о велотуристском походе пятой категории сложности по Кавказу, совершенном с 12 по 29 июля 2000 г.
по маршруту:
Волгоград - Элиста - Ставрополь -
Кочубеевское - Черкесск - Карачаевск -
Теберда - пер. Муху (н/к, 2764 м) - Красный
Карачай - р. Джаловчат - пер. Алибек (1А, 3165 м) -
Домбай - р. Гоначхир - р. Киче-Муруджу - пер.
Киче-Муруджу Центральный (1А, 3150 м) - р. Махар-су
- Учкулан - Хурзук - р. Битик-тюбе - пер. Балк-баши
(1А, 3679 м) - р. Кызылкол - плато Ирахит-сырт (2880
м) - р. Кызыл-кол - пер. Каяшик (а/д, 2689 м) - р.
Харбаз - пер. Харбазский (а/д, 2280 м) - Долина
Нарзанов - пер. Шит-Джатмас (а/д, 1900 м) - Кисловодск, 1054 км
Поход утвержден маршрутно-квалификационной
комиссией
Волгоградского областного туристско-спортивного
союза
Машрутная книжка № 2-00
Руководитель группы П. А. Протопопов
Южный федеральный округ: Волгоградская область, республика Калмыкия, Ставропольский край, Карачаево-Черкесская республика. Район категорийной части похода - Западный Кавказ.
Прохождение ранее не включавшихся в маршруты велопоходов перевалов Западного Кавказа: Алибек, Киче-Муруджу и Балк-баши и оценка их категории трудности, определение возможности совершения в этом районе велопоходов высшей, шестой категории сложности.
Подъезда не было - старт похода - прямо из Волгограда. Отъезд - любым прямым поездом из Кисловодска, которых в летнее время несколько.
Горная часть маршрута была построена таким образом, что преодоление высоких перевалов чередовалось со спуском в долины рек в цивилизацию, никаких связок перевалов не предусматривалось. Поэтому аварийным выходом с маршрута могла служить любая долина реки до или после перевала, так как по всем этим долинам проходят дороги.
Изменений маршрута не было
Павел Протопопов руководитель, летописец |
Владлен Бондаренко завхоз |
Руслан Осипов фотограф, медик |
Сергей Парамонов механик |
Время | Общий
| Дневной | Высота
Описание
12 июля
8-30 | 0,0 | 0 | - | Волгоград, центр. Старт.
10-00 | 39,9 | 39,92 | - | Пересекли Волго-Донской канал, свернули с основной дороги, ведущей в Светлый Яр и далее в Астрахань, направо, на объездную дорогу Красноармейского района.
10-39 | 43,9 | 43,91 | - | Повернули на дорогу на Элисту и Ставрополь. Дорога - приличный асфальт, движение небольшое. Ветер попутный, слабый.
10-58 | 50,8 | 50,84 | - | Большие Чапурники
11-29 | 60,8 | 60,79 | - | Въезд в с. Дубовый Овраг. Слева видны камыши, окаймляющие огромное озеро Сарпа.
12-14 | 78,2 7 8,19 | - | Въезд в с. Цаца. За селом, справа от дороги - озеро Цаца
13-01 | 92,7 | 92,69 | - | Граница Волгоградской обл. и Калмыкии
13-56 | 105,9 | 105,86 | - | с. Малые Дербеты (Фото 1)
Фото 1.
Малые Дербеты
15-00 | 118,5 | 118,44 | - | У дороги справа озеро, поросшее камышом. Остановились на перекус, искупались. В озере полно рыбы, так и шныряет между ногами
18-45 | 153,1 | 153,08 | - | с. Аршан-Зельмень (км столбик 145)
18-50 | 153,2 | 153,22 | - | Стали биваком на вдхр. Аршан-Зельмень. Вода в нем оказалась не такой уж и соленой, тем не менее, воду для готовки мы предварительно набрали в селе в бутылки. На берегу у места бивака заросли кустарника и небольших деревьев, можно найти дрова. Весь вечер и ночью по водохранилищу барражировали три небольших суденышка, видимо, рыбацких.
13 июля
7-30 | 153,2 | 0,00 | - | выезд
- | 161,3 | 8,10 | - | мост, справа от дороги - озеро
- | 170,7 | 17,50 | - | справа от дороги колодец (~500 м от дороги), за ним лес.
- | 175,3 | 22,10 | - | озеро Нугра
- | 181,3 | 28,10 | - | слева от дороги кош, за ним небольшое озеро
- | 189,4 | 36,22 | - | перекресток, справа - с. Советское
- | 200,6 | 47,42 | - | мост, речка
- | 213,8 | 60,60 | - | п. Ергенинский
- | 224,6 | 71,35 | - | слева от дороги п. Годжур
- | 247,1 | 93,87 | - | перекресток, налево дорога на п. Овата (5 км от дороги)
- | 262,7 | 109,54 | - | перекресток, влево дорога на п. Бага-Чонос (Балковский), 9 км от дороги
- | 270,4 | 117,20 | - | колодец справа от дороги
- | 279,8 | 126,62 | - | р. Яшкуль
15-22 | 287,0 | 133,83 | - | с.Троицкое.
- | 289,7 | 136,49 | - | км столбик 284. Выезд из Троицкого
19-00 | 299,6 | 146,42 | - | Элиста (Фото 2).
Фото 2. Въезд в Элисту
Здесь мы затарились продуктами и водой для ночлега
20-15 | 304,6 | 151,41 | - | стали биваком в лесополосе сразу после поста ДПС на выезде из Элисты
14 июля
7-35 | 304,6 | 0,00 | - | выезд
- | 313,8 | 9,21 | - | перекресток, влево дорога на х. Песчаный (4 км)
- | 331,0 | 26,38 | - | слева от дороги п. Нарта
- | 347,6 | 42,96 | - | с Ульдючины
- | 368,7 | 64,12 | - | большое село Приютное
- | 381,1 | 76,53 | - | оз. Маныч. Большое озеро, в этом месте совершенно безлесное, вода мутная
- | 382,0 | 77,36 | - | остров Левый, пост ДПС. Здесь граница Калмыкии и Ставропольского края
- | 385,2 | 80,55 | - | озеро Подманок, тоже безлесное, как и Маныч, но хотя бы окаймленное камышом
- | 394,3 | 89,67 | - | с. Дивное, большое и богатое (особенно после Калмыкии). Много зелени, которой так бедна Калмыкия.
- | 422,0 | 117,40 | - | Дербетовка
18-55 | 439,2 | 134,59 | - | г. Ипатово, загрузились продуктами и водой
19-50 | 446,4 | 141,80 | - | Стали на бивак в придорожной лесополосе
15 июля
8-00 | 446,4 | 0,00 | - | выезд
- | 452,4 | 6,01 | - | Октябрьское
- | 475,2 | 28,77 | - | п. Прикалаусский
- | 489,6 | 43,15 | - | перекресток, слева г. Светлоград
- | 502,8 | 56,35 | - | объездная дорога у с. Константиновское
- | 512,6 | 66,22 | - | Грачевка
- | 531,8 | 85,36 | - | Старомарьевка
- | 541,7 | 95,25 | - | п. Надежда
- | 544,7 | 98,32 | - | развилка, влево - объездная дорога, едем вправо - на Ставрополь
16-05 | 552,3 | 105,88 | - | Ставрополь - центр. Подключили альтиметр
- | 555,6 | 109,24 | 656 конец подъема, небольшой спуск
- | 558,5 | 112,08 | 672 верхняя точка
17-10 | 560,8 | 114,40 | 656 Выезд из Ставрополя, большой спуск. На спуске - справа д. Татарка
- | 568,0 | 121,60 | 412 р. Егорлык, сразу за ней - подъем к п. Польский
- | 574,8 | 128,41 | 528 верх подъема, спуск
- | 581,3 | 134,91 | 316 спуск кончился, пересекли Невинномысский канал
- | 589,0 | 142,61 | 316 пересекли не то речку, не то канал. Едем дальше к Кочубеевскому
19-15 | 592,1 | 145,70 | 320 большой перекресток - выезд на трассу Ростов-Баку. Повернули вправо
- | 593,5 | 147,10 | 328 не доезжая 100 м до моста через Кубань, свернули на лесную лорогу вправо в поисках места бивака
19-40 | 594,0 | 147,62 | 320 стали биваком на берегу Кубани. Учитывая, что мы несколько опередили график (на 30 км), чему способствовали благоприятные погодные условия, прежде всего, попутный ветер, мы решили сделать полудневку на Кубани в ознаменование окончания равнинной части маршрута.
16 июля
14-18 | 594,0 | 0,00 | - | старт, выехали с бивака на Кубани
- | 594,5 | 0,52 | 328 выехали на трассу перед мостом через Кубань
- | 595,7 | 1,68 | 348 поворот с трассы Ростов - Баку на Черкесск
14-35 | 596,9 | 2,93 | - | влево - отворот на Кочубеевское, сделали фото (Фото 3)
Фото 3. Кочубеевское
15-55 | 613,6 | 19,55 | 400 въезд в Ивановское
16-20 | 615,0 | 20,98 | 388 выезд из Ивановского, пересекли р. Б. Зеленчук. От Б. Зеленчука - подъем до высоты 420 м
- | 623,4 | 29,38 | 440 Граница Карачаево-Черкесии (Фото 4)
Фото 4. Въезд в
Карачаево-Черкесию
17-47 | 637,7 | 43,68 | 488 Подъехали к краю долины М. Зеленчука, спуск
- | 638,7 | 44,74 | 456 мост через М. Зеленчук
19-22 | 653,3 | 59,33 | 492 мост через Кубань перед Черкесском, справа п. Псыж
- | 657,7 | 63,69 | 470 Стали на Кубани, ниже моста. С моста спуска реке не было, мост высокий, пришлось объехать лес на высоком берегу и спуститься вниз через с. Садовое. На берегу нашли небольшую травянистую полянку среди кустов.
