о велотуристском походе 1-й категории сложности по Волгоградской области, совершенном со 2 по 8 мая 2008 года
по маршруту:
Новоаннинский – Алексеевская – Усть-Бузулукская – Титовский – Аржановская –
Зотовская – Филин – Слащевская – Букановская – Безбородовский – Еланская –
Вешенская – Калининский – Рубежинский – Тюковной – Крутовский – Серафимович –
Арчединская – Михайловка.
Руководитель похода – Александр Ляпунов
Справочные сведения
Вид туризма | Категория сложности похода | Протяженность активной части похода, км | Продолжительность | Сроки проведения | |
Общая | Ходовых дней | ||||
вело | 1 | 435 | 7 | 7 | 2-8.05.08 |
Участник | Обязанности в группе |
Александр Ляпунов |
Руководитель, фотограф. |
Светлана Ляпунова |
Завхоз, летописец |
Евгения Гридина |
Медик |
Максим Степанов |
Механик |
Район похода : Прибрежные районы рек Бузулук, Хопер, Дон, Медведица. Природные парки…
Определяющие препятствия маршрута: пересечённый профиль с перепадами до 100 м, гравийные и грунтовые дороги.
Совершение учебно-тренировочного похода по маршруту 1-ой категории сложности по Волгоградской области в районе Нижнехоперского и Усть-Медведицкого природных парков и правобережья рек Хопер, Дон. Знакомство с природными ландшафтами, осмотр исторических и культурных достопримечательностей.
День пути |
Дата |
Участок пути от – до |
Протяженность км |
Определяющие препятствия |
Метеоусловия |
Чистое ходовое время |
1 |
02.05 |
Новоаннинский - Алексеевская |
56 |
Асфальт, грунтовка |
Дождь, прохладно. |
3 ч 05 мин |
2 |
03.05 |
Алексеевская – Титовский |
25 (8 км. обратная радиалка) |
Грунтовка, песок, холмы |
Встречный ветер, переменная облачность. |
4 ч 30 мин |
3 |
04.05 |
Титовский – Слащевская |
70 км (6 км. обратная радиалка) |
Асфальт, грунтовка, холмы |
Переменная облачность. |
5 ч |
4 |
05.05 |
Слащевская – Безбородовский |
61 км. |
Асфальт, грунтовка, песок, холмы |
Переменная облачность. |
3 ч |
5 |
06.05 |
Безбородовский – Рубежинский |
61 км. |
Асфальт, грунтовка, песок, холмы |
Переменная облачность, встречный ветер . |
4 ч |
6 |
07.05 |
Рубежинский – Серафимович |
80 км. |
Асфальт, грунтовка, холмы. |
Солнечно, тепло, безветренно. |
4 ч |
7 |
08.05 |
Серафимович – Михайловка |
96 |
Асфальт, холмы. |
Дождь, попутный ветер. |
4 ч 45 мин. |
Техническое описание прохождения маршрута:
1 мая
16-07 Загружаемся в Волгограде в поезд на Урюпинск, больше оказывается уехать практически не на чем, только поезда и автобусы на Москву и Питер, но и они по времени не лучше идут. В сидячий вагон велосипеды, даже в чехлах, можно сложить только в тамбуре.
23-10 Прибываем в Новоаннинский. Уговорили проводника открыть нам дверь того тамбура где лежали велы, иначе пока протащим их и рюкзаки, поезд уедет (стоянка 8 минут). Собираем велосипеды, едем в сторону Бузулука.
23-55 В 4-х км. от станции становимся на стоянку в соснах, слева от дороги и ж/д путей. Неплохое место, но воды рядом нет. За ужином нас посетил ёж, напугавший шорохом в листьях, такое было ощущение что в кустах по меньшей мере кабан. Из других зверей, помимо ежа, обнаружились комары, которые стали нашими верными спутниками в течение всего похода.
Рис. 1 «Ночной гость»
2 мая Первый день похода
11-00 0-й км. Даем телеграмму о выходе на маршрут, ставим штамп в маршрутной книжке. Стартуем.
