляж. В городе мы сделали первую отметку, если не считать телеграммы из Бухары.
Из Карши в Самарканд ведут три дороги, одна – по равнине, в обход отрогов Зеравшанского хребта, вторая и третья - через перевал Тахта-Карача. Если ехать по первой дороге, надо сворачивать влево с дороги Мубарек - Карши, не доезжая до въезда в город 500 м. Если свернуть вправо с этой дороги, то можно выехать на вторую дорогу, идущую через пос. Чиракчи. Третья дорога начинается на другом конце города и идет через районный центр Гузар. Мы поехали по второй дороге, для этого вернулись на развилку, свернули направо и через 5 км, у поста ГАИ (34 км дневного пути) - еще раз направо. Дорога второстепенная, полотно узкое (4 м), сильно разбитое, асфальт старый, потрескавшийся, встречаются небольшие подъемы и спуски. На 43 км - приемный пункт хлопка. На 48 км второстепенная дорога вливается в основную магистраль, ведущую па Шахрисабз. На 59 км дорога пересекает р. Карасунь и проходит к. Кинак. На 65 км к. Каракин. На 70 км -развилка, вправо идет дорога на Гузар, влево - на Шахрисабз. У развилки сделали большой привал в тени автобусной остановки - единственной тени до горизонта в любом направлении. Здесь на развилке шла бойкая торговля арбузами и дынями, это помогло нам переждать жару. Здесь же у развилки прямо у дороги - родник.
В 17-45 выехали с привала. На 74 км слева в 500 м большое село и река Кашкадарья. На 79 км - въезд в большое село Чим. Па выезде из села, на 86 км дорога пересекает небольшой канал с бетонированным руслом “и сильным течением. Вода мутная, рядом о мостом над каналом идет труба большого диаметра и в ней есть отверстие, через которое с силой вырывается струя чистой холодной воды (какой-то жаждущий, видно, просверлил). Невдалеке от канала есть группа деревьев, под которыми мы разбили бивак
8 августа. На 10 км от бивака - перекресток с круговым движением, у перекрестка магазин и ресторан. С круга повернули налево. На протяжении 13 км на дороге щебень, местами залитый гудроном, далее снова асфальт, кишлаки регулярно встречаются через 1,5-2 км. На 38 км: - п. Чиракчи. От поселка повернули в сторону Яккабага. На 50 км - станция Яккабаг, через 3 км у дороги артезианская скважина с хорошей водой.
Через 12 км (67 км дневного пути) автодорога пересекает по мосту железную дорогу, поворачивает налево и через 2 км приводит на дорогу Шахрисабз – Китаб. У перекрестка – столовая. С 12-30 до 16-30 – обед, экскурсия по Шахрисабзу (фото 3-4).
Фото 3. Шахрисабз. Мавзолей
Теймуридов.
Фото 4. Шахрисабз.
Руины дворца Ак-Сарай
В16-30 выехали в сторону Самарканда. Шахрисабз практически сросся с Китабом. На 84 км дневного пути - выезд из Китаба. От Китаба дорога начинает подниматься по выжженно-желтому предгорью (фото 5).
Фото 5. Из Шахрисабза - на север к Самарканду
Подъем плавный - 3-5%. После 4 км подъема, дорога втягивается в безводное ущелье. Горы, пока невысокие, вплотную подступают к дороге. Примерно через 1 км ущелье вновь расширяется в небольшую долину. Здесь установлена водонапорная башня, с бокового склона течет небольшой ручеек. Вверх по ущелью тянется сухое каменистое русло реки. Здесь мы стали биваком на высоте 890 м.
9 августа. В связи с уходом с равнины и соответственным изменением климатических условий был изменен режим движения в сторону сокращения дневного перерыва, а выезд с бивака сдвинут до 8 - 8-30.
Через 2 км после выезда с бивака - д. Кайнар, после нее начинается подъем па перевал (фото 6).
