о велотуристском походе 1-й категории сложности по Волгоградской области, совершенном со 2 по 8 мая 2008 года
по маршруту:
Петров Вал – Коростино – Котово – Островская – Бурлук – Красный Яр – Медведицкий
– Ильмень - Матышево - Краишево – Елань – Мачеха – Киквидзе – Новоаннинский –
Бол. Дубовский - Акчернский – Урюпинск
Руководитель похода – Денис Пеплин
Справочные сведения
Вид туризма | Категория сложности похода | Протяженность активной части похода, км | Продолжительность | Сроки проведения | |
Общая | Ходовых дней | ||||
вело | 1 | 438 | 7 | 7 | 2-8.05.08 |
Денис Пеплин руководитель |
Лиля и Сергей Арсаевы |
Юрий Белов фотограф |
Ольга Бердникова завхоз |
Дмитрий Лисовец |
Станислав Полунин |
Максим Сушко механик |
Кирилл Фалалеев |
Ольга Шевченко медик, летописец |
Район похода: север Волгоградской области, реки Медведица, Терса, Елань, Бузулук, Хопер.
Определяющие препятствия маршрута: Перепады высот, грунтовые, меловые и песчаные участки.
Общая смысловая идея: Совершение учебно-тренировочного похода по маршруту 1-ой категории сложности вдоль рек севера Волгоградской области по маршруту Петров Вал - Урюпинск.
Старт: выезд из Волгограда электричкой до ст. Петров Вал
Финиш: в г.Урюпинск и отъезд поездом до Волгограда
Аварийные выходы с маршрута: Маршрут на большинстве участков проходит неподалеку от магистральных дорог, через крупные населенные пункты.
Отклонения от запланированного маршрута. В первый день похода из-за дождя сменили грунтовую дорогу на асфальтовую на участке от Котово до Островской, чем добавили к маршруту около 25км. На пятый и шестой день из-за ухудшающейся погоды сократили маршрут на участке Березовка 2-я - Акчернский, вместо участка Клейменовский - Мартыновский - Иголинский проехали через Бол. Дубовский - Деминский - Бол.Головский.
День пути | Дата | Участок пути
от – до |
Протяженность
км |
Характеристика участка | Метеоусловия | Чистое ходовое время |
1 | 2.05 | Петров Вал - Островская | 87 | Асфальт, перепады высот | Дождь, ветер порывами, холодно | 5 ч 25 мин |
2 | 3.05 | Островская – Красный Яр | 56 (3 км обратная радиалка) | Асфальт, грунт, мел, холмы, луга | Солнечно, ветер | 5 ч 15 мин |
3 | 4.05 | Красный Яр - Краишево | 77 (3 км обратная радиалка) | Асфальт, грунт, тропы, луга | Солнечно, тепло, попутный ветерок | 5 ч 25 мин |
4 | 5.05 | Краишево - Киквидзе | 80 | Асфальт, грунт | Солнечно, тепло, безветренно | 4 ч 55 мин |
5 | 6.05 | Киквидзе - Бол.Дубовский | 85 (7км обратная радиалка) | Асфальт, грунт | Переменная облачность, ветерок, тепло | 4 ч 40 мин |
6 | 7.05 | Бол.Дубовский - Петровский | 68 (8км обратная радиалка) | Асфальт, грунт, песок, холмы | Переменная облачность,
дождь, тепло, ветрено во 2-ой половине дня |
4 ч 15 мин |
7 | 8.05 | Петровский - Урюпинск | 10 (4км обратная радиалка) | Асфальт, песок | Переменная облачность, тепло | 30 мин |
Время сновидений (до октября 2007)
Зарождение и эволюция (октябрь 2007 – март 2008)
Подготовка к походу (март – апрель 2008)
Забив на самосовершенствование, еще будущий, но уже очень ответственный (и далее по списку) руководитель самоотверженно готовил слабые звенья к походу.
2 марта 2008 ездили тренироваться ко второму дню похода, учились чистить велик палками от килограммов грязи.
16 марта готовились к первому дню похода, пробег оказался практически идентичен: Репино – 87 км (спасибо В.Комочкову – опытный психолог, он подсознательно предчувствовал, что 43 км в одну сторону отпугнут новичков, не ведающих о своих безграничных возможностях, и потому уверил, что до Репино 33 км) против первого дня похода – 90 км (каков там щадящий режим первого дня в км?).
5-6 апреля на Открытии Велосезона формирующаяся команда пополнилась новыми ценными участниками, НТПшники получили первый опыт катания «на 2-ой день, после 3 часов сна» (очень пригодилось на фоне грядущих еженощных пререканий на тему «Кто первый идет греть палатку»).
13 апреля в ходе покатушек на Ангарском состоялся первый сбор команды, распределены должностные обязанности, внесены последние предпоходные изменения в маршрут.
И, наконец, поездка в Оленье 19-20 апреля – последний тест-драйв по горкам с велорюкзаками.
Подготовка закончилась. Надвигался день Х. Судорожные сборы заняли неделю. Накануне майских праздников я умудрилась угробить каретку. Чтобы не дай Бог еще чего не забарахлило, решила до похода больше не прикасаться к велику.
Зашла в Рамстор закупиться согласно списку. Привлекла внимание стеклянная баночка Нутеллы. Утром на хлеб – вкусно… А ну ее, такую тяжесть возить!
Составлено Ольгой Шевченко, слегка обработано руководителем [ комментарии которого в квадратных скобках ]
Пока добралась с великом до касс пригородных поездов, где ровно в 7.00 был назначен сбор команды, устала. Мда… Ну что ж, мобила в кармане, если что, сигнал СОС – спасайте, я накаталась. Покупаем билеты на 9 человек (Максим Сушко присоединится в электричке). Заполоняем вагон и вполне даже аккуратно ухитряемся расположить горы багажа (008). Отправление в 7.25.
За окошком светит солнце. Опытные туристы ловят момент, чтобы подремать (фото 009), неопытные прикидывают, насколько реально уложиться в план и проехать в первый день 75 км. Руководитель не видит оснований для пессимизма, а Кирилл и я единодушны в том, что 75 км за полдня – это нереально.
В 11.10 выясняется, что обед в пути не планируется, значит, пора перекусить, пока не поздно. Достаем заначки.
11.57 0 км – старт со станции Петров Вал (фото 011).
Точка отсчета для велокомпьютера – вокзальный туалет :) Почта не работает, поэтому уже отработанным в клубе «Орион» приемом ставим отметку о прибытии в местном магазине. [ Магазин кстати тоже Орион называется, и они нас там помнят. В следующем году можно еще туда поехать. ]
12.23 – остановка у магазина 24 часа и снова в путь (фото 012).
12.43 6 км – остановка в Барановке. В группе выделяется «борзая часть» в составе Стаса, Кирилла и Димы, которой дается зеленый свет, и она, взмывая на дыбы и взбивая пыль, исчезает за горизонтом. А мы медленно и печально (шучу, бодро и не ведая, что ждет в скором будущем) следуем за ними до пункта встречи Коростино (фото 013) [ Здесь Бердникова, пользуясь картой и своим немалым опытом, ловко пресекает первую мою попытку свернуть не в том месте и заблудиться ].
12.58 – въезжаем в Котовский район.
13.07 – делаем остановку на 5 минут. Переменная облачность, ветер налетает порывами, не холодно.
13.30 23 км – объединяемся с ведущей группой у Коростино.
13.40 – фото у указателя «Коростино». Здесь я падаю в первый раз после резкого торможения едущего впереди фотографа.
13.45 – остановка у магазина, закупаемся водой.
13.53 – первая поломка – «ожидаемый обрыв цепи» у Юры. Запасная цепь имеется. Полгруппы остались чинить, а полгруппы проехали вперед на полянку.
14.00 - привал на обед. Расстояние составило 27,26 км. Ходовое время 1ч 25 мин. Средняя скорость 19,1 км/ч. Начал накрапывать дождь.
14.40 – начали собираться, а дождь усилился. У кого были чехлы для велорюкзака, в спешном порядке их натянули. И не пожалели, что месяц назад отвалили за них примерно по 500 руб. 14.45 – выехали. [ Остальные заранее ныкают вещи по пакетикам - тоже вариант. Кстати, пакеты для мусора проявили себя плохо - легко рвутся. Магнитовские (или аналогичные) пакеты лучше. ]
15.25 41 км – Котово (фото 015).
Дождь превратился в настоящий ливень, который стал терять в силе только после 5 часов вечера, но то и дело принимался снова до самой ночи. Постепенно промокли до нитки (фото 016).
Вести записи стало нереально, поэтому остались только впечатления. Рельеф был достаточно сложный, некрутые, но затяжные подъемы. Помню, как при ознакомлении с маршрутом совершенно нереалистичной виделась перспектива проехать в первый день (полдня ходовых!) похода целых 75 км, с набитым велорюкзаком, да еще с подъемами, а потом на второй день ехать снова… Кто знал, что это был идеалистический сценарий?! Что будет 90 км – в дождь!!
«Дождь не может длиться долго – ну неделю, ну две», – подбадривал нас руководитель. Мы с тревогой представляли, как дождь продолжается и завтра, и послезавтра…
В определенный момент поняла, что больше переть в горку не могу – слезла, пошла пешком. В кроссовки тут же налилась холодная вода, из просто влажных они стали мокрые. Джинсы промокли, и после передышек, во время которых все замерзали до дрожи, противно прикасались к ногам, мокрые, холодные, тяжелые от воды. Удивительно, откуда в уставшем, замерзшем и мокром организме берется все новая и новая энергия! Постоишь, замерзнешь, а потом вкрутишь посильнее – и глядишь, уже тепло.