Рис. 2 Почта в Новоаннинском.
11-20 3-й км. Останавливаемся для закупки продуктов. Глаз радуют стоянки для велосипедов у каждого магазина. Закупившись, выезжаем из Новоаннинского и катим под моросящим дождиком в направлении Алексеевской. Дорога отличная – ровный асфальт и практически нет машин. По пути наблюдаем впечатляющую миграцию гусей – на фоне серого неба один за другим тянутся крякающие косяки. Осень прямо-таки.
13-20 32-й км. Останавливаемся на обед в лесополосе. Идет дождь, облепляют комары. На горелке кипятим чай, едим «орешки».
Рис. 3 Если хочешь быть здоров – ешь «орешки».
15-30 44-й км. Останавливаемся на развилке перед Алексеевской, под навесом поста ГИБДД (закрытого) сверяемся с картой. На въезде в Алексеевскую обгоняем повозку, которую тащит флегматичная лошадка. Сразу вспоминается, что велосипед правилами дорожного движения приравнен к гужевому транспорту… Вообще Алексеевская всем нам очень понравилась - душевная, уютная и чистенькая станица.
Рис. 4 Алексеевская.
15-50 48-й км. Фотографируемся у памятника трем казакам, с прошлого года у одного из казаков кто-то упер бутыль самогона. Заезжаем в местный «Магнит». Набираем воду в колонке.
Рис. 5 Памятник трем казакам.
16-45 51-й км. За мостом через б. Саломон (очевидно, от слова «сало») сворачиваем на грунт, первые 250 метров дорога, несмотря на дождь, вполне проезжая, дальше начинается глина. На велосипедах с V-brake колеса приходится часто чистить, даже если ехать по траве. А от травы обувь промокает так, что воду можно выливать из ботинок.
Рис. 6 За этой балкой поворот направо.
Рис. 7 «Диски грязи не боятся».
18-20 56-й км. Дорогу справа и слева ограждают заболоченные каналы шириной метров 4. Находим узкое, почти пересохшее место, переходим и встаем на стоянку в деревьях у озера. К озеру подхода нет, все заросло камышом. Вокруг поля фиолетовых колокольчиков. Растягиваем тент. Допоздна сушим вещи у костра. Света перестаралась и частично спалила кеды. Тент не только защищает от дождя, но и собирает воду для технических нужд.
Рис. 8 Красно-книжные колокольчики.
Рис. 9 Наш лагерь утром.
Рис. 10 Сушка вещей.
3 мая Второй день похода
Утром снова сушим вещи, из-за этого выезд затягивается. Благо, дождь перестал.
12-30 56-й км. Выезд со стоянки. Дорога подсохнуть не успела. Немного отъехав от стоянки, попадаем в «аномальную зону» - со всех сторон доносятся какие-то болотные завывания. Отъезжаем ещё метров на 100 – вой прекращается.
13-00 58-й км. В очередной раз останавливаемся чистить колеса. Снимаем клеща со штанов Светы, все начинают чесаться, кажется, по всему телу ползают клещи. К счастью это был первый и последний клещ за поход.
14-25 59-й км. Подъезжаем к месту где, судя по картам «439 ЦЭВКФ» и электронной «Юг России» фирмы ИНГИТ должен быть асфальт. Вместо него остатки щебеня который давно смешался с грязью. Теперь с грязью прилипают еще камни…
14-35 60-й км. Первый из четырех мостов на этой дороге обнадеживает.
Рис. 11 Первый из четырех мостов.
14-55 61,5 км. Второй мост тоже похож на мост.
15-10 62-й км. Дорога завалена деревьями, объездная залита водой. Пробираемся через кусты.
Рис. 12 Обходим завал.
15-30 63-й км. Подъезжаем к третьему мосту. Вид у него такой, как будто его еще немцы взорвали в 42-ом … До последнего через Хопер остается километра 1,5. Отступать не хочется. Но появляются сомнения по поводу существования того моста.