Фото 6. Серпантин на подъеме на перевал Тахта-Карача
3 км от бивака - 1000 м, 11,5 км -1440 м (здесь есть родник и придорожная шашлычная, видовая площадка), 16км - 1700 м - верх перевала Тахта-Карача (фото 12).
Фото 7. Перевал Тахта-Карача
С перевала дорога спускается крутыми витками серпантина. Склоны гор почти голые, лишь изредка встречаются группы или отдельные деревья и кусты, но все-таки побольше зелени, чем на южной стороне (фото 8).
Фото 8. Серпантин на спуске с перевала Тахта-Карача. Красным выделена наша группа на спуске
На протяжении 15 км спустились до 1140 м, в конце спуска небольшое селение в долинке, у дороги -столовая. После окончания крутого спуска идет спуск более пологий, за 6 км еще па 100 м вниз. В конце спуска справа от дороги небольшое озеро с зеленой водой. После него небольшой подъем. Здесь, в 24 км от верха перевала, слева от дороги – интересная скала под названием "Два медведя", напоминающая известную «гору-кольцо» близ Кисловодска (фото 9).
Фото 9. Скала "Два медведя"
У дороги в этом месте - одинокое дерево, под ним мы сделали привал. От места привала идет постепенный спуск (за 20 км – на 200 м) к границе Самарканда. На самой границе города мы обнаружили кафе с холодным пивом. Наиболее нестойкие участники не удержались, чтобы не зюзюкнуть. И как выяснилось, чуть позже, назюзюкались. Пока мы ехали по городу, пиво в сочетании с жарким днем и пройденным перевалом сделало свое черное дело. Когда мы остановились на одном из светофоров, один из этих "принявших" не устоял на ровном асфальте и свалился вместе с велосипедом и рюкзаков в удачно оказавшуюся сбоку лужу с черной грязью и тухлой водой. Ни до, ни после никаких луж и в помине не было, это была ода единственная, и он ее нашел. С трудом отчистив его, мы начали искать, где остановиться на ночь. Время было уже довольно позднее, 8 вечера, гостиницы, натурально, все забиты. Мы проехали через весь город, выехали на восточную окраину и заночевали на территории профилактория одного из самаркандских предприятий, договорившись со сторожем.
10 августа. Дневка. Этот день мы посвятили экскурсии по Самарканду (фото 10-11).
Фото 10. Самарканд. Площадь Эл-Регистан. Фото 11. Самарканд. В усыпальнице Шахи-Зинда
В Самарканде зарегистрировались в КСС.
Вечером этого дня выехали из Самарканда и заночевали у поста ГАИ на развилке дорог на. Ташкент и Пенджикент в 3 км от города (высота 800 м).
11 августа. Свернули с Ташкентского шоссе направо и по объездной дороге через 4 км выехали на Душанбинское шоссе и по этой дороге повернули налево. Полотно дороги шириной 6 м, покрытие бетонное и асфальтовое. Движение автомашин интенсивное, 6-8 а/м в минуту. Дорога проходит через многочисленные населенные пункты, следующие друг за другом через 2-3 км. Идет постепенный, практически неощутимый набор высоты – за 30 км – на 100 м. На 41 км дневного пути – граница Узбекистана и Таджикистана. На 43 км высота достигает 1000 м, справа виднеются горы сквозь пылевую дымку. На 58 км – въезд в Пенджикент.
В городе – полуторачасовой привал для обеда и отдыха. На 68 км – выезд из города, а еще через 5 км на высоте 1110 м от основной дороги вправо отходит второстепенная дорога, ведущая в Магианское ущелье. На нее мы и свернули, приступив таким образом, к осуществлению второй, горной, части похода. Покрытие дороги – старый, местами полностью разрушенный асфальт, перемежающийся с гравийным и гудронированным покрытием. Рельеф – предгорья: округлые очертания невысоких гор, широкая, постепенно сужающаяся долина р. Магиан-Дарья (фото 12).
