о велотуристском походе 1-й категории сложности по Волгоградской области, совершенном с 16 по 20 июля 2009 года
по маршруту:
Ольховка – Солодча - Кондраши - Новогригорьевка - Перекопка - Мелоклетский - Клетский - Распопинская - Базки - Бобровский 2-й (Бобры) - Серафимович - Арчединская - Никуличев - Ветютнев – Фролово, 347 км
Руководитель – Павел Машанов
Участники:
|
|
|
|
Район похода : север Волгоградской области, реки Иловля, Дон, Медведица,
Арчеда.
Определяющие препятствия маршрута : перепады высот, грунтовые, меловые и песчаные участки.
Общая смысловая идея : совершение учебно-тренировочного похода по маршруту 1-ой категории сложности вдоль рек северо-запада Волгоградской области по маршруту Ольховка – Фролово. Ознакомление с местными ландшафтами, посещение Каменно-Бродского и Усть-Медведицкого монастырей.
Старт : выезд из Волгограда электричкой до ст. Зензеватка.
Финиш : г.Фролово, отъезд электричкой до Волгограда.
Аварийные выходы с маршрута : автобусом или попутным транспортом из населенных пунктов.
Отклонения от запланированного маршрута : Участок Новогригорьевка — Кременская — Перекопская — Перекопка заменен на участок Новогригорьевка — Перекопка.
График движения :
День пути |
Дата |
Участок пути
от - до |
Протяженность
км |
Характеристика участка |
Метеоусловия |
Чистое ходовое время |
1 |
16.07.09 |
Ольховка - Кондраши |
74 (+радиалка - 1 км) |
Асфальт, грунт, мел, песок, перепады высот |
Солнечно, безветренно |
4: 41
|
2 |
17.07.09 |
Кондраши - Мелоклетский |
106 (+радиалка: 4 км) |
Асфальт, грунт, мел, перепады высот |
Солнечно, кратковременный дождь, попутный ветер во 2 половине дня |
6: 15 |
3 |
18.07.09 |
Мелоклетский - Серафимович |
61 (+радиалка: 2 км) |
Асфальт, грунт, перепады высот |
Солнечно в 1 пол.дня, пасмурно во 2 пол.дня, сильный встречный ветер, кратковременный дождь |
4: 35 |
4 |
19.07.09 |
Серафимович - Арчединская |
57 (+радиалки: 7 и 2 км) |
Асфальт |
Солнечно, безветренно |
3: 50 |
5 |
20.07.09 |
Арчединская - Фролово |
48 +радиалка:3 км) |
Грунт, лесные, луговые тропы, песок, асфальт |
Ночь, потом солнечно, безветренно |
5: 31 |
Описание прохождения маршрута
Составлено Ольгой Шевченко
Комментарии: Анатолий Михайлов, Павел Машанов
Пролог
Идея июльского похода-единички впервые была озвучена Пашей Машановым 4 июля 2009. В этот день у меня начались летние каникулы, и к их началу была приурочена целая куча планов: помощь в организации марафона-1200 (которая заняла 4 дня), велопокатушки, вылазка на дачу с шашлыками, поездка в Москву, откуда я должна была вернуться 15-го июля. Так что, изъявив готовность ехать 16-го, из обсуждения планов похода я выпала.
Ближе к дате старта выяснилось, что приехать в Волгоград я должна в ночь на 16-е, а электричка на Зензеватку отходит 16-го в 7.30. Времени на подготовку просто нет. Спасибо, мои попутчики взяли все общественное имущество и закупку провизии на себя.
Путем активной беготни удалось оказаться в Волгограде к четырем часам дня 15-го июля. Сборы заняли рекордно короткое количество времени, но все же куда больше, чем хотелось бы, и стоили головной боли, чувства разбитости, недосыпа и пугающе-непривычного ощущения «и чего я в это ввязалась» – в середине июля по дикой жаре ехать в поход с 3 особями мужеску полу в самом расцвете сил, когда я летом вообще никогда толком не каталась, а час на велосипеде до дачи прошлым летом оставил впечатление, что в январе кататься проще (с холодом хоть можно бороться). Сочувствующие интересовались, в курсе ли я, что по прогнозу в ближайшие дни ожидается подъем температуры за 50 0 С. Но ведь уже сказала, что еду…
Короче, правило снова подтвердилось: «если сомневаешься, стоит ехать».
16 июля 2009, День 1.
Сбор у пригородного вокзала назначен на 6.30. Против обыкновения я выехала лишь на несколько минут позже запланированного (т.е. вовремя), попала на место без происшествий. Александр Селиванов приехал нас проводить. Как, наверное, тяжело знать, что вот люди едут навстречу отдыху и приключениям, а ты остаешься… Но знаешь, что шесть дней пролетят быстро, и вот снова все в городе, будто ничего и не было. Вот только для самих путешественников эти несколько дней составят маленькую жизнь. А нематериальные воспоминания сделают их чуть-чуть другими людьми.
Я приехал туда в 6.20, кажись. Жду. 6.40 – никого. Что за… Надо положить еще денег на телефон, пошел с великом и баулом на центральный вокзал. Выхожу из перехода – стоит Артем. Вроде у пригородного договаривались, ну ладно, хоть кто-то.
Побежал, положил.
Звоню Оле: – Ты хде есть?
– Дома, еще времени много, не парься.
– Ну-ну... давай.
В 8-ом часу подъехал Селиванов, с палаткой. Учитывая его боекомплект, естессно, словил пару подколок – налегке едет.
Как удобно все-таки на электричке – не надо разбирать и запаковывать велосипеды. Правда, из-за этого страдает ощущение масштабности мероприятия. Хотя Артем свой велосипед упаковал – в таком виде на него не надо билета.
В электричке быстренько обсудили планы на день, сделали прогноз (Задача: реально ли за неполный день сделать 60 км по жаре плюс осмотреть Каменно-Бродский монастырь? Решение: ХЗ) и развалились по лавкам спать. После последних наполненных беготней дней – кайфовое начало!
В одиннадцатом часу утра прибыли на станцию Зензеватка. Официальный старт у нас от стелы на въезде в Ольховку, около 6 км от станции.
11.08, 0 км – старт от стелы, отчетное фото начала похода.
В Волгограде температура воздуха утром составила +29 0 С. Несколькими днями ранее была в Москве, где купила «Комсомолку» с заголовком что-то типа: «Москва умирает от жары: в столице +29 0 С».
В Ольховке закупились в «Магните».
Паша пытается с нами советоваться по поводу выбора конкретной дороги из нескольких альтернатив. Я говорю: «Ты руководитель – ты и командуй!». Со временем он свыкается с ролью и начинает получать от этого удовольствие, но демократический стиль принятия решения остается доминирующим на протяжении всего похода.
12.11, 12 км – волевым решением руководителя съезд на грунт.
На это решение повлиял местный житель, у которого уточнили дорогу:
– Можете по грунту, но зачем через кущеря, не надо туда.
– Ну да, незачем, – сказали мы… и свернули на грунт. Грунтовка оказалась неплохой, особенно спуск к дубам, мимо которых я бы, наверно, пролетел, если б не сказали.
12.15 – остановка в тени сколько-то-там-летнего дуба (со слов Паши – 300) , обвешанного ленточками. Дальше по пути попадается еще пара таких же мощных древних деревьев, усеянных ленточками. Как знал руководитель, когда предпочел грунтовый путь асфальту!
12.35 – запаслись водой из родника (их два). У Артема весьма кстати оказалась припасена целая куча емкостей под воду. (До похода обсуждалось, что необходимо возить по 6 литров на брата)
12.40, 13 км – первый пункт культурной программы: Свято-Троицкий Каменно-Бродский Белогорский мужской монастырь. Однако, туда в шортах, майках и мини-юбках не пускают. В рюкзаке имелись штаны на случай казуистического невезения с погодой, но нам интереснее сами пещеры, а туда пускают в любом виде. У Толика самые цивильные штаны из всех нас – до колен, его и отряжаем за билетами. 50 рублей стоит вход плюс 10 рублей за свечку в качестве освещения.
