о велотуристском походе 1-й категории сложности по Волгоградской области, совершенном с 1 по 6 мая 2009 года
по маршруту:
Фролово – Ветютнев – Арчединская – Скуришенская – Глазуновская – Чиганаки 2-е – Серафимович – Усть-Хоперская – Букановская – Адриановский – Галкин – Слащёвская – Зотовская – Аржановская – Усть-Бузулукская – Алексеевская – Акчернский – Петровский – Урюпинск, 403 км
Руководитель: Дмитрий Завьялов
Поход утвержден маршрутно-квалификационной комиссией
Велоклуба "Орион"
|
|
|
Дмитрий Завьялов руководитель |
Бортонов Александр |
Юрченко Артем |
Район похода: северо-запад Волгоградской области, реки Арчеда, Медведица, Протока, Дон, Хопер, Бузулук.
Определяющие препятствия маршрута: перепады высот, грунтовые, меловые и песчаные участки.
Общая смысловая идея: совершение учебно-тренировочного похода по маршруту 1-ой категории сложности вдоль рек северо-запада Волгоградской области по маршруту Фролово – Урюпинск. Ознакомление с местными ландшафтами.
Старт: выезд из Волгограда электричкой до ст. Арчеда.
Финиш: г.Урюпинск, отъезд поездом до Волгограда.
Аварийные выходы с маршрута: автобусом или попутным транспортом из населенных пунктов.
График движения:
День пути |
Дата |
Участок пути от – до |
Протяженность км |
Характеристика участка |
Метеоусловия |
Чистое ходовое время |
1 |
1.05 |
Фролово – Кундрючкина |
44 |
Асфальт, грунт, песок |
Солнечно, слабый ветер |
4:01 |
2 |
2.05 |
Кундрючкина – Новоалександровский |
84.4 |
Асфальт, грунт, песок |
Солнечно, сильный попутный ветер |
5:00 |
3 |
3.05 |
Новоалександровский – устье Хопра |
53.8 |
Асфальт, грунт, холмы |
Солнечно, слабый ветер |
3:16 |
4 |
4.05 |
устье Хопра – Филин |
68.9 |
Асфальт, грунт, тропы |
Солнечно, порывистый ветер |
4:50 |
5 |
5.05 |
Филин – Помалинский |
74.8 |
Асфальт, грунт, мел, луга, холмы |
Солнечно, сильный встречный ветер |
5:24 |
6 |
6.05 |
Помалинский – Урюпинск |
77.1 |
Асфальт, грунт, перепады высот |
Переменная облачность, вечером дождь + порывистый ветер |
4:48 |
Описание прохождения маршрута.
Составлено Юрченко Артемом.
Около 12 часов дня прибытие поезда в Арчеду. Тут и начинается запланированное путешествие.
День первый. Арчединские пески.
12:21 – фото у станции Арчеда (рис. 1). На улице печет солнце, на скидку дам градусов 20 выше нуля. Попытка взять печать потерпела фиаско. Работники сослались на то, что сегодня воскресенье и начальства нет, поэтому «никакие печали мы ставить не собираемся».
Рис. 1. Фото у станции Арчеда.
Выезжаем из Фролово и направляемся к московской трассе (рис.2). А после ее пересечения сверяемся с маршрутом (рис. 3)
Рис. 2. На выезде из Фролово к трассе М6. Рис. 3. Проверка направления на Ветютнев.
После Ветютнева кончается асфальт и мы проезжаем лесхоз Арчединский. Пожалуй, тут и начинается интересная часть маршрута – АРЧЕДИНСКИЕ ПЕСКИ. Аномалия такая – дорога есть, а ехать по ней нельзя. Поэтому толкаем велосипеды по песочной дороге (Рис.4)
Рис. 4. Начало Арчединских песков.
14:11 – 23.8 км, ходовое время 1 ч 21 мин. - «Жуткая жара. Много песка». Остановились у высоких елей в теньке. (Рис. 5) и (Рис. 6).
Рис. 5. Под высокими елями. Рис. 6. Раскидистые ели.
14:47 – 25.3 км – Первый прокол. Продолжаем вести велосипеды по песками, иногда по траве. В итоге напоролись на колючки. (Рис. 7)
Рис. 7. Первый ремонт.
Путевые заметки: ходовое время 1 ч 47 мин, километраж – 26.3 км.