Фото 12. Долина р. Магиан-Дарья
Подъем плавный, за 6 км от поворота до 1220 м, затем относительно ровный участок и несколько крутых взлетов и спусков. В 17 км от поворота кишлак Фильмондар, проехав который, мы стали биваком на берегу реки. Высота 1240 м.
12 августа. После кишлака Фильмондар долина реки переходит в ущелье, склоны становятся крутыми и обрывистыми, появляются осыпи (фото 13).
Фото 13. В ущелье Магиан-Дарьи
Дорога горная, извилистая. На 6 км от бивака выехали к месту образования р. Магиан-Дарья слиянием рек Шинг н Карасу (высота 1310 м). Это место интересно тем, что разные по цвету воды этих рек (чистая, голубая – Шинга и желтая, мутная - Карасу) после слияния еще на значительном протяжении не смешиваются, образуя две струи разного цвета в одной реке (фото 14).
Фото 14. Слияние Шинга и Карасу
У слияния рек дорога разветвляется н по каждому ущелью идут вверх дороги: по ущелью Шинга - к Маргузорским озерам, по ущелью Карасу - к кишлаку Фароб. Наш путь лежал по ущелью Шинга - к Маргуэорским озерам. На 12 км пути – кишлак Шинг, есть магазин, почта. Сюда ходит рейсовый автобус из Пенджикента. Дорога продолжает подниматься вверх по ущелью. В 4-х км за кишлаком - так называемые Гиссарские ворота (Фото 15).
Фото 15. Гиссарские Ворота
В этом месте ущелье резко сужается, стены становятся отвесными, и река прорывается через узкую щель шириной всего 4 м. Дорога в этом месте взбирается на левый склон и обходит теснину поверху.
На 19 км подъехали: к первому из Маргузорских озер - Нежигон (высота 1640 м). Дорога идет дальше по левому (орографически) берегу (фото 16).
Фото 16. Озеро Нежигон
Маргузорские озера и особенно Нежигон красивы необычным цветом воды. Минеральные вещества, растворенные в этой воде, придают ей голубой цвет даже в пене бурунов реки Шинг. Когда же бурный Шинг разливается спокойной гладью озера, то вода приобретает густую насыщенную окраску от синего до фиолетового цвета. За озером Нежигон дорога несколькими витками серпантина взбирается на крутую завальную перемычку, отделяющую его от второго озера - Сая. С перемычки открывается хороший вид на озеро Нежигон (фото 17).
Фото 17. Вид на оз. Нежигон от оз. Сая
Высота оз. Сая - 1740 м. В 1 км от оз. Сая расположено третье озеро - Гушор и на его берегу турбаза «Маргузорские озера». Здесь размещен пост Пенджикентского КСО, где мы зарегистрировались. Еще один взлет по серпантину и мы - на четвертом озере - Нофин, высота 1820 м. Дорога идет по правому берегу озера. На середине пути вдоль озера на берегу небольшая площадка, рощица - явление для ущелья Шинга редкое, так как на всем протяжении склоны его и берега озер скальные и практически лишены растительности. Здесь, на 26-м км дневного пути, мы стали на ночлег (фото 18).
Фото 18. Бивак на озере Нофин
13 августа. В 3 км от места бивака - кишлак Падрут. Здесь есть магазин. Автомобильная дорога продолжается еще 500 м до оз. Хурдак (высота 1870 м), где переходит в тропу. Тропа еще 500 м идет с относительно пологим подъемом и довольно широкая, но ехать уже нельзя из-за крупных камней, приходится катить велосипеды.
Подъем на этом участке :на 50 м. Затем пологий участок сменяется резким подъемом по завалу, который продолжается на протяжении 2 км чего тропа выводит к берегу шестого озера – Маргузор (высота 2140 м). Озеро Маргузор по праву считается самым красивым из всех семи озер, которые и называются по имени этого Маргузорскими. Тропа выводит к северной оконечности озера и далее идет по правому (орографически) берегу. Удобное место для стоянки расположено под левым отвесным склоном в 500 м от тропы. Это место под крутым берегов используют для стоянок плановые туристы. Здесь мы разбили бивак (фото 19).