17 июля
8-20 | 657,7 | 0,00 | - | выезд. Пересекли Кубань по другому мосту, старому, ниже основного по течению. От него по правому берегу идет щебеночная дорога через карьер.
- | 659,7 | 2,71 | 476 выехали на трассу после моста через Кубань
8-44 | - | - | 488 знак въезда в Черкесск. В Черкесске у нас было две задачи: получить пропуска в погранзону и зарегистрироваться в ПСС. Начали с пограничников. Черкесский погранотряд находится по адресу: ул. Леонова, 6, ориентир - дворец спорта Спартак. Но ориентир не особенно нужен, поскольку в Черкесске все знают, где живут пограничники.
9-05 | 667,1 | 9,44 | 512 Черкесск, погранчасть. На КПП мы оказались первыми из туристов, потом появились еще четверо: семья, собиравшаяся в гуляльный пеший поход в районе а/л Узункол. Дежурный на КПП первым делом спросил, есть ли у нас маршрутная книжка. Получив утвердительный ответ, посоветовал подготовить все требуемые документы и подождать, пока в части идут какие-то занятия. А документы требовались следующие: маршрутная книжка, заявление от руководителя группы на имя начальника погранотряда с просьбой выдать пропуска, список группы в трех экземплярах с указанием полных ФИО, места и даты рождения, домашнего адреса, паспортных данных и места работы. На обороте одного из экземпляров списка должна была быть написана нитка маршрута. Ну, и конечно, паспорта всех участников. Ждали мы около двух часов, собралась уже внушительная очередь. Наконец, стали пропускать по одной группе. Мы были первыми, но это не ускорило процесс. Документы у нас приняли, но за пропусками сказали приходить в два часа, не было какого-то майора, который должен был проверять наши данные. Неожиданно образовавшееся свободное время мы провели на берегу Кубани на импровизированном пляже. Только завхоз мотался по городу в поисках сухого молока, которое у нас кончилось. Молока он так и не нашел, видимо, в республике такой продукт неизвестен - и дальше, до конца похода, мы его нигде не видели. Так что с этого дня кашу по утрам мы варили на сгущенке.
Ровно в два мы снова были у заветной железной двери. На этот раз больше никаких задержек не было, искомый пропуск был получен, и мы отправились на поиски ПСС. Здание МЧС - двухэтажный особняк - весьма кстати оказалось на выезде из города в нужном нам направлении (адрес: ул. Ленина, 272а). Здание удивило своей пустотой. В кабинете оперативного дежурного никого. Вообще, на первом этаже - никого, все кабинеты или закрыты, или пусты. Почти то же самое - на втором. С трудом обнаружил девочку, сидящую за компьютером в одной из комнат. Она нашле мне ответственного дежурного в каком-то закутке. Узнав, что мы туристы и жаждем зарегистрироваться, дежурный вяло спросил: ”А оно вам надо?” Растерявшись, я пробормотал, что, в общем-то не очень. ”Ну, так и езжайте с богом” - ответствовал он. Я попросил его хотя бы сделать отметку в маршрутке, каковую он и сделал, добавив, правда, что печати нету, она уехала куда-то с кем-то и будет к вечеру. Пришлось удовлетвориться рукописной отметкой с подписью. На сем мы распрощались с Черкесском.
14-53 | 681,3 | 23,56 | 548 знак выезда из Черкесска. Дорога продолжает идти по правому берегу Кубани с плавным, почти незаметным подъемом
- | 689,2 | 31,50 | 592 знак въезда в Усть-Джегуту
17-20 | 698,7 | 41,00 | 648 пересекли Кубань по плотине водохранилища. Отсюда берет начало Большой Ставропольский канал. Раньше здесь была надпись: ”Течет вода Кубань-реки, куда велят большевики” (зафиксировано на фото 1982 г). Теперь надписи нет, видно, большевики, уходя, прихватили ее с собой. А вода, как текла, так и продолжает течь. На левом берегу - травянистые берега, в принципе возможное место для ночлега, правда, открытое с дороги.
- | 703,7 | 46,00 | 660 въезд в с. Важное
- | 716,7 | 59,00 | 744 справа от дороги пос. Правокубанский
18-35 | 717,9 | 60,15 | 744 круг, откуда вправо идет дорога на Зеленчукскую, до Карачаевска 13 км, до Домбая - 80
- | 722,7 | 65,00 | 780 музей-памятник на границе пос. Орджоникидзе
19-25 | 730,9 | 73,23 | 824 знак въезда в Карачаевск. Карачаевск - перекресток многих транспортных путей. Кроме дороги на Зеленчукскую и далее в Майкоп, о которой уже было сказано, вскоре после знака въезда в город влево через мост идет дорога на перевал Гумбаши и далее в Кисловодск. В конце города, в верхней его части - развилка еще двух дорог: влево идет дорога вверх по ущелью Кубани в Эльбрусский, Учкулан, Хурзук и на плато Бечасын, вправо - дорога в Тебердинский заповедник, Теберду и Домбай (Фото 5).
Фото 5. Карачаевск
20-07 | 734,7 | 77,00 | 860 выехали из Карачаевска в сторону Теберды. Пейзаж вокруг стал более живописным, когда мы покинули долину Кубани.
20-40 | 740,2 | 82,53 | 880 стали биваком на р. Теберда вскоре после Карачаевска. Съехали с дороги на обширную луговину и, заехав за полосу кустов, остановились на небольшой ровной травянистой лужайке на берегу небольшого рукава реки.
18 июля
8-50 | 740,2 | 0,00 | - | выезд
- | 740,5 | 0,27 | - | выезд на трассу
- | 745,4 | 5,20 | 924 знак въезда в Новую Теберду
- | 747,4 | 7,15 | - | выезд из Новой Теберды
9-35 | 749,8 | 9,64 | 980 знак въезда в Нижнюю Теберду
- | 752,1 | 11,90 | 992 выезд из Нижней Теберды, мост через р. Теберда
- | 764,2 | 23,95 | 1048 знак въезда в Верхнюю Теберду
- | 767,5 | 27,31 | 1188 выезд из В. Теберды
11-15 | 772,8 | 32,64 | 1272 въезд в Теберду
12-53 | 778,9 | 38,72 | 1276 Теберда - центр, дирекция заповедника, магазины. Первым делом отправились в контору заповедника за пропуском. Здание конторы расположено высоко над дорогой. Оставив велосипеды у шлагбаума, по крутой лестнице поднялись к конторе и узнали, что директора нет, а пропуска подписывает только он. Однако служащий заповедника объяснил нам, что пропуска - это для тех, кто посещает заповедник бесплатно, а для всех прочих существуют оплачиваемые экскурсии. Он поинтересовался, куда мы направляемся и узнав, что на Алибек и Киче-Муруджу, сказал, что на Алибек без проблем, а Киче-Муруджу - это зона покоя, туда туристов не пускают. Видя нашу растерянность, спросил, сколько нас. Узнав, что всего четверо, махнул рукой, мол, не страшно. Отвел нас в бухгалтерию и мы оплатили две пешеходные экскурсии: одну на Алибек, другую - на Гоначхир, по пять рублей с рыла каждая.
Продуктами запасались тщательно, учитывая, что впереди - большой участок ненаселенки с двумя перевалами длиной в пять дней (учитывая резервные).
13-28 | 783,5 | 43,32 | 1288 повернули с трассы в ущелье Муху. В самом начале подъема - останки разломанного шлагбаума, видимо, бывшего кордона заповедника, ведь правобережье реки - территория заповедника. Дорога вполне проезжая, хотя и крутоватая. Местами едем, местами идем.
13-52 | 785,2 | 44,97 | 1396 поднимаемся по ущелью, дорога идет по правому (ор) берегу реки
- | 786,0 | 45,83 | 1452 перешли по мостику на противоположный берег реки
14-45 | 787,6 | 47,42 | 1644 дорога забралась высоко на склон ущелья серпантином, речка глубоко внизу
15-33 | 788,7 | 48,52 | 1784 крутой подъем по склону закончился, более или менее ровный участок
16-14 | 789,7 | 49,51 | 1868 поперек дороги - ручеек, впервые за долгое время
17-05 | 791,7 | 51,49 | 2132 справа от дороги - полуразвалившееся строение, кош
17-20 | 792,1 | 51,87 | 2164 дорога снова вышла к речке
- | 793,0 | 52,82 | 2264 кош у дороги, перешли на правы й берег.
- | 793,2 | 53,00 | 2300 по противоположному берегу (левому ор) пошла хорошо набитая тропа, а по нашему берегу пошла очень плохая дорога. Пошли пока по плохой дороге. Дорога тут же кончилась у коша, от коша пошла плохая тропа.