Причем про свечку изначально ни слова. Я спросил:
– Почем?
– 50 так, 25 студентам.
– В общем, 2 надо (100 р. даю).
– 120.
– Как так?
– По 10 за свечку еще.
– А с фонарями нельзя?
– Нет..
Паша здесь уже был, а Артем почему-то решил отбиться от компании, и они оба остались в придорожных кустиках собирать на обед, пока мы с Толиком стали карабкаться по крутому меловому подъему ко входу в пещеры. Не всякая бабуля доползет до входа в святые пещеры!
В пещерах проводится экскурсия, проводник проводит по переходам, рассказывает. Есть еще второй ярус, спальный, ниже уровнем, но туда простых смертных не водят. Хотя при нас пришли две девушки, проводники их явно знали, и один повел их на нижний ярус. Интереснее, конечно, было бы побродить там со свечкой без гида. Кажется, там не так уж много ходов, чтобы надолго заблудиться. Ну, или давали бы час, и если сам не выберешься, то проводники бы собирали народ. У одного прохода гид объявил, что туда мы не пойдем, так как там тупик. Пока он что-то объяснял группе, я сходила в этот ход. И правда тупик, но так интересно идти в кромешной тьме, освещая дорогу лишь маленькой свечкой!
На свет божий мы вышли не успели еще догореть тонюсенькие свечки. А явилось на том свету моим очам… батюшки-светы! В пещере я чувствовала, что на руку капает парафин, но не обращала внимания, он же легко с кожи снимается. А вот что он способен щедро украсить майку и новые шорты даже мысли не было.
Вторым этапом культурной программы полезли на вершину холма любоваться видами.
Следом за нами залезли те самые две девицы, и со словами «вон, нам туда же, идти далеко» ушли куда-то за холмы.
После экскурсии и фотосессии вернулись к Паше и Артему. Которые в ожидании нас слупили почти все шпроты. В обед мы собирались делать длинные перерывы, чтобы пережидать пик зноя. Но кусты были малопривлекательным местом для привала, и в 14.00 мы поехали искать подход к речке.
14.08, 17 км – Михайловка (деревня, не город).
14.22 – свернули к Иловле , нашли местечко, но, на первый взгляд, совсем не фонтан. Пока я облачалась в купальник, Толик с Пашей уже окунулись. Берег резко уходил вглубь, и оказалось достаточно глубоко, чтобы плавать. Паша составил компанию.
Переплывать было практически нечего, поэтому поплыли налево по руслу, доплыли до висящих в полуметре над водой стволов; хотели прицепиться к ним, но Паша вовремя заметил нехилую змею! Поплыли в другую сторону. Нашли аналогичный ствол над водой и повисли на нем. Пока доорались до Толика, чтобы он сделал фото, руки затекли.
Потом нашли корягу в воде, примостились отдохнуть. Успокоенные нашей неподвижностью, рыбы плавали совсем близко, позволяя рассмотреть себя. Насладившись ощущением Маугли в джунглях, вернулись на берег и поехали дальше, выйдя на асфальт. Охлаждающего эффекта хватило аж на целых полчаса!
Слева от дороги поднимались столбы дыма, которые постепенно заволокли полнебосклона – лес горит.
15.56, 32 км – река Тишанка и село Дмитриевка.
16.25, 36 км – Солодча.
Мимо проезжала девушка на велосипеде. Паша примазался к ней и напросился набрать воды. Выезд на грунт. Заехали к девушке за водой. Она горела желанием подсказать нам дальнейший путь, жаль только, членораздельно объяснить мало что могла.
После деревни начался мел.
На каждой остановке зной накатывает с новой силой. Пока едешь, ветерком обдувает, в общем нормально едется. Но устаешь, хочется остановиться отдохнуть. А стоит остановиться – и ты в бане! Только без крыши, прямо под солнцем! И по печам лазишь под солнцем, которое, по ощущениям, ничуть не собирается убавлять своего пылу, хоть уже пять часов, шесть часов пополудни.
По пути сделали остановку на осмотр достопримечательностей: развалин древних кирпичных печей. Одна из них осталась довольно целой. Фотосессия! Высокие печи, однако.
Преодолели три жуткие меловые горки по жаре. Для меня наполовину пешеходные. Да и остальные временами спешиваются.
Забрели еще в кущеря какие-то, дорога почти пропала.
Же-е-есть! Ближе к вершине Паша помогал толкать велосипед сзади, причем быстрее, чем я успевала идти рядом и рулить.
Если бы мы не были такие правильные nature - friendly туристы, вы бы легко выследили нас по шлейфу из пустых полторашек.
19.36, 60 км – наконец добрались до асфальта. Стали выяснять, куда мы выехали и далеко ли до планируемой стоянки. Как с восторгом выяснил руководитель, это была Писарёвка, т.е. именно то селение, куда и хотелось попасть, но в точность такого попадания не верилось.
(Вообще-то установил контакт с местными и выяснил это Анатолий) (А, да-да, пока мы переводили дух, дорвавшись до асфальта, сидя на бревне, которое валялось поперек дороги, Паша предложил Толику сходить в село на разведку. Не думая, правда, что он подорвется. Но Толик не упустит шанса пообщаться с местными девчонками! «Неужели, правда, поехал?», – изумился Машанов. – коммент мой, О.Ш.)
Двинулись искать место для бивака. По пути была возможность съехать с трассы на стоянку, но хотели доехать до указателя «Кондраши», чтобы для отчета зафиксировать результаты дня.
В этот день прохладу мы ощутили только после восьми часов вечера! Т.е. даже если бы мы придерживались идеального летнего графика и делали длинную сиесту, все равно жары избежать бы не удалось. Вот теперь атмосфера стала дружелюбной к человеку, но болели руки от тягания велосипеда в горки, и комфорт движения не вырос.
20.20, 67 км – Кондраши. Достали карту. Назад возвращаться неспортивно, едем вперед.
20.30, 70 км – покинули трассу. Грунт с песком, бездорожье. А речки пока не видать. Машанов оставил нас среди барханов и уехал на разведку. Отсутствовал так долго, что Артем не выдержал и укатил за ним. Наконец созвонились: «Езжайте по моим следам до зеленого горшка». След на песке не кончался еще офигенно долго. По песку не ехалось (интересно, Паша тут ехал или тащил вел, почему не рядом по траве, как мы, неужели специально, чтобы оставить следы?) (Боялся контр-велосипедных колючек. По плану мы не должны были пересекать р. Иловлю после Писаревки, а продолжать движение по правому берегу. Но я проморгал знак «Писаревка», и мы ехали сфотографироваться в Кондрашах. В итоге в первый день получилась небольшая песчаная тренировка перед последним. Этот опыт пригодился.)
Условия бивака оказались спартанскими. Реки НЕТ! И это после полдня интенсивного движения под палящим солнцем! В воду хотелось даже больше, чем есть и спать. Увы! Есть только какое-то отстойное болотце, купаться там нереально. Но возражений не последовало, искать новое место не было ни сил, ни времени.
Еще одна засада состояла в том, что воды тоже было в обрез, а посему чай в меню не значился, о чем мы с Толиком подняли неслабый вой.
Вдобавок ко всему где-то за зарослями и подальше в поле тарахтел Кировец, постоянно видели фонари, доносились голоса, кто-то искал то ли Олю, то ли Толю. Таким образом, существовал еще риск общения с какими-нибудь гастарбайтерами.
Встали в 21.36
Время в пути: 4 ч 41 мин
Пройденное расстояние: 75.11 км (от стелы в Ольховке, а вообще за 80км)
Средняя скорость: 15.9 км/ч
Максимальная скорость: 41,0 км/ч
(Все данные моего велокомпа)
Считая с момента посадки в электричку до момента остановки на стоянку, выпито 5,5 л воды, диурез около 350 мл (всего 2 раза).