Фото 19. Наша стоянка на озере Маргузор
В этот день, учитывая, что мы несколько опережали график, и по совету начальника КСО для акклиматизации мы решили задержаться на озерах и сделать полудневку. Поэтому дневной переход составил 6,5 км от четвертого озера до шестого.
14 августа. Склоны гор, окружающих озеро Маргузор, крутые, почти отвесные. По правому берегу, у самой кромки воды, идет нижняя тропа (фото 20).
Фото 20. Тропы от озера Маргузор
Однако летом, когда уровень воды в озерах высок, эта тропа непроходима, так как на значительном протяжении уходит глубоко под воду. Поэтому единственным путем остается верхняя тропа, поднимающаяся по скалистому берегу высоко над озером, на фото 20 показана стрелками.
Утром все подготовились к пешему переходу. Рюкзаки надели на плечи, все обулись в горные или туристские ботинки, педали велосипедов отвернули и повернули внутрь.
Тропа идет вначале по осыпи, ширина тропы 1-1,2 м, затем через 900 м от края озера подходит к скальной стенке и взбирается на нее серпантином. На скальном участке тропа узкая, завалена камнями. Со стенки открывается великолепный вид на оз. Маргузор (фото 21).
Фото 21. Вид на оз. Маргузор с верхней тропы
Велосипеды катить практически невозможно, приходится то и дело перетаскивать их через крупные камни или втаскивать на уступы (фото 22).
Фото 22. Скальный участок
Подъем на этом участке занял 2,5 часа, пройдено 2 км, высота 2410 м. Взобравшись на скальный выступ над озером, тропа затем немного спускается в долинку, где есть древесная растительность и хорошие места для привалов. Здесь тропа разветвляется на три направления. Правая тропа спускается вновь к озеру Маргузор в его южной части, где его питает поток, сбегающий с завала, поднимается по завалу и уходит к седьмому из Маргузорских озер - озеру Хазорчашма. Левая тропа ведет в кишлак Пани, расположившийся в долине неподалеку от развилки. Средняя тропа траверсирует склон и ведет к перевалу Тавасанг. Мы пошли по средней тропе. Через 1 км от развилки - кишлак Киоглы, последний кишлак перед перевалом. Кишлак небольшой, несколько домиков, прилепившихся к склонам. Автомобильного сообщения с кишлаком нет, только вьючные тропы. Высота 2510 м.
От кишлака тропа идет вверх по небольшому ручью, входит в ущелье и поднимается по нему, часто пересекая ручей (фото 23).
Фото 23. Начало подъема на перевал Тавасанг
Ущелье практически полностью лишено растительности, лишь по берегам ручья встречаются кустики колючей травы. На тропе - камни, часто осыпь. Набор высоты: на 6 км пути - 2610 м, на 7 км – 2710 м, на высоте 2890 м - летовка. Мы прошли еще 500 м, и здесь ручей, по которому мы поднимались, ушел под землю. Учитывая, что на перевале и спуске с неге воды нет, а также относительно позднее время (16-30) и впервые за весь поход испортившуюся погоду (облачно, мелкий дождь) мы приняли решение заночевать под перевалом и идти на перевал с утра. Бивак на высоте 2980 м.
15 августа. От места бивака до верха перевала оставалось 2 км и 250 м набора высоты. Этот переход занял 1 час. Тропа идет по склону ущелья (фото 24), затем круто поднимается и перед самым перевалом вновь идет по склону (фото 25).
