о велопоходе третьей
категории сложности по Кавказу,
совершенном 14-26.06.95. группой
велоклуба Орион
Нитка маршрута:
Кисловодск - пер. Кичи-Балык (1500 м) - пер. Шит-Джатмас
(2000 м) - Долина Нарзанов - пер. Харбазский (2280
м) - пер. Каяшик (2700 м, с севера) - Джилысу - пер.
Каяшик (2700 м, с юга) - плато Бечасын (2300 м, с
юго-востока) - р. Худес - Карачаевск -
Зеленчукская - Преградная - Курджиново -
Псебай - Лабинск - Майкоп - Апшеронск -
Черниговская - р. Пшеха - пер. Черкесский (н.к.,1836
м) - Бабук-Аул - Харцыз - Дагомыс - Адлер
Подъезд из Волгограда поездом
Новокузнецк-Кисловодск
Отъезд из Адлера поездом Адлер-Саратов
Время к-ж
Расст,
Высота
Описание
по
комп
км
м
14.06
511 800 Кисловодск, выезд от вокзала. Практически сразу от вокзала, еще в черте города начинается подъем. Из города выезжаем на юг, в сторону Эльбруса. Подъем идет по хорошо асфальтированной дороге, по дороге проезжаем небольшое селение.
1504 пер. Кичи-Балык. Граница Ставропольского края и Карачаево-Черкесии. На границе кончается асфальт. С перевала спускаемся в село Кичи-Балык на р. Кичмалка. От реки начинается крутой подъем по склону ущелья по довольно плохой щебенчатой дороге. Потом дорога выходит на плато, подъем становится более пологим, а качество дороги несколько более приятным.
16-30 537 1932 пер. Шит-Джатмас (вернее, это гора Шит-Джатмас), с вершины можно спускаться в двух направлениях: на юг в Долину Нарзанов и на восток к с. Малка. Спускаемся в Долину Нарзанов. Дорога на спуске хорошая.
17-00 545 1264 Т/б Долина Нарзанов - расположена в живописном ущелье р. Хасаут. Дорога спускается к мосту и разветвляется. Через мост и на противоположный склон ущелья идет та дорога, по которой нам надо ехать дальше. На ней стоит шлагбаум, закрытый на замок: дальше начинается территория национального парка "Приэльбрусье", въезд по пропускам. Перед мостом вправо по ущелью вверх по р. Хасаут идет дорога в одноименный поселок. В окрестностях турбазы - 22 минеральных источника (наиболее посещаемый - прямо на территории турбазы. Температура нарзана 11 градусов, вода средней солености.
17-30 546 1244 Остановились на ночлег на р. Хасаут чуть ниже по течению от турбазы.
Суммарный набор высоты за день 1216 м
15.06
8-00 Выезд
8-10 546 1264 Выехали с места бивака на дорогу к шлагбауму, все так же закрытому на замок. Протащили велосипеды по шлагбаумом и начали подъем на харбазское плато. Далее идет высотный профиль подъема: расстояние от начала подъема и отсечки высот
12-00 561 16.4 2102 Развилка дорог. Вправо идет дорога на плато Бечасын, прямо - наша дорога к Эльбрусу.
563 17.6 2104 ручеек. Вскоре дорога начинает спускаться с плато в ущелье р. Харбаз.
567 21.5 1796 На спуске слева от дороги скальные выступы. Если взобраться на них, открывается великолепный вид сверху на каньон р. Харбаз с практически отвесными скальными обрывами. С дороги этого благолепия не видно.
568 22.8 1668 здесь, в месте перехода дороги через реку Харбаз мы сделали полудневку.
Суммарный набор высоты за день 1036 м
16.06
Суммарный набор высоты за день 1300 м
17.06
7-50 Выезд. Тем же путем, каким мы сюда приехали, вернулись через перевал Каяшик к развилке дорог предыдущего дня и свернули на дорогу, ведущую на плато Бечасын. От развилки дорога круто спускается вниз в ущелье р. Ингушли, разделяющее два плато, Тузлук и Бечасын.