Рис. 13 Остатки моста Рис. 14 Тот же мост, вид сверху.
Рис. 15 Что бы пройти, нужно разобрать.
16-10 64-й км. Сомнения оправдались, от моста осталась одна опора, а берег зарос кустарником. Поступают предложения построить плот. Разворачиваемся.
Рис. 16 А это «мост» через Хопер.
17-20 68-й км. В месте где «должен был начаться асфальт» поворачиваем направо в сторону сосен. Теперь вместо грязи песок.
Рис. 17 «Грязь хорошо, а пески лучше».
17-50 72-й км. Выезжаем на асфальт. Перекусываем «сникерсом» и едем в сторону Усть-Бузулукской.
18-10 74-й км. Фотографируемся на мосту через Хопер. Впереди подъем. Ехать в Усть-Бузулукскую нам незачем, еда есть, а смотреть там особо нечего.
Рис. 18 Настоящий мост через Хопер.
18-25 75-й км. В конце подъема поворачиваем налево в Титовский.
18-30 77-й км. В Титовском набираем воду в колонке.
18-50 81-й км. Между Титовским и Барминским спускаемся к Хопру на стоянку. На берегу сидят рыбаки, из под ног расползаются змеи, зато красиво. С заходом солнца становится очень холодно. Кто-то ходит в шапке и перчатках, а кто-то пошел купаться в речке…
Рис. 19 Стоянка на Хопре.
4 мая Третий день похода
Утром нас разбудили крики рыбаков, они рассуждали о том, какие мы нехорошие люди пожгли их ценные палки. Оказалось, в темноте мы случайно притащили вместе с дровами какие-то заточенные прутики, которые даже не пожгли. Прутики мы им вернули, и конфликт был улажен.
10-00 81-й км. Выезд с места ночевки. До Барминского асфальт.
10-20 83-й км. В Барминском набираем немного воды. За хутором на гору по грунтовке в сторону Аржановской.
11-00 87-й км. Останавливаемся перед спуском к Хопру. Открывается красивый вид на пойму Хопра, фотографируемся.
Рис. 20 Вид на пойму Хопра.
11-35 90-й км. Въезжаем в Аржановскую. В магазине покупаем хлеб и мороженое. Продавщица сказала, что пару дней назад проезжали туристы из Волжского, трое: два парня и девушка.
12-05 91-й км. За Аржановской грунтовка вдоль Хопра подозрительно заброшенная, решаем не рисковать и вернуться в станицу спросить дорогу на Зотовскую. Местный житель говорит, что вдоль берега из-за разлива мы не проедем и что лучше ехать по асфальту через гору. Так и делаем.
12-40 99-й км. Спускаемся к Зотовской. Нам со Светой это место очень напомнило Щербаковку. Не заезжая поворачиваем в сторону Сидоровки.
12-50 101-й км. Сидоровка, первый заброшенный хутор на нашем пути, в котором живет пара человек.
13-20 102-й км. Останавливаемся на обед в лесу недалеко от дороги. На солнце жарко, в тени комары.
14-35 103-й км. Проезжаем Плес. Тут никто не живет.
14-55 104-й км. Между Плесом и Фроловским дорога пропадает в Хопре. Спешиваемся и идем по склону вдоль реки.
Рис. 21 Дорога ушла под воду.
Рис. 22 Нам по склону.
15-20 104,5 км. Выходим на что-то похожее на дорогу.
15-50 109-й км. В Филятах хотели набрать воды в единственном обитаемом доме, хозяина дома не оказалось. Кстати, почти во всех хуторах, которые мы проехали в этот день, местные собаки удивительно равнодушны к велосипедистам.
16-20 112-й км. В Федосеевской набираем немного воды у местного жителя, одного из немногих (5-6 домов). Он рассказывает, какая это раньше была большая станица, но все уехали в город, что у них каждый год останавливаются водники, сплавляющиеся по Хопру.
Рис. 23 После дождя.
