о велотуристском походе пятой категории сложности по Средней Азии
по маршруту:
Бишкек -
Токмак - Новороссийка – пер. Озерный (н/к, 3520 м) - Алма-Ата - Чилик - Саты -
Курменты - пер. Курменты (н/к, 3552 м) – Ак-Byлак - Чолпон-Ата - Рыбачий -
Бишкек – Кара-Балта - Соколук - Мерке – Джамбул- Чимкент - Ташкент;
совершенном с 8 по 31 августа 1992 года.
Руководитель группы В. А. Комочков
Поход утвержден Маршрутно-квалификационной комиссией Волгоградского велоклуба "Орион" 19.07.92 г.
Маршрутная книжка 5-92
МКК Волгоградского велоклуба "Орион" рассмотрела отчет и считает, что поход может быть зачтен всем участникам и руководителю. Маршрут имеет 5 категорию сложности
Поход проводился группой велотуристов велоклуба "Орион" в количестве семи человек (см. табл.1) в августе месяце в районах Северного Тянь-Шаня и Южного Казахстана. Наиболее сложные участки маршрута находились в районе хребта Заилийский Алатау.
Общая протяженность маршрута составляет 1447 км, продолжительность - 24 дня.
Протяженность пешеходных участков составила 49 км , что заняло по времени около 18 час чистого ходового времени
Причиной изменения маршрута явилось сильное землетрясение в районе Суусамыр с перекрытием трассы.
Фактический маршрут похода охватывает два географических района: Северный Тянь-Шань и южную часть Казахстана.
Северный Тянь-Шань включает в себя следующие основные хребты: Заилийский Алатау, Кунгей-Алатау, Киргизский и хр. Кетмень. Заилийский Алатау - самый северный хребет Тянь-Шаня, граничащий с равнинами Казахстана, простирается с запада на юго-восток, восток, достигая наибольших высот в массиве Талгар (4973 м). От основного хребта на север отходит множество боковых отрогов, из которых наиболее мощными являются Большой и Малый Алма-Атинские отроги.
К. югу от Заилийского Алатау за долинами рек Чилик и Чон-Кемии тянется второй основной хребет - Кунгей Алатау, достигающий наибольшей высоты в массиве Чоктал (4770 м) и граничащий на юге со впадиной озера Иссык-Куль. Эти два хребта соединяются на меридиане Алма-Аты, образуя Чилико-Кеминскую перемычку.
Оба хребта отличаются асимметрией склонов. Как правило, северные и западные склоны перекалов короткие и крутые, а южные и восточные более пологие и длинные. Граница вечных снегов пролегает для Заилийского Алатау на высоте 3600 м на сев. склонах, 3 900 м на юж. склонах, для Кунгей Алатау на высоте 3500 м.
Наиболее крупное озеро после Иссык-Куля - Большое Алма-Атинское озеро на северном склоне Заилийского Алатау. Самое красивое озеро района - Жасык-Куль (высота 3427 м), из которого берет начало р. Чон-Кемин.
Большая высота гор определяет местный климат. Ночью ветер дует с гор в долину, днем - наоборот. Смена направлений ветра происходит между 8-10 часами утра и вечера. С увеличением высоты заметно усиливается разреженность и понижается температура. Вероятность осадков увеличивается с севера к югу и с запада к востоку района. В горах Сев. Тянь-Шаня часто бывают грозы. На высоте свыше 3500 м осадки в виде снега выпадают круглый год. Самый теплый месяц - июль.
Северный Тянь-Шань относится к молодым горным образованиям с активными сейсмическими процессами, могущими быть причиной лавин и селевых потоков (июль 1988 г. в р-не Б. Алм а-Атинского озера).
Наиболее устойчивая погода для туристского сезона - последняя декада июля - август - первая декада сентября.
Описанный горный район чрезвычайно популярен среди горных и пеших туристов, а также альпинистов. Велотуристские походы осложнены отсутствием автомобильных дорог. Перевалы как правило категорийные. Некатегорийные перевалы характеризуются довольно с ложным рельефом с периодически исчезающей горной тропой. Наиболее обхоженным перевалом является пер. Озерный (3520 м).
Специальной подготовки продуктов питания не проводилось, т.к. по свидетельству очевидцев: (жителей Киргизии и Казахстана) с продуктами на месте обстановка нормальная. Спецподготовка и спецснаряжение не требовались в виду предполагаемого отсутствия переходов по ледникам и особо сложных горных участков.
Доехать до Бишкека можно только с пересадкой: либо в Ташкенте, либо в Саратове. Поезд № 57 Волгоград-Ташкент отправляется в 13.10 м приходит в 6.30 утра московского времени (разница во времени 2 часа) - 3 ночи в поезде. Прямые и обратные билеты дают только на Ташкентский поезд, Поезд приходит на Южный вокзал, на Бишкек уходят с Северного. Между вокзалами ходит электричка. Поезд 187 Джелал-Абад - Бишкек уходит в 12-40. Билеты продаются за 2 часа. В Бишкек приходит на следующее утро в 5.30. Поезд Ташкент-Волгоград уходит в 15-30 (вт, ср, сб, вс). Другие варианты: из Бишкека идет Московский поезд через Саратов и многие поезда идут через Луговое и Арысь. Там всегда можно пересесть на какой-либо поезд на Ташкент.