8.4 1944 Спустились к реке, дорога трижды пересекает реку, преодолев три брода, начали подниматься по очень плохой тракторной дороге на Бечасын
12-00 2280 Край плато
34.0 В центре плато - бывший Карачаево-Черкесский штаб отгонных пастбищ и маслосырзавод, теперь не работающие. В 1991 г. во время русско-английской байкерской экспедиции мы кормили англичан халвой из здешнего магазина. Теперь и магазин не работает. Отсюда во все стороны по плато идут грунтовые дороги: на север на перевал Гумбаши, на северо-восток в Кисловодск, с юго-востока приехали мы, на юго-запад - дорога в ущелье р. Худес. Туда мы и поехали. Дорога от маслосырзавода идет по холмистому плато с постепеннным понижением. Качество дороги хорошее.
52.0 2040 Подъехали к краю плато. Перед началом спуска слева от дороги родник - явление на плато редкое. Пропустить его трудно: ручеек от него течет поперек дороги. Наверху воды нет, для скота ее качают наверх по водопроводу. Семикилометровый спуск к Худесу из всех спусков с плато Бечасын, наверное, наиболее приятный. По крайней мере, он нам больше нравится, чем "дорога в реанимацию" - спуск с Бечасына к верховьям Хасаута. Дорога идет по очень живописному склону ущелья через сосновый лес, рассекаемый скалистыми обрывами. Качество дороги очень плохое, местами это просто скальная поверхность со всеми естественными выступами и уступами, местами - крупный щебень и камни, серпантины с поворотами чуть ли не больше 180 градусов, которые густо усеяны камнями, крутизна местами 9-15 градусов (до 25%), что делает даунхилл весьма увлекательным, и падения на этом веселом спуске в наших походах бывали. А уж подниматься по нему - вообще ни с чем не сравнимое наслаждение, которое мы испытали ранее.
60.0 1400 Спустились к "Царским Воротам" в месте впадения р. Чучхур в Худес. Поехали вниз по живописному ущелью Худеса.
76.0 Худес впадает в Кубань, в устье - одноименный поселочек. Выехали на трассу Учкулан - Карачаевск. Асфальт. Покатили вниз по ущелью Кубани.
670 79.7 996 Бивак на берегу Кубани. Суммарный набор высоты за день 790 м.
18.06
8-05 Выезд. Хороший асфальт идет по симпатичному ущелью Кубани с небольшим уклоном.
9-05 696 26.0 820 Въезд в Карачаевск
9-15 698 28.4 812 Карачаевск, центр. От Карачаевска мы поехали дальше вниз по Кубани в направлении Черкесска до ответвления влево дороги на Зеленчукскую.
10-20 714 44.2 728 Поворот на Зеленчукскую. Дорога (асфальт) пошла на подъем.
721 51.5 936 Небольшой спуск (на 8 м)
53.0 964 Верх перевала.
12-40 741 71.1 884 Зеленчукская, центр. Перекус.
14-25 760 89.8 1032 Конец затяжного подъема
14-50 763 93.3 1092
15-45 781 111.3 784 Преградная
16-50 791 120.8 924 Бивак на речке. Суммарный набор высоты за день 1012 м
19.06
8-15 Выезд. Дорога - вверх-вниз
9-10 811 20.1 740 Въехали в Краснодарский край. Суммарный набор высоты на пройденном с утра участке пути 120 м
13-20 890 99.1 268 развилка, поворот на Майкоп
15-30 908 117.6 252 Ярославская.
936 145.0 260 Бивак. Суммарный набор высоты за день 556 м.
20.06
9-30 Выезд.
9-50 940 4.8 264 Въезд в Майкоп
12-25 965 29.6 440 Конец затажного подъема.