(Все данные моего организма)
(Господи, она еще мерный стаканчик с собой возит? о_О) ( Хе, это вам стаканчик требуется. Я ж не случайно бессменный медик уже третий поход подряд. – коммент мой, О.Ш.)
Дежурными Машанов назначил самых ответственных: руководителя и завхоза. Одобряю самоотверженность со стороны руководства. Но не быть мне достойным руководителем в обозримом будущем (а недостойным быть нафиг надо).
Необычно, что весь день есть практически не хотелось. В майском походе еще до обеда возникало неодолимое желание срочно что-нибудь схомячить. Без пары шоколадок энергия падала до нуля. А тут мы обедали, но скромно, потом разок перекусили хлебом с сыром, но в промежутках я о еде практически не вспоминала. Даже к вечеру есть особо не хотелось. Неужели устали?
Долго канались, во сколько завтра выедем. Артем предлагал в 5.30. Но пролетариат в лице меня и Толика восстал. Сторговались на 6.00. Сразу после ужина Артем решительно направился в палатку. Так и правда вставать рано придется, испугалась я.
У Оли оказался запасен свежий и вычищенный от стручков (!) горох. Вот это сервис. Естессно, немного потаскал )
Оцениваю первый день похода как удачный в плане ознакомления с будущими тяготами похода. Имели место и жара, и горки, и по песку пришлось потаскаться немного, экономили воду и опытным путем выяснили, что поваром быть Артему. Все это позволило более трезво оценивать ситуацию и правильно соизмерять желаемое, планируемое и действительное. Артему отдельное спасибо за поддержку движения «За рано встать, подальше ехать». Без него было бы куда сложнее. Впрочем, мы без фанатизма.
17 июля 2009, День 2.
Выехали в 7.20. О да, по объективным причинам: долго варилась кукурузная каша, но съедобной в процессе варки не стала, зато порции большие. (– «Оль, ты ешь, ешь! Оно потом выйдет...») Естественно, опять без чая и купания. Вот такая летняя отдыхательно-купательная единичка от Машанова!
7.36, 3 км – вышли на бетонку, через полкилометра на асфальт (возвращались на трассу не тем путем, как накануне).
Не доезжая Песчанки, разлили по фляжкам последнюю заныканную мной бутылку воды.
8.11, 16 км – свернули в хутор Песчанка, где спустя 1 километр асфальт закончился. В поисках речки уехали черте-куда.
8.50 – остановка у речки искупаться-постираться. После купания вновь почувствовала себя человеком, а не бомжом подзаборным. Но всю прохладу мы профукали, ехать опять придется по жаре.
9.20 – отъехали от речки. В хуторе набрали воды, закупились минералкой.
10.06, 26 км – выезд на московскую трассу, выстроились в жесткую колонну.
11.24, 47 км – сворот на Вилтов.
Дорога – класс! Под горку, машин мало. В одном месте асфальт гладкий, как зеркало, аж блестит!
12.15, 62 км – подъехали к Дону вблизи паромной переправы. В наличии оборудованное место для стоянки и, как следствие, сильно загаженное.
Вмиг 3 двухметровых бревна, расположенные по типу двух лавок и стола между ними, оказались усеяны уймой вещей, которую мы, оказывается, ухитряемся таскать собой в сравнительно компактных велорюкзаках.
Купаемся, обедаем. Обед масштабный, с костром и супом! И чаем!!! До похода обсуждалась возможность останавливаться на стоянки поздно, спать мало, выезжать рано, а в обед делать длинный привал и досыпать. Но разве ж днем поспишь нормально? Во-первых, жарко, во-вторых, насекомые. Так, покемарили в теньке. Еще местные приперлись на машине, нарушили наш покой (Правило вставать на стоянки подальше от местных нарушалось весь поход) .
15.52 – выехали к парому. Переправа стоит 6 рублей. Пока я ужасалась предстоящей переправе под открытым солнцем (тень была только в радиусе паромщика и тетеньки-кассира), паром вдруг оказался причалившим к противоположному берегу. Мистика, нуль-переход! Переправа в Краснослободск все-таки нечто качественно иное.
От парома идет дикий подъем. (нормальный подъем, прикольный) В Новогригорьевке бесплатной воды не нашли: колонка есть, но воды в ней в это время дня нет. Пришлось запастись минералкой, ибо вода уходит влет. В магазине опять прозвучало что-то про пятидесятиградусную жару. Пока разыскивали колонку и ездили по магазинам, не могла отделаться от возмущения на тему, почему нигде нет тени? На пароме крыши нет, на улице навесов нет, у входов в магазины козырька нет, безводная колонка возле дороги – дальний путник, подыхай от жары! Думать о том, что температура войдет в диапазон, пригодный для существования хомо сапиенсов, только часам к восьми, было похоже на попытки думать о том, где кончается вселенная – непостижимо. И все-таки… не стоит зацикливаться на прогнозах, жизнь – непредсказуемая штука! (На поле после Новогригорьевки наблюдали маленький смерч. Худенький, но высокий. Наблюдался около 3-4 минут, а потом на глазах растворился. – коммент – А.Юрченко)
16.52, 65 км – на грунт и вверх. Насяльника говорит, еще 45 км осталось!! Мы, конечно, супербизоны… но это жестоко… Какого я сюда? Маленькая, слабенькая девушка… Как ворона в анекдоте: «Я сильная! Я смелая! Но долбанутая-а-а!».
В 17.30 начинается дождь. Крыльев ни у кого нет, грязь летит, голые ноги в шортах моментально становятся грязными. Зато настрой кардинально поменялся! Кататься – это весело, грунты – это приятно, разнообразно, летний дождь – это прикольно!
Ближе к шести часам под колесами оказалась сухая земля, а потом и дождь прекратился.
18.00, 77 км – выехали на асфальт отличного качества, по которому обалденно прокатились.
18.30, 86 км – село Перекопка . Сделали остановку, зарядились мармеладом, подул неслабый ветер.
Офигенный спуск по идеальному асфальту с минимумом автотранспорта. Итог: моя скорость достигла 62,2 км/ч!!! До этого личный рекорд, установленный год назад, не доходил и до 50 км/ч! Руководитель жмет мне руку, поздравляет с результатом. У Паши – 70 км/ч! Это не крутя педали! (В конце спуска — достаточно резкий поворот налево, перед которым я испарил наверно половину тормозных колодок)
Восторги смиряет плата за удовольствие – крутой (спасибо, короткий) подъем, куда вползаю на 7-8 км/ч.
18.45, 88 км – съезд на грунт.
19.00, 91 км – родник. Вода нам нужна очень. Еще б ноги, забрызганные грязью, помыть. Родник какой-то странный: бетонный круг, идут трубы, а где собственно воду брать – непонятно. После консультаций с аборигенами оказалось, что прямо из грязной лужи. В общем, ноги помыла. (Да, а это был родник на который мы рассчитывали)
19.15 – поехали дальше. Во время очередной остановки на попить Машанов пообещал горку и еще 15 км. (По плану надо было становиться на ночевку уже здесь — 4 км к Дону и отличное место, не слишком поздняя остановка на ночлег. Однако замечательная погода: затянутое облаками небо и попутный ветер — гнали нас вперед)
Как-то оно после 98 км пути… ах да, мы ж супербизоны, забыла.
А ведь на стадии планирования маршрута не кто иной, как Машанов, писал на сайте Волгоградского велофорума: «Маршрут, по-моему, напряженный – 60км в день придется проезжать. Я бы сделал менее напряженный график». («– Да там семь верст с гаком! – А гак сколько? – Ну верст 20...» Народное. )
В священном ужасе перед грядущим, а также чтобы отвлечься от болезненных ощущений в мышцах рук, я вдруг как разогналась по грунту – 22-29 км/ч (в среднем, держали 26 км/ч)! Гнали до самой горки, которая появилась только через 15 минут. Перед ней остановились собрать силы. Горка оказалась с песком, мрак! Но залезли.
