(отчет о велопутешествии с детьми по Западному Кавказу)
Горячий Ключ - Саратовская - Тверская - Кубанская - Апшеронск - Гуамка - Холодный родник - плато Лаго-Наки - оз. Псенодах - пер. Чигурсан - пер. Черкесский - Солох-Аул - Дагомыс
Владимир Бочаров
Идея детского, а точнее – семейного, велопохода, давно зрела в голове Владимира Ильича Шестопалова. Неоднократно, в разных местах, особенно часто лёжа на берегу Черного моря или, в крайнем случае, Дона, он говорил:
- А хорошо бы пойти с детьми в поход вокруг Фишта.
При этом его взгляд в голубое небо становился мечтательным и немного затуманенным. Окружающие реагировали на эти слова по-разному, от скептически до резко отрицательно.
Прошли годы. Подросли и набрались опыта дети, а также некоторые взрослые. В разных составах велосемейные туристы прошли почти всеми доступными тропами по Западному Кавказу: Пшадские водопады, Фонагорийская пещера, Планческие скалы, гора и речка Папай.
Народ рвался в горы повыше. Идея похода вокруг Фишта снова стала витать в воздухе.
Так что же такое Фишт?
Фишт, а точнее Фишт-Оштеновская группа, в которую кроме самой горы Фишт (2867 м), Пшеха-Су (2744 м) и Оштен (2804 м) – самые западные двухтысячники на Кавказе. Вообще в горах не бывает некрасивых мест. По определению Высоцкого:
- Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал.
В окрестностях Фишта находится множество различных природных достопримечательностей. Неудивительно, что здесь ранее проходили традиционные общесоюзные туристические пешеходные маршруты, типа “Через Кавказские горы к Чёрному морю” и т.д. Ну, а где пешеходники прошли, велосипедисты уж точно пройдут!
Итак с целью ясно, теперь надо определится с маршрутом. К упомянутой горе можно добраться разными путями, даже на велосипеде из Волгограда. Всего-то 700 км. Но мы не любим лёгких путей, мы выбираем железную дорогу (предвкушая штурм вагона с детьми, рюкзаками и велосипедами). Ближайшая станция – Апшеронск. Добираться до него нужно с пересадкой в Армавире, а это ещё один штурм. Альтернатива – станция Горячий Ключ, через которую проходят прямые поезда из Волгограда до Адлера. Отсюда на велосипедах можно доехать до Апшеронска и немного дальше.
Кроме Фишта нельзя было не побывать и в Гуамском ущелье, как и на озере Псенодах, и у 200 м водопада. Спуск с гор планировался через посёлки Бабук-Аул и Солох-Аул. На море группа делилась на 3 части: одни ехали на электричке в Адлер, другие оставались в Дагомысе, а третьи, и их было большинство, на электричке добирались до Туапсе, а потом своим ходом до Геленджика.
Карты. Их было несколько: основная, затёртая потом в походе до дыр 1 км карта Фишта. Кроме неё, были ещё и цветные струйные копии 500 м карт и нескольких страниц из 2 км атласа Краснодарского края, которые дотянули только до первых дождей, а за тем, не взирая на все предосторожности, размокли.
График движения планировался, исходя из состава, малонапряженным. Например, на первые 3 дня по предгорьям было определено 40 км/день. Цитата из Шестопалова:
- Главное, что мы отдыхаем!
Дальше в этот график внесла свои коррективы погода, и всё равно к Дагомысу отставание от плана было только 1 день. Распорядок планировали такой: вставать утром пораньше и, после завтрака, выступать, вместо обеда – хороший перекус, а в 5-6 часов вечера подыскивать место стоянки. За исключением одного экстремального дня, распорядок выдерживали точно.
Планирование маршрута шло параллельно с определением состава участников, снаряжения и продовольствия. Сформировались 3 семейных экипажа: Бочаровы, Шестопаловы и Комаровы, один Костя Протопопов (12 лет), один Володя Ельников, и двое новичков - Таня Ш и Саша Ирбэ. В последние дни перед отъездом, тщательно взвесив свои силы, сняла свои кандидатуры женская половина Комаровых. Итого выехало 14 человек.