- | 793,6 | 53,42 | 2340 тропа вышла к речке и соединилась с первой
- | 794,1 | 53,85 | 2384 стали биваком в месте, где тропа уходит от речки
19 июля
8-00 | 794,1 | 0,00 | - | выход
8-37 | 794,9 | 0,77 | 2548 от места бивака в лоб лезли вверх по травянистому склону, по которому идут два следа от машины, ненакатанных, далее пошла тропа, каменистая среди травы
8-58 | 795,3 | 1,22 | 2632
9-20 | 795,9 | 1,83 | 2764 перевал Муху (Фото 6)
10-15 | 797,3 | 3,18 | 2300 тропа спустилась по осыпи, потом по склону ущелья, перешла на левый берег реки Малая Марка. Почти сразу тропа входит в сосновый лес, сначала редкий. Довольно живописное место (Фото 7).
Фото 7. В
ущелье р. Малая Марка
Воды нет, река внизу. Затем по густому сосновому лесу тропа круто спускается вдоль реки М. Марка.
- | 799,5 | 5,40 | 2080 вышли в долину р. Б. Марка, все еще в лесу, пошли по правому берегу
12-00 | 800,0 | 5,90 | 2024 вышли из леса на обширную поляну у слияния рек Б. и М. Марка. Очень красивое место, ХМН, ХМД. Устроили перекус с готовкой на правом берегу Б. Марки. На другом берегу кош, но там никого не было. Вышли с привала в 13-25. Далее тропа идет вдоль Б. Марки, несколько раз переходя с берега на берег. Везде в местах перехода - хорошие мосты.
- | 805,1 | 10,97 | 1552 тропа, шедшая по правому берегу, разветвилась, одна пошла дальше вдоль берега, а другая переходит по мостику на левый берег, там видны строения. Мостик довольно-таки дохлый, полузатопленный. Перешли по нему на левый берег в надежде найти мост через Аксаут, так как разведка показала, что на том берегу есть следы машин. Как потом выяснилось, можно было идти и по тропе по правому берегу, она выводит туда же - в Красный Карачай. Строения на левом берегу оказались первыми домами Красного Карачая, появилась дорога, привязали рюкзаки, едем по дороге, слева р. Аксаут. Переехали мост (на этот раз автомобильный) через Б. Марку на правый берег, где дорога соединилась с тропой, шедшей по правому берегу. Красный Карачай помечен на карте как нежилой, однако летом там есть люди - пастухи. Никаких магазинов нет, попытки найти прродовольствие, в частности, хлеб были безуспешны.
- | 806,1 | 12,04 | 1500 в 100 м от моста через Б. Марку - мост через Аксаут. От моста пошла типичная горная дорога, грунтово-каменистая, вполне приличная, вверх по левому (ор) берегу Аксаута (Фото 8).
Местами песчаные участки, глубина песка 2-3 см. Долина Аксаута очень красива: зеленые ровные луга, живописно разбросанные рощицы и отдельные деревья, все это окружено крутыми скалистыми склонами, вверх по ущелью открываются виды на снежные вершины и ледники (Фото 9).
Фото 9. В ущелье р. Аксаут.
На подъезде к началу подъема на пер. Алибек
- | 821,1 | 27,00 | - | дорога переходит на правый берег реки и круто поднимается на склон, потом идет более полого, снова приближаясь к реке.
- | 823,3 | 29,15 | 1652 стали биваком у дороги на месте старой вырубки леса, где дорогу пересекает чистый ручеек (в Аксауте вода мутная).
20 июля
8-56 | 823,3 | 0,00 | - | выезд
9-17 | 829,3 | 6,03 | 1808 проехали заброшенный поселок, потом строения, огороженные забором, у которого стояли уазик и Нива. Вероятно погранзастава, хотя шлагбаума нигде не видно. Проехали мимо, не увидев ни одного человека.
9-37 | - | - | 1824 доехали до р. Кти-Теберда, до этого проехали разрушенное строение, где отходила дорога влево
- | 830,7 | 7,39 | 1820 вернулись на 500 м назад и свернули с основной дороги на технологическую дорогу, ведущую вверх на склон правого берега р. Кти-Теберда к заброшенному руднику. Дорога серпантином круто взбирается на склон через пихтовый лес, состояние ее очень плохое, покрытие - крупные камни (Фото 10).
Фото 10. Тракторная дорога
на подъеме на пер. Алибек
Справа по ходу в каньоне крутым каскадом падает вниз р. Кти-Теберда.
10-42 | 832,4 | 9,11 | 2036 дорога подошла к мосту через р. Кти-Теберда, переходит мост и дальше поднимается по склонам ущелий рек Кти-Теберды, Аксаута и Джаловчат
12-14 | 834,3 | 11,00 | 2280 на крутом повороте дороги (дорога круто поворачивает влево вверх) вправо уходит набитая тропа траверсом по склону (Фото 11).
Фото 11. Траверс склона ущ. р. Джаловчат
Идем по тропе.
13-03 | 835,4 | 12,09 | 2332 тропа вышла из криволесья на травянистый склон ущелья реки Джаловчат. После последних деревьев прямо на тропе устроили привал с готовкой на последних дровах (Фото 12).
Фото 12. Тропа на подходе к
Зеленой гостинице
15-30 | 836,8 | 13,49 | 2272 тропа продолжает идти траверсом по склону ущелья. Справа внизу у реки - ровные травянистые площадки - Зеленая Гостиница. Вода в реке чистая. Дров нет, но при желании можно вернуться за ними в лес обратно по тропе полтора-два километра. Спустились с тропы и стали биваком на нижней террасе Зеленой Гостиницы (Фото 13).
Фото 13. Бивак на нижней
террасе Зеленой гостиницы
На террасе оказалась еще одна палатка: турист-одиночка жил там и ежедневно совершал вылазки на окрестные вершины и перевалы. Он сообщил нам, что позавчера (т.е. 18 июля) на первал Алибек проследовала группа велотуристов (!) из Черкесска. Однако они в тот же день вернулись, заявив, что перевал для велотуристов непроходим. Из этого рассказа мы поняли, что на перевале много снега. Обычно в снежные годы крутая осыпь (30 градусов) на спуске с перевала в сторону Домбая закрыта снежным козырьком (надувом), крутизна которого еще больше и без веревок его пройти трудно (по описанию сезона 1995 года требовались 1-2 веревки). турист подтвердил, что снега даже на подходе к перевалу много. На перевал он забирался, но к Домбаю не спускался.
21 июля
7-30 | 836,8 | 0,00 | - | выход. Вернулись на тропу, которая продолжает идти вдоль реки, появились первые снежники (Фото 14).
Фото 14. Подъем на пер.
Алибек от Зеленой гостиницы
Проходим с небольшими промежутками еще несколько террас Зеленой гостиницы, на которых также можно ночевать, однако они менее удобны, чем самая нижняя, на которой мы останавливались.
- | 838,6 | 1,80 | 2472 тропа уходит от речки вверх на правый, травянисто-каменистый склон (Фото 15)
Фото 15. Подъем на пер.
Алибек по травянистому склону ущ. р.
Джаловчат
слева по ходу водопад (Фото 16).
Фото 16. Водопад на правом притоке р. Джаловчат (фото временно отсутствует)
- | 838,8 | 1,98 | 2500
9-34 | 839,2 | 2,39 | 2600
- | 839,6 | 2,80 | 2700
10-30 | 839,9 | 3,08 | 2732 кончился подъем по травянистому склону, вышли на маленькую травянистую террасу, с которой открывается вид на перевал
- | 840,4 | 3,57 | 2800 неплохая терраска, есть места для палаток, вода. Дальше начинается путь по морене
- | 840,8 | 3,96 | 2900 продолжается подъем по морене. Справа пошел большой широкий снежник, морена сузилась до узкого языка (Фото 17).
Фото 17. Подъем по морене к
пер. Алибек
- | 841,1 | 4,34 | 3000 морена кончилась, подошли к большому снежнику, траверсируем его (Фото 18).
Фото 18.
Снежник на
подъеме на пер. Алибек
12-20 | 841,4 | 4,55 | 3165 снежник идет до самого верха. Еще одно подтверждение, что год выдался снежный: по описаниям снежник на подъеме небольшой, на самом деле он весьма обширный.
Вышли на перевал Алибек (Фото 19-20).
С перевала сняли записку туристов Ростова-на-Дону.
12-50 | - | - | - | выход с перевала. Как мы и ожидали, с восточной стороны осыпной участок был полностью закрыт снежным козырьком, крутизна которого, по нашим прикидкам, была никак не менее 60 градусов вместо 30 по осыпи. Высота крутой части козырька была около 20 м, далее снежник выполаживался. Мы рассмотрели идею - скатиться по снежнику вместе с велосипедами - и отвергли ее. Запасным вариантом был спуск по скальному кулуару, который проходил чуть южнее седловины перевала и выводил на пологую часть снежника. Разведка показала, что там вполне можно спуститься с применением элементов скалолазания, в том числе и с велосипедами. Но мы нашли еще один вариант, который и реализовали. Справа между снежником и скалами образовалась щель шириной 30—40 см и глубиной около 3 м. Мы спустились по этой щели, упираясь враспор одной ногой в снег, другой - в скалу (Фото 21).
