Отчет о велопоходе 3 категории
сложности по Карелии
июль 96
Нитка маршрута
Петрозаводск -
Володарская - Вытегра - Октябрьский -
Гакугса - Пудож - Челмужи - Повенец -
Медвежьегорск - Кедрозеро - Кондопога - вдп.
Кивач - Петрозаводск 3 к.с. 785 км
Руководитель Валерий Комочков, Волгоград
Из раскаленного волгоградским солнышком поезда мы вышли в Санкт-Петербурге и уже на следующее утро оказались в Петрозаводске, куда можно также доехать и через Москву - поездом на Мурманск, хотя Питер, даже в малых дозах, по-прежнему остается ярким пятнышком на тусклом холсте воспоминаний.
В первый день, как всегда, осматриваться было некогда. Но впоследствии оказалось, что это очень приятный, чистый и уютный, приморского типа городок. Выехали из города в южном направлении, по слегка смущавшей вначале отличным асфальтом трассе: все таки, Петрозаводск - столица Карелии. Асфальтовой трассы не хватило даже на день. Вскоре асфальт стал появляться лишь в пределах поселков. Однако, в Карелии и прилегающей к озеру с юга Ленинградской области дороги, даже грунтовые, вполне приличны.
Зато сразу выяснилось, что явно не повезло с погодой. В этом году июль, как никогда, сырой и холодный. Но первый день мы еще пытались ездить в велотрусах.
Вместе с “пригородами” Петрозаводска постепенно ушло из поля зрения и само озеро*. Пересекающие трассу речушки с коричневой от присутствия торфа водой слишком неприметны, чтобы завлечь нас на стоянку. Но при помощи консультаций с местным населением выяснилось, что первая плановая стоянка, вычисленная по карте, оказывается весьма примечательным местом, привлекающим даже шведов на ежегодные местные национальные праздники. Место это, под названием Яни-губа, оказалось большим заливом с огромным песчаным пляжем, окаймленным сосновым лесом и скалистыми берегами. Впечатление, оставленное этой первой стоянкой, отчасти компенсировало нам впоследствии некоторую неудовлетворенность от безуспешных поисков чего-либо подобного на большей части нашего кольцевого маршрута. Место, безусловно, стоит быть включенным в начальную или конечную часть маршрута, завязанного на Петрозаводск.
По рельефу местности и окрестностям Карелия здесь больше похожа на Урал. Бесконечные подъемы-спуски без асфальта стали заметнее по постоянному треску переключателей. Не слышно было только Саламатинского “Респекта”. Правда, Сергей вполне мог ехать и на одной передаче, во всяком случае, он перестал жаловаться на тяжесть своего маунтенбайка. А Оля безуспешно пыталась облегчить ему жизнь, предлагая взамен свой легкий туристский вариант, до самого предпоследнего дня похода. Но на Серегу, видимо, не привыкшего к такой легкой жизни, было больно оглядываться, пока Оля порхала где-то впереди на тяжелом, еще недавно почти ненавистном, Респекте, оказавшемся как рыба в воде на карельских “дорогах”.
Много озер на карте Карелии - да не к каждому подобраться можно. Да и не станешь же в болоте палатку ставить. А посему приходилось частенько искать более обжитые и “утоптанные” места. Особенно сложно с этим делом в южной и восточной окрестностях Онежского озера, где (на будущее) вообще делать нечего. Разве что, только прогуляться пешком из Вологодской области (с. Октябрьское) в Карелию (с. Гакугса). Правы были ленинградцы, пожаловавшиеся на качество обозначенных на карте дорог чуть ли не республиканскими. Из 24-х км - 22 пешком. По-колено в воде, по-уши в комарах. Но колея еще прощупывается, когда уходишь в нее по пояс, и кое-где из сосновых зарослей проглядывают дорожные знаки типа пересечения со второстепенными дорогами, которые проложить, наверное, так и не успели.
Надо, правда, отметить, что только здесь, на южном побережье мы периодически сталкивались с останками деревянного зодчества. Церквушки с деревянными луковками многочисленных куполов, видимо, обречены в этом крае, также как и полуопустевшие деревеньки, населенные одними пенсионерами. Разве что, фины помогут, нуждающиеся пока еще в нашем лесе. Тем не менее, дыхание времени чувствуется и здесь. Хоть и не за деньги, а под запись, но может и здесь пенсионер купить себе и сникерс, и памперс и, даже, бутылочку знаменитого ленинградского пива “Балтика” N4. (Инф. для И.Румянцева: почты здесь - очень большая редкость.)
Из Медвежьегорска - на юг. Здесь у вас два варианта: катить без проблем по стратегической трассе (на карте ее нет) “Мурманск - Москва”, на которую местами может садиться средний бомбардировщик; либо свернуть на дорогу, обозначенную на карте. Но тогда надо набраться терпения и не спрашивать у руководителя, куда и когда вы приедете. Может быть и никуда, как это случилось однажды, когда то полузаросшая, а то будто только что накатанная дорога вдруг оборвалась у довольно широкой, карпатского типа быстрой речушки с разрушенным в незапамятные времена мостом.
Из разговора с одним местным жителем мы поняли, что им, собственно, дороги дальше, чем до соседней деревни и не нужны. Все равно ездить по ним некогда. Наломаешься целый день в лесу на тракторе - вечером, кроме бани, ну и еще там чего-нибудь по мелочи, ничего и не нужно. А баньки там у них в каждом дворе, да и берега водоемов всегда ими уставлены. После посещения одной из них мы поняли, почему тут нет ни церквей, ни клубов. Ни к чему все это. Подготовка, процесс и отход могут занимать все отведенное для этого время.
Неожиданно великолепным оказался полувысыхающий в отдельные сезоны водопад Кивач. Редкое для этих мест зрелище привлекает внимание даже жителей Скандинавии, автобусы которых, прямо-таки, в очереди стоят.
Так, что же это я забыл еще сообщить? Ну, про ягоды, грибы и рыбалку даже говорить не буду. Да! Про белые ночи! Это чудо какое-то, мечта руководителя! Можно водить группу до 23-00, ликвидировать любое отставание, устроиться на ночь, поужинать, пришить пуговицу... Светло! Правда, утром все равно в шесть вставать.
Безусловно, есть в Карелии свои прелести. Особенно, при оптимальных пропорциях дождливых и солнечных дней. И можно порекомендовать будущим руководителям планировать маршруты из Петрозаводска, но в северо-западном направлении, к Ладоге, побережье которой менее заболочено и более каменисто.
* Онежское озеро: длина до 200 км, ширина до 90 км.
В.Комочков
Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)
на первую страницу
клубная информация
| походы | ПВД |
фотоальбомы | публикации |
клубные события |
соревнования | форумы
| ссылки