Зато дальше дорога – восторг! Мел (10 км) сплошной белой мостовой и очень удобный для езды грунт. Прямо эталонная походная дорога. И погода благоприятствует! Тот нежаркий вечер, которого мы не дождались вчера, сегодня получили сполна. (По пути не дождался поворота на Мелоклетский и сверился по компасу. Все верно.)
Призовой меловой спуск тоже оказался зачетным. Длинный, удачно сбалансированный по крутизне, так что можно хорошо разогнаться. Но я, конечно, притормаживала, ведь можно не успеть среагировать на внезапную колдобину.
Ближе к концу вдруг показалось, что что-то отлетело. Остановилась, прошлась – вроде ничего не валяется, оглядела велосипед – вроде все на месте и отваливаться-то особо нечему. Ну раз уж остановилась, а пацанов и след простыл (пыль улеглась), решила сделать несколько фото. Красота, блин! Посмотришь вперед – мать твою итить, Мань!
Когда спустилась к подножию холма, обнаружился белоснежный Толик. Упал на спуске. (Зачетный спуск завершился кучей меловой пыли, покрывавшей колеи от колес. Уходя от колеи, зарылся и убрался… Самый глум, что на второй раз, пытаясь заснять это на видео и зная, где убрался, пытался поехать по другому пути, но в итоге, чтобы избежать падения на колее, опять попал на ту кучу и зарылся один в один так же. Мел преследовал меня вплоть до ливня в Серафимовиче, когда все смыл.)
А еще выяснилось, что выпал у меня тогда футляр с очками, наспех запихнутый в карман велобаула. Решили одним махом убить двух зайцев: Толик поехал назад, чтобы я запечатлела его спуск на видео и заодно найти очки. Правда, сказать, где я их посеяла, могла ну очень приблизительно. Поглумились на тему, не упасть ли Толику на спуске еще разок, для истории. И прикиньте, таки упал (но на спуске) ! Самое смешное – не специально. И очки нашел.
Когда ехали по деревне на стоянку, я был весь белый опять же. Рядом ехал Паша. Когда проезжали мимо местных девчат, Паша сказал, указывая на меня:
- Он не с нами!
Д: - Да ладно...
Я: - А что, чем не принц на белом коне?
В деревне набрали воды. Тут у них вода вкусная! Где-то мы там раньше набирали – такая бяка, но в жару не повыбираешь (Чем ниже по течению р. Иловли, тем хуже). А абрикосы во дворах еще зеленые (но 3 штуки стянула с удовольствием).
Встали в 21.10
Время в пути: 6 ч15 мин
Пройденное расстояние: 110,7 км
Средняя скорость: 17,6 км/ч
Максимальная скорость: 62,2 км/ч
Стоянка сегодня супер: на берегу Дона, место симпатичное, в окружении меловых гор. Лепота! Один минус – к населенке близко. (Хоть это никак не проявилось, максимум – слышали старика в лодке)
Небо хмурилось, за Доном мелькали молнии. Учитывая это, пытались поставить палатки подальше от деревьев, но кругом был сильный уклон, более-менее ровно только рядом с деревьями. Сидеть «за столом» из-за наклона почвы тоже было неудобно. Для роли скамьи Паша нашел огромное бревно, и они приволокли его «к столу». На этот раз вечером не сразу отправились на боковую, развернулись на бревне в сторону Дона и наблюдали за молниями. (Из запомнившегося: Время к полуночи, лежу, значит, на бревне и таким голосом лелейным: «Ну что еще рассказать вам про шоссейник, ребята?... Шоссер, ребята, катит. А байк нет. Потому что аэродинамика, да...». В общем, удовлетворенные дневным пробегом, посидели отлично! Окончательно утвердилась роль Артема как главного по тарелочкам. Команда сработалась. Руководить мне уже понравилось :), едешь весь из себя, увидел что-то — поворачиваешься небрежно к летописцу «Отразить в отчете» и дальше в думы... Все тебя любят и уважают. Хорошо быть руководителем!)
18 июля 2009, День 3.
Поспали немного подольше, так как прохладно. Спальник играет роль одеяла, а лежу прямо на коврике. А ведь в мае в первую ночь несколько раз просыпалась оттого, что жестко и все отлежала – и это лежа в спальнике и в более плотной одежде! Адаптировалась? Даже после рассвета достаточно прохладно, чтобы укрываться спальником – кайф!
Утром, увидав, что Толик отправился на процедуру, которую мы окрестили «купанием белого коня», постаралась собраться чуть быстрее остальных, чтобы сходить прогуляться по меловым скалам вокруг места стоянки. Нельзя ж такое место не обследовать! Стоило народу просечь, что я могу собраться раньше них, они забили тревогу и тоже принялись поторапливаться. Вот занудный народ! Но все-таки когда я была уже почти всё, еще не все были всё, и поэтому я по-английски (а то еще возбухнут и не велят не пущать) удалилась в Искпедицию. Один холм выше другого, один вид живописней следующего, все выше и дальше – еще до отъезда со стоянки я успела налазиться и подустать. Но народ оказался правильным, тоже подтянулись, устроили форменную фотосессию. После Искпедиции все опять были в мелу, как и не купались.
9.40 – старт. Прятавшееся все утро за тучками солнце к этому времени уже вылезло на свободу и обещало щедро поливать нас животворными лучами.
В деревне снова залили все емкости вкусной водой.
9.50, 1,5 км – вышли на асфальт.
10.20, 6 км – Клетская. Остановка у магазина, запаслись козинаками. А еще на третий день похода руководитель купил себе зубную щетку!
Иногда появляется солнце и становится страшно (снова и снова вылезает мысль: почему нигде нет тентов?), потом его закрывают облачка, дует ветерок – жизнь расцветает.
У местных уточнили дорогу на Серафимович.
Едем дальше. Толик заметил фигов танк. И мы поперлись в фигову горку. Т.е. вот мы едем, впереди развилка: можно прямо, можно направо вниз, а можно налево круто и далеко вверх. И с неотвратимостью судного дня ведущий поворачивает налево. Делаю глубокий вздох, в который раз вспоминаю мантру: «Включаешь самую низкую передачу и расслабляешься до самого верха»… А солнце уже вовсю.
Корячиться да самого верху у меня не хватило терпения даже на 1-1. Я еще была на середине и уже пешком, а остальные наверху. Артем и Паша спустились и вдвоем потащили мой велик бегом в горку! Я даже налегке за ними угнаться не могу.
Около танка потусили минут 20. Обошли его, залезли на него, мальчики обсудили предназначение всех и каждого технического узла, постояли и посидели на пушке, пообщались в тени танка. Вид красивый (высоко ж, блин), а особого стремления пускаться в путь по жаре что-то все не возникало.
Но пора. И тут выяснилось, что это была радиалка!!! Нам по той дороге, что на развилке вела прямо! О-о-о, фигов танк! (Памятники Великой отечественной — моя слабость. Даром, что ли, в городе-герое живем?)
Далее по пути попалась еще одна зубодробительная горка. Артем с Толиком уехали, Паша как мог меня развлекал (а это он может еще как), и на 1-1 мы все-таки заехали.
Дорога шла между красивыми полями подсолнечника по обеим сторонам. Асфальт очень хороший, но из-за сильного встречного ветра ехали на 2-2 со скоростью 12-14 км/ч. Хотя воздушное охлаждение того стоило. Не особо напряжно ехалось, просто медленно.
На остановках пол-литра воды выпиваются мгновенно. Такое ощущение, что глотка из процесса выключается, открываешь рот – и по трубе-пищеводу вода (вкусная теплая вода!) беспрепятственно устремляется внутрь. Но не далеко. До почек практически ничего не доходит. Вопрос с остановками по физиологическим причинам среди голых полей и степей практически отпал.