Фото 21. Обход снежного
наддува на спуске с пер. Алибек
Спуск по пологой части снежника проблемы уже не представлял. Далее спуск идет по осыпи, потом траверсом по левому травянистому склону высоко над рекой. Справа открывается великолепный вид на ледник Алибекский (Фото 22).
- | 844,0 | 7,20 | 2140 тропа после длительного траверса по травянистым склонам высоко над рекой вошла в криволесье, где стала слабее, местами вообще терялась.
16-50 | 844,6 | 7,80 | 1940 вышли на лесную дорогу. Привязали рюкзаки, поехали.
- | 847,6 | 10,78 | 1740 а/л Алибек
- | 852,7 | 15,91 | 1512 Домбай - маленький поселок в заповеднике, в основном, обслуживающий туристов. Снова загрузились продуктами перед очередным уходом в ненаселенку. Выехали из Домбая по асфальтированной дороге, ведущей по ущелью р. Аманауз в Теберду (Фото 23).
Фото 23. Выезд из Домбая
вниз по ущ. р. Аманауз
19-35 | 859,8 | 23,00 | 1372 повернули с дороги Домбай - Теберда направо в ущелье р. Гоначхир на дорогу, ведущую в Сев. Приют (бывшая Военно-Сухумская дорога). Сразу после поворота - шлагбаум и маленькая будка - кордон заповедника. После длительных переговоров с охранником, в ходе которых были предъявлены все походные документы, включая и пропуск в погранзону, он нас зарегистрировал и пропустил. На прощание он поинтересовался, гды мы собираемся ночевать. Заподозрив подвох, я ответил, что вот он пусть нам и посоветует. Он сказал, чтобы мы ехали к пограничникам до Северного Приюта (17 км), там есть площадка, где можно поставить палатки. Поскольку ехать так далеко не входило в наши планы (поворот на Киче-Муруджу раньше), мы покивали головами и решили ехать до первого удобного места, где и остановиться.
- | 862,4 | 25,63 | 1512 от основной дороги вправо к реке спускается боковая дорожка, где она заканчивается небольшой площадкой. Стали биваком прямо на берегу.
22 июля
7-40 | 862,4 | 0,00 | - | выезд
- | 862,5 | 0,05 | 1520 выехали на трассу, поднимаемся вверх по ущелью (Фото 24).
Фото 24. Вверх по ущ. р.
Гоначхир
- | - | 10,05 | - | Слева от дороги - озеро Туманлыгель (Форельное озеро). До этого мы прочитали табличку, что на Форельном озере категорически запрещается останавливаться на отдых и ловить форель. Это в наши планы и не входило, мы только сфотографировались (Фото 25) и поехали дальше.
Фото 25. Форельное озеро -
Туманлыгель
9-01 | 873,6 | 11,20 | 1788 подъехали к мосту через р. Киче-Муруджу. По описанию В.А.Киселева тропа в долину р. Киче-Муруджу начинается метрах в 100 ниже (западнее) моста.
9-28 | 873,8 | 11,44 | 1792 вернулись на 100 м назад, поискали тропу, не нашли, вернулись к речке, идем на тропу от речки. Тропа начинается прямо от моста и очень круто взбирается по заросшему пихтами склону ущелья.
- | 874,3 | 11,90 | 1908 до этого места поднимались по этому крутому склону через лес челноками
11-00 | 875,0 | 12,60 | 2012 вышли из леса на травянистый склон, тропа стала пологой, но легче она не стала. Практически на всем протяжении до подножия перевала долина усеяна крупными камнями и валунами. Местами они поросли травой, Иногда встречаются просто каменные завалы (Фото 26), камни размером от 0.5 до 2 м,
Фото 26. Каменный завал на
подъеме по ущ. р. Киче-Муруджу
местами они заросли травой (Фото 27).
Фото 27.
Травянистый участок на подъеме
Тропа идет, в основном, далеко от реки, лишь иногда приближаясь к берегу.
- | 876,3 1 3,86 | 2052 тропа вышла к речке и здесь потерялась в камнях. дальнейший путь идет без тропы. В этом месте ущелье сужается и плавно изменяет направление с северо-восточного на юго-восточное
- | 876,5 | 14,14 | 2104 большой каменный завал, камни достигают размера 3 и более метров (“чемоданы”). Проходятся с элементами лазания (Фото 28).
Фото 28. Преодоление "чемоданов"
на подъеме по ущ. р. Киче-Муруджу
- | 879,0 | 16,60 | 2300 на протяжении небольшого пути встретились несколько моренных завалов, представляющих собой валы из крупных валунов и камней. Первый моренный завал
- | - | | - | 2316 второй завал.
- | 879,3 | 16,90 | 2336 третий завал.
- | 882,1 | 19,67 | 2556 стали биваком на маленькой терраске перед подъемом на скальный ригель, перегораживающий подход к ледникам (Фото 29).
Фото 29. Бивак перед
подъемом на ледник Киче-Муруджу
23 июля
7-45 | 882,1 | 19,67 | - | выход, километраж не обнулялся. Ригель обошли по ходу слева (по правому орографически склону ущелья) и по крупным камням стали подниматься на террасу, где находится полуразрушенный обелиск в память погибшего здесь летчика Карпухина (Фото 30).
Фото 30. Подъем на террасу
с обелиском летчика Корпухина
- | 882,7 | 20,28 | 2672 вышли на террасу с обелиском. От террасы, обходя небольшое озеро, поднимаемся по снежнику (Фото 31).
Фото 31. Снежник на
подъеме на пер. Киче-Муруджу
Фото 31а. Перед началом подъема по снежнику
Крутизна снежника достигает 30 градусов (Фото 32).
Фото 32. Крутой участок
снежнка на подъеме к леднику Киче-Муруджу
Подъем по снежнику заканчивается выходом на ледник Киче-Муруджу. Поверхность ледника пологая, полностью покрыта снегом, трещины закрыты, прохождение по леднику не составляет никаких проблем (Фото 33).
Фото 33. Траверс
ледника Киче-Муруджу
После ледника - крутой взлет по снежнику (33 градуса)
В самом конце подъема небольшой осыпной участок.
10-50 | 884,4 | 21,95 | 2992 перевал Киче-Муруджу. Спуск с перевала, по описаниям каменисто-травянистый, крутизной около 30 градусов, оказался полностью закрыт снегом с крутизной на вид еще больше. Спустились (частично съехали) по этому крутому снежнику и вышли на ледник Чауллучат (“Чё улучшать?”). Как и ледник с другой стороны, он оказался почти полностью под снегом, только местами уже показался лед да кое-где обоначились трещины.
12-30 | 885,8 | 23,39 | 2800 перешли ледник ближе к левому краю (Фото 34)
Фото 34. Спуск с перевала
Киче-Муруджу по леднику Чауллучат
Спустились к ледниковому озеру (фото 34а)
Обойдя озеро, остановились на бивак на его противоположном берегу, несмотря на раннее время - очень уж живописное место.
Фото 34а. бивак под ледником Чауллучат
Получилась полудневка. Устроили купание в талой воде и катание на льдинах на фоне ледника и перевала, с которого мы только что спустились (Фото 35).
Фото 35. Купание в
ледникоаом озере Чауллучат
Фото 35а. пляж у ледника Чауллучат
Поскольку ледник богат трещинами, Сергей поигрался с этими трещинами, как на леднике, так и внизу
Фото 35б.
Совет велотуристам: если вы идете по
леднику и вдруг почувствовали, что проваливаетесь в трещину, постарайтесь
расположить велосипед поперек трещины и держитесь за него
Фото 35в. Если вы все же провалились, выбирайтесь снизу
Не вздумайте всерьез воспринимать эти советы, это юмор такой.
24 июля
8-00 | 885,8 | 0,00 | - | выход. От озера круто спустились по тропе по левому склону, обходя слева скальный ригель, которым было подпружено озеро.
- | 886,4 | 0,59 | 2600 спустились по крутой осыпи на более пологий участок к еще одному озеру (Фото 36).
Фото 36. Спуск ко второму озеру
Есть удобные места для биваков. Дальнейший спуск идет по тропе траверсом левого склона высоко над рекой Чауллучат (Фото 36).
По этому склону, продолжая спускаться, перешли в ущелье р. Махар-су, в которую впадает р. Чауллучат и таже траверсом продолжали идти по левому склону, обходя прижимы.
10-44 | 890,2 | 4,37 | 2016 вышли к реке. В этом месте с противоположного берега реки на этот берег переходит дорога. Дорога очень плохая, давно неиспользуемая, заваленная камнями, практически непроезжая.
11-22 | 891,8 | 5,97 | 1920 слева в боковом ущелье - мощный водопад. Дорога идет то по одному берегу, то по другому, река непереходима, мостов и бревен (перекинутых по описаниям через реку) нет, идем все время по левому берегу, по которому продолжается тропа.
12-15 | 892,4 | 6,60 | 1764 привязали рюкзаки. Местами стало возможно ехать, хотя иногда встречаются каменные завалы, полностью засыпавшие и дорогу, и тропу.
13-40 | 900,3 | 14,50 | 1576 слияние рек Махар-су и Гондорай, образующих р. Учкулан - поляна Корт-Малы. Здесь расположена погранзастава, дорога перегорожена шлагбаумом, но к моменту нашего проезда все пограничники были, видимо, в столовой (время - обеда), у шлагбаума никого не было, проехали незамеченными.