Схема маршрута
Дни пути | Дата | Участки пути | Путь, км | Xарактер пути, ест. препятстви |
1 | 8.08 | Бишкек - Токмак | 91 | асфальт |
2 | 9.08 | Токмак - К.Маркс | 85 | асфальт, грунт |
3 | 10.08 | К. Маркс - р. Джиндысу | 46 | грунт, подъем |
4 | 11.08 | Джиндысу - - Кольалматы | 36 | тропа, броды |
5 | 12.08 | Дневка | ||
6 | 13.08 | пер. Озерный - Большое Алмаатинское озеро | 19 | пешая тропа, каменист.дорога |
7 | 14.08 | Большое Алмаатинское озеро - пригород Алма-Аты | горно-лесной спуск | |
8 | 15.08 | Алма-Ата (полудневка) | 23 | асфальт |
9 | 16.08 | Алма-Ата - Чилик | 118 | асфальт, равнина |
10 | 17.08 | Чилик - р. Шарын | 97 | асфальт |
11 | 18.08 | р.Шарын - Карабулак | 58 | асфальт, подъемы |
12 | 19.08 | Карабулак - Курменты | 41 | асфальт, грунт |
13 | 20.08 | Курменты - верховья | 11 | пешая тропа |
14 | 21.08 | пер. Курметы | 14 | пешая тропа |
15 | 22.08 | Кудургу | 51 | тропа, асфальт |
16 | 23.08 | Кудургу - Чолпон-Ата | 78 | асфальт, равнина |
17 | 24.08 | Чолпон-Ата - Рыбачий | 79 | асфальт, равнина |
18 | 25.08 | Бишкек - Соколук | 35 | асфальт |
19 | 26.08 | Соколук - Мерке | 116 | асфальт |
20 | 27.08 | Мерке - Алгабас | 67 | асфальт, сильн. ветер |
21 | 28.08 | Алгабас - Джамбул | 83 | асфальт, сильн. ветер |
22 | 29.08 | Джамбул - Акжар | 165 | асфальт |
23 | 30 „ 08 | Акжар - Каратас | 6.1 | асфальт, подъемы |
24 | 3.1.08 | Каратас - Ташкент | 56 | асфальт. |
Итого 1447 км
Весь маршрут можно условно разбить на четыре участка:
1) Бишкек - Алма-Ата; 2) Алма-Ата - Иссык-Куль; 3) побережье Иссык-Куля; 4) Бишкек - Ташкент.
В описании маршрута указывается текущий километраж участка, соответствующее московское время и высота местности над уровнем моря. (Если значение высоты отсутствует, значит оно близко к предыдущему) В конце дня дается дневной пробег, суммарный набор высоты и чистое ходовое время.
1. БИШКЕК - АЛМА-АТА, 320 км.
Первый участок маршрута включает движение по равнине вдоль реки Чу, подъем вверх по Чон-Кеминскому ущелью между хребтами Кунгей-Алатау и Заилийский Алатау, пересечение Заилийского Алатау по перевалу Озерный и спуск в Алма-Ату. Дорожные условия очень разнообразны, включая пешеходные участки с бродами и сложными каменистыми тропами.
0.0 км, 9.00, 690 м. Бишкек. Разница во времени с Москвой - 2 часа.
Справа совсем близко снежные горы, видно с любой улицы. Погода отличная (фото 1).
Фото 1. Бишкек
30 км. Дмитриевка, заправка, гараж. 3алравилисьбеизином (бесплатно).
Местность в основном равнинная (фото 2)
Фото 2, Дань уважения предкам
47 км. Начались легкие холмы, асфальт хороший. Впереди невысокие горы.
Вчера был дождь, поэтому не жарко, 24° в тени. Вдоль дороги базарчики и отдельные продавцы арбузов и дынь. Вынуждены останавливаться.
72 км,.13.30, 700 м. Токмак. За Токмаком сад - яблоки зимние. Слева рельефные горки, под ними течет Чу.
89 км, 3а Искрой железнодорожный переезд. Поворачиваем влево вдоль арыка к Чу и горкам (фото 3).
Фото 3. Горки Верблюд и Колдун
91 км, 15.00, 900 м. До Чу не доехали, остановились на арыке. Местные говорят, что в Чу воды меньше, чем в арыке. На горках (Колдун и Верблюд) тучи. Местность каменистая, но вода чистая, и можно купаться. Но до захода солнца - быстро холодает. Ночью моросил дождь.
91 км, 210 м, 4 часа 40 мин
92 км, 6.30. Трасса. Пасмурно, но тепло. Светает около 6.00 моск. Плавный подъем.
110 км, 1000 м. Проехали Ак-Бекет. Над горами тучи, солнца нет, тепло, но Азии не чувствуется.
113 км, 7.30, 1020 м. Быстровка (Кемин). Перед городом и в городе заправка. Хороший базар, не очень хорошие магазины. Хлеб находим не на центральной трассе, а на Ломоносовской. Цены наши. Появилось солнце.
134 км, 10.10, 1190 м. Родник с оленем, чайхана, стоянка, много автобусов.
