Волгоград - Волжский - Рахинка - Красный Октябрь - Рассвет - Маяк Октября - Булухта
18-19.10.08
Денис Пеплин
Состав группы:
Лисовец Дмитрий
Пеплин Денис
ПВД проведен в стиле "Эльтон лайт", т.е. по мотивам прошлогоднего Велопутешествия на Эльтон, но с сокращением времени, дистанции и состава участников. На этот раз уложились в два дня (а значит, не пришлось брать дополнительный выходной).
До Булухты доехали за один день, 150км, из них 40км по грунту. Обратно часть пути (грунт 40км / асфальт 20км) своим ходом, часть на попутном транспорте. Велопешеходные прогулки по Булухте - еще 10км. Итого 220км дистанции, плюс традиционные 40км до Кировского района в обе стороны для Димы.Каких-то особых спортивных задач на этот ПВД мы перед собой не ставили, все задачи были поставлены и решены в прошлом году на Эльтоне. Тем не менее, приключений мы нашли достаточно. Это и ночное ориентирование в поисках озера, и почти весь второй день, прошедший в пилежке по сырому грунту против сильного встречного ветра.
Навигация традиционная - карта, компас, курвиметр, велокомпьютер, звезды.
Маршрут до Булухты
Лисовец Дмитрий |
Пеплин Денис |
Доехать до Булухты за один день, заночевать на берегу озера и на следующий день вернуться обратно. По возможности вернуться в нормальном физическом состоянии, ведь в понедельник утром на работу.
Когда анонсировал планы похода на Булухту, каждый раз указывал, что поедем только при хорошей погоде. И это было бы правильно, поскольку в случае плохой погоды появлялся огромный риск не вернуться вовремя. Но риск риском, а покататься на последних перед закрытием выходных хотелось очень, и мы с Димой поехали на Булухту, несмотря на неблагоприятный прогноз погоды и сгущающиеся тучи.
Поездка чуть было не сорвалась в последний момент, когда в среду у меня внезапно поднялась до 39,4 температура и соответственно ухудшилось самочувствие. Пару дней пролечился, в пятницу восстанавливался, забив на работу болт (благо был на больничном) и к субботе уже ничего не мешало выезду.
Стартовали из Волгограда в 8:00, место старта на первой продольной, ост. Водоотстой.
Сделали вывод из прошлогодней утренней закупки в Волжском - в этот раз закупились заранее, и времени не теряли. Да и в Волжский можно сказать почти не заезжали, после поста на развилке налево, дальше еще раз налево и под ЖД мост, потом доехали до трассы на Энгельс, еще поворот и прямая дорога на Рахинку. После Рахинки через 7,5км - поворот направо на Красный Октябрь обозначен соответствующим указателем.
Окружающий пейзаж сменился на степной сразу после выезда из Волжского. Придорожные посадки - чахлые, высыхающие. Такое чувство, что мы уже далеко от города. Приятно ехать по дороге, на которой еще ни разу не был.
По пути к Рахинке успели позавтракать. Темп с учетом остановок ниже марафонских 15км/ч не уронили. Ветер в первый день установился юго-восточный, и при движении на север ощутимо помогал, ну зато потом, при движении на восток, мы с этим ветром наборолись вдоволь.
Собственно, после поворота на Красный Октябрь и начались проблемы - у меня ухудшилось самочувствие (думаю, не только из-за болезни, но и вследствие малой накатки за последние пару месяцев), а у Димы заболела коленка, которая и впоследствии периодически о себе напоминала. Мне пришлось бороться с плохим самочувствием до самой темноты, а потом вкатился, и дальше все пошло как по маслу.
По Октябрьским местам. Маяк Октября в эти два дня будет для нас маяком цивилизации.
Серьезно ориентированием занялись после Маяка Октября, а точнее еще в нем, расспросив местных жителей. Тут надо разбираться в местной терминологии. Все, что дальше в степь, для местных "зона", поскольку принадлежит или прилегает к полигону. В зоне есть "точки". Они предназначены для выпаса овец и коров, и обычно представляют из себя небольшое помещение для чабанов (два-три человека), и загон для скота, в котором животные содержатся ночью. Конечно, не обходится без привязанного к забору волкодава. Эти огромные собаки в местных степях необходимы для защиты от волков, они есть и на "точках" возле Булухты, и в кошарах возле Эльтона.