Ботинки у Парамонова окончательно разлезлись (почти в таком же состоянии и велосипед, но он еще едет). По такому случаю устроили торжественные похороны (Фото 37). Нашли подходящий могильный камень, уложили на него покойников, а сверху зачем-то водрузили рога какого-то неизвестного животного. Что это символизировало, я так и не понял
Фото 37. Похороны ботинок парамонова
- | 902,5 | 16,70 | 1552 мост через реку Учкулан, переехали на правый берег.
- | 915,8 | 30,00 | 1440 первые дома Учкулана
- | 917,1 | 31,27 | 1388 начался асфальт
- | 922,2 | 36,40 | 1292 Учкулан - центр. Учкулан (в переводе на русский - "Три Ущелья") - районный центр - "столица" Малокарачаевского района республики. По традиции в Учкулане мало чем можно запастись в смысле продуктов, но выбора у нас не было: впереди длительная ненаселенка. Забрали в магазине всю имеющуюся тушенку (три стеклянных банки 0.5 л), которая потом при более внимательном рассмотрении оказалась соевой, пополнили запас макарон и круп. Сахара, масла, овощей и молочных продуктов не было и в помине. С трудом нашли хлеб. Глава учкуланской администрации зарегистрировал нас в своей книге и приянл живейшее участие в нашей хозяйственной деятельности. Он подарил нам полкруга домашнего сыра, еще кое-какие продукты и яблоки, а Парамонову - туристские ботинки взамен полностью изорванных им своих на предыдущих перевалах.
17-15 | - | - | - | выезд из центра Учкулана
- | 922,7 | 36,90 | 1284 выехали на трассу Карачаевск - Учкулан - Хурзук
- | 926,8 | 41,00 | 1384 въезд в Хурзук
- | 928,3 | 42,45 | 1400 свернули с трассы влево на дорогу, ведущую в ущелье р. Уллу-Хурзук. Река Уллу-Хурзук - мутная, вода по цвету и консистенции похожа на глиняную болтушку для обмазывания глинобитных стен. Ущелье узкое, мест для бивака, по крайней мере в начале, нет.
19-00 | 931,7 | 45,90 | 1540 стали на бивак, поднявшись по второстепенной дороге на большую террасу над рекой. Есть чистый ручей.
25 июля
9-02 | 931,7 | 0,00 | 1548 выезд с бивака
- | 932,0 | 0,25 | 1512 выехали снова на дорогу
11-25 | 940,0 | 8,33 | 1908 развилка дорог, вправо пошла вверх на склон основная дорога, ведущая в верховья р. Уллу-Хурзук. Левая дорога переходит по мосту речку и серпантином поднимается на правый (ор) склон ущелья. Поехали по этой дороге. На первом витке серпантина слева сарай, загон для скота, пустые. Сделав два витка серпантина, дорога идет траверсом склона ущелья.
12-45 | 942,2 | 10,48 | 2084 слияние рек Уллу-Хурзук и Битик-Тюбе. Здесь ранее, по описаниям, начиналась тропа по ущелью р. Битик-тюбе. Однако, как нам объяснил глава учкуланской администрации, в последние годы по указанию еще прежнего главы республики Хубиева сделали дорогу до минерального источника в верховьях реки и начали его благоустройство. Источник с температурой нарзана 18 градусов носит то же название, что и балкарский по ту сторону перевала - Джилысу (теплая вода). В балкарском, правда, нарзан потеплее - 22 градуса. Дорога вполне приличная, почти везде можно ехать, несмотря на крутизну, и совсем новая. Дорога вошла в ущелье Битик-тюбе высоко над рекой траверсом. Сначала она идет через лес, но вскоре лес уступает место травянистым склонам.
- | 945,5 | 13,80 | 2340 слева от дороги кош, есть вода питьевая, речка глубоко внизу. Впереди открывается все ущелье до конца, видны домики у источника (Фото 38).
Фото 38. Ущ. р. Битик-тюбе
на подходе к источнику Джилысу
- | 947,7 | 16,03 | 2452 доехали до источника Джилысу. Склоны уже полностью безлесные, впереди показался Эльбрус (Фото 39).
Фото 39. На подходе
к Джилысу впереди показался Эльбрус
Стали на бивак на свободной лужайке. Вокруг палатки и машины, источник, видимо, пользуется популярностью.
26 июля
7-40 | 947,7 | 0,00 | - | выход
- | 948,3 | 0,61 | 2616 кош
- | 948,6 | 0,89 | 2660 тропа поднимается вверх по склону, внизу, у речки, оборудованы места для палаток
- | 949,3 | 1,64 | 2816 шли по тропе по траверсу склона, дошли до оврага, в овраге тропу потеряли, забрались на крутой склон, покрытый травянистым кочкарником, полезли без тропы
11-05 | 950,5 | 2,83 | 3096 сначала без тропы,потом по тропе в лоб серпантином забрались на травянисто-каменистый пупырь, дальше тропа идет по гребню вверх
13-35 | 953,5 | 5,83 | 3680 перевал Балк-баши (Фото 40)
14-15 | 953,9 | 6,23 | 3440 спустились по крутой каменистой осыпи примерно 25 град крутизны, пошел более пологий участок
- | 954,5 | 6,80 | 3364 есть оборудованные места для палаток и маленький ручеек
- | 955,1 | 7,40 | 3280 тропа вышла на левый склон ледника высоко над ледником, идем траверсом (Фото 41)
Фото 41. Спуск с пер. Балк-баши
над ледником Уллу-Чиран
16-00 | 959,0 | 11,28 | 2772 спустились к речке Кызыл-кол недалеко от места брода в месте впадения в реку чистого ручейка. В самой реке вода - красно-коричневого цвета (отсюда и название реки - Красный ручей. течение в реке очень быстрое, вода во второй половине дня высокая, переправляться лучше с утра. Стали биваком.
27 июля
7-30 | 959,0 | 0,00 | - | выход
7-40 | 959,1 | 0,14 | - | перешли реку Кызыл-кол
- | 959,7 | 0,65 | 2812 забрались на край плато Ирахит-сырт
- | 961,5 | 2,46 | 2864 по старой заброшенной дороге поднялись на плато. Привязались. Едем по старой дороге по плато (Фото 42).
Фото 42. Спуск по плато
Ирахит-сырт
Дорога только отдельными местами проезжая, в основном бывшие колеи глубоко промыты (до 1.5 м глубиной) приходится ехать по травянистой целине, хорошо, что на спуск
10-05 | 966,8 | 7,80 | 2424 спустились с плато Ирахит-сырт, перешли снова вброд реку Кызыл-кол, здесь скорость течения значительно ниже.
- | 967,0 | 7,99 | 2416 начало подъема на перевал Каяшик
11-30 | 970,1 | 11,11 | 2652 перевал Каяшик
12-03 | 974,7 | 15,72 | 2268 конец крутого спуска с перевала Каяшик, кош
12-48 | 980,1 | 21,07 | 2236 небольшой спуск, потом опять подъем
- | 981,4 | 22,38 | 2256
13-15 | 983,2 | 24,17 | 2260
- | 984,7 | 25,69 | 2228 начало спуска
- | 991,1 | 32,13 | 1676 стали биваком на р. Харбаз
28 июля
10-00 | 991,1 | 0,00 | - | выезд
На подъеме от реки в Харбазском ущелье есть интересное место, прямо-таки природная смотровая площадка. С дороги она не видна, надо пройти метров 30, и открывается вид на живописные скалы (фото 43)
Фото 43. скалы в Харбазском каньоне
Здесь ущелье Харбаза очень узкое с обрывистыми склонами фактически представляет собой каньон (фото 44)
Фото 44. обрыв в Харбазский каньон
Если внизу от места, где дорога пересекает реку, пройти вниз по течению один-два километра, то можно полюбоваться каньоном снизу, изнутри, так сказать. Впечатляющее зрелище. В этот раз, правда, мы такую прогулку не совершали.
12-50 | 999,6 | 8,49 | 2298 забрались на верх Харбазского плато
Фото 45. На Харбазском плато
Харбазское плато невелико и фактически является окраиной большего по размеру плато Бечасын
14-10 | 1015,3 24,24 | 1296 турбаза “Долина Нарзанов”
14-48 | 1015,9 24,82 | 1288 после обеда на турбазе повернули вверх по р. Хасаут на место бивака
15-00 | 1018,1 26,98 | 1284 бивак по ту сторону р. Хасаут
29 июля
9-00 | 1018,1 0,00 | - | выезд
9-08 | 1020,2 2,14 | 1256 вернулись к мосту, начало подъема на перевал Шит-Джатмас
11-12 | 1027,0 8,89 | 1896 развилка на перевале Шит-Джатмас
11-37 | 1035,4 17,28 | 1400 спустились вниз к реке Кичмалка и с. Кичи-Балык
12-11 | 1039,8 21,65 | 1472 граница Карачаево-Черкесии. Отсюда до самого Кисловодска - непрерывный спуск по вполне приличному асфальту (Фото 43).
Фото 46. Спуск в
Кисловодск
12-57 | 1049,1 31,04 | 868 въезд в Кисловодск.
13-10 | 1054,0 35,93 | 800 Кисловодск, центр. Конечная точка маршрута.