136 км. Поворот в Чон-Кеминскую долину, мост через бурный Чон-Кемин (фото 4).
Фото 4. Поворот в Чон-Кеминекую долину
150 км, 12. 00, 1380 м, Чон-Кеминский заповедник, кордон, киргизы, 10 рублей с человека, официально с квитанцией. Дружелюбно.
155 км, Новороссийка (Шабдан). Почти все переименовано. Чудесные места для стоянок.
175 км, 15.40, 1740 м. За пос. Карл Маркс асфальт кончился. Чонг-Кемин все время справа (фото 5)
Фото 5. Река Чонг-кемин
Проехали мимо мостика, на той стороне фермочка. Лесочек на берегу, хорошая лужайка. Все в облепихе. Стоянка (фото 6).
Фото 6. Стоянка на облепиховой опушке
Подъезжал молодой киргиз, пил чай, учил ловить форель, но не получилось.
84 км, 840 м, 5 час 30 мин
8.0 - выезд. Ветерок, прохладно. Ремонт трещотки.
182 км, 8.30, 2040 м. Хорошие подъемы, два раза пришлось толкать (фото 7,8).
Фото 7. Начались пешие паузы Фото 8. Здесь тоже не надо крутить
Река далеко внизу. Еще хороший затяжной подъем и наверху - "Мертвое озеро" (фото 9).
Фото 9. Мертвое озеро
Прозрачно-зеленоватое. Говорят, есть рыба. Еще чуть вверх и перевальчик (2080 м). Хороший спуск (.см. фото .10), долинка с маками.
Фото 10. Бывают приятные моменты в горах
Показался впереди снежник (фото 11).
Фото 11. Впереди показался первый снежник- это Чок-Тал
189 км, 9.40, 2010 м. Отличная долина для стоянок (фото 12). Местные особенные ели.
Фото12. Райское местечко
195 км,10.40, 2200 м. За первым мостом через Чон-Кемин (фото 13)
Фото13. Первый мост через Чон-Кемин
опять перевальчик и опять вверх. Дорога терпимо-каменистая. Солнце в зените, ветерок прохладный.
198 км, 11.15, 2210 м. Живописные камни, сосны, полянка, ручей, перекус с ведром молока местных чабанов. Час отдыха (фото 14).
Фото.14. Некоторые называют это просто райским наслаждением
202 км, 12.20. Дорога подходит к самой реке, но палатку поставить негде
207 км, 13.00, 2300 м. Еще один мост, подъем, юрта чабана - он же лесничий. Пьем чай с молоком. Далее небольшое плато с метеостанцией. Есть ровные приятные участки(см.фото15)
Фото 15. Встречаются еще хорошие участки
212 км, 2380 м. Брод по камням через ручей. Хорошее место для стоянки.
215 км, 15.10, 2500 м. Все время вверх. Справа ледник. Похоже, что это гора Чок-Тал (фото 16).
Фото 16. Самая высокая вершина в Кунгей Алатау - Чок-Тал
Перевальчик (2570 м) (фото 17) и внизу - река Джиндысу.
Фото 17. И опять вверх
216 км, 2400 м. Джиндысу, мост (фото 18).
Фото 18. М ост через Джиндысу
После хорошего спуска –долина Чон-Кемина слева , 218 к м,.16.00, 2200 м.
222 км, 16.30, 2490 м. Стоянка в овражке на склоне под сосновый леском (фото.19).
Фото 19. Стоянка у последнего лесного массива Чон Кемина
Лесной массивчик последний в долине. Последний мост через Чон-Кемин остался в двух километрах слева позади.
47 км, 920 м, 5 час
6.30. Возвращаемся к мосту (фото 20) и на левую сторону.
Фото 20. Последний пост через Чон Кемин
Киргизы ничего не знают. Один русский наверняка сказал, что дальше мостов нет (Их действительно нет, так же как и подходящих бродов до самого верховья)
За мостом пошла уже не дорога, а тропа, но ехать еще можно (фото 21,22).
Фото 21. Качество дороги резко ухудшилось Фото 22. Воздух здесь так себе - мало
Река все время далековато от тропы.
239 км, 8.50, 2580 м. Юрта чабана (фото 23).
Фото 23. Киргизские пастбища
Меняем подсолнечное масло, чай на мясо.
242 км. Речушка почти по колено (фото 24).
Фото 24. Такие броды здесь довольно часты
На брод ушло 15 минут. Опять юрта, пьем кислое молоко (фото 25).
Фото 25. Чабаны здесь все приветливые
На трудных участках уже чувствуется разреженность.
244 км, 10.30, 2690 м. Еще ручей с озерцом, но помельче.
245 км, 10.40, 2700 м, Алмаатинка (фото 26).
Фото 26. Речка Алмаатинка
Справа ледничок в распадке и тоже стекает речка.
249 км, 11.30, 2740 м. Ручей, баранья тропа. Впереди завиднелись снежники верховья ущелья. Обед. Козья тропа по крутому склону (фото 27).
Фото 27. Нормальная тропа кончилась. Дальше в основном пешком.
Только пешком.
251 км, 13.00, 2750 м. Спустились к руслу. Казалось, что лучше идти по каменистому сухому руслу. Но немногим лучше. Опять поднялись на склон.
