Велоклуб Орион

Северное Приэльбрусье - Фишт - 95

Отчет

о велопоходе третьей категории сложности по Кавказу,
совершенном 14-26.06.95. группой велоклуба Орион

Нитка маршрута:
Кисловодск - пер. Кичи-Балык (1500 м) - пер. Шит-Джатмас (2000 м) - Долина Нарзанов - пер. Харбазский (2280 м) - пер. Каяшик (2700 м, с севера) - Джилысу - пер. Каяшик (2700 м, с юга) - плато Бечасын (2300 м, с юго-востока) - р. Худес - Карачаевск - Зеленчукская - Преградная - Курджиново - Псебай - Лабинск - Майкоп - Апшеронск - Черниговская - р. Пшеха - пер. Черкесский (н.к.,1836 м) - Бабук-Аул - Харцыз - Дагомыс - Адлер

Участники:

Павел Протопопов - руководитель, летописец, завхоз - автор отчета
Влад Бондаренко - все остальное

Подъезд и отъезд

Подъезд из Волгограда поездом Новокузнецк-Кисловодск
Отъезд из Адлера поездом Адлер-Саратов

Техническое описание прохождения маршрута

Время        к-ж      Расст,     Высота                                           Описание
            по комп      км               м                                                                                                                             

14.06

               511                  800    Кисловодск, выезд от вокзала. Практически сразу от вокзала, еще в черте города начинается подъем. Из города выезжаем на юг, в сторону Эльбруса. Подъем идет по хорошо асфальтированной дороге, по дороге проезжаем небольшое селение.

                                     1504    пер. Кичи-Балык. Граница Ставропольского края и Карачаево-Черкесии. На границе кончается асфальт. С перевала спускаемся в село Кичи-Балык на р. Кичмалка. От реки начинается крутой подъем по склону ущелья по довольно плохой щебенчатой дороге. Потом дорога выходит на плато, подъем становится более пологим, а качество дороги несколько более приятным.

16-30    537                 1932    пер. Шит-Джатмас (вернее, это гора Шит-Джатмас), с вершины можно спускаться в двух направлениях: на юг в Долину Нарзанов и на восток к с. Малка. Спускаемся в Долину Нарзанов. Дорога на спуске хорошая.

17-00    545                 1264    Т/б Долина Нарзанов - расположена в живописном ущелье р. Хасаут. Дорога спускается к мосту и разветвляется. Через мост и на противоположный склон ущелья идет та дорога, по которой нам надо ехать дальше. На ней стоит шлагбаум, закрытый на замок: дальше начинается территория национального парка "Приэльбрусье", въезд по пропускам. Перед мостом вправо по ущелью вверх по р. Хасаут идет дорога в одноименный поселок. В окрестностях турбазы - 22 минеральных источника (наиболее посещаемый - прямо на территории турбазы. Температура нарзана 11 градусов, вода средней солености.

17-30    546                  1244    Остановились на ночлег на р. Хасаут чуть ниже по течению от турбазы.

Суммарный набор высоты за день 1216 м

15.06

8-00                                           Выезд

8-10    546                    1264    Выехали с места бивака на дорогу к шлагбауму, все так же закрытому на замок. Протащили велосипеды по шлагбаумом и начали подъем на харбазское плато. Далее идет высотный профиль подъема: расстояние от начала подъема и отсечки высот

546                  1.4        1372
                        1.7        1408
                        1.8        1440
                        2.2        1484
                        2.5        1520
                        3.0        1584
                        3.4        1648
                        4.1        1732
                        4.5        1788
550                  4.8        1824    Кончился крутой подъем, пошел более пологий
551                  5.7        1872    Начало крутого взлета
551                  6.1        1912    Конец крутого взлета, пошел пологий участок
552                  6.7        1932    Пологий участок кончился - взлет
552                  7.1        1976    Конец взлета
                        7.6        1992    Начало пологого участка
554                  8.6        2024    Конец подъема, небольшой спуск
                        9.2        1992    Конец спуска, подъем
                        9.6        2024    Крутой взлет
                       10.1       2076    Конец взлета, пологий подъем
557                 11.8       2156    Конец подъема, небольшой спуск
558                 13.2       2134    Конец спуска, подъем
559                 14.5       2300    Перевал Харбазский - высшая точка плато. Плато Харбаз травянистое, всхолмленное, с перевала виден Эльбрус. На всем подъеме и на плато вблизи дороги воды нет. С перевала дорога плавно спускается по плато.