Снаряжение: состав велосипедов самый разнообразный: алюминивые, хроммолибденовые и стальные байки, “Туристы”. Не важно какой у тебя велосипед, лишь бы исправный. Но с лёгким байком лучше… Кроме вело и другого традиционного снаряжения - палатки, рюкзаки, спальники и др. - в списке появился и ещё один пункт – примусы. На высоте альпийских лугов с дровами напряженно. В результате в группе оказались 3 разных примуса (2 Шмеля и Огонёк). О последнем хочется сказать несколько тёплых слов. Он, хоть и имел всего 2 режима: “Турбо” и “Выключено” - работал как оба Шмеля, вместе взятые: бесперебойно, в самых суровых погодных условиях, с характерным звуком взлетающего реактивного самолёта. Кроме примусов взяли и куски стеклоткани для ветрозащиты, иначе всё тепло моментально выдувается.
Бензин для примусов купили по дороге. Расчетная норма 100 гр/чел/сутки, найденная в Интернете, полностью оправдалась. За весь поход было израсходовано 6 л бензина.
Кроме этого, с целью изучения чужого опыта, в Интернете было пересмотрено и перечитано примерно 20 МБ отчетов и описаний пройденных маршрутов в районе Фишта. Особенно интересны “Виртуальные путешествия”, читаешь – как будто сам едешь по этим местам.
Продовольствие, большой частью, закупалась дома. Предстояло найти компромисс между большим участком ненаселёнки (т.е. полным отсутствием магазинов), достаточно калорийным и, по возможности, вкусным питанием и с небольшим весом. Тушенки – минимум, пакетных супов – максимум. Хлеб для ненаселёнки везли из дома в виде сухарей. Кроме традиционного сала, в качестве эксперимента, была взята сухая колбаса, а ещё варёная сгущёнка. Как они хо-ро-ши в горах! Были не забыты и разного рода специи и чеснок (на высоте вся еда кажется пресной). По пути на базаре в Апшеронске были куплены котлеты из сухой аджики. Рекомендую всем.
Железнодорожные билеты Волгоград - Горячий Ключ приобретались раздельно. В итоге все участники оказались в трёх разных вагонах, что благоприятно сказалось на посадке в поезд. Традиционно проводники пытаются отправить велосипеды в багажный вагон, не представляя как легко и просто они размещаются на третьих полках плацкартных вагонов. Наших проводников уже не шокировала толпа с рюкзаками и велосипедами на перроне. Лишь один попытался помешать погрузке, но после предъявления письма министра путей сообщения о правилах перевозки велосипедов в вагонах прекратил это дело.
Один эпизод при посадке.
Командир перепутал номер вагона, и вместо второго (плацкартного) нагло впёрся в первый (без особого сопротивления проводника). Очень удивился, увидев купе. Возвращаясь на перрон за следующей партией груза, рассказывает всем, что вместо плацкартного дали купейный вагон. Наивный… Разобрались, перенесли всё на свои места.
Отправление поезда задержалось почти на час, но не из-за нас. По пути отставание только увеличивалось. И в Горячий Ключ мы приехали с большим отставанием, уже утром. Вообще-то группе было удобней выйти на предыдущей станции – Саратовская, чтобы не возвращаться в неё на велосипедах. Но по расписанию поезд останавливается здесь поздно ночью и только на 2 минуты. Знали бы, что поезд простоит здесь 50 минут…
Горячий Ключ. Выгрузка, сборка велосипедов. Неожиданно обнаруживается состояние покрышки на байке Кости Протопопова. Назвать это покрышкой можно лишь с большой натяжкой: лысая до самого корда, в некоторых местах выглядывает камера. А ведь не по двору едем кататься. Высказав несколько своих мыслей по поводу родителей, которые отправили в поход мальчика на таком байке, после экстренного технического совета принимается единственное решение в такой ситуации: искать по пути новую покрышку. Самое реальное место – Апшеронск. Но до него ещё ехать и ехать…
Технику и всё остальное снаряжение нужно готовить ДО похода, а не ВО ВРЕМЯ его.