Вскоре длинный спуск. Из-за ветра разогнаться не удается, но все равно халява!
12.35, 27 км – Распопинская. К сожалению, при оформлении указателя местные жители никак не использовали богатый потенциал названия.
В Распопинской остановились возле автомобиля и пожилой женщины, которая объясняла водителю дорогу:
Женщина водиле: – Это ваши дети?
Мы: – Не, мы сами по себе.
Водила: – О, вам тоже в Бобры? Ну, будете толкать меня, если застряну. Или я вас.
Женщина нам: – А чего ж вы одни? Почему никто вас не сопровождает?
Я (недоуменно): – А зачем нас сопровождать?
Женщина: – Так вы же маленькие!
Паша (уверенно-успокаивающе): – Да у нас даже паспорта уже есть.
12.42, 28 км – грунт. Дорога имеет характерный, то и дело повторяющийся рисунок: подъем, плато, спуск.
Ползем, ползем. Ох, спасибо ветер! Время 13.30, вчера в это время уже балдели под деревьями на берегу Дона. Тут выясняется, что до обеда еще 20 км. При нашей скорости около 12 км/ч! Через 20 км будет Серафимович, монастырь, логично зависнуть именно там. Но это ж не раньше полчетвертого! А альтернативы нет.
14.00, едем. Поворот и… пи-пи-пи (вырезано цензурой). Пашка оборачивается на меня, проверяя реакцию. Я могла бы только предложить умереть сейчас, до Этой Горки.
Руководитель принимает решение заправиться перед штурмом. Благо, рядом оказались кустики. Устроились в тени (в тени!) под деревом. Открыли такие вкусные шпроты! Чувствую, сегодня шея сгорела, а велозагар будет вообще отменный.
В горку я въехала, не слезая. На 1-1. На спущенном заднем колесе. Не зная, то ли начинать его разбортировать, то ли имеет смысл обойтись подкачкой, уселась под кустом ждать. Взобравшийся до меня Толик перебазировался ко мне. А у Паши внизу сломался багажник, чинили с Артемом. Приехали все мокрые – а тут еще мое колесо. (Нарушил заповедь «Проверять крепление багажника каждый день». Метиз был, поэтому отремонтировались быстро.) ( ???!!! – коммент мой, О.Ш.)
14.55, 44 км – асфальт. И спу-у-уск! Летим! Ура! Отдыхаем! На вираже открывается горизонт и… Мать! Пи…! Ё! Это не зачетная горка. Это вне зачета. Это суперприз, мать его! Разгоняюсь на подъезде, чтобы максимально использовать инерцию, почти догоняю группу … и при переключении на 1 звезду цепь слетает. Уже в который раз. Инерция отменяется. 1-1 и попиликали. Группа разрешает мне писать отчет матом.
Навстречу едет машина, водитель интересуется, как проехать к Бобрам. Направляем.
Паша: – Вот, мы уже других учим, как проехать. Надо отразить это в отчете... Хорошо быть руководителем! Сказал: «Отразить!» – и все. И не надо думать, что, как написать.
15.55, 54 км – трасса. Едем направо в Серафимович.
16.11, 56,5 км – указатель «Серафимович». Фото.
Вниз вели две чудесные дороги с ровным асфальтом. А мы поперлись налево вверх по грунтовке. Ну а как же?
Пока добрались до креста на холме (совсем недалеко), внезапно пошел дождь. Да какой! Крупные капли принялись смачно хлестать по телу и по земле. У креста Толик отказался доставать фотик под дождем. Я решила, что за пару кадров мой фотик намокнет некритично. И тут дождь практически утих! А как только фотоаппарат снова оказался в рюкзаке, дождь припустил с новой силой! Чудеса!
Я в это время тоже все-таки сфоткал.
Снова на асфальте, далее в программе Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь. Толик усвистал вперед, Артем замешкался, Паша остался подождать. Я – за Толиком, который быстро исчез из виду. А дождь превратился в настоящий ливень! Реки потекли по асфальту. На середине спуска остановилась подождать народ, боясь проскочить мимо монастыря. Промокла насквозь, телефон Пашки отключен. Натянула чехол на велобаул и поехала дальше. Оказалось, до монастыря оставалось всего ничего. Но у входа Толика не обнаружилось. Ждала на крылечке у входа в монастырь (раз мы сюда ехали, по-моему, логично здесь и встречаться), остро чувствуя, как мой костюм контрастирует с одеянием обычных посетителей. Мимо проходил батюшка, поинтересовался, какими судьбами. Несмотря на мой вопиюще нецерковный вид, пригласил заходить в монастырь, только надеть юбку с платком, которые припасены на входе для таких вот несознательных паломников.
Когда съезжали с горы, дождь совсем лупанул, я решил ехать, как едется, все равно мокрый уже. Навстречу машинам, струи сверху и снизу, и капли… такие холодные и жгучие… Думал, может, градины. Не понял только, когда Оля отстала, вроде ехала за мной. Надо было видеть меня у монастыря – мокрый, как суслик, заехал во двор, зашел в палатку «Монастырская трапеза», встал на краешке, чтоб пол не загадить. Замечаю офигевшие взгляды прихожан. Потом решаю – надо переодеться и искать своих. Зашел в недостроенный дом паломников, сам он закрыт, но крылечко под крышей. Затащил рюкзак, разворотил. Нужные вещи внизу, решил, что обойдусь. А холодно, блин. Но пока переоделся, натянул чехол и вышел – дождь прекратился, стало жарко. А я, как дурак, в штанах и с длинными рукавами. Надо было просто майку другую одеть. Тут подъезжают Паша с Артемом:
Я: – А где Оля?
– Что значит «где Оля»?
– Ну она ж за мной вроде ехала.
Потом оказалось, что Оля каким-то образом проскочила мимо меня, пока я переодевался, не заметив моего байка у крыльца.
(Бардак, посыпаю голову пеплом. Я вернулся к отставшему Артему, т.к. был спуск по мокрому грунту, где легко упасть. Толику и Оле махнул – «К монастырю, там встретимся». Прокол Артему чинили на автобусной остановке, заодно купили провизию и обнаружили лопнувшую спицу).
Наконец, дождь закончился, а там и вся троица появилась. Выяснилось, что Толик нашел какую-то сторожку, где переоделся в штаны и куртку, а Артем прокололся (второй раз за день прокол у нас в самое неудачное время), и они нашли убежище на остановке.
В монастырь так и не зашли, необходимо была сначала переодеться. Решили спуститься к реке, расположиться на бивак, а оттуда вернуться к монастырю.
Место нашли небыстро. Близость крупного населенного пункта, суббота, ранний вечер – берег был заполонен машинами. Пока нашли, ехать назад уже перехотелось окончательно, решили монастырь пока отложить. Надо же, полчаса дождя – а как смешал все карты!
Встали в 18.20.
Время в пути: 4 ч 35 мин
Пройденное расстояние: 63 км
Средняя скорость: 13,7 км/ч
Максимальная скорость: 39,7 км/ч
Вроде встали на бивак рано. Но вечера все равно не хватило на все. После раннего ужина культурную программу начали с решения логических задачек, а закончили полноценным уроком алгебры на тему «Производная и вторая производная» с графиками и уравнениями до темноты и при свете фонариков. Тут Артем не выдержал: «Паш, ты извини канечно , но ты сам просил тебя затыкать» («Он вообще бывает крут» (с)) . Завтра мы планировали очередную попытку выехать рано, ибо пилить далеко и по жаре.
А стоянкой-то на Дону еще толком и не воспользовались, даже в сугубо гигиенических целях! Надо бы по-быстрому окунуться.