253 км, 14.10, 2800 м. Серьезный брод по камням на полчаса. Опять пешком.
258 км, 16.30, 2830 м. Стоянка в лощинке с ручьем перед речкой Коль-Алматы (фото 28).
Фото 28. Стоянка под перевалок Озерный
На пригорках растет арча. Это последний островок древесной растительности, показанный на некоторых картах. Корни арчи хорошо горят.
36 км (9 - пешком), 430 м 7 час 30 мин.
Дневка. Экскурсии на соседнюю горку и вверх по ущелью к озеру Жасык-Кель. Через Алмаатинку навели переход из камней, воды не очень много. Но через следующую речушку посложней. К ней спускается тропа с перевала Озерный. За рекой плавный зеленый подъем по высокому берегу Чон-Кемина. Под ногами много чебреца. Очень иного туристов горников и пешиков. Они уходят в верховья к озеру и дальше к перевалам: горники - к Рижскому, пешики - к Ак-Су. И далее на Иссык-Куль. В конце ущелья обвальная плотника (часа 3 неспешного хода налегке), из-под нее просачивается Чон-Кемин. За плотинкой озеро Жасык-Кель (фото 29).
Фото 29. Озеро Жасык-Кель (Изумрудное)
Туристы называют его Изумрудным. Оно действительно постоянно меняет цвет из-за движения облаков. На бережку стоит палатка. Высота 3427 м. Высота сказывается на повышенной усталости.
6.30 - выход. Ночью моросило, утром туман, прохладно. Сразу за бродом (фото 30) крутой "бараний лоб".
Фото 30. Брод через Коль-Алматы
Тропа идет траверсом.
8.00 – поднялись на 200 м (3030 м), "крутяк" закончился, туман остался внизу. Тропка узкая, но четкая (фото 31).
Фото 31. Самый тяжелый участок позади
8.15 - забрались на зеленый гребешок (3180 м) и далее по гребешку вправо к большому гребню.
8.35 - местность ровнее и как бы даже вниз, но вверх. Впереди показался снежник.
9.00 - тропа все ровней, высота 3300. Пристегнули рюкзаки к багажникам, местами можно проехать (фото 32).
Фото 32. Плечи могут отдохнуть
11.00, 3460 м. Привал с обедом у речушки (верховья Алмаатинки) под ледником (фото 33).
Фото 33. На какой же снежник сбегать?
Позади снежные горы. Прогулялись к леднику на левом склоне. Маленький снежничек (3690 м), до большого не дошли, начинает моросить.
.13.30 завернулись в полиэтилен, перешли через Алмаатинку, на другой стороне почти дорога. Можио ехать. Начинается гроза с градом.
13. 50 Перевал Озерный - 3520 м (фото 34).
Фото 34. Перевал Озерный, 3520 м
Дальше началась ужасно каменистая и довольно крутая дорога. Ехать можно, но постоянно на тормозах, лавируя между крупных камней (фото 35).
Фото 35. Несколько лет назад здесь дорога была разрушена селем
На этой стороне хребта все по-другому - живописные скалы, снежники, полускрытые туманом (фото 36).
Фото 36. На этой стороне Заилийского Алатау все по-другому
274 км, 15.10, 3050 м. Серьезный брод, вода ледяная (на полчаса) (фото 37).
Фото 37. Разуваться или нет?
275 км, 16.00, 2900 м. Внизу показались сосны (фото 38).
Фото 38. Появились первые сосны
Окрестности великолепные. Но спуск сложный, некогда фотографировать и даже смотреть. Уже начинает темнеть.
277 км, 16.40, 2740 м. Большое Алмаатинское озеро (фото 39).
Фото 39. Большое Алмаатинское озеро
Стоянка на Большой Алмаатинке выше озера на сосновой поляне. Место отличное, много туристов, но дрова найти можно. Казахстан - разница во времени с Москвой - 3 часа.
19 км (10 - пешком), 690 м, 6 час
С утра туман. Озера не видно. Подремонтировали технику. Хотели дождаться солнца, пофотографировать окрестности, но не дождались. Выехали.в 13.30 (фото 40).
Фото 40. Здесь уже людно
Дорога поровней, но с довольно сложными серпантинами, по лесу (фото 41).
Фото 41. Теперь нагрузка только на руки
288 км, 14.45, 2030 м„ Дамба, поселок и асфальт. ГЭС. Хорошая асфальтовая дорога.
296 км, 13.15, 1400 м. Перекресток, остановка автобуса на Алма-Ату. Справа двухэтажный поселок под горой„
297 км, 15.25, 1390 м. В право в лесочек сворачивает грунтовка. Несколько полянок, удобных для стоянки (фото 42).
Фото 42. Один перевал позади
В соседях знакомые горники.
20 км, 1 час 40 мин
Отличный спуск и через час - в Алма-Ате.
320 км, 660 м - вокзал Алма-Ата II.
Полудневка - великолепный город: чистый, зеленый, цивилизованный.
23 км, 1 час
2. АЛМА-АТА - ИССЫК-КУЛЬ : 390 км.