Уезжаем к озеру на закате
Нам предстояло двигаться на северо-восток, чтобы добраться до Малого Острова через дамбу на севере озера. Это отличалось от моих первоначальных планов, которые предусматривали выход на побережье Булухты с юга. Я скорее предпочел бы объехать остров вокруг, но погода этому не благоприятствовала, а предложение Димы доехать до острова мне показалось вполне реальным. Согласно новым планам нам нужно было проехать 40км от Маяка Октября, т.е. всего 150км.
Булухта совсем рядом, меньше 40км
Итак, первый ориентир - "точка" в двух километрах на восток от Маяка Октября. Потом дорога и дальше идет на восток и с пути может сбить всего одна, но коварная развилка. Мы проехали по ней с километр, прежде чем поняли, что едем все-таки наверное несколько южнее, чем надо, и вернулись. Дорога одновременно уходит налево и раздваивается, но ехать надо не на юго-восток, а все-таки на север.
Последняя "точка" перед озером. Фото сделано на второй день
Далее развилок нет, мы вышли на очередную "точку", где нам подсказали ориентир - дерево в направлении на север. Здесь, как и возле Эльтона, деревья - редкость, тем более такое огромное оно там одно. Еще "точка", опять выяснили направление, и поехали по дороге, начинающейся прямо около дерева. К этому моменту стало уже достаточно темно, дальше двигались при свете фар.
Дерево-ориентир возле "точки". Фото сделано на второй день
Если верить чабанам, с планируемой дороги мы уже сбились - хотели ехать через урочище Юдин Сад, но оставили его где-то в стороне. Значит, или неправильно выехали из Маяка Октября, или дороги, обозначенной на карте, уже не существует. Основным вопросом было - правильно ли нам указали дорогу на последней "точке". Собственные регулярные обращения к компасу (к карте обращаться почти бесполезно, ориентиров нет) подтверждали, что скорее всего да.
Дальше и до самого озера началась "глубокая дорога" (по терминологии чабанов), которая приготовила нам сюрприз. Различные виды грунта, камни из застывшей грязи на дороге, скотогонная тропа - все это мы уже проходили. Попадались и "перекати-поле", застревающие везде, где только можно. Но здесь мы столкнулись со случаем, когда количество переходит в качество. Не считая множества отдельно валяющихся растений, нам регулярно встречались места, где одна или обе колеи были завалены десятками больших "перекати-поле". Увернуться от них в таких местах сложно, а без определенного навыка и ночью почти нереально. В общем к тому моменту, как мы научились объезжать их без потерь, они закончились. Времени и сил на этот десяток километров "глубокой дороги" была потрачена масса (попытаться объехать; словить куст; попытаться ехать дальше, наплевав на скачущую по забитой кассете цепь; попытаться вытащить всю забившуюся гадость, не слезая с велика; слезть с велика, прочистить; поехать, опять слезть, опять прочистить; ехать дальше 100м до следующего завала), но на другой день при свете солнца объезжать препятствия стало уже проще, и количество подобных инциндентов можно было пересчитать по пальцам одной руки.
В степи любое существенное изменение рельефа - событие. Особенно ночью, да еще когда нет уверенности, правильно ли мы едем. И вот мы натолкнулись на небольшую дамбу. Слева овраг, справа камыши. Сверяем направление по компасу, сопоставляем показания велокомпьютера с замерами курвиметра - похоже, мы непосредственно близко подъехали к Булухте, и сейчас пересекаем дамбу, на карте обозначенную как мост. Но это оптимистичный вариант.
Вот в этом месте мы впервые наткнулись на камыши на пути к Булухте.
Фото сделано на второй день
Едем дальше. Поскольку точно свое местоположение мы так и не определили, а проехали много и по идее должны уже приближаться к острову, решаем установить лимит расстояния на первый день - скажем, 150км от старта независимо от того, где мы будем находиться. Заночевать можно прямо в степи недалеко от дороги, не впервой. Мы конечно в состоянии ехать еще, но в случае ошибки с дорогой можно легко уехать в сторону Эльтона.