[ Основной процесс промокания продолжался минут пять-десять на выезде из Котово. До этого все было еще ничего, а тут как десять ведер сверху вылили. Мои непромокаемые бахилы держали удар до последнего, но вода предательски залилась в ботинки по штанам. После этого все стало равномерно мокрое и холодное, и дальнейший обычный ливень уже проблемой не был. ]
Потом дождь все же кончился, но солнце не появилось. Руки в мокрых перчатках мерзли и отказывались расстегивать защелку шлема и переключать скорости. Сильно мешал велорюкзак – при педалировании не получалось делать упор на носок, как привычно. Странно, но уже дня со второго я об этом неудобстве забыла.
Проехали Котово. Долго искали неуловимую речку. [ Речка (Медведица) была сильно потом, уже к стоянке. В Котово путем опроса местных жителей свернули не на ту дорогу (это обнаружилось у поворота на Ефимовку). Которая потом, впрочем, оказалась совершенно правильной, поскольку запланированная на этот день грунтовка была непроезжей из-за дождя (а это выяснилось после расспроса местных нефтяников, когда мы находились в верхней точке Доно-Медведицкой гряды, где дорога делает кольцо - 55 км от старта). Пришлось воспользоваться резервным вариантом, более длинным и более холмистым. ]
Лиля и Оля предлагали переночевать в колхозе, ибо моральное и физическое (но, конечно, больше моральное) состояние команды было плачевным. Но идею не поддержали.
Постепенно, пока ехали, высохли промокшие насквозь куртка, штаны. Не поддались только носки и кроссовки, остались противно мокрые и холодные. Еду и мечтаю, что вот-вот мы остановимся, я расстелю коврик, достану сухие носки и сменную пару кроссовок, переобуюсь – и станет так тепло, классно. Уже совсем скоро. И тут противный звук из цепи – болтавшийся шнурок от велорюкзака замотало в цепь. Дима и Сергей остановились помочь. Как ни пытались освободить шнурок – не получается. Застрял намертво. Дима догадался снять заднее колесо. Ноги леденели все больше, дрожь уже не удавалось подавить усилием воли. И все-таки все трудности обязательно заканчиваются. Освободили шнурок, закрепили его надежно. Поехали дальше.
[ А пока Оля возилась со шнурком, Максим вовсю пахал на своей механической должности, пытаясь починить лопнувшую заднюю покрышку Юры, которая "кевларовая" и "да, была немного протерта по корду". Кое-как заклеили, я взял у Юры его рюкзак и повесил себе за спину, чтобы дать Юре возможность доехать до стоянки на полуспущенной покрышке. Второе ожидаемое Юрой, но не нами происшествие. Другая его покрышка в состоянии немногим лучше. Хорошо, что у Стаса была запасная покрышка, которой мы воспользовались на стоянке, иначе нас осталось бы девять уже наутро. ]
19.40 80км - поворот направо, на дорогу до Островской. Грунт непроезжий, поэтому едем до единственной ведущей к Медведице дороге с покрытием.
20.52 87км – наконец, встали в сосновом лесочке. Ходовое время за день 5 ч 26 мин. Средняя скорость 16,6 км/ч. Случилось 3 прокола. Одна фара отказалась выключаться из-за попавшей внутрь воды.
Ехали по асфальту, в основном приличного качества. И только в конце разбитый бетон и немного песка. Суммарный набор высоты: 350м. Ветер несильный, но попутный, что было очень кстати. Реки за день: Иловля, Мал. Казанка, Ломовка, Медведица. Проехали за день на 15 км больше запланированного, при том отстали от графика на 10 км.
По приезду нас встретила куча комаров. Развели костер, вокруг него развесили на воткнутых в землю палках мокрые носки и кроссовки. Дым и вновь начавшийся мелкий дождь практически разогнали комаров. Натянули тент, под ним ужинали. [ Тент пригодился всего один раз, зато как! В палатку такую ораву не запихнешь. ]
Вечером отправила СМС домой, сообщила о событиях уходящего дня.
Отбой последних около 1.00. В Оленье Денис Сысков рассказывал, как здорово засыпать под стук дождя по палатке. Кто мог знать, что именно так мы будем засыпать в уже первую ночь похода?
Спала, пока не позвали завтракать – подъем около 8 ч. Небольшой ветер, солнечно. Ура! Утром досушивали обувь, так как то, что успело подсохнуть вечером у костра, потом опять намокло под дождем (фото 019).
[ Дождь шел до самого утра, и проснувшись чуть раньше, можно было опять заснуть под стук дождя по палатке. ]
10.10 87 км - выезжаем со стоянки. Всё ближе к идеальному графику :)
10.20 88км - выезд на бетонку.
10.35 90км – поворот на дорогу к Островской. Справа от дороги родник и памятник «Поклонный крест», установленный в 2006 г. Наполнили фляжки, сфоткались (фото 020).
10.45 – отъехали от родника.
10.53 – фото у Островской (фото 021).
11.05 93км – фото у церкви в Островской (фото 022), плавно перетекшее в перекус у самой церкви, пока двое ездили за провизией в киоск.
Желающие осмотрели церковь и изнутри. Облачение наше не вызвало нареканий, наоборот, нас пригласили все посмотреть. Церковь достаточно большая и красивая. Зачем-то в ней стоит самовар. [ Значительно больше нашего Казанского, и снаружи и изнутри реально впечатляет. ]
11.29 – отъезд.
После Островской начался грунт, ехали преимущественно по лугу (фото 023), т.к. из-за дождя грунт стал малопроезжим.
Ехали по совету местных жителей дорогой на Красный Яр. Проехав полкилометра, задумались, нет ли параллельно асфальтовой дороги, а то едется тяжко и медленно. Но все же решили ехать дальше по одуванчикам. А тут выяснилось, что дорога уже не грязь, а почти сухой чернозем из мелких земляных горошин. Средняя скорость (моя) составляла 7,5 км/ч. Ветер довольно сильный, то встречный, то боковой.
[ Готовился я к походу полгода, но почему-то совершенно не обратил внимания, что местами на карте была указана "дорога без покрытия". Карта обычно врет в обратном случае - может быть указана дорога с покрытием, которого на ней на самом деле нет. А здесь все оказалось верно - на участке от Островской до Красного Яра действительно грунт. И нам предстояло после ТАКОГО ливня ехать по грунту. Старались ехать по траве. Где это было невозможно, местами застревали, а в основном повезло - грунт на многих участках был с песочком. ]
12.00 97км – поворот налево. Поле кончилось. Дальше грунтовая дорога (фото 024).
Как оказалось, сделали небольшой крюк, зато посмотрели церковь.
После поворота грунт был практически сухой. Постепенно грязность и влажность росли, потом стали просто конкретными :) Я какое-то время с переменным успехом продиралась сквозь грязь, пытаясь ехать. Потом велик встал – все забилось, пришлось прочищать крутящиеся узлы. Проблему создавал дефицит подходящих палок в чистом поле. Рывок до поджидающей впереди более успешной части группы (Кирилл утверждал, что он смог проехать все и остановился только по своей воле). Но через 50 м снова остановка, в 20 м от группы, повторяем процедуру.
12.30 100км. Подгребли все отставшие, и началась грандиозная чистка великов.
12.50 – едем дальше. Грязи поубавилось. Местами попадался даже песок – проезжабельный.
Захотелось переодеться из штанов в шорты, чтоб позагорать. Но только недавно останавливались, нехорошо задерживать группу. Ну еще успею, много дней впереди… Много ли? Уже второй день, еще неделя. Уже жаль, что поход скоро закончится :) Не возникает у меня ощущения «нафига я в это ввязалась», как у нашего руководителя. [ У этого руководителя настроение прямо зависит от процента влажности воздуха. Сырость ненавижу, а первый день был просто кошмаром. Но во второй день, да и в последующие, все было очень даже ничего. ]
Солнце, поле, милые сине-фиолетовые цветочки, которые никак не удается рассмотреть на ходу… Размечтавшись, я срулила в канаву, пришлось спрыгнуть с велика, чтоб не упасть.
Еду дальше. Вид отдыхающей группы впереди поднимает настроение и прибавляет сил. Как бывает обидно, когда ускоряешься из последних сил, чтоб быстрей догнать и тоже отдыхать, а они при твоем приближении трогаются дальше, мол, группу собрали – поехали!
Щас быстрей догоню. Переключаюсь с 1-5 аж на 1-6 – и порыв ветра гасит мои гоночные порывы :)
13.10 103км. Группа расположилась не вблизи кустов, переодеться негде. Оля уехала вперед по делам. Кто-то хочет поваляться, кто-то быстрее в путь. Денис заявляет: «Все желающие побыстрее в Бурлук – вперед!»
13.25 – выезд. Все вломили, я осталась одна, и только «стильный оранжевый коврик» далеко впереди служил путеводной звездой.
14.00 106км - пока одни умотали, а другие никак не догоняли, остановились с Денисом у речки (Малый Бурлук) на фото (фото 028). Красивое место.