12-00    561   16.4        2102    Развилка дорог. Вправо идет дорога на плато Бечасын, прямо - наша дорога к Эльбрусу.

            563    17.6    2104    ручеек. Вскоре дорога начинает спускаться с плато в ущелье р. Харбаз.

            567    21.5    1796    На спуске слева от дороги скальные выступы. Если взобраться на них, открывается великолепный вид сверху на каньон р. Харбаз с практически отвесными скальными обрывами. С дороги этого благолепия не видно.

            568    22.8    1668    здесь, в месте перехода дороги через реку Харбаз мы сделали полудневку.

Суммарный набор высоты за день 1036 м

16.06

8-50                          1660    Выезд
                      0.2       1684
            569    0.5       1736    Дорога, которая поднималась от реки по боковому ущельицу, в этом месте уходит от ручья вверх по склону. ХМН.
                      0.9       1756
            569    1.2        1812    Есть место для ночлега
                      1.6        1836
                      1.9        1892
                      2.2        1928
                      2.8        1992
                      3.5        2040    Кончается лес и подъем по ущелью, выход на травянистое плато
                      4.1        2102
                      4.2        2220    Дорога продолжает идти на подъем по травянистым склонам
                      5.2        2260    Конец подъема, временный спуск
574                6.0        2216    Ручеек
11-15    575   6.6        2272    Конец подъема, небольшой спуск.
              580  11.5      2248    Дорога идет по гребню
              581  13.1      2288    Развилка, вправо опять дорога на плато Бечасын. Едем прямо.
                      15.2       2300    Кош слева от дороги перед началом подъема на пер. Каяшик. От коша неплохая до того дорога резко ухудшается и становится практически непроезжей. Очевидно, что по этой дороге машины давно не ездят, и ее никто не ремонтирует. Огромные промоины глубиной до 1 м и длиной до 20 м чередуются с нагромождениями камней.
              586    17.4    2672    Перевал Каяшик. В хорошую погоду с перевала открывается великолепный вид на Эльбрус, но это бывает обычно только утром. Сейчас же видимость 50 м и моросит мелкий хололдный дождик.
              589    20.7    2420    Бивак у источника на берегу р. Кызылкол. Если спуститься вниз по реке на 3 км, преодолев маленький перевальчик, то можно попасть к теплым нарзанам Джилысу и полюбоваться мощным водопадом, которым падает р. Кызылкол в окрестностях источников, правда, желто-бурого цвета (отсюда и название реки), что несколько снижает впечатление. Мы туда не пошли, так как бывали там и раньше. А к этому месту, где мы поставили палатку, мы стремились прежде всего потому, что утренняя панорама Эльбруса, открывающаяся с этого места, - зрелище, за которым можно приезжать сюда еще и еще. Хорошо бы установить здесь web-камеру! Может быть, когда-нибудь это и будет сделано.

Суммарный набор высоты за день 1300 м

17.06

 7-50                                        Выезд. Тем же путем, каким мы сюда приехали, вернулись через перевал Каяшик к развилке дорог предыдущего дня и свернули на дорогу, ведущую на плато Бечасын. От развилки дорога круто спускается вниз в ущелье р. Ингушли, разделяющее два плато, Тузлук и Бечасын.