17-05 117-й км. Вкатываемся в Филин. У местного набираем воду, вода мутная с примесью мела. Мужик говорит, что трое туристов проходили пару дней назад пешком (где они потеряли коней неизвестно).
17-25 125-й км. Выезжаем на асфальт и едем в сторону Слащевской. Встречный ветер.
18-50 145-й км. Сворачиваем на грунт к хутору Сукачев в надежде встать на стоянку у воды, а утром вдоль реки выехать в Слащевскую.
19-15 149-й км. Спустились к месту, где должен был быть Сукачев и снова одни развалины. Грунтовая дорога то и дело растворяется в траве. Слева болото, отделяющее нас от Хопра, справа крутой склон.
19-30 150-км. Дорогу преградила вода. Перешли вброд (кто перешел, а кто проехал на шее), но проехав 30 метров уперлись в большую воду.
Рис. 24 Первый брод.
20-00 151-й км. Вернувшись немного, встали на стоянку в деревьях. Воду с мелом фильтровали походным Аквафором.
5 мая Четвертый день похода
Утром обнаружили две сломанных спицы на заднем колесе GT Максима. Причем для их снятия необходимо было снять кассету. Ремонт занял часа полтора.
Рис. 25 Замена спиц.
12-30 151-й км. Выезд. Прекрасный спуск вчера, оказался тяжелым подъемом сегодня.
12-50 157-й км. Выехали на асфальт и свернули на Слащевскую.
13-20 165-й км. Слащевская. В колонке набираем во фляжки воды. В местном магазине закупаем продукты.
13-45 166-й км. Съезжаем на грунтовку, которая на карте значится как асфальт и едем в сторону Букановской.
14-15 173-й км. Выезжаем на асфальт, ведущий к мосту через Хопер в Кумылженскую и памятнику казакам. Учитывая время и расстояние, которое еще нужно преодолеть, решаем к памятнику не ехать. Едем по асфальту на Букановскую.
14-30 177-й км. Останавливаемся в дубовой роще на обед.
15-50 187-й км. Вкатываемся в Букановскую.
Рис. 26 Букановская.
16-20 190-й км. Сворачиваем с дороги на заготзерно направо, на полевую дорогу. Километра два трудно проезжаемый участок дороги разбитой тракторами. Дальше начинается отличный грунт, едется легко и в удовольствие. На карте в этом районе показаны пески, однако бОльшая часть пути вполне проезжаема. Более-менее сложные участки встретились на подходе к Безбородовскому.
18-10 201-й км. Пробираясь через пески встретили парней из Волгограда. На «семерке» они ехали из Вешенской в Букановскую. Обменялись указаниями дорог.
Рис. 27 Снова пески.
18-55 208-й км. Подъехали к хутору Безбородовский. Остановиться невозможно, сразу облепляют мошки.
19-15 212-й км. Встали на стоянку в соснах неподалеку от реки Елань. Такого количества комаров мы еще не видели. В соснах толстый слой хвои, и мы решили, что костер жечь опасно, ужин готовили на горелке.
Рис. 28 Утро в соснах.
6 мая Пятый день похода
Подъём, завтрак. Комары тоже пытаются позавтракать, невзирая на одежду в два слоя и антикомариный крем. Мимо лагеря скачет белка. Причём не по деревьям, как положено приличной белке, а прямо по земле. Завидев нас, схватившихся за фотоаппараты, тут же удирает.
11-10 212-й км. Выезд со стоянки. Здесь уже начинается песок, заслуживающий внимания.
11-30 217-й км. Проезжаем Еланскую, за которой начинается ужасная гравийная дорога, рядом песочная. По гравийной скорость 11 км/ч, по песочной 5 км/ч, едем по гравию.
Рис. 29 Виднеется Еланская церковь святителя и чудотворца Николая.
12-15 221-й км. Гравий кончился, начался асфальт.
Рис. 30 Начало асфальта.
13-20 230-й км. Первый прокол за поход.
Рис. 31 Первый прокол.
13-50 237-й км. Вешенская.
