Павел Протопопов
Наш велоклуб занимается спортивным велотуризмом с момента основания в 1980 году.
Спортивный велотуризм - важный и очень интересный раздел велосипедного туризма. Он предусматривает не просто катание на велосипеде, хотя бы и с большой скоростью или по очень сложной местности и не просто велопутешествия, а походы, включающие в себя преодоление так называемых естественных препятствий.
Не умаляя значение и важность оздоровительных и познавательных целей в велопоходах, надо признать, что для многих велотуристов по-настоящему увлекательными походы становятся только когда представляют собой вызов велотуристу, когда для преодоления маршрута требуется полная отдача физических и моральных сил. Но что вкладывается в само понятие "спортивный велотуризм"?
Спортивный велотуризм является одним из девяти видов спортивного туризма, официально признанных в Российской Федерации, в числе других наиболее популярными являются горный и водный туризм. Спортивный туризм, в том числе велотуризм, включен в Единую Всероссийскую спортивную. классификацию (ЕВСК). Это значит, что, как и все другие виды спорта, он должен соответствовать определенным правилам. Общим правилом для всех видов спортивного туризма является преодоление препятствий в походах. Поэтому тем велотуристам, которые любят приятные прогулки по хорошим дорогам (цивилизованный велотуризм), сразу советую о спортивном велотуризме забыть. Однако, наряду с общим для всех видов туризма, у каждого вида есть своя специфика. В этом смысле велотуризм, пожалуй, находится в особом положении. Дело в том, что велотуризм оказывается "зажатым" между двумя мощными олимпийскими видами спорта, ничего общего с туризмом не имеющими, но применяющими то же техническое средство - велосипед. Я имею в виду велоспорт (шоссейные гонки) и маунтен-байк (горный велосипед). И если горный и водный туризм близких аналогов в других видах спорта не имеют (если не считать альпинизма), то грань между велотуризмом и велоспортом оказывается подчас весьма мало различимой. Отсюда, с одной стороны, возникает путаница в понятиях, когда велосипедист, выехавший покататься по загородному лесу, гордо называет свою покатушку спортивным велотуризмом или еще хлеще - "велотуризмом в спортивном стиле", с другой стороны, возникает соблазн включить в понятие спортивный велотуризм элементы этих самых других видов, т.е. шоссейных гонок и, например, триала. Все эти покатушечники, называющие себя то байкерами, то райдерами, то еще как-нибудь по-иностранному, спортивными велотуристами не являются, хотя спортсменами при этом вполне могут быть. Просто такой спорт к велотуризму отношения не имеет.
Начало 21 века ознаменовалось заметным ростом продаж велосипедов в России, что не может не радовать. Последствия дефолта 1998 года постепенно сходят на нет, и довольно хорошие велосипеды стали по карману многим, что не может не радовать. Но при этом подавляющее большинство купивших велосипед, велотуристами, тем более спортивными, никогда не станут. В странах Евросоюза, по оценкам Европейской Федерации велосипедистов, от 2 до 5% имеющих велосипеды хотя бы иногда совершают более или менее дальние велопутешествия. При этом о спортивном велотуризме там речи вообще не идет - это чисто российское понятие (ну, и некоторых стран СНГ). Нет оснований предполагать, что у нас это соотношение будет сильно отличаться с ростом числа велосипедовладельцев. А из тех, кто все-таки решается путешествовать, от силы 5-10% совершают походы, которые могут быть спортивными. И это нормально. Я занимаюсь спортивным туризмом уже более 25 лет, и на протяжении всего этого времени соотношение было примерно таким же. Никакой трагедии в этом нет, массовым спортивный велотуризм никогда не был и вряд ли станет в обозримом будущем. Это элитарный вид. Поэтому демагогические заявления о том, что де спортивный велотуризм умирает, что надо снижать требования, чтобы повысить массовость, оставляю на совести их авторов
Поэтому все попытки использовать звучное словосочетание "спортивный велотуризм" для украшения, скажем, названия своего клуба или своих велопрогулок, на самом деле ничего общего со спортивным велотуризмом не имеющих, лишены всяких оснований.
Спортивный велотуризм - это категорийные велопоходы. А что это такое?
Категорийный велопоход - это путешествие на велосипедах, совершаемое группой велотуристов по маршруту, по сложности и протяженности соответствующему Единой всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов (ЕВСКТМ), условия проведения которого соответствуют Правилам проведения спортивных походов. Это означает, что маршрут похода, скажем, третьей категории сложности (к.с.)по количеству и качеству естественных препятствий должен соответствовать требованиям ЕВСКТМ для маршрутов третьей к.с., а группа при его проведении должна ориентироваться на нормативы требуемой протяженности и продолжительности. В случае невыполнения последнего требования или несоблюдения Правил даже на маршруте третьей категории группе будет зачтен поход более низкой категории или некатегорийный поход. Например, если при нормативе для похода третьей к.с. в 10 дней группа проходит маршрут за 20 дней, то поход будет признан некатегорийным, т.е. группа на маршруте ставится в жесткие временные рамки
Спортивные походы подразделяются по возрастающей сложности на походы выходного дня, походы от I до III степени сложности (для детско-юношеского туризма) и категорийные походы - от I до VI категории сложности.
Категории сложности походов могут определяться как в соответствии с Перечнем классифицированных туристских спортивных маршрутов на 2001-2004 гг., так и в соответствии с методикой категорирования веломаршрутов, являющейся составной частью ЕВСКТМ. При сравнении с "Перечнем..."техническая сложность, разнообразие и характер препятствий в походе должны быть не ниже, чем у классифицированных маршрутов той же категории сложности в данном районе.
Основными показателями, определяющими категорию сложности похода, являются вид, количество, разнообразие и категория трудности преодолеваемых на маршруте определяющих препятствий (ОП).
Категория трудности препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения.
Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия. Это означает, что нельзя повысить категорию сложности похода механическим увеличением количества препятствий, характерных для низших категорий сложности, а уж тем более - увеличением протяженности маршрута.
на первую страницу
клубная информация
| походы | ПВД |
фотоальбомы | публикации |
клубные события |
соревнования | форумы
| ссылки
Сайт
велоклуба ОРИОН открыт 29.08.99
© 1999-2009 Велоклуб ОРИОН