После нескольких км дороги от вокзала – мост через речку Псекупс. Незадолго до этого в Краснодарском крае прошли обильные дожди, кое-где были даже наводнения. Вода в речке была мутного белого цвета. Но это не помешало устроить на берегу первый походный перекус.
Через Горячий Ключ проскочили без остановки, даже Саша Ирбэ не смог позвонить домой.
Темп движения установился такой: ехали несколькими группами, каждый по своим силам. Через несколько км первые останавливались, поджидали остальных, отдыхали и ехали дальше.
Почему не поехали прямой дорогой через посёлки Кутаис и Хадыженск. На первый взгляд, это самый короткий путь из Горячего Ключа в Апшеронск. Но на местности – это не везде асфальтированный участок дороги с большими перепадами высот. А силы ещё понадобятся. Цитата из фильма Айболит-66:
- Нормальные герои всегда идут в обход.
Дорога до станицы Саратовская – отличный асфальт, почти горизонтальный, движение машин небольшое. В Саратовской сворачиваем направо, в сторону станицы Тверская. На этом участке дорога пересекает русла нескольких небольших речушек: подъём, ровный участок, спуск, мост через речку и снова подъём. По пути попадаются несколько станиц. У нас всё есть, нам ничего не надо. Останавливаемся только в одном месте, уж больно яблок захотелось.
Приближается вечер, а мы - к запланированному месту стоянки на речке Пшиш перед станицей Тверская. Но вид на воду с моста неприятно удивляет. Это что-то мутное, типа жидкой грязи. Ведь прошли сильнейшие дожди! Чудное место на берегу под деревьями, памятное по походу 4-ех летней давности, совершенно грязное, а к воде и вовсе не подойти. Срочно ищем другое. Единственно возможное уже заняла какая-то компания с детьми на Жигулях. Знакомимся – они приехали из под Краснодара искупаться, потом едут отдыхать куда-то дальше. Не дожидаясь их отъезда, начинаем ставить палатки. Очень добрые и отзывчивые люди, шофёр даже безвозмездно помог привезти питьевой воды в пластиковых бутылках из колонки в Тверской. Вода в речке хоть и грязная, но жидкая; купаются все.
Настаёт первая походная ночь. Сквозь сон доносятся звуки музыки. Меньше всего хотелось бы, чтобы это была какая-нибудь пьяная компания, приехавшая к речке «отдохнуть». Музыка то тише, то громче, почти до утра. Во время завтрака выясняется её источник – танцплощадка в станице, до которой несколько км.
Снова в путь. Между станицами Тверская и Кубанская хороший подъём, даже с небольшим серпантином. Дальше горизонтально и спуск «со свистом». Заправка водой в колодце возле дороги.
На развилке снова сворачиваем направо, к Апшеронску. Может быть эта дорога и ведёт в горы, но более горизонтального участка редко где встретишь. Идеальный, почти как от Николаевска до Волжского. По пути проезжаем посёлок Вперёд. А никто и не сворачивает!
В Апшеронск влетаем всей толпой и тормозим на небольшой площадке у магазинов. Срочная закупка молочных и хлебобулочных изделий с дальнейшим их уничтожением. Выясняем местонахождение базара. Очень удобно, нам по пути. Еще 1 км и мы у цели. На рынке новые покупки: чебуреки, арбуз и даже 20” покрышка для байка Костика. К стати, с клеймом «Made in USSR» (А ведь с момента развала СССР прошло уже 11 лет!). Наконец-то за велосипед мальчика можно быть спокойным.
А горы уже рядом. На выезде из города в сторону станицы Ширванская не на горизонте, а прямо рукой подать возвышаются несколько штук, а одна даже со снежниками. Какой там снег?! Тут такая жара стоит! Возле очередной речушки по пути некоторые самые невыдержанные кидают байки и рюкзаки, лезут в воду. Выдержанные стоят рядом (обливаясь потом), чтобы поговорить со случайным проезжающим местным велосипедистом.