Попутные диалоги:
А: - Диман, тебе не кажется, что размер обуви стал немного маловат?
[ботинки забились песком и в них стало тесновато]
15:10 - Стартуем с места прокола.
15:30 - Спускаемся к речке Арчеда на обед. На поляне стоит готовый стол. Солнце спряталось за тучи и стало немного легче переносить жару. Обедаем КОТлетами и салатами. Ледяная вода в реке быстро снимает усталость с тела.
16:00 - Только отъехали от речки – снова прокол. На этот раз у Александра, снова пострадало заднее колесо (Рис. 8)
Рис. 8. Очередное латание камер.
19:28 - Сбились с курса. Дорогу, по которой должны были ехать, так и не нашли. GPS показывал линию электропередач, к которой мы должны были выйти, но на деле мы ее так и не нашли. Пришлось немного поплутать. К вечеру поднялся шквальный ветер со вкусом озона. По дороге вышли к небольшому островку зелени с березами, у которых не было макушек. Судя по всему так ловко их скосила линейная молния (рис. 9).
Рис. 9. Березы, подрезанные линейной молнией.
Дорога привела к кладбищу, от него свернули налево к речке. Посовещавшись, решили этим вечером перейти вброд через Арчеду (рис. 10) и встать на ночлег, ибо темнело и оставалось мало сил. Снял с ног 2 клещей.
Рис. 10 Место брода через Арчеду.
Сразу и устроили лагерь на берегу.
*** *** ***
День второй. Операция прокол.
Утром ожидал всех большой сюрприз: у всех членов группы до одного были пробиты колеса. Дружно разбортировали их и начали клеиться (рис. 11 – 12).
Рис. 11-12
Прошлым вечером перед самым бродом заехали в кусты с колючками, чего не заметили на радостях. Статистика проколов следующая: у Дмитрия 1x5, у Александра 2x2, у меня 9x6.
Произошла сильная неплановая задержка, мы и так от графика отставали на 20 км, а тут еще утренний сюрприз.
По выезду с места стоянки искали дорогу на асфальт. Заехали в деревушку, вокруг которой одни пески и ни единой души. Там мы встретили аборигена, с огромной бородой и очень смуглой кожей. У него узнали дорогу и тронулись. По дороге фото (рис. 13).
Рис. 13 Где-то среди песков…
12:08 – фото у реки Медведица (рис. 14).
Рис. 14. У Медведицы.
12:17 – Заезжаем в Арчединскую за водой. Колонок не нашли, поэтому закупаемся в магазине.
Рис. 15. Местный житель активно требовал с нас денег на выпивку.
12:59 – 23км – Остановка у поселка Курин. Спустились с горы на бешеной скорости, асфальт там хороший, можно позволить себе такую роскошь.
Рис. 16. Туда нам надо!
15:59 – 56 км – Все попытки подъехать к Медведице потерпели фиаско. По GPS дорога вела через поля. Но ее не было видно. Поэтому нарезали парочку хороших кругов вокруг полей, но так и ничего не нашли. Решили перекусить прямо в поле. Воды оставалось мало, поэтому заварили гречку в банках и съели с консервами. Планы прорыва к реке решили отложить и вернулись на асфальт.
16:10 – Трогаемся с места стоянки в поисках воды. В Краснянском набираем воду у местного жителя, заодно фото со зверьем (Рис. 17)
Рис. 17. Фото с пятнистыми свинками.
17:08 – 69.2км – Подъехали к Седову (рис. 18).
Рис. 18. Свежевыжатый сок «Сады Придонья» из картонной упаковки.
У магазина нам сказали, что подвесной мост, через который мы собирались переправиться, еще не повесили. Поэтому перебраться на другой берег можно только лодке. На удачу нам нашелся рыбак в деревне, который согласился переправить (рис.19).
Рис. 19. Переправа через Медведицу.
18:50 – Всей группой на другом берегу. Вечереет, нужно искать стоянку.
Рис. 20. Средь зеленых полей.
К часам 8 остановились на ночлег у р.Протока.
*** *** ***
День третий. Серафимович. Переправа через Дон.
6:17 – Ранний подъем. Ночью ударил легкий морозец и всех заставил греться у костра (рис.21).
Рис. 21. Отогреваемся у костра.