Фото 24. Подъем на перевал Тавасанг
Фото 25. Последние метры подъма на перевал Тавасанг
На перевале тура нет, т.к. через него идет вьючная тропа и он часто посещается местным населением, которое возит дрова из ущелья Сарымат в безлесное ущелье Шинга. Поэтому мы сфотографировались на перевале на фоне скалистого обрыва, расположенного с южной стороны, который придает характерный вид перевалу (фото 25).
Высота верхней точки перевала по нашему высотомеру 3230 м. С перевала на востоке открывается красивая панорама Фанских гор.
На спуск с перевала ведут две тропы, одна влево по гребню, затем постепенно спускаясь в ущелье, вторая сразу спускается прямо в ложбину, а затем траверсирует левый склон ущелья р. Сарымат (фото 27). Мы спустились по второй тропе. Спуск крутой, тропа вьется между больших валунов по каменной крошке, поросшей редкой жесткой травой. Через 2,7 км от верха перевала вышли на левый склон ущелья Сарымат (высота 3000 м). Дальнейший спуск по левому склону более пологий (фото 28).
Фото 27-28. Спуск в ущелье
Сарымат
Постепенно теряем высоту: 8 км от верха перевала высота 2610 м, 10 км - 2290 м, здесь мы спустились уже к самой реке и у ручья, впадающего в нее слева, сделали двухчасовой привал на обед. Дальнейший спуск проходил по дну ущелья попеременно по левому и правому берегам реки (фото 29).
Фото 29. В ущелье р. Сарымат
Тропа хорошая, широкая, при переходе через реку, оборудованы мостики. На 14 км после перевала – кишлак Аширджа (высота 2125 м). Еще через 2 км. тропа переходит в колесную дорогу, которая, правда, используется, по-видимому, только для ароб (высота 2000 м). Но ехать на велосипедах можно, периодически спешиваясь и проходя каменистые участки пешком. Через 4 км р. Сарымат сливается с р. Пушневат, образуя р. Арчамайдан и почти сразу справа впадает большая река Амшут. В месте слияния - турприют (высота 1890 м). Дорога идет далее по левому берегу р. Арчамайдан, а через 4 км по мосту переходит па правый берег. Дорога извилистая, с частыми крутыми подъемами и спусками, но с общим постепенным понижением (фото 30).
Фото 30. Дорога в ущелье р. Арчамайдан
Еще через 4 км, не доезжая кишлака Вору (он уже был виден впереди) остановились на ночлег на берегу Арчамайдана.
16 августа. От к. Вору (высота 1720 м) пошла довольно хорошая дорога, покрытие каменисто-земляное, укатанное. Через 7 км от выезда – кишлак Газза, еще через 4 км - к. Порвин и на. 15 км - к. Кулоли. Здесь от дороги, ведущей дальше на магистраль Самарканд-Душанбе, вправо отходит второстепенная дорога, ведущая вверх по ущелью р. Артуч. Наш путь лежал дальне по этой дороге, поэтому мы свернули вправо, и сразу начался подъем (высота у развилки 1400 м). Через 4 км. – к. Рудаки - родина известного в средние века таджикского и персидского поэта Али-Абдаллаха Рудаки. На его предполагаемой могиле сооружен мавзолей. От Рудаки дорога продолжает подниматься вверх по ущелью. Набор высоты постепенный, встречаются отдельные крутые подъемы. На 10 км от поворота - к. Артуч, еще через 3 км – к. Яккохона, высота 1910 м. Отсюда начинается крутой подъем по очень плохой каменисто-щебеночной дороге. Подъем преодолевается пешком. Протяженность подъема 1 км, набор высоты 190 м. После этого дорога идет по небольшой живописной равнине, покрытой свежей зеленой травой. В верхней части долины - альплагерь Артуч. Обойдя его слева, мы стали биваком на берегу реки на небольшой каменистой поляне (высота 2150 м). Дорога кончается у альплагеря, дальше по ущелью идет хорошая набитая тропа.