Небольшое расстояние отделяет нас от песчаного острова, вытянувшегося между берегами. Решили переплыть. Не смогли. Так как воды по пояс. Форсировали реку пешком. Почувствовали, что этого недостаточно. В темноте двинулись через заросли на тот берег острова, где и расположились на бережку. Класс! Музон с нашего берега тут так не достает, тепло, можно лежать в воде, звезды…
Видим, вдоль берега движется компания с бреднем. Выключили налобники, затаились. Когда мужики были уже близко, Пашка громко поинтересовался из темноты: «Мужики, как ловится-то?» (Мужики просто «на бетоне». – «Пока не очень», и дальше бродить (браконьерство, между прочим)) .
Переплыть с острова на дальний берег реки не рискнули: сильное течение, а днем по свету не оценили качества того берега, могло унести в камыши.
Как нашли дорогу назад – понятия не имею. Хотя был ориентир: недалеко от нашего места стоянки веселилась компания на автомобиле с громко орущей музыкой. Но таких компаний было несколько. Вроде еще где-то на берегу валялась приметная бутылка… В общем, требовалось индейское чутье.
Спать утолклись в начале первого. Входы закрыты только сеткой, лежишь в палатке – и полнеба открыто, сияют звезды.
А я, блин, сидел некоторое время вас высматривал, я ж не знал, что у вас там бутылки две примечены. Думал – щас, наверно, 2 варианта – найти место напротив лагеря и перейти, или перейти, где попало, и искать лагерь.
Решил подождать – может, помигаю фонарем, когда на берег выйдут.
Подъехала компания и врубила бум-бум. Как оказалось утром, до 4-х ночи. А нам вставать в 4.30, кажись. Помню, сквозь сон всю ночь: бумба-цумба, цумба-бумба (с) М.Задорнов.
Пока не было двоих, Артем пошел спать. Кстати, наша попытка спать под открытым небом не получилась – достали комары. ( Ага, я же говорила! Как я обрадовалась, что палатки все-таки две, хотя обещали одну. Так и думала, что насекомые всех загонят внутрь, а летом в одной палатке вчетвером – увольте! – коммент мой, О.Ш. ) Он ушел в палатку, я немного подождал. Потом решил, учитывая соседство, завалить этот проход к лагерю принесенными для костра ветками. Трещали они нормально, если на них наступить. Второй проход был и так завален, немного подтянул парочку веток только.
И тож пошел спать. Теоретически…
Утром нас подняли, как положено, в 4.30 или около того:
– Вставайте, вы че, целых 15 минут спали же! (Мы с Артемом встали в 4:00 кашеварить. Только собрался в полпятого идти остальных поднимать, как музыка стихла (надеюсь, что у этих антихристов аккумулятор сел), решил, пусть 15 минут поспят в тишине).
Утром понравилось – за ночь речка стала совсем чистая, уже приятно искупаться, постираться.
19 июля 2009, День 4.
Супермены руководитель и завхоз опять поднялись ни свет ни заря! Когда нас с Толиком растолкали, было уже светло, но еще холодно! Пришлось даже единственный раз за весь поход кофту надеть. При этом согласно архиву погоды на pogoda.mail.ru, утром в Серафимовиче было +28 0 С, ночью стандартные +24 0 С. Видимо, прохлада от воды. Днем солнце компенсировало эту потерю тепла, подогрев атмосферу до +37 0 С.
Вроде особо время не теряли, но то да се, выехали в 7.30. «Нафига мы так рано встали?» – воздевал руки руководитель.
В монастырь заехали минут на 15, внутрь не заходили из экономии нежаркого времени дня.
В настоящее время монастырь управляется монахиней Георгией (Боровик)…
А духовником обители является иеромонах Лука (Шевченко)!
Потом к колонке. Толик везет 6 л воды, Артем 8,5 л, Паша 11 л, а я 3,5 л (в порядке самообеспечения во время движения).
Возле колонки детская площадка с качелями и турниками.
Пока мальчики приводят в чувство мой заглючивший переклюк (чудесным образом рядом оказался веломагазин, где купили тросик (прозапас)), я отдаю дань всем аттракционам по очереди. «Планы меняются, все-таки едем 120 км!» – ехидно улыбаясь, возвещает руководитель.
9.00 – начинаем движение, асфальт.
9.30 – фото у выезда из Серафимовича.
10.30 – Зимницкий.
11.20 – Трясиновский.
Едем очень хорошо. В начале была пара горок, а потом пошла равнина и неплохой асфальт. Ветра практически нет, но обдувает в движении достаточно. Когда видим тень (примерно раз в полчаса), останавливаемся попить. В момент остановки волной накатывает жар.
Едем ровно, с комфортной скоростью 19,5 км/ч, передача 2-4, переключаться сегодня практически не надо, фур почти нет, обочина в цветочках, снова поля подсолнухов. Очень приятно по контрасту с горками предыдущих дней. Заболевшая было поутру после вчерашнего коленка не беспокоит. А вот Артем засыпает. (Мне тоже после середины пути такой темп стало держать тяжело. Хорошо повезло остановиться, проверить багажник. Потом дунул догонять под 30 км/ч — сразу кровушку разогнал и дальше поехалось повеселеее.)
После очередной остановки стали прибавлять 21-23-26 км/ч. И тут руководителю приспичило проконсультироваться с картой – стоп! Только ехали сухие, обдуваемые ветерком – как бац, жара, духота, все мокрые!
12.40, 56 км – слева оставили Пимкин.
12.50, 59 км – указатель «Михайловский район».
У церкви в Арчединской видим пожилую женщину.
Отработанным приемом начинаем с вопроса, как проехать дальше (контакт налажен!), а заканчиваем просьбой набрать воды. Она говорит адрес, по которому живет ее дочь Надя. Заявляемся: «Здрасьте! Вы Надя?». Надя наполняет наши емкости, интересуется откуда-куда, как все организовано. Почему-то все ранее встреченные прохожие/проезжие, кто интересовался, откуда мы, выказывали разочарование, непременно нужно было, чтобы мы были из Москвы. А мы были всего-навсего из Волгограда, а ехали вообще от Зензеватки, позор в глазах народа.
13.30 – закупка в Арчединской (радиалка 2.1 км).
14.10 – спустились к Медведице пообедать и искупаться.
Автомобильная грунтовка на полпути перегорожена стволом упавшего дерева. Ага, думали мы, нашли уединенное место! Однако, фигли, машины как-то просачиваются.
Нашли очень милое местечко, естественный навес из веток, под ним поляна, где видно примятое место от палатки.
<
Первым делом готовим суп. Суп готовим, а не купаемся, хотя подход к реке и вода ОК! Окунуться после нескольких часов по жаре, оказывается, вторично!
Суп долго готовится, а кушать охота, в дело идут бутерброды, огурцы (вот бабке в Арчединской свезло, разом от всех трех килограмм горьких огурцов избавилась!), сыр, кабачковая икра. А там и суп поспел.
Наконец, купаться!!!
Речка мелкая, по колено, с сильным течением, но тепло, песочек, островок посередине. Оставив Толика почивать и охранять велосипеды, принялись выравнивать велозагар на островке.
Через какое-то время совестливый руководитель пошел сменить Толика на вахте, но тот не захотел, и Пашка вернулся.
Артем высказал мысль, что имеет смысл заночевать здесь. Место хорошее, а ехать нам недалеко, стоит ли паковаться, а потом снова распаковываться. Плюс, если проедем сегодня весь запланированный путь, завтра будет вообще матрас (о, это страшное слово! (Аналог «Альпиниста» из майского похода.) – 20 км (правда, какого-то жуткого песка, под который мы специально старались выделить целый день и ехали весь поход с опережением графика). Но если оставить сегодняшний кусок на завтра, тогда сегодня полудневка получается. А хочется подрыву…
У руководителя, спавшего накануне 3,5 часа, глаза слипаются, но синдром ваньки-встаньки не дает усидеть на месте: «А давайте пророем канал через остров? Нет, наверное, не сможем. Тогда туннель!» Машанов – это театр одного актера. Мы с Артемом вполне удовлетворены ролью зрителей, а Машанов зажигает непрерывно.