14.12 108км – подъем на меловые горы. А тут и народ догнал. Вскарабкались на гору, кто как. Тут уже загорала вся передовая часть группы. Пара минут – и вперед по мокрому песку. У Юры неподходящая покрышка, он отстает, Денис бесится. [ Почти No Comments. Я просто не мог понять, как лишние полкило на покрышке могут помешать ехать хотя бы в темпе женской части группы. Впрочем, на этом проблемы с Юрой практически закончились, и начались опять только в самом конце похода, когда уже можно было дойти пешком. Так что группу удалось сохранить в полном составе. ]
Классный спуск по грунтовке – и мы в Бурлуке в 14.40. Проехали 21км, средняя скорость на пройденном грунтовом участке составила 9,9 км/ч.
[ На Иловле есть поселок, полностью стоящий на мелу. А Бурлук на Медведице почти полностью стоит на песке. Еще одно удивительное место. ]
Почта открыта, Денис убыл ставить печать. Народ обсуждает обед. Многие хотят конкретно пообедать. Стоим на асфальтированной улице, кое-кто соскучился по твердому покрытию. Я лично нет.
200 м асфальта – и снова грунт. Лиля хочет навестить родственников. Мы все двинули к ее дяде, но дома никого не застали. Пришлось вернуться и снова набрать высоту :(
15.10 - 112км – подъем и сильный ветер. Закорячились к 15.30. Обед. Сменила, наконец, штаны на велосипедки. Включаю телефон, пишу СМС домой, и тут звонок: «Ты как?! Мы выезжаем за тобой? У тебя, наверное, бронхит после вчерашнего?!» Да мы уж и думать забыли про вчерашний ливень – он прошел практически без последствий! Последствия остались только в виде влажной сменной пары кроссовок и 3 из 4 имеющихся пар носков. Мало я взяла носков! Хоть они и подсохли у костра вечером и утром, ночью их снова намочил дождь, а утром роса. Посему было найдено простое конструкторское решение: кроссовки за шнурки привязываем к багажнику (благо, на нем много всяких петелек неизвестного назначения), носки одним концом запихиваем в кармашки, а другим они болтаются на улице – и передвижная экологически чистая сушильня активно работает, особенно эффективно во время движения. Главное, вечером успеть укрыть высохшие вещи от росы.
16.25 114км – в путь двинулась самая нетерпеливая и быстро собирающаяся часть группы: Лиля с Олей. Остальные через 10 мин. Направление на Красный Яр.
17.00 120км – проезжаем прямо мимо поворота на Котово. Начало грунта. В середине этого отрезка грунта дорога просто жопа: местами сухие, местами заболоченные следы трактора глубиной до 40 см, не всегда проезжабельные (фото 033).
17.30 125км - начало мелового участка.
18.03 129км – развилка направо. [ По наличию и направлению ЛЭП определяем куда двигаться дальше. ] Ветер по-прежнему активно задувает, левое колено начинает болеть. Переодеваюсь обратно в штаны, чтоб не простужать. Останавливаемся полюбоваться меловыми горами, даже тащим по склону штатив для группового фото (фото 035), надеясь, что в этой глуши велики никуда не денутся.
035 - типа на фоне меловых гор
18.05 – 18.20 131км – Последний взгляд на красоты… и видим как неудержимой волной на нас накатывает стадо коров. Дружно щелкают фотоаппараты, потом нервы не выдерживают, и группа в темпе вальса сваливает (фото 037). [ Было такое опасение - вляпаться в продукты жизнедеятельности стада. ]
18.28 134км – выезд на трассу.
18.40 – остановка у магазина в Ададурово, закупаемся свежим хлебом у элеватора.
19.05 136км – дозакупка в «Радеже» в Красном Яру возле статуи Ленина. Здесь же рядом аптека.
19.37 140км – свернули налево на грунтовку. И тут прокол, первый за сегодня.
После вчерашней тоскливой серости закат кажется чем-то чудесным и редким, хочется все время фоткать, но приходится экономить память и заряд аккумулятора. Следующий раз – обязательно запасной аккумулятор и карту памяти!!!
Стоим, ждем, пока отремонтируют колесо. Тихо, блин! А на дороге вечно «ветер в морду»!
Едем парами для экономии усилий. Солнце и ветер – весь день.
А потом спуск без ветра по грунту! Вот это тема! Сделать бы такой поход, чтобы весь по лесным тропинкам.
По пути к речке заехали в дубовую аллею – красота! Деревья по обе стороны, прошлогодняя листва под колесами, еще ландыши растут по краям дороги, правда, чуть бы попозже, они еще только начинают распускаться. Подъехав к речке, решаем, что уж очень много у воды комаров.
20.24 143км - вернулись немного назад, и поспорив насчет выбора поляны, наконец, встали на стоянку. [ Спорили в основном о том, где лучше дует ветер, и соответственно, меньше комаров. В итоге встали под деревьями, но повезло - место оказалось не клещевое. ]
За второй день прошли 56 км. Ходовое время – 5 ч 16 мин. Средняя скорость 10,9 км/ч. Асфальт - 25км, грунт - 21км, мел - 9км, песок - 1км. Отстали от графика еще на 20 км, итоговое отставание - 30 км. Речки - Мал. Бурлук, Солодовка, Бурлук. Через Бурлук переправляемся по мосту, две другие речки - рядом с нашей дорогой, в низине.
Ну что ж, вчера тоже было обещано встать в 7 вечера (ну, вчера, на крайняк, в 8, а сегодня так уж точно в 7). Но прогресс есть – в полчаса.
Комаров и тут дофига, народ возмущается, что проехали кучу магазинов, и никто не вспомнил о средствах от комаров.
Расползаемся спать, как водится, партиями. Отбой для последних где-то в 1.30 (фото 039).
Ночью было холоднее, чем вчера. У меня ноги к утру замерзли конкретно.
[ Полгода рассказывал человеку, как важна правильная одежда в походе, чтобы по ночам нормально высыпаться. Можно сказать, активно рекламировал флисовую одежду из полиэстера, которая помогает во многих случаях. В итоге она была куплена только после похода - вот что значит личный опыт. Рассказывать бесполезно. ]
Отъезд в 10.00.
10.23 143км – выезд на трассу, фото у указателя «Красный Яр» (фото 040), и налево по трассе.
Доехали до Медведицкого. Там малость поплутали, доверчиво следуя противоречивым указаниям аборигенов. С ветерком промчались по деревне.
10.50 154км - двинули по грунту вдоль железной дороги.
11.05 157км - добрались до ж/д моста через реку Медведицу. Проехались по мосту между рельсами (фото 042)
но успели не все… Пролетел поезд! Потом подошли чудом уцелевшие остатки группы. Мы чуть не потеряли руководителя прямо в его ДР! Присели позагорать на рельсах (фото 044) с видом на речку, кое-кто пошел облегчить эмоции в кусты. Погода супер!
[ Что было за мостом непонятно, на карте только железная дорога, а чуть вверх по течению (6 км) - нормальная грунтовка. Но чтобы ей воспользоваться, это надо было ехать назад и двигаться вдоль Медведицы. А я решил рискнуть и устроить первопрохождение (по крайней мере, нашим клубом) участка вдоль железной дороги. ]
Пошли по шпалам, некоторые экспериментаторы поехали, считая на ходу количество ударов попой о седло (пару тысяч за километр). Потом постепенно народ начал перемещаться вниз по насыпи, чтобы медленно, зато верхом ползти по хилой тропке. Я упиралась до последнего, ведь по шпалам можно пешком, а внизу ехать надо.
Прокололся Денис. [ Пробился видимо. 20км/ч по шпалам с гравием - это мало какая покрышка выдержит. Камера восстановлению не подлежит - свернулась внутри покрышки и сосок надорвался. ] Чинили и кормили довольных комаров. А если сидеть и писать отчет на рельсах, где продувает ветерком – почти не кусают.
11.54 158км – свернули вбок от железки на луга. Поехали через поле, усыпанное фиолетовыми колокольчиками (фото 045).
Плюнув на отставание, я остановилась сделать фото. Потом догнала Дениса, а все остальные уже были далеко. Проехав немного, мы не смогли сопротивляться обилию васильков и снова остановились, чтобы запечатлеть красоту весны.
У лужи нас дожидались остальные. Местами под ногами попадалась вода. Лиля промочила ноги, я только немного замочила носок. Как известно по опыту, если промочить хоть чуть, значит, впереди что-то грандиозное. В общем, скоро мы получили ответ на вопрос «Если в первый день был ливень, во второй – грязища, что же может случиться в третий?» Брод! Убедившись, что впереди уровень воды стабильно достигает почти уровня колен, а мочить велик не хочется, мы глубоко вздохнули и шагнули в воду (фото 046).
Потом обнаружилось, что умные люди штаны закатали и не намочили, другим соображалки или опыта не хватило. [ До брода довольно долго двигались по траве, под которой была вода, местами также по колено. ]
Нет, нормальная-то дорога имелась, дальше вдоль железки, но «там не интересно». Тянет на командный девиз. Настроение было приподнятое – все-таки приключение, да и было ясно, что на таком солнце все высохнет запросто.
Сначала тащили велики как есть, с рюкзаками. На втором этапе рюкзаки некоторые сняли, и я смогла принять участие в переноске собственного велосипеда. Без рюкзака это совсем другая песня – маленький такой, легкий, беззащитный :)
12.44 160км – дальше пошла нормальная грунтовка.
13.10 163км – свернули налево под мост, форсировали лужу (нам уже пофигу), некоторые потащили велосипед наверх через насыпь. Дальше – асфальт.
13.30 166км – приехали в Рудню. Затяжная остановка у магазина. Переобулись в сухое. Обед решили устроить аж через 26 км у переправы, так как дорога хорошая и ветер попутный. Денис, наконец, дорвался – давно ему мозолил глаза мой не до упора набитый рюкзак, и под предлогом, что у всех забито, он с довольной ухмылкой затолкал в него кочан капусты, хлеб, масло.