Второй участок включает движение на восток от Алма-Аты по равнине до реки Чилик, поворот к юго-востоку с пересечением нескольких мелких отрогов Заилийского Алатау и дальше на юг с пересечением хребта по перевалу Курметы с выходом к озеру Иссык-Куль.
9.00 , 720 м. Отсчет от вокзала Алма-Ата-2. Общее направление - Нарынкол.
25 км, 10.45, 620 м. им, Панфилова. Отличное шоссе по равнине. Через пять км озерцо с рощицей.
33 км, Новоалексеевка. 3а поселком яблоневые посадки вдоль дороги.
50 км,.12.45, Кулжа
66 км. 13.30, 620 м. Балтабай, есть магазины. Дорога с легкими подъемами, скорость 30-32
93 км, 15.30. Тескенсу, заправка. Кукурузные пол я.
118 км, 16.45, 530 м. За родником с орлом речушка с мостиком уходит в степь. По берегам лужайки с кустами. Стоянка на правой стороне.
118 км, 5 час 45 мин
Светает 3.30 московского. О6ший подъем 4.20. Выезд 6.00.
Перед Чиликом заправка, перекресток. Чилик - влево, дорога - направо.
131 км, 7.00, 600 м. Заготзерно, заправились водой. В Чилике воды нет.
13 9 км - Байсеит, рыночек, вода. Дорога от личная.
149 км, 3.40, 700 м. Нарын. Пошло на подъем. Справа в посадке ручеек.
159 км, 9.30, 830 м. Перевалили через первый хребетик. Жарко.
162 км, 790 м. Знак "ущ, Кок-Пек". Дорога, уходит в следующий хребет. Родник. Ремонт дороги, щебеночный крутоватый объезд, Дорога петляет между холмами поперек отрога.
173 км, 11.00, 1040 м. Маленькое озерцо (большая лужа) с ручейком, два дерева и маленький заброшенный пыльный садик. Коричневые горки с редкими пучками травы. Жарко. Большой привал.
177 км, 14.30, 1100 м. Кок-Пек - маленький поселок с кафе и заправкой. Дальше начинается адская сковородка, пересекаемая невысокими грядами отрогов. Средняя скорость – 30.
205 км, 15.10, 13'70 м, Перевальчик через гребенку. Технические неприятности. Отличный спуск.
212 км, 17,20, 1200 м. Поворот на Жаланаш вправо (без знака), а серпантин круто вниз к реке Нарын. (До Нарынкола 142 км прямо)
215 км, 17.30, 1020 м, Мост через Нарын. Под мостом справа рощица под горой, полянка, много дров, вода в реке теплая. Есть подозрение, что в случае дождей полянка заливается. Есть удобное местечко для рыбалки.
97 км, 780 м, 7 час 20 мин
6.40 - выезд. Ночью был дождь. Но вода не поднялась. Все сухо – слишком было раскалено за день. Далее по серпантинам меж холмов, выезд на плато, Места безводные.
246 км, 9.30, 1300 м. Поворот на Жаланаш, Саты круто влево. Знак. Перед Жаланашем под дорогой в трубе вода.
266 км, 11.20, 1670 м. Жаланаш, столовая, магагины, почта. Большой привал. Из поселка напрямки оврагами и грунтовкой на асфальтовую дорогу в Малый Жаланаш.
269 км, 3400, 1650 м. Малый Жаланаш. За поселком родник справа у дороги и подъем метров на сто. Спуск метров на 200 до поселочка Карабулак со шлагбаумом (заповедник) и опять подъем. Все время на 32-й. Справа зеленые холмы, слева лесистые горки.
273 км, 16.00, 1760 м. Перед очередным серпантиновым подъемом влево грунтовка к соснам, Ручеек, хорошие полянки, сосновый лес, грибы, Вечером прохладно, изо рта - пар.
58 км, 1100 м, 6 час 20 мин
Утром влажно, прохладно, но небо чистое. Выехали в 6.30
295 км, 7.20, 1380 м. Саты. Хороший магазинчик и аптека, последние в этик местах. Через полтора км асфальт кончается. Картофельные поля. Где-то вдали справа шумит р. Чилик. Видны береговые рощицы.
310 км, 10.00, 1710 м Курметы. Кордон с лесничим. Требуют отметку с разрешением Алма-Аты, потом интересуются спиртом. В конце концов пропускают.
312 км, 11.20, 1810 м Мостик через р. Курметы, еще один мостик
314 км 12.30, 2000 м. Развилка. Справа на бугорке - пасека у дороги. Влево дорога уходит через мост и на Кольсай (знаменитые озера с изумрудной форелью). Дорога прямо идет на перевал Курметы, Остановились чуть ниже моста. Места грибные и ягодные. Подъезжал начальник местной КСС, упрекнул за отсутствие отметки в Алма-Атинской КСС.
41 км, 620 м. 3 час 40 мин
С утра пешком; рюкзаки на спину, педали по карманам. Сначала луг с узкой тропкой, лесочек, крутой благоухающий разнотравьем (в т.ч. лечебным) склон, затем лесная тропа , травянисто-каменистые пастбища. Встречаются юрты..
321 км, 11.30, 2500 м. Две ели, ручеек и место ровное. Впереди "бараний лобик" (фото 43).