В процессе дальнейшего обсуждения родилась идея, обещавшая достойное окончание похода. Сегодня остаемся здесь, завтра уже в 4 утра (точно-железно-стопудово) линяем, проезжаем кусок, планировавшийся на сегодняшний вечер, потом грунты с песком, на которые отводилось все завтра, а потом 20 км до Фролово, которые предстояло покрыть послезавтра с утра до электрички – и успеваем на электричку в 12.30 из Фролово. В результате завершаем поход на день раньше.
Таким образом, завтра мы хотим убиццо! Ну я-то точно. Спрашивают, согласна ли я. Отвечаю, что я за любой кипеж, а мои физические возможности вам известны.
Почему-то в походе все время остается на последний день какая-то недостойная малость. Ладно, понятно почему, это запас на случай форс-мажора. А хочется, чтобы в последний день, наоборот, было что-нибудь запоминающееся, чтобы домой захотеть! Вот мы так и сделаем.
Воодушевившись, мы строим замки из песка, загораем в воде, загораем на песке, сплавляемся по течению на обитаемый пляж, там помогаем толкать застрявшую машину, проводим урок физики, брызгаемся, наблюдаем за движением ракушек на дне, за мальками и червяками, достаем Толика, чтобы он нас сфотографировал, и он, недовольный и заспанный, выползает с фотиком к берегу: «Ну, вы, блин, даете!». Идею поддерживает, ему только на руку досрочное возвращение.
Когда прошло уже часа три купания, я уж совсем не выдержал. Хоть искупаться бы, я не знаю. А народ свалил на остров, хоть бы наведался кто, сижу тут один. Да еще не поспишь – комары и мухи. Пошел на остров, а там… никого. Ну зашибись, думаю, и где совесть спрашивается? Ну искупался как мог быстренько, пошел обратно. Заняться нечем. Тут слышу голоса, оказывается, идут снизу, болтают…Безобразие. И еще просят сфоткать. Ну совсем наглеж. Идею мне изложили, мне она понравилась очень – это добавляет разнообразия, вообще что-то новое, авантюра. Ну а приезд на день раньше оценят и дома. То есть все счастливы, все довольны.
Остается только одна загвоздка: хватит ли нам километров и дней, чтобы походу присвоили 1 к.с. Километры прикидываем по дневнику – должно хватить. А вот дни… На меня возлагают миссию позвонить В.А. Комочкову и уговорить его. Звоню:
– Здравствуйте, Валерий Анатольевич! Это единичка от Машанова беспокоит.
– А, Оля, ты, что ли?
– Я. А что если мы то-то и то-то.
– Ну, группа подготовленная, я думаю, можно.
– Эх, Валерий Анатольевич, придется теперь из-за вас в 3 утра вставать!
Пересказываю диалог команде. «Что, так и сказал, «подготовленная группа»?» – Машанов польщен.
Таким образом, можно считать, что на стоянку встали в 14.10.
Время в пути: 3 ч 50 мин
Пройденное расстояние: 65,7 км
Средняя скорость: 17,1 км/ч
Максимальная скорость: 32,2 км/ч
Воодушевившись, заварили чаю. Выпили. Еще заварили и еще выпили. Попытались договориться, что сегодня максимально собираемся на завтра. (Это был приказ!) И отбой в 21.00, край – в 22.00. Ну-ну. И решили тогда запастись энергией сегодня – хорошо поесть, чтобы утром с костром не заморачиваться. После двух чаев – макароны с сыром? Я вообще есть не хочу! А ПОСЛЕ еды чаю не будет! И утром не будет! И воды набрать негде! Садюги-и-и!
Напоследок пошла мыть голову. Третий раз за последние 4 дня. Если с шампунем и кондиционером, то и в реке можно вымыть неплохо! Процедура была непростой – если погрузиться в воду с головой, сносило течением, несмотря на глубину чуть выше колена.
По палаткам разбрелись в 23.00. Как только нафотографировались всласть. Решили сделать фото последнего походного вечера.
А оказывается, в детских лагерях последняя ночь называется Королевской. Кто же спит в Королевскую ночь?
И все-таки в час ночи, как ни кощунственно, пришлось Машанова выключить.
20 июля 2009, День 5.
В 3.00 запищал будильник. Руководитель принял сидячее положение, громко (с надеждой) поинтересовался: «Никто не передумал?». Но не тут-то было, на этот раз все настроены решительно и синхронно выползают на свет божий. Стоит кромешная тьма. Тщательной упаковки уже не требуется, марш-бросок – и мы дома. Ухитрились ничего не забыть. Раз чая нет – завтрак тоже упразднили. Только поэтому вышли в 4.08.
3 км – обратная радиалка. С трассы свернули налево и, направляемые Артемом, который недавно был в этих местах, двинулись по грунтам навстречу тонкому серпику луны и утренней звезде. А точнее по грунтам, лесным тропам, местами переходящим в настоящую чащобу, луговым тропам и песку, где иногда приходится спешиваться.
Раз немного заплутали, накрутили лишний километр.
5.45, 12 км – пропустили нужный поворот, зато нашли альтернативный брод. Толик пошел за языком. Рекомендовано вернуться, там будет железный мостик и дорога. Но руководитель решил, что броду быть, мотивируя так: «Что же это за поход без брода?». Я преодолела брод, не замочив ног.
Я сначала был за рекомендацию местных, но подумал – действительно, почему бы и нет, тем более даже разуваться не надо. Понравилась речка, живописная, чистая. Правда, не искупаешься, но ножки замочили хотя бы.
Далее дорожка петляла по лугам, часто попадались песчаные участки, преодолеваемые только пешком.
Подтверждается пословица – лучше плохо ехать, чем хорошо идти.
6.50 – завтрак под кустом. Еда мужская: ядовито-оранжевого цвета кабачковая икра, серо-коричневый шпротный паштет и белесо-серая консервированная каша.
Интересное наблюдение; один из смыслов этой затеи – время всего 7 утра, а у нас уже 3 часа ходового времени.
7.25 – продолжаем движение. И началась жесть. Сначала пески среди лугов, потом пески среди деревьев, которые тени практически не давали. Пешие участки попадались все чаще и чаще. Иногда топаешь-топаешь, толкая вел, и тут вроде начинается твердый грунт. Останавливаешься, седлаешь велосипед… 5-10 метров, велосипед начинает плясать, переднее колесо утыкается в песок, приехали. Слезаешь. И снова, и снова. Замечено, что вести вел значительно легче по колее от впередиидущего, а ехать лучше по нетронутому песку.
По пустыне раскаленной
Динозавр шел огромный,
Не спеша:
Чап. Чап. Чап. Чап.
А за ним вовсю стараясь,
Жарким потом обливаясь,
Динозаврик семенил:
Чап-чап, чап-чап.
Диалог:
Артем: – Третий поход уже идет через эти пески.
Я: – Вот же люди, не хотят учитывать чужой опыт, лезут туда же (я уже грешным делом задумывалась, а так ли уж необходимо было включать в маршрут велопохода определенно пеший участок).
Паша: – Все хотят попасть в ж…
Я: – Да, видимо, одни приехали: «Народ, есть координаты ж…!» Все: «О, здорово, едем!».
Паша: – Или, может, одни приехали, говорят: «Там такая ж…!». Все испугались: «Неужели они нас переж…пили? Поехали тогда и мы, переж…пим их!».
На небе ни облачка. Белое солнце пустыни. По данным архива погоды, это был самый жаркий день из пяти: от +31 0 С утром до 39 0 С днем. Хорошо, что воды достаточно. (Даром, что ли, уйму воды тащим? Именно чтобы быть уверенными — вперед, а воды хватит!)