Мост через речку Цица. На берегу устраиваем длительное купание. Плавать можно только условно. Глубина небольшая, не то что течение… Фотографирование, перекус, запас воды в колонке, снова в путь.
Развилка дорог. Нам налево, на Гуамку. Почти сразу начинается подъем, общий набор высоты 400 м. Асфальт по прежнему отличный. Машин мало. Из-за общей тишины слышно их ещё издалека.
Растянувшаяся на несколько км группа (последним тащится командир) собирается на мосту через речку Курджипс возле посёлка Красный Дагестан. Не испытывая особого доверия к местному населению Шестопалов (переименовавший Красный Дагестан в Красный ваххабит) уже громогласно объявил личному составу и местному населению:
- Осталось ещё 30 км.
От этих слов у запыхавшегося командира глаза округлились и поползли на лоб. Но его возражения и не слушали. Всё равно, отъехав от посёлка на 2 км, быстро свернули с дороги, и кустами, кустами вышли на берег реки.
Чудесное место. С дороги место заслоняют деревья, проезжающих машин абсолютно не видно и не слышно, на машине не подъехать. Рядом речка Курджипс (грушевая). Вроде спокойная, но надо видеть те стволы деревьев, которые валяются вдоль по руслу. Очень быстрое течение. Купаться можно только крепко ухватившись за ветку какого-нибудь поваленного дерева.
Утром с новыми силами в дорогу. В предпоследнем населённом пункте перед горами – станице Нижегородская, останавливаемся возле шлагбаума. Оказывается здесь отлавливают лесовозы с браконьерски вырубленным лесом. Велосипедисты охрану не интересуют. Нам даже продают 6 л бензина.
Едем дальше, вот и посёлок Гуамка. Где-то рядом должно быть знаменитое ущелье. Но вот где? Местные деды и бабки машут куда-то неопределённо рукой. Пока остальной состав скупает запасы продуктов в последнем магазине, командир случайно встречается с местным автомобилистом, который может показать «не только дорогу до ущелья, но все дороги вокруг и доже до Казани». Олег Владимирович Дубровский, председатель туркомиссии Краснодарского края, собственной персоной! Лучшего консультанта по окрестностям и не представить. Олег Владимирович выслушал наш план маршрута и рекомендовал его немного изменить: вместо посёлка Мезмай (яблочный) и Ивановых полян пройти по Лагонакскому хребту.
Но, вначале, Гуамское ущелье. Велосипеды и рюкзаки оставили на дворе туристического лагеря, а сами налегке пошли на экскурсию. Ущелье начинается сразу за посёлком. Ещё в прошлом году на входе стоял контроль и за проход брали плату. Узкоколейка, прорубленная через ущелье в 30-х годах для вывоза леса из окрестностей посёлка Мезмай, последние годы уже перевозила только пассажиров. А после поломки одного и падения другого локомотива движение совсем прекратилось. От периодических наводнений состояние дороги и мостов становится всё хуже. Вот и сняли пост, идите кто хотите. Но красоты меньше не стало. В некоторых местах ущелье становится очень узким и глубоким. Самое красивое место у соединения с балкой Сухая. Осмотр завершили небольшим купанием в Курджипсе, а потом перекусом во дворе туристического лагеря.
Следуя рекомендациям О.В. Дубровского, из Гуамки двинулись по дороге на Холодный родник. Сразу лесовозная дорога серпантином пошла в гору, набор высоты приличный. Уже на первом привале на смотровой площадке «Коврик» отрылся прекрасный вид на те места, где мы только что были. Серьёзных развилок не было, шли и ехали по хорошо накатанной дороге, в основном вверх и прямо, редко вниз. К вечеру были у родника, точнее у памятника защитникам Кавказа (1000 м). Сам Холодный родник находится влево вниз от основной дороги, название полностью соответствует действительности. Вокруг джунгли, места под палатки расчищали среди гигантских лопухов…
Эпизод на стоянке.