150км от старта, 8 часов вечера, движемся на восток, все та же дорога и никаких признаков озера. Присели на травку, выключили фары, посовещались, и решили отойти от дороги, поставить палатку. Я уже почти было собрался идти влево от дороги, но заметил, что справа вдалеке что-то белеет. Появилась надежда найти как минимум что-то интересное. Мы бросили велосипеды и пошли на разведку.
Да, мы нашли озеро! Отошли метров четыреста, сначала обнаружили невысокие камыши, потом пологий берег и наконец поверхность солончака. Картина "Первые люди на Марсе".
Первые люди на Марсе
Учитывая направление нашего движения, вероятность попасть на остров, двигаясь дальше по той же дороге, была очень велика, что и подтвердилось впоследствии. Но двигаться вдоль озера смысла не было - ничего не видно. Лучше отложить поездку по озеру до утра и рассмотреть все получше.
Вернулись, забрали велосипеды, притащили их на берег, и начали располагаться на ночлег. С берега озера дул южный ветер. Архив Гисметео по Волгограду выдает 9м/с, но в степи ветер несколько сильнее. Палатку ставили удерживая вдвоем, на все растяжки. Грунт около озера очень мягкий, хорошо растянуть тент сложно, и он бился об палатку при порывах ветра.
Утро на Булухте
Костер не разжигали. Хотя в кустарнике на берегу было немного сухостоя, и к тому же мы по пути купили спички, сидеть у костра при таком сумасшедшем ветре смысла не было - все равно не согреешься. Так что забрались в палатку и приступили к ужину. Еда самая правильная - водка с красным перцем для разогрева, потом пили "Кровавую Мэри" с салом и луком. Лук кстати нашли на обочине - похоже грузовик тряхнуло, и высыпалось его немало. Вот так в этих местах, еда на дороге валяется. Остальную еду правда пришлось покупать. Поужинали, отбой в 23:00.
Булухта возле нашей стоянки
А ночью пошел дождь. Если до этого возможность дождя воспринималась просто как большой риск, но все-таки как что-то, чего не должно случиться, то теперь это стало реальностью. И ведь распогодилось к ночи, звезды стали видны, затем полнеба очистилось от туч и появилась огромная оранжевая луна. Но все-таки там наверху решили нас слегка намочить.
Местная солелюбивая флора крупным планом
Во время дождя несколько раз просыпался, прислушивался, как оно там - сильно льет или не очень. Сложно понять, ведь в палатке всегда кажется, что льет очень сильно. К тому же дождь был долгим. Не стал особо над этим раздумывать, все равно ведь ничего не изменишь, а выспаться надо в любом случае.
Под ногами "мыло", переходим брод по траве
Утром проснулись до семи. Ветра еще не было, но радоваться рано - он обычно поднимается несколько позже. Выползли на фотосессию к озеру. Поверхность, которая до этого своей рыхлостью была похожа на лунный грунт, превратилась в мыло. Без особого риска погрузиться по щиколотку от берега можно было отойти на несколько метров. Про идею прогуляться по озеру, если бы она возникла, можно было забыть. А идея покататься по окрестностям ждала реализации. Палатку и вещи решили бросить, чтобы поехать налегке. В радиусе 40км цивилизация отсутствует, людей на озере похоже нет никого.
Еще один крупный план
Как только солнышко появилось из за тучки, мы поехали к острову. Хотя на первые 400 метров потратили наверное полчаса, потом началась небольшая возвышенность (самая высокая точка на Булухте - 24 метра над уровнем моря) и грунт стал посуше. По пути встретился "брод" - небольшая протока, так же как и все озеро намоченная дождем. Велосипеды перенесли на себе, ехать верхом и даже катить их невозможно, колесо застревает в раме через полоборота. Тормоза уже давно расстегнуты.