Препятствие | Балльная оценка по МКВМ | Категория трудности | Максим. высота, м | Набор высоты, м | характеристика по горной классификации |
Определяющие препятствия |
|||||
пер. Муху |
6.54 |
5 |
2764 |
1476 |
н/к, тр. |
пер. Алибек | 9.78 | 5 | 3165 | 1345 | 1А, ос.-сн. |
пер. Киче- Муруджу |
12.60 | 5 | 3150 | 1358 | 1А, сн.-ос |
пер. Балк- баши |
12.53 | 6 | 3680 | 1596 | 1А, ос. |
Прочие препятствия |
|||||
пер. Каяшик |
3.18 |
3 |
2680 |
280 |
н/к |
пер. Харбаз |
2.22 |
2 |
2280 |
628 |
н/к |
подъем по ущ. р. Уллу-Хурзук |
3.15 |
3 |
2084 |
684 |
- |
пер. Шит- |
2.32 |
2 |
1900 |
540 |
н/к |
подъем по ущ. р. Аксаут |
1.58 |
2 |
1820 |
324 |
- |
подъем по ущ. р. Гоначхир | 1.21 | 1 | 1788 | 416 | - |
подъем по ущ. р. Теберда |
1.12 |
1 |
1280 |
420 |
- |
Категорирование препятствий и расчет балльной оценки их трудности проводилось с использованием алгоритма, основанного на методике категорирования велосипедных маршрутов (МКВМ), что позволило избежать ручных вычислений.
В соответствии с Единой Всероссийской спортивной классификацией маршрутов (ЕВСКМ) и МКВМ маршрут велопохода 5 к.с. должен включать не менее 2 протяженных препятствий (ПП) 5 категории трудности (к.т.) и 1 препятствия 4 к.т. На маршруте было пройдено 3 ПП 5 к.т. и одно 6 к.т. Таким образом, требования ЕВСКМ выполнены.
Общая сумма баллов за препятствия на маршруте составляет 56.23 балла. По условиям МКВМ в зачет идет 41.32 балла (ограниченно засчитываются баллы за препятствия низших категорий трудности) при необходимом минимуме 40 баллов, т.е требования МКВМ выполнены.
Ниже приводятся паспорта определяющих препятствий.
Первопрохождение вело: 1994, велопоход 5 к.с. группы велоклуба Орион, рук. В. Комочков
Общая протяженность подъема (прохождение с востока) - 12.4 км
- в том числе:
- каменисто-щебеночная горная дорога - 9.7 км
- конная тропа - 2.7 км
Коэффициент дорожного покрытия Кпк=1.49
Абсолютная высота:
Коэффициент абсолютной высоты Кв=1.45
Общий набор высоты - 1476 м
Коэффициент набора высоты Кнв=2.03
Крутизна (уклон) на подъеме (средн.) - 11.9%
Коэффициент крутизны Ккр=1.49
Балльная оценка трудности препятствия
КТ = Кпк*Кв*Кнв*Ккр=6.54
Категория трудности по МКВМ - 5
Общее время прохождения
Дорога на перевал начинается прямо из поселка Теберда, входит в ущелье р. Муху и идет вначале через густой лес по правому берегу реки. В самом начале подъема - останки разломанного шлагбаума, видимо, бывшего кордона заповедника, ведь правобережье реки - территория заповедника. Дальше никаких следов кордонов не видно. Дорога вполне проезжая, покрытие грунтово-каменистое. На протяжении 2.5 км до моста через реку крутизна подъема сравнительно небольшая - 6.5%. Затем дорога переходит по мосту на левый берег и круто взбирается на склон, река остается далеко внизу, крутизна подъема 12.1%, протяженность этого участка 2.7 км. После этого следует более пологий участок по склону длиной около 1 км, крутизна 8.5%. Потом дорогу пересекает ручеек, после него - опять крутой подъем, длина 2 км, крутизна 13.3%. Подъем выводит к полуразвалившемуся строению неизвестного назначения, после которого более полого (8.4%, 400 м) снова выходит к реке и круто (20%) на протяжении 1 км поднимается к кошу, переходя на правый берег. У коша дорога кончается. Тропа идет вдольреки еще 1 км (9.9%) потом уходит от реки и круто поднимается по травянистому склону до перевала (2 км, 21%).
Седловина перевала широкая, травянистая, есть полуразрушенный тур.
Спуск с перевала идет по крутой осыпи, затем по правому склону ущелья и выводит к реке Малая Марка, протяженность этого участка 1.3 км, уклон 34.4%. Почти сразу тропа входит в сосновый лес и по лесу продолжает спускаться по склону ущелья до р. Большая Марка (2.2 км, 9.9%), а еще через 500 м выходит на обширную поляну у слияния рек М. и Б. Марка. Далее тропа идет по берегу р. Б. Марка, несколько раз переходя с берега на берег, до п. Красный Карачай. Везде в местах переходов - хорошие мосты. Протяженность этого участка 6 км, уклон 9%.
По классификации горных туристов перевал - н/к, при восхождении и спуске локальных препятствий нет. Автономность низкая, при прохождении с востока - пос. Теберда, с противоположной стороны - нежилой пос. Красный Карачай, летом там есть люди, хотя магазина, почты и др. учреждений нет.
П. Протопопов. Отчет о велопоходе 5 к.с. по Кавказу, 2000.
В. Комочков. Отчет о велопоходе 5 к.с. по Кавказу, 1994.
Н. Смиренская. Отчет о горном походе 2 к.с. по Западному Кавказу, 1995
Павел Протопопов, 400078, Волгоград, а/я 2009, e-mail: bccl@mail.ru
18-19 июля 2000 г.
Первопрохождение вело: 2000, велопоход 5 к.с. группы велоклуба Орион, рук. П. Протопопов
Общая протяженность подъема (прохождение с востока) - 10.7 км
Коэффициент дорожного покрытия Кпк=2.28
Абсолютная высота
Коэффициент абсолютной высоты Кв=1.6
Общий набор высоты - 1345 м
Коэффициент набора высоты Кнв=1.69
Крутизна (уклон) на подъеме (средн.) - 12.57%
Коэффициент крутизны Ккр=1.59
Балльная оценка трудности препятствия
КТ = Кпк*Кв*Кнв*Ккр=9,78
Категория трудности по МКВМ - 5
Общее время прохождения
На большинстве карт подъем на перевал Алибек показан по тропе, ведущей из долины р. Аксаут по ущелью р. Джаловчат. На самом деле этот путь практически не используется, тропа давно не хожена и совсем заросла. Основной путь пролегает по старой рудничной дороге, идущей вверх от р. Аксаут по правому берегу р. Кти-Теберда, а затем по тропе траверсом склонов переходит в ущелье р. Джаловчат. На картах этот траверс не показан, тропа по ущ. р. Кти-Теберда ведет к перевалу Кичи-Теберда.
Подъем начинается от полуразрушенного строения, не доезжая 500 м до моста через р. Кти-Теберда. Здесь хорошо видна второстепенная тракторная дорога, ведущая влево на склон. Дорога серпантином круто взбирается на склон через пихтовый лес, состояние ее очень плохое, покрытие - крупные камни. Справа по ходу в каньоне крутым каскадом падает вниз р. Кти-Теберда. Через 1.7 км дорога переходит по мосту на левый берег р. Кти-Теберда и продолжает подниматься по склону. Лес на склоне постепенно мельчает. Протяженность подъема по дороге 3.6 км, крутизна 12.7%. После этого на крутом повороте дороги (дорога круто поворачивает влево вверх, отсечка 3.6 км от начала подъема, высота 2280 м) вправо уходит набитая тропа траверсом по склону. Начало ее хорошо заметно. Еще 900 м тропа идет траверсом по мелколесью, крутизна на этом участке небольшая - 4.8% и выходит из леса на склон ущелья р. Джаловчат. Впереди внизу, у реки, видны просторные травянистые лужайки - это первые террасы Зеленой гостиницы. Здесь - хорошее меесто для ночлега, ровные площадки, чистая вода, но дров нет. За дровами можно ходить назад по тропе до зоны мелколесья (1.5 км). Тропа продолжает идти над рекой по склону еще 1.8 км (крутизна 11.1%), минуя еще несколько террас Зеленой гостиницы, затем поворачивает влево и начинает круто подниматься вверх по травянисто-каменистому склону (1 км, крутизна 24.4%), после чего выполаживается и через 800 м (12.5%) выходит на травянистую террасу (есть места для палаток, вода). Здесь тропа практически заканчивается, начинается путь по морене (крупные и мелкие камни), протяженность подъема 700 м, крутизна 26% (15 градусов). Последний взлет перед перевалом полностью закрыт снегом, путь по снежнику 300 м, крутизна 53.2% (32 градуса).
Обычно, по описаниям, спуск с перевала в сторону Домбая идет по мелкой осыпи с крутизной верхней части около 30 градусов. Однако в годы со многоснежной зимой и холодной запоздалой весной (1995, 2000 гг) в июле с восточной стороны перевала сохраняется снежный надув с крутизной снежника в верхней части 50-60 градусов. Горные туристы в этом случае спускаются с навешиванием перил на ледорубах (1-2 веревки). Велотуристам (при отсутствии горного снаряжения) рекомендуется спуск по кулуару, идущему в 40-50 м правее седловины или по скалам на правой границе надува (в случае частичного вытаивания снежника). Протяженность спуска по скалам 150 м, уклон 67% (42 градуса). Снежник и осыпь через 1 км спуска (крутизна 50%, 30 градусов) выводят на моренный вал и далее накаменистую террасу. Далее тропа идет траверсом левого склона ущелья р. Алибек, постепенно спускаясь, и входит в зону криволесья, протяженность этого участка 1,6 км, уклон 38.5%, а через 800 м по лесу (уклон 30%) выходит на слабо накатанную лесную дорогу. Эта дорога мимо дома лесника через 2.8 км (уклон 5.8%) приводит к альплагерю Алибек.