Поймали две рыбы в Протоке и тут же их отпустили, не было времени с ними заниматься. Обследовав места вокруг лагеря обнаружили работу бобров (рис. 22).
Рис. 22. А ваши зубы такие же крепкие?
7:51 – Отъезжаем с места стоянки. По пути переправляемся через Протоку вброд (рис. 23) и умываемся в прохладной речке (рис. 24).
Рис. 23. Брод через Протоку. Рис. 24. Заряд прохладной свежести.
Выехали на асфальт и направились к Серафимовичу (рис. 25).
Рис. 25. На подъезде к Серафимовичу.
9:30 – В городе заехали в веломагазин, он был как раз кстати. Нужны были запасные камеры, а мне комплект педалей, так как родные беспощадно издавали последний писк.
9:45 – 14.2км – Спустились с горы к монастырю, но, как оказалось, дорога вела в тупик.
Поднялись в гору и свернули на грунты (рис. 26).
Рис. 26. Грунтовая дорога с крутым спуском в конце, ведущая прямо на кладбище.
За Затонским встретили молодого пастуха, который сказал, что его «техника» лучше нашей (рис. 27).
Рис. 27. «Техника», проверенная временем.
Вот эту собачонку (рис. 28) я пытался разозлить, после чего она начала на меня гавкать, поворачивалась задом и справляла неоднократно свою нужду.
Рис. 28. Размер не имеет значения.
11:18 – 27км – Буерак Сенюткин.
12:33 – Остановились у магазина в Усть-Хоперской. Довольно крупная деревня с отличным асфальтом. За поселком родник, недалеко от дороги (рис. 29).
Рис. 29. Дозаправка за Усть-Хоперской.
13:46 – 53.6км – Подъехали к месту впадения Хопра в Дон, где нас должны были переправить. На этом ездовой маршрут был окончен. Рыбак оказался добрым и щедрым человеком, не взял с нас ни копейки и угостил рыбой. Ее мы приготовили на костре (рис.30).
Рис. 30. Жареный гибрид как вкус на крабовые палочки.
Устроили купальню и стиральню (рис. 31).
Рис. 31. Банный день.
Вода в Хопре ледяная, поэтому поплавать не удалось. Берег очень крутой и скользкий от глины. В месте впадения Хопра в Дон сплошные водовороты, поплавок мигом затягивало под воду.
Рис. 32. Дон на закате.
*** *** ***
День четвертый. Плутание по заповеднику. Озеро Бешеное.
9:25 – Отправление с места дислокации.
11:06 – Фото у знака «Слащёвское сельское поселение».
Рис. 33.
11:26 – 24.4км – Проехали поселок Букановская. Остановились для смазки цепей.
12:52 – 44км – Свернули на Слащёвскую. Остановились у магазина купить еды.
14:45 - Остановка на перекус у Хопра (Рис. 34).
Рис. 34. На берегу Хопра.
16:50 – 57.7км – Пробрались через дебри к озеру Бешеное (рис. 35-36)
Рис. 35. Заповедная зона без машин и «любителей отдохнуть». Рис. 36. Озеро Бешеное.
При переезде через камыши пробили переднее колесо. Стоит остановиться, как клещи лезут на руки и ноги. Осматриваться в этих местах стоит буквально через каждые пять минут.
Сидя на берегу озера, услышали грохот моторки, значит Хопер совсем близко. Двинулись на поиск места к берегу реки.
Рис. 37. В поисках лучшего кадра. Рис. 38. Высота над Хопром метров 8-13.
20:00 – 68.9км – Остановились на стоянку практически на пляже – песок с глиной, но это не помешало освежиться.
*** *** ***
День пятый. Меловые горы.
9:27 Выезжаем с Хопра. У места стоянки росли кусты вербы (рис. 39).
Рис. 39. Верба.
Еще не выехали из заповедника, как нам дорогу перебежала косуля. Легко паря над кустами, она исчезла среди деревьев. На опушке леса стоял казачий курень (рис. 40).
Рис. 40. Казачий курень.
Дорогу вдоль холмов по карте мы не нашли, поэтому двинулись трудным путем. Но, места оказались не менее интересными (рис.41).
Рис. 41. Вид с холмов.
10:49 – 12.5км – Проехали Филяты.
Ветерок отыгрывался за прошедшие 4 дня, ведь он был все время попутный.