14.10 – отъезд. На выезде фотографируемся (фото 047).
14.24 – проехали мимо указателя «Елань – 60 км»
14.48 – мост через реку Щелкан.
14.55 – б.Ражкино.
15.34 – б.Березовая.
15.51 192км – свернули налево.
15.57 и 16.04 197км – два указателя «Матышево». Вымершая какая-то деревня. Пустынные улицы, лишь пара человек на стареньких великах, невесть каким ветром занесенные в эти края. Диалог с прохожим дедком:
- Куда едете?
- В Урюпинск!
- Так дело к ночи, когда ж вы успеете?!
16.30 – остановка у реки Терса. Обед, самые отчаянные купались. Я постирала носки и помыла ноги. Комаров опять уйма. На тыле кистей уже четко выделяются 2 овальных пятна – следы от выреза в перчатках (они не специальные, не велосипедные). Народ прикалывается. Потом пару дней ездила без перчаток, чтобы сравнять цвет кожи, но не помогло. От солнцезащитных очков тоже осталась маска на лице. Тоже на пару дней их забросила. Но тут не особо заметно.
[ Анекдот в тему:
- Привет, Колян! Где ты так загорел?
- На нудистском пляже!
- А почему круги белые вокруг глаз?
- Да это от бинокля! ]
17.34 – отъезд.
17.57 – справа указатель «Б.Судачье». По совету местного жителя едем прямо. 203км – Б.Судачье (фото 049).
18.10 205км – сворачиваем на грунт. Через 500 м засомневались: должна быть горка, а нет ее, есть поле во все стороны до горизонта. Решили прибегнуть к помощи GPS, чтобы не плутать.
Легко как-то едется, несмотря на дополнительный груз, больную коленку и мышцы (передней стороны бедра, как сказали бы у нас в меде).
Получили ответ GPS, вернулись. Проехали дальше.
Справа р.Терса. Лягухи квакают. Места живописные, кругом луга, цветы – лепота!
Короче, долго шлялись по полям, блуждали. Случайно выехали в нужном направлении. Подрыв мой неожиданный послеобеденный кончился. Заболели обе коленки…
20.00 220км – встали, после классного спуска (а завтра это будет подъем :-0) Цивильно – лавочки есть и стол! В первый раз стоянка на берегу реки – Терсы. И возле Монастырского родника. Воды – упиться! Комаров тоже много – МНОГО! Записываю ТТХ дня: расстояние 82,53; ходовое время 5 ч 20 мин…
А вот и не завтра подъем! Оказывается, решили стать немного в другом месте.
Закорячившись на полподъема, решила поснимать закат, пока Денис внизу застрял. А народ уехал.
Оказалось, высоко я вернулась, и мы повторно проехали кусок спуска. Наконец, нашли остальных, они уже палатки успели поставить.
Итак, стали в 20.20. Расстояние 83,16 [ И всего 77 км по карте - 50км асфальт и 27 грунт. Речки дня - Медведица, Терса. Отставание от графика прежнее, 30км, но в этот день оно хотя бы не увеличилось ]. Ходовое время 5 ч 26 мин. Средняя скорость 15,2 км/ч. Коленки болят уже у значительного процента группы, поэтому Лиля с Сергеем приобрели по пути противовоспалительный гель, которым щедро делились со страждущими. Для пущего эффекта, во время движения я надевала лосины, закатывая нижнюю часть штанин на колени, чтобы они были в тепле. И вся группа могла любоваться моими исцарапанными, в синяках голенями. Никто не ходил таким ободранным, как я – существо нежное, непривыкшее :)
Плюсам поздних стоянок было то, что у комаров отбой начинался раньше нашего. В 9 вечера они уходили на покой, оставляя в покое и нас. Мы сидели у костра в дыму и отсчитывали: «Еще полчаса комарам, еще 20 минут… Эй, комары, не хотите ли сегодня пораньше лечь?». [ Как раз к 9-ти часам вечера температура уходила в минус, вот комары и не выдерживали. Из шести ночевок на трех температура ночью была отрицательной, на трех других - просто холодно. ]
Дежурили в этот вечер я, Стас и Денис. Дежурные назначались на обед, вечер и утро. Поваром был Стас. В полутьме я чистила морковку, картошку, не знаю, насколько эффективно. Праздничный ужин (фото 051) состоял из овощного рагу (вкусно!), халавы (манка + обжаренные орехи + сухофрукты + мед + наверное, что-то еще; народу понравилось) и торта (бисквиты + слои вареной сгущенки, нарезанных бананов, апельсинов, киви; тоже вкусно!), сотворенного опытными руками Оли.
Последние разошлись около 1.00. Долгая и муторная это история – подготовка ко сну:
Греешься у костра, потом по делам (благо, комары уже спят :), потом отогреваешься у костра;
Идешь в тамбур палатки за мыльно-рыльными принадлежностями, там расстилаешь коврик, спальник, отыскиваешь пакет с ночной одеждой, потом отогреваешься у костра.
Находишь бутылку с водой, чистишь зубы, потом отогреваешься у костра.
Посуда оставалась валяться во тьме немытая. Ее отыскивали и мыли утром.
Отбой в 1.30.
Наступил экватор. 3 дня позади, 3 дня впереди, не считая сегодняшнего (ну и 9-ое уже не поход). Бессовестные дежурные встали в 7.45. Оказалось, что без нас подготовка к завтраку и так идет силами жаворонков.
Собственно, я проснулась раньше, было светло, и было подозрение, что пора бы встать, но в лагере тихо… Часы я не додумалась взять в поход, равно как и отстегнуть велокомпьютер, а сотовый был отключен из экономии. Короче, тысяча несерьезных отмазок. Ночью несколько раз просыпалась. Ноги не замерзли, так как залезла в спальник с головой, чтобы согревать дыханием, но из-за этого влажность в нем увеличилась, и стало жарко… и холодно. Раскрылась немного… и уснула снова. Просыпаюсь – а голоса уже слышны вовсю.
Доброе утро, страна! Солнце, погода супер! Дима колдует над пшенной кашей. И я даже ее ела! Целую тарелку! Со времен детсада я боялась ездить в лагерь, где заставят есть всякую гадость. Но что только человек не позволит с собой сделать, если добровольно.
Занимались физкультурой. Надо, надо поддерживать форму :) Штангами для Юры выступили Дима, Стас и я. Прикольно, оказываются, ощущают себя штанги в движении! Тут-то и выяснилось, кто самый тяжеленький – на мне силы Юры кончились, и я свалилась на него.
10.50 – отъезд. Тяжело как-то начинать движение утром. Нет ощущения запаса сил, да еще постоянно приходится догонять основной состав, который собирается раньше и выдвигается, не дожидаясь даже руководителя. А тут еще больное колено… Короче, утром не покидает ощущение, что пора бы уже и стоянку устроить
[ На выезде со стоянки группа пообщалась с местным пастухом, который до этого уговаривал нас быстрее оттуда сматываться - очень много клещей, а у пастуха уже был негативный опыт встречи с ними. Действительно, несколько клещей мы на этой стоянке обнаружили и кремировали, но ни один не прицепился ни в этот ни в другие дни. ]
11.10 202км - Краишево. Почта не работает, у нее по понедельникам выходной.
11.35 209км – Проезжаем Журавку. Повернули налево в поисках короткой дороги, въезжаем на грунт.
12.10 237км – выезд на асфальт. Свидетельство того, что по утрам все силы у меня уходили на то, чтобы догнать группу: некоторые видели гнезда аистов, о чем я узнала только дома из фоток (фото 053).
12.40 243км – въезжаем в Елань.
С целью экономии усилий я еду второй в связке, стараюсь сохранять расстояние в 20-30 см. В определенный момент цепляюсь колесом и шмякаюсь на полном ходу на асфальт. Слетела цепь, пооткалывались лампочки в фаре (хотя гореть не перестали), обнулился велокомпьютер (что было замечено только вечером, и весь день я думала, что проехали километров на 20 меньше, чем на самом деле, и не понимала, чего это остальным не терпится встать на стоянку). Причем упала я в сторону дороги, т.е.налево, а ободралась и синяк посадила на правом боку. 2:0 в пользу Дениса: когда он ранее сзади врезался в меня, то порвалась молния на кармане моего рюкзака; когда я в него – свалилась я. [ У сзадиидущего шансов свалиться на порядок больше - что я и подтвердил в Краишево, когда грохнулся сам. Но опыта падений у меня больше, поэтому и счет такой разгромный :) ]
- Ты как, может, пока не хочешь в связке?
- Да нет, почему же.
Длинные расстояния по асфальту преодолевать тяжело. А тут удобно: ветер экранируется, темп уже задан, не надо догонять вечно убегающую группу.
В Елани разгорелась дискуссия на тему «Жрать или мыться». Приводятся аргументы типа «это минимум на 2 часа», «я потом больше 15 км не проеду», «автономка так автономка, моемся в речках». Мыть длинные волосы в ледяной речке? Вообще-то, баня была в плане еще с далекого октября, когда на самых-самых первых 20-километровых покатушках (как тяжко было ехать обратно в Краснослободск, как болело то, на чем сидишь, каким невообразимым представлялся поход на 400 км) Денис обещал мне и Юле, что за неделю мы сможем хоть раз помыться.
Пока суд да дело, Лиля с Сергеем свинтили в магазин за носками.