17 августа. От места бивака на Куликалонскне озера ведут тропы по обоим берегам ручья, но по левому (орографически) -тропа лучше. Мы переправились по камням на левый берег в 300 м от стоянки. На протяжении 2 км идет пологий подъем (10%), затем он сменяется крутым (500 м – 20%), потом тропа выполаживается и идет по пыльной осыпи (фото 31).
Фото 31. Подъем к Куликалонским озерам
В конце подъема снова крутой взлет по завалу, отделяющему цирк Куликалонских озер от ущелья Артуч. В некоторых отчетах этот завал именуют перевалом Куликалонский (2800 м). Общая протяженность подъема от а/л Артуч до первого из Куликалонских озер - Лесного – 6,5 км. Это озеро известно тем, что на берегу его, частично в воде лежит большой плоский: камень. Небольшой слой воды (в остальном озере очень холодной) над камнем днем хорошо прогревается (примерно до 18°) и здесь удобно купаться, что и демонстрируется на фото (фото 32).
Фото 32. Одно из Куликалонских озер - Лесное
Здесь мы: сделали привал.
Цирк Куликалонских озер очень красив, особенно вид на юг, где его обрамляют высокие горы с ледниками и снежниками. Путь к Алаудинскому перевалу лежит на юго-восток через котловину. Справа остается озеро Куликалон. Дальше на перевал есть несколько путей. Один - мимо альпинистского КСП, расположенного в восточной части котловины. Второй - по тропе, ведущей к Чимтаргинским озерам, затем влево на перевал. Мы выбрали второй путь. Тропа идет близ правого склона котловины с постепенным подъемом. В 3 км от озера Лесного тропа пересекает речку, вытекающую из оз. Дюшаха - одного из Чимтаргинских озер - и далее идет по правому берегу реки к озерам. Мы свернули с тропы влево в месте, где она пересекает небольшой гребень, отделяющий Чимтаргинскне озера от цирка Куликалонских озер. По этому гребню мы поднялись к подножию перевала. Справа по ходу хорошо видны Чимтаргинские озера. Через 1 км после поворота тропы мы вышли к началу крутого подъема на перевал и здесь на небольшой относительно ровной поляне разбили бивак. Рядом с биваком небольшой ручеек. Высота 2960 м.
18 августа. Алаудинский перевал представляет собой явно выраженную седловину между пиками Алаудин (4237 м) и Северный (4050 м). Недалеко от места бивака тропы, ведущие от КСП и от Чимтаргинских озер соединяются в хорошую тропу, ведущую. на перевал. Подъем не представляет технических трудностей, но требует физического напряжения. Грунт каменистый, но относительно ровный.
Крутизна подъема 20% на протяжении 2 км, затем крутой взлет крутизна 30% и в самом конце подъема снова более пологий участок (15%). Протяженность всего подъема от бивака - 3 км, высота перевала 3750 м, категория 1А. На перевале сняли записку харьковских туристов и сфотографировались на фоне вершин. В обе стороны с перевала открываются очень красивые виды. На западе внизу хорошо виден цирк Куликалонских озер, на востоке вереница вершин-пятитысячников: Чапдара - 5297 м, Бодхона - 5304 м, Замок - 5070 м (фото 21), а глубоко внизу прижались к горам Алаудинские озера.
Фото 33. Вид на пятитысячники Фанских гор с Алаудинского перевала
Спуск с перевала крутой, местами по осыпи, на первом километре крутизна 35%, далее 20%. велосипеды катили, тормозя обоими тормозами. В конце спуска - завал глубиной в 1 км (фото 34).
Фото 34. Нагромождение камней в конце спуска с Алаудинского перевала
Подъем на перевал занял 3 часа 20 минут, спуск – 2 часа 15 минут. Спуск приводит к реке Чапдара, вытекающей из Большого Алаудинского озера. Мы разбили бивак на противоположном берегу, перейдя реку по камням (фото 35).