Так называемая дамба - кое-где куски шифера и досок
Добрались до дамбы, всего четыре километра. По пути спугнул какого-то мелкого зверька, который убежал, испуганно вопя. В живности не разбираюсь, может хорек, но очень уж пышный хвост и странный бело-черный дымчатый окрас. Еще одна редкая местная достопримечательность - одинокое дерево с вороньим гнездом. Да, тут все, что отличается от ровной поверхности степи - достопримечательность. Птиц крупнее вороны не встречали, но и с ними загадка - что же они там делают, где пропитание добывают. Помоек ведь рядом нет.
Степь. Дорога. Ворона.
Перед дамбой остановились для очередного фотосета. Дальше не поехали. "Дамба" - слишком громкое название для нескольких кусков шифера и прочего мусора, набросанных на дно озера. После дождя в этом месте, как и во всех прочих, грунт стал непроезжим, а расстояние до острова - 400 метров и мы не стали рисковать переправляться, ведь еще назад ехать.
Булухта, вид на восток
Назад поехали после возвращения на место стоянки и небольшого завтрака. Выехали в 10 утра, приехали к Маяку Октября после 16:00. Грунт к моменту начала обратного пути в раме уже не застревал, но был достаточно сырым. Ветер по архиву Гисметео - 11м/с, а по ощущениям еще больше. Вместе грунт и сильный встречный ветер (в отличие от вчерашнего юго-восточного теперь западный) обеспечили нам долгий и довольно напряжный путь домой. Вначале скорость была 7км/ч, иногда шли пешком, чтобы немного отдохнуть (5км/ч), к вечеру грунт еще немного, но не до конца подсох и мы могли ехать уже 11км/ч. Проще было бы доехать до Эльтона - он довольно близко, и ветер туда ураганно-попутный. Но к сожалению, нам в понедельник на работу, а значит ехать надо в другую сторону.
Возвращаемся
Словами описать наше путешествие по грунту обратно не берусь. Биться головой об стенку, чтобы получить сходные ощущения, наверное не стоит. Все-таки
немножко не то, хотя что-то общее есть. Одно могу сказать - впечатления незабываемые. В смысле фиг забудешь такое. По пути обратно состоялся диалог,
немного характеризующий происходящее:
Дима: Наверное немногие нас сейчас поймут.
Я: Да я и сам себя сейчас не очень понимаю.
Овражек
Изначально задача была хорошо закрыть сезон, накататься напоследок. Закрыли, накатались. Вечером, лежа в ванной, думал, что на официальное закрытие уже не поеду - настолько хорошо прошло самостоятельное. Но впоследствии поехал все-таки.
Инсталляция: Степь. Дерево. Луна.
Еще одна задача была - не слишком умотаться и на следующий день выйти на работу. Пилить по асфальту 110км не слишком интересно, тем более ветер по-прежнему встречный, а у Димы опять разболелась коленка. Учитывая все эти факторы, мы бы не отказались схалявить и доехать остаток пути на каком-нибудь более моторизированном транспорте. И вот специально для нас такой попался. Притормозившая рядом попутка - обычная девятка, но с огромным прицепом. Очень удачно, что прицеп отвозили до Волжского и в салоне девятки было как раз два места. Подвозившим - огромное спасибо.
Танки грязи... ну вы поняли
От Волжского до Волгограда уже не так далеко. К Волжскому приехали на закате, к 8 вечера был дома. Если бы не попутка, то по умеренно оптимистичному варианту приехал бы в час ночи, ну а Диме пилить до дома еще часа полтора.
Хорошо иметь один день в запасе. У нас этого дня не было, отсюда и все проблемы после ухудшения погоды. Для повтора ПВД на Булухту за два дня лучше все-таки выехать в пятницу вечером, чтобы приехать на озеро засветло. Или взять выходной на понедельник. Или сделать и то и другое. Дни в конце октября коротковаты, но если ехать в мае, когда в степи цветут тюльпаны, то и проблема светового дня практически решится.
А еще лучше уехать кататься на недельку по степям, без четкого плана и маршрута - куда глаза глядят. Булухта - Эльтон - Баскунчак, вот такую примерно покатушку можно организовать как-нибудь при случае.
Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)
на первую страницу
клубная информация |
походы | ПВД |
фотоальбомы | публикации
| клубные события |
соревнования | форумы |
ссылки
Сайт велоклуба ОРИОН открыт 29.08.99
© 1999-2009 Велоклуб ОРИОН