13.00 – желающих отпустили на час в баню, пока грязнули обедали. Взяли мы по многофункциональному мусорному пакетику, сложили туда чистую одежду, полотенце и мыло с шампунем, и, не обращая внимания на объявы на дверях, все в предвкушении проникли внутрь. Там было тихо и пусто… Потом объявилась пара тетек. Оказывается, у них сегодня санитарный день! И баня не работает! Нет-нет, никак нельзя. А мы-то уже намылились!
- Ну, может, душ?
- Нет-нет, все закрыто.
- Ну, хоть холодный?!
- Зачем вам холодный душ??
- Ну, понимаете, вот мы велотуристы, едем уже давно. Эх, придется в речке купаться…
Пораженные до глубины души нашей горькой долей, тетьки посовещались… и пустили нас!
Ура!!! Классно помылись под горячим :) душем, шампунь и кондиционер для волос пригодились. Даже постирала потом полотенце. Как и многие простые смертные, изобильно попадавшиеся на пути, тетька живо интересовалась, кто мы, куда и зачем, восхищалась и поражалась. Чистая белая футболка, пушистые волосы – как мало надо для счастья! Вручили тетьке 50 рублей, волосы в косичку, шлем долой – и мы вовремя (!) вернулись на встречу с остальными.
Которые особо не торопились. И я тоже успела закупиться носками. Потом все в «Магнит» – за провизией. Вспомнила свои колебания по поводу стеклянной банки Нутеллы. Какая фигня! Сейчас иду по магазину и беру все, на что глаз упадет, не заботясь ни о весе, ни о габаритах. Запихнем, довезем!
Дальше по плану асфальт. Обедать нам, чистым, некогда, поэтому на выходе из «Магнита» быстро уничтожаю половину купленного.
Пообщаться подошел мужик с длинной соплей, висящей из носа. Его мы потом вспоминали всю дорогу. Сопля угрожающе раскачивалась над картой, которую мужик непременно хотел поизучать, но Денис ее уберег. Карту в смысле.
14.38 247км – остановка для фото у указателя «Елань» (фото 054).
Пока устанавливают штатив, времени не теряем, дана команда «все в кусты!».
Трасса, трасса… Я весь день еду в связке. Чтобы держать минимальное расстояние пристально слежу за колесом впереди… идут минуты, впереди колесо, как хаотичный маятник, мотается по белой линии, отделяющей обочину… ехать легко, механически… мысли плывут… впадаю в транс. Если бы не натиралось то, на чем сидишь, то или уснула бы, или ехать бы могла бесконечно.
16.42 282км – указатель «Мачеха – направо». Мы едем прямо в направлении на Киквидзе (до него 18 км), потом в Расстригин. Погода очень приятная, тепло, солнце. Ветра нет вообще. Дорога супер, напоминает о Европе: по обеим сторонам зеленые поля, черный ровный асфальт с новой ярко-белой разметкой (фото 055).
Народ не хочет ехать до Расстригина, хочет в 7 вечера встать и лечь спать. Мне не хочется рано останавливаться из-за комаров. Но у народа накопились травмы. А у меня бодряк, и не удивительно, ехала большую часть пути на хвосте у Дениса. Лиля не хочет ехать в связке: тут не получится держаться за рога, надо быть готовой затормозить, а у нее болят кисти, удобнее за рога. Едущие впереди меня разговаривают, краем уха выхватываю слово «поворот»… и вдруг сворачиваю руль в сторону обочины, цепляю колесо впереди! Дикий финт на обочину… удержалась! Прогресс. Юра реально впечатлен моими пируэтами.
17.45 294км – Казарино. Съехали с трассы в поисках стоянки. Доехали до болотца. Группа шкетов на другом берегу принялась бурно давать указания, где у них нормальный пляж. Когда развернулись и тронулись, Денис решил порадовать пацанов и рухнул на траву, не успев выстегнуться из контактов. Детки попросили курить. «Не курим, - ответили мы. – Мы спортом занимаемся!». Через 15 минут вернулись на трассу.
18.03 снова свернули чуть дальше. Подъехали через луг к деревьям. Комаров сонмы! [ А под деревьями еще и клещи! Только заехали, они сразу сверху и посыпались. ]
Руководитель заявил, что останавливаемся здесь. И принялся разводить костер. Но несогласных было много. Луг в низине, без воды и с кучей комаров – жуть! Стас и Кириллом уехали на разведку, условившись, что мы не будем пока распаковываться. В леске Дима нашел купырь. Такую ботву, как у моркови. Если оторвать корень, почистить нижнюю часть стебля – на вкус реально похоже на морковь. Набрали про запас.
В результате переехали еще чуть дальше к берегу речки. ИМХО, комаров тут все же было меньше (фото 058).
Ветерок хоть какой-то. Ходим, как дураки, одетые с головы до ног из-за комаров. Вообще на последних наших стоянках первым делом достаем штаны и куртки и закутываемся, несмотря на жару. И в таком же виде собираемся по утрам – руки-то заняты, нечем отмахиваться от комаров (да и не очень это помогает).
Стали в 18.51. Расстояние 80 км. Ходовое время 4 ч 56 мин. Асфальт 47 км, грунт 33 км. Речки дня - Терса, Елань, Бузулук. Мелких рек без счету.
Итого за 4 дня проехали 300 км – готовая единичка.
Убедившись, что никому не стало плохо, тоже пробую купырь. Мужская часть группы занимается синхронным пилением одного ствола (фото 059).
Ужин, приготовленный Максом и Олей, был на редкость вкусный: макароны варятся, затем добавляется свежесорванная крапива (фото 060), специи (фенхель, перец горошком), тушенка, сыр.
Я даже добавку всю съела. Комары нас душат. Намазались вроде каким-то антикомарином, но нас рать, а их орда, сидят рядами на одежде, заслоняют поле зрения, пикируют в тарелки (утром каша оказывается с мясом) и стаканы. С мстительным наслаждением наблюдаем, как они заруливают в пламя костра и вспыхивают.
Из сидячего положения встаю медленно, руками придерживаюсь, мышцы ног ноют от голени до бедра. Сидеть согнув колени не могу.
Сидим, ждем, когда у комаров отбой будет. Греем воду на чай. Палатки обсуждаем. Завтра хотим встать пораньше, выехать пораньше. График движения определяется укладом комариной жизни.
Кирилл уговорил Дениса съездить в Киквидзе, который был на расстоянии 8 км, но у них поездка заняла в общей сложности 23 км. Судя по виду, Денису сначала ехать не особо хотелось, но репутацию безбашенного надо оправдывать, а в процессе втянулся: «Едешь за ним, он так фигачит: ощущение, что голову высунешь – оторвет встречным потоком!». Ждали их долго. Потом заметили три огонька среди полей – они. У них сна ни в одном глазу. Чай пропустили – сели греть его заново. Гадая, заметят или нет, прикончили банку ананасов. Не знаю, во сколько там случился отбой.
Подъем в 7.20. Рекордно ранний выезд: ретивый авангард покинул место стоянки еще до 9 (!), ленивый арьергард – в 9.15. Старт от точки 300км. По уже сложившейся традиции (из-за комаров) на выезде на трассу переоделись в легкое.
Сбор группы у церкви в Киквидзе (фото 063), которая находится на центральной площади.
Руководитель убыл ставить очередную отметку в маршрутке, группа (особенно опытные) возмущаются из-за потери времени. Интересы немного расходятся: одни хотят ехать быстрее и напряженнее, но с остановками, другие медленно и с удовольствием за счет сокращения остановок. Руководитель вернулся с триумфом (печатью), но получил нагоняй.
Однако, задержка эта, видимо, была запланирована счастливой звездой редактора районного радио «Киквидзенские вести». Сергей Николаевич Попов вежливо и деловито осведомился о возможности интервью, и, получив утвердительный ответ и настроив техническое обеспечение, устроил руководителю, фотографу и завхозу допрос с пристрастием (фото 066).
10.40 312км – наконец-таки отъехали от церкви. Снова еду в сцепке.
11.02 – остановка. По асфальту хочется ехать побыстрее, и более мощная часть группы предлагает ехать в сцепке всем. Но как-то не складывается.
11.15 – продолжаем путь. Для оптимизации движения решаем следующую остановку сделать через 15 км (45 минут) и не ранее.
11.59 – мой внутренний таймер сигнализирует, что пора останавливаться, и чтобы никто не забыл об отдыхе, я цепляюсь колесом и вылетаю на дорогу. Техника на этот раз не страдает, а вот мне приходится оказывать себе первую помощь, содрала кожу на пальце. Короткий перекус – и вперед.
Остановка по требованию. Ящерки, бабочки, комары (разве это комары :) ?) – дикая природа (фото 067).
Ловлю момент – редко удается посидеть на солнышке, все время какие-то текущие дела (отчет надо писать, лекарства в рюкзаке откапывать, фотки делать). В общем, все занимаются любимыми делами (фото 068)
Поступил сигнал SOS, часть группы уехала помогать кому-то толкать машину. Мы же, немного проехав вперед, ждем. Вскоре явились спасатели машин, авторитетно заявляют: «Дед водит машину не дольше недели. Скоро она у него сдохнет».
13.21 345км - поворот на Новоаннинский направо. Группа подтянулась компактно.
13.41 348км – фото у указателя «Новоаннинский» (фото 069).