Фото 43. Что там за 6угром?
323 км, 12.15, 2650 м. Последние сосенки, но вода далековато. Тропа заметная, много камней (фото 44).
Фото 44. А вот что!
325 км, 13.45, 2780 м. Высота уже ощущается. Спустились в долинку с ручьем (Курметы) и порослями арчи. Впереди юрты. Последняя стоянка перед перевалом. С перевала ветерок, холодно.
11 км - пешком, 780 м, 3 час 50 мин
7.00 - выход. Брод через Курметы по камням на левую сторону. Камней все больше. Временами тропа теряется в камнях (фото 45).
Фото 45. Каменный лабиринт
Но общее направление чувствуется.
328 км, 8.50, 3040 м. Юрта. Впереди солнце, позади тучи. Большие камни.
Киргиз сообщает что-то о землетрясении в Киргизии, похоже на нашем маршруте. Подробностей не знает. Тропы почти не видно, болотистые участки. На правой стороне речки видна тропа. Утомляемость усиливается.
332 км, 10.50, 3250 м. Слева перевальчик. Тропа уходит на Кольсай. Впереди крутой взлет., Все время кажется; вот-вот перевал, но его пока еще не видно. Обед (фото 46).
Фото 46, Может быть там перевал?
333 км, 12.15. 3360 м. Озерцо под скалами (фото 47).
Фото 47. Вместо перевала озерцо
Тропа по правому крутому склону (фото 48).
Фото 48. Из последних сил
Все круче и круче. Киргиз говорил1 что не всякая лошадь идет на этот перевал, а баранам нипочем. Еще взлет на гребешок и...(фото 49)
Фото 49. Перевал Курменты, 3552 м
334.5 км. 13.50, 3552 м, Перевал Курменты. Нетипичный: тропа взлетает на гребень и сразу же по каменной осыпи круто вниз. Площадка шириной метра 3-4. Тур с запиской горников. В дымке просматривается Иссык-Куль.
335 км, 14.45, 3400 м. Крутая каменистая тропа. Спуск существенно трудней, чем подъем. Коленки дрожат после спуска. И нет ничего похожего на возможную стоянку.
339 км, 17. 00, 2790 м. Единственное ровное местечко занято палаткой чабана и загоном для овец. Чуть ниже пологий склон с зарослями арчи. Речка рядом справа внизу, спуск нормальный. С вечера и всю ночь шел дождь, но тепло.
14 км ~ пешком, 772 м, 5 час 40 мин
8.00 - Перебираемся на правую сторону речки (фото 50).
Фото 50. На другой стороне вроде бы лучше
Пока пешком. Ужасная тропа углубляется в лес (такой же) (фото 51).
Фото 51. Хорошо еще, что вниз
341 км, 9.00, 24 00м. Лес почти кончается, тропа становится относительно лучше
342 км. 2290 м. Все еще лес, но уже появляется душица. Вышли на луга. Хорошо завиднелось озеро. Пристегнули рюкзаки, уже местами можно ехать (фото 52).
Фото 52. Второй перевал позади
344 км, 10.30, 2000 м. Спуск к речке, остатки каменной кошары, "дорога".
Проверка велосипедов и вперед.
347 км, 11.15. 1800 м. Выход на асфальт. Это можно было сделать немного раньше, но там был довольно глубокий брод. Все в белой пыли – цементный завод.
351 км, 12.00, 1670 м. Выезд на трассу.
355 км, 1620 м. Пос. Фрунзе. Остановка на обед и профилактику.
359 км, 15. 00. 1600 м. Кудургу, Ой-Булак, Ой-Тал.
377 км, 15.30, 1600 м„ Знак "курортная зона" - стоянки запрещены. Шоссе хорошее, практически по равнине. Вдоль дорог абрикосы и яблони. Озеро недалеко слева. Не доезжая чуть-чуть поселка слева столб с отметкой – 73 км и влево в посадки уходит грунтовка. Еще раз влево, мимо болот, вправо вдоль посадок и прямо на берег Иссык-Куля.
390 км, 17,00. Хороший бережок в зарослях облепихи (фото 53).
Фото 53. На Иссык -Куле можно спокойно переночевать
Вода теплейшая, чуть солоновата. На другой стороне огромные снежные горы.
Ночью внезапно порывистый ветер с дождем, но недолго.
38 км, (5 км - пешком), 5 час
3. ПОБЕРЕЖЬЕ ИССЫК-КУЛЯ, 157 км.
Третий участок маршрута проходит по северному побережью озера Иссык-Куль от Ананьево до Ры6ачьего (Иссык-Кол). Практически ровное шоссе вдоль то приближающегося, то удаляющего с я озера.
Утром легкая облачность, тепло. Выезд - 7,30.
15 км, 8.00, 1580 м. Ананьеве. Небольшие поломки - последствия гор.
25 км. Семенов, Кожояр (подъем до 1720 м), Григорьевка, Темир (заправка).
41 км, 11.00, 1600 м. Корунду. Озеро совсем рядом. Населенность довольно плотная. Диких берегов совсем нет, А если и виднеется вдали пустой бережок с кустарником, нет уверенности, что он не заболочен.