Фото 35. Переход через р. Чапдара
Высота Б. Алаудинского озера-2700 м. Стоянка пеших и горных туристов обычно расположена как раз напротив нашей на юго-восточном берегу Большого Алаудинского озера близ тропы, ведущей к Мутным озерам и далее на перевал Казнок (фото 36).
Фото 36. От Алаудинских озер тропа ведет к перевалу Казнок
19 августа. Дневка. День мы посвятили экскурсии по берегам Алаудинских озер и на озеро Пиала. Все озера очень красивы, особенно Большое (фото 37, 38).
Фото 37. Большое Алаудинское озеро
Вода в них чистая, холодная, очень прозрачная и ярко-синего цвета. Расположены они у самого подножия гора Чапдара, и единственным источником, питающим их, является мощный поток, вытекающий прямо из подножия горы (фото 38).
Фото 38. Большое Алаудинское озеро
С ледников и снежников на вершине Чапдары не стекает по горе ни одного ручейка. Вся талая вода впитывается в пористую, как губка, скальную породу и выходит у подножия, профильтровавшись через более, чем двухкилометровую толщу породы, рекой Чапдара. Минеральные вещества, растворяющиеся в воде при этой фильтрации и придают ей неповторимый ярчайший синий цвет и потрясающую прозрачность, гораздо большую, чем у дистиллированной воды. Перегороженная несколькими небольшими завалами река Чапдара образует прямо у подножия горы два красивейших озера: Малое и Большое Алаудинские и потом стекает по ущелью в сторону реки Зеравшан.
20 августа. От Алаудинскнх озер мы направилась вниз по правому берегу р. Чапдара. Тропа идет через завал среди больших камней, затем переходит на левый берег (фото 39).
Фото 39. Переправа через Чапдару
В 3 км от озера начинается малоиспользуемая дорога (высота 2540 м). Дальше поехали на велосипедах (фото 40).
Фото 40. Началась дорога
Дорога идет по узкому скалистому ущелью. Вначале движение медленное из-за плохого состояния дороги. Река то подходит вплотную к дороге, то уходит далеко вниз в местах, где ущелье больше напоминает каньон (фото 41).
Фото 41. В ущелье Чапдары
Через 11 км дорога улучшается, становится более ровной, можно ехать со скоростью 20-25 км/ч. Постепенно снижается высота: на 15 км 2160 м, на 20 – 2060 м, на 24 - 1890 м - кишлак Пасруд. За кишлаком начинается гудронированное покрытие и еще через 9 км дорога выводит на магистраль Айни - Душанбе (высота 1650 м). Выехав на магистраль, мы свернули вправо и доехали до пос. Зеравшан-1. Не доезжая 500 м до поселка, мы заночевали рядом с дорогой недалеко от кладбища. Здесь есть кран с питьевой водой (высота 1660 м).
21 августа. От бивака по магистрали доехали до пос.Зеравшан-2, где вправо поворачивает дорога на знаменитое озеро Искандеркуль, и свернули на эту дорогу. Дорога горная, с постоянным подъемом. В конце пути - резкий взлет (пер. Комсомольский, 2370 м). Подъем крутой, частично преодолевается пешком. Высота наверху 2370 м. четырехкилометровый спуск приводит на турбазу «Искандеркуль». Здесь на берегу озера мы поставили палатки с красивым видом на озеро (фото 42). Озеро Искандеркуль, конечно, после Алаудинских озер уже не производит потрясающего впечатления (после них уже ничего не может потрясти), но, тем не менее, очень красиво и является излюбленным местом отдыха душанбинцев и паломничества туристов со всего мира. По преданиям, названо в часть Александра Македонского, который, якобы, был на озере в одном из своих походов.
Фото 42. Озеро Искандеркуль
22 августа. Дневка. Последнюю дневку мы посвятили экскурсии на водопад на р. Искандер-дарья (фото 28, 29) и озеро Змеиное, купанию, ремонту техники.