В 2 часа ночи просыпаюсь от странных звуков. Выглянув из палатки, вижу – кто-то в белом разжигает костёр и гремит посудой. Никак не могу разобрать, кто это: наш или чужой. Окликаю его. Саша Ирбэ, а это оказался он, спрашивает:
- А-а-а, ты тоже не спишь?
Утром проехали ещё немного по хорошо наезженной лесовозной дороге, и свернув на другую, похуже, стали подниматься пешком под гору Разрытая. По интернетовским отчетам здесь и далее все описывают проблемы с водой. Поэтому заполнили все ёмкости по полной ещё утром на стоянке. По дороге подались лужи, наверно где-то рядом были и родники. Но мы же рвёмся вперёд и вверх!
Вот и конец зоны леса. Открылись такие великолепные виды: на сколько хватает глаз вокруг поросшие лесом горы! А впереди нас ещё ждут снежники.
Дорога пошла горизонтально, но резко начинает ухудшаться погода, надвигается туча, на нас обрушиваются дождь, ветер и холод вместе взятые. Первоначальное решение: «Переждать, сидя на месте» отменяется, надо идти, иначе замерзаешь…
Эпизод по дороге.
Ещё до тучи встретился водитель на УАЗике, который ответил на наш вопрос о расстоянии до стоянки пастухов у родника: 2 км. Поразительно понятие некоторых о километрах в горах! Мы прошли под дождём и с ветром все 8 км, когда за очередным поворотом увидели два маленьких пастушьих домика, а рядом с ними родник – место очередной запланированной ночёвки.
На стоянке (1700 м) вместо пастухов (они здесь уже не бывают) встретили дикарей-туристов: мужчину-фотографа и трёх девушек. Они освободили один из «домиков», который стал кухней и столовой. Настал звёздный час примусов, растянувшийся на несколько дней. Дождь временно прекратился, и пока дежурные готовили ужин, остальные под порывами ветра ставили палатки. Защищённых от ветра мест здесь нет, ему тут есть где разгуляться. Трудностей добавляло и отсутствие приличных ровных мест, раньше здесь паслись коровы, кругом отпечатки копыт, «мины» и разная растительность.
Всю ночь хлестал ливень, а ветер норовил завалить палатки. Состав боролся с промоканием стенок. В голове у командира крутились слова: «стихийное бедствие» и «эвакуация».
Наши дежурные пережили ночь ужасов в «домике» и утром рассказали нам о бесстрашных мышах, ворующих продукты прямо на глазах у хозяев. Потом, по настойчивой рекомендации фотографа, поднялись на хребет. Он же рассказал нам легенды о здешних местах:
… Когда-то здесь жил молодой, красивый и бедный парень Лаго - пастух. На очередных соревнованиях на лошадях его увидела и полюбила красивая девушка Наки – дочь местного богатого князя. И он полюбил её. Но против их любви встал князь. Тогда молодые решили бежать. А отец послал за ними погоню. Видя, что их догоняют, Лаго и Наки взяли друг друга за руку и бросились со скалы вниз. Когда внизу нашли их тела, они всё держали друг друга за руку…
Теперь этот хребет называют Лаго-Наки.
Другая легенда гласит, что в этих местах на одной горе спрятаны богатства, может быть, отца Наки. С тех пор неоднократно их пытались найти, разрыли всё вокруг.
И эта гора называется Разрытая.
С Лагонакского хребта хорошо просматривается один из предварительных вариантов маршрута: через посёлок Мезмай и Ивановы поляны. Теперь они перед нами как на ладони. Красиво смотрятся столбы тумана, поднимающиеся из леса, как будто от дым от костров. Вдали видно Апшеронск и, говорят, даже Краснодар! В другую сторону открывается вид на гору Двухэтажка, ущелье реки Цица. Это что-то: рёв воды далеко внизу, карабкающиеся по склонам огромные пихты и над всем этим заснеженный Нагой-Чук. В этом месте Саша Бочаров (14 лет) сказал:
- Ради этого стоило сюда идти.