15-50 995 59.0 220 Развилка, поворот на Черниговскую (Съездили в Апшеронск за продуктами, радиалка 49.0 - 59.0 = 10 км).
17-55 1021 85.4 324 Черниговская. После моста через Пшеху повернули ошибочно направо, проехали ~2 км и вернулись
95.2 Выехали к р. Цица
19-25 1033 97.2 320 Бивак на Цице. Суммарный набор высоты за день 750 м.
21.06
9-25 Выезд.
11-15 1044 11.6 704 Водораздел.
11-30 1047 13.9 724 Верх, спуск.
11-35 1048 14.7 688 Слева от дороги водозабор.
12-35 1054 21.0 940 Развилка - Т-образный перекресток. Налево - на Фишт. Нам - вправо.
13-30-14-00 1058 24.9 1064 2-й водозабор, поперек дороги - чистая речка. Перекус.
17-00 1065 32.1 1444 Свернули с дороги, которая идет дальше на Шпалорез, на малозаметную вначале тропу на пер. Пшехо-Су.
18-30 35.1 1744 Поднялись на пер. Пшехо-Су к развилке троп (Т-образной). Бивак. Суммарный набор высоты за день 1452 м.
22.06
С утра мерзопакостная погода, дождь, туман. Подождали немного в надежде на улучшение, не дождавшись, вышли в 10-55
На развилке троп повернули направо, на юг. Велокомпьютер-альтиметр на скорости менее 3 км/ч отказался считать пройденное расстояние.
1412 По тропе спустились к речке. С полчаса искали безопасное место для переправы. Вода в реке сильно поднялась. От реки - крутой подъем
1886 Перевал Бусурган. На вершине - покосившаяся табличка с - названием перевала и высотой. Видимость не более 10 м. Тропа постоянно перекрывается нерастаявшими еще с весны снежниками. В условиях полного отсутствия видимости в тумане, выходя на снежник, на котором нет никаких следов этого года, не знаешь, выйдешь ли на тропу на том конце. Страшновато. Пару раз промахивались. Снежники крутые, так как тропа траверсирует склоны Фишта, и в каждой ложбине приходилось протаптывать ступеньки для ног. Потом ноги заболели от этой рубки снега и стали вырубать ступени велосипедным насосом. Потом насос уронили, он соскользнул метра на три вниз по снежнику, но при такой крутизне спускаться за ним без горного снаряжения было невозможно. Жалко было бросать, но пришлось. К счастью, это случилось уже на середине последнего снежника, до края которого мы с грехом пополам добрались.
19-05 1836 Перевал Черкесский.
19-30 1740 Прямо на тропе (больше места не было) поставили палатку, справедливо полагая, что еще несколько недель здесь никого не будет, тем более по ночам. Суммарный набор высоты за день 700 м.
23.06
8-55 Выход. Тропа с перевала оказалась такой торной, что по ней можно было лихо ехать (местами).
11-30 1075 6.9 632 Началась дорога
11-40 1076 7.9 520 Кордон Бабук-аул
13-00 1080 11.1 336 Приют Бабук-аул
14-30 17.0 Кордон. Здесь нас тормознули сумрачные бойцы с автоматами (прямо, как ОМОН) и оштрафовали на 7000 каждого за незаконное пребывание в заповеднике. (Как потом выяснилось, это был еще не штраф, а тролько плата за пребывание в заповеднике, а штраф пришел к нам потом в виде исполнительного листа на 35000 каждому)
28.8 172 Солох-аул
37.0 500 Перевал Ноль
1139 60.5 4 Бивак на берегу моря (на пляже) в Дагомысе. Суммарный набор высоты за день 328 м
24.06
8-50 Выезд.
212 Пер. Мамайский
1172 43.1 12 Финиш. Суммарный набор высоты за день 456 м.
Отсечки высот брались по альтиметру Avocet-50
Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)
на первую страницу
клубная информация
| походы | ПВД |
фотоальбомы | публикации |
клубные события |
соревнования | форумы
| ссылки