14.15 – закупка в «Радеже» в Новоаннинском. Рейд по местным точкам сотовой связи в поисках автомобильной зарядки для мобильника. До глубины души поразили всех продавцов своим видом и нелегкой судьбинушкой:
Продавщица, молодая девушка: – Не представляю себе, целую неделю…
Я: – Я вас понимаю, девушка.
– Нет, вы меня не понимаете.
– Очень хорошо понимаю. Полгода назад я была в вашем лагере.
Тем временем, часть группы успела поучаствовать в фотосессии для новоаннинской прессы. Полные сознания собственной значимости, дальше гордо ехали стройной колонной.
15.00 – форсировали висячий мост (фото 071). Типа экстрим.
15.11 353км – остановка на пляже на Бузулуке для обеда.
Поплавали, постирались, ножки помыли (фото 072-073).
072 - передвижной дом, 073 - шалуны
Быстренько пожрали от пуза. С 16.00 – отдых, сиеста на солнышке. Настоящий пляж с лежаками. Жаль, солнышко периодически заходит, а ветерок дует, кайф ломает. Выезд запланировали на 17.00. Хочу сломать стереотипы и собраться наравне со всеми. Собрала все, что раскидала, готовность максимально возможная. Ложусь валяться… Завтра мы можем уже приехать в Урюпинск. Досрочно. Жаль. И чего мы в Волгоград не своим ходом?
Группа навигаторов сосредоточенно орудует курвиметром и тычет в карту. Серьезное это дело, прокладка курса! Не хочешь плутать – трудись и в сиесту!
[ Заодно подсократили маршрут: погода явно портилась, и совсем не хотелось месить грязь в последний день, напрягаясь изо всех сил. Нам в начале дистанции грязи хватило, а настроение к концу похода постепенно превращалось в отдыхательное (как и было запланировано). Расчет оказался ювелирно точным: на следующий день выехали с грунта на асфальт, и тут же полил дождь. ]
А ведь я и правда собралась досрочно – в 16.53!
А то, что последняя и все уже уехали – неорганизованные товарищи попались! Сказано было «В 17.00»! Погода испортилась, и решили выехать пораньше? У вас семь пятниц на неделе, а я успевай! [ Если бы только погода... Набежали тучки, и тут же налетели в огромном количестве комары. А ведь до этого их практически не было. Пришлось срочно одеваться и в темпе вальса валить с пляжа. ]
Заперлись на мост, пилили 5 км, догнали костяк. А оказалось, что не туды едем, товарищи! Вертайсь! [ Заблудиться на московской трассе - это что-то новенькое. Нам практически удалось! ]
18.24 374км – Березовка 2-я. Запаслись водой у местных жителей, они пугают нас комарами (фото 076).
Снисходительно усмехаемся. Идем фоткаться с фауной (фото 077), подманив на печеньку.
Пока я занималась должностными обязанностями, группа, как водится, свернулась и почесала. Дедулька с бабулькой мне посочувствовали. Двинула догонять.
Почти догнала, но вид неба был такой красивый, лучи пробивали облака и солнечным душем падали на дорогу. Плюнула на отставание, остановилась, сфоткала (фото 078)
078 - как упоительны в России вечера
– и опять вдогонку. Как достало догонять!!!
Руководитель озаботился неполнотой состава, вернулся, увидел, что у меня горит фара, решил, что опять упала. Ну у меня и репутация!
Догнала наконец-то. Еду в толпе. Чего-то они медленно как-то едут, хотя дорога с небольшим подъемом. Перегоняю всю нашу группу слабых. А силы все не заканчиваются. Отрываюсь. Решаю не сбавлять, пока авангард не остановится, чтобы по традиции подождать группу.
Приезжаю на полпути между сильной и слабой подгруппами. Успеваю запечатлеть виды и как подъезжает вторая подгруппа.
– Ты чё себе вколола? А нам не даешь!
– А ты не совсем развалюха!
Вот такие комплименты.
19.45 385 км – встали на стоянку. Ходовое время 4 ч. 43 мин. Средняя скорость 17,9. Асфальт 83 км, грунт 2 км, благодаря попыткам заблудиться на московской трассе суммарная обратная радиалка в этот день составила 7км. Речки дня - Бузулук, Паника.
Очень красивое место: холм выступает вперед, по сторонам склоны, открытый далекий горизонт и заходящее солнце!
Намазались мазилками, зажгли припасенные спирали от комаров. Но именно сегодня комаров было… ну просто не было, по сравнению с предыдущим опытом.
На ужин была «капуста со специями», ибо хоть ингредиентов было и много, превосходство капусты было неоспоримым.
Поиграли в «Ассоциации». Меня вычислили уже на половине круга. Потом в «Крокодила». Народ явно имеет большой опыт, новичкам угадывать не удавалось. Но и корифеев добил «оголтелый сионизм». [ Мой дебют в игре, и сразу такое... Мало что получилось, но с сионизмом не смог справиться и опытный Максим. ]
Постепенно народ расползался по палаткам, закономерно, казалось бы: рано встали, хотели выспаться. Заполночь нас покинул даже Кирилл. Но Денис с упорством, достойным лучшего применения, отказывался уходить, мотивируя это тем, что ему и тут хорошо. Решили ждать, кто первый сломается.
Рассказ очевидца о майском походе 2007 в Щербаковку… Тут уже и храп из ближайшей палатки прекратился… Костер погас, так, немного тлел… Тьма сгущалась… Слабый ветерок был не в мою сторону, забирая остатки тепла, начала мерзнуть спина. Фигов феминист оказывался подбросить дров.
2.30 – победила дружба, отбой.
Утром проснулась в 8. Народ уже встал, сготовил еду. Я накануне купила сосисок. Мясо! Комаров почему-то практически не было. Ясная, теплая погода, вроде не торопимся, день в плане прогона ожидается ненапряжный. Повалялись у костра. Так лень собираться! Эх, быть мне опять последней! Как муторно собираться! Хотя процедура уже отработана. Рациональный способ упаковки вещей в велорюкзак оказался таким (в порядке запихивания): мешок с не планируемой к надеванию в течение дня одеждой, мешок спальных пренадлежностей, мешок с одеждой на вечер (с антикомариными свойствами, т.е. длинными рукавами и штанинами, и которую не жаль прожечь), мешок с планируемой к надеванию одеждой.
Выезд по плану поздний: то ли в 10.30, то ли в 11.00. Как приятно с утра не торопиться, поваляться на солнышке! Поиграли в увлекательную игру: все занимаются своими делами, фотограф включает автоспуск, зовет всех, все срываются с мест, торопясь принять позу к моменту вылета птички (фото 084-085).
084 - дубль раз, 085 - дубль два
11.28 – выезд последних. Денис двинул напрямую с холма – даунхилл, мы с Димой решили не создавать себе проблем с утра пораньше :).
Жарковато сегодня!
12.05 387км – сбор группы, поправка оборудования. Денис промочил контакты, но доволен опытом первопроходца.
Едем по асфальту.
12.40 395км – Деминский. Закупка в магазине. Аборигены грязнее нас, это успокаивает :) (фото 087).
Может, у него и ноги такие же побитые, только он их прячет.
13.00 – отъезд. С ветерком пролетели по асфальту (фото 088).
Некоторое время ехали плотной группой – непривычное ощущение, легко, приятно. Некоторым это приелось, и они вломили. Нет мне покоя, я тоже. Чуть не догнала, но тут они еще прибавили. Потом оказалось, они меня увидели и отчаянный вопль «Оля догоняет»!» ударил по мужскому самолюбию, и они удрали.
13.25 403км - выезд на грунт перед бол. Головским. Хороший такой грунт, весело полетели.
После Головского видим 2 дороги. Мы направо. Ой, чегой-то не туды, говорит GPS. Обратно, теперь по левой. Едем.
13.51 - Упс, опять не туды, нам обратно. Ох уж этот GPS, техника в помощь человеку. Легкий день, расстояние смешное… «Да вы смотрите, какие виды!» - выкручивается руководитель.
13.58 – вернулись к прежней точке на правой дороге. Совет навигаторов (Денис, Макс и Оля) ищет путь. GPS сел.
Тепло, но стало пасмурно. Оценили техническое состояние великов. У Юры – человека-аварии – вылетела спица и болтаются остальные. У Стаса с начала похода нет трех спиц! [ Вот такое довелось видеть впервые - спицы настолько удачно поломались, что восьмерки практически не было. У Юры дела совсем плохи - заднее колесо еле живое. По пути Максиму пришлось еще останавливаться и подкручивать разбалтывающиеся нипели спиц. Необычайно много работы у механика в этом походе. И хорошо, что механик опытный. ]
14.20 – тронулись. Весело промчались по горкам, залетая сходу.
14.46 – опять дорога не туда поворачивает. Немного вернулись – уже не так борзо - ветер стал встречным. Нашли дорогу.
15.05 424км – обед.
15.55 – отъезд. Собралась вовремя, но почему-то отстала. Полчаса гнали по хорошей грунтовке через поля.
У Лили какие-то проблемы. Денис и Сергей остались разбираться.
Еду одна по полям, стало совсем пасмурно, только впереди виднелась одна спина (кажется, Юры). Захватывающая штука – поход, едешь в гордом одиночестве через унылые вспаханные поля и думаешь, как бы не упустить из виду единственный ориентир. Как бы не дождь!
16.31 – встретилась с ожидающей группой, ждем отставших.
16.42 – Кирилл решил ехать на подмогу, но тут показались отставшие. Заклеивали камеру у Лили. Упахались, пока до нас доехали, так как ветер разыгрался не на шутку. [ Ветер? Да там целый ураган был! Я думал, щас обратно понесет. ] Я оделась потеплее, сильное подозрение на дождь.