Тут начались меловые горы (рис. 42).
Рис. 42. Меловые горы.
12:17 – 27.5км – Добрались до Зотовской. Заправились водой и сфотографировались с «местным народным творчеством» (рис. 43).
Рис. 43. В Зотовской. Рис. 44. Церковь в Зотовской.
Затем наша дорога лежала вдоль гор под кронами деревьев (рис. 45).
Рис. 45. Дорога на Аржановскую.
Воды и хлеба взять в Аржановской не удалось. Ни того, ни другого у них не оказалось, несмотря на то, что селение довольно-таки крупное.
14:28 – 37.1км – Обед за Аржановской на берегу Хопра. Ветер поднялся сумасшедший, мы предчувствовали ухудшение погоды, но по прогнозам дождей не обещали.
16:18 – 58.8км – Выехали на трассу, ведущую в Алексеевскую (рис. 46).
Рис. 46. Мост через Хопер. Дорога в Алексеевскую.
В районе 17:00 попали в Алексеевскую. В колонках вода ржавая, но местная бабулька уверяла меня, что вода полезная и питательная. Заехали на Бузулук перекусить (рис. 47)
Рис. 47. Бузулук – не менее чистая речка, чем Арчеда.
Здесь же мы и искупались, выпили молока и ряженки.
18:48 – 74.8км – Свернули за Помалинской и разбили лагерь.
*** *** ***
День шестой. Отъезд.
10:00 – Мажем цепи и собираем сумки. На улице пасмурно, по прогнозам обещали дождь, видимо под него и падем. Утром Дмитрий встретил лося у водопоя, буквально у нашего лагеря.
Дорога ожидалась полностью асфальтовая, не считая участка между Сомолшинской и Дубовской. Но грунт там вполне приличный. В Дубовском воды в колонках не оказалось. Один местный житель поделился с нами из своих запасов. Сказал, что вода у них привозная.
14:47 – 64.1км – Встали у Хопра недалеко от Урюпинска. По-прежнему пасмурно и сильный ветер. Приготовили горохового супчика и чайку.
Рис. 48. На подъезде к Урюпинску.
В 6 часов начался сильный ливень и поднялся ветер. Мы тронулись на вокзал. Приехали в город, дождик стих и мы решили съездить к понтонному мосту через Хопер. На месте его не оказалось, в разобранном виде он лежал на берегу. А ведь первоначальный маршрут планировался через этот мост. Для справки: севернее, есть стационарный мост через Хопер.
Решили прокатиться по городу и найти памятник Козе (рис. 49).
Рис. 49. Урюпинск. Памятник Козе.
20:07 – 77.1км – Вернулись на вокзал в город.
*** *** ***
Типы покрытия:
Асфальт – 209 км
Грунт – 164 км
Мел – 4 км
Песок – 26 км
Наиболее интересные объекты:
Арчединско – Донские пески к западу от Фролово, реки Арчеда, Дон, Хопер, заповедная зона вдоль Хопра недалеко от Слащёвской, меловые горы в районе Филина – Зотовской, лесные участки недалеко от Аржановской.
Стоимость похода:
[расчет на 1 человека]
Волгоград – Арчеда (электричка): 150р.
Урюпинск-Волгоград (поезд, плацкарт): 650р.
Переправа через Медведицу: 200р.
Личные затраты: 1100р.
Итого: 2100р.
Общие выводы:
Маршрут включает в себя большую часть грунтовых дорог, поэтому в дождливую погоду может составить серьезные трудности. В районе Арчединский лесхоз – Кундрючкин маршрут идет по песчаному участку. По обочинам множество кустов с колючками, колеса стоит осматривать довольно-таки часто. Мост через Медведицу в мае еще не вешают, поэтому необходимо иметь с собой либо лодку, либо договариваться с местными жителями. Течение у реки сильное [больше донского], переправа на резиновой лодке может оказаться непосильной. В районе Слащёвская – Филин лесных дорог почти нет, так как проезды завалины деревьями и перекрыты рвами. Ориентировались по GPS, а местами на ощупь.
Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)
на первую страницу
клубная информация
| походы | ПВД |
фотоальбомы | публикации |
клубные события |
соревнования | форумы
| ссылки
Сайт
велоклуба ОРИОН открыт 29.08.99
© 1999-2009 Велоклуб ОРИОН