                        8.4        1944    Спустились к реке, дорога трижды пересекает реку, преодолев три брода, начали подниматься по очень плохой тракторной дороге на Бечасын

12-00                            2280    Край плато

                        34.0                   В центре плато - бывший Карачаево-Черкесский штаб отгонных пастбищ и маслосырзавод, теперь не работающие. В 1991 г. во время русско-английской байкерской экспедиции мы кормили англичан халвой из здешнего магазина. Теперь и магазин не работает. Отсюда во все стороны по плато идут грунтовые дороги: на север на перевал Гумбаши, на северо-восток в Кисловодск, с юго-востока приехали мы, на юго-запад - дорога в ущелье р. Худес. Туда мы и поехали. Дорога от маслосырзавода идет по холмистому плато с постепеннным понижением. Качество дороги хорошее.

                         52.0    2040    Подъехали к краю плато. Перед началом спуска слева от дороги родник - явление на плато редкое. Пропустить его трудно: ручеек от него течет поперек дороги. Наверху воды нет, для скота ее качают наверх по водопроводу. Семикилометровый спуск к Худесу из всех спусков с плато Бечасын, наверное, наиболее приятный. По крайней мере, он нам больше нравится, чем "дорога в реанимацию" - спуск с Бечасына к верховьям Хасаута. Дорога идет по очень живописному склону ущелья через сосновый лес, рассекаемый скалистыми обрывами. Качество дороги очень плохое, местами это просто скальная поверхность со всеми естественными выступами и уступами, местами - крупный щебень и камни, серпантины с поворотами чуть ли не больше 180 градусов, которые густо усеяны камнями, крутизна местами 9-15 градусов (до 25%), что делает даунхилл весьма увлекательным, и падения на этом веселом спуске в наших походах бывали. А уж подниматься по нему - вообще ни с чем не сравнимое наслаждение, которое мы испытали ранее.

                         60.0    1400    Спустились к "Царским Воротам" в месте впадения р. Чучхур в Худес. Поехали вниз по живописному ущелью Худеса.

                         76.0                Худес впадает в Кубань, в устье - одноименный поселочек. Выехали на трассу Учкулан - Карачаевск. Асфальт. Покатили вниз по ущелью Кубани.

            670      79.7      996    Бивак на берегу Кубани. Суммарный набор высоты за день 790 м.

18.06

8-05                                        Выезд. Хороший асфальт идет по симпатичному ущелью Кубани с небольшим уклоном.

9-05    696    26.0        820    Въезд в Карачаевск

9-15    698    28.4        812    Карачаевск, центр. От Карачаевска мы поехали дальше вниз по Кубани в направлении Черкесска до ответвления влево дороги на Зеленчукскую.

10-20    714    44.2      728    Поворот на Зеленчукскую. Дорога (асфальт) пошла на подъем.

              721    51.5      936    Небольшой спуск (на 8 м)

                        53.0      964    Верх перевала.

12-40    741    71.1       884    Зеленчукская, центр. Перекус.

14-25    760    89.8     1032    Конец затяжного подъема

14-50    763    93.3     1092

15-45    781   111.3    784       Преградная

16-50    791   120.8    924       Бивак на речке. Суммарный набор высоты за день 1012 м

19.06

8-15                                         Выезд. Дорога - вверх-вниз

9-10    811      20.1    740        Въехали в Краснодарский край. Суммарный набор высоты на пройденном с утра участке пути 120 м

13-20   890    99.1    268        развилка, поворот на Майкоп

15-30   908    117.6   252       Ярославская.

            936    145.0    260       Бивак.  Суммарный набор высоты за день 556 м.

20.06

9-30                                         Выезд.

9-50    940        4.8    264        Въезд в Майкоп

12-25    965    29.6    440        Конец затажного подъема.

15-50    995    59.0    220        Развилка, поворот на Черниговскую (Съездили в Апшеронск за продуктами, радиалка 49.0 - 59.0 = 10 км).