По классификации горных туристов перевал имеет категорию 1А, при восхождении и спуске локальные препятствия - снежные поля и осыпи.
П. Протопопов. Отчет о велопоходе 5 к.с. по Кавказу, 2000.
Ю. Тарасова. Отчет о горном походе 2 к.с. по Западному Кавказу, 2-17.08.98, 400074, Волгоград, ул. Лавочкина, 6-61.
А. Михайлов. Описание перевала Алибек (горный поход 1 к.с., 07.1995)
Павел Протопопов, 400078, Волгоград, а/я 2009, e-mail: bccl@mail.ru
18-19 июля 2000 г.
Район: Кавказ
Подрайон: Западный Кавказ
Расположение: Даутский хребет
Границы: р. Клухор - слияние рек Махар-су и Гондорай с образованием р. Учкулан (поляна корт-Малы)
Первопрохождение вело: 2000, велопоход 5 к.с. группы велоклуба Орион, рук. П. Протопопов
Общая протяженность подъема (прохождение с северо-запада) - 10.6 км
Коэффициент дорожного покрытия Кпк=2.85
Абсолютная высота
Коэффициент абсолютной высоты Кв=1.59
Общий набор высоты - 1358 м
Коэффициент набора высоты Кнв=1.72
Крутизна (уклон) на подъеме (средн.) - 12.81%
Коэффициент крутизны Ккр=1.62
Балльная оценка трудности препятствия
КТ = Кпк*Кв*Кнв*Ккр=12,60
Категория трудности по МКВМ - 5
Общее время прохождения
При движении из Теберды или Домбая с основной трассы в месте слияния рек Аманауз и Гоначхир вверх по ущелью р. Гоначхир идет асфальтированная дорога (остатки Военно-Сухумской дороги). Эта дорога кончается у Северного приюта (погранзастава), дальше идет тропа на Клухорский перевал. Для подъема на перевал Киче-Муруджу надо свернуть с этой дороги, не доезжая примерно 3 км до погранзаставы (13.5 км от поворота). Ориентир: слева, прямо у дороги - оз. Туманлыгель. Через 1.1 км дорога по мосту пересекает р. Киче-Муруджу. Прямо перед мостом от дороги влево на склон, поросший лесом, круто взбирается тропа. Крутой подъем (крутизна 25.3%) на протяжении 500 м осложняется дополнительными препятствиями в виде вывороченных корней, поваленных стволов деревьев и ветвей деревьев, перегораживающих тропу. Целесообразен челночный способ подъема. Следующие 700 м тропа идет по более пологому и разреженному лесу (крутизна 14.9%) и затем выходит из леса на склон, представляющий собой нагромождение камней (размер от 0.5 до 1 м), заросших травой. Движение затруднено, велосипеды часто приходится перетаскивать через валуны и перепрыгивать большие промежутки между камнями. На протяжении 1.3 км тропа идет по такому склону с небольшим подъемом (3.2%) на значительном удалении от реки, после чего выходит на берег реки. В этом месте ущелье сужается и плавно изменяет направление с северо-восточного на юго-восточное, река низвергается каскадом по скальным уступам, а тропа круто взбирается по правому берегу (300 м, крутизна 18.6%) к первому каменному завалу, представляющему беспорядочное нагромождение крупных скальных обломков ("чемоданов") размером от 2 до 5 м. В завале тропа исчезает, дальнейший путь идет по склону ущелья через несколько моренных завалов, между которыми расположены небольшие террасы (длиной 30-50 м), до скального ригеля, перегораживающего ущелье. Крутизна на этом участке небольшая: 8%, но движение очень медленное, осложненное множеством мелких локальных препятствий. Общая протяженность этого участка от поворота с дороги до подножия скального ригеля 8.5 км. На его преодоление при относительно небольших наборе высоты (770 м) и средней крутизне (9.2%) затрачено 9 часов (средняя скорость менее 1 км/ч).
Подъем на ригель (500 м, крутизна 19%) выводит на террасу, где находятся обломки самолета и разрушенный обелиск в память летчика Корпухина. От террасы короткий подъем через каменный завал (камни размером 2-4 м) выводит к обширному снежнику (в обычные, менее снежные годы или в более позднее время здесь должны быть осыпи и скалы). Этот же снежник полностью закрывает и ледник Киче-Муруджу, расположенный под перевалом, и тянется практически до самого перевала. Протяженность снежного участка 1.6 км, средняя крутизна 19.2%, на подходе к леднику и в конце подъема крутизна достигает 55% (33 градуса). Время преодоления этого участка 2 часа 40 минут. В самом конце подъема - короткий (60 м) скально-осыпной участок с крутизной 50%.
Седловина перевала разделена посередине двугорбой скалой (хороший ориентир на подходе), переход - слева по ходу (севвернее) от этой скалы.
Спуск с перевала - по крутому снежнику (уклон 50%) на ледник Чауллучат (ледник почти полностью закрыт снегом, в другие годы открыт) и по леднику - к его левому краю в обход озера, расположенного прямо под ледником и подпруженного с противоположной стороны валом их камней. От озера - спуск длиной 600 м по крутой (33%) осыпи, кое-где поросшей травой к еще одному озеру. Есть удобные места для биваков. Дальнейший спуск идет по тропе траверсом левого склона высоко над рекой Чауллучат и через 3.8 км при уклоне
15.4% приводит к реке Махар-су. В этом месте с противоположного берега реки на этот берег переходит дорога, проложенная строителями ЛЭП из Абхазии. ЛЭП не действует, дорога очень плохая, давно неиспользуемая, заваленная камнями, практически непроезжая. По левому берегу реки продолжает идти тропа, периодически теряющаяся в каменных завалах. Через 2.5 км такого движения (при уклоне 11.2%) становится возможным ехать. Через 8 км дорога выходит на обширную поляну у слияния рек, образующих р. Учкулан. Здесь расположена погранзастава. Еще 20 км плохой каменистой дороги с незначительным уклоном приводят в районный центр Учкулан.
По классификации горных туристов перевал имеет категорию 1А, при восхождении и спуске локальные препятствия - снежные поля, каменные завалы и осыпи.
П. Протопопов. Отчет о велопоходе 5 к.с. по Кавказу, 2000.
В. Киселев (Уфа). Описание перевала Киче-Муруджу Центр., 1994, Электронная библиотека М. Мошкова.
В.Арсенин, Н.Бондарев, Э.Сергиевский. Горные путешествия по Западному Кавказу. М., ФиС, 1976, стр. 180-182 (краткое описание пути с З на В ), стр.170-171,182 (р.Чауллучат, р.Махар).
Павел Протопопов, 400078, Волгоград, а/я 2009
23-24 июля 2000 г.
Район: Кавказ
Подрайон: Центральный Кавказ
Расположение: Северные отроги Эльбруса
Границы: устье р. Битик-тюбе (р. Уллу-Хурзук) - р. Кызылкол
Первопрохождение вело: 2000, велопоход 5 к.с. группы велоклуба Орион, рук. П. Протопопов
Общая протяженность подъема (прохождение с запада) - 11.3 км
в том числе:
проселочная горная дорога - 5.5 км
туристская тропа - 5.8 км
Коэффициент дорожного покрытия Кпк=1.82
Абсолютная высота
начала подъема (устье р.Битик-тюбе) - 2084 м
седловины перевала - 3680 м
конца спуска (р. Кызылкол) - 2772 м
Коэффициент абсолютной высоты Кв=1.8
Общий набор высоты - 1596 м
Коэффициент набора высоты Кнв=2.10
Крутизна (уклон) на подъеме (средн.) - 14.12%
Коэффициент крутизны Ккр=1.82
Балльная оценка трудности препятствия
КТ = Кпк*Кв*Кнв*Ккр=12,53
Категория трудности по МКВМ - 6
Общее время прохождения
подъем - 9 ч. 45 м.
спуск - 2 ч. 25 м.
Подъем на перевал начинается недалеко от места впадения р. Битик-тюбе в р. Уллу-Хурзук. Здесь ранее, по описаниям, начиналась тропа по ущелью р. Битик-тюбе. Однако, как объяснил глава учкуланской администрации, в последние годы (1997-98 гг) по ущелью проложили дорогу до минерального источника в верховьях реки Битик-тюбе, что упростило подъезд к перевалу Балк-баши. От основной дороги, идущей по ущелью р. Уллу-Хурзук из поселка Хурзук к ее верховьям, на 12-м километре от Хурзука влево отходит второстепенная дорога, которая переходит по мосту на правый берег реки и двумя витками серпантина взбирается на склон ущелья. Качество дороги сносное, Покрытие грунтово-каменистое, практически везде можно ехать. Через 2 км дорога входит в ущелье р. Битик-тюбе и идет по правому склону высоко над рекой. На склоне участки леса чередуются с открытыми травянистыми местами. Противоположный, южный склон ущелья полностью покрыт лесом. Через 3 км лес кончается полностью на сереновм, а еще через 1 км и на южном склонах. Крутизна подъема по ущелью 8-9%. Вскоре после выхода дороги из последних островков леса (5.5 км от развилки) слева у дороги кош, есть вода. Еще 2 км по дороге приводят к минеральному источнику. В источнике - нарзан с температурой 18 градусов (несколько холоднее, чем в известном балкарском источнике Джилысу - там 22 градуса). Местные жители утверждают, что оба источника происходят от одного "корня", и карачаевский источник тоже назван "Джилысу". Над самим источником возведено каменное строение со стеклянной крышей и ванной внутри, в которуя выходит сильно газированная вода из источника. На стене - табличка с перечислением лечебных свойств воды. Вокруг источника местность благоустраивается: строится здание гостиницы, оборудованы места для палаток, установлены туалеты.