14-05 240-й км. Фотографируемся на набережной.
Рис. 32 Вешенская.
14-40 240-й км. Обедаем в кафе «Волна». В нем очень удобное окно, возле которого мы оставляем велосипеды, а с другой стороны сидим за столиком. Еда и цены нас порадовали, котлеты жарили перед подачей. В этом кафе даже некоторые вегетарианцы съедают по три свиных котлеты за раз :) Барменша, перед тем, как выдать пиво, напомнила нам, что мы «за рулём».
Рис. 33 «Велотуристское кафе».
15-25 242-й км. В магазине закупили продуктов.
15-35 248-й км. Фотографируемся на мосту через Дон. На холме сидит симпатичная птичка. Под птичкой написано «Шолохов». За мостом поворачиваем налево в Белогорский.
Рис. 34 «Орел» возле моста через Дон.
16-00 257-й км. Подъем в Громковском. Пока мы пыхтим, поднимаясь в гору, нас обгоняют местная молодежь на мотоцикле. Маленький мальчик, сидящий на лавочке у дома, показывает на нас пальцем и кричит мотоциклистам: «Убейте их!». А с виду такая милая деревушка.
16-40 266-й км. Спускаемся в Калининский, не останавливаясь проезжаем его до конца и поворачиваем к Дону. Грунтовка истоптана коровами после дождя. Скачем вперёд в буквальном смысле этого слова.
17-25 269-й км. Дорога, ведущая вдоль Дона, преграждена завалом деревьев, обходим его через кусты.
Рис. 35 Завал на дороге.
18-30 273-й км. Становимся на стоянку на берегу Дона, между Рыбинским и Рубежинским. Над Доном туда-сюда носятся утки. Браконьеры на моторке проверяют сети, жабы дают вечерний концерт (после он плавно перешёл в утреннюю побудную песню) – красота. Однако не обошлось и без неприятных сюрпризов. Вечером пол группы почувствовали признаки отравления, как позже выяснилось компотом из сухофруктов. К счастью все обошлось, только сил на следующий день из-за этого поубавилось.
Рис. 36 Донской закат.
Рис. 37 Утро на Дону.
7 мая Шестой день похода
Утром над Доном клубится густой молочный туман. Утки летают, жабы квакают, только браконьеры куда-то подевались. Рядом с лагерем (не обращая на нас ровно никакого внимания) сидел невозмутимый рыбак, мы думали хутора поблизости тоже вымерли. На закидушку он натаскал полный садок рыбы, я пожалел, что не взял удочку.
10-30 273-й км. Выезд. Дорога местами каменистая.
Рис. 38 Дороги бывают разные.
10-45 276-й км. Набираем воды в колодце в Рубежинском. Кругом разруха и запустение, однако у колодца обнаруживается ведро – значит, «есть жизнь на Марсе».
Рис. 39 Отведать колодезной водицы.
11-10 278-й км. Дорогу преграждает ручей, преодолеваем его в брод. Этот гораздо приятней первого, хочется даже искупаться. Несмотря на всю прелесть второго брода, женская часть группы по-прежнему предпочитает пересечь препятствие на чужом горбу. Причём с песнями.
Рис. 40 Второй брод.
12-05 288-й км. В Тюковном появляется асфальт.
12-25 294-й км. В Затонском решаем не рисковать и ехать по асфальту, т.к. грунтовая дорога на карте позже обрывается. По асфальту в гору против ветра. Солнце припекает, а вокруг - ярко-зелёные поля, как в заставке Windows.
13-40 314-й км. У обочины нашли кусок Марса, фотографируем.
Рис. 41 «Кусок Марса».
13-50 315-й км. Силы после отравления на исходе, на обед останавливаемся прямо в кювете. После обеда ехать ещё трудней. На наше счастье, дорога делает поворот, ветер становится почти попутным, да ещё и с горы.
15-10 324-й км. Перекресток, налево Усть-Хоперская, направо Пронин, прямо Серафимович, едем прямо.
