Велоклуб Орион

Двенадцать ног на шести колесах

(отчет о велопоходе на Кавказ с детьми)

Павел Протопопов

Туапсе - Агой - Джубга - Бжид - Голубая Бухта, сентябрь 1994.

Участники

Протопопов Антон, 5 лет
    Протопопов Константин, 4 года

Итого,  ног - 12, колес - 6

Фото 1. Едем на море. На фото слева направо: Наталья Алентьева, Максим Алентьев, Антон Протопопов, Костя Протопопов

Велопоходы с детьми в нашем клубе не такая уж и редкость, но на Кавказ, как мне кажется, такой поход был организован впервые. Я задумал его еще весной и под него начал конструировать тандем типа того, что сделал А. Григорьев из Екатеринбурга. Дело шло ни шатко, ни валко, но при возвращении из Александрова с чемпионата России  в московском клубе велотуристов я наткнулся на объявление о продаже тандема харьковского производства.  С ним затея похода на Кавказ уже стала реальностью. Понадобилось только слегка реконструировать его - добавить еще одно седло и еще один руль, убрать вторую пару педалей, поменять звезды: добавить вперед 28-ю, а назад 32-ю. Пробная поездка втроем с полной выкладкой на этом дредноуте по центру Волгограда почему-то вызвала нездоровый ажиотаж среди средств массовой информации, в результате кадры с нашим транспортным средством попали в какой-то фильм о Нижней Волге, снимавшийся как раз в это время, и прошли по муниципальному телевидению. Какое-то время я не мог найти попутчиков и уже опасался, что опять, как в майской единичке, поеду один, только обремененный двумя детьми, что было бы весьма неудобно. Но буквально за четыре дня до старта ко мне присоединилась семья Алентьевых, а за день - Света Парпалыгина со своим детенышем. Итого должно было быть четверо взрослых и четверо детей, из которых в последний момент не поехали Алентьев-старший и Парпалыгин-младший. Так и образовалась та комбинация ног и колес, которая вынесена в заголовок. Самым заполненным был мой тандем с двумя детьми и тремя рюкзаками, расчетный стартовый вес, не считая меня и велосипеда был 100 кг. Далее шла Наталья с Максимом и одним, но очень тяжелым рюкзаком и беззаботно порхала по дороге ничем не отягощенная Света. Мне же эти скромные, даже не двоечные перевальчики на дороге Туапсе - Джубга показались круче категорийных перевалов где-нибудь в пятерке, а поднимаясь на Агойский перевал, я даже шел пешком, что совсем не понравилось Антону и Косте. И вообще у детей сложилось убеждение, что чем больше людей на велосипеде, тем быстрее он должен ехать, и они никак не могли понять, почему это Света и Наташа с Максимом нас на всех подъемах обгоняют. Зато на спусках наша огромная объединенная масса неслась со страшенной скоростью, наводя ужас на мелькавших мимо зевак.

В Туапсе мы приехали в 14 часов в плацкартном вагоне, как обычно, но если нормальные велики ложатся на третьи полки без проблем, то тандем понадобилось как следует разобрать. На вокзале собрали велосипеды и выехали в сторону Новороссийска.

Фото 2. Традиционная сборка велосипедов на перроне

Сразу от Туапсе - подъем на Агойский перевал. После него, конечно, отдых у родника. На фото хорошо видно размещение груза на моем тандеме: один большой рюкзак на багажнике и два по бокам. Таким образом, получилась П-образная схема, похожая на западные велосумки (panniers), которую так любят прогулочные туристы и "чайники", и которую в обычных походах я никогда не употребляю.

Фото 3. У родника

В первый день мы проехали аж 19 км, после чего, естественно, понадобилась дневка. Дневку мы устроили прямо на пляже, который нашли, спустившись с Агойского перевала (фото 4-5). Компания у нас подобралась нудистская, дамы тут же оказались без верха, а я с детьми и без низа. Потом, пообвыкнув, леди освободились и от последних деталей туалета. Я не привожу соответствующие фотографии, чтобы не выкинули с сервера за распространение чего-то, там, неподобающего.

С водой нам повезло: буквально возле нашего "стола", покопавшись в гальке, мы нашли слабенький родничок, которого нам, впрочем, вполне хватило.