Водопад на р. Искандер-дарья несомненно является одним из самых выдающихся водопадов Центральной Азии. Высота его 37 м, а поскольку река довольно многоводна, он производит впечатление своей мощью. От озера к водопаду ведет тропа по левому берегу р. Искандер-дарья (около 1.5 км) и выводит к его верхнему краю. К сожалению, к подножию водопада подобраться без специального снаряжения невозможно - он падает в каньон с отвесными стенками и река течет после водопада по этому каньону несколько километров. Дорога в этом месте как раз и уходит от реки на перевал Комсомольский. Поэтому сфотографировать водопад во всей его красе и величии сверху донизу не удается как обычным фотоаппаратом (фото 43), так и панорамным (фото 44).
Фото 43-44. Водопад на р.
Искандер-Дарья
Озеро Змеиное ничем особым не примечательно, кроме, разве что, того, что вода в нем немного потеплее (в озере Искандеркуль она порадует только моржей). И поэтому, по слухам, его облюбовали змеи, отсюда и название. Мы сходили туда искупаться. Вода, конечно, теплее, чем в Искандеркуле, но тоже не Черное море. Ни одной змеи так и не увидели, как ни таращились.
23 августа. Обратный путь на магистраль от оз. Искандеркуль был пройден без происшествий. Выехав на магистраль, повернули направо. Через 10 км от поворота – кишлак Такфон. Дорога идет по узкому ущелью с небольшим подъемом. Через 5 км после Такфона – крутой подъем серпантином на 200 м, затем снова пологий подъем (5%) в течение 8 км приводит в кишлак Анзоб. За кишлаком дорога уходит вправо от р. Ягноб и поднимается вдоль ручья, текущего с перевала Анзоб. Здесь у подножия перевала – придорожное кафе «Ветерок», есть родник и большая почти ровная поляна. Дальше на подъеме удобных мест для ночлега практически нет. Мы разбили бивак в 300 м от кафе в верхней части поляны (высота 2090 м)
24 августа. Непосредственно от кафе начинается основной подъем на перевал Анзоб. Подъем пологий, дорога каменистая, на серпантинах неровная. Практически на всем подъеме можно ехать на передаче 40/28 или 40/32, исключая участки с разбитым полотном дороги. Дорогу часто пересекают или текут вдоль нее чистые ручьи, так что проблем с питьевой водой нет. По сторонам дороги, впервые за весь поход, снег (фото 45).
Фото 45. Снег на подъеме на Анзобский перевал
Через 9 км с начала подъема – слева от дороги беседка с надписью «нарзан», но, по-видимому, вследствие засухи, нарзана в источнике практически не было. На перевале – домик метеостанции, много машин. Высота 3372 м (фото 46).
Фото 46. Анзобский перевал, 3372 м
Протяженность подъема на перевал – 18 км, затрачено времени 3 часа 50 минут.
Спуск с перевала крутой, почти непрерывные серпантины, дорога каменистая, местами участки разбитого асфальта. Крутой спуск продолжался 19 км до высоты 2000 м, затрачено времени 1 час 20 минут. Далее крутой спуск переходит в пологий, начинается постоянное асфальтированное покрытие. Через 4 км дорога спускается к реке Варзоб. На берегу реки – столовая. Дальнейший путь к Душанбе идет по Варзобскому ущелью. Дорога ровная, покрытие в хорошем состоянии. Почти все время небольшой, почти незаметный уклон, позволяющий двигаться со скоростью 30-35 км/ч. Вдоль дороги многочисленные турбазы, пансионаты, зоны отдыха. Не доезжая Душанбе, мы заночевали на лужайке рядом с одной из таких баз.
25 августа. Утром доехали до Душанбе. Закончили поход у главпочтамта, дав телеграммы о его окончании. В этот же день самолетом вылетели в Волгоград.
Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)
на первую страницу
клубная информация
| походы | ПВД |
фотоальбомы | публикации |
клубные события |
соревнования | форумы
| ссылки