16-50 345-й км. Останавливаемся сфотографировать устье Медведицы.
Рис. 42 Устье Медведицы.
17-10 350-й км. Стела Серафимович.
17-30 351-й км. Закупаем продукты в магазине. Едем в сторону Усть-Медведицкого монастыря.
18-10 352,5 км Останавливаемся у монастыря, пастух показал где можно набрать воды. Вода оказывается не лучшего качества, но пить можно (отфильтровав).
18-40 353-й км. Разбиваем лагерь на берегу Дона под монастырем. Некоторые купаются несмотря на холод. Перед ужином вся группа, за исключением Светы (которая ковырялась в палатке), ушла с фонарями ловить таинственного зверя со сверкающими глазами. Зверь кружил в непосредственной близости от лагеря, и оказался мелкой чёрной собакой, напугавшей Свету до полуобморока.
Рис. 43 Последняя стоянка.
8 мая Седьмой день похода
Прогноз погоды предсказывал что сегодня и завтра целый день дождь, в таких условиях дневка потеряла для нас смысл, и поэтому было решено сегодня завершить поход, проехав почти 100 км. Максим с Женей были в монастыре в прошлом году и мы решаем их отправить пораньше. А мы со Светой идем на экскурсию, так что дальше время движения будет наше со Светой. В монастыре нас хотели накормить, но мы отказались, так как недавно плотно позавтракали, да и время поджимало.
Рис. 44 Монастырь.
11-15 353-й км. Выезд.
11-25 354-й км. В магазине берем припасы для перекуса. Перед мостом через Дон уточняем дорогу у водителя автобуса. Водитель хотел показать дорогу на Москву, но нам нужно всего лишь в Михайловку.
11-55 360-й км. Фотографируемся на мосту через Дон.
Рис. 45 Мост через Дон в Серафимовиче.
13-10 390-й км. Проезжаем Трясиновский, начинается дождь, останавливаемся для перекуса.
14-00 410-й км. Мост через Медведицу возле Арчединской, дождь постепенно усиливается.
15-50 422-й км. Возле памятника трактору на трассе в Михайловку, прячемся на остановке от ливня. Рядом ударила молния.
16-45 440-й км. Пересекаем московскую трассу.
17-00 448-й км. Подъезжаем к Михайловскому автовокзалу, автобус на Волгоград был в 9 и 10 часов.
17-10 449-й км. На ж/д вокзале встречаемся с Максимом и Женей, покупаем билеты на поезд Москва-Баку. Бегу искать почту, т.к. телеграфа в Михайловке не существует, в 200 метрах от вокзала нахожу ее, но там поставить печать мне отказались. Времени искать еще что-то, у меня не было.
17-20 Погрузились в поезд. Проводники-азербайджанцы стали требовать оплатить багаж, велосипеды были упакованы и убраны по правилам перевозок, я сказал что у нас есть «бумага» и они отстали.
Рис. 46 Станция «Себряково».
… природный парк и меловые горы Доно- Медведицкой гряды.
Прохождение маршрута не требует специального снаряжения. Рекомендуется иметь дождевик, непромокаемую палатку, тент и что-то из теплых вещей, так как погода может быть неустойчивой. Из полезных вещей были: газовая горелка, солевая грелка, фильтр для воды Аквафор и 2 рации, которые все очень пригодились.
Маршрут при наличии сухой погоды достаточно напряжён, разнообразен и интересен. В случае дождливой погоды грунтовые участки маршрута могут представлять серьёзное препятствие.
Асфальтовые дороги – 325 км
Грейдер-щебенка, грунтовки – 110 км
Определяющие препятствия маршрута – Сложный рельеф дорог с перепадами высот, песчаные участки.
Напишите ваше мнение об отчете (со ссылкой на эту страницу)
на первую страницу
клубная информация
| походы | ПВД |
фотоальбомы | публикации |
клубные события |
соревнования | форумы
| ссылки
Сайт
велоклуба ОРИОН открыт 29.08.99
© 1999-2009 Велоклуб ОРИОН