17-55    1021    85.4    324    Черниговская. После моста через Пшеху повернули ошибочно направо, проехали ~2 км и вернулись

                          95.2               Выехали к р. Цица

19-25    1033    97.2    320      Бивак на Цице.  Суммарный набор высоты за день 750 м.

21.06

9-25                                         Выезд.

11-15    1044    11.6    704      Водораздел.

11-30    1047    13.9    724      Верх, спуск.

11-35    1048    14.7    688      Слева от дороги водозабор.

12-35    1054    21.0    940      Развилка - Т-образный перекресток. Налево - на Фишт. Нам - вправо.

13-30-14-00    1058    24.9    1064    2-й водозабор, поперек дороги - чистая речка. Перекус.

17-00    1065    32.1    1444    Свернули с дороги, которая идет дальше на Шпалорез, на малозаметную вначале тропу на пер. Пшехо-Су.

18-30                35.1    1744    Поднялись на пер. Пшехо-Су к развилке троп (Т-образной). Бивак.  Суммарный набор высоты за день 1452 м.

22.06

С утра мерзопакостная погода, дождь, туман. Подождали немного в надежде на улучшение, не дождавшись, вышли в 10-55

На развилке троп повернули направо, на юг. Велокомпьютер-альтиметр на скорости менее 3 км/ч отказался считать пройденное расстояние. 

                                    1412    По тропе спустились к речке. С полчаса искали безопасное место для переправы. Вода в реке сильно поднялась. От реки - крутой подъем

                                    1886    Перевал Бусурган. На вершине - покосившаяся табличка с  - названием перевала и высотой. Видимость не более 10 м. Тропа постоянно перекрывается нерастаявшими еще с весны снежниками. В условиях полного отсутствия видимости в тумане, выходя на снежник, на котором нет никаких следов этого года, не знаешь, выйдешь ли на тропу на том конце. Страшновато. Пару раз промахивались. Снежники крутые, так как тропа траверсирует склоны Фишта, и в каждой ложбине приходилось протаптывать ступеньки для ног. Потом ноги заболели от этой рубки снега и стали вырубать ступени велосипедным насосом. Потом насос уронили, он соскользнул метра на три вниз по снежнику, но при такой крутизне спускаться за ним без горного снаряжения было невозможно. Жалко было бросать, но пришлось. К счастью, это случилось уже на середине последнего снежника, до края которого мы с грехом пополам добрались.

19-05                             1836    Перевал Черкесский. 

19-30                            1740     Прямо на тропе (больше места не было) поставили палатку, справедливо полагая, что еще несколько недель здесь никого не будет, тем более по ночам.  Суммарный набор высоты за день 700 м.

23.06

8-55                                             Выход. Тропа с перевала оказалась такой торной, что по ней можно было лихо ехать (местами).

11-30    1075    6.9        632        Началась дорога

11-40    1076    7.9        520        Кордон Бабук-аул

13-00    1080    11.1      336        Приют Бабук-аул

14-30                17.0                    Кордон. Здесь нас тормознули сумрачные бойцы с автоматами (прямо, как ОМОН) и оштрафовали на 7000 каждого за незаконное пребывание в заповеднике. (Как потом выяснилось, это был еще не штраф, а тролько плата за пребывание в заповеднике, а штраф пришел к нам потом в виде исполнительного листа на 35000 каждому)

                         28.8     172    Солох-аул

                         37.0      500    Перевал Ноль

            1139      60.5          4    Бивак на берегу моря (на пляже) в Дагомысе.  Суммарный набор высоты за день 328 м

24.06

8-50                                        Выезд.

                                    212    Пер. Мамайский

            1172    43.1        12    Финиш.  Суммарный набор высоты за день 456 м.

 

Отсечки высот брались по альтиметру Avocet-50

 

Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)

на первую страницу
клубная информация | походы | ПВД | фотоальбомы | публикации | клубные события | соревнования | форумы | ссылки

free counters

 

Hosted by uCoz