Хорошая солнечная погода опять сменилась облачностью и оставшийся путь по хребту шли под дождём и/или в облаках. Временами облачность становилась густоты магазинного молока. Изредка выглядывало солнце, чтобы мы могли увидеть красоты вокруг. И всё же пройденный участок маршрута более наглядный по сравнению с запланированным.
С горы Мезмай спускались в облаке. Нашли подходящее место для стоянки (1600 м) рядом с тропой, среди огромной травы, в ложбине между истоками притоков Цици и Курджипса. Дров вблизи не было, опять готовили на примусах. Ручей рядом.
Здесь первый и последний раз за весь поход увидели большую группу пешеходников. В этом году туристов встречалось очень мало. Ещё 4 года назад они тут шли толпами.
В примерный маршрут следующего дня по плато Лаго-Наки внесла коррективы погода. Из-за тумана и облаков проскочили основной и запасной повороты. Ночью прошёл дождь, и начало пути – подъём на высоту вчерашнего дня приходится преодолевать по раскисшей тропе. Дальше – более-менее горизонтально, через неглубокие урочища.
Кто-то назвал это плоскогорье «тундра». Лучше не придумать. Редкие карликовые деревья, низкая трава, снежники слева и справа, пронизывающий холод. А ведь командир, готовя людей к этому участку маршрута (по описаниям других походов), обещал жару, палящее солнце и отсутствие воды. Всё было наоборот. Дождь прямо в туче, холод, того и гляди пойдёт снег.
Близился вечер, надо искать место для стоянки. Мы на высоте 2000 м над уровнем моря (НУМ). Справа от дороги наблюдается какое-то микроскопическое озеро и рядом небольшая ложбина. Командир принимает решение:
- Здесь!
В этот вечер было установлено 2 рекорда: по скорости установки палаток и плотности их на м
2 (было небольшое просветление в погоде и очень маленькая пригодная площадка).Эпизод на стоянке.
Между дежурным и врачом состоялся небольшой совет по поводу пригодности в пищу воды из местного озера - там плавали какие-то мелкие животные/насекомые. Врач даёт добро. После кипячения эта живность стала красного цвета. Все туристы остались живы.
Утром, продолжив путь в густейшем тумане, стали спускаться в какое-то урочище. Вдруг выглянуло солнце, разрешив сориентироваться на местности. Вращая в руках карту и пытаясь её «привязать» к наблюдаемым горам, командир наконец-то сделал вывод:
- Это не та карта.
Но вот прямо впереди Оштен, а вправо - Пшехо-Су.
Ура! Правильной дорогой идёте, товарищи!
Неожиданная встреча: 3 девушки-студентки собирают гербарий в урочище Верхняя Цица. Живут в балагане, еду готовят на костре.
Идём дальше. Но развилке троп свернули налево, к броду. По карте обозначен брод ещё выше по течению, но разведка показала, что этой тропой давно не ходил. Решили не рисковать. После переправы ещё несколько км хода, и мы на озере Псенодах (1918 м НУМ).
Снежник сползает прямо в воду. Объявляется полуднёвка. Осмотр окрестностей, загадочной воронки на озере, фотографирование в купальниках на снегу, игра в снежки – каждый делал что хотел. Первую половину следующего дня продолжили начатые дела, небольшая группа даже успела побывать на Оштене.
Дальнейший маршрут мимо Фишта до Черкесского перевала возможен двумя вариантами: через приют или Водопадистый. Выбрали второй вариант, надеясь проскочить мимо лесников. По отзывам редких встречных - эти личности часто обитают именно на приюте.
Майкопский перевал преподнёс сюрприз: опять густейший туман. Командир, пытаясь описать остальным участникам предстоящий спуск на 400 м, замечает небольшое «окно» в облаках. Показывает рукой вниз:
- Нам вот туда!