16.50 – выезд на трассу.
16.53 435км - х. Акчернский. Дальше едем по асфальту.
17.00 – дождь (фото 089)!
Судорожно упаковали, кто что мог. Еду и представляю, как наше радужное окончание похода подпортит очередное испытание.
17.10 – дождь кончился! Но остался сильный ветер.
17.15 – свернули в сосны по грибы: неужели кто-то серьезно планировал их найти? Не сезон, подумал Штирлиц и выкинул лукошко в сугроб. Зато приятные сосенки. Или цель была в очередной раз напрячь механика? [ Когда мы мокли в Котово, здесь дождей не было. И грибов соответственно тоже не выросло, хотя уже сезон. ]
17.41 – возвращение на трассу.
18.20 448км – въезд в Петровский.
18.30 – закупка. Я-то искала влажные салфетки, и не моя вина, что, как оказалось, ездили мы за водкой. Продавщица проявила гражданскую сознательность и продала вышеозначенное нашему руководителю только удостоверившись предварительно, что ему есть 18 лет. А тут выяснилось, что к нам грядет пополнение в виде Родственников и Знакомых членов группы, тоже запасшихся «самым необходимым». [ В количестве три литра. "Текила Урюпинская, крепость 55 градусов, гонится из местного кактуса. ] Впервые меня настигает запоздалая мысль: «а что я здесь делаю?» и «нафига я поехала в этот поход».
Круглосуточной аптеки у них тут нет, Рамстора отродясь не было, :) даже Радеж с Магнитом еще не проникли в эти непролазные джунгли – как живет народ на доцивилизационной стадии?
19.10 – заезд к местным жителям за водой. Аборигенские дети с интересом разглядывают нашу грязную банду: «Это спортсмены из Волгограда!». Вот они мы кто, оказывается!
19.25 451км - въезжаем на бывший танковый полигон. Впереди двухкилометровый песчаный участок.
19.40 453км – встали на стоянку. Расстояние 68км. Ходовое время 4 ч 15 мин. Средняя скорость 15,7. Асфальт 32км, грунт 32км, песок 2 км. Блуждали сильно, обратная радиалка рекордная - 8км.
Разбили палатки среди высоких мачтовых сосен, с видом на разлившееся озеро. Меня не покидает ассоциация с пляжем и пальмами, особенно это видно на фото (фото 090).
Под ногами ковер из хвои и шишек. Раздаются предложения отъехать в другое место, на траву, чтобы не спать на шишках, да и подальше от дорог. Но место очень приятное, и мы остаемся. Хотя если приземлиться и подумать о насущных потребностях среди голых стволов… Ночью-то проблема теряет остроту, а вот утром набирает вновь. Ну что ж, продолжительные прогулки пешком тоже полезны. [ Озеро называется Ильмень - третье озеро Ильмень на нашем пути в этом походе. ]
Последний раз строим дом. Последняя ночевка в походных условиях…
Кирилл проводит тест-драйв чьего-то велика. Меня тоже обуревает желание покататься наконец без багажника. Совсем другие ощущения! Однако, не время для развлечений – сегодня моя смена дежурит. Только и успела съездить на велике (какой он вертлявый без груза!) к озеру помыть руки (а они не отмываются, сколько не намыливай) и пожалеть, что оставила фотоаппарат на стоянке (первое правило путешественника: ВСЕГДА бери фотоаппарат с собой!), закатные краски над абсолютно спокойной зеркальной гладью были очень колоритны. А ощущения у пустынного предвечернего берега со студеной водой… нет, не передать! [ Боюсь, что это и фотоаппаратом не передать. Все тона и краски настолько тонкие, и такая красота - это надо только видеть. Мы еще не в Урюпинске, но совсем рядом, поэтому все вокруг такое особенное. ]
Вместо Стаса сегодня с нами Дима. Дежурные из нас те еще. Командуют нами все, кому не лень. Варим суп: морковь (немытая, но чищеная), лук (та же технология), суповые пакеты, тушенка, макароны, соль. Затрудняемся с алгоритмом закладки ингредиентов в котел. Ну, пошвыряли кое-как под руководством аксакалов. Поступило предложение сделать салат. Главное – правильно нашинковать морковь, это Сергей не доверит никому. Берет свой острый нож, режет… и режется. Бросаю функцию дежурного, бросаю функцию летописца, включаю опцию медсестры. Тем временем, суп сварился; сняли его с огня не мы – если недо- или пересолено, мы не виноваты. Сергей мужественно пытался дорезать морковь, но все же пришлось призвать на помощь Дениса, который, не выдержав града указаний, для ускорения процесса последний кусок морковки просто съел. Суп оказался ничего. Пахнет так даже вкусно. Еще Стас испек картошку в углях. Да, слова «рацион» и «паек» не из нашего лексикона.
Сегодня ожидается что-то особенное: пьянка, сосиски должны подвезти, а также Первое в Истории Посвящение в Велотуристы шестерых из нас, кто впервые в велопоходе. Макс с Олей сочиняют сценарий.
Подъехали гости: двое туристов-водников, знакомые клуба и брат Кирилла.
Посвящение состояло из нескольких конкурсов. Методом жребия нас поделили на команду Синих (Дима, Сергей и я) и команду Красных (Стас, Кирилл и Лиля).
Задание 1: назвать известные марки велосипедов. Вспомнили и Школьник с Уральцем, и Norco с GT, и еще «ну тот самый позорный велик, ну как его… во-во, Стелс!». Первое очко у Синих!
Задание 2: изобразить фрагменты из жизни велотуристов. Кто оказался органичней в этой роли, знают только судьи (фото 091-092).
Задание 3: «Пойми меня» - объяснить напарнику ряд слов, не называя однокоренных и не показывая. Сергей так и не смог назвать фамилию Влада, хотя быстро понял о ком речь, и так и не назвал фирму Shimano. Красные явно догоняют!
Задание 4: назвать максимум положительных эпитетов в адрес руководителя похода. Ну, тут наши дифирамбы не поддаются исчислению. С этих пор статус руководителя был официально закреплен в обращениях «Богоподобный» и «Лучезарный», воспринятых Им без ложного смущения. [ А главное - скромный, что нисколько не мешает быть Лучезарным :) ]
Задание 5: спеть песни про велосипеды. Наша команда вспомнила целых три против одной у Красных.
Судьи подвели итог. Синие : Красные = 4 : 3.
После Посвящения проводили гостей. После их ухода торжественно разрезали принесенный ими торт. Стыдно, что не угостили, но вкусно.
Ходят слухи, что завтра мы даем интервью Урюпинскому ТВ. По сему поводу Лучезарный принял мудрое решение много не пить и рано лечь спать. И около часу ночи отбыл. А простой народ еще долго сидел у костра, провожая последнюю ночь, благо она была теплой. Ночная природа очень красива: высокие мачты сосен, звездное небо, светлая полоса над водой, громкое кваканье и костер цвета икры. Был поставлен рекорд отбоя – после 4-х утра. Я тоже решила испытать новые ощущения – ушла не последней и впервые засыпала под треск костра и разговоры, а не под общий храп.
Завтра будет еще целый день – но совсем другой. Эта сказка длиной в 6 дней заканчивается. Все события кажутся такими отдаленными: брод и ливень, поезд и комары, интервью для радио и фото для прессы, ботинки на багажнике и ботинки вокруг костра.
Сегодня мы впервые встали как полагается дежурным - дисциплинированно, по будильнику, в 8 утра (фото 095).
Потом оказалось, что все равно не первыми – появился Дима, который уже успел сгонять за молоком. Остальные тоже начали быстро подтягиваться. Допраздновали последнюю ночевку: шампанское, торт (фото 096-097).
096 - чур, я допью, 097 - чур, я доем
Сергей встал в позу для фото, и оно могло получиться гораздо эффектней, чем мы ожидали, но я стормозила, а жаль: фонтан шампанского был не менее живописен, чем в исполнении только что победившего Шумахера.
11.10 453км – выезд, все в едином порыве. По грунту, по песку.
11.30 – выезд на трассу.
11.35 – проехали реку Каменку.
11.38 и 11.39 – указатели «Урюпинск». Руководитель задал мощный темп, группа с энтузиазмом подхватила. Вот жажда славы – на интервью торопятся! Я скромно держалась в хвосте. На одном дыхании мы пролетели оставшиеся 10 км.
В общем, телеинтервью по техническим причинам не получилось, зато было фото- и устное (фото 098,101).
098 - спортсмены из Волгограда, 101 - очередное интервью
[ Как всегда все ужасно переврали. Например, если верить статье, мы 400км перлись по проселочным дорогам, по грязи. Я конечно за нас рад, что такие сильные, но ведь не в этот раз! Спасибо хоть ничего плохого про нас не написали :) ]
В Урюпинске нас радушно приняли в доме родителей Максима Сушко, за что им огромное спасибо!! Здесь мы скинули рюкзаки и посетили в пещеру чудес – ванную комнату, обладающую тайной магией: войдя в нее, быстро выйти невозможно!
12.40 – велопрогулка по Урюпинску. Первым делом – фото с памятником козе (фото 102)
и другими знаменитыми урюпинскими мемориалами (103-104).
103 - с шолоховскими персонажами, 104 - с мальчиком в каске
13.10 – поставили печать о прибытии в конечный пункт маршрута похода.
13.20 463км – дали телеграмму. На этом официальная часть похода заканчивается. А мы продолжаем!