У источника дорога кончается. дальше подъем на перевал идет некоторое время по правому берегу реки, в 600 м от источника - последний кош, еще через 300 м тропа уходит от реки и начинает подниматься на травянистый склон ущелья. В этом месте внизу, на берегу реки оборудованы места для палаток. Дальше на протяжении всего подъема до перевала воды и приемлемых мест для ночлега нет. Крутизна подъема до коша 9.3%, после него до поворота тропы - 14%. Тропа поднимается на протяжении 1 км по склону (крутизна 22.3%) и приводит к узкому глубокому оврагу на склоне. Овраг переходится траверсом почти без потери высоты. На противоположном склоне оврага тропа разбивается на множемтво мелких овечьих тропок и при выходе на травянистый склон теряется совсем. Дальнейший подъем происходит в лоб на округлую травянисто-каменистую возвышенность произвольным серпантином без тропы, крутизна подъема с учетом витков серпантина 23.3%. Подъем по склону продолжается 1.2 км и выводит на гребень, где появляется слабая, местами исчезающая тропа. Дальнейший подъем идет по гребню сначала на юго-восток, потом на восток, трава уступает место осыпям. Подъем по гребню продолжается 3 км (крутизна 19.7%) и выводит на каменистую узкую седловину перевала.
Спуск с перевала идет без тропы по крутой осыпи (уклон вначале 40%, затем 35%) и через 1 км приводит к более пологой террасе. Здесь есть места для палаток и маленький ручеек. Отсюда спуск идет более полого и через 600 м (уклон 14%) приводит на левый край ледника Уллу-чиран. Дальнейший спуск идет по тропе на левом склоне траверсом высоко над ледником с постепенным выходом на моренные валы на левом берегу ледника и заканчивается у р. Кызылкол, вытекающей из-под ледника. Протяженность этого участка 3.9 км, уклон 13%. Воде в реке очень грязная и холодная, течение стремительное, вода катит крупные камни. В месте выхода к реке в нее впадает слева чистый ручей, есть оборудованные места для палаток. При дальнейшем движении в направлении балкарского источника Джилысу или перевала Каяшик переправу через реку Кызылкол рекомендуется производить рано утром по малой воде. От этого же места на левый склон поднимается тропа, ведущая на перевал Бурунташ и далее в ущелье р. Чемарткол, Чучхур и Худес, откуда можно выехать на трассу, ведущую в Карачаевск.
По классификации горных туристов перевал имеет категорию 1А, при восхождении и спуске локальные препятствия - снежные поля, каменные завалы и осыпи.
П. Протопопов. Отчет о велопоходе 5 к.с. по Кавказу, 2000.
Б. Бероев. Приэльбрусье. М., Профиздат, 1984, с. 176-177 (описание прохождения с В.)
Павел Протопопов, 400078, Волгоград, а/я 2009
25-26 июля 2000 г
Перевалы. Все высокие перевалы на маршруте интересны, каждый по-своему. С перевалов Муху и Алибек, а также на подходах к ним открываются отличные виды на горные хребты и вершины, Киче-Муруджу интересен обилием снегов и ледниками на подъеме и спуске, с Балк-баши в непосредственной близости видны ледники и снега Эльбруса.
Долина р. Аксаут Долина исключительно живописна, особенно в верхнем течении реки (фото 8 и 9). У реки - зеленые ровные луга, живописно разбросанные рощицы и отдельные деревья, все это окружено крутыми скалистыми склонами, вверх по ущелью открываются виды на снежные вершины и ледники. Здесь можно устроить базовый лагерь и делать экскурсии на близлежащие вершины и ледники.
Водопад в ущ. р. Джаловчат Расположен на правом притоке р. Джаловчат на высоте 2500 м. Высота примерно 40 м (Фото 16).
Ледник Алибекский | Очень красивый и большой ледник (Фото 22). Легко доступен для экскурсий и восхождений от а/л Алибек.
Озеро Туманлыгель (Форельное озеро) Живописное озеро в ущелье р. Клухор у Военно-Сухумской дороги (Фото 25).
Водопад в ущ. р. Махар-су Мощный водопад, расположен на левом притоке р. Махар-су в 7.5 км выше по течению от поляны Корт-Малы, хорошо виден с тропы.
Минеральный источник Джилысу (карачаевский) Температура сильно газированного нарзана 18 градусов, оборудована ванна для купания. Расположен в верховьях р. Битик-тюбе в 20 км от п. Хурзук.
Минеральный источник Джилысу (балкарский) Температура нарзана 22 градуса, оборудована ванна для купания. Расположен в среднем течении р. Кызылкол (Кызыл-су). В непосредственной близости от источника - водопад Султан на р. Кызылкол и долина Кара-кулак ("Долина замков").
Фото 47. В ущелье р. Харбаз
Каньон р. Харбаз Ущелье р. Харбаз в 3 км от ее впадения в р. Малка резко сужается и переходит в каньон с отвесными скалистыми бортами. Живописные скалы (Фото 47).
Долина Нарзанов 22 нарзанных источника в ущелье р. Хасаут. Турбаза с одноименным названием.
Велосипеды Использовались туристские велосипеды, собранные на базе рамы Старт-шоссе (555) с колесами 622 мм (700С), шины воронежские, 622х32. Навеска Shimano, от Tourney до XT. Система с горного велосипеда (три звездочки 48х40х24). На заднем колесе 7-8 звезд (28-11). Педали со стандартными туклипсами. Все участники имеют и маунтен-байки, но для сложных категорийных походов они менее пригодны.
Рюкзаки и багажники | Использовались рюкзаки производства велоклуба Орион , типа горных, но модифицированные для велопоходов с учетом перевозки на багажниках (короче и шире, с измененным расположением карманов), емкостью 90-120 л. Так называемые велорюкзаки (велобаулы) для велопоходов высоких категорий с большой долей пеших переходов малопригодны. Соответственно, применялись и широкие багажники (30х50 см) производства велоклуба Орион, рассчитанные на вес рюкзака до 30 кг.
Контрольные приборы Все велосипеды были оснащены велокомпьютерами с 7-9 функциями. Замеры высоты производились по велоальтиметру барометрического типа Avocet-50, он же использовался как барометр для контроля за изменениям погоды. Температура измерялась термометром пружинного типа, расположенным под багажником велосипеда.
Палатки Одна палатка, Sierra, - полусфера, производство - Октопус (Москва), вторая - стандартный домик, с тентом, производства велоклуба Орион - зарекомендовала себя более универсальной в резко различающихся условиях равнинной и горной частей похода.
Обувь У каждого участника было две пары обуви: велотуфли отечественного производства без шипов с наклеенной на подошвы резиновой защитой и туристские ботинки для пеших переходов с подошвами типа Вибрам.
Лагерное снаряжение Для приготовления пищи в безлесной местности и в заповеднике использовался безиновый примус "Огонек" проиводства Молдавии, на костре - тренога из титановых трубок (вес 100 г) - производства велоклуба Орион. Котелки - круглые, алюминиевые, емкостью 4.5 и 6 л производства велоклуба Орион.
Главные цели похода - изучение новых районов Западного Кавказа (южных участков Тебердинского и Даутского хребтов), первопрохождение новых для велопоходов перевалов: Алибек, Киче-Муруджу и Балк-баши и оценка их категории трудности - были осуществлены успешно. Кроме того, подтверждена исключительная привлекательность данного района для сложных велопоходов ввиду удобных подъездов к препятствиям, безопасной политической обстановки и живописнных ландшафтов.
Маршрут пройден без отклонений от планировавшейся нитки, некоторое опережение графика (на два дня) объясняется исключительно благоприятными погодными условиями в течение всего похода.
Маршрут в целом, а также его определяющие препятствия - перевалы Муху, Алибек, Киче-Муруджу и Балк-баши можно рекомендовать для использования при планировании велопоходов высших категорий сложности.
Отдельные участки маршрута (долины рек Большая Марка, Аксаут, Джаловчат и Махар-су) можно рекомендовать для включения в маршруты велопоходов более низких категорий (в т.ч и с детьми) вследствие их живописности и легкодоступности.
Ваши отзывы и вопросы пишите в нашу гостевую книгу (только ссылайтесь на страницу, о которой пишете - страниц много, а гостевая книга одна!)
на первую страницу
клубная информация
| походы | ПВД |
фотоальбомы | публикации |
клубные события |
соревнования | форумы
| ссылки
Сайт
велоклуба ОРИОН открыт 29.08.99
© 1999-2010 Велоклуб ОРИОН