Отдыхать, посидеть в тени, дыша смолистым сосновым воздухом некогда, обидно было бы немножко опоздать на электричку. Сколько точно нам еще осталось песка, никто не знает, Артем в мае шел по другой дороге. Впечатлений от похода уже накопилось немало, есть как отвлечься от однообразного тяжелого пути (как в анекдоте: «Все равно лучше, чем работать!»), но и этот ресурс начинает сдавать. «А чего тут думать, переть надо!», – вспоминается установка, данная руководителем в начале песчаного марафона. Мне все казалось, что мы не укладываемся в график. Мы все еще в песках, конца им не видно, а времени до электрички считанные часы, а еще нам до нее по асфальту ехать.
Наконец, попадаются сделанные из пней стол и стулья, на столе – бутылка из-под пива. «О, признаки цивилизации! Не потащатся же они далеко, чтобы пиво пить!».
А оказалось, все-таки далеко они таскаются пиво пить.
10.09, – 30,5 км – щебенка! Участка, где пришлось бы переносить велосипеды, о котором предупреждал Артем, нам так и не встретилось.
10.20 – 33 км – асфальт!
10.35, 35 км – остановка «Арчединский лесхоз». Пески преодолены без задержек и ЧП! Йа-ба-да-ба-ду-у-у!
Расслабляться рано. Вытряхиваем песок из обуви (у меня он просто въелся в кожу, только дома мочалкой отскребла), допиваем/разливаем по фляжкам воду, фотографируемся – и вперед по асфальту до Фролово. Дана задача: едем без остановок примерно 20 км, чтобы иметь запас минимум в полчаса, скорость держим около 20 км/ч. Цель: быть на вокзале в 11.40. Старт! ( Здесь все было по высшему разряду. За 5 минут до остановки было сказано, что сделать: Толик — фото, Артем — смазка цепей, Оле — зафиксировать данные отрезка, я — разлить всем воду. Всем — вытряхнуть песок из обуви. Сделали быстро, и поехали финишный рывок)
Проехали Ветютнев; в 11.16, 46 км – р.Арчеду.
И вдруг… Фролово повергает меня в изумление: залитые солнцем высотные дома, широкие магистрали, цивильно одетые люди, никаких деревянных заборов и коров! Можете себе представить, в каком же виде мы прибыли в этот сияющий город! Однако, в походе чувствуешь себя как за стеклом, есть мы, а есть они. Их критерии приличного вида – это их критерии, а для меня в данный момент существуют только законы нашего маленького мирка (хотя как только выдалась возможность, сразу переоделась).
11.38 – мы на вокзале! Тютелька в тютельку! Хоть скорость и была несколько меньше расчетной, расстояние тоже оказалось меньше.
Первым делом – мороженое! Простая вода надоела, купила бутылочку Powerade . 20 секунд – и нет ее! Вот так мы пьем жидкости.
Итак, прибыли в 11.38.
Время в пути: 5 ч 31 мин
Пройденное расстояние: 51, 35 км
Средняя скорость: 9,1 км/ч
Максимальная скорость: 24, 4 км/ч
Полноценный походный день получился, и по времени, и по расстоянию. Пройденное расстояние за весь поход от вокзала до вокзала со всеми радиалками составило 370 км.
Пошел я покупать билеты. Оказалось, там всего одна касса – и пригородная, и дальнего следования – причем есть правило пропускать тех, у кого сейчас электричка. Одна дама начала возмущаться, дескать, стоит тут уже с 9 утра. Хз, че там столько стоять, наверно плохо хочет. Естессно, мы встали в 3 утра не для того, чтобы опоздать на электричку.
Электричка на вид экстра-класса, и снаружи, и внутри. А духота в вагонах ужасная! Как можно жить в такую жару? ТАК духота не напрягала нас весь поход. В дорогу запаслись двумя бутылками «Горной поляны» – кончилась за 2 часа, хотя на вокзале допивали воду из фляг.
Примечательно, но весь ходовой день я совершенно не отмечала никаких эффектов недосыпа. А в электричке нас накрыло. Так хотелось задрать ноги на лавку и подремать, но, несмотря на внешний вид, внутри нас сидят интеллигентные люди, ТАКИМИ ногами на ТАКИЕ сидения низзя!
Поиграли в дурака. Руководитель снял с себя полномочия и расплылся медузой, проигрывал только так. Зато потом, пока стояли на очередной станции, наблюдали в окно, как железнодорожные рабочие возятся с какой-то тележкой, а Паша комментировал их действия. Нас с Толиком просто плющило от смеха!
Да, поезд, конечно, с виду – зачетный пепелац. Но во время работы все равно выдает себя российское производство – нереально шумит. Причем аналогичная ситуация и с новым красно-белым трамваем в Волгограде – он питерского производства. Нереально шумный, и полы дурацкие.
Зашли мы в поезд, заняли полвагона, жарень… и никуда от нее не денешься. Оле как раз кто-то из знакомых присылал смску из поезда: «Жарко очень». Теперь, видно, была наша участь. Пошли толпой в гальюн. Это отдельная песня. Когда там был Паша, мне показалось, что повторилась история с Гедеваном из Кин-дза-дза. Раздался звук, и мы подумали, что он катапультировался… Но наш Гедеван-Паша вышел целый и вроде даже счастливый. А в туалете царит металл и стекло, везде автоматика, пневматика и прочая кибенематика, как и во всем поезде.
Прибыли в Волгоград в 16.12, Артем вышел на Мамаевом кургане. Мы с Пашей быстро постаскивали вещи, байки, Олю и друг друга.
Поход закончился. Почти.
Когда поехали по домам, не могли вспомнить, куда нам ехать. С криками: «Паша, нам нужен руководитель!» выехали все–таки за ограду и поехали с Олей до Современника. Оттуда я в речпорт на другую драндулетку, плавающую…
Эпилог
Удивительно, но факт: самочувствие все время похода было отличным. Покой в мозгах (где-то слышала фразу, идеально подходит: « not a care in the world ») и полное здоровье – ни голова не болела, никаких болезненных эффектов от жары и солнца, даже на солнечные ожоги никто не жаловался, хоть практически никак не защищались.
Всего пять дней – а отрыв получился полный! Каждый день не похож на предыдущий – ощущение полноценного отпуска. Отключение мозгов успешно состоялось!
Погода:
Слухи про преодоление отметки +50 0 С оказались лишь слухами. Еще до отъезда мой здравомыслящий отец сказал мне, что за всю историю наблюдений погоды такого в наших местах зафиксировано не было и нет никаких признаков, что это случится в этом году. И действительно, данные по Волгограду и Серафимовичу в архиве на pogoda.mail.ru дают дневной размах колебаний всего лишь от +34 0 С до +39 0 С.
Типы покрытия:
Общая дистанция похода – 347,5 км (брутто – 370 км: плюс 5 км от Зензеватки до Ольховки, плюс 18 км радиалок)
Асфальт - 215 км
Грунт - 73 км
Мел - 34 км
Песок – 23 км
Щебенка – 2,5 км
Наиболее интересные объекты:
Свято-Троицкий Каменно-Бродский Белогорский мужской монастырь в Ольховке, Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь в Серафимовиче, реки Иловля, Дон, Медведица, Арчеда, меловые горы, Арчединско – Донские пески к западу от Фролово.
Стоимость похода :
Общая стоимость в расчете на человека, без личных затрат, 960 руб.
Из них проезд :
Волгоград-Зензеватка (электричка): ~ 200 руб.
Фролово-Волгоград (электричка): ~ 200 руб.,
посещение Каменно-Бродского монастыря: 60 руб.
Общие выводы (сделаны руководителем):
Поход должен оставаться походом.
Даже если группа может ехать со значительным опережением
графика, график лучше соблюдать.
(Читать на ночь, 3 раза)
Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)
на первую страницу
клубная информация
| походы | ПВД |
фотоальбомы | публикации |
клубные события |
соревнования | форумы
| ссылки
Сайт
велоклуба ОРИОН открыт 29.08.99
© 1999-2009 Велоклуб ОРИОН