13.30 – свободное время. Погода все хочет испортиться, но так и не портится. Съездили покатались в пойме Хопра по лесным тропинкам (здорово, но мало!), заглянули в часовню (фото 106-107), нашли самый большой указатель «Урюпинск» (фото 108), вернулись в центр и обошли церковь (фото 109), которая оказалась закрыта.
106 - часовня в пойме Хопра, 107 - в пойме Хопра
108 - мы сделали это!, 109 - дотронуться до куполов
На крутом грунтово-песчаном спуске с поворотом Лиля не удержалась в седле. Убилась как никогда за весь поход. [ Дома коленка у Лили довольно быстро прошла - повезло. У нас с Кириллом был другой маршрут по Урюпинску, и двигались мы по параллельной асфальтовой дороге, где и был поставлен личный рекорд - 64км/ч. Такой спуск - один на весь Урюпинск, в основном местность довольно ровная. ]
Закупились футболками «Брошу все – уеду в Урюпинск». Жаль, что висело на витрине много фасонов и расцветок, а в наличный ассортимент подкачал. На обратном пути наблюдали, как на площади марширует молодежь, готовясь ко Дню Победы. Их предводительница преградила нам путь: они хотят устроить велопробег в Вёшенку, но нет опыта, не могли бы мы дать дельные советы. Макс собирался пробыть в Урюпинске еще два дня и согласился дать ЦУ в один из этих дней.
Итого расстояние до Урюпинска 10 км. Плюс 15 км прогулка по окрестностям. Общее расстояние за весь поход у меня в районе 500 км. [ Если убрать расстояние, набранное за незапланированные покатушки, по велокомпьютеру получается 477км. По карте - 463км. А без радиалок и того меньше - 438км ].
Вернулись в штаб-квартиру на обед. По привычке – на улице :) (Денис где-то катается с Кириллом и обещанными блинами от тещи для группы. Кирилл и блины – опасное сочетание (для блинов)!). [ Ну уж нет - я гораздо опаснее. Если Кирилла накормить до отвалу, он блины уже не будет. А у меня для них всегда место есть. ] Радушные хозяева нас угощают: суп (как по заказу – без томата!), овощи, зелень – м-м-м! Только управились, как и блины появились – вкусные! Татьяна Ивановна спасибо! Никогда я столько не ела, как в этом походе. Весы в ванной показали прибавку в 2 кг – это небывалый случай!
Истопили баню. Мы с Лилей не захотели, завтра ведь уж дома будем, хочется испытать обещанное ощущение кайфа от залезания в ванну после похода.
А поезд аж в 0.50. Сидеть бесцельно мне надоело, и стало холодно. Жаль, что мы не покатались по Урюпинску еще. Почему-то обед всегда сбивает народ с ритма. И я решила устроить индивидуальную экскурсию по Урюпинску. Сначала пару кругов вокруг дома, чтоб запомнить, куда возвращаться. А потом по прямой в одну и в другую сторону, топографический кретинизм – тяжелый диагноз. Урюпинск – удобный город для велосипедистов: бордюры, как правило, въезжабельные, с высоких везде есть съезды. Нам бы так!
Еду, а тут корова на дорогу двинула. Страшновато, кто ее знает, еще решит ломануться через дорогу, забодает. Останавливаюсь. А бабка: «Эй, на велосипеде, пугани ее сюда!».
К моему возвращению мужская часть группы уже побывала в бане. Калитку открыл наш Лучезарный, розовый и сияющий после бани, и заявил, что теперь он испытывает омерзение ко мне и мне подобным. И так-то, наверное, ему, Богоподобному, приходилось несладко с нами, простыми смертными, но теперь часть группы окончательно низверглась в касту неприкасаемых. Хотя потом признался, что, напялив свое грязное рубище, осознал, что не так уж пропасть между нами и глубока.
Опозоренная и униженная (а также потому, что больше особенно нечем было заняться), я спросила разрешения воспользоваться душем. Не придется поразить домашних послепоходным видом… С другой стороны, они наверняка поразятся, что из похода можно вернуться такой чистой. Вот теперь понятно, где загар, а где был защитный слой :). Хотя руки так полностью и не отмылись. [ Надо было еще пожалеть пассажиров поезда. Одно дело в электричке возвращаться - потерпят. Другое дело в поезде всю ночь. А там же еще и дети... Так что помылись, не зря. ]
В ожидании отъезда сидели в гостиной у телевизора. Выяснили, что Лиля одна осталась некупаной. Испытав те же чувства, что и я полчаса назад, она тоже поплелась мыться, чтоб соответствовать. В тепле в уютном кресле я начала засыпать, и к тому моменту, когда все пошли пить чай, отключилась.
Подтянулись те, кто ездил навещать родственников-знакомых. Приближалось время отбытия, и несмотря на то, что поход уже завершился, Оля строго заявила, что рюкзаки некоторых товарищей, по обыкновению, самые разобранные. Холодно, блин, на улице!
Пора. А ждали мы в этот раз Кирилла, явно наслаждавшегося всеобщим вниманием. Лиля с Сергеем выдвинулись заранее и пешком, так как ушибленная коленка Лили сгибаться отказалась, что исключало езду на велосипеде.
[ На вокзале, вытирая скупые слезы, попрощались с Максимом, который остался в Урюпинске поглощать ящик мороженого. Поход заканчивался все более неотвратимо. Оставалось утешать себя тем, что будут еще походы, и уже совсем скоро. ]
Пока разбирали и упаковывали велосипеды, была получена последняя в походе «серьезная травма», из которой «хлестала кровища», самостоятельно прекратившая кровоточить и вылеченная пластырем. [ Оно капало и пачкало все вокруг! Пришлось срочно заклеивать. А потом под пластырем еще и щипало, пришлось расклеить и применить перекись водорода. Отличное средство, лучше всяких йодов и зеленок. ]
Билеты были взяты в Волгограде с таким расчетом, чтобы нас было по двое в одном плацкартном «купе», чтобы велосипеды уместились на третьих полках. Мое здравое предложение поменять еще два места в нашем с Олей «купе» (подселить наших) было сначала проигнорировано, но впоследствии к нему и пришли. Кирилл отказывался даже на минуту покидать свое место у стола, что не мешало доставать вещи из-под нижней полки.
В Алексиково закупили вредного фастфуда. Уселись его потреблять с намерением не спать. Обсуждали планы на будущее, вспоминали жуткие и прекрасные моменты похода, жаловались на одолевающую ностальгию… Постепенно одни расползлись по своим «купе», другие уснули в странных позах. В полчетвертого легли спать по-цивильному: кто без белья, кто в спальнике (фото 111).
111 - привычка - вторая натура
День, когда кончается одно и начинается другое (9 мая 2008)
Вот и утро. Подъем в шесть с чем-то. Окончательно стала ясной негласная должность Кирилла в походе: юморист. По телефону: «Да я тут по Волгограду катаюсь» – поезд шатает, покачиваемся в такт, – «туда-сюда, туда-сюда».
Асфальт - 331 км (323 км без обратных радиалок)
Грунт - 115 км (101 км без обратных радиалок)
Мел - 9 км
Песок - 4 км
Родник у Островской и церковь там же, меловые горы перед Красным Яром, железнодорожный мост через Медведицу и луга с бродом на участке от Медведицкого до Рудни, монастырский родник в Краишево, церковь в Киквидзе, памятники, церковь и родник в Урюпинске. Пойма Хопра в районе Урюпинска.
Стоимость похода: Общая стоимость в расчете на человека, без личных затрат, 1300р.
Общие выводы
(сделаны руководителем):
Дело не в маршруте, дело в команде. И команда у нас теперь есть.
Десять человек - не слишком много, когда четверо из них уже имеют опыт категорийных походов. Завхозу и механику было сложнее, но главное, что почти остался без работы медик. На дороге ПДД не обязывают разбивать такую группу, но из-за крайней неоднородности состава группа дробилась сама на три-четыре части. Двигаться все время всем вместе было бы совершенно некомфортно. Это пожалуй единственный недостаток большой группы, если кто-то сочтет это недостатком. На вечерней стоянке за общим столом все умещались отлично.
Новички получили достаточно опыта для совершения более сложных походов. Нагрузка была несколько выше рекомендуемой для учебно-тренировочного похода, но снижалась к концу дистанции, что давало хороший резерв во времени на случай различных непредвиденных ситуаций.
Самая большая неожиданность похода - комары, а точнее их невероятное количество. Обычно в это время их нет, но тут ранняя весна - и мы попали по полной программе. Ненавижу химию, но без нее было совсем никак. Еще хорошо, что к вечеру холодало, и поэтому во-первых мы были в закрытой одежде, а во-вторых, у комаров в 9 вечера был отбой. Другая неожиданность - особо мощный, хотя и короткий, ливень в Котово, от которого не промок разве что полиэтилен. Все остальное - насквозь. Ну и грязи на следующий день было достаточно. Даже странно, что проехали этот участок сравнительно легко.
В целом после всех этих испытаний готовы ко всему. Но предпочтем мирные посиделки у костра, что и было в прошедшем походе самым главным :)
Напишите ваше мнение об отчете (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)
Напишите ваше мнение об отчете (со ссылкой на эту страницу)
на первую страницу
клубная информация
| походы | ПВД |
фотоальбомы | публикации |
клубные события |
соревнования | форумы
| ссылки
Сайт
велоклуба ОРИОН открыт 29.08.99
© 1999-2009 Велоклуб ОРИОН