63 км, 11.50, 1600 м. Чолпон-Ата. Кафе, чебуреки, неприятная информация о землетрясении. Наша трасса на Чаек перекрыта, перевал Тюз-ашуу разрушен, эпицентр на Суусамыре (11 баллов ). Телеграф. Даем информацию в Волгоград. Разрабатываем варианты продолжения похода. За городом заправка.
78 км, 15.20. За городом слева от дороги что-то вроде небольшого карьера, два белых маленьких домика с антенной. Мимо них грунтовочка к пустому участку побережья между двумя пансионатами. Чистый пляжик (фото 54).
Фото 54. Еще одна ночевка на Иссык-Куле
Вода в пансионате. Ночевка. Никто не тревожит (кроме пансионатной дискотеки).
78 км, 150 м, 3 час 50 мин 24 августа. 17-й день похода.
80 км, 6.40., Бает - бывшая Долинка ( переименовано почти все ). 82 км, 6.50. Чон-Сары-Ой. За городком пансионат и дальше дикое побережье и недалеко от дороги. Растительности на берегу почти нет.. 100 км, 8.00. Чок-Тал. Видна и знакомая гора с ледником. Дорога становится похуже г покрытие шершавое. И вообще посуше как-то, абрикосы начинают исчезать с обочин,. Через 7 км последние большие посадки зимних яблонь,
.147 км, 11.50, 1600 м. Заправка, отличная столовая - это начинается Иссык-Кол (Рыбачий). Вокзал - 157 км. Поезда на Бишкек идут почти каждый час.
79 км, 150 м, 3 час 20 мин
4. БИШКЕК – ТАШКЕНТ, 590 км.
Исходя из обстановки, географических особенностей района путешествия и наличия билетов из Ташкента на 1 сентября, решили закончить маршрут данным участком. Маршрут пролегает по предгорным равнинам Киргизии, южного Казахстана, Узбекистана. Слева постоянно следует гряда гор, а справа степные просторы, уходящие к пустыне Мойынкум.
После небольшой экскурсии по городу (фото 55) в 13.00 по Ленинскому проспекту из города,
Фото 55. Фрунзе (Бишкек)
Очень жарко. На загородном базарчике сделали еще одну паузу,
17 км, 15.00, 720 м. В. Антоновка. Затем Шолохов, Соколук. Длинный город с массой светофоров и лозунгов. Поломки.
35 км, 17.15. На околице Соколука безрадостный бараний лужок с арыком,
35 км, 1 час 40 мин
6.30 - выезд. Без перерыва начинается Александровка.
47 км, 7.00. Садовое. Дорога плохая, много транспорта. Петровка, Полтавка, Петропавловка, Новониколаевка (это Киргизия).
70 км. 8.40, 740 м. Кара-Балта. Большой базар. Далее Алексеевка, Панфилово.
94 км, 11.00, 760 м. Кафе у дороги (чайхана) с беседками и ручьем. Обед. Жарко.
100 км, 12.40, Чалдыр и через три км – граница - начинается Казахстан.
110 км. Костогай, Екенды.
116 км,, 15.15, 740 м. Сыпатай. Поселки следуют подряд.
129 км, 15.40. Мерке - симпатичный культурный городок. Мавзолей Сапты-батыру, местному Илье Муромцу. Километрах в десяти от города родник, но место грязноватое и неуютное. Со стоянками здесь плоховато.
151 км, 17.00, 780 м. Дорогу пересекает речка в бетонном корыте. Поднимаемся немного вверх в степь вдоль корыта. Вода чистая и прохладная, течет с гор (фото56).
Фото 56. Горная река в бетонном корыте
116 км, 110 м, 5 час 20 мин
7.15 выезд. Солнечно и уже жарко.
172 км, 8.30, 740 м. Село Кулан (бывш. Луговое - большой ж/д узел). Степь да степь кругом, только слева все еще горы.
185 км, 10.30, 770 м„ Кок-Донен. Жарко. Отдых в тенечке до 13.30. Усиливается ветер, естественно - встречный.
199 км. Чайхана у дороги. Горки пошли. И ветерок не стихает.
202 км, 14.00, 800 м.. Аул Алгабас.
210 км - справа убранные желтые поля и бетонный желоб с колодцами
218 км,.16.15, 730 м. Скважина с остатками воды и копна соломы (фото 57).
Фото 57. Великолепное укрытие от ветра
67 км, 50 м, 4 час 20 мин
С утра солнечно, ветерок умеренный встречно-боковой из пустыни. Выезд в 6.40. Дорога поровней, но ветерок крепчает.
229 км. Акыртобе. Степь. Вдоль хороших посадок скорость до 20-ти. Без посадок не больше 10-ти.
257 км, 10.50, 5.50 м, Акшолак. Что-то типа разъезда, столовая. Дальше дорога идет влево, ветер становится почти боковым. В горах лучше.
239 км, 15.30. Въезд в Жамбыл (Джамбул) (фото 58).
Фото 58. Попробовать Джамбульских что-ли ?
Великолепные дороги, гостеприимный народ. И ветерок стих.
303 км - ночевка в садике.
85 км, 5 час 20 мин
Степь и степь, небольшие подъемы. Горы влево удаляются.