- ?!
Самый младший участник (9 лет) стал на тормозах, демонстрируя всем видом, что никакая сила его не сдвинет с места. Но уговоры (а может и угрозы) родителей подействовали, и вот вся группа на своеобразном «балконе» – уступе над пастушьим балаганом.
Эта ночёвка (1600 м) была отмечена большим нападением коров, со всеми вытекающими и выпадающими последствиями, т.к. едят они круглосуточно.
Следующий дневной переход до ручья Водопадистый был пройден за полдня. По пути пересекли небольшие каменные осыпи и несколько снежников. Большая морена, памятная по предыдущему походу, и так ожидаемая в этот раз, осталась под одним из снежников.
Небольшое отступление. Часть маршрута проходила по территории заповедника. И если зайти в него и пересечь можно относительно беспрепятственно, то на выходе в посёлке Бабук-Аул поста лесников не миновать. Там мы и рассчитывали оплатить пребывание в заповеднике (50 р за человека и 20 р за велосипед в день).
Сцена у фонтана (водопада).
Нас заметила группа каких-то товарищей. Один из них подошёл, представился директором заповедника, предложил показать пропуск. Командир развёл руками. Затем состоялась беседа с рассмотрением перспектив её окончания: от конфискации велосипедов до срочной эвакуации нашей группы на вертолёте. Оказывается, теперь директор сильно расширил свою территорию. Заповедником считается вся альпика, даже Грачёвский перевал! После длительных переговоров и клятвенных заверений оплатить за всё на выходе, директор выписал «охранную грамоту» и пообещал проконтролировать дальнейшее продвижение группы.
Осмотр самого большого в Европе водопада (200 м), который на самом деле находится в Азии, сопровождался фотографированием и купанием. Благодаря обильным осадкам в этом году и водопад и ручей были полноводными, без «выключения» на ночь.
Со стоянки (1500 м) начинается трудный подъём к подножию Фишта, потом тропа идёт примерно горизонтально, мимо гостиницы Лунной поляны и далее через перевалы Чигурсана и Черкесский. Перевалами они называются условно, просто чуть возвышаются над основной тропой.
На Чигурсане (1820 м) состоялась встреча с директором Лунной поляны. Очень яркая личность, знает всё о всех местных делах. Он объяснил нам всю обстановку с заповедником и туристическими маршрутами через него. Так как сборы за проход по территории, как и сами границы заповедника, не утверждены субъектами Федерации, то являются незаконными, а уж конфискация имущества вообще возможна только по решению суда. Воодушевлённые беседой легко пересекаем следующий перевал и выходим на старую черкесскую дорогу. Большинство уже пытается ехать. Через несколько км развилка: правая тропа ведёт на озеро Хуко и далее к горе Аутль, а левая к знаменитому Весёлому спуску. Почему весёлый? Традиционно в этом месте идёт дождь, который только добавляет скорости движения на крутом спуске. Вот некоторые туристы и «веселятся», используя в качестве тормоза «пятую точку».
Из личных наблюдений: велотуристы в таких ситуациях имеют неоспоримое преимущество. Нет, на байке тут не спустится, но в качестве опоры его можно использовать. А командиру в одном месте и байк не помог…
2 случая на тропе:
1. Сначала встретилась пара тёмных личностей. Скорее всего, они поджидают одиночных туристов. Наш группа прошла мимо без особенных эксцессов, только один из них толкнул байк Тани. Вывод: двигаться нужно собранно, не отделяясь от основной группы.
2. Оступился на тропе и упал вниз Костя Протопопов, а за ним и его байк с рюкзаком. Высота небольшая, но хорошего мало. Отделался лёгкими ушибами и испугом. Итог: как бы не торопились, но забывать об осторожности нельзя.