Фото 4-6. Дневка на пляже

Еще один ходовой день, сопровождаемый вопросами детей, а куда это мы едем, если на море, то вот оно, море и т.п., привел нас к выводу, что детям, ради которых мы и поехали, эта езда по побережью вовсе не нужна. И тогда мы решили найти приемлемое место, чтобы провести там остаток дней своих. В этот день мы опять остановились на пляже, но он нам понравился куда меньше, чем предыдущий - воды не было, за ней пришлось ехать довольно далеко. Зато здесь нам неожиданно привалило другое счастье: рыбаки, которые возились в воде неподалеку, одарили нас частью своего улова. Трофеи видны на фото 6. Страшные, колючие и скользкие, они,  тем не менее, оказались весьма вкусными.

Фото 7. Дары моря

Мы решили, что следующий день должен стать последним ходовым днем. Значит, надо искать достойное место, чтобы провести там с неделю. Опять собрались и выехали на трассу. Здесь я еще раз сфотографировал свое транспортное средство вместе с пассажирами (фото 8-9).

Фото 8-9. Мой многоместный велосипед

Отмечу, что это НЕ ТАНДЕМ в обычном понимании этого термина. Да, он сделан на базе фабричного тандема, но самое главное в тандеме - двойной привод - здесь отсутствует. Вторую пару педалей я просто снял за ненадобностью, поскольку дети все равно не могли достать до них, второе седло (заднее) отнес назад, вместо педалей смонтировал подножки, а в увеличившееся пространство между двумя седлами установил еще один руль, детское сиденье и еще одну пару подножек.

Весь день мы искали, но так и не нашли такое место. Заночевали опять на пляже, на который выехали, когда уже темнело, в районе Голубой бухты. Утром я пошел в разведку и очень скоро совсем недалеко нашел узкую щель в скалистом берегу, где было все, что надо: ровное место для палаток в укромном, только на нашу группу, ущельице, недалеко родничок, дрова, уединение и мелкое море, как раз для детей (фото 8-9).

Фото 10-11. Наш лагерь у Голубой Бухты, вид с моря и сверху

На это же место мы, т.е. я и Наталья, вернулись меньше, чем через месяц в следующем походе - октябрьской единичке, уже без Светы и детей, зато с Владом и Ириной. Очень ценно, что к этому месту ближе, чем на несколько километров на машине не подъедешь, поэтому гадкие автомобилисты это место не сумели испоганить.

Мы поставили палатки в непосредственной близости (метров 10-15) от берега. Чуть выше палаток оборудовали кухню с костром и треногой (фото 10)

Фото 12. Кухня.

А еще в 10 м выше по щели был наш источник водоснабжения - маленький родничок (фото 11).

Фото 13. В этих скалах был наш родничок

Дети с удовольствием исследовали ущелье (фото 12). Им оно, наверное, казалось громадным и таинственным.

Фото 14. Разведчики-изыскатели

На следующих фото - наша столовая и обеденный стол.

Фото 15-17. Столовая

Ущелье мы использовали "на полную катушку". Помимо спален, столовой и кухни у нас была еще и прачечная: в углублении в скалах мы сделали корыто из пленки с автосливом (фото 18).

Фото 18. Прачечная

Солнце в ущелье приходило между часом и двумя дня и жарило до пяти. Это время проводили на пляже или в тени палатки (фото 19)

Фото 19. Послеобеденный отдых

Над нами на горе в сосновом лесу жила семья откуда-то из Сибири. У них была девочка 5 лет, тоже нудистка. Антон как-то сразу сдружился с ней, они уходили подальше в море и подолгу беседовали о чем-то о своем (фото 20)

Фото 20. Уединение в море

За продуктами мы ходили в пансионат Голубая Бухта (15 минут по берегу). Ходили и на пляж пансионата. В общем, каждый день совершали, как минимум, одну ходку (фото 21)

Фото 21. Поход в цивилизацию

А иногда отправляли Свету на велике в Бжид за особо ценными и экзотическими продуктами

И, наконец, на последних фото - вся наша группа на пляже пансионата. Мы же ушли с нашего места и, перед тем как уезжать от моря, сделали последнюю остановку на пляже (фото 22-23).

Фото 22-23 Заключительное фото перед выездом домой

В общем и целом поход, хоть и получился коротким по протяженности, но по положительным эмоциям и впечатлениям стоит многих длинных походов.

Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)

на первую страницу
клубная информация | походы | ПВД | фотоальбомы | публикации | клубные события | соревнования | форумы | ссылки