338 км, 11.20. Ванновка, Корниловка. Дорога хорошая. Перед Ванновкой небольшое плоскогорье до 900 м в районе п. Высокого
419 ки, 15.00. Белые воды.
445 км, 5 17.10, 500 м. Шымкент (Чимкент) (фото 59).
Фото 59. В Чимкенте
468 км, 5 18.25, 450 м. Поворот вправо за Чимкентской телевышкой на Акжар. Местная достопримечательность - Акжарское озеро (по отзывам чимкентцев что-то необыкновенное), так себе. Ночью дождь, ветер.
165 км, 500 м, 9 час 40 мин
Утром на озере шторм. Прохладно, хотя уже недалеко Ташкент.
На трассе ветер боковой. Небольшие перепады высот до ста метров.
498 км, 1.1.00, 800 м. Небольшой рельефный перевальчик через гряду холмов (фото 60).
Фото 60. Последний перевал
Местность пустынная.
511 км - начинаются поселки. Жанишке, есть магазин.
529 км, 13.00, 630 м. Каратас, магазины, рынок. За поселком речка с кустарниковой поймочкой (фото 61).
Фото 61. Утренняя сушка после ночного полоскания
Стоянка. Вечером моросит. Ночью дождь.
61 км, 440 м, 3 час 25 мин
7.40 - выглянуло тусклое, столь редкое под Ташкентом солнышко. Выезд.
541 км, 8.30, 460 м. Чайхана у дороги, арбузы. Вдоль дорог - бахчи и продавцы арбузов, дынь, помидоров и сравнительно дешево. Поселки в стороне от дорог.
550 км, 9.30. Шлагбаум, милиция (скоро граница). Капитан требует разрешения из Алма-Аты. То ли в серьез, то ли в шутку - не поймешь. Но явно они тут подрабатывают. Ближе к Ташкенту - трудней с бензином.
570 км. Граница проходит посреди городка рядом с Ташкентом.
590 км, 16.00, 400 м. Ночевка в Дендропарке (пригород или район Ташкента) в чайхане Сабида, прямо на айване. Гостеприимный хозяин.
61 км, 3 час 30 мин
Конец похода
Фото 62. Неужели Ташкент?
ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Главной особенностью похода, послужившей причиной изменения маршрута, явилось сильное землетрясение с эпицентром на плато Суусамыр. По свидетельству водителей и горников, справлявшихся в КСС , разрушен туннель на перевале Тюз-Ашуу, разошлась в нескольких местах трасса и дорога перекрыта органами безопасности. Наличие на руках билетов на поезд из Ташкента и запас времени позволяли реализовать единственный реальный вариант Бишкек - Ташкент. Чтобы не возвращаться по знакомой трассе и сэкономить время из Рыбачьего до Бишкека решили проехать поездом.
Чтобы немного компенсировать упрощение маршрута перевал Саты был заменен перевалом Курменты, который чуть выше и является для волгоградских групп первопрохождением. По отзывам чабанов тропа через перевал Курменты действительно несколько сложней.
В остальном путешествие прошло успешно, и запланированный график движения оказался довольно реальным. Погодные условия оказались очень-благоприятными: не было сильной жары, в горах не было слишком холодно. Уровень воды в реках не был слишком высок, относительно сложных оказалось один-два брода.
Целесообразна радиалка на озеро Жасык-Куль в верховья Чон-Кемина, но лучше пешком из-под перевала Озерный. В этом месте всегда есть чабаны (и на правой. и на левой стороне р. Коль-Алматы) , у которых можно оставить велосипеды - народ порядочный и гостеприимный. Если иметь запас сигарет и чая. всегда можно договориться насчет баранины. Постоянно спрашивают спирт (знают, что горники без спирта не ходят), но на всех желающих все равно не напасешься.
Есть интересный вариант: в районе оз. Жасык-Куль тропа идет на Иссык-Куль через перевал Ак-Су (более 4000 м, но без снега), очень популярный у пешеходников.
В Алма-Ате желательно зарегистрироваться в КСС и получить разрешение на посещение Казахского гос. заповедника, чтобы без проблем и задержек осуществить переход хребта в верховьях Чилика и посетить Кольсайские озера.
Группа пользовалась примусами. хотя, несмотря на большие безлесные участки, особенно в верховьях Чон-Кеиина, костер можно было развести на всех стоянках. Следует отметить, что на участке от Коль-Алматы до оз. Жасык-Куль арчи уже нет.
Вынужденный участок пути Бишкек - Ташкент довольно однообразен и особенного интереса с технической точки зрения не представляет. Справа бескрайние поля, горы слева слишком далеки, чтобы свернуть туда хотя бы на стоянку. Население доброжелательное, в основном, инцидентов, можно сказать, не было.
Пройдено всего 1447 км, в т.ч. пешком 49 км
Средняя скорость (вело) 11.2 км/час
Суммарный набор высоты 8352 м
Напишите ваше мнение об отчете (со ссылкой на эту страницу)
на первую страницу
клубная информация
| походы | ПВД |
фотоальбомы | публикации |
клубные события |
соревнования | форумы
| ссылки
Сайт
велоклуба ОРИОН открыт 29.08.99
© 1999-2009 Велоклуб ОРИОН