Весёлый спуск (около 800 м) закончился у поляны возле ещё одного Холодного родника, далее тропа расширяется в дорогу. Проносимся мимо первого кордона лесников - двух домов, оставшихся от посёлка Бабук-Аул, но нас никто и не пытается остановить. Поиски места для стоянки затянулись до темна. Наконец, Шестопалов находит небольшую террасу над речкой Шахе. Все ставят палатки, а дежурные ещё и готовят ужин, в темноте. Усталость, накопленная за такой напряжённый день, сваливает Комаровых. Во время ужина они уже смотрят десятый сон. Несмотря на круглосуточный шум воды, никто утром не жаловался на бессонницу.
Утро следующего дня начинается со второй случайной встречи командира с директором Лунной поляны. Неприятная новость: группу разыскивает директор заповедника, на всех кордонах приказ:
- Задержать!
- Будем прорываться!
Пересекаем Шахе по живописному висячему мостику и едем по необыкновенно красивой дороге: слева каменная стена, по которой сочится вода, справа, внизу шумит речка. Задача №1: проскочить второй, основной кордон лесников. Навстречу попадаются 2 УАЗика с какими-то людьми в камуфляжной форме, но нас опять никто не останавливает. Неожиданно из-за поворота показался кордон. Никого нет. Быстро-быстро пересекаем в брод небольшой ручей – границу заповедника. В голове у командира крутились слова из песни группы Тату «нас не догонят».
Теперь можно рассказать об одном из вариантов происхождения названий этих посёлков: солохами в этих местах называли одиноких женщин, а бабуками – мужчин.
На большом броде через Шахе объявляется привал. Здесь уже поджидает обессилевших туристов-пешеходников грузовая машина. Доставка до окраины Дагомыса 700 р. Но мы же на своих колёсах! На въезде в Солох-Аул попадаем в музей чая. Экскурсия с дегустацией чая с мёдом и блинами за 50 р! Это можно представить только после недели скитания по горам.
Последнюю общую стоянку в этом походе снова устроили на Шахе, но через пару км ниже Солох-Аула. Дорога проходит высоко от реки, подходящих спусков почти нет. Нашли место, которое раньше, наверно часто посещалось туристами. В этот раз здесь были только мы.
Утро началось с тяжелого подъёма на асфальт и серпантина на перевал с интересным названием - Ноль. Дальше великолепный спуск по серпантину до Дагомыса. Здесь состоялся налёт на рынок с уничтожением самых разных вкусностей, первое купание в море и расставание.
Штурм электрички. Посадив в полупустую электричку до Сочи Шестопаловых, остальные стали дожидаться туапсинской. Вот и она. Двери открываются, и перед глазами туристов битком набитый тамбур. Секундное замешательство: что делать? Тут раскрывается один из талантов Алексея Комарова – он ВСЕГДА садится с велосипедами и рюкзаками в переполненную электричку. Делает он это так: берёт байк и подаёт его в тамбур. Пока недоумевающие пассажиры думают куда его деть, он уже поднимает второй, потом ещё и ещё. Действуя Лёшиным методом, удалось втиснуть 8 комплектов (велосипед+человек+рюкзак) в 2 тамбура. Изумлению пассажиров от наглости туристов не было предела.
Итоги похода:
1. Разнообразие природных зон и достопримечательностей. А уж сколько получено ярких впечатлений и положительных эмоций!
2. Режим движения и по асфальту и в горах почти идеальный, каждый устанавливал его по своим силам, но отрываясь от группы.
3. Распорядок дня оптимален для такого смешанного состава. Ранний подъём, завтрак и выход со стоянки позволяли достаточно много проходить за день. Поиски стоянки в 5-6 часов вечера позволяли подыскать нормальное место, засветло приготовить ужин, искупаться, проверить снаряжение, пообщаться возле костра.
4. Отличный микроклимат в группе. Полное взаимопонимание, решения принимались компромиссно, учитывались мнения каждого.
Благодарности: спасибо всем участникам. Особую благодарность новичкам: прошли и проехали.
Детский поход вокруг Фишта пройден, до встречи в новых походах!
Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)
на первую страницу
клубная информация
| походы | ПВД |
фотоальбомы | публикации |
клубные события |
соревнования | форумы
| ссылки